Сие значение открывается, во-первых, в имени Мелхиседека, которое означает царя правды, – каковое название усвояют Мессии и пророки. 255 Во-вторых, в звании Мелхиседека, который был и царь, притом царь мира, и в тο же время священник Бога вышнего. Так и Христос есть князь царей земных 256 , князь мира 257 и в то же время архиерей великий прошедший небеса. 258 В-третьих, в роде или происхождении Мелхиседека, который представляется в сказании Моисеевом без отца, без матери, без родословия, не имеющим ни начала дней, ни конца жизни. Так и Сын Божий не имеет отца – по плотскому своему рождению, и матери – по предвечному рождению; род же Его кто исповесть? 259 Он есть сущий, и иже бе, и грядый. 260 Наконец, в том обстоятельстве, что Аврам, прадед Левия, дал десятину священнику Мелхиседеку, Апостол видит прообразование превосходства, которое возымело впоследствии над левитским священством Христово священство по чину Мелхиседекову, или новозаветные таинства над ветхозаветными обрядами. 261 Что побудило Авраама дать десятину царю Салимскому? Конечно, не царское достоинство Мелхиседека, ибо Авраам был сам победитель и избавитель царей, но благоговейное уважение к необыкновенному священству Мелхиседекову и к благословению именем Бога вышнего. Аврам сказал царю Содомскому: нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего…. (Ст. 22. 24). Почему Авраам с такою силою отклоняет от себя щедрость царя Содомского? Не по гордости, конечно, а по бескорыстию и миролюбию, ибо он мог опасаться, что Содомляне станут ему и даже захотят силою возвратить свою собственность, уступленную в первом порыве благодарности. Глава XV. Четвертое Богоявление Аврааму при таинственном обряде вступления его в завет с Богом Чем замечательно описываемое в сей главе явление Бога Аврааму? Сие богоявление само по себе замечательно во-первых, своею продолжительностью, ибо происходят целые сутки от одной ночи до другой 262 , во-вторых, – своею торжественностью и наглядностью, ибо патриарх не только во сне, но и в совершенно бодрственном и сознательном состоянии слышит голос Божий, беседует с Господом и ходит с ним, как с человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Татьяна У 25 мая 2014, 00:48 Для Зои. Если понятия: " плотской,душевный и духовный человек " трактовать не как " разделение людей " , а как состояния человека, стадии его духовного развития, то никакого противоречия православному миропониманию нет. Схиигумен Никон Воробьев подробно описал эти состояния (см.Письмо 260, (вот краткие выдержки): " Духовный человек тот, кто стяжал в себе Духа Святого, стал храмом Духа Святого. Вы есте храм Божий и Дух Божий живет в вас. (1 Кор. 3, 16). Как стяжать Духа Святого – об этом говорит и Евангелие, и, особенно подробно, Св. Отцы " ... " Состояние духовности дает человеку такие переживания блаженства, что ап. Павел выражается: нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим. 8, 18). " " Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием (1 Кор. 2, 14). Это мы видим на каждом шагу, ибо и мы сами, и окружающие нас не духовны, а душевны, находимся еще в ветхости. В лучшем случае сознаем себя такими, боремся, желали бы быть духовными, но недостаточно делаем для достижения этого " . " Плотский человек грубее, чем душевный, более материален, слабее верует или и вовсе не верует в Иисуса Христа, о духовном же не имеет никакого понятия. См. Галатам 5; 19–21 " . Татьяна Устинова 28 ноября 2013, 20:56 Максим, у меня тоже болел кот, отказался от еды - пыталась кормить и из рук, и из шприца - он всё выплевывал, вырывался - мало, что попадало внутрь. Возили каждый день в больницу, ставили " систему " , кололи витамины и лекарства... А он жутко боялся уколов и смотрел на меня так, как будто я его добиваю :( Оказалось, что у него слишком сильно увеличена печень, процесс необратимый. Кот был найден на улице, почему так заболел, не знаю. К сожалению, он не выжил. Сергей, рада за Вас, что вы не " юродивый на всю голову " . Вы написали, что Михаил кота " угробил " . Но ведь никто кота не выгонял на улицу, он остался в своем родном доме с людьми, которые должны были о нем заботиться. Еще неизвестно, только ли от тоски кот перестал есть, или он чем-то заболел, заразился. И как Михаил мог предвидеть, что произойдет? Не было его всего пару месяцев. А когда приехал - что он мог сделать? Может, и сделал бы, но не успел: кот в ту же ночь у него на руках умер.

http://pravoslavie.ru/64389.html

Я надеюсь, что мы все, работающие на радиостанции «Радонеж», ответственно относимся к служению слова и говорим, что называется, не «с потолка» – кому что в голову взбредет, но от Священного Писания и святых Отцов. Тем более, мы понимаем, что миряне не могут столько же времени уделять духовным изысканиям, посему и трудимся для вас и за вас, чтобы вам было легче постигать пути Истины. Сказано: «Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители?» ( 1Кор.12:29 ); и еще: «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем» ( Иак.3:1–2 ). Конечно, несмотря на все свои старания, не можем мы соответствовать тому, кем и чем мы должны быть. Сказано: «…чтобы нам показаться, чем должны быть… хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть» ( 2Кор.13:7 ). То есть подлинного соответствия – кем должны быть мы, священники, (учащие) по отношению к мирянам (учащимся), и кем должны быть лаики (миряне) по отношению к (клирикам) священникам, – мы здесь не достигнем. Но каждый, трудясь на своем месте: один – жертвуя на радио-эфир «Радонеж», другой – с усердием готовясь к передачам, третий – молясь за наше служение здесь, на «Радонеже», четвертый – внимательно слушая преподаваемое, – каждый исполним свое предназначение. Проблема иудеев заключалась в том, что все хотели быть и священниками, и пророками, и каждый искал награду более для себя, не понимая, что плод Закона, результат его изучения и была – как высшая награда – сама возможность считаться учащимся среди таких же учащихся. Как мы и прочитали у блаженного Иеронима Стридонского : «Он дал им закон… чтобы они в делах закона обнаружили плод ». «Плод» , то есть награда, и заключался в самой возможности участвовать в делах Закона, то есть созидать виноградник Божий. «Плод» Закона Божия – это и Сам Христос, встреча с Которым переживается при общении с Его Словом. Евфимий Зигабен пишет: «Плоды вышеуказанного виноградника – это соблюдение заповедей» 260 . Но и в этом случае исполненная заповедь уподобляет Христу, то есть приближает к Нему. А разве это не награда – оказаться близ Господа?

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Должно рассматривать ничтожество, бедность, греховность, падение человеческие, с одной стороны, с другой – величие Божие, неизреченную благость Спасителя, предавшего за нас на убиение Свое тело, на пролитие Свою кровь; неизреченную любовь Спасителя, питающего нас Своей Плотью и Кровью, этим питанием вводящего в теснейшее единение с Собой. От такого рассматривания и суждения себя является сокрушение сердца, приготовляется христианин к достойному принятию Святых Таин искренним сознанием своего недостоинства. Такое рассматривание себя изложено святыми отцами в молитвах ко Причащению, которыми отцы вспомоществуют нашему тупозрению и ожесточению, которыми они облекают души наши, как в брачные одежды, в смирение, столь возлюбленное Спасителю нашему. «Унижающий себя возвысится» ( Лк. 18, 14 ), – сказал Спаситель, – и «ядущий хлеб сей будет жить вовек» ( Ин. 6, 51 ). Иное значение имеет недостойное Причащение Святых Таин при произвольно и намеренно греховной жизни, при впадении в смертные грехи, при неверии и при зловерии. Причащающиеся в таком состоянии совершают преступление, навлекающее казни уже не исправительные, казни решительные, навлекающее вечную муку. 259 Преступление это равно преступлению, которое совершили убийцы Богочеловека, 260 осыпавшие Его поруганиями, ударявшие по ланитам, покрывавшие заплеваниями Его лицо, истерзавшие тело Его жестоким биением, гвоздями, распятием. «Кто будет есть, -» сказал великий Павел, – «хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против» «Тела и Крови Господней» ( 1Кор. 11, 27 ). Страшно «ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет» ( Евр. 10, 27–29 ). «Да испытывает же себя человек» ( 1Кор. 11, 28 ), да рассматривает себя, прежде нежели приступит к Святым Таинам, – и если он погряз в скверне греховной, да устранится страшного причащения, чтоб не навершить и чтоб не запечатлеть грехов своих самым тяжким грехом: надруганием над Святыми Таинами Христовыми, надруганием над Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Но чем более нравственно будет преуспевать дух человеческий и достигнет высшей чистоты созерцания, тем более нечистым увидит себя; потому что более чистый взгляд большее и замечает, неукоризненная жизнь порождает большую скорбь самоукорения, исправление нравов, и заботливая ревность к добродетелям умножают печаль и воздыхания. Ибо никто не может быть доволен тою степенью совершенства, до какой преуспел; и кто чище будет духом, тот скорее увидит себя нечистым, – тот более найдёт побуждений к смирению, нежели к возношению. И чем ревностней такой подвижник стремится к совершенству, тем яснее увидит, что ему бесконечно далеко остаётся до той цели, куда он стремится” 259 . Многие говорят, что они праведны, ссылаясь на слова Св. Писания: „всякий, рождённый от Бога, не делает греха”... Это должно разуметь не о всяком роде грехов, а только о грехах смертных. Кто не хочет удерживать и очищать себя от них, о том и молиться не должно, как говорит Апостол же Иоанн: „если кто видит брата своего, согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даёт ему жизнь, согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился” ( 1Ин. 5:16 ). А от тех грехов, которые называются грехами не к смерти, не могут быть свободны и самые верные рабы Христовы, с каким бы вниманием не охраняли себя от них. Ибо говорится: „аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас” ( 1Ин. 1:8 ), и ещё: „аще речем, яко не согрешихом, лжа творим Его, и слова Его несть в нас” ( 1Ин. 1:10 ). Поистине, невозможно и самим святым не впасть в те малые прегрешения, которые бывают в слове, в мысли, в желании, по неведению, по забвению, по какой-нибудь крайности, по нечаянному случаю. Хотя они различны от того греха, который называется грехом к смерти; однако же не могут быть безвинны и неукоризненны” 260 . „Посему, все святые, при ежедневном воздыхании, сокрушаясь о такой немощи своего естества, смиренно взывают: „не входи в суд с рабом Своим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих” ( Пс. 143:2 ). „Кто может сказать: я очистил моё сердце, я чист от греха моего” ( Притч. 20:9 ). „Нет человека праведного на земле, который бы делал добро и не грешил бы” ( Еккл. 7:20 ) 261 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Но кроме общего служения ангелов роду человеческому, есть еще особенное и частное служение их людям. Одним из чина ангельского вверены целые общества человеческие для хранения и благоуправления, другим поручено попечение в особенности о частных лицах, т. е. хранение и руководство в жизни тех или других из нас. § 44. Ангелы-хранители человеческих обществ Ангелы являются орудиями промысла Божия о целых человеческих обществах. «Они даются, учит православная церковь , для хранения городов, царств, областей, монастырей, церквей и людей, как духовных, так и мирских» (Пр. Испов. I ч. 19 вопр.). I. Учение об ангелах народоправителях или ангелах-хранителях отдельных царств и народов принято новозаветною церковью от церкви ветхозаветной. 259 В Откровения ясное удостоверение в бытии ангелов народоправителей находится в книге пр. Даниила (10 гл.). Пророк свидетельствует, что когда умножил он свои вопли и усугубил молитвы к Богу о прекращении бедствий иудеев, о совершенном освобождении их от ига персидского, было ему откровение (видение) великой силы. 260 Явился ему после его трехнедельных поста и молитвы ангел, вместе с ним двадцать один день ходатайствовавший пред престолом Всевышнего об освобождении иудеев от ига персидского, и возвестил откровение о дальнейшем продолжении истории народа Божия в связи с историей всемирных монархий и всего мира. Но при этом небесный вестник допустил пророка до созерцания невидимых споров в горнем мире. Он говорил, что молитва пророка была услышана с первого дня... « и я бы пришел по словам твоим (т. е. возвестить откровение воли Божией), но князь царства персидского стоял против меня двадцать один день; но вот Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остаюсь там при царях персидских. А теперь я пришел возвестить тебе, что будет с народом твоим в последние времена... Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем персидским; а когда выйду, то вот придет князь Греции... Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном Писании, и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, (точнее, – против них), кроме Михаила князя вашею»...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Что касается продолжительности болезни, то библейское определение ее – «семь времен» – понимается различно. Одни (Генгстенберг, Геферник, Кейль), исходя из того соображения, что семь – число полноты, и еврейское выражение «iddan» употребляется в книге пророка Даниила для обозначения времени вообще, – в смысле неопределенном ( Дан.2:8–9 ; Дан.3:5, 15 ), разумеют под «семью временами» период неопределенный, но вполне достаточный для вразумления и просвещения царя. Другие (Гитциг, Розенмюллер, Фюрст), ссылаясь на Дан.7:25 ; Дан.12:7, 11 , где выражение «время, времена и полувремя« определяется 1 290 или 1 260 днями, понимают «семь времен» в смысле семи лет. И, наконец, третьи (из древних отцов церкви Иоанн Златоуст и Ефрем Сириянин) принимают «семь времен» за 3,5 года. Подтверждением такого взгляда является свидетельство самого Навуходоносора о четырехлетнем перерыве в его царствовании. Дан.4:31 . По окончании же дней тех, я, Навуходоносор, воз­вел глаза мои к небу, и ра­зу­м мой воз­вратил­ся ко мне; и благо­словил я Всевышнего, восхвалил и про­славил Присносущего, Которого владыче­с­т­во – владыче­с­т­во вечное, и Которого цар­с­т­во – в роды и роды. Дан.4:32 . И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он дей­с­т­ву­ет как в небесном во­ин­стве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы про­тивиться руке Его и ска­за­ть Ему: «что Ты сделал?» Дан.4:33 . В то время воз­вратил­ся ко мне ра­зу­м мой, и к славе царства моего воз­вратились ко мне сановитость и пре­жний вид мой; тогда взыскали меня советники мои и вельможи мои, и я восстановлен на цар­с­т­во мое, и величие мое еще более воз­высилось. Дан.4:34 . Ныне я, Навуходоносор, славлю, пре­воз­ношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истин­ны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо. По свидетельству медиков, ликантропия не является неизлечимой болезнью. Подобно другим формам умопомешательств, она может проходить, и больному может возвратиться рассудок. Это и случилось с Навуходоносором. Ему вернулся разум, внушивший мысль о неестественности и неуместности гордости. Убежденный личным опытом в справедливости откровения ( Дан.4:14 ), он прославил величие покаравшего его Всевышнего и исповедал ничтожество пред Ним человека. Но в настоящем случае, как и ранее, выражения религиозного чувства характеризуют Навуходоносора как язычника. Они напоминают его обращения к Меродаху, которого он называет «господом богов», «князем богов» и приписывает ему власть над всеми людьми. В указе проглядывает свойственное большинству языческих народов верование в верховное Божество, управляющее судьбами всех народов и царств. Если же при всем том язык указа очень напоминает, как замечают экзегеты, язык некоторых псалмов и книги пророка Исаии ( Дан.3:10 ; Дан.4:31 ср. с Пс.144:13 и Дан.4:32 ср. с Ис.40:17 ), то это явление объясняется, как думают, тем, что он составлен не без влияния пророка Даниила.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Отвечаю: иные утверждали, что благодать и добродетель совпадают по сущности, но отличаются логически, [а именно] в том смысле, что мы говорим о благодати постольку, поскольку она делает человека угодным Богу, а ещё потому, что она сообщается как дар, а о добродетели – постольку, поскольку она дает нам возможность поступать праведно. Таковым, в частности, было мнение Мастера 259 . Но если внимательно присмотреться к природе добродетели, то с этим мнением согласиться нельзя, поскольку как говорит Философ, «добродетель есть некоторое расположение того, что совершенно, а совершенным я называю то, чье расположение наиболее соответствует его природе» 260 . Однако из этих слов со всей очевидностью следует, что добродетель вещи связана с некоторой существующей прежде нее природой, поскольку все располагается в отношении того, что приличествует его природе. Далее, мы знаем, что приобретенные посредством человеческих действий добродетели, как уже было сказано (55), являются расположениями, посредством которых человек правильным образом располагается в отношении той природы, в соответствии с которой он суть человек, в то время как всеянные добродетели располагают человека более возвышенным способом, к более возвышенной цели и, следовательно, в отношении более возвышенной природы, а именно – в отношении причастности к природе Божества, согласно сказанному [в Писании]: «Дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы чрез них соделались причастниками Божеского Естества» ( 2Петр. 1, 4 ). И в отношении достижения этой природы мы говорим о возрождении нас как сынов Божиих. Таким образом, как естественный свет разума есть нечто сверх определенных к этому естественному свету приобретенных добродетелей, точно так же и свет благодати, который является причастностью к природе Божества, есть нечто сверх полученных из этого света и определенных к нему всеянных добродетелей, по каковой причине апостол говорит: «Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе. Поступайте как чада света» ( Еф. 5, 8 ). В самом деле, как приобретенные добродетели сообщают человеку возможность следовать естественному свету разума, точно так же всеянные добродетели дают человеку возможность следовать по пути, приличествующему свету благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Книжник некий сказал Иисусу: «Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел». Он представляет тип людей, из которых одни не задумываясь, легко принимают закон Христов, а другие так же бездумно и легкомысленно идут в монастырь, чтобы стать монахами и быть со Христом, но скоро пугаются и отшатываются от тернистого пути, едва наступят на какое-нибудь терние. Потому Иисус предупредил этого книжника и сказал ему: «лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» 258 . Он хотел этим сказать ему: «Поразмысли хорошенько: тяжек путь, на который ты решаешься, как бы ты так же быстро не свернул с этой стези, как вступил на нее. Когда возлагаешь руку свою на плуг, намереваясь пахать, не озирайся назад» 259 . Мария Магдалина 260 , которую исцелил Иисус от семи бесов 261 , семи демонских страстей, была вдохновенной и бесстрашной последовательницей Христовой до Его смерти и после нее 262 . Это образец женского воодушевления и благодарности. Жены-мироносицы, все, как Мария Магдалина, служившие Христу, стояли на Голгофе во время Его страданий и ходили ко Гробу Его после Его смерти 263 . Блестящий пример преданности своему Учителю и Господу и блестящий пример женской храбрости, которому лишь позже последуют испугавшиеся апостолы. Два разбойника на своих крестах возле Христа, один раскаявшийся, а другой богохульник 264 , – типичные примеры двух категорий грешников: тех, что и перед смертью не каются, но хулят Бога, и других, что перед смертью раскаиваются во всех грехах своих. Мародерами были римские воины под Крестом Христовым. Не обращая внимания на Его Крестные муки, они спокойно решали, что им взять из Его одежд. И разделили между собой одежды Его, и о хитоне Его бросали жребий 265 . Типичный пример мародерства и сатанинской бесчувственности к страданиям ближних. Сотник стерег Иисуса, а когда увидел, что при кончине Христовой солнце померкло, земля сотряслась и камни расселись, воскликнул: «воистину Он был Сын Божий» 266 . Это был святой Лонгин 267 , впоследствии мученик за Христа – пример человеческой чуткости, проницательности и духовности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

10 . Ходи по земле твоей, дочь Фарсиса, как река: нет более препоны. 11 . Он простер руку Свою на море, потряс царства; Господь дал повеление о Ханаане разрушить крепости его 12 . и сказал: ты не будешь более ликовать, посрамленная девица, дочь Сидона! Вставай, иди в Киттим; но и там не будет тебе покоя. Стих 10-й рисует переполнение беглецами финикийской колонии Тартеса (Фарсиса) в Бэтии, в Испании, вследствие чего народонаселение этой колонии разливается, как полноводная река по всей Иберии или Испании. (Так Герлах). Между тем другие думают, что смысл 10-го стиха, что „дочь Фарсиса“, т. е. Тирские беглецы исчезают в волнах океана народов, как воды Нила исчезают в море после полноводья (Так Кей). Епископ Петр говорит, что этот стих означает рассеяние Тирян по всей земле. Стихи 11 и 12, по нашему мнению, предрекают уничтожение во всем мире власти потомков Ханаана. От них также отъемлется власть, как от царств Месопотамских, и также передается Яфетидам-Римлянам. Сначала теряют свою независимость все Финикийские города, кроме Тира; он один твердыня моря и владыка кораблей Финикийских; но он падает под ударами Македонян в 332 году до Р. Хр. Сила сынов Ханаана переносится на запад, в Утику и Карфаген и в Бэтис на Гвадалквивир, и к этому повидимому относятся слова пророка: „вставай иди в Киттим!“ Мы напомним, что слово Киттим, не только означает город Кипра Китиум, но имеет еще гораздо более обширное значение. В пророчестве Валаама в Чис. 24Киттим означает мир, лежащий на запад, тогда еще не известный, откуда приидут народы, которые смирят Евера. Они сами померкнут только перед звездой Иакова 922 . Но сказав сынам Ханаана: „иди в Киттим“, Исаия прибавляет: „но и там не будет тебе покоя“. Эти слова очевидно относятся к падению царств, основанных на западе в Киттиме. И действительно, избранные Богом новые властелины вселенной, Иафетиды, с 260 года начинают теснить „дочь Сидона“, „ушедшую в Киттим“, начинают по повелению Божию (ст. 12) „разрушать крепости Ханаана“. В первую пуническую войну Карфаген теряет Сицилию; во вторую преобладание в Средиземном море и часть владений в Испании, в третью Карфаген падает и царство и город окончательно и навсегда разрушены (150–146 до Р. Хр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010