А как та рож сжата, и в те поры покупали рожь четверть Московскую в полтину. И после того по государеву указу присыланы в Воскресенской монастырь от царя и великого князя думной дворянин Иван Баклановской, да дьяк Василей Зверев со многими людьми, с подьячими и с стрелцы. И Патриарху Никону говорили, чтоб Патриарх с Романом сделался; и Патриарх Никон говорил, что он Романовою землею не владеет, а владеет своею купленою, а Роман напрасно вклепывается. И они, думной дворянин Иван Баклановский и дьяк Василей Зверев, сказали: нам де та спорная земля велено отвести Роману, по ево сказке, да и поехали на землю отводить. И Никон патриарх пошел в святую Божию церковь с братьею, и пел молебен Святому и Животворящему Кресту Христову, и молитвы святыя говорил псаломския, пристойныя в напастех бываемым по уставу Афанасия Великого , архиепископа Александрийского. И во вторый день Патриарх с братьею пели молебен, по тому же чину. И в те поры был Роман в монастыре у молебна, и ничего не говорил. И после того, многое время спустя, Роман доводил на Никона патриарха: будто Никон патриарх проклинал государя царя с царицею и с царевичи и с царевны и со всем домом. И для того в 171 (1663) июля в 18 день присыланы в Воскресенской монастырь боярин князь Никита Одоевской, да околничей Родион Стрешнев, да думной диак Алмаз Иванов, да голова стрелецкой Василей Философов с стрелцами и с иными! многими людми. Да с ними Газской митрополит сказывался Паисеос Лигаридиус… Да с ними же были: Астраханской архиепископ Иосиф, Богоявленской архимандрит Феодосий. А приехали в вечерню, и после вечерни присылали к Патриарху Никону, что он боярин князь Никита Одоевской с товарищи и власти присланы от великого государя царя ко мне, Никону патриарху, для великого государева дела. И Никон патриарх говорил: коли они, боярин с товарищи, присланы от великого государя, и они бы шли. А с ними де есть сказывается Газский митрополит Паисей, и тот бы, буде у него есть вселенских патриарх грамоты отпустные, якоже правила святых отец показуют, да и к нам от братей наших вселенских патриарх.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/sv...

24 Кратиров П. Св. Тихон как пастырь и пастыреучитель. — “Православный собеседник”, кн. 1, стр. 106. 25 Никольский П.В. Обзор грамот Коллегии экономии. — “Воронежская старина”, вып. И. Воронеж, 1903, стр. 182; срав.: Правдин А. Игуменство св. Митрофана в Макарьевом Унженском монастыре. — “Воронежская старина”, вып. III. Воронеж, 1903, стр. 41. 26 Введенский С. Святитель Митрофан Воронежский как церковно-государственный деятель эпохи преобразований. Воронеж, 1904, стр. 11. 27 Кроме Воронежской, были открыты епархии: Великоустюжская, Холмогорская и Тамбовская. Сведения об этом см. в “Справочной книге для духовенства Воронежской епархии”. Воронеж, 1900, стр. 4. 28 Летопись Воронежской епархии за время управления первого епископа Воронежского, святителя Митрофана. — “Воронежская старина”, вып. III, 1903. Стр. 274. 29 Покровский И.М. Русские епархии в XVI-XIX вв., т. I. Казань, 1897, стр. 375. 30 Веселовский Г.М. Исторический очерк г. Воронежа. Воронеж, 1886, стр. 83; срав.: Сергий (Петров), архиеп. История Воронежской епархии от ее учреждения до наших дней, ч. I. Воронеж, 1961—1968, машинопись, стр. 128—129. 31 Никольский П.В. Очерки по истории церковной смуты на Дону в XVII в. СПб., 1903, стр. 10. 32 Введенский С. Вопрос о разграничении Воронежской епархии от Рязанской при святителе Митрофане. — “Воронежская старина”, вып. III, 1903. Стр. 73. 33 Очерки истории Воронежского края. Воронеж, 1961, стр. 74—75. 34 Дополнения к Актам Историческим, т. XII, 17. СПб., 1872, стр. 180; срав.: Летопись. Цит. соч., стр. 277. 35 Зверев С., свящ. Св. Митрофан, первый епископ Воронежский, в борьбе с расколом. Воронеж, 1901, стр. 12. 36 Там же. Стр. 12—13. 37 Зверев С., свящ. Духовное завещание св. Митрофана, еп. Воронежского. Сергиев Посад, 1897. Стр. 28. 38 Веселовский Г.М. Цит. соч., стр. 77. 39 Поликарпов Н. И. Петр Великий и святитель Митрофан Воронежский. Воронеж, 1899, стр. 25. 40 Никольский П.В. Цит. соч., стр. 33. 41 Поликарпов Н. Духовное завещание святителя Митрофана. — “Воронежская старина”, вып. III. Воронеж, 1903. Стр. 212.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3281...

По месту расположения на обрывистом правом берегу реки монастырь стал именоваться Алексиевский Акатов. Устроителем новой обители и ее первым настоятелем стал игумен Кирилл. 1674 г. построили каменную церковь во имя митр. Алексия. В начале XVIII в. архимандрит Никанор привез в Воронеж копию иконы Божией Матери «Троеручница», которая впоследствии прославилась чудесами. В 1746 – 1755 гг. над церковью надстроили 2-й этаж, где разместился храм во имя Владимирской иконы Божией Матери. Появился также придел во имя свв. Антония и Феодосия Печерских . В 1796 году двухэтажная церковь была разобрана почти до основания и за 2 года выстроена вновь. В 1812 году освятили новый храм свт. Алексия, на втором этаже храма в честь Воскресения Христова был завершен к 1819 году. Старый храм разобрали в 1879 году, сохранив колокольню 1674 года. Летом 1931 года монастырь был закрыт. Имущество было расхищено, бесследно пропал образ Божией Матери «Троеручница». Шли годы, монастырь разрушался. В 1989 году святую обитель возвратили епархии. За два года была восстановлена двухэтажная церковь и древняя колокольня. 4 ноября в день празднования в честь Казанской иконы Божией Матери, Алексиевский-Акатов монастырь открылся как женская обитель. 55 Священномученик Петр (Зверев) , архиепископ Воронежский (1878–1929 гг.). Священномученик Петр (в миру Василий Константинович Зверев) родился 18 февраля 1878 года в семье священника. В детстве Василий любил играть в церковную службу, а когда вместе с отцом торопился попасть к началу богослужения в приходской храм, услышав как звонарь, ударял три раза в колокол, считал, что два раза звонят отцу, а третий раз – ему. В 1895 году Василий окончил гимназию и поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В 1899 году Василий Константинович подал прошение с просьбой зачислить его на первый курс Казанской Духовной академии –вскоре был принят в число студентов, через год пострижен в монашество с именем Петр и рукоположен в сан иеромонаха. В 1902 году иеромонах Петр был удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Гробница прп. Пахомия Нерехтского в Пахомиевском приделе Троицкого собора. Фотография. 2019 г. Фото: З. А. Зверев Гробница прп. Пахомия Нерехтского в Пахомиевском приделе Троицкого собора. Фотография. 2019 г. Фото: З. А. Зверев В 1764 г. мон-рь был упразднен и обращен в приходскую церковь, последнего настоятеля игум. Антония и мон. Варфоломея перевели в костромской Богоявленский мон-рь, а мон. Иону - в Богородицко-Игрицкий в честь Смоленской иконы Божией Матери монастырь . Сыпанова слобода после упразднения обители получила статус села и стала именоваться с. Сыпанова Слобода. В XVIII - нач. XX в. в состав прихода помимо Сыпановой Слободы входили еще 5-6 селений. В 1778 г. в связи с образованием Нерехтского у. в кельях бывш. мон-ря были размещены уездные присутственные места (оставались здесь в течение 12 лет, их перевели в Нерехту в 1790/91). После 1791 г. келейные здания ок. 30 лет стояли заброшенными и разрушались. В 1821-1824 гг. кельи разобрали, а полученный кирпич пошел на ремонт ограды. В эти же годы юго-зап. башня ограды была перестроена в 8-гранную часовню в стиле классицизма, завершенную сферическим куполом с луковичной главкой, которая украшена фигурой парящего ангела с крестом в руках. Возможно, часовня сооружена в 80-90-х гг. XVIII в. по проекту С. А. Воротилова ( Демидов, Кудряшов. 1996. С. 80). В 1832-1865 гг. настоятелем Троицкой ц. служил церковный историк Костромского края прот. Михаил Диев. Он написал ряд крупных трудов (неопубл.), к-рые высоко ценили его современники: А. Н. Муравьёв , митр. Евгений (Болховитинов) , министр народного просвещения С. С. Уваров , историки М. П. Погодин и И. М. Снегирёв . При проезде через Нерехту цесаревича Александра Николаевича (впосл. имп. Александр II ) 13 мая 1837 г. прот. Михаил был представлен ему и награжден золотыми часами. Прот. М. Диев занимался изучением богатого монастырского архива XVII-XVIII вв. и стал 1-м историком обители. К нач. XIX в. из-за увеличивавшегося количества прихожан и паломников Покровский и Пахомиевский приделы стали тесными.

http://pravenc.ru/text/2579826.html

Бога и Царицу Небесную за Их неизреченные ко мне милости. Матерь Божия, указавшая мне путь в святую обитель, не оставила меня и здесь: Она избавляла меня от многих напастей и искушений. Описал это событие аз, грешный монах, не к славе человеческой, а к славе Божией. Пусть каждый, прочитавший это мое простое сказание, увидит отсюда, что Господь и Пречистая Его Матерь не хотят смерти грешника и направляют его на спасение и пекутся о нем. Да будет же слава Богу и Его Пречистой Матери – Покровительнице рода христианского – во веки веков. Аминь». Теперь иди! Не бойся их! Схимонах Сила (Зверев) (1854–1921) Схимонах Сила (в миру Семен Зверев) родился в крестьянской семье, в Смоленской губернии в 1854 г. Господь направил его стопы в Валаамскую обитель. Долгое время Семен был в монастыре простым послушником-богомольцем, не зачисленным официально в братию обители. Некоторое время жил в Предтеченском скиту, а когда в старости ослабел, то перешел на жительство в братскую больницу, где был пострижен в монашество с именем Созонт, а через некоторое время принял великую схиму с именем Сила. Великая милость всякой душе христианской, причастившейся Святых Христовых Таин и в тот же день или час переселившейся из временной жизни в вечную! Это будет действительно христианская кончина, непостыдная и мирная. Удостаиваются ее люди добродетельные и глубоко верующие. По учению некоторых святых отцов, если человек в день своей кончины причастится Святых Христовых Таин, то душа его не задерживается злыми духами на воздушных мытарствах. Враги даже не могут и приблизиться к ней по причине соединения ее с Божеством. Так и в « Добро- толюбии» пишется: «Если имеющие переселиться отсюда причастятся Святых Таин с чистою совестью, то, когда умрут, Ангелы ради сего причащения, дори- нося возносят их отсюда». Схимонаха Силу соборовали и часто причащали Святых Христовых Таин. В последний день его жизни больничный духовник поздно вечером зашел его навестить и, видя его совсем ослабевшим, сказал ему: «Отец Сила! Я тебя сейчас причащу Христовых Таин!» «Хорошо! Причастите!» – также просто ответил умирающий. Духовник, быстро спустившись в больничную церковь , взял запасные Святые Дары и, прочитав положенные в Требнике молитвы, причастил умирающего старца. Затем, поздравив его с принятием Святых Христовых Таин и попрощавшись с ним, ушел к себе в келью.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Аналогичных взглядов придерживались и московский миссионер А.Д. Зверев, и священник А.Г. Альбицкий, 1284 и епископ Уральский Тихон (Оболенский). 1285 Противоположную позицию занимал протоиерей С.И. Шлеев, который не только считал, что осуждены были именно обряды, но и предлагал признать, что это осуждение было ошибкой. Несмотря на жаркие споры, третий тезис Предсоборного совета был принят, 1286 однако договориться по поводу четвертого тезиса члены отдела так и не смогли. Основная проблема была сформулирована профессором М.Н. Васильевским, в докладе которого утверждалось, что во всем своем объеме клятвы Собора 1667 года не могут быть отменены: нельзя, например, снимать клятвы с тех, кто выступал против церковной власти или хулил ее. Отменены могут быть лишь те положения, которые смущают совесть православных и единоверцев. В связи с этим Васильевский предложил разбить четвертый тезис на несколько вопросов и разбирать каждый вопрос по отдельности. Первым был поставлен вопрос: «Верна ли мысль, что Собор 1667 года воспретил употребление старых богослужебных обрядов?». 1287 Епископ Уральский Тихон (Оболенский), протоиерей Ф. Воловей и А.Д. Зверев отвечали на этот вопрос положительно, а епископ Челябинский Серафим (Александров) и А.Г. Куляшев – отрицательно. Позиция тех, кто отвечал на этот вопрос отрицательно, была сформулирована в докладе епископа Серафима, считавшего, что «поднимать вопрос о снятии этих клятв могут только сознательные или несознательные враги Православной Церкви». 1288 Основные выводы доклада были сформулированы следующим образом: 1) Снимать клятву со старых обрядов и чинов (по терминологии раскольников и раскольничествующих) это значит снимать то, чего не было и нет, ибо Собор 1667 г. в своем определении означенных чинов и обрядов не проклинал и даже не касался, и навязывать этому Собору чуждую ему мысль о поречении на «старое благочестие» 2) для лиц же, на которых действительно положена и лежит соборная клятва, то есть раскольников, поносящих Православную Церковь если бы им хотелось выйти из подклятвенного состояния, клятва эта сама собою отменяется и разрушается при их воссоединении с Церковью, ибо, по соборному определению, под клятвой и анафемой состоят они лишь до того времени, «дондеже уразумятся и возвратятся в правду с покаянием» 3) мысль, якобы с отменой клятв Собора 1667 г. расколо-старообрядцы валом повялят в Православную Церковь , в основе своей имеет или незнание раскола (¾ которого – беспоповцы – не из-за клятв отделяются от Православной Церкви, а из-за антихристова будто бы в ней царствования), или злонамеренное домогательство, чтобы Православная Церковь отменой клятв произвела над собой самоосуждение и оправдав тем раскол, вынуждена была признать на его именно стороне церковную истину

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Прпмч. архим. Вениамин (Кононов) Схииеромонах Алексий (Соловьев , †1928) Кальнев Михаил Александрович (†1942) Куляшев Андрей Гаврилович († не ранее 1922) Богданович Вячеслав Васильевич (†1939), автор рисунков Громогласов Илья Михайлович (†1937) Сщмч. прот. Илья Громогласов Зеленцов Василий Иванович (†1930) Сщмч. епископ Василий (Зеленцов) Зверев Алексей Данилович (†1918) Новомученик Алексей Зверев Митр. Кирилл (Смирнов, †1937) Сщмч. митр. Кирилл (Смирнов) Архиеп. Сергий (Тихомиров , †1945) Епископ Нестор (Анисимов , †1962) Патриарх Сергий (Страгородский , †1944) РГИА. Ф. 833. On. 1. Д. 72. Л. 120–121. Машинопись. Копия. Подписи отсутствуют. Определение Священного Собора Православной Российской Церкви «О внутренней и внешней миссии» [Альтернативный источник: Священный Собор Православной Российской Церкви. Собрание Определений и Постановлений. Выпуск третий. Приложение к «Деяниям» второе.– М.: Издание Соборнаго Совета, 1918. С. 45–51] О внутренней и внешней миссии 6 (19) апреля 1918 г. А. Внутренняя миссия 1 . Миссия, основанная и заповеданная Законоположником нашей веры Господом Иисусом Христом, есть то великое служение в Церкви, существование которого обусловливается назначением Церкви и требует к себе со стороны ее особливой заботы и попечений. 2 . Ввиду крайне усиливающейся пропаганды латинства, протестантства, расколосектантства и безбожия, необходимо своевременно укрепить и усилить внутреннюю миссию и придать ей соответствующее ее значению и задачам в условиях настоящего времени устройство. 3 . Соответственно с преобразованием приходского, епархиального и высшего церковного управления миссия Православной Русской Церкви устрояется в виде: а) приходской, б) уездной, в) епархиальной, г) монашеской, д) областной и е) всероссийской. 4 . Приходская миссия совершается совокупными силами клира и мирян прихода при содействии руководимых местным архиереем миссионеров. 5 . Уездная миссия действует в пределах уезда согласно уставу, утверждаемому высшею церковною властью. 6 . Руководство уездною миссиею принадлежит уездному собранию духовенства и мирян, которое имеет постоянным своим органом уездный миссионерский совет.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Епископ Холмский и Люблинский (1914), епископ Кишиневский (1915), архиепископ Кишиневский и Хотинский (1916). Участник Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. Синодом Румынской Православной Церкви устранен с кафедры после захвата Бессарабии Румынией (апрель 1918). Выехал в Константинополь для управления русскими православными общинами (1919). Избран председателем Русского комитета в Турции (24.4.1922). Наблюдатель за деятельностью Русской Духовной миссии в Палестине (1924). Возведен в сан митрополита (1935). Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей (1938–1964). С 1951 г. в США. 14 Митрофорный протоиерей Константин Петрович Зверев (†28.10.1912 на 67м году жизни) – с 1890 г. был настоятелем Александро-Сергиевской церкви при доме генерал-губернатора Москвы. Духовник Великого Князя Сергия Александровича. При оставлении Великим Князем должности генерал-губернатора и переезде его в Николаевский дворец вместе со всем причтом церкви переведен в дворцовую Петропавловскую церковь . Принимал участие в работе кружка «Детская лепта» Марфо-Мариинской обители. «Отец Константин Зверев, – писал один из его духовных сыновей, – был прекрасной жизни человек, поразительной скромности, все, знавшие его, глубоко его уважали и почитали. Великая Княгиня Елизавета Феодоровна в течение последних 10 дней его тяжелой болезни (у него сделалось кровоизлияние в спинном мозгу, последствием чего у него отнялись руки и ноги) почти не отходила от его кровати. Он лежал в лазарете Марфо-Мариинской обители. 31 октября его хоронили на Даниловском кладбище. Мне лично глубоко было жаль потерять такого духовного отца с такой светлой чистой душой» В. Ф. Воспоминания. Т. II. М. Издательство имени Сабашниковых. 1997. С. 82). 15 Великий герцог Гессен Дармштадтский Эрнст-Людвиг (1868–1937) – брат Вел. Кн. Елизаветы Феодоровны. Великая герцогиня Гессенская Элеонора (1871–1837), урожденная Сольмс-Гогенсольмс-Лих – вторая его супруга. 16 Великий Князь Димитрий Павлович (1891 †1942) – сын Великого Князя Павла Александровича (1860 †1919) и Великой Княгини Александры Георгиевны (1870 †1891), урожденной Королевы Греческой.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Его матушка немного жила в Фаустове у родных батюшки, а потом переехала в стоверстную зону в Егорьевск. Летом 1933 г. власти разрешили жене и дочери побывать в Каргополе, осенью 1933 г. к нему приезжал сын, художник. В ссылке батюшка плотничал, чинил забор дома, где жил еще один ссыльный батюшка с женой. У него было несколько своих гряд, он в свободное время читал книги по огородничеству и пчеловодству. Осенью ходил собирать грибы и сам солил их на зиму. В Каргополе о. Александр работал при больнице, пилил и раскатывал дрова, кроме того молотил ячмень и горох, набивал силосную яму, работал и на других тяжелых работах. Срок батюшка отбыл летом 1936 г., в это время вернуться из ссылки можно было только на 101 км. от Москвы, и то при условии, что батюшку возьмут «на поруки». С августа 1936 г. по сентябрь 1937 г. о. Александр Зверев вместе с женой Марией Алексеевной проживал в с. Возмище Волоколамского района Московской области и служил священником в церкви Рождества Богородцы на Возмище. Кое-кто из московских духовных детей смог побывать у о. Александра, исповедаться, получить наставления. Без всякой горечи, с глубокой верой, сосредоточенно и молитвенно наставлял он своих пасомых, «с крайним благоговением и той мерой преданности в волю Божию, какие трудно передать словами». Свое благоговейное служение перед престолом Господним он закончил осенью 1937 г. С группой ссыльных монахинь из соседнего села и со священниками Павлом Андреевым и Димитрием Розановым о. Александр 3верев был по доносу арестован 22 сентября 1937 г. Сначала он содержался в тюрьме г. Волоколамска, а затем был переведен в Москву. Судила его тройка при УНКВД СССР по Московской области, он был обвинен в антисоветской агитации против проводимых кампаний на селе, контрреволюционной гнусной клевете против Сов. власти, церковной агитации. Виновным себя не признал. О. Александр Зверев был приговорен к расстрелу. Священномученик Сергий родился 10 августа 1880 г. в семье священника Павла Кедрова. По окончании Московской Духовной семинарии в 1901 г., Сергей Павлович был направлен работать учителем в Старниковскую церковно-приходскую школу Бронницкого уезда.

http://azbyka.ru/palomnik/Ново-Соловецка...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 25 января (7 февраля) Священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский Священномученик Петр родился 18 февраля 1878 года в Москве в семье священника и в крещении наречен был Василием. Его отец, Константин Зверев, служил сначала в храме Воскресе­ния Словущего в селе Вишняки под Москвой, а затем был на­значен настоятелем храма святого благоверного великого князя Александра Невского при доме московского губернатора. После убийства генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича отец Константин перешел служить в Сергиев­ский храм при Чудовом монастыре в Кремле. У отца Константина и его жены Анны было четверо детей: три сына – Арсений, Кассиан и Василий и дочь Варвара. Характеры братьев определились с детства и были весьма различны. Арсений любил писать разные бумаги – и стал чиновником. Кассиан играл в войну – и стал офицером, был убит на фронте в 1914 году. Васи­лий любил играть в церковную службу. В раннем детстве он торопился попасть к началу богослужения в приходской храм в Вишняках, и на службу ходил всегда вместе с отцом. Звонарь, видя идущего священника, ударял три раза в ко­локол, и мальчик считал, что два раза звонят отцу, а третий – ему. Впоследствии он иногда рассказывал о себе детям в назидание. «В детстве я был очень толстый и пухлый, и взрослые любили меня тискать, а я этого не любил и вел себя соответственно. И вот ви­жу сон. Сидит за столом Спаситель в синей и красной одежде и держит меня на руках. А под столом – страшная собака. Спаситель берет мою руку и протягивает под стол собаке со словами: “Ешь ее, она дерется”. Я проснулся, и с тех пор уже никогда не дрался, а во всем старался себя сдерживать, не сердиться и не делать ничего дурного. Вам, мальчишкам, всегда хочется попробовать курить. А у нас отец строгий был, он нам однажды сказал: “Если кто будет курить, губы оторву!” Но попробовать все-таки хотелось. Выкурил я папиросу и пошел в церковь. Было Прощеное воскресенье. Запе­ли: “Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя...” Это было самое мое любимое песнопение. Но тут у меня нестерпимо закружилась голова, и пришлось мне выйти из храма. С тех пор я уже не пробовал курить» .

http://fond.ru/kalendar/90/petr/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010