Поскольку Пётр был уязвлен троекратным отречением, то по воскресении Спаситель врачует его троекратным исповеданием. Сказано: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? ( Ин. 21:15 ). Так и ты от падающих требуй только любви. Ибо кто искренно любит, тот хотя и падёт, но скоро возвратится. 259. Комиту Асклепиаду Не будем пренебрегать истинными вдовицами, ибо весьма печётся о них Бог . Великого Илию послал Он к вдовице. А слезы вдовы наинской осушает Сам Владыка всяческих, Иисус: сжалился над нею и сказал ей: не плачь ( Лк. 7:13 ). Также и Иаков повелевает: Чистое и непорочное благочестие перед Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях ( Иак. 1:27 ). 260. Таксеоту Кекропию Если ты говоришь, что настоящий век – море, то с каким прибытком, о приобретении которого ты обязан позаботиться, переплывёшь море человеческой жизни и предстанешь Судии? 261. Пресвитеру Феодору Не оставайся в незнании Подателя чистоты, похвального дерзновения и бесстрашия. Пока действует Господь – будешь охраняем и соблюдаем от злоумышлений и житейских бурь, ограждаемый страшной, славной, блистательной Божественной благодатью и, никого не боясь, устрашаешь демонов и злых людей. Если же начнёшь тщеславиться и гордиться – отступит от тебя Господь, не захотев помогать тебе. И тогда познаешь свою низость, трепеща даже собственной тени и впадая в страсти телесные. Потому что оставленный Богом не смеет уже учить с дерзновением. 262. Знатному чиновнику Илье Ты расхитил прежде столько чужого имущества, почему же теперь, когда малая часть этого похищена у тебя сильнейшим, ты скорбишь, гневаешься и скрежещешь зубами. 263. Трибуну Софронию Господь, увидев твоё великодушие, руку, щедро отверзаемую всем нуждающимся, устроил всё так, что внезапно ты получил огромное наследство. И за это прославляем мы Бога. 264. Хартуларию Зоилу И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому ( Ис. 11:7 ), под этим обозначается Церковь , где и великие мира сего и подчинённые вместе управляются и питаются божественными догматами. 265. Блюстителю благочестия Герасиму

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

О духовном Иерусалиме, то есть о Церкви, написано: Иерусалим, устроенный как город, слитый воедино ( Пс. 121:3 ). Потому что все верующие составляют единое тело, единый дух, единое по нравам общество. Собираясь вместе, связанные союзом мира и любви, мы единодушно причащаемся дарований Святого Духа. 254. Навкратию Воплощение Господне названо светом, потому что Божья премудрость, зажегши свет, нашла потерянную драхму 61 . 255. Ему же Всё достойное спасения обретено, а то что недостойно по нераскаянности и ожесточению то, как сказано, не обретено. Ибо: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасётся ( Рим. 9:27 ), то есть: по избранию благодати, сохранился остаток ( Рим. 11:5 ), как говорит апостол о спасаемых верой. 256. Ему же Если бы спасались все, как ты говоришь, то почему же: Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых ( 1Кор. 9:22 ) и Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них? ( Рим. 11:14 ), некоторых, а не всех? 257. Ему же Некоторые называют пророков пчелами, а Божественное их Писание – ульем. Поэтому прекрасно послушать Соломона, который говорит: Ешь, сын мой, мед, потому что он приятен и сот, который сладок для гортани твоей ( Притч. 24:13 ). Он называет сладким медом чтение и изучение словес Духа. 258. Ему же Спрашиваешь, что означает написанное о Иосифе: и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца ( Мф. 1:25 ). Это означает, что он не знал, что Мария родит Бога. После же славного Рождества Христова, когда пастухи рассказали о явлении Ангелов, понял, что: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь ( Лк. 2:11 ), и слава в вышних Богу, и на земли мир ( Лк. 2:14 ) и прочее. 259. Мемориалию Каллимаху Письмена богодухновенного Писания можно назвать сотами, сокровенный же их смысл должно называть медом. 260. Децемвиру Павлу Вот я и дети, которых дал мне Господь ( Ис. 8:18 ), как говорит Спаситель устами Исаии. Потому что, как детям, Спаситель преподает святым столько, сколько они могут вместить и послужить другим, ибо перед совершенством Христовым все святые – дети. 261. Председателю Кириллу

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

А если не так, то как же, по-твоему, понимать это? Неужели, если ты окажешься в поле, где нет ни дома, ни двери, ты не сможешь помолиться тайно? И если окажешься на вершине горы, то неужели ты не сможешь помолиться? Спаситель наш показал, что Бог 249 ведает желание и сердца и ума, как написал Господь наш: Знает Отец ваш прежде вашего прошения у Него, в чем вы имеете нужду 250 . И пророком Исаией написано: Прежде нежели воззовут избранные Мной, Я слышу их; и прежде нежели они закричат, Я отвечу 251 . Еще Исаия сказал о нечестивых: Даже если вы умножите моление, Я не услышу 252 . Еще он сказал: Хотя бы они взывали в уши Мои громким голосом, не услышу их 253 . Это он сказал о ложной молитве, которая не принимается. Слушай все эти [слова] внимательно, и ты поймешь их значение. 11 . И еще иное слово Сказал там наш Жизнодавец, и к нему необходимо отнестись со вниманием, ибо Он сказал: Где двое или —60— трое собраны во имя Мое, там Я посреди них 254 . Что, по-твоему, возлюбленный мой, значат эти слова? Вот, наш Жизнодавец сказал: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. А если же ты один, то неужели не будет Христос с тобой? Вот, написано о верующих во Христа, что в них обитает Христос 255 . Этим [слово Писания] показало, что прежде чем соберутся двое или трое, то и тогда с ними Христос. Также и я мог бы показать тебе, что иногда вместо двух или трех бывает больше тысячи собрано во имя Христово, но Христа с ними нет; а бывает так, что человек один, и с ним Христос. Прекрасно и полезно слово, сказанное нашим Жизнодавцем, для слушающих его, ибо Он сказал: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Если человек соберет свою душу во имя Христово, то Христос обитает в нем, а во Христе обитает Бог 256 . И так будет тот один человек включать в себя трех: себя самого, Христа, обитающего в нем, и Бога 257 , что во Христе, как сказал Господь наш: Я в Отце и Отец во Мне 258 . И сказал: Я и Отец Мой – едины мы 259 . И еще Он сказал: Вы во Мне, и Я в вас 260 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Когда Адам увидел, что их так много, сказал: «Боже мой! Поместятся ли они на лице земли?» Бог сказал: «Адам! Я разделю их на четыре части: одна часть (будет находиться) в чреслах отцов, одна часть в утробах матерей, одна часть на лице земли, одна часть в лоне земли». Адам посмотрел на них и увидел, что иные из них слепые, иные – хромые, иные – сидни и сказал: «Боже мой! Почему Ты не сотворил их одинаковыми?» Бог сказал: «Адам! Я сотворил рай, сотворил и достойных войти в него; сотворил Я ад, сотворил и достойных войти в него: и теперь, Я сотворил хромых, чтобы имеющие ноги были благодарны, сотворил слепых, чтобы зрячие были благодарны». После того некоторую часть из них (Бог) поставил по правую сторону рая, а некоторую часть – по левую сторону ада 260 . Бог сказал: «Эти – в раю и не выйдут, а те – в аду и не выйдут». Еще в одном рассказе говорится, что (Бог) всех (будущих потомков Адама) послал в мир (сказав): «Идите, посмотрите мир и возвратитесь!» Они посмотрели мир, и большая часть в нем остались, а меньшая часть возвратились. Бог сказал: «Остальные где?» (Воротившиеся) сказали: «Остались в миру». Бог сказал: «Теперь идите в рай!» Они пошли в рай и некоторые из них остались там. Бог спросил (воротившихся): «Остальные где?» (Воротившиеся) сказали: «В раю остались». Рассказывают: оставшиеся в мире были неверующие, оставшиеся в раю были самые высшие верующие, а не принявшие рай были простые рабы. Бог сказал им: «Мир вы не приняли, рай не приняли, чего же вы хотите?» Они сказали: «Боже, нам Ты нужен!» Он сказал: «Вы желаете Меня, а Я пошлю вам большое испытание». – «Боже! Будешь ли Ты с нами, когда даруешь нам испытание?». Он сказал: «Буду». Они сказали: «Боже! Если Ты будешь с нами, когда даруешь нам испытание, то хотя бы Ты наложил на нас десять таких испытаний, мы (с покорностью) примем их». Сказал пророк, мир ему: «Из людей самым большим испытаниям подвергаются пророки, потом – святые и так далее». В предании рассказывается: когда милость Божья ему, отошел из мира, один почтенный человек, увидя его во сне, спросил: «Шейх! Как ты умер?».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Остаётся сказать только то, какое мнение имеет за себя более вероятия в данном месте. Приведённые выше (см. 4 гл.) основания говорят более в пользу понимания выражения: время, времена и половина времён – в значении годов, т. е. 3½ лет. В этом отношении особенно заслуживают внимания параллельные места Апокал. и прежде всего гл. 13. В этой главе говорится о страшном звере с семью головами и десятью рогами, с десятью диадимами на рогах и именами богохульными на головах. Зверь был подобен барсу, ноги у него как у медведя, пасть как у льва (1:2). У него были уста, говорящие богохульно, а дана ему власть действовать сорок два месяца. И он отверз уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить Его и живущих на небе. И дано было ему вести войну со святыми и победить их, и дана была ему власть над всяким коленом и народом, языком и племенем. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни Агнца, закланного от создания мира (5–8). Очевидно, что здесь изображается в высшей степени боговраждебная и богохульная деятельность того же врага, который под образом рога, воплотившего и сосредоточившего в себе всю боговраждебную силу, какая имела проявиться в монархиях, обозначенных под образом льва, медведя, барса и наконец страшного зверя, сосредоточившего в себе злую силу всех этих зверей, является в видении 7 гл. Между тем боговраждебная деятельность апокалипсического зверя определяется временем в 42 месяца, или равно в 3½ года. Это же число – 42 месяца обозначается в 11 гл. Откр. ст. 2, как время попрания святого города язычниками, а в 3 ст. той же главы заменяется числом 1.260, таким числом, которое в 12 гл. Откр. приравнивается прямо к определению времени выражением: время, времена и полвремени, как число по своей продолжительности прямо соответствующее продолжительности времени, определяемому этим выражением ( Откр.12:6:14 ). Но, придавая выражение время, времена и половина времени значение выражения определимого человеческой мерой в 3½ года, в то же время нельзя не применить в нём и преднамеренной неопределённости, заставляющей обращать внимание не столько на его определимое человеческой мерой счисления значение, сколько на значение мистико-символическое.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

Первородный грех – это отречение человека от Бога, непослушание Богу, то есть сознательный отказ от исполнения того плана, который Господь имеет о мире и человеке, отказ от Богом определенного порядка жизни, преступление Божия закона» (124). Из сказанного следует, что искушение Евы дьяволом является не причиной греха или поводом к его совершению, а подстрекательством ко греху, что само по себе уже является самостоятельным преступлением. Кстати говоря, и в современном уголовном праве подстрекательство к преступлению также является наказуемым деянием. Отметим, что дьявол из-за гордости первым согрешил среди бестелесных разумных существ – Ангелов, до появления человека. Он же первым согрешил и среди всех разумных существ, после появления человека, так как из-за зависти к блаженству человека способствовал его падению своими лживыми речами. Лев, папа Римский говорит: «диавол сначала сделался гордым, чтобы пасть, потом завистливым, чтобы вредить нам» (цит. по 43: 308). «Он (дьявол – П. В.) был человекоубийцей от начала...» ( Ин. 8: 44 ). При этом в обоих случаях дьявол соблазнил и других: вначале ангелов, которых увлек за собою, затем – человека (Еву). В Священном Писании сказано: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» ( 1Ин. 3:8 ). «…Дьявол… был создан от Творца добрым, но самовластно сделался изобретателем порока…» (святой Иоанн Дамаскин . 38: 182). «Грех – злой плод злого семени диавола... грех и беззаконие не Его (Бога – П. Д.), но диавольское изобретение и дело есть... начальник и изобретатель его (греха – П. Д.) есть диавол» (святитель Тихон Задонский . Цит. по 83: 237, 260). «Грех – это изобретение свободной воли дьявола» (архимандрит Иустин (Попович) . 76: 36). Дьявол и в дальнейшем не оставил своей преступной деятельности – подстрекательства (склонения) человека ко греху. Святые апостолы учат: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (апостол Петр. 1Пет. 5: 8 ); «…Лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света…» (апостол Павел. 2Кор. 11: 13,14 ); «Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было встать против козней диавольских…» (апостол Павел. Еф. 6: 10, 11 ); «Должны же мы, братья, наблюдать насчет своего спасения, чтобы лукавый, незаметно подкравшись к нам с обольщением, не отвратил нас от нашей жизни» ( апостол Варнава . Цит. по 43: 13).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Первородный грех – это отречение человека от Бога, непослушание Богу, то есть сознательный отказ от исполнения того плана, который Господь имеет о мире и человеке, отказ от Богом определенного порядка жизни, преступление Божия закона» (127). Из сказанного следует, что искушение Евы дьяволом является не причиной греха или поводом к его совершению, а подстрекательством ко греху, что само по себе уже является самостоятельным преступлением. Кстати говоря, и в современном уголовном праве подстрекательство к преступлению также является наказуемым деянием. Отметим, что дьявол из-за гордости первым согрешил среди бестелесных разумных существ – Ангелов, до появления человека. Он же первым согрешил и среди всех разумных существ, после появления человека, так как из-за зависти к блаженству человека способствовал его падению своими лживыми речами. Лев, папа Римский говорит: «диавол сначала сделался гордым, чтобы пасть, потом завистливым, чтобы вредить нам» (цит. по 120: 308). «Он (дьявол – П. В.) был человекоубийцей от начала...» ( Ин. 8: 44 ). При этом в обоих случаях дьявол соблазнил и других: вначале ангелов, которых увлек за собою, затем – человека (Еву). В Священном Писании сказано: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» ( 1Ин. 3: 8 ). «…Дьявол… был создан от Творца добрым, но самовластно сделался изобретателем порока…» (св. Иоанн Дамаскин ) (5: 182). «Он (грех – П. Д.) – изобретение свободной дьявольской воли» (св. Иоанн Дамаскин ) (5: 325). «Грех – злой плод злого семени диавола... грех и беззаконие не Его (Бога – П. Д.), но диавольское изобретение и дело есть... начальник и изобретатель его (греха – П. Д.) есть диавол» (свт. Тихон Задонский ) (цит. по 24: 237, 260). «Грех – это изобретение свободной воли дьявола» (архимандрит Иустин (Попович) (84: 36). Дьявол и в дальнейшем не оставил своей преступной деятельности – подстрекательства (склонения) человека ко греху. Святые апостолы учат: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» ( 1Пет. 5: 8 ); «…Лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света…» ( 2Кор. 11: 13,14 ); «Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было встать против козней диавольских…» ( Еф. 6: 10, 11 ); «Должны же мы, братья, наблюдать насчет своего спасения, чтобы лукавый, незаметно подкравшись к нам с обольщением, не отвратил нас от нашей жизни» ( апостол Варнава ) (цит. по 120: 13).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Keіlinschr. 118). В 4Цар.17 гл. рассказывается, что против Осии. царя израильского, выступил царь ассирийский Салманассар: и Осия стал платить ему дань; что Осия посылал к Со (или, может быть, Seveh – Сабакону?), царю Египетскому (Ср. Ис.18:2 ); но царь ассирийский взял Осию под стражу, заключил его в дом темничный и после трехлетней осады взял Самарию, «переселил израильтян в Ассирию и поселил их в Халахе и при Хаворе, реке Гозана, и в городах Мидийских», положив конец царству израильскому. В ассирийских надписях упоминается и о Seveh (Keilinschr. 156 u. w), и о дани, наложенной на Осию, о взятии Самарии и переселении ее жителей (Keilinschr. 158, 160, 162–4) 200 . – В Ис.20 говорится, что «в год, когда Тартан пришел к Азоту, быв послан от Саргона, царя ассирийского, и воевал против Азота и взял его», Господь повелел Исаии ходить три года нагим и босым «в предзнаменование об Египте и Ефиопии. Так поведет царь ассирийский пленников из Египта и переселенцев из Ефиопии, молодых и старых, нагими и босыми и с обнаженными чреслами в посрамление Египту». В соответствие этому царь Саргон в одной из своих надписей говорит о возмущении Азури, царя Азота, воцарении Ахимита вместо Азури, о новом возмущении, осаде Азота и взятии его, о том, что царь Мерое (т. е. Ефиопии), куда бежал Яман, поставленный азотянами вместо Ахимита, выдал Ямана и прислал послов просить о мире (Keilinschr. 260–261). В другой надписи Саргон говорит: «Hanno, царь Газы, вместе с Seveh, султаном Египта, вышел против меня при городе Рафии... Я обратил их в бегство. Seveh объял страх пред силою моего оружия: он убежал, так что не было видно и следа его. Hanno, царя Газы, я собственною рукою взял в плен. Я получил дань от Фараона, царя Египта и др.» (ibid. 258). – Далее, Сеннахерим в надписях своих рассказывает, что он нанес поражение при Altaku царям Египта и Ефиопии, которые хотели оказать помощь Езекии (ср. Ис.36:6; 37:9 ) и другим восставшим царям; что он, Сеннахерим, взял дань с Езекии – 30 талантов золота и 800 серебра и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

3. стр. 3). «Все доброе происходит из зла» (В. 3. стр. 225). «Всякое зло, причиняет добро» (В. 3. стр. 260) и т.д. 21 Это обстоятельство необходимо постоянно иметь ввиду, потому что некоторые явления, по существу злые, могут иметь вид добрых и наоборот; поведение например змея-искусителя в раю, как и все вообще соблазны по виду представляются как бы действиями доброжелательными, но они – зло, потому что исходят из злого источника. 25 Некоторые оптимисты в этом направлении заходят так далеко, что прямо утверждают: «зло есть одно из благодетельнейших установлений Божьих, источник совершенства и счастья людей» или: «Бог создал как зло, так и добро». (Von dem Ursprung und den Absichten des Uebels. Leipzig 1787 B. 3. Стр. 1. 3) но этого мало – эти положения они приписывают ведь Самому Иисусу Христу. «Христос, говорят они (там же стр.4), учил: «воробей не упадет на землю без воли отца нашего небесного, у вас же и волосы на голове все сочтены». «Но если воробей не может упасть без воли Отца нашего – рассуждает оптимист – то могли ли упасть без Его воли Мессина и Лиссабон? Если волосы на голове нашей сочтены, то неужели не должно быть также сочтено наше благо и горе, наше счастье и страдание? Здесь очевидно, оптимист хочет сказать, что существование в мире зла не противоречит Промыслу Божию. Но это иное дело. Мы об этом будем говорить подробно в свое время. Еще не удачнее у нашего оптимиста другая ссылка на учение Христа. «Никто, сказал Иисус, не может войти в дом сильного и расхитить его, если прежде не свяжет сильного». «Что это значит?» спрашивает оптимист и продолжает: Я хочу перевести его так: «Никто не может войти в дм Божий, в мир, и произвести в нем порчу, не победив Бога». «Верно? Но если теперь никто не может связать, победить Бога, следовательно, порча бывает, то ее произвел Бог». По поводу этого рассуждения нужно заметить: 1) что Иисус Христос говорил о царстве сатаны, а не о царстве Божием; 2) что в мире ничто и не происходит против воли Божией; а о попущении Божием, мы говорим далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

" Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает ее благословением; приходят от силы в силу, являются пред Богом на Сионе« ( Nc. LXXXIII, 7, 8 ). «Осмотри величественную духовную лестницу блаженств евангельских. На этой лестнице скачки невозможны: непременно должно восходить со ступени на ступень» (Еп. Игнатий Брянч., Аск. оп., ч. I, стр. 295). 259. Если Божьи Заповеди велят одолевать зло в самом себе, должен ли человек ради мира оставаться безучастным к борьбе добра и зла вокруг него? По учению и примерам Христа-Спасителя, св. апостолов и святых, христианин должен открыто стоять на стороне добра, когда на добро возстает зло. Было-бы противонравственным лукавством проявлять в таких случаях безразличие и непротивление, хотя бы под предлогом хранения будто бы мира. «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола« ( 1Uoah. III, 8 ). »Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; итак не будьте сообщниками их» ( Eф. V, 6, 7 ). 260. Человеку доступно видеть зло в собственной душе; по каким признакам возможно узнавать самодовлеющее зло вокруг нас во вненшем мире? Если зло бывает видимо в делах и событиях, то все-же его сущность не в телесной природе, а в вырождении духа. Начало зла в духовно-душевной области. Зло – в попрании всего духовнаго, вплоть до отрицания Божественной природы добра. Полностью зло воплощается в диаволе, в его нераскаянном возстании против Вседержителя. Поэтому пророки были безжалостны к злу ( 3Цap. XVIII, 40 ), святые ненавидели сатану ( 2Kop. II, 11 ). Вражду ко злу невозможно почитать злом. »... облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских» ( Eф. VI, 11 ). 261. Может ли сопротивление злу доходить до применения силы? Воздействие на личность, подчинившуюся злу, различно и определяется мерою необходимости: обращение в любви, чтоб вернуть к добру больную душу; убеждение, увещание, уговор; побуждение через добрыя душевныя свойства; принуждение; ограничение злой воли силою; отнятие телесной свободы.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010