Вся культурная, хозяйственная и финансовая деятельность городской думы была дезорганизована. Инициативу полностью взяли в свои руки добровольные общества и общественные организации граждан. Правительство Колчака, бросившее все силы на борьбу с Красной Армией, решением хозяйственных вопросов не занималось. К лету 1919 года главная группировка войск адмирала была разбита. Курс А.В. Колчака на реставрацию дореволюционных порядков привел к массовому партизанскому движению. Потерпев поражение, Колчак передал власть А.И. Деникину и атаману Г.М. Семенову. 14 ноября 1919 года в Омск вступили части Третьей и Пятой Красных армий и отряды сибирских партизан. Начались жестокие расправы над сторонниками царского режима. Советский период В конце 1919 года Омск находился в состоянии чудовищной разрухи. В городе свирепствовал тиф, который охватил все население: только в ноябре месяце в Омске гибло свыше ста человек в день. Умерших не успевали хоронить. Эпидемия отступила только к апрелю следующего года. В январе 1920 года новая власть национализировала всю недвижимость и переименовала около двухсот улиц. Начался трудный и продолжительный процесс восстановления городского хозяйства. В 1920 году начали свою работу несколько заводов: 1 механический «Сельский работник» (ныне – «Сибзавод»), плугостроительный, фабрика «Энергия», изготавливающая веялки и просушки, гидротехнический и 2 механический («Оммехлит»). Позже начала работу обувная фабрика, сдана в эксплуатацию Центральная электростанция. В целом же промышленность Омска в 1920-е годы была слаборазвитой. Она базировалась на старой, отсталой технике, в большинстве своем состояла из мелких предприятий. В 1925 году Омская губерния была ликвидирована. В соответствии с новым административным делением Омск стал окружным центром. В 1934 году Омск стал административным центром Омской области. К 1941 году Омск насчитывал более 260 тыс. жителей. В годы Великой Отечественной войны в Омск и Омскую область было эвакуировано около 100 промышленных предприятий, которые заложили мощный индустриальный потенциал города. За годы войны промышленность Омска выросла более чем в 4 раза.

http://drevo-info.ru/articles/2849.html

Вместо осмилетняго періода лунныхъ годовъ, первый вселенскій Соборъ установилъ для определенія дня празднованія Пасхи 19–ти летній періодъ, который гораздо точнее соответствуетъ действительному движенію луны. По этому періоду день празднованія Пасхи и доныне определяется въ православной Церкви. 242 Когда Пасха празднуется во вставномъ 13–мъ месяце луны, то она приходится прежде весенняго равноденствія: отъ этого и происходитъ разность съ теми, которые празднуютъ Пасху после весенняго равноденствія. 243 Προσττης, стоящій предъ судомъ гражданскимъ защитникъ Церкви, избиравшійся изъ мірянъ, — тоже что διος. 244 Высокопреосвященный Макарій, имея въ виду это место, такъ объясняетъ его смыслъ: «о Духе Святомъ справедливо можно выразиться, что Онъ есть отъ Обоихъ, отъ Отца и отъ Сына, но только въ разныхъ смыслахъ; есть отъ Отца, какъ имеющій съ Нимъ одну и туже природу и какъ отъ Него исходящій и посылаемый въ міръ; есть отъ Сына, какъ имеющій съ Нимъ одну и туже природу, какъ усвоившій отъ Него ученіе для проповедывавія людямъ и какъ отъ Него посылаемый и раздаваемый людямъ». Въ подтвержденіе такого объясненія Высокопреосвященный Макарій приводитъ слова Марка Ефесскаго, который говорилъ на Соборе Флорентійскомъ, что быть отъ кого нибудъ не значитъ непременно исходить отъ кого либо, или заимствовать бытіе, а употребляется и въ другомъ смысле, напр. въ смысле одинаковости свойствъ и природы, какъ напр. въ словахъ Спасителя: вы отъ міра сего есте, азъ несмь отъ міра сего (Іоан. 8, 23). Прав. Догмат. Богословія т. 1, стр. 254. 245 Подъ Пасхою Св. Епифаній разумеетъ страстную седмицу. См. ересь Авдіанъ (Твор. Св. Епифан., кн. 2, 1881 г. стр. 260). 246 Слово μασμαρϑ употреблено семидесятью толовниками въ 19 стихе 52 главы книги пророка Іереміи. Они оставили здесь безъ перевода еврейское слово , которое въ предшествующемъ, осьмнадцатомь стихе они же правильно перевели словомъ ιλαι, чаши, какъ перевели его и въ другихъ местахъ, напримеръ: Числ. 7, 13. 19; Исх. 38, 3 и друг. Причина, по которой LXX, переводя 52, 19 Іер., остановились въ недоуменіи предъ словомъ, значеніе котораго было имъ известно, и пожелали передать только звуки этого слова греческими буквами, заключалась, вероятно, въ томъ, что разбираемое слово они читали иначе, нежели какъ оно теперь читается въ еврейскомъ тексте. Въ ихъ кодексе слово имело такой видъ, что никакого определеннаго значенія переводчики не могли дать ему и потому ограничились передачею звуковъ непонятнаго слова греческими буквами, Тоже сделали переводчики и съ предшествующимъ словомъ тогоже стиха: вместо перевода они поставили греческія буквы πϑ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

255–260. Слич. если угодно. Православное Обозрение: 1881 г., т. I. 149. 1112 Говорим с 1848 г. хотя училище, как известно, открыто в 1844 году; потому что, по уставу, в Халкинское училище ученики принимаются отнюдь не свыше 4-го класса, и, следовательно, имея семь классов, школа не могла сделать первого выпуска с питомцев ранее 1848 г. 1115 κκλησιαστηκ λθεια, 1886, τυ 3, σελ. 220; 1888, 34, σελ. 269, 1889, 36, σελ. 281; 1892, 19 σελ. 145. Нужно оказать, что краткие ежегодные отчеты, печатаемые в этом журнале в июле месяце о Халкинской школе, не отличаются содержательностью и даже единообразием сообщаемых известий. Это просто наброски, а не данные официальные. 1116 Землетрясение, разрушившее Халкинское училище, описано в одной из газет в следующих чертах: «28 июня было роковым днем для Константинопольской патриархии. Разразившееся в этот день в Константинополе в ближайших к нему областях, страшное землетрясение нанесло непоправимый ущерб всему местному населению. Кроме множества, не редко древних исторических, монастырей, обратилась в развалины богословская семинария на о. Халки. Окончательное разрушение этой семинарии особенно опечалило свят. Синод и вселенского патриарха. В нынешнем (1894 г.) году в нем предполагалось ввести некоторые улучшения (вероятно по случаю юбилея училища), сообразные с требованиями настоящего времени, но Бог судил иное. – в нем не осталось теперь камня на камне Комиссия из членов священного Синода, с патриархом во главе два дни пробыла для осмотра бедствия на о. Халки, решила, покамест, немедленно извлечь из-под развалин семинарскую библиотеку (до 9.000 томов) Синод же определил всех учеников немедленно распустить по домам, прекратить занятия на целый год и изыскать средства для восстановления семинарии в течение этого времени (а на самом деле для такого восстановления потребовалось более времени) Церковный Вестник 1894, 32, стр. 509–510. 1123 «Халкинское богословское училище» (1844–1894 г.), статья из журнала Νεολγος (Церковные Ведомости, 1894, 37, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ваш Николай. Гоголь М. И., 1 октября 1835 260. М. И. ГОГОЛЬ. 1835. СПб. Октября 1-го. Поздравляю Вас, маминька, с днем вашего ангела и желаю вам всего, что может составить счастие Ваше на земле. Чтобы имели сколько можно менее беспокойства, чтобы бог благословил и наградил ваши попечения, чтобы дети Ваши, то есть все мы, были всегда послушны, признательны и почтительны и чтобы вы меньше задумывались и больше веселились. Я Вашими молитвами здоров и спокоен, прочее всё пустое и трынь-трава. Сестры тоже здравствуют и без сомнения будут писать вам поздравления. Передайте поклон мой Василю Ивановичу Чарнышу, Татьяне Ивановне и Анне Семеновне. Что она еще не вышла замуж? Но особенный поклон бабушке Марье Илиничне, а вслед затем тетушке Катерине Ивановне, которой скажите, что очень жалею, что до сих пор незнаком с моей сестрицей . Что же касается до любезной сестрицы Марии Васильевны, то я хотел ей написать особенно с присылкою кое-каких дамских аттрибутов, но отлагаю до другого времени и посылаю поклон, который да разделит она пополам между собою и мужем. Ваш покорный сын Николай. Да скажите пожалуста, какой плут полтавской почтмейстер, я право буду на него жаловаться. Мне были посланы отсюда две посылки, которые я должен был получить еще в июне месяце, а он ни об одной из них не объявил. Сделайте милость, поручите Павлу Осиповичу справиться. В одной из них находятся термометры, а в другой книги. Термометры оставьте у себя, а книги мне пришлите назад. Не дурно, если случатся у вас готовые пары три шерстяных чулок, присообщите к книгам. Гоголь и др. — Гоголь М. И., сентябрь-октябрь 1835 261. М. И. ГОГОЛЬ. 1835 года. Сентября . Дражайшая маменька! Честь имею вас поздравить со днем вашего ангела, желаю вам его провести как можно веселее. Как бы мне хотелось вас лично поздравить, но нужно не много, надеюсь, потерпеть, так богу угодно. Посылаю вам моей работы карточные щеточки. Я нашла братца гораздо лучше против прежнего, он очень пополнел. Уведомте меня, бесценная маменька, о вашем здоровье; что касается до меня, то я слава богу здорова. Вот уж 3-тий год, как я не была на ваших именинах. Прощайте, неоцененейшая маменька. Целую ручки бабушек, тетиньки. Сестриц, братца и племянников целую.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Во-первых, суммы попечительские в четырнадцатилетнее управление Высокопреосвященного Вениамина Иркутского епархией увеличились более, чем втрое. Так к концу 1873 года всех попечительских сумм банковыми и кредитными билетами было 57,260 р. 43¼ к., к концу же 1886 года их оказывается 187,239 р. 29¼ к. 68 . Сумма эта составилась частью из пожертвований. Так в мае месяце 1878 года вдова действ. статского советника, Агрипина Сергеевна Осипова, завещала Иркутскому епархиальному попечительству 5,000 рублей; в январе месяце 1885 года потомственная почетная гражданка Александра Никаноровна Портнова при письме к Высокопреосвященному Вениамину представила 50 тысяч рублей 5% билет государственного банка, на содержание устроенной ей при градоИркутской Харлампиевой церкви богадельни и, кроме того, 20 тысяч рублей таковыми же билетами в пользу бедных духовного звания и ведомства, с тем, чтобы проценты с них ежегодно выдавались всем призреваемым попечительством отдельно от сумм попечительских; частью из обыкновенных поступлений, как то: кружечных сборов, сборов, производимых членами по листам, штрафных денег и процентов с образовавшегося капитала; но более всего к быстрому увеличению попечительских сумм и увеличению пособий способствовали особые меры, предпринимаемые к тому Высокопреосвященнейшим Вениамином в разные времена. В январе месяце 1878 года Архипастырем дано предложение Консистории – чтобы половинную часть доходов от праздных мест помощников настоятелей и псаломщиков причты высылали в епархиальное попечительство, а весь остальной доход делили между священниками и псаломщиками в прежних размерах 69 . 1879 и 1880 годы были тяжелы для духовенства Иркутской епархии и требовали от попечительства чрезвычайных жертв. Во-первых, оба эти года были не урожайные; а высокая цена на хлеб подняла цены и на все жизненные продукты; во-вторых, пожар 1879 г., истребивший лучшую часть города Иркутска и поднявший цены на квартиры, оставил много и духовных лиц без крова и ухудшил положение многих вдов и сирот.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

Справка: По данным экстраординарным профессором Н.Г. Городенским и и. д. доцента священником Д. В. Рождественским объяснениям, – первый опустил в ноябре месяце 2 лекции по домашним обстоятельствам (о чём и предупредил своевременно письмом дежурного помощника инспектора Академии); второй же не читал лекций по болезни. Определили: Ведомость внести в протокол настоящего собрания для напечатания в академическом журнале. V. Отношение Правления Императорского Московского Университета от 24 ноября за 4015: «Вследствие отношения от 19-го сего Ноября за 592, —395— Правление Университета имеет честь уведомить Совет Московской Духовной Академии, что Правлением сделано распоряжение о допущении профессорского стипендиата Академии, кандидата богословия, Николая Кудрявцева и исправляющего должность доцента Академии Сергея Знаменского к пользованию книгами из Университетской Библиотеки, с отпуском книг на дом, в виду принятого на себя Советом Академии ручательства за целость и сохранность книг, коими будут пользоваться названные лица» Определили: Принять к сведению. VI. Отношения: а) Г. Председателя Тамбовского Окружного Суда, от 8 декабря за 1531, с уведомлением о получении возвращенного Советом Академии дела за – о хлыстах Попове и Ушаковой. б) Правления Императорского Новороссийского Университета, от 30 ноября за 6890, при коем возвращены принадлежащие академической библиотеке две рукописи под 151-а и 151-б содержащие слова Св. Исаака Сириянина. в) Г. Прокурора Московской Святейшего Синода Конторы, от 26 ноября за 3256: «Вследствие отношения от 19 сего ноября за 601 имею честь препроводить при сем в Совет Московской Духовной Академии на трехмесячный срок, для научных занятий экстраординарного профессора С. Смирнова , рукопись Московской Синодальной Библиотеки «Златоуст XVIII в. Чудова монастыря 260». Означенная рукопись на основании Высочайше утвержденного мнения Государственного Совета, распубликованного в 121 Собр. Узак. и Распоряж. Прав. 1905 г. и разъяснения Канцелярии Обер-Прокурора Святейшего Синода от 25 февраля 1906 года за 1667 отправлена почтою в ящике, о получении коей покорнейше прошу уведомить, при обратной отсылке рукопись должна быть укупорена так же, в каком виде она была получена, при чем расход по пересылке должен быть отнесен на счет Академии».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

30 авг. 1947 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) обратился к зам. председателя Совета по делам РПЦ С. К. Белышеву с просьбой передать для поклонения верующим мощи Новгородского еп. свт. Никиты из музея в Никольский собор. Однако это ходатайство не было удовлетворено. 29-30 янв. 1949 г. митр. Григорий совершил архипастырский визит в Новгород. За богослужениями в Никольском соборе ему сослужило все духовенство Новгородского окр. В том же году в позднейшей пристройке к собору после дорогостоящих отделочных работ была оборудована 2-престольная теплая церковь. 30 янв. 1950 г. благочинный Новгородского окр. прот. Николай Чернышёв освятил ее правый придел в честь иконы Божией Матери «Знамение». Он же 22 мая освятил левый придел во имя прп. Варлаама Хутынского. 12 июля в Валдае после ремонта была освящена ц. во имя апостолов Петра и Павла, в с. Юрьеве Окуловского р-на в том же месяце после ремонта освящена ц. во имя вмч. Георгия Победоносца. Благочинный Старорусского окр. прот. Иоанн Копылов 22 окт. освятил в Благовещенской ц. с. Порожки придел во имя мучеников Флора и Лавра, в с. Леохнове 12 нояб. освящен храм в честь Преображения Господня. В 1953 г. в Новгородской обл. было 40 действующих храмов, 7 из них нуждались в ремонте. Согласно докладу за 1955 г. уполномоченного Совета по делам РПЦ по Новгородской обл. Ф. В. Зайцева, на 1 янв. 1956 г. в области действовала 41 церковь (5 в городах, 36 в сельской местности); в 9 районах области действовавших церквей не было (ГАНИНО. Ф. 260. Оп. 13. Д. 83. Л. 36). Митр. Григорий не раз ставил вопрос «об условиях совершения богослужения в селах, отстоящих от ближайшего храма на громадном расстоянии», но его усилия не были поддержаны в Москве. Всего через 5 лет после победы в Великой Отечественной войне ему пришлось защищать священника-партизана Ф. Пузанова от публичных оскорблений со стороны председателя Солецкого горсовета ( Сорокин В., прот., Галкин А. К. Из наследия митр. Григория (Чукова): По мат-лам архива С.-Петербургской епархии//ВЦИ. 2006. 1. С. 249-250).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

И вот, если мы в наших Четиих-Минеях находим факты и отделы, которые Скаргой опущены, а свят. Димитрием изложены, то как мы можем отнести такое житие к заимствованным у Скарги? Проф. Пачовский утверждает, что Святитель при пользовании латинскими источниками нуждался в «посреднике». Но свят. Димитрий, как видно из его рукописей, прекрасно знал латинский язык – не только читал, но и писал на нем, – и ни в каких посредниках при пользовании латинскими книгами не нуждался. Поэтому не только новые факты и отделы, но и всё остальное содержание таких житий, хотя бы оно и совпадало с содержанием в книгах Скарги, справедливее относить к латинским первоисточникам, а не к Скарге. А произведенное нами детальное изучение и сравнение житий святых в Четиих-Минеях и в сборнике Скарги показало, что в каждом почти житии, которое проф. Пачовский относит к переведенным из Скарги, встречаются факты и подробности, которые Скарга опустил, а свят. Димитрий изложил 259 . Обратимся теперь к славянским источникам Четиих-Миней. Их было больше, нежели иностранных. По одним только ссылкам в Минеях видно, что в руках у Святителя находились почти все существовавшие в его время на юго-западе и в Москве печатные агиологические издания и немалое количество рукописей. Между последними важнейшее место занимают великие Четии-Минеи Московского митрополита Макария. Мы знаем, что Святитель имел возможность пользоваться всеми книгами этого замечательного собрания и поэтому влияние Макарьевских Миней должно было сказаться на всех частях его труда. Находящиеся при житиях ссылки на источники подтверждают это. Макарьевские Четии-Минеи встречаются здесь почти в каждом месяце, а при первой и второй книгах имя митроп. Макария, как составителя великих Четиих-Миней, указывается и в списках тех учителей, списателей, историков и повествователей, по которым свят. Димитрий составлял свои жития. Но в тех же списках, кроме Макарьевских Четиих-Миней, упоминаются и другие «рукописные Четьи». Заканчивая перечисление агиологов, Святитель говорит, что «достоверному списанию житий пособствоваху еще и инии многие книги», между прочим и Четьи рукописные, «возмогшие в сия времена у нас обрестися» 260 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Все здание, с переноской, стоит больше 200 ен, кроме личного труда христиан. К сожалению, квайдо несколько в стороне от больших улиц города, так что для незнающих довольно трудно найти ее. Общественная молитва — в субботу вечером в 10 часов, и в воскресенье утром в 11 часов. Читают, не поют. Собираются 10 человек. Проповедь в квайдо — в субботу и воскресенье, и в городе в двух местах: в (магистрате), где слушают: Захария — старшина городской и 6 чел. новых, и в училище, где слушают учителя. Выходит туда Андрей Ина, — раз в неделю по четвергам. Вообще новых слушателей человек 10. В год крестились 3 человека. Фурукава — город торговый, и потому здесь всегда время проповеди: по деревням же везде земледелие и разведение шелков. червя: в 6-м месяце очень заняты, и потому с 1-го до 20-го всех, ри за 1 !/г. В город ведет аллея великолепных сосен — на большом пространстве; вообще местность очень живописная. Квартиру дали в доме одного доктора христианина; сходил в ванну, чтобы от простуды полечиться. Зубы и вправду перестали ныть. 25 мая (6 июня) 1881. Понедельник. В Такасимидзу Целый день шел дождь, и из Такасимидзу никак нельзя было выбраться. Утром о. Матфей совершил крещение, в церкви, 6 человек. После мы вместе с ним отправили обедницу, за которой причащены были новокрещенные запасными Св. Дарами (ибо просфор не могли приготовить для Литургии); после — проповедь, говорить и слушать которую мешал рубивший по крыше дождь. После, перешедши в комнату к Никанору, расспрашивал о состоянии церкви, — то уже изложено выше. Тут же рассказали о двух церквах: в Цукитате и Мияно. Так как их проезжать не придется, ибо нужно свернуть в Санума, то о них здесь замечается. Цукитате, город, 260 дом., от Такасимидзу ри по большой дороге. Христиан 11 чел; 6 чел. из них — хорошие христиане, приходят часто в Такасимидзу к Богослужению. 4 христианина — охладели от недостатка учения и церк. управления там. Сегодня еще 2 чел. из Цукитате крестились, — всего там теперь 13 христиан. В Цукитате прежде всех проповедовал П.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Еще одним следствием поездки Государя Михаила Федоровича в Вязниковскую слободу стало «пожалование священникам слободского деревянного Казанского собора права ежегодно в день празднования в честь Казанской иконы Богоматери, 8 июля, приезжать к Государю со святой водой, освященной от чудотворной Вязниковской Казанской иконы Божией Матери. За эти приезды, длившиеся с 1641 по 1676 г.г., во время правления Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, они получали в пожалование анбурское сукно. К экономической заинтересованности Государей в Вязниковской слободе добавилось их идейное единство, еще больше укрепившее связь Романовых с Вязниками». Казанский собор упоминается в писцовых книгах Семёна Извольского 1653 г., где говорится, что у соборной Казанской церкви значится двор протопопов, 2 двора поповых, дворы дьяконов, пономарев и просвирницын, 3 двора церковных бобылей; в приходе двор прикащиков, 260 дворов крестьянских, 33 двора вдовьих, 34 двора нищих, пашни церковной середние земли по 30 чети в поле, пустошь Ореховка на речке Волчинке пашни по 15 чети в поле, пустошь Захарьинская за р. Клязьмой – пашни лесом поросло по 15 чети в поле, сена за р. Клязьмой у Выльских озер, у Деева истоку и у озера Керхи на поженке 50 копен, пустошь Махлацово – пашни худые земли по 10 чети в поле, сена на поженке Луховской 50 копен (владеют по государевой грамоте 147 г.). В 1640 г. Михаил Фёдорович приезжает в Вязники, чтобы лично принять участие в богослужении перед Вязниковской Казанской иконой. В 1642 г. Государь и Великий князь Михаил Федорович и его Благоверная царица, Великая княгиня Евдокия Лукьяновна вложили сребро-позлащенные напрестольный крест и кадило. В 1670-1674 г. строится каменная соборная церковь на деньги Великого Государя Алексея Михайловича, дворцовой казны, церковной казны и мирского подаяния. В писцовых книгах стольника Назария Засецкого да подъячего Тимофея Степанова написано: «в Вязниковской слободе начата Соборная церковь строением во 178 (1670) года июля во 25 день, а совершена во 182 (1674) г. в августе месяце. На построение ея пошло великаго государя Алексея Михаиловича дворцовыя казны 934 руб. и 1400 пуд. железа, церковной казны 264 руб. 75 коп. и мирского подаяния 473 руб., а всего та церковь стала опричь железа 1672 руб. 3 алтына 4 деньги да за написание деисусов и праздников отдано было 100 руб.». В 1682 г. царь Фёдор Алексеевич приложил небольшой золотой с алмазом наперсный крест, проезжая через город Вязники во Флорищеву пустынь (снял с себя). Позже крест был вделан в золотой венец чудотворной Казанской иконы Божией Матери. В 1690 г. (по другим источникам в 1688 или 1691 г.) было приложено Евангелие по указу Великих государей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей.

http://sobory.ru/article/?object=48635

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010