Неосведомленный о ходе церковных дел митр. Петр был убежден в том, что митр. Сергий не может прибыть в Москву и возглавить управление Церковью. В резолюции от 1 февр. на докладе ВВЦС митр. Петр написал, что передал полномочия Патриаршего Местоблюстителя коллегии в составе Владимирского архиеп. сщмч. Николая (Добронравова) , Томского архиеп. Димитрия (Беликова) и архиеп. Григория (Яцковского). Митр. Петр не знал, что архиеп. Николай находится под арестом, а архиеп. Димитрий не мог приехать в Москву и участвовать в коллегии. Также митр. Петру не было известно о запрещении в служении архиеп. Григория, что исключало возможность его включения в состав коллегии. В резолюции не содержалось упоминания о ВВЦС как об органе церковного управления, а его членам - епископам Виссариону (Зорнину), Тихону (Русинову) и Иннокентию (Бусыгину) - предписывалось вернуться в свои епархии. Тем не менее резолюция митр. Петра была истолкована членами ВВЦС как каноническое оправдание их деятельности. Архиеп. Григорий известил митр. Сергия телеграммой о прекращении его полномочий Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. ВВЦС приступил к совершению епископских назначений и объявил о переходе управления Московской епархией от Воронежского архиеп. сщмч. Петра (Зверева) , определенного митр. Сергием, к еп. Борису (Рукину). Убедившись в раскольнических действиях архиеп. Григория, 2 февр. еп. Дамиан (Воскресенский) покинул ВВЦС, призвав других последовать его примеру. 8 февр. митр. Сергий сообщил в письме архиеп. Григорию, что ознакомился с резолюцией митр. Петра на докладе ВВЦС, но не может считать ее безусловной. Митр. Сергий отметил, что Патриарший Местоблюститель не был подробно извещен о настоящем положении церковных дел, в т. ч. о запрещении, наложенном на архиеп. Григория и др. членов ВВЦС, что делало невозможным их участие в церковном управлении. Ввиду этого митр. Сергий отказался сложить с себя полномочия Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. Большинство находившихся на свободе правосл. архиереев осудили Г. р. и полностью согласились с каноническими мерами против его организаторов. ВВЦС поддержали руководители лубенского раскола на Украине (см. Феофил Булдовский ), обратившись с просьбой отменить их запрещение Собором епископов Украины, к-рое было утверждено Заместителем Патриаршего Местоблюстителя.

http://pravenc.ru/text/166503.html

Около 1738 года на Боршеве построена деревянная церковь в честь святителя Николая. Предположительно после пожара на этом же месте возвели новый храм, также деревянный, в котором были престолы в честь Христова Воскресения, Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Николая. В ведомости о церкви за 1899 год говорится: " утвари в храме достаточно, земельный надел его составляет 3 десятины усадебной земли (около 30 соток) также пахотной и сенокосной - 40 десятин. Возле храма часовня деревянная. Всею землёю причт владеет сам. Дома причта собственные на церковной земле " . Настоятелем в это время был иерей Михаил Матвеевич Пятикрестовский: " 27 лет, уроженец Московской губернии, сын псаломщика. Образование получил в Московской Духовной семинарии, по окончании которой рукоположен в священный сан митрополитом Московским и Коломенским Сергием (Ляпидевским) и отправлен на сей приход... " . Со временем деревянный храм пришёл в ветхость, колокольня сильно накренилась. Рядом поставили временную звонницу. Возникла потребность в новом здании. Стали собирать средства, и в 1903 году состоялась закладка кирпичого храма. Новый храм был построен на средства прихожан, из красного кирпича, крышу венчало деревянное пятиглавие. Стены и своды храма имели живописные изображения. Иконостас резной работы вызолочен, иконы, а их было 36, греческого письма. Начатая колокольня так и не была завершена. Последним настоятелем был иерей Иоанн Никифорович Зверев (с 1921 года). Отец Иоанн прослужил в храме до кончины в 1936 году. После этого церковь была закрыта, её постигла участь сотен и тысяч храмов нашей Церкви. Местные жители рассказывали, что тогдашний председатель колхоза с активом, с помощью трактора снесли купола, утварь перед этим богохульством была разграблена. Из большинства икон сделали опалубку для строящейся рядом плотины. Все разорители раньше или позже жестоко поплатились за свои злодеяния. Впоследствии здание храма использовалось колхозом под склад зерна и другие нужды. В 1980-х годах появилась идея разместить в храме продовольственный магазин, но к счастью этого не произошло. Затем руководство колхоза решило отремонтировать здание, и устроить в нём музей колхоза. Здание начали восстанавливать: перекрыли крышу, провели отопление. Но и эта идея не увенчалась успехом.

http://sobory.ru/article/?object=03546

Арестован – 2 янв[аря] 1927г. Московская предварительная тюрьма (Лубянка, 14) 28 . Бутырская – епископ Читинский Никифор 29 . Внутренняя тюрьма (Лубянка 2) 30 . В одиночке с митрополитом Горьковским Сергием. За «принадлежность к группе архиереев, возглавляемой митрополитом Сергием Страгородским » – три года Соловецких лагерей. Глава «группы» митрополит Сергий получил свободу и вернулся к возглавлению Церковного управления. Этап – апрель – май г. На этапе: мои однодельцы архиепископ Свердловский Корнилий (Соболев) и епископ Печерский Григорий (Козлов) 31 . Ленинградская пересыльная тюрьма 32 . Попов Остров 33  – май – июнь г. Архиепископ Воронежский Петр (Зверев) 34 , архиепископ Корнилий, епископ Григорий, епископ Дмитриевский Иоасаф (Жевахов) 35 , архиепископ Херсонский Прокопий (Титов) 36 . Командировка Разнаволока 37 . Сторож Рыбпрома – июнь г.] – г. Приезжала на свидание мама. Жил с ней в Сороке 5. Простился 13 ноября 1927 г. Это было последнее с ней прощание 38 . Архиеп[ископ] Свердловский Корнилий, епископ Красноярский Амфилохий 39 , епископ Златоустовский Рафаил 40 . Командировка Чупа – пристань. Сторож. Счетовод Хозчасти – июнь – июль Попов Остров – август – Г. Кемь. Сторож склада – октябрь 1928 г. – декабрь 1929 г. Епископ Каменец-Подольский Амвросий (Полянский) 41 , епископ Вязниковский Герман (Ряшенцев) 42 . Арестован – 23 дек[абря] 1929 г. Этапирован на Соловецк[ий] остров – 24 дек[абря] 1929 г. Возвращен на Попов Остров – 1 янв[аря] 1930 г. Болел сыпным тифом – январь – февр[аль] 1930 г. Пробыл в Соловецких лагерях: по приговору – июнь г. – 2 янв[аря] [г.] без приговора сверх срока – 2 янв[аря] – 23 фев[раля] [г.] Этапирован в Туруханский край на 3 года Этап – 23 фев[раля] – 30 апр[еля] [г.] Тюрьмы: Ленинградские Кресты 43 , Новосибирская, Красноярская пересыльная и внутренняя. В последней встретился с митр[ополитом] Кириллом – апрель 1930 г. Г. Красноярск, г. Енисейск, станки Старый Туруханск, Мельничное – июнь 1930 г. – янв[арь [г.] Получил известие о смерти матери, скончавшейся 16 ноября – 21 нояб[ря] [г.]

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

19 янв. 1926 г. членам ВВЦС, среди к-рых был и Б., разрешили встретиться в тюремной камере с митр. Петром. Во время свидания они требовали от митрополита передачи им полномочий, уверяя, что только они, получившие признание советской власти,- чего не удавалось сделать ни свт. Патриарху Тихону, ни митр. Петру, не удастся и митр. Сергию,- сумеют до конца нормализовать отношения с гражданской властью и обеспечить Церкви спокойное существование. В конце концов Местоблюститель, к-рого тюремщики держали в полном неведении о ходе церковных дел, издал новое распоряжение об управлении Церковью, временно поручив исполнение обязанностей Местоблюстителя коллегии из 3 архиереев: Владимирского архиеп. Николая (Добронравова) , Томского архиеп. Димитрия (Беликова) и Екатеринбургского архиеп. Григория. Члены ВВЦС скрыли от заключенного Первосвятителя, что архиеп. Николай находится под арестом, архиеп. Димитрий не имеет разрешения на приезд в Москву. Истолковав резолюцию как передачу управления Церковью лично архиеп. Григорию, они объявили об устранении от временного управления Московской епархией назначенного митр. Сергием Старицкого еп. сщмч. Петра (Зверева) , а Б. издал циркуляр о своем вступлении в управление столичной епархией. Узнав о реальном течении событий и состоянии дел, митр. Петр 23 апр. 1926 г. объявил об аннулировании полномочий ВВЦС и подтвердил назначение митр. Сергия своим временным Заместителем. В григорианском расколе Б. состоял членом Синода, был возведен в сан «архиепископа», в 1927 г.- «митрополита». Число его сторонников в Москве, где он возглавлял общину, было ничтожно малым. В среде раскольников его влияние было весьма значительным, в Москве обычным наименованием григорианского раскола было «борисовщина». Арестован в последних числах мая 1931 г. за дачу взяток чиновникам из комиссии по проверке храмового имущества, охраны памятников искусства и старины и Мособлисполкома при решении вопроса о передаче храмов группе верующих, возглавляемой Б. (окт., нояб. 1930 - часовни Спасская и св. кн. Владимира у храма Христа Спасителя; май 1931 - Воздвиженский храм на Воздвиженке); заключен в Бутырскую тюрьму, где скончался. По церковному преданию, в припадке душевной болезни покончил с собой.

http://pravenc.ru/text/153161.html

2 апр. 1926 г. подписал «Суждение 25 архипастырей по поводу раздорнической деятельности «григорианцев» (ВВЦС) и канонических мер прещения, предпринятых против них». Осенью 1926 г. принял участие в попытке заочного, через сбор подписей архиереев, избрания на Патриарший престол Казанского митр. сщмч. Кирилла (Смирнова) . Поддержав процедуру заочных выборов по существу, Г., однако, не соглашался с обязательностью кандидатуры митр. Кирилла. Позже он говорил: «Я не знаю, кого бы там выбрали, но митрополит Сергий в качестве патриарха был бы для меня приемлемее» (ЦА ФСБ РФ. Д. Р. 31639. Л. 84). 22 дек. 1926 г. вызван в Нижегородский отдел ОГПУ и отправлен под конвоем в Москву, где 24 дек. был арестован. Содержался в Бутырской тюрьме. Проходил по следственному делу вместе с митр. Сергием (Страгородским), Свердловским архиеп. Корнилием (Соболевым) , Рыльским еп. сщмч. Павлином (Крошечкиным) и Ковровским еп. священноисп. Афанасием (Сахаровым) . Обвинялся в том, что «оказывал содействие реакционной церковной группировке». 29 апр. 1927 г. осужден особым совещанием ОГПУ на 3 года ИТЛ. Срок отбывал на Соловецких о-вах. В мае-июне 1927 г. находился в пересыльном пункте на Попове о-ве. Позднее был распределен в рабочую роту 4-го отд-ния СЛОН, жил в помещениях бывш. мон-ря. Работал на продуктовом складе вместе с Воронежским архиеп. сщмч. Петром (Зверевым) . В 1928 г. находился в изоляторе на Анзерском о-ве. По отбытии полного срока наказания 23 нояб. 1929 г. освобожден из лагеря с ограничением в правах проживания. 3 года провел в нарымской ссылке (Сибирь). 28 нояб. 1932 г. постановлением Полномочного представительства ОГПУ по Западно-Сибирскому краю еще на 3 года сослан в г. Орёл. Находясь в ссылках, до 1933 г. поддерживал переписку по церковным вопросам с еп. Афанасием (Сахаровым). Когда еп. Афанасий обвинил митр. Сергия (Страгородского) в превышении церковной власти и высказался за прекращение с ним общения, Г. поддержал позицию митр. Сергия. Вскоре после окончания срока ссылки 7 дек.

http://pravenc.ru/text/166662.html

В 1918 г. Д. был арестован в Орловской губ., приговорен к расстрелу, избежал казни. В том же году переехал в Киев, стал насельником киевского Златоверхого во имя св. арх. Михаила мужского монастыря , зачислен студентом в КДА. Киевский митр. Антоний (Храповицкий) назначил Д. епархиальным миссионером. После отступления осенью 1919 г. из Киева войск ген. А. И. Деникина Д. переехал в Крым, в следующем году архиеп. Таврическим Димитрием (см. схиархиеп. Антоний (Абашидзе) ) Д. был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Балаклавского во имя вмч. Георгия Победоносца муж. мон-ря . 5 нояб. 1922 г. в Симферополе привлечен к суду вместе с уволенным на покой архиеп. Димитрием (Абашидзе), управляющим Таврической епархией архиеп. сщмч. Никодимом (Кротковым) , Севастопольским еп. сщмч. Сергием (Зверевым) и др. священнослужителями. Оправдан Верховным судом Крымской АССР. В нач. 1923 г. Д. вновь был арестован, неск. месяцев находился в тюрьме вместе со Ставропольским еп. Евсевием (Рождественским) , затем выслан за пределы республики. По отзыву архиеп. Никодима (Кроткова), в Крыму Д. ревностно отстаивал интересы Церкви перед властями, зарекомендовал себя «любителем благостного богослужения (он прекрасный чтец и певец), проповедником усердным и умелым практическим деятелем» (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 211. Л. 14 об.). После освобождения Д. уехал в Москву, жил в Даниловом муж. мон-ре . В 1923 г. представители общин г. Глухова Черниговской губ. обратились к Патриарху Московскому и всея России св. Тихону (Белавину) с просьбой об открытии у них епископской кафедры (см. Глуховское вик-ство Черниговской епархии ). 18 нояб. 1923 г. свт. Тихон возглавил в Донском мон-ре хиротонию Д. во епископа Глуховского, викария Черниговской епархии, назначенного временно управляющим Черниговской епархией. В янв. 1924 г. Д. прибыл в Глухов. Архиерей организовал деятельность епархиального управления и канцелярии, викарных и благочинных правлений, совершал поездки по епархии. 15 сент. 1924 г. Д. был арестован в г.

http://pravenc.ru/text/168696.html

Если говорить о докладах, то они обычно бывают объединены какой-либо конкретной темой. Этот год оказался богат на юбилеи. Русское церковно-музыкальное сообщество отмечает сразу три даты, связанные с именами выдающихся церковных композиторов: 150 лет со дня рождения Александра Кастальского, 150-летие кончины протоиерея Петра Турчанинова и 50-летие кончины Александра Гречанинова. Хотя тематика докладов и мастер-классов была разнообразная, в целом съезд был посвящен именно Кастальскому, его наследию. Были доклады, посвященные анализу музыкально-эстетических особенностей творчества композитора, дискографии произведений вошедших в репертуар зарубежных хоров. Очень запомнился замечательный рассказ Светланы Зверевой о неизвестных ранее штрихах биографии Кастальского, развеивающих миф о том, будто Александр Дмитриевич легко и безболезненно перешел от служения Церкви к сотрудничеству с советской властью. И, наконец, в процессе подготовки воскресного всенощного бдения и литургии мы разучивали и пели произведения Кастальского. Два богослужения в Троицком соборе Торонто, которые совершал епископ Манхеттенский Гавриил, и в которых все мы принимали участие в качестве певчих, стали кульминацией съезда. И хотя это был воскресный день и вдобавок праздник – память преподобного Сергия Радонежского, меня все же поразило то, сколько людей пришло на эту службу: достаточно вместительный храм на литургии был заполнен, многие причащались. – Как проходило Ваше общение с коллегами из РПЦЗ? Обсуждалась ли тема грядущего объединения Церквей? – Конечно, я общался с участниками съезда – с теми из них, кто говорит по-русски. Отрадно, что большая часть русским все же владеет. Я разговаривал с коллегами-регентами, с клириками РПЦЗ – с настоятелем собора Святой Троицы в Торонто протоиереем Владимиром Мальченко, с членом Церковно-музыкальной комиссии диаконом Сергием Арлиевским, с диаконом Свято-Троицкого собора отцом Александром. В основном, конечно, разговор у нас шел на профессиональные темы но, разумеется, мы обсуждали и вопрос воссоединения Церквей.

http://pravoslavie.ru/4707.html

Смычка между православием и антисоветскими выступлениями на селе особенно ощутимой выглядела как раз там, где коллективизация (точнее, беспрепятственная выкачка материальных и человеческих ресурсов из деревни) была особенно нужна большевикам — в самой «зажиточной» в этом плане Центрально-черноземной области.  Причем наиболее активно сопротивлялись большевикам верующие Воронежской области. Заметное присутствие верующих в Воронеже и окрестностях во многом это было связано с тем, что в регионе со второй половины 1920-х годов было много ссыльного духовенства, отправленного сюда из Москвы и Ленинграда за свою «оппозиционность».  Среди ссыльных священнослужителей было много «харизматичных» фигур. В середине 1920-х годов ощутимый импульс религиозному пробуждению в Воронеже задал архиепископ Воронежский Петр (Зверев, священномученик), непримиримый борец с обновленческим расколом и «советизацией» Церкви. 28 ноября 1926 года архиепископ Петр с группой клириков и мирян был арестован, а 26 марта 1927-го – отправлен на Соловки. Но надежды большевиков на ослабление церковного влияния в области не оправдались  — на посту воронежского архиерея владыку Петра сменил епископ Козловский Алексий (Буй). Новый владыка, хотя и был всего 35-летним по возрасту и недавно поставленным епископом, оказался не менее решительным в вопросах отстаивания церковной свободы. После издания Декларации митрополита Сергия (Страгородского) с выражением лояльности советскому режиму, епископ Алексий выразил готовность активно противостоять контролю безбожников над Церковью. 22 января 1928 года по приходам Воронежской епархии было распространено послание епископа Алексия, в котором владыка отказывался признать незаконную Декларацию. «Вполне разделяя мнения и настроения верных православных иерархов и своей паствы, отныне отмежевываюсь от митрополита Сергия, его неканонического Синода и деяний их», — гласил текст послания. В течение весны 1928 года вслед за епископом Алексием значительная часть клириков и мирян Воронежской епархии (около 80 приходов) заявили о своем разрыве с митрополитом Сергием и перешли в подчинение митрополита Иосифа (Петровых). О своем единстве с епископом Алексием заявили общины Дона, Кубани, Харьковской области и Северного Кавказа. Потом они все проходили в следственных делах как «буевцы». Алексеевский Акатов монастырь в Воронеже, где проживал епископ Алексий, стал центром притяжения «непоминающих» со всего юга России. По данным историка М.В. Шкаровского , общая численность буевского духовенства достигала 400 человек.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-io...

17 (по др. данным, 7) окт. 1937 г. был вновь арестован в лагере по обвинению в том, что он «в составе группы священнослужителей участвовал в организации «Истинно-Православной Церкви»». Виновным в контрреволюционной деятельности себя не признал, хотя не отрицал участия в собраниях священников. Постановлением Особой тройки при УНКВД по Карагандинской обл. от 20 нояб. 1937 г. вместе с сыном Антонием, архиеп. сщмч. Сергием (Зверевым) , иером. Феофаном (Адаменко) , со свящ. сщмч. Василием Красновым , с мч. Георгием Юреневым приговорен к расстрелу. Был казнен, похоронен в безвестной могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив ДКНБ по Карагандинской обл. Д. 0594; Архив ДКНБ по г. Алматы и Алматинской обл. в г. Талдыкоргане. Д. 0594. Лит.: Губская Т. Полковая церковь: 100 лет со дня освящения//Новый горожанин. Николаев, 1999. Дек. С. 36-37. Рубрики: Ключевые слова: АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСАНДР Николаевич Архангельский (1874-1930), прот., сщмч. (пам. 20 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Николаевич Колоколов (1880-1937), прот., сщмч. (пам. 16 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Николаевич Парусников (1891-1937), прот., свящ. (пам. 3 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Николаевич Преображенский († 1918), прот., сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/2565814.html

Как рассказывала Зоя Александровна, её дед Александр служил там священником. Её отец, Александр Александрович, принял сан в неспокойный 1924 год в городе Ногайске (ныне Приморск). Примечательно, что рукоположен был о. Александр будущим священномучеником епископом Мелитопольским Сергием (Зверевым). Как и предостерегали близкие, его пастырская жизнь сложилась исключительно трудно. Принять сан в годы гонений на Православие – это уже подвиг. Служение о. Александра проходило в селе Новопавловка (Ногайский р-н) в храме в честь Рождества Божьей Матери, в наиболее тяжелое время для крестьян. Мне случалось приезжать в село Партизаны (ранее Новопавловка). Верующие старожилы села рассказывали, что на месте сельского клуба была красивейшая церковь, где вдохновенно нёс своё послушание святой новомученник, наставляя народ Божий на прекращение братоубийства и грабежей. Его проповеди и пастырское окормление спасло многих людей от духовной гибели. Так было до 1930 года. А вот в том году семья священника пережила комсомольский погром и была вынуждена перебраться в город Бердянск. Там уже собралось духовенство у второго священномученика Бердянска – протоиерея Виктора Киранова, который являлся благочинным. Последним их пристанищем был Свято-Покровский храм, где они числились певчими, сторожами, истопниками. Со смирением, безропотно отец Александр работал на самых черновых и низкооплачиваемых работах, чтобы прокормить семью. Так было до закрытия храма в 1937 г. Отец Александр был арестован. Батюшка на допросах мужественно переносил пытки и избиения, но виновным себя не признал. В 1939 г. ему был вынесен приговор, по которому он был осуждён на 5 лет лишения свободы и направлен в Соликамский Усомлаг. Но на свободу священник уже не вышел. Условия его жизни были настолько тяжелыми, что подорвали его здоровье. 14 марта 1942 года иерей Александр Ильенков скончался в лагере в возрасте 46 лет. …После окончания Литургии меня ожидает волнительная встреча – едем в гости к дочери новомученика. Выбираем цветы для Зои Александровны, покупаем нехитрые гостинцы. Так хочется порадовать ее, поблагодарить за то, что столько лет хранила память о своем отце и донесла до нас ценные воспоминания и факты о его жизни. Невольно возникает вопрос: «А как оно – быть дочерью святого?»

http://pravmir.ru/v-gostyax-u-docheri-sv...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010