Стены у алтаря украшены мозаикой, составленной из различных пород мрамора. Через двенадцать лет после постройки здания блаженный епископ отправил в Италию, в город Болонью, пресвитеров за мощами святых Агриколы и Виталия, которые, как нам точно известно 258 , были распяты во имя Христа, Господа нашего. 17. Супруга Намация построила за стенами города базилику в честь святого Стефана. Желая украсить ее цветными росписями, она взяла книгу, развернула ее на коленях и, читая старое писание его деяний, давала наставления художникам, что им изображать на стенах. Но однажды, когда она так сидела в базилике и читала, пришел какой-то бедный человек помолиться и увидел ее. Так как она была одета в черное платье – ведь она была уже немолодой, – он подумал, что она из бедных, достал краюху хлеба, положил ей на колени и ушел. Она не пренебрегла даром бедняка, который не знал, кто она, приняла его дар с благодарностью и сберегла. Этот хлеб она предпочитала своей пище и употребляла его каждый день, при этом молясь до тех пор, пока не съедала его весь. 18. И вот Хильдерик 259 вел войну под Орлеаном 260 , а Одоакр с саксами выступил против Анжера 261 . Тогда сильная эпидемия чумы покосила народ. Умер также и Эгидий, оставивший сына по имени Сиагрий. После смерти Эгидия Одоакр получил заложников из Анжера и других мест. Бретоны, изгнанные готами из Буржа, многих своих оставили убитыми около деревни Деоль. Но Павел, римский военачальник, с помощью римлян и франков выступил против готов и унес с поля боя богатую добычу. Когда же Одоакр пришел в Анжер, то туда на следующий день подошел король Хильдерик и, после того как был убит Павел 262 захватил город. В тот день от сильного пожара сгорел епископский дом. 19. После этих событий между саксами и римлянами началась война. Но саксы обратились в бегство, и когда их преследовали римляне, то они многих своих оставили на поле боя, сраженных мечом. Франки захватили и разорили острова саксов, при этом убили много народа. В этом же году, в ноябре месяце, произошло землетрясение.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

414), и потом отведен в стрелецкий приказ, а оттуда “в старую (т.е. прежнюю) избу”, где, прибавляет он, “и до ныне пребываю”, а оттуда потом был отведен уже на казнь за подачу “Челобитной”. Итак здесь, на Мстиславском дворе, Авраамий написал свое сочинение, известное под названием: “Вопрос и ответ старца Авраамия”, и написал вскоре же по произнесении описанного в этом сочинении приговора властей, в том же августе месяце: ибо 178 год в своем “Ответе” называет еще нынешним годом. Потом, здесь же, на Мстиславском дворе, Авраамий пишет и свою “Челобитную” царю Алексею Михайловичу, – пишет, несомненно, после “Вопроса и ответа”, так как в начале “Челобитной” упоминает уже и о своих прениях со властями на допросах (стр. 266–8) и о решении своей участи (стр. 260), – пишет следовательно никак не ранее сентября, с которого начинался новый 179 (1670/71) год, почему и называет в челобитной истекший 178 год прошлым годом. Итак, свою “Челобитную” Авраамий написал сидя в заключении на Мстиславском дворе и не ранее сентября 179 года, т.е., по нашему летоисчислению, не ранее последней трети 1670 года… “Послание к некоему боголюбцу” писано Авраамией в том же заключении на Мстиславском дворе, где он писал “Челобитную”. О. архимандриту Павлу, а равно и г. Субботину, конечно, известно, что раскольники отличаются от нас, между прочим, и в летосчислении от сотворения мира до рождестива Христова, полагая, что Спаситель мира родился не в 5508, как принято у нас, а в 5500 году от создания мира. Вследствие этой разности – на 8 лет (т. 4, стр. 194), 7160 год от сотворения мира, когда Никон вступил на патриарший престол, по нашему летосчислению, будет 1652 годом от рождества Христова, а, по исчислению расколоучителей, 1660. “В 160 году поставлен бысть Никон патриархом при царе Алексие”, писал Аввакум (т. 5, стр. 229), или, как выражается протопоп в другом месте, “в лета 7160 года, июня в день, по попущению Божию вкрался на престол патриаршеский бывший поп Никита Минич, в чернецах Никон, оболстя святую душу протопопа духовника царева Стефана” (т.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/neskolko...

По словам А. К. Караулова, в 1957 году главным препятствием в этой работе было плохое зрение Владыки. «Писал он тогда через лупу, зажмурив один глаз. В это время в Новосибирске появился Михаил Андреевич Григорьев – бывший одесский журналист, сидевший с Владыкой в Потьме... Было решено, что Владыка будет диктовать, а М. А. записывать и редактировать текст. Из этой затеи ничего не вышло. Слишком разные были стили изложения. М. А. прожил в архиерейском подворье до отъезда Владыки из Новосибирска (1958 год). Работа была продолжена (точнее, начата заново) в 1959 году в Кировограде. Тогда Владыка, после операции видел лучше и мог сам заниматься этим. Рукопись многократно редактировалась и перепечатывалась. Работа была завершена в 1961 году». 260 Владыка послал «Воспоминания» Патриарху на отзыв. «Если бы была возможность, – писал он, – то никогда бы не расстался с любимыми народностями – коряками, чукчами, тунгусами, орочёнами и другими туземцами Камчатского края». 261 В 1959 году митрополит Нестор, находясь в Москве, участвовал в восстановлении могилы архиепископа Евсевия на кладбище Новодевичьего монастыря, которая была почти утрачена. На могиле был водружен «массивный гранитный монумент с крестом и следующей надписью, исполненной вызолоченными буквами: «Высокопреосвященный Евсевий митрополит Крутицкий. Настоятель Богоявленского монастыря. Скончался 18 (31) января 1922». 262 3 апреля 1960 года митрополит Нестор участвовал в епископской хиротонии Владыки Стефана (Никитина), совершенной Святейшим Патриархом Алексием, митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем, архиепископом Ташкентским и Среднеазиатским Ермогеном и епископом Дмитровским Пименом (будущим Патриархом). В этом же месяце он перенес трудную операцию, после которой пребывал в Троице-Сергиевой лавре, лечился. После лечения митрополит вернулся в свою епархию. Во время очередного посещения Москвы с ним произошел инсульт. Парализованный, он лежал в Первой градской больнице, в одной палате с простыми людьми, а через несколько дней 4 ноября 1962 года, в день Казанской иконы Божией Матери, отошел ко Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

9 . Воздвижение. Так именует надпис под резным крестом, поддерживаемым, наподобие Вознесения в Гелатском евангелие с минатюрами, четырьмя ангелами, в большом каменном круге правого придела церкви. По кайме круга идет следующая красивая надпись: «В великий день суда Божья (помилуй) доч эристава эриставов Иване Цхивребу». Письмо надписи носит характер XI–XII в. Что упоминаемый в ней Иване принадлежит к роду Липарита Иоанна или Кахаберидзе, о котором мы говорили по поводу записей «Толкований Иоанна Златоуста » в Гелатском монастыре (см. 44), в этом едвали можно сомневаться. Имя Цховреба в них носит мать знаменитого Липарита III, в монашестве Антония. Иване с дочерью Цховреба мы не знаем. Не есть ли этот Иване сын того же Липарита III? 10 . Гулан. Под иненем Гулана известны в Грузии громадные пудовые или двух-пудовые фолианты с полным сборником церковных чтений и молитве, установленных православной церковью на все дни и праздники года. Такие Гуланы имеются почти во всех больших монастырях Грузии и некоторые из них снабжены миниатюрами. Замечательны они преимущественно приписками в форме дневника исторических событий. Полное понятие о Гуланах дано в сочинении «Археол. путем. по Гурии и Адчарии, стр. 149–156) 32 . Из Кацхского Гулана мы успели выписать следующие приписки: «В 1761 г. Османлы отняли у царя Соломона Свери». «В сентябре прошлого 1795 г. Каджар Ходжа-Хан опустошил Тифлис и много христиан забрали в плен. «В 1808 г. в марте месяце умер Гедеван Абашидзе». По поводу этих приписок заметим: Крепость Свери лежить на Сверис-цкали, приток Квирилы. В Шемокмедском Гулане под годом 1761 о взятии Свери турками ничего не говорится, наоборот говорится следующее: «В этом году в Имеретию пришли Сераскир и ахалцихский паша с 80 т. армией: но, по воле Божией, напрасно: они бежали, и имеретины забрали у них много добычи» (Арх. пут., стр. 153). Как верно замечает приписка, взятие Тифлиса Каджаром Ага-Магомед-Ханом, действительно было в сентябре 1795 г. Подробности см. в H. de la G., II, 1 livr., 260–261. Мгвиме

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Там, как угодно, верь не верь, а недаром же была эта комета, и не прошла она без бедствия. Когда она увеличилась до больших размеров, то сделалась очень ярка, и загнутый хвост, который шел вниз трубою, был предлинный и такой же яркий, как и она сама; и потом она стала все бледнеть, меркнуть и так совсем выцвела, исчезла. Тогда, помнится, говорили, что эта комета не совсем новая, а была уже видна до Рождества Христова при Юлие Кесаре. Тяжел был для всех 1811 год; мы все смутно предчувствовали, что готовится что-то ужасное и собирается гроза над нами, но, чтобы постигло нас такое бедствие, какое мы испытали, этого никто и представить себе не мог. От всех до последней минуты всё скрывали и всех нас обманывали: с умыслом ли или потому, что и сами не верили возможности, чтобы до Москвы дошел дерзкий враг, 260 – это трудно теперь решить. Наш новый дом на Пречистенке поспел только в ноябре месяце 1811 года, и ноября 11, в Анночкино рождение, отслужив молебен с водосвятием, 261 мы и поселились в нем, пресчастливые и предовольные, что наконец дождались давно желаемого нами. Так мы всю зиму в нем прожили преблагополучно. Наступила весна. Стали ходить смутные слухи, что Бонапарт с нами не ладит и что как бы не было войны. Ну что ж? Разве мы прежде не воевали? To с немцами, то с Турцией или со шведами: 262 отчего же не повоевать и с Бонапартом?.. Тогда толковали, что Тильзитский мир, очень невыгодный для России, 263 оттого и был так легко заключен нашим государем, что имелось в виду его нарушить при первом удобном случае. Потому неладные отношения между нами и Бонапартом не очень нас смущали: пусть грозит – повоюем. До 1812 года главнокомандующим в Москве был граф Гудович, фельдмаршал Иван Васильевич, недолго, – я думаю, года три; 264 а тут вдруг назначили графа Ростопчина. Я его часто видала у Архаровых, где он проводил иногда целые вечера. Он был довольно высок ростом, мужествен, но лицом очень некрасив; лицо плоское с выдавшимися скулами, глаза навыкате, нос широкий, немного приплюснутый, вздернутый, – словом, видно было, что он происходил от татарского предка, и нужды нет, что давно его пращур прибыл в Россию откуда-то (кажется, он сказывал, что из Крыма), а так вот и видно было, что татарского происхождения; волосы редкие и немного; маленькие полоской бакенбарды, губы тонкие и очень сжатые, зубы широкие, небольшой подбородок и большой назад закинутый лоб.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Мы помещаем его в приложениях под 4. 236 Что окружники действительно заранее предчувствовали свою победу над противоокружниками, это видно из следующего письма одного московского окружника к Аверкию Полякову – тоже окружнику – в Белую Криницу, письма писанного еще в ноябре месяце, раньше выбора попечителей: «мы теперь благодарим Бога, у нас в Москве нощь беззакония и злобы прейде, а день закона и миролюбия прииде; тьма лжи и неправды прогнана бысть, но солнце правды и истины свет возсия нам. Слава Богу! на кладбище два тирана изменилось; тако вся вражда и неправда истине покорились! Ч-ва десятника выгнали, т. е. д...ка Бочина, а Крючкова и Давыдку на кладбище не пускают! Но мы теперь достигли приятного времени, что покорил Господь под нозе святой церкви всякого врага и супостата». Совр. летоп. 1870 г, 8. 245 Ранее, как мы знаем, членами духовного совета не были лица светского звания; таковые появились только в начале 1870 года, когда во главе московского старообрядческого общества стал так называемый совет «тридцати», который в видах ограничения действий «духовного совета» и избрал из своей среды шесть светских лиц в действительные члены его. В число этих шести попал в Шибаев. Совр. лет. 1870 г. 39. 249 Совр. летопись, 1871 г., 47; письмо известного раздорнического попа Василия Бухарова-Садовицкого в Белую Криницу. 256 Этот Акинф уже давно утратил всякое почтение и уважение к Кириллу, доказательством чего может служить следующее: однажды, еще в начале 1870 г., возвращаясь от митрополита, у которого был по известному нам делу Гребнева, он встретился с неким Иваном, сыном Аверкина. И когда этот последний спросил его: «си тебе хотелось благословиться от митрополита» он, аки пламенный, закричал: «кто его хочет скверного благословения»? и так поносил Кирилла, что страшно и гнусно было слышать. Совр. летоп. 1870 г. 39. 260 Акинф давно лелеял в себе подобную затею, и в видах скорого осуществления ее не хотел входить с Кириллом ни в какие мирные сделки и соглашение и даже после известного факта в ночь на 22 окт.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorich...

МОСКОВСКОЕ ENAPXIAЛЬHOE УПРАВЛЕНИЕ. В первых числах мая 1942 г. скончался епископ Коломенский Анатолий Филимонов, и я остался во главе МЕУ, т. е. в единственном лице. Юрисконсультом МЕУ был мною приглашён состоявший на покое архиепископ Михаил (Постников), но он не управлял епархией, а лишь иногда служил. Мне было приказано именоваться Управляющим Московской Епархией, а когда требовались совещания, приглашать лиц священнического сана по своему усмотрению и тогда подписывать бумаги «Исполняющий обязанности Председателя Московского Епархиального Управления». Вскоре я был назначен заместителем первоиерарха. В числе прочих церковных дел Московское Епархиальное Управление вправе приписать себе честь руководства патриотической деятельностью обновленцев в тяжёлую годину Отечественной войны. В подавляющем своём большинстве обновленческое духовенство, как и все советские люди, честно выполняло свой патриотический долг. В храмах оно звало людей на ратные и трудовые подвиги, священники собирали средства на раненых воинов, семьям и детям погибших, в фонд обороны. О сборах средств в обновленческих церквах страны можно судить по следующим данным. В августе 1942 года регент хора Преображенского собора г. Ленинграда сообщил мне, что в фонд Красной Армии сделано перечисление в сумме 240 000 рублей. Из г. Красноуфимска протоиерей А. Дубровский сообщил о взносах и пожертвованиях на нужды обороны. Митрополит Северо-Кавказский Василий (Кожин) сообщил о взносах на нужды родины, с приложением ведомости о собранных вещах на крупную сумму более трёхсот тысяч рублей и деньгами в сумме – 112 852 руб., облигациями займов на 70 296 руб., израсходовано на приобретение тёплых вещей 40 260 руб. Протоиерей Пётр Турбин из г. Тулы сообщил в августе месяце 1942 г. о собранных в соборе г. Тулы 27 000 руб. Лично от него и причта 3000 руб. Всего сдано в отделение госбанка 30 000 руб. В Ульяновске от Неопалимовской церкви внесено в фонд обороны 3000 руб. Надо сказать, что для первоиераршей церкви – немного.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

К началу XVII в. можно отнести еще три колокола, упоминаемые во вкладной книге монастыря 1673 г. два из них весом в 4 пуда 6 гривенок, вложенные в монастырь троицким слугой Яковом Дементьевым в 1610 г. 258 , и «колокол невелик весом 25 гривенок» вклада подьячего атамана Гаврилы Ивановича Рязанцева в 1612 г 259 . Особое место в собрании троицких колоколов принадлежит памятникам местного литья. Это, прежде всего, два колокола XVII в. Надписи на них сообщают: «Лета 7157 майя в 21 день при благоверном государе царе и великом князе Алексее Михайловиче всея Русии и при благоверной царице и великой княгине Марье Ильичне, и при благоверном царевиче князе Дмитрее Алексииче всея Русии в Троицком Сергиеве монастыре, при архимандрите Андреяне, да при келаре старце Симоне, да при казначее старце-Калиннике перелит старой колокол, а прибавку медь монастырская, а лил колокол троицкой мастер Игнатей» 260 . На другом: «Лета 7173 июня 18 дня колокол сей лит в дому святые Троица Сергиева монастыря при архимандрите Иоасафе, при келаре старце Аверкие, при казначее старце Леонтие с братиею» 261 . В XVIII в. при участии московского митрополита Платона был выявлен еще один колокол XVII в. Когда его сняли о колокольни, поскольку он был «по нечаянности разшибен», на нем обнаружилась следующая надпись: «Лета 7151-го июля... день перелит сей колокол из старого колокола при властех архимандрите Феодосии, келаре старце Леонтии, казначее старце Киприане весу 105 пуд» 262 . Надписи на колоколах 263 свидетельствуют в данном случае об их местном происхождении. Сведения описи 1641 г. подтверждают, что за монастырскими стенами «у сараев же возле изб стоит анбар а в нем колоколенный горн» 264 . Эти источники и позволяют судить о значительном развитии здесь колокололитейного дела, а сохранившийся колокол 1649 г. с именем троицкого мастера Игнатия – о высоком уровне мастерства литейщика. Надписи на колоколах свидетельствуют о том, что в отдельных случаях в литье колоколов для монастыря принимали участие известные мастера. Так, в конце XVII в. в монастыре был отлит большой колокол, прозванный «Корноухим» (за железные уши). Надпись на нем сообщает: «В лете осьмыя тысящи 192 в месяце септеврие в 1 день по повелению благочестивейших великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевич а и Петра Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцев, при настоящих властех архимандрите Викентие, при келаре старце Прохоре, при казначее старце Сергие вылит сей колокол в обители пресвятые и живоначальныя Троицы и преподобных и богоносных отец Сергия и Никона, Радонежских чудотворцев из старых колоколов с прибавочной медью, монастырскою казною и при всей во Христе братии. А в сем колоколе весу 1275 пуд. Лил сей колокол мастер Федор Дмитриев сын Моторин» 265 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

De institutione virginis написано к Евсевию, вероятно, епископу Бононскому и родственнику св. Амвросия. Племянница Евсевия – Амвросия приняла монашеское покрывало из рук самого миланского первосвятителя. Последний после её пострижения и написал к Евсевию книгу о воспитании девы. Указание на время появления этой книги мы находим в 2, 15, где св. Амвросий упоминает о написанных уже им произведениях, касающихся обязанностей девства, в 6, 42, где он отсылает читателей, как замечено было ещё мауриновцами, ко II, 1 – 7 толкований на евангелие Луки, и, наконец, в 5, 35, где св. Амвросий говорит о еретиках, отрицавших приснодевство Марии. Последнее место имеет в виду, вероятно, Боноза, епископа сардикского (во Фракии), который не признавал приснодевства Марии и по поводу учения которого шли рассуждения на капуанском соборе 391 года. 257 Отсюда, De inst. virg. появилось вероятно, вскоре после этого собора, приблизительно в 391 – 392 годах. 258 Exhortatio virginitatis. Когда в месяце мае 392 года Валентиниан II был убит и узурпатор Евгений двинулся из Галлии в Италию, св. Амвросий, дабы уклониться от встречи с ним, отправился из Милана в Болонью, а оттуда – во Фавеннию. Приглашённый затем флорентийцами он прибывает во Флоренцию и там, между прочим, освящает церковь в честь свв. мучеников Виталия и Агриколы, построенную благочестивой вдовой Юлианой. При освящении церкви св. Амвросий держит речь, в которой убеждает сына и трёх дочерей Юлианы сохранить девство. Речь была произнесена в 393 году. 259 Трудно сказать что-либо определённое о времени написания De mysteriis. Впрочем, если фраза в 1, 1: De moralibus quotidianum sermonem habuimus, cum vel Patriarcharum gesta, vel Proverbiorum legerentur praecepta имеет в виду творение «О патриархах», то появление De mysteriis падает на время после 388 года (так как этот год является для книги De patriarchis terminus " ом, post quem), быть может на 390 год. 260 Очень трудно так же определить точно время появления книг De poenitentia. В Ennar.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

«Слово о том, яко не подобает поминати себе за упокой в животе еще сущи, ни в просфуре ни в кутии ни третин ни четыредесятин. но аще хощеть помощи души своей, то покаянием и любовию… и прочими добрыми делы да угодить Богу». Здесь говорится: «Таковии бо суть попове, чреву угодники, а не Богу: аще быша Богу угождали, то сего бы не повелели творити». Пам. стар. рус. литер. вып. IV, 217, ркп. Вол. Б-ки 566, л. 455 об Древнерусский священник каялся: «согреших господине отче, емля задушие за живых и за мертвых и должных молитв не отправливая». Алмазов, 232 ср. 230. 2363 Ст. 76. В Дубенском сборнике эта статья читается так: «Се глаголют пещи и разчитают на лета пост. ни покланяние ни заповедают ни от мяса и млека ни от питиа не бранят за 40 служб за год глаголють. ответ. Се отнюд зло ес, то и князь бы или богатыи съгрешая много и дал бы на урочныя службы, а сами не трудящеся ни зла не останутся ни неправды». Срезневский, Свед. и заметки о малоизв. и неизвестных пам., XLI–LXXX, . 2364 Приводим известные вам свидетельства. В пергаминном епитимейнике, принадлежавшем Григоровичу, правило читается так: «избавить бо их 10 литургии за 4 месяце, и 20 литургии за 8 месяць, за 12 месяць 30 литургии, могут службьници избавити от грех, аще хотеть, кающихся» (Р. И. Б. VI т., стр. 44, прим. 12). В служебнике с требником XV в. Софийской Б-ки 838) говорится: «и кающемуся подобает молити своего духовнаго отца да поет литургий на 4 месяци. 10. на 8 20 на 12 месяцев. 30 литоргие от года до года. На кыи ж а другое годище (sic) и тако расчести моготь с молящимися» (Алмазов, Тайная исповедь, III, 136). В Кормчей Румянцевского Музея 232 (XVI в.) статья имеет некоторые дополнения «буди ж ведомо молитис литургию поюще избавят от грехов 10 литоргий. – за 4 месяце. пос(та) за 8 месяцев. пос(та) 20 литоргий за 12 месяций – 30 литоргии 15 псалтырь. за псалтыр сребрник за литоргию 2 динаре за тетроевангелие 3 переперы» (Опис. Рум. Музея, 306 стр.). В Сборнике XVI в. Синодальной Б-ки 321 / 930 есть указ епитимиям, начало которого такое: «Покоряющемус да достоит покаявшемус попы молити бога да поют литургию избавят бо пят литургии. 4 месяци опитеми. а 20 литургии за 8. месяц опитеми. то ти год до года а самому пост прияти на 6 недель». Далее говорится, что шестинедельный сей подвиг назначается князю, княгине и боярину: а священник и простолюдин да постится трегуб» (Опис. рукоп. Син. Б-ки, II, 3, стр. ). Здесь любопытна тенденция ослабить епитимию для знатных людей. Не ясно ли отсюда, что самый обычай держался среди древнерусской знати, как подметил и Нифонт, и, разумеется, поддерживался потаковниками-духовниками? Статья о спасительности литургий повторяется и в Сборниках XVI в. Волокол. Библиотеки 566, л. 481 и 576, л. 260 об.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010