Житие состоит из 5 частей. 3 первые части основаны на Житии преподобных Зосимы и Савватия, «Слове о сотворении Жития Зосимы и Савватия» мон. Досифея и рассказе соловецкого мон. Тихона о смерти и погребении Г., 4-я часть - Похвала святому, 5-я содержит рассказ о 6 чудесах, совершившихся в Ст. Тотьме по молитвам к преподобному. Г. прославляется в «Похвальном слове русским преподобным» (40-е гг. XVII в.) соловецкого книжника Сергия (Шелонина) ( Панченко О. В. Из археогр. разысканий в обл. соловецкой книжности: I. «Похвальное слово рус. преподобным» - соч. Сергия Шелонина: (Вопр. атрибуции, датировка, характеристика авт. редакций//ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 585). Как «соловецкого началника» упоминает Г. без дня памяти в Месяцеслове келарь Троице-Сергиева мон-ря Симон (Азарьин) (РГБ. Собр. МДА. 201. Л. 333 об., сер. 50-х гг. XVII в.). В 1690 г. соловецкая братия во главе с архим. Фирсом (Шараповым) обратилась к Холмогорскому архиеп. Афанасию (Любимову) с просьбой о канонизации Г. Архиерей благословил соловецким монахам «пустынножителя старца преподобного Германа за его многолетные постнические труды иметь и почитать яко угодника Божия... обаче... праздновать и песнопения творить со всенощным пением по уставу ему - старцу Герману - мы не указали» впредь до распоряжения царей и патриарха. В 1692 г. грамотой Патриарха Московского и всея Руси Иоакима в Соловецкой обители было установлено местное празднование памяти Г. под 30 июля (в воспоминание обретения мощей) ( Досифей [Немчинов]. Географическое, историческое и статистическое описание. С. 66). Известны 2 службы на память обретения мощей Г. 1-я служба, содержащая алфавитный акростих , была создана Сергием (Шелониным), ее окончательная редакция находится в рукописном сборнике, вложенном Сергием в Соловецкий мон-рь не позднее 1658 г. («Месяца июля в 30 день обретение мощей преподобнаго отца нашего Германа, началника Соловецкия обители, новаго чюдотворца»//ПИАМ. Ф. Никандровой пуст. 292. Л. 101-115 об.; л. 116-125 об.- Житие Г.). 2-я служба напечатана в С.-Петербурге в 1898 г., она же воспроизведена в Минее (МП) (Июль. Ч. 3. С. 331-347). В 1928 г. сщмч. Петр (Зверев) , архиеп. Воронежский, будучи в штрафной командировке на о-ве Анзер (СЛОН), составил акафист Г. (опубл.: Русский паломник. 1995. 11/12. С. 25-35). tab Канонизация Г. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, известный с 1831 г. (празднование Собору было подтверждено в 1981 по благословению митр. Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова) ), в Собор Карельских святых, установленный в 1974 г. по благословению Ленинградского и Новгородского митр. Никодима (Ротова) , в Собор Соловецких святых, учрежденный в 1993 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

http://pravenc.ru/text/164711.html

Освобожден 10 сентября 1925 года. Арестован 2 января 1926 года. Освобожден 2 марта 1926 года. Назначен управ. Ивановской епархией: ноябрь 1926 года. Написал одну резолюцию – назначил преподавателя Владимирского духовного училища Мих. Алек. В на священническое место в г. Шую. Предложено добровольно уехать из епархии или прекратить управление церковными делами: декабрь 1926 года. Отказался оставить вверенную паству. На замечание: " Если виновен – судите " получен ответ: " Нам невыгодно Вас судить " . Арестован 2 января 1927 года. Московская предварительная тюрьма (Лубянка, 14). Бутырская [тюрьма] – епископ Читинский Никифор [Ефимов?]. Внутренняя тюрьма (Лубянка, 2). В одиночке с митрополитом Горьковским Сергием. За " принадлежность к группе архиереев, возглавляемой митрополитом Сергием Страгородским " , – три года соловецких лагерей, а глава " группы " митрополит Сергий получил свободу и вернулся к возглавлению церковного управления. Этап: апрель – май 1927 года. На этапе мои " однодельцы " : архиепископ Свердловский Корнилий (Соболев) и епископ Печерский Григорий (Козлов). Ленинградская пересыльная тюрьма: май – июнь 1927 года. Попов остров. Архиепископ Воронежский Петр (Зверев), архиепископ Корнилий, епископ Григорий, епископ Дмитровский Иоасаф (Жевахов), архиепископ Херсонский Прокопий (Титов). Командировка. Разноволока. Сторож Рыбпрома: июнь 1927 года – июнь 1928 года. Приезжала на свидание мама. Жил с ней в с. Сороке. Простился 13 ноября 1927 года. Это было последнее с ней прощание. Архиепископ Свердловский Корнилий, епископ Красноярский Амфилохий [Скворцов], епископ Златоустовский (?) Рафаил [Гумилевский]. Командировка. Чупа-пристань. Сторож, счетовод хозчасти: июнь – июль 1928 года. Попов остров: август – сентябрь 1928 года. Кемь, сторож склада: октябрь 1928 года – декабрь 1929 года (епископ Каменец-Подольский Амвросий [Полянский], епископ Вязниковский Герман [Ряшенцев]). Арестован 23 декабря 1929 года. Этапирован на Соловецкий остров 24 декабря 1929 года. Возращен на Попов остров 1 января 1930 года.

http://e-vestnik.ru/analytics/afanasiy_s...

29 октября 1926 года архиепископ был вызван в Воронежское ОГПУ. Перед уходом из дома он нарочито подробно рассказал об этом вызове своему келейнику. В ОГПУ архиерею показали телеграмму, в которой говорилось, что он вызывается к Тучкову в Москву для совещания по церковным вопросам с митрополитами Сергием (Страгородским)  и Агафангелом (Преображенским). Когда архиепископ вернулся, перед домом и в самой квартире его уже ожидало множество людей. Архиепископ сообщил, что власти предложили ему выехать в Москву. Кто-то из присутствовавших посоветовал послать к Тучкову в Москву делегатов, чтобы просить об отсрочке вызова архиепископа и вообще узнать – зачем его вызывают и в чем состоит его дело. А пока решили просить начальника местного ОГПУ об отсрочке поездки, чтобы рабочие могли за это время оформить отпуска для поездки в Москву. На следующий день владыку снова вызвали в ОГПУ, и на этот раз он сказал его сотрудникам: «Вы сами идете против народа, сами раздражаете его и волнуете; я с вами, чекистами, разговаривать больше не буду, разговаривайте сами с народом и вывертывайтесь, как хотите». В тот же день к святителю пришли представители рабочих и сообщили, что они выезжают в Москву для переговоров с Тучковым, а также отправляют делегацию на беспартийную рабочую конференцию, которая будет проходить в Москве 27 ноября. Они найдут там председателя Воронежского исполкома Шарова и попросят его, чтобы он в свою очередь переговорил с Тучковым. Приехав в Москву, рабочие отправились в Дом Советов, где разыскали воронежских делегатов, и в частности председателя Воронежского исполкома, которого и попросили заступиться за архиепископа Петра. Шаров выслушал их молча, но на одном из последующих заседаний городской конференции рабочих выступил с нападками на архиепископа; он сказал: « Петр Зверев – это духовное лицо, которое под флагом религии может вести и ведет рабочих не туда, куда надо». Затем зачитал телеграмму верующих: «Москва. Президиуму ХУ Всесоюзной конференции. Через местное Воронежское ОГПУ Тучков требует выезда в Москву единственного избранного народом православного Архиепископа Петра Зверева . Православных в Воронежской губернии 99%, исключительно рабочих и крестьян. Вызов Архиепископа волнует верующих рабочих, особенно вследствие распространяемых обновленцами слухов о высылке нашего Архиепископа. Для прекращения волнения верующих рабочих и народа запросите Тучкова о причинах вызова Архиепископа. Заключив договор с Архиепископом при его избрании и поручившись зорко следить за его работой, считаем своим долгом знать причины и цель его вызова. Для выяснения вопроса о прекращении волнений затребуйте выезда в Москву делегации верующих рабочих железной дороги. Отвечайте. Воронеж. Терновая церковь – рабочим».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Zverev/sv...

  Рождество Христово встретили в Роще. Утреню отпели, как в вертепе: в избе теленочек, кругом солома. Так трогательно — разговелись, отдохнули, душа поет, точно Господь в нашем вертепе родился. Крещенским утром в полном облачении владыка на реку ходил освящать воду в проруби. Владыка и мы. Один только Господь с нами. Слава Богу за все! Прошли праздники. Стали доходить известия, что митр. Сергий вошел в свои права, хотя и живет в Нижнем. Наш владыка переехал в Аносино. Чтобы снестись с митрополитом Сергием, послали одну рабу Божию к нему с письмом. Владыка наш чувствовал, что тут сговор с сильными мира сего, с власть имущими. Но чувствовал и иное, — что Дух Святый не нуждается в формальностях; сильнее сговоров с властью земной; что истина, правда и свобода " в руце Божией " . Иные же рассуждали так: " Не на коленке же писать резолюции " . Нужна и канцелярия, подумывали, как ее заполучить и на какие уступки пойти. Второй по порядку викарий Московский (Серпуховский епископ Алексий) приезжал к нашему владыке, настойчиво просил полномочий, предлагая по болезни устраниться от дел. Это или иное побудило владыку послать в Нижний Новгород Анну Ивановну к митрополиту Сергию с письмом. Но положение и самого митрополита было стесненное. Анна Иванована рассказывала, что ей, чтобы пройти к митрополиту, пришлось надеть апостольник, и под видом рядовой прислужницы-монашки попасть к митрополиту лично. Что ответил митрополит на владыкино письмо, не знаю. Вскоре же дошли известия, что митрополит Сергий будет в Москве управлять, а об освобождении митрополита Петра, видно, и думать перестали. А через короткое время со всеми полномочиями управляющего Московским викарством митр. Сергий прислал епископа Петра Зверева. Это возмутило духовенство Москвы. Что это? Владыку Серафима устраняет епископ Петр, викарий Нижегородский, никем не избранный? Но тут же сместили и вл. Петра Зверева. Явился сам митрополит Сергий. Наш владыка служил в Аносиной пустыни Великий пост. Пасху 26 года также встретил в Аносиной. Постом он постригал в иночество Таню Фомину и других сестер, а в Светлую ночь всех причащал сам. Каждый день Светлой Седмицы совершал торжественное богослужение. В Аносиной пустыни на Пасху посвятил своего иеродиакона отца Аристарха во иеромонахи. В Аносиной же посещало его дмитровское духовенство, о. Павел влахернский привез образ " Беленького Спасителя " , приезжали и другие батюшки, и владыка их награждал.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=119...

Кстати, именно этими постановлениями Карфагенского собора многие новомученики и исповедники Российские, не имевшие церковного общения с превысившим свои полномочия заместителем патриаршего местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским) , обосновывали свой отход от него (см., напр., письмо свт. Афанасия (Сахарова) , еп. Ковровского к прот. П. Дашкееву в книге: Молитва всех вас спасёт. М.: ПСТБИ, 2000. С. 384–386). А потому мы равно признаём благодатность как тех, кто остался в общении с будущим патриархом Сергием, так и тех, кто не возносил за богослужением его имя, поминая только местоблюстителя митр. Петра (Полянского) . Поэтому в соборе святых новомучеников и исповедников мы можем встретить имена и «поминающих» (т.е. «сергиан», например, священномучеников Илариона (Троицкого) , Евгения (Зернова), Петра (Зверева) и др.) и «непоминающих» (таких отцов-основателей «катакомбной церкви», как священномученики Кирилл (Смирнов), Серафим (Самойлович), Виктор (Островидов) и многих других). – Прим. ред. 116 Св. равноапостольного императора Константина Великого , например, не осквернило даже то, что, находясь на смертном одре, он принял оглашение и Таинство Крещения от такого столпа арианства, как Евсевий Никомидийский. (Вместе с остальными арианами Евсевий нёс на себе анафему I Вселенского собора, но по особому указу Константина он, как и многие другие еретики, был снова принят в общение с Церковью, хотя арианином быть не перестал). Свт. Пётр Ивер сумел сохранить себя неосквернённым в ещё более не подходящих для этого условиях: практически всю свою жизнь он находился в стане противников IV Вселенского собора и даже явился создателем особой «альтернативной» монофизитской иерархии, «параллельной» иерархии Православных Поместных Церквей. Прп. Исаак Сирин остался чист от скверны несмотря на то, что принадлежал к т. н. «церкви Востока», отринувшей III Вселенский собор и постепенно превратившейся в « церковь победившего несторианства». И подобных примеров немало. – Прим. ред. 117 Один из любимейших публицистических приёмов «истинно-православных» всего мира – приписывать всем положительным и вполне искренним делам и словам своих оппонентов самые низкие, а то и злодейские скрытые мотивы. Хорошая иллюстрация тому – их клевета на о. Епифания. В сознание многих «противостоящих» вбита аксиома: «Ничего доброго из World Orthodoxy быть не может просто по определению». Любое духовно-здоровое явление в жизни «официальных Поместных Церквей» всегда истолковывается ИПХ как «ловушка», «приманка» для наивных православных, как «запудривание мозгов» паствы, как «ложь», «фальшь», «коварство» и «лицемерие». Стоит заглянуть в любое первое попавшееся зилотское издание, чтобы убедиться в этом. Что ж, по древней мудрости, людям свойственно приписывать окружающим те черты, которые на самом деле присущи им самим. – Прим. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

«Митрополит Сергий Страгородский – законный каноничный Заместитель Патриаршего Место- блюстителя» (Вятка) Две записки о «григорианском расколе» (ВВЦС). Автор неизвестен Послание епископа Воткинского Виктора [Островидова] Письмо «духовного старца» о. Всеволода о нестроениях в Церкви, вызванных «иосифлянской оппозицией» Письмо митрополита Казанского Кирилла [Смирнова] по поводу церковных нестроений, вызванных Декларацией Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия [Страгородского] и Временного Патриаршего Священного Синода от 16(29) июля 1927 г. Письмо находящегося в заключении архиепископа бывшего Верейского Илариона [Троицкого] к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] с суждением о Временном Патриаршем Священном Синоде, учреждённом при Заместителе Первое письмо митрополита Казанского и Свияжского Кирилла [Смирнова] Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] (Станок Хантайка, Туруханского района, Красноярского округа) Письмо протоиерея Иоанна Андреевского из ссылки в Средней Азии по поводу письма архиепископа Петра [Зверева] от 3(16) июля 1928 г. 1864. Постановление Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] и Временного Патриаршего Священного Синода об отношении к священнодействиям, совершенным «раскольничьим клиром» Первое письмо Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] к митрополиту Казанскому и Свияжскому Кириллу [Смирнову] (Исход. 3193) Второе письмо («Отзыв») митрополита Казанского и Свияжского Кирилла [Смирнова] Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому]. Енисейск Разбор митрополитом Литовским и Виленским Елевферием [Богоявленским] постановления группы ярославских иерархов об отложении от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия [Страгородского] Второе письмо Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] к митрополиту Казанскому и Свияжскому Кириллу [Смирнову] Письмо Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра [Полянского] Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] Интервью с главой Патриаршей Православной Церкви в СССР Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием [Страгородским] и его Синодом Интервью с главой Патриаршей Православной Церкви в СССР Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием [Страгородским], данное корреспондентам иностранной печати в Москве 525.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

О чем и послать Преосвященному митрополиту Ярославскому для исполнения и для объявления Преосвященным – архиепископу бывшему Пермскому Варлааму [Ряшенцеву] и епископу Ростовскому Евгению [Кобранову] указ. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя Сергий, митрополит Нижегородский. Члены Временного Патриаршего Синода: Серафим [Александров], митрополит Тверской. Сильвестр [Братановский], архиепископ Вологодский. Дионисий [Сосновский], архиепископ Оренбургский. Павел [Борисовский], архиепископ Вятский. Севастиан [Вести], архиепископ Костромской и Галичский. Алексий [Симанский], архиепископ Хутынский. Иувеналий [Масловский], архиепископ Рязанский. Анатолий [Грисюк], архиепископ Одесский. Константин [Дьяков], архиепископ Харьковский. Филипп [Гумилевский], архиепископ Звенигородский. Управляющий делами Патриаршего Священного Синода, архимандрит Питирим [Крылов]. Архив составителя 07.05 (09.06).1928. Письмо архиепископа Корнилия [Соболева] к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] по поводу текущих событий церковной жизни Архив составителя 05.1928. Открытое письмо епископа Павла [Кратирова] «О модернизированной Церкви или о сергиевском православии» Польский M., протопресвитер. Новые мученики российские. Джорданвилль,1957. Т. 2 03(16).06.1928. Письмо архиепископа Петра [Зверева] из соловецкого заключения Польский. M., протопресвитер. Новые мученики российские. Джорданвилль, 1957. Т. 2 Рапорт протоиерея Воскресенской города Майкопа церкви Сергия Молчанова Феофилу [Богоявленскому], епископу Кубанскому и Краснодарскому, о воссоединении митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского] с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Нижегородским Сергием [Страгородским] и Временным Патриаршим Священным Синодом Его Преосвященству, Преосвященнейшему Феофилу, епископу Кубанскому и Краснодарскому протоиерея Воскресенской, г. Майкопа, церкви Сергия Молчанова Рапорт Вследствие того, что многие отнеслись с недоверием к тому, что митрополит Агафангел воссоединился с митрополитом Сергием, я, желая доказать правоту сего, запросил митрополита Агафангела телеграммой, на что он дал мне определенный ответ. Вот копии этих телеграмм:

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Постановление Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) и Временного Патриаршего Священного Синода по делу «ярославской группы» (митрополит Агафангел Преображенский и др.) 07.05 (09.06).1928. Письмо архиепископа Корнилия [Соболева] к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] по поводу текущих событий церковной жизни 05.1928. Открытое письмо епископа Павла [Кратирова] «О модернизированной Церкви или о сергиевском православии» 03(16).06.1928. Письмо архиепископа Петра [Зверева] из соловецкого заключения Рапорт протоиерея Воскресенской города Майкопа церкви Сергия Молчанова Феофилу [Богоявленскому], епископу Кубанскому и Краснодарскому, о воссоединении митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского] с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Нижегородским Сергием [Страгородским] и Временным Патриаршим Священным Синодом 06(?).1928. Послание бывшего Заместителя Патриаршего Местоблюстителя архиепископа Угличского Серафима [Самойловича] из Буйничского, Свято-Духова монастыря Могилевской епархии и др. Выписки из писем заключённого в Соловках архиепископа Верейского Илариона [Троицкого] по вопросу об «иосифлянской оппозиции» Письмо митрополита Иосифа [Петровых] епископу Гдовскому Димитрию [Любимову] по поводу «капитуляции» «ярославской оппозиции» Письмо настоятеля Московского Крестовоздвиженского храма священника Александра Сидорова к епископу Гдовскому Димитрию [Любимову] о прещениях, налагаемых митрополитом Сергием [Страгородским] на московских «иосифлян» Ответное письмо (на предыдущее) епископа Димитрия [Любимова] Гдовского московским “иосифлянам” Письмо архиепископа бывшего Саратовского и Царицынского Досифея [Протопопова] к митрополиту Саратовскому Серафиму [Александрову] по вопросу о «григорианском расколе» Характеристика епископа Алексия [Буя], составленная канцелярией Патриаршего Священного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя Протоиерей Люперсольский Николай.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

1924 г., октябрь – хиротонисан Патриархом Тихоном во епископа Нарвского. 1926–1927 гг. – епископ Копорский. 1927 г. – епископ Нарвский и Копорский. Вошёл в состав группы оппозиции епископа Гдовского Димитрия [Любимова]. 1927 г., 30 декабря – Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием [Страгородским] запрещён в священнослужении, 1930 г. – арестован. Скончался в заключении. СЕРГИЙ (Зверев Сергей Михайлович), епископ Елецкий, викарий Воронежской епархии. 1870 г. – родился в г. Петропавловске, в семье священника. Окончил семинарию, Санкт-Петербургский университет, Придворную певческую капеллу со званием регента. 1899 г. – окончил Московскую Духовную Академию. Священник, инспектор женского епархиального училища Таврической епархии, протоиерей. Пострижен в мантию, архимандрит. 1922 г. – хиротонисан во епископа Севастопольского. 1925 г. – епископ Мелитопольский. 1925–1926 гг. – временно управляющий Самарской епархией (по причине заключения епископа Самарского Анатолия [Грисюка]). 1926 г. – арестован, приговорён к двум годам ссылки. 1927 г. – возведён в сан архиепископа. 1929–1935 г. – архиепископ Елецкий. 1935 г. – арестован и приговорён к пяти годам лагеря. 1937 г., 20 ноября – в Карагандинском концлагере был приговорён к расстрелу и расстрелян. Есть данные об уклонении ненадолго в обновленческий раскол (в 1924 г.); по покаянии принят в лоно Православной Русской Церкви. СЕРГИЙ (Страгородский Иван Николаевич), Патриарх Московский и всея Руси, 1867 г., 11 января – родился в Арзамасском уезде Нижегородской губ., сын протоиерея. 1886 г. – окончил Нижегородскую духовную семинарию. 1890 г. – окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Пострижен в мантию, иеромонах, член Японской духовной миссии. 1893 г. – доцент Санкт-Петербургской Духовной Академии, инспектор Московской Духовной Академии. 1894 г. – настоятель посольской церкви в Афинах (Греция); архимандрит. 1895 г. – магистр богословия (за работу «Учение о спасении»). 1897 г. – помощник начальника Японской миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

29 октября 1926 года архиепископ был вызван в Воронежское ОГПУ. Перед уходом из дома он нарочито подробно рассказал об этом вызове своему келейнику. В ОГПУ архиерею показали теле­грамму, в которой говорилось, что он вызывается к Тучкову в Москву для совещания по церковным вопросам с митрополитами Сергием (Страгородским) и Агафангелом (Преображенским). Когда архиепископ вернулся, перед домом и в самой квартире его уже ожидало множество людей. Архиепископ сообщил, что влас­ти предложили ему выехать в Москву. Кто-то из присутствовав­ших посоветовал послать к Тучкову в Москву делегатов, чтобы просить об отсрочке вызова архиепископа и вообще узнать – зачем его вызывают и в чем состоит его дело. А пока решили про­сить начальника местного ОГПУ об отсрочке поездки, чтобы ра­бочие могли за это время оформить отпуска для поездки в Моск­ву. На следующий день владыку снова вызвали в ОГПУ, и на этот раз он сказал его сотрудникам: «Вы сами идете против народа, сами раздражаете его и волнуете; я с вами, чекистами, разговари­вать больше не буду, разговаривайте сами с народом и выверты­вайтесь, как хотите». В тот же день к святителю пришли представители рабочих и сообщили, что они выезжают в Москву для переговоров с Тучко­вым, а также отправляют делегацию на беспартийную рабочую конференцию, которая будет проходить в Москве 27 ноября. Они найдут там председателя Воронежского исполкома Шарова и попросят его, чтобы он в свою очередь переговорил с Тучковым. Приехав в Москву, рабочие отправились в Дом Советов, где разыскали воронежских делегатов, и в частности председателя Во­ронежского исполкома, которого и попросили заступиться за архиепископа Петра. Шаров выслушал их молча, но на одном из последующих заседаний городской конференции рабочих высту­пил с нападками на архиепископа; он сказал: «Петр Зверев – это духовное лицо, которое под флагом религии может вести и ведет рабочих не туда, куда надо». Затем зачитал телеграмму верующих: «Москва. Президиуму XV Bcecoюзhoй конференции. Через мест­ное Воронежское ОГПУ Тучков требует выезда в Москву единст­венного избранного народом православного Архиепископа Петра Зверева. Православных в Воронежской губернии 99%, исключи­тельно рабочих и крестьян. Вызов Архиепископа волнует верую­щих рабочих, особенно вследствие распространяемых обновлен­цами слухов о высылке нашего Архиепископа. Для прекращения волнения верующих рабочих и народа запросите Тучкова о причи­нах вызова Архиепископа. Заключив договор с Архиепископом при его избрании и поручившись зорко следить за его работой, считаем своим долгом знать причины и цель его вызова. Для выяс­нения вопроса о прекращении волнений затребуйте выезда в Москву делегации верующих рабочих железной дороги. Отвечай­те. Воронеж. Терновая церковь – рабочим».

http://fond.ru/kalendar/90/petr/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010