– Беляев А. Любовь Божественная. Опыт раскрытия главнейших христианских догматов из начала любви Божественной. М., 1884. С. 47–56. 44 Подробный анализ этой главы и ее значения для истории христианской экзегезы см. в работе: Harl M. Les trois livres de Solomon et les trois parties de la philosophie dans les Prologues des Commentaires sur le Cantique des Cantiques (d’Orig-ne aux Chaenes exegetiques grecques)//Text und Textkritik. Eine Aufsatzsammlung/Hrsg. von J. Dummer. Berlin, 1987. S. 249–269. 45 Так нам представляется целесообразным переводить данное понятие, которое, будучи производным от глагола “видеть”, восходит к терминологии языческих мистериальных культов (например, элевсинских мистерий, называющихся). В христианскую лексику эта терминология была перенесена Климентом Александрийским , который называл высшее созерцание “тайнозрением”), а также говорил, что только через Христа нам становится доступным созерцание Бога (di Cristoa, d„ об тТпои QeXj ™popmeЪemai). См. предисловие к указанному изданию: Orig-ne. Commentaire sur le Cantique des Cantiques. T. II. P. 755. 46 По замечанию М. Арль, Оригену было известно традиционное трехчастное деление философии на логику, этику и физику, но, исходя из своих задач, он изменяет данную традиционную структуру. См. Harl M. Les trois livres… P. 252. Впрочем, и упомянутая в данном случае Оригеном схема трех основных наук имела место в античной философии I в. по Р. Х.: у Плутарха и Феона Смирнского. См. Hadot P. Les introductions aux commentaires exegetiques chez les auteurs neoplatoniciens et les auteurs chretiens//Les r-gles des » Ed. par M. Tardieu. Paris, 1987. P. 117. 47 См. у святителя Григория Нисского : “…младенец не занимается делами совершенных, и совершенного не берет к себе на руки кормилица, но всякому времени возраста полезно и сообразно что-либо свое: так и в душе можно видеть некоторое сходство с телесными возрастами, по которым сыскиваются некоторый порядок и последовательность, руководящие человека к жизни добродетельной. Посему-то иначе обучает Притча, и иначе беседует Екклесиаст, любомудрие же Песни Песней высокими учениями превосходит и Притчи и Екклесиаста”. – Творения святого Григория Нисского . Ч. 3. М., 1862. С. 14. Ср. также у преподобного Исидора Пелусиота : “порядок расположения в Библии трех книг Соломоновых – Притчей, Екклезиаста и Песни Песней обусловливается их внутренним содержанием Поэтому должно читать сначала книгу Притчей, затем Екклезиаст и, наконец, Песнь Песней. Чтение этих трех книг в означенном порядке должно соответствовать духовному росту читающего”. – Иеромонах Иоасаф. Преподобный Исидор Пелусиот как толкователь Священного Писания. Сергиев Посад, 1915. С. 26–27.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

С. Глаголев 11 июля 1914 193 Монеры (лат. Monera) – этим именем Геккель назвал простейшие одноклеточные организмы без ядра. В настоящее время принято деление на прокариоты и эукариоты по признаку отсутствия или наличия ядра, а термин «Монеры» не применяется. – Прим. эл. ред. 194 Фраваши (пехл. Фравахр «предвыбор») – благой дух, включающий в себя всё, что было и всё, что будет, фраваши присущ каждой живой частице мироздания. – Прим. эл. ред. 195 Метемпсихоз (греч. μετεμψχωσις, от μετα- – пере- и μψχωσης – одушевление, оживление, собственно – переодушевление) – один из поздних греческих терминов для обозначения переселения душ. – Прим. эл. ред. 196 Димиург или Демиург (др.-греч. δημι-ουργς – «мастер, знаток, специалист; ремесленник, мастеровой; создатель, творец» от др.-греч. δμος – «земля, народ» + др.-греч. ργον – «дело, труд, работа») – В античной философии (преимущественно в платонизме) – создатель вещей чувственно воспринимаемого космоса. – Прим. эл. ред. 197 Сам в учении о религии пользовался некоторыми мифами для своей системы, но у него этих мифов немного и толкование их совершенно своеобразно: видно он пользовался ими из уважения к преданию, а не как истиной. 198 Теургия (др.-греч. ϑεουργα, из ϑες «бог, божество» + ργια «обряд, священнодействие, жертвоприношение») – магическая практика, появившаяся в рамках неоплатонизма; в античности, в языческих культах, направленная на практическое воздействие на богов, ангелов, архангелов и демонов с целью получения от них помощи, знаний или материальных благ. – Прим. эл. ред. 199 Плутарх афинский или большой († после 430 г.) не должен быть смешиваем с Плутархом Херонейским (жил в I веке по Р.Х.). 200 Эмиль Бутру (полностью Этьен Эмиль Мари Бутру (фр. Étienne Émile Marie Boutroux); 1845–1921 года) – французский философ и историк философии. Представитель спиритуализма. – Прим. эл. ред. 201 Гефдинг (Гаральд Höffding) – выдающийся датский психолог и философ, род. в 1843 г. Сначала он занимался богословием, но сочин. Серена Киркегора увлекли его в сторону философии. – Прим. эл. ред. Читать далее Источник: В память столетия (1814-1914) Московской духовной академии: Сборник статей, принадлежащих бывшим и настоящим чл. акад. корпорации: В 2 ч. - Сергиев Посад: тип. Св.-Троиц. Сергиевой лавры, 1915./Ч. 1. – 581 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

В примечании на стр. 3-65 Вы говорите о двух аспектах мифологемы утраченного и возвращенного Рая как о «субъективном» и «объективном». По-моему, это чужие для данной темы термины, по существу своему здесь непригодные (так я и понял Ваши кавычки). Но не заменить ли их просто парой «гносеологический — онтологический»? Еще раз хочу выразить Вам мое восхищение Вашей работой и поздравить Вас с нею, notes Примечания 1 Флоренский П. А. Воспоминания детства. (Самиздатная машинопись. Все цитаты ниже, даваемые без указания источника и страницы, -- из данной работы Флоренского.) 2 См. в «Охранной грамоте»: «В возрастах отлично разбиралась Греция... Она умела мыслить детство замкнуто и самостоятельно как заглавное интеграционное В связи с дальнейшим раскрытием типологии духовного мира Флоренского нам важно здесь и указание на античный генезис обсуждаемого отношения к детству. 3 Флоренский П. А. Автобиографические сведения. 4 Свящ. Павел Флоренский. Смысл идеализма. Сергиев Посад, 1915. С. 70; ср. также: Свящ. Павел Флоренский. Моленные иконы преподобного Сергия//Журнал Москов. Патриархии. 1969. 9. (О том, какое онтологическое значение придавалось Флоренским благородству происхождения Матери Божией.) 5 Непосредственным же образом, подавляющему преобладанию чувственных впечатлений в раннем опыте Флоренского крайне способствовало то обстоятельство, что все способности чувственного восприятия — как он не раз свидетельствует в «Воспоминаниях» — отличались у него совершенно необычайной врожденной развитостью и остротой. 6 Там же. С. 147. 7 Там же. С.145. 8 Флоренский П. А. Иконостас//Богословские труды. М., 1972. 9. С. 115 (курсив автора). 9 Флоренский П. А. Пристань и бульвар. Цит. изд. С. 148 (курсив автора).Может быть, стоит вспомнить в этой связи, что и в своих занятиях естественными науками Флоренский избирал полем деятельности не отвлеченные направления математики и теоретической физики (казалось бы, наиболее близкие к метафизике), но области максимально конкретные и прикладные, занимающиеся исследованием именно «самого вещества» в его чувственных свойствах (в первую очередь — материаловедение); и посвящал свои труды «пористости изоляторного фарфора», «ломкости электротехнического прессшпана», и т. п. 10

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=901...

Угасание творческих усилий последнего нашло отражение и в интонациях писем 1915–1916 годов. Флоренский «бодрил» своими письмами, будил творческий дух Ветухова и даже звал приехать «к святителям московским». Он не оставлял надежд помочь харьковскому другу, и в первую очередь – помочь издаваться. В этом стремлении он проявлял удивительную настойчивость. Одновременно с этим ратует за продолжение публикаций третьей части «Заговоров». А как только вышла книга «Жизнь слова» он пишет Ветухову подробный ее разбор. Но если на книгу «Начатки русской грамматики» он опубликовал печатный отзыв в ««Богословском Вестнике», то на этот раз он постарался заинтересовать новой книгой Ветухова одного из своих любимых учеников – Сергея Голованенко и предложил ему написать рецензию для печати. В 1916 году вновь нарушается ритм их переписки, казалось бы, наладившейся после защиты диссертации. В этом году преобладают открытки с предельной лаконичностью стиля и информации. В мае Флоренский сетует, что «никто не хочет ни правды, ни убеждений», поскольку повсюду «кишат хитрости, интриги, партийность» и что вокруг него усилилась «духота духовная» (курс, мой – С. Ш.). Такие признания приоткрывают завесу времени предреволюционного периода его жизни, делают многое более понятным и зримым, благодаря тем словам, которые цитирует Ветухов из писем отца Павла, поскольку они находят в нем особый отклик и эффект сопереживания. Новый 1917 год Ветухов планировал провести в семье Флоренского, где «тихо, просто, без церемоний и лукавства». Однако нет документальных свидетельств, что это на самом деле произошло. Немалый интерес представляют не только тексты 1917 и 1918 годов, написанные им в Сергиев Посад, но и даты написания и даже отметки об их получении. Анализ дат и помет во многом говорит сам за себя. Открытки за февраль, апрель и июнь, а затем после длительной паузы – октябрь и декабрь. Сбивчивый ритм. Тревожно время. Напряжены все силы. Можно лишь удивляться, как при такой «нагрузке сердца и ума» отец Павел находил душевные силы, чтобы подробно отвечать на письма: в июне Алексей Ветухов благодарит его за письмо, которое «ослабило до краев натянутые нервы». Но только ли у него были они натянуты? И кто помогал самому отцу Павлу?

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

112 О деятельности «Кружка» в это время дает представление отчет о его работе, написанный, по-видимому, для полиции, – см. ниже Приложение 3. 115 В 1908–1909 гг. «Кружок» устраивал публичные чтения для студентов и курсисток, которые обычно проходили в гимназии им. И. и А. Медведниковых (Староконюшенный пер., д. 18). 118 О занятиях в студенческом кружке по изучению книг Священного Писания , которые представляли собой «типичную научно-богословскую работу» и могли «служить идеалом для преподавателей Священного Писания в Духовных академиях», Ф. К. Андреев вспоминал, что Ф. Д. Самарин , идя «несколько дальше текста», «подробно рассматривал и логическую структуру апостольских речей, и ближайший учительный смысл священного повествования, причем для справок ему служили им же заготовленные толстые тетради, заключавшие в себе его рукописный комментарий к новозаветным книгам» (Феодору Дмитриевичу Самарину от друзей. Сергиев Посад, 1917. С. 25). 121 Иван Георгиевич Айвазов (1872–1964) – богослов, публицист, епархиальный миссионер; занимался изучением русских сект, магистр богословия; в 1912–1913 гг. преподаватель МДА и СПбДА по истории и обличению сектантства.; в 1912–1916 гг. сотрудник и редактор журнала «Голос Церкви», в 1915–1917 гг. – журнала «Душеполезное чтение». В советское время работал в гос. учреждениях, подвергался арестам и ссылкам. После выхода на пенсию в 1937 г. занимался богословием, в 1940–1950-х гг. писал статьи для ЖМП. 122 Сын Ф. Д. Самарина Дмитрий (1890–1921) учился в Московском и Марбургском университетах. По словам знавшего его в юности Б. Л. Пастернака, «философия, диалектика, знание Гегеля были у него в крови, были наследственными». Был дружен с сыном П. Б. Мансурова Сергием (впоследствии принявшим священный сан) и с сыном С. Н. Трубецкого Николаем, своим двоюродным братом, будущим известным философом – евразийцем и лингвистом. (См.: Люди и положения. Автобиографический очерк//Пастернак Б. Л. Избранные сочинения. М., 1998; Охранная грамота//Пастернак Б. Охранная грамота. Шопен. М., 1989).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Очерки из истории христианского вероучения патристического периода. Век мужей апостольских (I и начало II в.) Книга представляет собой непревзойденную в русской богословской науке попытку церковно-исторического и систематического экзегезиса вероучительного содержания писаний мужей апостольских и других неканонических произведений самой начальной эпохи древнехристианской церковной письменности. Санкт-Петербург: Издательство Олега Абышко , 2009 г.  576 с.  ISBN 978-5-903525-38-6  Тираж: 978-5-903525-38-6 экз. Леонид Иванович Писарев (род. в 1865 г.) — замечательный русский историк древней Церкви, незаурядный богослов и блистательный переводчик трудов св. отцов и учителей Церкви. Профессор Казанской Духовной академии по кафедре патристики, доктор церковной истории, он является, по свидетельству современников, автором первой русской православной «Истории догматов» — предлагаемых вниманию читателя «Очерков по истории христианского вероучения…». Изданное впервые в 1915 г., настоящее сочинение до сих пор является непревзойденным в русской богословской науке, будучи церковно-историческим и систематическим экзегезисом вероучительного содержания писаний мужей апостольских и других неканонических произведений самой начальной эпохи древнехристианской церковной письменности. Л. И. Писаревым была поставлена задача в данном труде дать ясное и исчерпывающее представление о том, что такое «богословие мужей апостольских», каково его историко-догматическое положение и значение для всей последующей патристики, каковая задача и была им блестяще решена. Снабженные обширными примечаниями и целиком построенные на многочисленных цитатах из творений мужей апостольских, «Очерки по истории христианского вероучения…» будут интересны и поучительны как для специалистов, так и для самого широкого круга читателей. Комментарии ( ): Написать комментарий: Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/book/439291

Лишь 29 апреля 1911 года он благополучно сдает экзамен по греческому, а перед тем подает «прошение Ректору о ходатайствовании пред митрополитом Владимиром о разрешении постричься в монахи». Дождавшись благоприятного ответа, едет к отцу. Прощаться. Обретение старца. О. Алексей Зосимовский 1910–1915 Сергиев Посад. Зосимова пустынь. Духовная академия. Старцы. Послушничество у старца Алексея. Пострижение в монашество (1911 г.). Личность ректора, еп. Феодора (Поздеевского) . Отношение О. Варнавы к преподавателям и к наукам. Конфликт веры и знания К тому времени Коля нашел еще одного отца, духовного. Советами которого уже руководствовался и духовную поддержку которого уже испытал на деле. Еще недавно строил планы на будущее, мечтал приобрести значение в глазах людей, стать полезным обществу своими талантами, горел, переживал, добиваясь нужного, и вдруг видит ничтожность своих устремлений, пустоту, скрывающуюся за блестящими «технократическими» мечтами. С содроганием обнаруживает, что изменил светоносному детству, теплоте материнских молитв, что затягивает воронка страстных желаний... Может быть, эта греховная копоть налипала и тогда, когда гимназистом «любил рыться в книжной пыли букинистов старой Москвы. И вот, помню, как в Проломных воротах, сзади памятника первопечатнику дьякону Ивану Федорову (здесь было одно из книжных гнезд, заканчивавшихся на Никольской прекрасными антикварными магазинами Ш-ва), обнаружил лоток, на котором лежало издание «Русских народных картинок» Ровинского, здесь же натолкнулся на многотомную энциклопедию по блудной страсти (на французском языке, конечно), и чего в ней только не было». Он с младенческих лет был склонен к созерцательности и юношей чувствовал за собой характерную особенность, которую, возмужав, смог сформулировать: «Душа таких людей, хотя и представляет очень удобную и добрую почву для сеяния и насаждения в ней всякой добродетели, но нуждается и в большом уходе, надзоре и руководстве, так как столь же легко на ней произрастают и плевелы. И чуть не доглядит, чрез самое короткое время они дали уже глубокие ростки... Деревцо добродетели растет быстро, если есть твердая и крепкая опора, при помощи которой оно могло бы возрастать и устоять во время ветров противных, бурь и непогод... С другой стороны, и сам человек, обладающий такой природой, должен с опаской блюсти землю души своей от вредных произрастаний греха, тотчас же вырывать их, если упадет на нее неприязненное семя, обильно поливать слезами покаяния до тех пор, пока оно не будет вырвано с корнем. И поступать так дотоле, доколе слабые растения и деревца не укрепятся благодатию Христовой. Тогда все пойдет скоро, будет быстро цвести, хорошеть и приносить плоды. Конечно, и тогда человек не застрахован до самой смерти, пока не соберет плодов в Небесную житницу, но все же ему – при всех обстоятельствах – преимущественно нужен подвиг...» 96

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Г. Бирюков оправдывается, что он не мог рассмотреть змею, потому что она извивалась в траве, и подумал, что это уж, но раз он сам удостоверяет, что местность эта изобилует гадюками, то нам кажется, при виде змеи, прежде всего, должна бы явиться мысль о гадюке и об опасности ее укушения, и во всяком случае и здравый разум и любовь к детям должны бы заставить г. Бирюкова прежде убедиться, что перед ним действительно уж, а не ядовитая змея, а затем уж и разрешать сыну хватать змею за хвост. Полагаем, что г. Бирюков ни разума, ни любви к своим детям не терял, а описанное им поведение его в случае со змеей заставляет сомневаться и в том и в другом. Без «бессмысленного вымысла и нелепой басни», действительно, не обошлось, только не там, где указывают кадетские «Ведомости». Так заключает «Колокол». От себя прибавлю: я считаю себя вправе больше верить показанию официального донесения священника епископу, чем г. Бирюкову, лицу, очевидно заинтересованному, ибо ведь мое заключение, что описанный факт – укушение змеею сына автора книги, которая превозносит богоотступника Толстого, на могиле этого богоотступника, при оказании почестей сему богоотступнику, есть явное вразумление Божие для почитателей богоотступника. Это заключение относилось, главным образом, к г. Бирюкову, но допускаю, на минуту, что змея укусила мальчика не на самой могиле, а близ могилы: разве внутренний смысл сего знамения не ясен для верующих? На могиле, близ могилы, но мальчик укушен змеею, мальчик – сын поклонника Толстого, г. Бирюкова, который прибыл нарочито поклониться могиле богоотступника, – в день рождения сего богоотступника: ведь эти подробности подтверждены самим г. Бирюковым – разве это «бессмысленный вымысел», «вздорная басня»?.. Но. Увы!.. – «эфиопов не убелишь». Читать далее Источник: Мои дневники/архиеп. Никон. - Сергиев Посад : Тип. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1914-./Вып. 2. 1911 г. - 1915. - 191 с. - (Из " Троицкого Слова " : 51-100). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Эти слова — свидетельство о том пути, по которому может идти православное богословие без уклонения в обсуждение модных, но бесполезных тем или, напротив, в сугубо научные исследования без всякой церковной пользы. «Учение о ценности Слова Божия есть учение о ценности христианской личности, — продолжает Тареев в своей знаменательной речи, подводящей итог всего дореволюционного русского богословия, — живущей в непосредственном общении с Отцом Небесным. Воззрение Филарета на Слово Божие углубляется всем его учением о христианской личности, к которому оно ведёт как к своим корням» . Вопрос к нам самим — присутствует ли слово московского святителя у нас сегодня, если даже редко где введение в православное богословие продолжает изучаться с помощью его Катехизиса? А если присутствует, то в каком качестве: умилительного исторического анекдота о диалоге с Пушкиным или всё же как незакрытая страница русского богословия? Незакрытая — но во многом, увы, так и непрочитанная.   Неизданная статья еп. Никодима (Казанцева) о митрополите Московском Филарете. Пг., 1915. С. 28. Флоровский Г. В., прот. Пути русского богословия. Отв. ред. О. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2009. С. 221. Там же. С. 223. «Критику позиция святителя встретила и в среде академического “нового богословия”, сочетавшего парадоксальным образом активное использование парадигм западной философии Нового времени с неприятием западного христианства в целом»//Хондзинский П., прот. Богословское наследие святителя Филарета, митрополита Московского: генезис, проблематика, судьба//Жизнь и служение свят. Филарета (Дроздова) митрополита Московского. М.: Изд-во ПСТГУ, 2022. С. 110. Тареев М. М. Митрополит Филарет как богослов//Богословский вестник 1918. Т. 1. С. 54-80 (1-я пагин.). С. 59. Там же. С. 82. Там же. С. 85.   Источник: Богослов.Ru Комментарии ( ): Написать комментарий: Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры.

http://bogoslov.ru/article/6176840

С. Соболевский. 185 Надо заметить, что словарь Гесихия, жившего, вероятно, в V в. по P.X., представляет собой переработку более древнего словаря Диогениана. Издатель Гесихия М. Schmidt сделал попытку отделить более новые глоссы, принадлежащие самому Гесихию, от более древних глосс, взятых Гесихием из словаря Диогениана. Для этого Шмидт глоссы Гесихия заключает в скобки в большом своём издании Гесихия (Ienae, 1858–1868, 5 vol.) или ставит их внизу страницы, под текстом Диогениана, в малом своём издании Гесихия (Ienae, 1867). Приведённая нами глосса для φαιλνης отнесена Шмидтом к числу Гесихиевых. 187 Jo. Chr. Gottl. Ernesti, выделивший из словаря Гесихия глоссы, относящиеся к Св. Писанию, и издавший их отдельно (Glossae sacrae Hesychii. Lipsiae 1785), сделал наблюдение, что эти глоссы вообще почерпнуты из толкований на книги Св. Писания В. и Н.З. 188 На это, между прочим, указывает то, что такие значения придаются в словарях этому слову именно в форме φελνης или φαιλνης, как у Ап. Павла, а не в форме φαινλης, которая в тех же словарях объясняется только как одежда. А между тем, по наблюдению того же Jo. Chr. Ernesti (и его дяди, знаменитого филолога XVIII века, Jo Aug. Ernesti), у древних лексикографов глоссы нередко относятся прямо к известному месту какого-нибудь автора, так что приводимое значение годится для слова не вообще, а лишь в применении к данному месту (Ernesti, Glossae sacrae, стр. XXI). 189 Th. Birt, Die Buchrolle in der Kunst. Leipzig. 1907, стр. 240: «wir gelangen zu dem Schluss, dass auch die Paenula, wie der Umbilicus, Sache des höchsten Luxus und insbesondere bei den Griechen erst spät rezipiert wurde». 190 Я отступил в переводе от текста, который здесь, вероятно, испорчен. Смысл, конечно, тот, что лишним было бы слово φελνης, потому что оно заключалось бы в общем обозначении «книги». А по тексту выходит, что лишним было бы слово βιβλα, потому что φελ.., как известный вид книги, заключался бы в понятии «книги». Читать далее Источник: В память столетия (1814-1914) Московской духовной академии: Сборник статей, принадлежащих бывшим и настоящим чл. акад. корпорации: В 2 ч. - Сергиев Посад: тип. Св.-Троиц. Сергиевой лавры, 1915./Ч. 1. – 581 с.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010