Особое внимание святитель Кирилл Александрийский уделял также прообразовательному значению ветхозаветных жертв. Так, вслед за святым Иустином Философом , он говорит: «Остающиеся части тела жертвы сжигаются вне стана, ибо пострадал вне врат Христос ( Евр. 13:12 )... В жертвенном овне совершенном изображается Христос совершенный, имеющий святую жизнь... Затем то, что Он свят и священ весь, не имеет скверны и нечистоты, на это весьма ясно указывает омовение внутренностей жертвенного овна» 259 . Заклание жертвенного агнца вечером предызображало страдания Христовы, ибо, когда время приходило уже как бы к самому западу и едва не сокращался настоящий век, Единородное Слово Божие соделалось Человеком и претерпело заклание за всех 260 . Даже фимиам, приносимый в скинии, «был составной, потому что ведение о Христе слагается из двух сторон, так как Он есть вместе Бог и человек, – впрочем, из обоих один, Сын и Христос» 261 . Седьмое восхождение Моисея на Синай (Исх. 32: 30 – 33:11) Повествование об этом восхождении предваряется рассказом об истреблении участвовавших в служении золотому тельцу. При седьмом восхождении на Синай Моисей умоляет Бога помиловать его народ. Уясняя нравоучительный смысл данного отрывка, святитель Димитрий Ростовский говорит: «Молитвою Моисей удержал крепчайшую руку Господню, уже поднявшую меч и приготовившую стрелы и громы для избиения отступников. Бог хотел поразить – и не мог. Поэтому-то Господь и просил Моисея, чтобы он перестал молиться, говоря: оставь Меня, то есть пусти, не держи Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их ( Исх. 32:10 ). Вот видите: молитва так сильна, что связывает и укрощает даже гнев Всесильного, удерживает руки, поднятые для отмщения, и, как щитом, укрывает от гнева Божия» 262 . Тогда же Господь обещает послать впереди народа Ангела – Своего Единородного Сына 2 . После чего Моисей сооружает скинию собрания, где поучает народ. Восьмое восхождение Моисея на Синай (Исх. 33:12 – 23) При этом восхождении Моисей просит Бога Самому идти впереди народа и показать ему Свою славу. «И сказал [Господь Моисею]: Я проведу пред тобою славу Мою... сколько в состоянии видеть очи твои... и кого помиловать – помилую, кого пожалеть – пожалею ( Исх. 33:19 ), то есть не весь народ и не весь сонм. Лица Моего не можно тебе увидеть ( Исх. 33:20 ), потому что человек, увидев лице Мое, не может уже оставаться в сей жизни. Когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы ( Исх. 33:22 ). Расселиною камня именуется сонм сынов Церкви, которым дан духовный закон. И когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади ( Исх. 33:23 ). Этим иносказательно предвозвещается, что Церкви дано будет рукоположение священства. Ты увидишь Меня сзади – здесь говорится о вочеловечении Еммануила и возвещается лицезрение Того, Кто по Божественному естеству Своему невидим» 263 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Кроме того, оно имело и гигиеническую цель: соблюдение телесной чистоты в половых органах, а по мнению ученого Иудея Филона, предупреждение некоторых болезней в этих органах и усиление в мужчине способности к деторождению. 257 Между тем оскопление является средством к достижению состояния невозможности грешить и имеет целью лишить человека способности к деторождению. В Ветхом Завете, среди евреев, чадородие считалось знаком милости Божией к человеку, а неимение детей – величайшим наказанием за грехи ( Быт. 17:2,4,6 ; 1Цар. 1:6 ). Сам Бог, устанавливая обрезание, сказал Аврааму: «Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря» ( Быт. 22:17 ). Поэтому утверждать, что обрезание, как и оскопление, установлено с целью лишения способности к чадородию, в высшей степени странно и нелепо. Наконец, обрезание имело прообразовательное значение: служило прообразом крещения и имело место только в Ветхом Завете, в Новом же оно стало лишним и ненужным ( Гал. 6:15 ), почему и было отменено на апостольском со6оре ( Деян. 15:5–7, 10–11 ) 258 ; между тем оскопление, по учению скопцов, необходимо и теперь. 2) Затем, скопцы ссылаются на те места Св. Писания, в которых говорится о кажениках и евнухах 259 : а) «да не говорит евнух: «вот я сухое дерево»; ибо Господь так говорит об евнухах... «тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям: дам им вечное имя, которое не истребится» ( Ис. 56:3–5 ) и б) «дастся ему (евнуху) особенная благодать веры и приятнейший жребий в храме Господнем» (Прем. Солом. 3:14). 260 Но в первом месте Господь устами пророка призывает евреев, Свой избранный народ, ходить в заповедях Его, творить суд и правду, так как приближается время милости Божией к людям, когда все исполняющие заповеди Божии, даже каженики, т. е. люди отверженные, не допускающиеся в сонм Господень ( Втор. 23:1 ), получат спасение; мало того, последним дано будет в доме Божием и в стенах его место и имя славное и лучшее сравнительно с другими, потому что они, несмотря на всеобщее презрение из-за физического уродства и на лишение величайшего счастья для еврея – потомства, не озлобились, не противились Господу, а сохранили в своем несчастии покорность Ему и Его закону.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Что это? Греховное осуждение или отсутствие любви? Нет! Это не более, как вполне законное применение в жизни слов св. Апостола: «Какое может быть общение у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? или какое соучастие верного с неверным?» ( 2Кор. 6, 14–15 ). И преподобные отцы наши и матери – христианские подвижники и подвижницы – «осуждали» этот мир, во зле лежащий, самым фактом своего ухода из него. Они следовали призыву Слова Божия: «Выйдите из среды их и отделитесь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я прииму вас, и буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» ( 2Кор. 6, 17–18 ). А теперь, в переживаемое нами страшное время циничного и откровенного лютого безбожия, мы как христиане, верные Христу-Спасителю и Его Истинной Церкви, не можем не осуждать со всею решительностью безбожников и кощунников, лютых богоборцев, стремящихся искоренить во всем мире веру Христову и разрушить Святую Церковь – осквернивших Отечество наше и надругавшихся над нашими Святынями. Не можем мы не осуждать и всех тех, кто сотрудничает с ними, кто поддерживает их и содействует укреплению их власти, помогая им, тем самым, в их адских замыслах. Мы осуждаем слуг грядущего Антихриста и самого Антихриста... Неужели все это есть греховное осуждение, запрещаемое Евангелием, как пытаются убедить нас в этом современные умники – неохристиане, исполненные какой-то необыкновенной «сверхлюбви» и всеохватывающего «всепрощения»? Пусть не лгут они на Господа и на Его Святое Евангелие! Пусть не приписывают себе в своей фарисейской гордыне и самообольщении любви большей, чем имела ее Сама Воплощенная Любовь – Господь и Спаситель наш! А как надо правильно понимать изречение Господа: «Не судите, да не судимы будете!» это прекрасно объясняет великий Отец Церкви св. Иоанн Златоуст : «Здесь Спаситель не все вообще грехи повелевает не судить и не всем без исключения запрещает это делать, но тем только, которые, сами будучи исполнены бесчисленных грехов, порицают других за маловажные какие-нибудь проступки. Христос указывает здесь и на иудеев, которые, будучи злыми обвинителями своих ближних, в каких-нибудь маловажных и ничтожных поступках, сами бессовестно творили великие грехи» (см. том VII, стр.260).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Несмотря на то, что Христос сказал: «Царство Мое не от мира сего» 255 , – папа преобразовал Царство Христа, Его Церковь в мирское царство, светское государство. Начиная с V в. папство распространило миф о «двух мечах». Как говорил Бонифаций VIII в 1302 г., один меч – это символ духовной власти, другой – светской. Тот же папа провозгласил: «Ego Sum Caesar, ego sum imperator (Я – цезарь, я – император)» 256 . Иннокентий III (1198–1216) распространил другой миф, согласно которому папа – это солнце власти, а светский правитель – луна, освещаемая папской властью. Хотя Христос сказал: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» 257 , – папа хочет, чтобы все было его, все вместе с кесаревым. Хотя Христос прямо указывает на то, что следующие за Ним идут не к светской славе, но ко Кресту: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и следуй за Мною» 258 , – папа не ведет распинаемого к страданию, очищению, поскольку он хочет только славы, более всего же светской . Несмотря на то, что апостол Павел говорит: «Всякая душа да будет покорна высшим властям» 259 , – папа не желает быть покорным: он хочет, чтобы все были покорны ему как властелину мира. Каноны запрещают принятия духовенством светской власти . Об этом говорят 6-ой, 81-ый и 82-ой святых Апостолов, а так же 3-ий IV-oro Вселенского Собора. И, тем не менее, папа хочет иметь государство Ватикан и стать и религиозным, и политическим вождем. Вот что нам об этом говорит Никодим Агиорит: «Власть делится на две. Первая есть светская, которую Бог доверяет царям и правителям, другая же – духовная, которую Бог вверяет архиереям, направляющим души. Одна же противоположна другой: одна земная, другая небесная. Одна несет с собой мечи и смерть, другая кротко прощает и укрепляет. Поэтому-то Златоуст и использует для одной понятия царские, для другой – священства. Царь размышляет понятиями здешними, я же – небесными… Неправильно, если царь дерзает взойти на амвон, или архиерей править и быть опоясанным мечом, как и случилось это с двурогим гигантом Рима, я говорю с папой, который должен быт внутренне и по духу Архиерей, но хочет стать внешне и телом царем: освящать смерти, держать пастырский посох и нож для убиения. Смесь несмешанная и чудовище чудное!» 260 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/osuz...

Сатана побежден. Господь славы простирает руку свою и взывает: «идите за Мною, все мои святые 260 , умершие чрез древо, к которому он (Адам) прикоснулся, ибо вот чрез древо креста я опять восстановил вас всех». И собрались все святые под десницу Господню. Господь же, держа Адама за правую руку, сказал ему: «мир тебе и всем сынам твоим, моим праведникам!» Проникнутый глубоким чувством благодарности, Адам крепко лобызает Господа и благодарит Его громким голосом: «благодарю, Господи, Твое величие, Ты искупил меня, Ты не дал врагам моим радоваться надо мною, Ты вывел душу мою из ада преисподнего и избавил меня от нисходящих в ров. Воспойте Господу, все преподобнии Его, и исповдуйте память святыни Его, яко гнвъ въ ярости Его, и животъ въ воли Его» 261 . Тогда святый Давид воспел Господу хвалебную песнь, говоря: «воспойте Господу новую песнь, сотворившему чудное. Господь победил своею правостью и своею святою десницею. Господь возвестил спасение свое, пред лицем народов открыл правду свою». Все воинство святых воскликнуло: «слава всем святым Его, аминь, аллилуйя». Пророк Аввакум вспомнил прежде возвещенное им пророчество: «во спасение народа своего пришел Ты и во избавление избранных Твоих», и все святые подтвердили ему: «благословен, грядущий во имя Господне, Бог и Господь явился нам, аминь, аллилуйя». Затем пророк Михей стал прославлять Господа так же, как некогда на земле: «Кто Бог, якоже Ты? отъемляй беззаконія и оставляяй нечестія... Не удержа гнва своего во свиденіе, яко волитель милости есть. Той обратитъ и ущедритъ ны, и погрузитъ неправды наша, и ввержетъ въ глубины морскія вся грхи наша... якоже клялся еси отцемъ нашимъ во дни первыя» 262 . Все святые отвечали: «Он есть Бог наш во веки и в век века, Он управит нас во веки, аминь, аллилуйя». Так прославляли Господа все пророки и восхваляли Его, говоря: «Господи, Ты исполнил то, что возвестил в пророках и законе. Крестом твоим Ты спас живых и сошел в ад избавить нас от ада и смерти. Спаситель! Ты явил образ славы Своей на небе 263 и воздвиг знамя искупления Своего на земле, оставь же и здесь знамя победы Своей, чтобы смерть больше не владычествовала». Как бы исполняя просьбу святых, Иисус Христос простер руку Свою, сделал знамение креста на Адаме и всех святых Своих и, взяв Адама за правую руку, вышел из ада. Все святые последовали за ним. Главы 9-я и 10-я (25 и 26)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/o...

Для того чтобы благое дело и совершалось, как должно. «Страшное кичение, если кто думает, что ни в ком не имеет нужды, а надеется только на самого себя, как единственно способного присоветовать себе лучшее» (Св. Василий Великий . на 1 гл. Исаии). Поистине смешно и срамно в низком ремесле переходить непрестанно от учителя к учителю, а Божественное любомудрие о крестоношении, как что-нибудь маловажное, предоставлять себе самим (Св. Исидор Пелусиот . кн.1, п.260). Потому особенно убеждаю тебя, не следуй своему разумению, и без руководителя не вступай на такой путь, по которому ты никогда еще не ходила; иначе можешь скоро совратиться с правого пути, и подвергнуться падению или идти скорее, чем следует и утрудиться поспешным шествием, или замедляя на пути предаться усыплению (Блаж. Иероним. Послан. 1-е к Рустику). СТАВРОФИЛА. Никогда я не думала, чтобы такой беде подвергались те, кои с горящим духом ревнуют преуспевать на пути спасения, и собственное рассуждение никогда не казалось мне столь опасным. АНГЕЛ. Это происходило от твоей неопытности! Но сколь великое зло, хотя бы и в добром деле утверждаться на своем разумении, и не желать покориться Господу или служителям Его, это ясно показано было первоверховному Апостолу Петру. Услышав из уст Господа Иисуса Христа беседу о кресте и страданиях Его, он сказал: «будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» ( Мф.16:22, 23 ). Какой получил ответ? «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». Что же это? Тот, который прежде слышал: «ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» ( Мф.16, 17 ), внезапно слышит: «Отойди от Меня, сатана!» Что значит: «отойди от Меня»? … Ты желаешь указывать Мне путь? Желаешь давать Мне совет? Но лучше тебе следовать Моему изволению. Вот что значит: «отойди от Меня». Так Господь смирил прекословившего Ему Апостола, и назвал сатаной, потому что он хотел вести вождя, учить наставника и повелевать Господу своему (Блаж.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Так осуществляется простое послушание слову. Моя собственная жизнь, тот новый образ, который я ношу, остаются теперь без внимания. В тот самый момент, как я пожелаю его увидеть, я утрачу его. Теперь это зеркало для образа Иисуса Христа, в который я пристально вглядываюсь 450 . Последователь устремляет свой взор только на то, чему он следует. О том, кто в своем последовании несет образ воплотившегося, распятого и воскресшего Иисуса Христа, кто сделался образом Божиим, можно в заключение сказать – он призван к «подражанию Богу 451 . Последователь Иисуса является подражателем Бога. «Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные» ( Еф.5:1 ). 416 Bonhoeffer. Werke. Bd. 14. Illegale Theologenausbildung: Finkenwalde 1935–1937; München, 1996. S. 260. 417 Более подробно об этом см.: Kuske Μ., Tödt I. Vorwort der Herausgeber//Bonhoeffer. Werke. Bd. 4. Nachfolge. München, 2002. S. 7–17, здесь: S. 10–12. 418 См.: Feil Ε. Die Theologie Dietrich Bonhoeffers: Hermeneutik, Christologie, Weltverständnis. München, 1971, S. 182. 420 Здесь Бонхеффер обыгрывает два разных значения слона Gnade. В обыденном словоупотреблении оно означает милость, пощаду, в религиозном контексте – именно благодать. – Примеч. пер. 422 У Бонхеффера использовано не существительное das Christentum (христианство), а субстантивированное прилагательное среднего рода das Christliche (христианское). Поэтому русский перевод данного места, представляющийся неизбежным по стилистическим соображениям, по смыслу оказывается несколько более жестким и радикальным, нежели немецкий оригинал. – Примеч. пер. 424 Те. представителям швейцарской Реформации – последователям Кальвина и Цвингли. – Примеч. пер. 430 «...и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная». 431 «Мы же все открытым лицеи, как в зеркале, взирая на славу Господних преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа». 432 «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек». 433 «… потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу». Понятие μοωμα σαρκης – Христос как «истинное подобие человеческой плоти» – Бонхеффер анализирует также в своей лекции по христологии 1933 г. (см.: Bonhoeffer. Christologievorlesung//Idem. Werke. Bd. 12. Berlin 1932–1933. Gütersloh, 1997. S. 343–348).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sra...

Пребывание Церкви Христовой во все времена предсказано было еще в Ветхом Завете. Там она представлялась то под образом вечного потомства Давидова, то под образом царства, сокрушающего все другие царства и остающегося несокрушимым. Так о Давиде не раз говорится, что семя его во век пребудет ( Пс. 88:37 ; Ис. 9:6 ; Иер. 33:14–18 ; Лк. 1:32 ). У пророка Даниила, в его объяснении сна Навуходоносора, читаем: А что ты видел железо, смешанное с глиной горшечника, это значит, что они (цари четвертого, т.е. римского царства) смешаются через семя человеческое, но не сольются одни с другими, как железо не смешивается с глиной. И во дни тех царей Бог небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится и царская власть его не перейдет к другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно ( Дан. 2:43. 44 ). В Новом Завете Сам Спаситель возвестил Апостолам: созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей ( Мф. 16:18 ). Так как врата, по смыслу библейскому, означают вообще власть, могущество, а ад означает представителя самой крепкой и злостной силы 259 : то Церковь , созданная Господом по Его словам, не уступит никакой разрушительной, враждебной силе, но будет стоять непоколебимо и непрерывно. Равным образом, Сам же Спаситель обещал Апостолам: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28:20); еще: и Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век ( Ин. 14:16 ) 260 . Опять, следовательно,  Церковь Христова будет существовать до скончания мира. Ту же мысль о Церкви Своей Спаситель изобразил в притче о плевелах, которым жатва – кончина века ( Мф. 13:38–39 ), и в притче о неводе, который будут извлекать на берег при кончине века (Мф. 13:47–48). Апостол Павел рассуждает о святой Евхаристии таким образом: всякий раз. когда вы ядите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет ( 1Кор. 11:26 ). Это означает, что Таинство Евхаристии должно совершаться до второго пришествия Христова; а следовательно и Церковь Христова, в которой совершается сие Таинство, будет существовать также до скончания века.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Весь текст соткан из библейских цитат и аллюзий, и каждая из них работает на разъяснение мысли Павла. Есть два вида праведности: от закона и от веры. Перефразируя Лев. 18:5 («Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив»), Павел показывает, что первый вид праведности базируется на строгом соблюдении постановлений Моисеева законодательства. В этом законодательстве – самом по себе – нет ничего плохого: мы помним, что Павел называл его благим, святым и духовным. Но если за буквой закона люди перестают видеть его дух, за множеством нравственных и ритуальных предписаний не распознают их цель, за текстом ветхозаветных пророчеств не видят их исполнения, то закон теряет всякий смысл. Только праведность от веры может наполнить содержанием закон Моисеев, придать ему ценность и смысл. Особое внимание следует обратить на слова: «Если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься». Это и есть то самое «слово веры», которое Павел проповедует. По сути, он излагает здесь свой краткий символ веры , квинтэссенцию своей проповеди. 260 Все проповедуемое им учение сводится к этим двум истинам: Иисус – это Господь; Бог воскресил Его из мертвых. Путь к спасению начинается с принятия этих истин умом и сердцем. Но что значит исповедовать Иисуса Господом? He что иное, как верить в Его Божественность. И хотя в большинстве случаев он применяет имя «Бог» по отношению к Отцу, а имя «Господь» по отношению ко Христу, следуя характерному для древней Церкви словоупотреблению, 261 для него Христос – «Сущий над всеми Бог» ( Рим. 9:5 ). Что такое праведность от веры? Она вовсе не представляет собой некий новый нравственный кодекс, принципиально отличный от предлагаемого законом Моисеевым. Описывая эту праведность, Павел вообще не обращается к сфере нравственности: он говорит лишь о вероучении. И предлагает очень простой символ веры , состоящий из двух пунктов: устами исповедовать, что Иисус есть Господь, а сердцем веровать, что Бог воскресил Его из мертвых. 262 Такое исповедание спасет всякого уверовавшего, будь то иудей или эллин.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Таинство священства . Понятие о сем таинстве. Видимая сторона сего таинства. Невидимые действия таинства. Степени священства. Непрерывность священства. Свидетельства древних отцов. Опровержение возражений. Понятие о сем таинстве «Священство есть таинство, в котором Дух Святой правильно избранного через рукоположение святительское поставляет совершать таинства и пасти стадо Христово» (Катихиз.). Невидимые действия таинства Невидимые действия таинства священства состоят в том, что по молитве через святительское руковозложение Дух Святой поставляет рукополагаемого на степень священства и сообщает ему необходимый для служения и соответствующий степени священства благодатный дар. 259 «Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас (руками апостолов) блюстителями (πισκoπoυς), пасти Церковь Господа и Бога» ( Деян.20:28 ). «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству (предшествовавшему избранию, – ср. 1Тим.1:18 ), с возложением рук священства» (τo πρεσβτεριου 260 1Тим.4:14 ; 2Тим.1:6 ). Апостол, давая наставления и поручения Тимофею, своему преемнику, напоминает ему о том, что тот имеет к исполнению данных поручений внутреннюю благодатную силу, сообщенную ему через видимое рукоположение пастырей Церкви (во главе с апостолом: «через мое рукоположение» – 2Тим.1:6 ). «Напоминаю тебе возгревать дар Божий, т.е. благодать Духа», – объясняет святой Иоанн Златоуст , – «которую ты принял для предстоятельства в Церкви, для знамений и всякого служения, потому что от нас зависит и погашать и воспламенять ее… От беспечности и лености он (дар) угасает (ср. 1Фес.5:19 ), от внимания и усердия воспламеняется; он есть в тебе, но ты доставляй ему больше силы, т.е. исполняй его крепости, радости, веселия; стой мужественно». 261 Непрерывность священства. Господь Иисус Христос по Своему обетованию ( Ин.14:16 ) ниспослал на апостолов Святого Духа, поставившего их на иерархическое служение. Апостолы поставили преемников, через которых непрерывно течет благодать Христова, Святым Духом подаваемая. Где нет священства, непрерывно восходящего до апостолов, там нет Церкви Христовой, там нет благодати Божией и, следовательно, спасения. В Церкви Христовой течение благодати прерваться не может, так как слово Божие истинно и неизменно: «и Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» ( Ин.14:16 ; ср. Ин.14:26 ). «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» ( Мф.28:20 ). «Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее» (παρβατoν – ненарушимое, постоянное, вечное – Евр.7:24 ). Церковь православная всегда имела у себя пастырей, законно рукоположенных и восходящих до апостолов, через непрерывное иерархическое преемство. 262 Свидетельства древних отцов

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010