его брат Иоаким (стоит),  дочь Екатерина с младенцем и мужем Сергеем Сам Алексей так вспоминал о своем присоединении к Церкви: «Родители мои были старообрядцы. На седьмом году от рождения родители меня отдали учиться грамоте в сельское училище, где каждое утро читали и пели молитву. Поэтому, когда я отправлялся в школу, родители мне говорили: “Ты смотри, не молись тамо,— грех с еретиками молиться!” Скоро я выучился порядочно читать. Читаю, бывало, что-нибудь из Священной истории: домашние с удовольствием слушают, но при этом часто добавляя: “Вот теперь тебе бы выучиться читать “канун”, а это ведь книжки гражданские, их, говорят, и читать-то грех. В воскресный или в другой какой праздничный день мать моя брала меня на “службу” в деревню Курьяново (ныне находится в черте Москвы — Ред.), в которой есть противоокружническая молельня. Служили с одним уставщиком Егорычем. Егорыч был нетрезвой жизни, однако раскольники его считали великим “начетчиком”. Своих старопечатных книг у нас в доме, по бедности, не было, поэтому почитать что-нибудь божественное приходилось по гражданским книжкам, которые давал нам сельский священник отец Николай Смирнов. Он имел у себя довольно книг противораскольнического содержания: “Истинно древняя Церковь Христова” — митрополита Григория (Постникова), сочинения архимандрита Павла (Леднева), “Братское слово” и другие. Мое убеждение о сих книгах таково, что кто их прочтет со вниманием и беспристрастно, тот в расколе не может оставаться…» Когда Алексей Зверев принял окончательное решение присоединиться к Церкви, священник Николай Смирнов предложил, чтобы присоединение это состоялось в Москве в храме преподобного Сергия в Рогожской. Узнав, что Алексей присоединился к Церкви, хозяин фабрики в Борисове, будучи раскольником, на следующий же день уволил его, а мать в гневе не пустила домой. И пришлось ему перебираться на работу и жительство в Москву. Но он не оставил родных. «Он стал из Москвы навещать их, сначала с осторожностью, потом чаще и чаще. Когда гнев родителей не утихал, он молчал; когда же родители стихали, он подавал свой голос, сначала понемножку, потом более и более.

http://foma.ru/muchenik-aleksij-zverev.h...

Екатерине Петровне, Екатерине Александровне, Пелагии Александровне и Серёже 1818 – мои поклоны и приветствия. Помолитесь о болящем. А. Алексий Вильна, 1889, Дек. —440— XXVII Достопочтеннейший и Достолюбезнейший Отец Протоирей Александр Алексеевич ! Сердечно приветствую Вас, Екатерину Петровну и детей с радостным праздником Христова Рождества и наступающим новым годом. Да дарует Вам Господь здравие и все Свои милости! Дня четыре мне стало лучше и температура нормальная. Но имею нужду в Вашей молитве. Друг наш Иоанн 1819 успе. Как глубоко я сожалею о нём! Заказал три сорокоуста. Вам преданный А.А. Был пражский псаломщик в худое для меня время. Искренно благодарю Екатерину Петровну за просфору. А.А. дек. 1889 г.] Письма В. Дм. Кудрявцева I 3 Января 1889 г. Ваше Высокоблагословение Многоуважаемый О. Протоиерей Александр Алексеевич ! Постоянно дружественное и сочувственное внимание Ваше ко мне позволяет мне обратиться к Вам с моею покорнейшею просьбой. Во время свидания с Вами я передавал Вам о положении семейства покойного Егора Васильевича 1820 о том, что —441— у одной из дочерей его 1821 есть жених, окончивший в прошлом году курс в нашей академии, кандидат Алексей Викторович Зверев 1822 и что для благоустройства семьи Егора Васильевича крайне необходимо, чтобы он получил место в Москве или в Вифании. В настоящее время после внезапной смерти Александра —442— Константиновича Благовещенского в Вифанской семинарии —443— очищается место преподавателя словесности. Было бы очень желательно, и для семьи Егора Васильевича очень важно, чтобы это место занял г. Зверев. Сам он – юноша вполне достойный и имеющий права на это место. Он принадлежит к числу лучших студентов прошлого курса (занимает в списке 5 место) и состоял в академии по словесному отделению. Вместе с сим он подал прошение Митрополиту, в котором просит его ходатайствовать о назначении его на вакантное место. Со своей стороны и я осмелился обратиться с такой же просьбой к Константину Петровичу. Но имея в виду важное значение, какое имеет Учебный Комитет в деле назначения кандидатов на места, я обращаюсь к Вам с покорнейшею просьбой: оказать возможное содействие в этом деле, в память одинаково чтимого мной и Вами Егора Васильевича.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Первый из Крутицких митрополитов, кафедра которых (храм Успения на Крутицах, Москва) возобновлена после 132-летнего перерыва в 1919 г. (см. Крутицкая). Вторая дата – дата кончины. 2808 Митрополит Крутицкий; практически управлял по 12.1925, номинально – по 29.08(11.09)1936 (дата преставления). 2810 Назначенный в Воронеж бывший Старицкий архиепископ Петр (Зверев) очень недолгое время – около 2 месяцев – временно управлял Московской епархией, в самый смутный период ее существования, когда высшей церковной власти в лице Патриаршего Местоблюстителя в Москве уже не было, а новоявленные раскольники – григорианцы – прилагали все усилия к захвату ее в свои руки. Временное управление епархией было поручено архиепископу Петру (Звереву) , по- видимому, во второй половине декабря 1925 г., одновременно с переводом его из Старицы в Воронеж, состоявшемся по указу Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) , проживавшего тогда в Нижнем Новгороде. Обосновавшиеся в покоях почившего Патриарха в Донском монастыре руководители григорианского раскола, основываясь на спровоцированной ими известной резолюции Местоблюстителя о передаче им своих полномочий Коллегии из трех архипастырей, предприняли неудачную попытку к захвату высшей церковной власти, указом от 18.2(3.3)1926 устранили от управления Московской епархией архиепископа Петра (Зверева) и назначили на его место Московского викария, епископа Можайского Бориса (Рукина). Архиепископ Петр (Зверев) отбыл в Воронеж, доложив Заместителю о создавшейся обстановке. В противовес григорианцу Борису (Рукину), на основе той же резолюции Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) для управления Московской епархией создается Совет Викариев. 2811 По завещательному распоряжению Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского) от 23.11(6.12).1925 временное управление Московской епархией поручается Совету Викариев, под председательством Преосвященного Дмитровского Серафима (Звездинского) . В его состав формально входили: епископ Серпуховской Алексий (Готовцев), епископ Клинский Гавриил (Красновский) и епископ Бронницкий Иоанн (Василевский). Практически состав Совета был иным: Председательствующий Серафим (Звездинский) отсутствовал, а в работе Совета, кроме перечисленных, периодически принимал участие еще Преосвященный Сергиевский Амвросий (Смирнов). Резиденция Совета находилась в подвале храма Николы в Кошелях, что у Яузских ворот (не сохранился).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Что касается до жизни иеромонаха Петра в Новгороде со времени прибытия его на должность инспектора Новгородской семинарии, – писал архиепископ Гурий обер-прокурору Синода,-то могу свидетельствовать, что жизнь его вполне… соответствует его иноческому званию». Несмотря на то, что Синод решил дело в пользу отца Петра, доносы продолжались в течение двух лет. Измученный иеромонах Петр написал прошение об увольнении его от должности инспектора Новгородской семинарии. Вскоре 5 декабря 1907 года иеромонах Петр получил письмо от доносчика: «Если хотите прикончить это дело, то пришлите триста рублей денег… К полиции не обращайтесь…» «И нет, и не будет» В 1909–16 годах отец Петр был настоятелем Белевского Спасо-Преображенского монастыря Тульской епархии. В 1910 году он был возведен в сан архимандрита. В 1916 году, известный к тому времени проповедник и миссионер, он получил предложение отправиться для миссионерской службы в Северо-Американскую епархию. Но поездка не состоялась – вместо Америки, в 1916 году отец Петр принял решение уехать проповедником на фронт. На фронте он пробыл до февральской революции 1917 года. После окончания боевых действий он вернулся в Центральную Россию. В 1917–18 годах служил настоятелем Тверского Желтикова монастыря. Побывал в роли заложника местной ЧК, чудом остался жив. Был замечен Святейшим Патриархом Тихоном, рукоположен во епископа Балахнинского и направлен в качестве викария в Нижегородскую епархию в распоряжение местного владыки Евдокима (Мещерского). Как викарный архиерей, владыка Петр стал служить в Печерском монастыре. По приезде в обитель он обнаружил, что древний печерский собор в честь Успения Божией Матери был сильно запущен. Стены и потолок были черны от копоти. Епископ обратился к народу, прося помочь навести порядок, сам первый поднялся по лестнице и стал мыть потолок… На Страстной седмице владыка вышел очищать от снега двор монастыря. Кто-то спросил его: Епископ Балахнинский Петр (Зверев) . Фото: novoeblago.ru– Что это вы так трудитесь, владыко святый?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Zverev/sv...

Известны письма М. разным адресатам: обращение к острогожскому полковнику Ф. И. Куколю о доставке съестных припасов по случаю приезда царя от 13 марта 1699 г., письмо настоятелю Макариева Унженского мон-ря 1683 г., письмо 1700 г. архимандриту Шартомского мон-ря Александру, 3 письма Крутицким митрополитам. Приписываемые ранее М. «Слово архиерея, во епархию свою пришедшу, ко священником», а также предисловие к воронежскому соборному синодику совр. историки ему не атрибутируют ( Каган. 1993. С. 356). Арх.: ГА Воронежской обл. Ф. И-297, И-290; ГИМ. Син. 669; РГАДА. Ф. 210. Приказной стол. Стб. 896, 936, 964, 1130, 1148, 1243, 1272, 1315, 1442, 1518. Соч.: Три письма к митрополитам Сарским и Подонским/Публ.: А. М. Правдин//Воронежская старина. 1904. Вып. 4. С. 145-151; Зверев С. Е., свящ. Письма свт. Митрофана//Памятная кн. Воронежской губ. на 1892 г. Воронеж, 1892. С. 33-44, 343-352; он же. Духовное завещание св. Митрофана, еп. Воронежского по ркп. Моск. Синод. (патриаршей) б-ки. Серг. П., 1897; Духовное завещание св. Митрофана, еп. Воронежского: Текст памятника с палеогр. описанием его и с примеч. Н. П. Попова//Воронежская старина. 1903. Вып. 3. С. I-IV, 1-26. Ист.: [Поликарпов Н. И.] Дарственные грамоты св. Митрофану//Воронежские ЕВ. 1870. 5. С. 232-235; Приходо-расходные книги Воронежского архиерейского дома времен св. Митрофана (1699-1704)/Сообщ.: Н. И. Поликарпов//Тр. Воронежской УАК. Воронеж, 1902. Вып. 1. Отд. II. С. 1-63; Правдин А. М. Материалы для жизнеописания св. Митрофана//Воронежские ЕВ. 1903. 16. С. 7-10; 18. С. 11-16; 19. С. 17-22; 20. С. 23-26; 21. С. 27-29; 1904. 19. С. 31-38; Зверев С. Е., свящ. Мат-лы для жизнеописания св. Митрофана, первого епископа Воронежского. Воронеж, 1897; Введенский С. Н. Данные о св. Митрофане Воронежском: (Из архивных разысканий)//Воронежская старина. 1905. Вып. 5. С. 136-145; Жития святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. М., 2007. Лит.: Введенский С. Н. Раскол в Воронежском крае при св. Митрофане (1682-1703 гг.)//Воронежские EB.

http://pravenc.ru/text/2563404.html

Здесь располагалось специально изготовленное парное кресло, обитое тёмно-пунцовым бархатом, однако Великокняжеская чета пользовалась им редко, обычно выстаивая всю службу. Иногда Великий князь становился перед аналоем и внимательно следил по книгам за ходом священнодействия. Великой княгине такое было ещё не по силам, и, молясь, она обращала свой взор к древним образам. Настоятелем храма ещё со времён прежнего генерал-губернатора, князя В. А. Долгорукова, был протоиерей Константин Николаевич Зверев. Елизавете Фёдоровне он сразу очень понравился. И неудивительно — батюшка, по словам Джунковского, «был прекрасной жизни человек, поразительной скромности, все знавшие его глубоко его уважали и почитали». Тепло отзывался об отце Константине и знакомый с ним Юрий Бахрушин (сын знаменитого мецената и коллекционера), отмечавший, что К. Н. Зверев «был одним из наиболее уважаемых священников Москвы… и состоял исповедником московского двора. Это был человек исключительной доброты. Вечно он о ком-то хлопотал, кого-то защищал, за кого-то предстательствовал. Причём делал он всё это так, словно не он благодетельствовал, а ему благодетельствовали… Святой был человек!». Отец Константин прослужит в домовой церкви до самой гибели Сергея Александровича, а затем, всецело преданный его памяти, станет настоятелем храма преподобного Сергия в Чудовом монастыре — усыпальнице Великого князя. Ему же, как верному спутнику духовной жизни Великокняжеской семьи, достанется честь вместе с протоиереем Митрофаном Серебрянским сослужить митрополиту Владимиру на Божественной литургии 10 апреля 1910 года в новосозданной Марфо-Мариинской обители, когда на Великую княгиню Елизавету Фёдоровну возложат крест настоятельницы. Спустя два года в больнице той же обители он скончается после перенесённого инсульта, и Великая княгиня, несколько дней почти не отходившая от его кровати, отдаст батюшке последний долг, проводив до самой могилы. Нет сомнения в том, что Елизавета Фёдоровна хорошо знала сына Константина Зверева, Василия (в иночестве — Петра), пошедшего по стопам отца.

http://azbyka.ru/fiction/elizaveta-fyodo...

Часов в 8–9 этого числа разнеслась весть о победе над Германией. Народ всполошился, как встревоженный улей с пчелами. Один у другого спрашивают: правда ли это. Через школьников разнеслась весть о назначенном митинге. Меня вызвали в с/совет, где один из секретарей райкома (Зверев) распорядился в имеющийся колокольчик прозвонить для быстрейшего одновременного сбора на митинг, что было выполнено. Это оказало самое лучшее действие на одновременное быстрое стечение народа. Народ, кроме организованного сбора от трех колхозов, повалил толпами. Вся площадь набилась явившимися на митинг. Были здесь митинги и раньше, но такого количества я не видел, можно сказать, все население было на митинге. Всем было радостно выслушать своими ушами желанную весть о победе над врагом. Митингом были очень довольны слушатели. После митинга часть участников верующих явилась в храм с молитвою о победе, а другие молиться о своих павших дорогих родных». Из этого письма видно, как незаметно церковь , ее влияние, внедряется в повседневную жизнь масс. Даже отдельные представители местной власти (секретарь райкома Зверев) прибегают к помощи церкви – «позвонить в колокол, чтобы скорее народ собрался». В определении степени влияния церкви на массы заслуживают внимания также некоторые показатели из моментов встречи и проведения пасхальных дней в 1945 г.: 1. По Сталинской области – «Пасхальные службы проведены во всех церквях и молитвенных домах, находящихся на территории области. Служба прошла с участием большого количества людей, например в городских церквях в среднем присутствовало от 2 тыс. до 3 тыс. человек, в поселках более 1-й тыс. человек и в сельских свыше 600 человек ;из общего количества посетивших пасхальную службу женщин до 60%, мужчин до 25% и молодежи до 15% обоего пола; в числе присутствующих в церквях были в небольшом количества военные. На территории Сталинской области церквей и молитвенных домов имеется: в городах 44, в поселках 33 и в селах 138. Для представления, какое приблизительно количество присутствовало людей, привожу следующее: в церквях и молитвенных домах, расположенных на территории города 44 х 2000=88000 чел; в поселках 33 х 1000=33000 чел., в селах 138 х 600=828000 346 чел.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Зверев Владимир, родился около 1852 г.; Вифанская духовная семинария (1866–1872 гг.). Отец : Василий Петров († до 1872 г.), священник; Московская губерния, Рузский уезд, село Онуфриево, Успенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2027, л. 22). Зверев Николай, родился около 1850 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1873 гг.). Отец : Петр Алексеев († до 1873 г.), священник, Московская губерния, Дмитровский уезд, село Сабурово, Покровская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2030а, л. 11). Знаменский Иван , родился около 1852 г.; Дмитровское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1868–1874 гг.). Отец : Григорий Спиридонов († до 1874 г.), дьячок; Московская губерния, Клинский уезд, село Михайловское, Знаменская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 21). Иванов Петр, родился около 1849 г.; Вифанская духовная семинария (1866–1872 гг.). Отец : Андрей Феодоров, священник; Московская губерния, Бронницкий уезд, Бронницы, Михаило-Архангельский собор (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2027, л. 26). Ильинский Василий, родился около 1857 г.; Перервинское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1873–1879 гг.). Отец : Иван Павлов, бывший дьячок; Московская губерния, Верейский уезд, село Бурцово, церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 1 об.). Ильинский Николай, родился около 1858 г.; Волоколамское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1872–1878 гг.). Отец : Александр Павлов, священник; Московская губерния, Волоколамский уезд, село Ивановское Безобразово, Знаменская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 5 об.). Ильинский Николай, родился около 1856 г.; Дмитровское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1870–1876 гг.). Отец : Петр Ильинский, священник; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Подмошье, церковь во имя свт. Николая Чудотворца (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2157, л. 5; д. 2067, л. 12 об.). Иоакиманский Алексей, родился около 1858 г.; Дмитровское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1874–1880 гг.). Отец : Иван Иоакиманский, пономарь; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Дубровки, церковь в честь Сошествия Святого Духа (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2386, л. 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Н.Г. Зверев Дворянский род Лопухиных Твердой опорой и непоколебимой почвой для национального сознания и самопознания всегда служит национальная история. По милости Божией есть в ней добрые общечеловеческие идеалы, светлые, высоконравственные герои и созидатели, трудами которых и строилась великая православная Россия Особое место в череде этих тружеников, людей мудрых, великих и благородных занимает дворянский род Лопухиных. Разными были судьбы его представителей, однако, все они верой и правдой служили Церкви и отечеству. Последняя четверть XIX в. для русской богословской науки является поистине «золотым временем». Можно перечислить десятки имен богословов с мировыми именами, творивших в этот период. Среди них – профессор Александр Павлович Лопухин . Священник Павел Флоренский в своих письмах из лагерей (1933–1937 гг.) неоднократно подчеркивал, что род и семья являются носителями вечности, главной единицей человеческого общества. Каждая неповторимая, уже оформленная личность тысячами нитей связана со своим родом, а через него – с вечностью, ибо «прошлое не прошло». В свою очередь, в семье род обретает равновесие оформленных личностей, неслиянных и нераздельных. Противостоять хаосу можно лишь утверждением личности, вбирающей в себя опыт своего рода, внимающей ему... «Не забывайте рода своего, прошлого своего, изучайте своих дедов и прадедов, работайте над закреплением их памяти». 1 Мы коснемся истории только одного рода, который с первых дней стал строителем и оберегателем великой Российской империи. Согласно официальной родословной, предком Лопухиных был сын того самого касожского князя Редеди, которого заколол в 1022 г. князь Мстислав, брат Ярослава Мудрого. По условиям поединка Мстислав Тмутараканский «крестил сына Редеди православным обрядом и женил его на своей дочери. ... От них и пошло потомство, представители которого положили начало многим русским дворянским фамилиям, в том числе и Лопухиным». По мужской линии среди Лопухиных были новгородские бояре, московские дворяне, стрелецкие полковники, офицеры лейб-гвардии Преображенского полка, адмирал, губернатор, светлейший князь, богослов... 2 Они храбро воевали, были честными чиновниками, судьями, писали книги, строили монастыри и храмы. Многие из них, не попав на страницы учебников, тоже сделали нечто значительное. Федор Авраамович Лопухин в конце XVII в. построил храм Михаила Архангела в Спасо-Андрониковом монастыре... Генерал-аншеф Василий Лопухин геройски погиб при Гросс-Егерсдорфе... Директором Департамента полиции был Алексей Александрович Лопухин. Ротмистр Михаил Сергеевич Лопухин участвовал в неудавшейся попытке освободить из большевистского плена императора Николая II... Перед нами разворачивается реальная жизнь Российского государства за тысячу лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zhizn-...

В 1918 г. доходы мон-ря пополнялись за счет кружечного и кошелькового сборов, продажи свечей и икон, оброчных статей, процентов с капитала и пожертвований; вместе с остатком от 1917 г. они составили 34 248 р. 13 к.; расход - 30 881 р. 5 к.; в остатке - 3367 р. 8 к. С весны 1918 до 2 февр. 1919 г. настоятелем мон-ря был архим. сщмч. Петр (Зверев) . К 1920 г. в Ж. м. проживали казначей сщмч. Иннокентий (Беда) , 9 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 5 монахов, белый свящ. Иоанн Петропавловский. В авг. 1920 г. настоятелем стал архим. Иоанн, в 1922 г. в обители вновь проживал еп. Старицкий Петр (Зверев). По постановлению Тверского горисполкома от 28 апр. и горсовета от 30 апр. 1919 г. 25 мая того же года было произведено вскрытие мощей свт. Арсения и обнаружилось, что мощи были переоблачены в 1918 г. в полное архиерейское облачение из золотой парчи, пожертвованное бывш. архиеп. Астраханским Филаретом. На шелковом подризнике была сделана надпись о переложении мощей 8 февр. 1919 г. в новый гроб управлявшим Тверской епархией еп. Серафимом (Александровым) и еп. Балахнинским Петром (Зверевым). Согласно протоколу вскрытия, большая часть мощей святителя была «покрыта мумифицированными остатками кожи и мышц». Рака и мощи были оставлены в Успенском соборе и до кон. мая 1919 г. выставлены для поклонения верующих. Сохранилось неск. актов, подписанных тверичанами, в которых осуждалось кощунственное вскрытие мощей св. блгв. кн. Михаила Тверского и свт. Арсения. Местонахождение мощей к 2008 г. неизвестно. В 1922 г. из храмов и ризницы мон-ря производилось изъятие церковных ценностей. Весной 1923 г. Ж. м. был закрыт, к лету того же года в нем зарегистрирована трудовая артель. К 1929 г. в Ж. м. размещался также детский дом. Решением Тверского губисполкома от 10 июня 1929 г. были закрыты Успенский и Алексиевский храмы, использовавшиеся впосл. под зернохранилище; церковное имущество конфисковано и расхищено. Кладбище было разорено, надгробные памятники растащены, некоторые захоронения осквернены. В 1930 г. были уничтожены т. н. палаты царевича Алексея, старая колокольня, разобраны на кирпичи 2 верхних яруса колокольни 1914 г. В марте 1931 г. местные власти получили разрешение Главнауки на разборку Алексиевской ц. До нач. войны 1941 г. на территории монастыря располагались авиамастерские, в соборе - магазин. В окт. 1941 г., при отступлении Красной Армии из Калинина (Твери), мон-рь пострадал, были разобраны или взорваны Успенский собор, ц. во имя преподобных Антония и Феодосия, настоятельский корпус, ограда. В 1945 г. Ж. м. был снят с госохраны, на территории обители устроен склад ГСМ военной части.

http://pravenc.ru/text/182239.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010