23 июля в храме Святителя Николая в Щепах, куда накануне был поставлен гроб с телом почившего, Преосвященнейший Анастасий, епископ Серпуховской, в сослужении многочисленного духовенства совершил заупокойную литургию, а сразу же после обедни епископы Трифон и Анастасий в сослужении настоятеля Антиохийского подворья архимандрита Игнатия и прочего духовенства совершили отпевание. Молящихся было так много, что не только храм и обширный церковный двор, но и прилегающие переулки были заполнены народом. На пути следования похоронной процессии, направлявшейся с хоругвями и запрестольными иконами на Ваганьковское кладбище, в храмах звонили в колокола, духовенство выходило совершать литии. Похоронили отца Валентина, согласно его просьбе, рядом с супругой, Елизаветой Ивановной, скончавшейся в 1880 г. В. Н. Зверев вспоминал: «В десятых годах текущего столетия отец Валентин скончался. Смерть его воспоследовала летом, помнится, во время жатвы. Большинство его знавших тот же час покинули свои дела и заботы и срочно устремились в Москву, чтобы отдать последний долг любимому пастырю. В поездах, шедших тогда в Москву, со всех концов России ехало с той же целью многое множество народу. Боголюбивые Москва и провинция достойно проводили прах отца Валентина к месту его последнего упокоения. На могиле почившего был сооружен памятник в виде большой плиты с соответствующей надписью. Долгие годы могила батюшки привлекала к себе несчетную семью его духовных детей, служа местом общения осиротевшей паствы». Незадолго до смерти отец Валентин говорил своим духовным чадам: «Когда умру, идите на мою могилку и поведайте мне все, что вам нужно, и я услышу вас, и не успеете еще вы отойти от нее, как я все исполню и дам вам. Если кто и за версту от моей могилки обратится ко мне, то и тому я отзовусь». Господь отметил могилу праведника особым знамением. «Навещавшими ее людьми,– свидетельствует В. Н. Зверев,– было замечено, что с наступлением холодов остывшая за ночь гранитная плита, покрываясь утром инеем, воспроизводила на своей поверхности лик почившего отца Валентина. Изображение проступало необыкновенно ясно. Зимой на очищенной от снега плите это изображение было особенно красивым. На голубовато-матовом фоне морозных узоров лик отца Валентина выделялся отчетливо, сверкая на солнце блеском своих причудливых переливов. Под действием тепла изображение постепенно исчезало, неизменно восстанавливаясь при соответственной температуре, и служило великим утешением всем имевшим возможность убедиться собственными глазами в проявлении благодати Божией».

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

«При тайном содействии католического высшего духовенства, лиц высшего венского круга, даже некоторых дам, валдайский ямщик (Пётр Великодворский – Павел) и крыловский мещанин (Алимпий Зверев или Милорадов) проникли в министерские кабинеты, представлялись эрцгерцогу Райнеру и самому императору Фердинанду» (с.250). Этому делу немало способствовали раскольникам, по научению иезуитов, католички графиня Стадион и княгиня Меттерних. Вот как описывает это Мельников. «Хороший был салон графини Стадион в Вене, блестящий был салон княгини Меттерних. В этих салонах, около 1843 года, с чрезвычайной предупредительностью, как дорогие гости, приняты были мещанин посада Крылова Алимпий Зверев-Милорадов и валдайский ямщик Пётр Великодворский (инок Павел). Алимпий, не нуждаясь в вилке и ноже, ел руками, постоянно пьяный человек, который, живя в Белой Кринице, никогда не возвращался домой без синяков и редко без окровавленного лица, имеющий привычку сморкаться выстрелами в сторону, посредством прижимания пальцев противоположенной ноздри; подобный человек в салоне княгини Меттерних! Дело объясняется преданностью графини и княгини католической церкви и влиянию на них иезуитов» (с.242). «И римский двор, как говорят, мстя за униатов, принимал участие в деле образования раскольнической иерархии... Из письма Аркадия Славского к митрополиту Кириллу белокриницкому из Константинополя от 3 октября 1858 года видно, что раскольники и в то время рассчитывали на папу» (с.245). Факты, описанные Мельниковым, которому старообрядцы доверяют, наводят на грустные мысли о происхождении австрийской иерархии, обязанной своим существованием, благодаря стараниям инородцев, хлопотавших за них с единственной целью принести вред России. В заключение сделаем вывод: в основу церкви Христовой легло учение Христа Спасителя, святых апостолов и пророков ( Еф.2:20 ), а в основу австрийской церкви – арианское еретическое учение инока Павла о подлетном рождении Сына Божия, и македонианское – об исхождении Духа Святого. В деле утверждения и распространения Христовой веры помогал Сам Бог: «Богу споспешствующему», – писали апостолы, – а в деле утверждения австрийской общины помогали иезуиты во главе с папой римским, лютеранин Бенкендорф и католические женщины. Святые апостолы всегда призывали на помощь себе Господа Бога и у Него искали защиты, а австрийские мнимые епископы (Аркадий Славский) – у еретика, папы римского. Вот древо, от которого произошли плоды австрийской лже-иерархии 318 . 106. Небрежное изображение крестного знамения

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

В 1860 г. церковь была готова. Уже в январе духовенство погоста доложило архиерею о завершении работ: храм был покрыт железом, снаружи и внутри оштукатурен, устроены деревянные полы, установлен иконостас с иконами, церковь снабжена ризницей, достаточной утварью и богослужебными книгами. 2 февраля 1860 г., в праздник Сретения Господня, храм был освящен благочинным погоста Прутни протоиереем Иоанном Воронцовым во имя великомученика Георгия. В храме сохранилась живопись неизвестного художника, выполненная в начале XX в. по мотивам картин В. Васнецова «Радость праведных о Господе. Преддверие Рая». На стенах были написаны рядовые для того времени картины. Но на своде церкви художник создал настоящее сокровище академической живописи, не только точно передав замысел В. Васнецова, но и творчески доработав его сюжет, включив в него новых персонажей: Бориса и Глеба, Михаила Тверского, Нила Столобенского. Иконостас также сохранился до наших дней. Часть его узоров и обломки беломраморного престола в настоящее время являются экспонатами Музея сельского прихода села Матвеево. В 1901 г. в приход входили деревни Бирючёво, Бухолово, Волхово, Высочка, Грестьянка, Ломки, Макары, Новгородка, Обухово, Сельцо Старцево, Сельцо Круглое, Стешково, Трествянка, Шилково, Яблонька. В это время число прихожан составляло 2 413 человек – 1 190 мужчин и 1 223 женщины. Среди прихожан было также 12 раскольников – 5 мужчин и 7 женщин. В церкви служили: священник Зверев Пётр Семёнович (37 лет, священником с 1889 г., состоял законоучителем земской и церковно-приходской школ и школы грамотного чтения благочиннического совета), диакон Голубев Иоанн Фёдорович (31 год, диаконом с 1897 г., состоял учителем церковно-приходской школы), псаломщик Дамаскин Николай Алексеевич (50 лет, псаломщиком с 1861 г.). К приходу храма были приписаны четыре часовни: Илии Пророка (в Бухолове); Преображения Господня (в Бирючёве); Илии Пророка (в Стешкове), Сергия Радонежского (в Обухове). В 1915 г. в приходе служили: Зверев Пётр Семёнович (он продолжал служить до 1920-х г.г.), диакон Сперанский Алексий (46 лет, в приходе 8 лет), псаломщик Дамаскин Георгий (24 года, третий сын Н. Дамаскина, на службе 1 год). В приходе действовали церковная школа и две земских школы. Число прихожан – 2 420 (1 203 мужчины и 1 217 женщин). Последним священником был Николай Постников (умер в 1954 г.). В это время службы в Георгиевской церкви не проводились, она использовалась под склад.

http://sobory.ru/article/?object=15198

Для полкового праздника написан и образ св. Юлиана. В 1849 г., в Софийском соборе, южный придел св. Александра Невского, отдан Образцовому полку, а северный Константина и Елены, Кирасирскому. Приделы освятил, в 1850 г., протоиерей Сицилинский. За престолом – изображение явления Бога Моисею на горе Синае. В приделе достопримечательны: 1) серебряный, вызолоченный крест, весом в 1½ ф., на нем надпись: «каширско земского войска сотенный титулярный советник Василий Каблуков, с товарищами, собрав 100 р. препроводил оные в лейб-Кирасирский Его Императорского Величества полк, для доставления храбрейшему из нижних чинов, в отличной полка атаке при г. Пултуске 1806 г. под предводительством шефа, генерал-майора Сергея Кожина, который 1807 г. 29 мая, под Гейльсбергом убит. Храбрый незабвенный Кожин не нашел храбрейшего, и отвечал г. Каблукову, благодаря, что в Высочайше вверенном ему полку все равно отличались, и так не угодно ли на иной предмет – памятник в полковую церковь обратить сии 100 р., на что г. Каблуков согласился, и сей крест, с присовокуплением более денег, ныне шефом генерал-майором, бароном Дудбергом, сделан в Петербурге 1815 г. августа 6 дня»; 2) евангелие в сребропозлащенном окладе, весом в 6 ф. 67 зол., с надписью: «сие евангелие сооружено к столетию полка, содействием генерал-майора Петра Ив. Кошкуля, старанием полкового священника и кавалера Алексея Садовского, 1833 г. июня 21»; 3) полковой образ св. Николая, в сребропозлащенной ризе, весом в 3½ ф., сооруженный тем же Кошкулем в 1824 г.; 4) полковой образ св. Юлиана Тарсийского, в серебряной, с золотом, ризе, написанный на кипарисе. Весу в образе, с ризой, 20 ф.; 5) штандарты Кирасирского (1817) и Драгунского (1804) полков; 6) несколько пар облачений для священника и диакона, пожертвованных Царственными Особами. Причт состоит из одного священника. Прежде служили: протоиерей Алексей Ростовецкий, священник Алексей Чулков, священник Алексей Садовский, протоиерей Иосиф Голосницкий, протоиерей Павел Воскресенский, протоиерей Евдоким Крещенский, протоиерей Василий Зверев, протоиерей Феодор Миролюбов, протоиерей Аркадий Пушнов, священник Виктор Зверев, протоиерей Михаил Зиновьевский.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Для них выяснение истины тогда было вопросом жизни и смерти. В результате собеседований, которые проводил исполненный любви, кротости и смирения миссионер, множество людей присоединилось к Церкви. Авторитет Алексея Даниловича в Москве был столь высок, что в 1917 году он был избран делегатом сначала на уездный съезд духовенства и мирян Московской епархии, затем — на епархиальный, который и избрал его делегатом на Поместный Собор Российской Церкви, в работе которого он затем принимал активное участие. И было время, когда он оставался на Соборе единственным представителем от мирян. 16 августа 1918 года Священный Синод принял решение направить в Пермь комиссию в составе архиепископа Черниговского Василия (Богоявленского), ректора Пермской духовной семинарии архимандрита Матфея (Померанцева) и миссионера Московской епархии Алексея Даниловича Зверева для выяснения обстоятельств ареста архиепископа Пермского и Кунгурского Андроника (Никольского). 21 августа об этом решении было сообщено на пленарном заседании Собора. В Пермь члены комиссии прибыли утром 23 августа. По завершении работы комиссии архиепископ Василий встретился с местными руководителями советской власти, которые заверили его, что будут всячески содействовать благополучному отъезду членов Собора из Перми. Поезд должен был оправляться на рассвете 26 августа. Незадолго до отправления главного кондуктора вызвал к себе комендант станции и распорядился, чтобы кондуктор остановил состав сразу же после того, как он проедет мост через Каму. Мост через реку Каму неподалеку от Перми.  Фотография начала XX века Тела убитых вынули из могилы, перетащили в стоявшую у берега моторку, вышли  на  середину реки и, обвязав каждое тело цепями, сбросили их в воду — отправили  в «камский комитет», как называли в то время реку Каму чекисты.  Когда поезд тронулся и миновал мост, кондуктор дал знак машинисту, и тот остановил поезд. Из вагона, в котором ехали члены Собора, вышли вооруженные красноармейцы во главе с комиссарами, затем вышли архиепископ Василий, архимандрит Матфей и Алексей Данилович Зверев, и кондуктору было приказано, чтобы он подавал знак машинисту.

http://foma.ru/muchenik-aleksij-zverev.h...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Отдельные сборники и жития Из раскола – в Церковь. Житие мученика Алексия Зверева. Архимандрит Дамаскин (Орловский). В этой книге публикуется житие мученика Алексия Зверева – выдающегося миссионера, члена Поместного Собора 1917-1918 годов. Житие раскрывает в полноте этапы и события его жизни – от обращения из раскола до мученической кончины. Перед читателем проходят события – начала ХХ столетия, в чем-то внутренне сходные с событиями древности, когда рыбаки становились всемирными проповедниками христианства. Так и в ХХ веке сын крестьян и рабочий фабрики Алексеева-Станиславского Алексей Данилович Зверев становится проповедником православия среди раскольников. В книге даются не только подробные сведения об исповеднической жизни мученика Алексия, но и о русском расколе – с исторической и богословской позиций. Читатель также сможет получить объективное представление о расколе, а также о многих выдающихся людях недавнего прошлого, например о настоятеле Никольского монастыря в Москве архимандрите Павле (Ледневе) и других, что свидетельствует от том, что и в наше время были великие подвижники благочестия, подобные древним.  Москва : Региональный общественный фонд " Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви " , 2019. - 383, с.: ил. Вместо предисловия При написании жития мученика Алексия Зверева можно было бы ограничиться описанием его жизни, присоединения к Рус­ской Православной Церкви, миссионерской деятельности, работы в составе Поместного Собора и мученической кончины. Однако было бы неразумно писать о нем и не писать, в какой религиозной обстановке он воспитывался и жил и что стало самым важным в его жизни и для него самого – о миссионерской, полной трудов и подвигов проповеди среди раскольников. Придя к Истине через слово Божие, он не мог не думать и не говорить о том, чем жил сам, – о Христе. Как не могли не го­ворить о воскресшем Христе апостолы, хотя бы окружающие и принуждали их замолчать, так не могли не говорить об основанной Христом Церкви, проповедуя о ней раскольникам, выдающиеся миссионеры того времени, к которым принадлежал и Алексей Данилович Зверев.

http://fond.ru/izdaniya-fonda/otdel-nye-...

Один из хоронивших архиепископа священников рассказывал впоследствии, что, когда зарыли могилу, над ней стал виден столп света, и в нем явился владыка Пётр и всех благословил. Весной 1929 года по распоряжению лагерного начальства все кресты на Соловецких кладбищах были сняты и использованы как дрова. Мощи священномученика Петра были обретены 17 июня 1999 года во время археологических раскопок. В течение десяти лет они находились в храме священномученика Филиппа, митрополита Московского, в Спасо-Преображенском Соловецком ставропигиальном мужском монастыре. 9 августа 2009 года мощи святителя Петра были перемещены на место его последнего епископского служения – в Воронеж и размещены в воронежском Алексиево-Акатовом монастыре. Ковчег с мощами для поклонения верующих был поставлен в часовне, освященной в 2007 году в честь новомучеников Воронежских. Предполагается, что после освящения Кафедрального Благовещенского собора они будут перенесены в новый собор города Воронежа. В 1999 году архиепископ Петр (Зверев) был прославлен как местночтимый святой Воронежской епархии. В 2000 году Архиерейским собором святитель Петр был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских . Сквозь годы звучат строки письма, написанные святителем Петром на далеком острове Анзер: «Слава Богу за все, что пришлось мне за это время пережить и переживать… Но все это решительно надо терпеть… Не так живи, как хочется, а как Бог велит». Молитва священномученику Петру (Звереву) О досточудне Петре, священномучениче славный, един от сонма новомучеников Соловецких и всея земли Российския, граду Воронежу похвало, пастырю дивный стада Христова, верный служителю Божий, защитителю ревностный Церкве Православныя! Все житие твое любве ко Господу и страданий о Христе исполненно: многи мучения, болезни и скорби, изгнания и заточения Его ради претерпев, исповедник безстрашен явися, венцем нетленныя твоея славы увенчал еси Церковь Русскую. Вся предав в руце Божии, доблественне службу твою на земли совершил еси, в Голгофе Анзерстей кончину мученическую прияти сподобился еси, богоблаженне.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Zverev/sv...

Монахиня Арсения спросила: – Почему вы расписываетесь? На молитве ведь не расписываются? Они ответили: – Если время переменится, будут обретены мощи владыки, будет известно, кто его хоронил. Около могилы собралось около двадцати человек. После панихиды, кто хотел, произнес слово, затем опустили тело священномученика в могилу, поставили на ней крест и сделали надпись. Один из хоронивших архиепископа священников рассказывал впоследствии, что, когда зарыли могилу, над ней стал виден столп света и в нем явился владыка и всех благословил. Весной 1929 года по распоряжению лагерного начальства все кресты на Соловецких кладбищах были сняты и обращены в дрова. Мощи священномученика Петра были обретены 17 июня 1999 года и находятся ныне в храме священномученика Филиппа, митрополита Московского, в Спасо-Преображенском Соловецком ставропигиальном мужском монастыре. Источники Православный собеседник. Казань. 1900. Январь-апрель. Часть 1 Отчет о состоянии Казанской Духовной Академии за 1901–1902 уч. г. Казань, 1902. С. 22, 53, 143 Новгородские епархиальные ведомости. 1908. 7. С. 196 Церковные ведомости. СПб., 1909. 28. С. 284; 1916. 45. С. 401 Тульские епархиальные ведомости. 1910. 32. С. 378, 570; 42. С. 753–756; 43–44. С. 775–776; 45. С. 836–837. 1913. 15–16. С. 308–310; 22. С. 416417. 1915. 8–9. С. 130. Газ. «Воронежская коммуна». 1926. Протопресвитер М. Польский . Новые мученики Российские. Т. 2. Джорданвилл, 1957. С. 56–66 Троицкое слово. ТСЛ, 1990. 6. С. 13, 20–22 Архимандрит Феодосий (Алмазов). Мои воспоминания (записки соловецкого узника). М., 1997 Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Книга 4. Тверь, 2000. С. 28–80 Священномученик Петр (Зверев) , архиепископ Воронежский. Экзегетический анализ первых двух глав Послания апостола Павла к Евреям. Тверь, 2004 РГИА. Ф. 796, оп. 439, д. 726. Ф. 797, оп. 77, д. 46 ГАНО. Ф. 1016, оп. 1, д. 59 УФСБ России по Тверской обл. Д. 7564-С УФСБ России по Воронежской обл. Д. П-19568 Читать далее Источник: Экзегетический анализ первых двух глав Послания апостола Павла к Евреям/Смч. Петр (Зверев; 1878-1929), архиеп. Воронежский. - Тверь : Булат, 2004. - с. : ил., портр. - (Духовное наследие мучеников и исповедников Русской Православной Церкви)./Житие Смч. Петра (Зверева). 6-106 с. ISBN 5-902112-25-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Zverev/sv...

Однако за границу Владыку отправлять не стали, новое руководство Совета по делам РПЦ начало проводить жесткую линию по отношению к архиереям и Церкви в целом. Уполномоченный по делам РПЦ по Тамбовской области Зверев писал впоследствии о епископе Михаиле: “Известно, что за время его работы в Смоленской и Ижевской епархиях он зарекомендовал себя как реакционно настроенный, допустивший много случаев нарушения Советского Законодательства о культах” 19 . 29 марта 1961 г. епископ Михаил побывал у Патриарха Алексия, который не считал возможным в этот период его полноценное назначение на новую епархию. Патриарх Алексий записал в своем дневнике: “Преосвященный Михаил, бывший Ижевский, направляем его в Тамбов в помощь болящему архиепископу Иоасафу”. Владыка Иоасаф, по сведениям местного уполномоченного, болел “закупоркой вен, в 1959 г. было кровоизлияние в мозг”. С 1959 г. он почти не служил и не посещал уполномоченного 20 . Епископ Михаил был назначен временно управляющим Тамбовской епархией. 19 апреля 1961 г. он прибыл в Тамбов, затем ездил в Ижевск за вещами, а также в Саратов. 11 июня 1961 г. умер архиепископ Лука и епископу Михаилу было поручено возглавить отпевание Святителя. Вскоре после похорон Крымского Владыки он с докладом о похоронах приехал в Москву. Он долго рассказывал Патриарху Алексию о громадных толпах народа, запрудивших улицы вокруг здания Крымской епархии, о длившемся всю ночь многолюдном прощании в Симферопольском кафедральном соборе, о слезах прихожан, о том, как на всем пути от Собора до кладбища люди порывались взять гроб на руки. В мае 1961 г. сменился и уполномоченный по делам РПЦ, которым стал А. И. Зверев. Согласно принятому на архиерейском Соборе РПЦ в июле 1961 г. новому “Положению об управлении РПЦ” вся хозяйственная и административная власть в приходе переходила от настоятелей храмов к церковным исполнительным органам. Еще 13 января 1960 г. Центральный Комитет партии принимает постановление, имеющее непосредственное отношение к законода­тельной области — “О мерах по ликвидации нарушений советского законодательства о культах”. Нарушением закона объявлялось стро­ительство и покупка домов, привлечение “новых слоев населения” в лоно Церкви; благотворительная деятельность (куда попала и по­мощь приходам и монастырям); “недемократичные” принципы уп­равления церковными общинами; выступления некоторых священ­нослужителей, которые “внушают в своих проповедях верующим необходимость воспитывать детей в религиозном духе, приучать их молиться…”.

http://pravmir.ru/k-20-letiyu-konchinyi-...

v.1.1 - Исправление обложки, добавление жанров Жития святых, в земле Запорожской просиявших ОАО «Мотор Сич» зак. 3789 тир. 1000 Запорожье 2001 Жития святых, в земле Запорожской просиявших Священномученик архиепископ Сергий (Зверев) Архиепископ Сергий (в миру Александр Михайлович Зверев) родился в феврале 1872 года в селе Новопавловке Бердянского уезда (Запорожская область) в семье священнослужителя. Воспитан был в страхе Божием. Увлекшись светскими науками и обладая недюжинными способностями, Александр Михайлович оканчивает юридический факультет Московского университета и певческую капеллу со званием регента и учителя церковного пения 1-го разряда. Но влекомый Благодатию Божией Александр Михайлович решил идти по стопам отца. Он оканчивает Духовную семинарию в 1897 году и Московскую Духовную Академию со званием кандидата богословских наук, преуспев в науках и благочестии. В 1899 году Александр Михайлович рукополагается в священный сан, окончательно избрав служение Христу и Его Церкви. В том же году о. Александр назначается инспектором и законоучителем Таврического епархиального женского училища. 19 сентября 1912 года за заслуги перед Церковью отец Александр возводится в сан протоиерея. В 1919 году назначается смотрителем мужского Духовного училища. До 1920 года он служит в Министерстве народного просвещения. С 1921 года — священник Петро-Павловского Симферопольского собора. Но времена менялись. На смену преподобническому подвигу Господь Своих верных чад приготавливал к исповедническому. До времени копится Благодать Божия в человеческом сердце, напитывая все его существо, доколе по неисповедимым судьбам Божиим человек не приводится к своей Голгофе, пройдя которую, единственно и может сподобиться благодати Фавора. В 1922 году по Таврической епархии прокатилась кампания по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих, подлинный, лицемерный смысл и цели которой достоверно стали известны только недавно. Правящий архиепископ Таврический Никодим (Кротков) пошел навстречу призывам оказать помощь голодающим и призвал священство, с рассуждением внести посильное содействие. Но целью было не столько изъять ценности, а в том, чтобы физически истребить наиболее твердых и активных церковников. Во всей этой несимпатичной кампании активное участие принимали обновленцы. Всемерная поддержка властей придавала им особую дерзость, и они уверенно шли к захвату епархиальной власти.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2283...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010