Данная фраза св. Григория (νοητν ντως και κολαστριον σκτος) предполагает, вероятнее всего, ту точку зрения, что адские мучения имеют духовный характер. Среди церковных писателей греческого Востока одним из первых высказал эту точку зрения Ориген, который, полемизируя против Цельса, говорит, например: «Никто из здравомыслящих и не думает утверждать, будто грешники будут мучиться в настоящем огне, но знает, напротив, что огонь, которым угрожает христианское учение грешникам, есть внутренний, нравственный огонь, возжигаемый ими самими для себя, в самой душе своей». См.: Малеванский Г. Догматическая система Оригена//Труды Киевской Духовной Академии. 1870. Т. 2. С. 537–542. Позднее названную точку зрения развил св. Григорий Нисский, по представлению которого, «адские мучения состоят, с одной стороны, в ощущении лишения небесных благ, а с другой, — в мучении адскими «тьмой», «огнем» и «червем», понимаемыми не в смысле обычной материальности, а в смысле духовном». Митрополит Макарий (Оксиюк). Эсхатология св. Григория Нисского. С. 367. Среди христианских писателей латинского Запада, наоборот, господствовало буквальное («материалистическое») понимание адских мучений. Одним из немногих исключений является эсхатология св. Амвросия Медиоланского, находящегося под прямым влиянием взглядов Оригена. Для него «адский скрежет зубов, неугасающий огонь и неумирающий червь представляются не внешними явлениями, но внутренними состояниями души. Кто присоединяет грехи ко грехам, кто не заботится об очищении от них, тот сам подставляет свою шею под тяжесть старых и новых грехов, сожигается собственным огнем, съедается собственным червем: сожаление (moestitia) о совершенных грехах порождает огонь мучений; сознание грехов, подобно червю, разъедает внутренние тайники совести (viscera conscientiae); скрежет зубов заключается в глубоком чувстве недовольства человека самим собою, в досаде на позднее раскаяние». Кроме того, «в аллегорическом смысле, подобно Оригену же, св. Амвросий говорит также и об евангельской темнице и мраке. Ориген под мраком и темницей разумеет отсутствие истинного Боговедения, религиозно–нравственное неведение грешников. По словам св. Амвросия, мраком и теперь и в будущем будут объяты все те, кто живет в пренебрежении к Божественным заповедям, в незнании их, кто живет без Христа, так как Христос и Его заповеди образуют истинный свет всякой верующей души». См.: Адамов И. И. Св. Амвросий Медиоланский. Сергиев Посад, 1915. С. 579–580. 81

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Из забытого… Русская архитектура в рисунках Владимира Орлова ФОТОГАЛЕРЕЯ В Музее христианского искусства Московской духовной академии открылась необычная выставка забытого художника Владимира Орлова . Его работы никогда ранее не выставлялись в таком объеме, и о самой личности художника тоже известно немногое. На выставке представлены 185 рисунков художника, посвященных русской храмовой архитектуре, самый ранний из которых датирован 1907 годом, а самый поздний – 1959-м. Интересно, что после революции предмет изображения, смысловая составляющая работ Владимира Орлова не поменялись. Познакомиться с наследием талантливого художника, оставившего нам ценнейший материал для изучения русской храмовой архитектуры, можно будет до 31 августа 2023 года по адресу: Московская область, Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра, Музей христианского искусства, «Церковно-археологический кабинет». vk fb tw ok @ g+ lj Вид Московского Кремля в XVII веке Рисунок, 46,0 х 55,0 см, бумага, акварель, белила, 1958 год. Художник: Владимир Орлов/Музей христианского искусства vk fb tw ok @ g+ lj Кузня у Свибловой башни Московского Кремля Рисунок, 19,8 х 29,5 см, бумага, акварель, карандаш, белила, гуашь, 1915 год. Художник: Владимир Орлов/Музей христианского искусства vk fb tw ok @ g+ lj Старая Москва, первая четверть XX в. Рисунок, 20,0 х 24.3 см, бумага, акварель, карандаш, гуашь, белила, 1920-е годы. Художник: Владимир Орлов/Музей христианского искусства vk fb tw ok @ g+ lj Вид Троице-Сергиевой Лавры с Блинной горы Рисунок, бумага, акварель, карандаш, гуашь, белила, 1959 год. Художник: Владимир Орлов/Музей христианского искусства vk fb tw ok @ g+ lj Вид Троице-Сергиевой Лавры с северо-западной стороны Рисунок, бумага, акварель, карандаш, гуашь, белила, 1959 год. Художник: Владимир Орлов/Музей христианского искусства vk fb tw ok @ g+ lj Праздничный день в Троице-Сергиевой Лавре Рисунок, 37,7 х 30,8 см, бумага, акварель, карандаш, гуашь, белила, 1958 год. Художник: Владимир Орлов/Музей христианского искусства

http://pravoslavie.ru/153659.html

Об оценке работы о. Павла за рубежом всерьез говорить не приходится, по причине отсутствия переводов. Тем не менее, отметим, что выдающийся немецкий философ М. Хайдеггер, в своей работе «Учение Платона об истине» (Курс лекций 1930/31 г. Публ. 1942 г.), по ряду вопросов высказывает положения, весьма близкие Флоренскому. Так, он пишет, что «сущность идеи заключается в свечении и зримости» (Heidegger М. Wegmarken. Frankfurt am Main, 1978. S. 223), отмечает сложную судьбу термина «идея» и свершившуюся в истории западной метафизики, в связи с его неправильным пониманием, «подмену истины». Впервые опубликовано в кн.: В память столетия (1814–1914) Имп. Московской Духовной Академии: Сборник статей, принадлежащих бывшим и настоящим членам академической корпорации. Ч. 2. Сергиев Посад, 1915. С. 41–134. Текст печатается по первой публикации, с исправлением ошибок. А. Т. Казарян. Примечания А. Р. Фокина . I Термин платонизм известен всякому. Не менее известно и то, что явление, обозначаемое этим именем, не только было силой, но и непрестанно есть типическое выражение внутренней жизни. Однако, и в порядке историческом, и в отношении духовном, платонизм – явление чрезвычайно сложное, – настолько сложное, что до сих пор историки мысли не привели его в ясность. Это – венок разнообразный: тут – милые пахучие травы родных полей, но тут же – таинственные орхидеи Востока; у корней аттических яворов здесь почиют на водах священные лотосы Нила. Дать точную характеристику платонизма – кто взял бы на себя столько притязательной смелости? И даже когда Вы спросите: «Что такое платонизм?», мне придется сказать: «Увы, не знаю». Но не я один. Свое вынужденное поп liquet – не ясно – я разделил бы со знатоками истории, мысли и культуры. «И в настоящее время, – свидетельствует один из них 75 , – остается во всей силе замечание «платонического философа» Оригена , что «Платона никто не знает вполне». Мы знаем, что платонизм – могущественное духовное движение. Мы знаем, что, по крайней мере, половина философии, и притом, половина прекраснейшая, связывается с именем Платона: «Корни всего того, что разумеется под именем идеализма и что в логике носит название реализма, в теории познания априоризма, нативизма или рационализма, в онтологии спиритуализма и телеологии, восходят к одному и тому же первоисточнику, а именно, к тому мыслителю, который, хотя и не первый придал научное значение термину идея, но который сообщил ему всемирно-исторический интерес – к Платону». Таково выразительное признание врага платонизма 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Виктор Кутилин. Мои прогулки по Ильинской улице. Встречи с В.А. Мякишевым. Его отношение ко мне (осмыслил все значительно позже). Сибиряков. Латинская грамматика. Разговоры о нем с Алексеем, также как и о М. Соколове . 1915 г. Равнодушие к войне. Незамечание ее. А.А. Спасский – в Петербурге. Я увлечен чтением. Открытие Ибсена, Гамсуна, Маннов, Стринберга, Банга и т.д. («Корчагинские» книги в Земской библиотеке). Журналы: «Современный мир», «Исторический вестник», «Вестник Европы». Плохое учение в гимназии. Единственная двойка в четверти (по математике). Мое жульничество и страхи, связанные с этим. Мои переживания той поры («Пробуждение весны»). Бродяжничество. Увлечение кинематографом. Знакомство с Б.Е. Брауде и НН (Огнёв?). Смертельная тоска. Преодоление опасного возраста. Спасительное влияние природы и книг. Стихи пишу по-прежнему. Влияние Уайльда. Экзотика, эстетизм. 1916 г. Бесцветность гимназических дней. Я грежу и мечтаю, не видя каждодневных будней. Редкие встречи с А.А. Спасским, редкие письма от него. Неудачи на войне. Мои мысли о приходе немцев в Москву и в Сергиев Посад. Обстоятельное знакомство с поэзией Бальмонта, Брюсова, Сологуба, Мережковского, Кузмина. Приобретение в книжно-букинистическом магазине Шарова (на бульваре) Тютчева, Пояркова («Поэты наших дней») и «Вопросов жизни». Новые имена: А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, «путейцы» (пока – Бердяев и Булгаков). Лев Шестов. Уклон в философию. Дружба с К.И. Липатовым. Я начинаю бывать в Академической церкви. Знакомство со студентами-монахами: Феодосием (Пясецким), Гавриилом (Мануиловым), Панкратием и Порфирием. Беседы в их комнате (в «Синоде»). Знакомство с архимандритом Иларионом (Троицким) , посещение его квартиры (описано в главе «Крыло войны»). Совместные прогулки и беседы с товарищами-одноклассниками: С. Кочетовым, Д. Липеровским, П. Новиковым, М. Скворцовым, В. Тосминским. Знакомство с гимназистом Сапегой. Я провожу в Маврино последнее лето. 1917 г. Литературный кружок в гимназии. Безрадостные вести с войны, безрадостные мысли о войне. Жизнь в мечтах. Мысль о поступлении в Духовную Академию. Посещение Земской библиотеки и читальни.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/vozle-...

Блуд совершить – стыдно, погубить хранимую до того чистоту тела – жаль, и гнусно оскверниться не познавшему еще этой скверны. Упиться же один раз, кажется, небольшой грех, ибо человек скоро протрезвляется сном. Итак, пойду, упьюсь, чтобы бес больше не угнетал меня, и мирно я буду жить в пустыне». И вот, взявши свое рукоделие, он пошел в город и, продав его, вошел в корчму и упился. По действию сатанинскому случилось ему беседовать с некоей бесстыдной и прелюбодейной женщиной. Будучи прельщен, он пал с ней. Когда он совершал с нею грех, пришел муж той женщины и застал грешащего с женой, начал его бить. А он, оправившись, начал драться с тем мужем и, одолев его, убил. Таким образом, тот пустынник совершил все три греха, каких он трезвый боялся и гнушался, и через это погубил многолетние труды свои. Разве только истинным покаянием он смог снова найти их, ибо милосердием Божиим человеку, истинно кающемуся, возвращаются его прежние заслуги, которые он погубил грехопадением. Вот как винопитие толкает на все грехи и лишает спасения, погубляя добродетели. Истину говорит апостол: «Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд» (Еф.5:18). (Творения св. Димитрия Ростовского . СПб., С.455-456) Страсть пьянства – телесная, а «движение плотских страстей пресекает воздержание» (Добролюбие, т.1, с.600). Поэтому святые подвижники предпочитали даже совершенно не употреблять вина. Вот написано об этом в знаменательном памятнике аскетической литературы – «Луге Духовном»: «В двадцати милях от Александрии есть Лавра… Туда мы прибыли к авве Феодору и спросили его: «Хорошо ли, отче, если мы придем к кому или к нам придет кто-нибудь и мы разрешили на вино?» «Нет! – отвечал старец. – А как же разрешали древние отцы?» «Древние отцы были велики и сильны – они могли разрешать и опять запрещать. А наш род, чада, не может разрешать и запрещать. Если мы разрешим, то уже не выдержим строгого подвижничества» (Луг Духовный. Сергиев Посад. 1915 с. 192–193). Или еще такой пример из древности. «Однажды в скиту сделано было угощение для братии.

http://azbyka.ru/alkogolizm

По всей видимости, себя Кольман мнил бдящим на этих «идеологических вершинах» во всеоружии марксизма-ленинизма-сталинизма и готового к изничтожению всех «гадов», сюда вползающих. Статья Кольмана была опубликована в то время, когда Флоренский уже сидел на Лубянке. С тех пор имя Флоренского было вычеркнуто из подцензурной печати в СССР на несколько десятилетий. Публикация: Энтелехия. Кострома. 2000. 2. С.67–77. «Гнездо черносотенцев под Москвой» (Сергиевопосадское дело 1928 года). В 1920 г. ночью в станицу Старо-Джералиевскую вошел отряд ЧОН в 15 человек. Утром начальник отряда бывший клоун «Рыжий» бродячего цирка, законченный алкоголик, созвал на митинг станичников. Он называл фамилии по списку и спрашивал: «Хороший это человек? Кто «за» – поднимите руку». В списке он отмечал тех, кто получил много голосов. Таковых оказалось 21 мужчина и 4 женщины. Все они были ночью порублены шашками в ближайшем овраге 311 . Это трагическое событие могло бы стать исходной матрицей всех событий в России после революции 1917 г., в том числе и сергиевопосадских – революция систематически истребляла лучших. После революции многие русские семьи из «бывших» селились близ Троице-Сергиевой лавры, ища «спасительного прибежища и проживая каждый день как последний» 312 . Многие из них искали защиты и утешения в близости святынь. После закрытия лавры, а позже и скитов многие монашествующие правдами и неправдами старались селиться близ лавры. Так, старец Зосимовой пустыни Алексий (Соловьев) после закрытия Пустыни в 1923 г. переехал в Сергиев Посад и жил на Дворянской улице (на той же улице жили Флоренские). Здесь он и умер 2 октября 1928 г. Профессора и преподаватели Московской Духовной академии издавна селились в Посаде по-семейному, и после революции они продолжали жить здесь своими домами. Так и о. Павел Флоренский жил в Посаде с 1904 г., а в 1915 г. купил здесь дом, где и поселился с многочисленными чадами и домочадцами. Еще задолго до революции поселился здесь Л.А. Тихомиров , а М.А. Новоселов снимал летом дачу.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

б) Свидетельство Борисоглебского городского врача П. Алексеева: «Выдано сие Алексею Прохорову Шишкину, 30 лет, в удостоверение того, что 4-го сего августа он заболел острым воспалением плевры правого легкого (plevritis acuta) с симптомами начавшегося эксудативного процесса (plevritis exsudativa), по каковой причине он не может явиться в Московскую Академию, так как эксудативный процесс может принять затяжное течение и больной будет вынужден прибегнуть к климатическому лечению в Сухуме или Гаграх». Справка: Указом Святейшего Синода, от 28 января те- —456— кущего 1913 года за 1817. Совету Академии разрешено было допустить окончившего курс учительского института Алексея Шишкина, в виде изъятия, к приемным испытаниям для поступления в число студентов Московской Духовной Академии. Определили: В виду постигшей г. Шишкина болезни и умолчания в указе Святейшего Синода о времени допущения его приемным испытаниям для поступления в число студентов Академии, – сохранить за просителем право держать означенные испытания пред началом следующего, 1914–1915, учебного года. IV . а) Сданное Преосвященным Анастасием, Епископом Серпуховским, с надписью: «1913 г. Августа 5. В Совет Императорской Московской Духовной Академии» – отношение на имя Его Высокопреосвященства Г. Товарища Обер-Прокурора Святейшего Синода, от 31 июля за 8213: «На основании воспоследовавшего, в 14-й день марта 1896 г. Высочайшего повеления о порядке направления и разрешения приносимых на Высочайшее Его Императорского Величества Имя прошений об оказании льгот в деле образования и воспитания, из Канцелярии Его Императорского Величества по принятию прошений препровождено, при отношении от 12-го сего июля за 64807, к Обер-Прокурору Святейшего Синода Всеподданнейшее прошение священника Василия Диаковского о принятии его, без экзамена, в Императорскую Московскую Духовную Академию на казенный счет. Означенное всеподданнейшее прошение имею честь препроводить при сем на Ваше Архипастырское усмотрение»: б) Прошение на Высочайшее Его Императорского Величества Имя священника села Елисаветградки, Александрийского уезда, Херсонской епархии, Василия Диаковского:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

318 Аналогичную идею высказывает уже Ориген , у которого тема «духовной брани» является одной из ведущих тем его богословия. Так, в «Гомилии на Книгу Иисуса Навина» он, обращаясь к слушателю-христианину, говорит: «Внутри тебя сражение (Intra te est proelium), которое ты должен вынести; внутри тебя та цитадель зла (intrinsecus est mala illa aedifi catio), которую тебе следует разрушить; враг твой выступает из сердца твоего». Причем в этой брани христианин, согласно Оригену , не знает покоя ни днем ни ночью, а «оружием» (Букв.; поясом) его является Истина (ср. Еф. 6, 14 ). См.: Origène. Homelies sur Josue Ed. par A. Jarbert//Sources chrétiennes. 71. Paris, 1960. P. 49–51, 162–166. 319 Это учение о совместном обитании сатаны с душой в одном теле является частным проявлением более общего учения о грехе, характерного для преп. Макария. П. Минин суммирует его так: «Сила греховности – μαρτα, – будучи по своему происхождению силой сатаны, проникает в душу, как закваска, – охватывает каждый член души и тела и, производя тяжелые потрясения, является источником того беспокойства и смятения, которыми страдает мирской человек. По мере того как μαρτ α проникает все силы души, темное покрывало ниспускается в душу и облегает ее; между душой и μαρτα наступает срастворение – χρσις δι ολων. В силу тесной и неразрывной связи μαρτα с сатаной водворение в душе греховности является одновременно воцарением в человеке самого сатаны. Срастворившаяся со грехом душа становится «телом лукавой тьмы». телом самого сатаны. Таково состояние греховного человека по падении. Это состояние есть постепенно возрастающее общение души с сатаной. Результатом этого общения является большее уплотнение душевной пневмы и меньшая ее восприимчивость к духовным воздействиям совне. Узы тьмы, которыми опутывают душу духи злобы, препятствуют ей любить Господа, веровать и молиться» ( Минин П. Главные направления древнецерковной мистики. Сергиев Посад, 1915. С. 52). 320 Немногочисленность таких «ведующих» ( ο εδτες) объясняется тем, что результатом грехопадения явилось и ослабление познавательных сил души человека. Ср. с учением блж. Августина , согласно которому «падший человек сделался плотским по уму (fi erit mente carnalis); только плотское, чувственное и скоропреходящее вместо духовного, вечного и неизменного блага сделалось предметом его познаний. Он перестал быть обладателем «возвышеннейшей мудрости» (excellentissimae sapientiae), какая была свойственна ему в раю» ( Писарев Л. Учение блж. Ав- густина, епископа Иппонийского, о человеке в его отношении к Богу. Казань, 1894. С. 158). – 72.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Можно указать и другие примеры символизации музыкальных образов в утверждении Флоренским некоей целостной умозрительной концепции. Глубинные мистические переживания, музыкально выраженные Бахом, опосредованно вошли в структуру его мифологических исследований в суждении о мистике «Не восхищение непщева» (Сергиев-Посад, 1915). Рассматривая миф о похищении Орифии Бореем, он вводит в филологический анализ вдохновенный монолог об очищающем «эфирородном восхищении», уносящем «молящуюся на высотах душу» в сокровенную творческую пещеру. Творчески свободное лирическое отступление («Бывал ли ты на высоких горах...» 270 ) синтезирует и юношескую «Песнь восхождения» («На высотах»), и обобщенное восприятие музыки Баха как образа горнего восхождения. Там же, далее, разбирается и миф об Орфее, привлекшем к себе Эвридику магическими чарами музыки. Мировоззренческая основа исследований Флоренского – символический реализм, проблема символа ставилась им как проблема творческого воплощения опыта, метод и форма его исследований необычны, ибо они сближают науку, искусство и философию и предвосхищают преодоление преграды между ними, как путь к целостному миропониманию. В творческом опыте Флоренского, в синтезе слуховых и зрительных ассоциаций, в синтезе музыки и слова достигалось то гармоническое соответствие, то духовное единство, к познанию которого Флоренский стремился всю жизнь, «к тому таинственному высвечиванию иными мирами действительности, которое можно осязать и которое вечно бежит окончательного анализа, окончательного закрепления, окончательного «остановись мгновение " ». 271 Таким искомым и обретаемым в процессе познания и был для Флоренского символ, как совокупность значений единого, как выявление в конкретном живом явлении его души, его сущности. О духовном антиномизме личности о. Павла Флоренского В поминальном слове об о. Павле Флоренском давний друг его о. Сергий Булгаков проницательно указал на глубинную особенность его мировоззрения и творчества: «... в о. Павле встретились и по-своему соединились культурность и церковность, Афины и Иерусалим», иными словами, языческая мудрость и христианское благовестие, знание и вера, мирская культура и храмовое служение. Метафорически высказанное определение обнажает духовный антиномизм личности о. Павла, миросозерцание, в котором эллинизм и христианство входят как важнейшие слагаемые, как истоки его философии, образующие некое единство и укорененность интеллектуально-психического склада в эллинско-христианском мирочувствии.

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

24. Этим самым общим указанием на литературные течения в области разрабатывания гностицизма мы и ограничимся. Алфавитного перечисления всех известных нам или использованных нами сочинений и их авторов не будем делать, находя это решительно безполезным: тому, кто хочет составить общее понятие о гностицизме – нет нужды в специальных и многочисленных изследованиях о нем; а тот, кто хочет специально изучать гностицизм, без всякого труда узнает о литературе предмета – и не в алфавитном, а в гораздо более удобном систематическом порядке, т.е. применительно к тем отделам, которые будет изучать... Кто бы ни изучал гностицизм, всегда испытает чувство глубокого уважения и благодарности и помянет добрым словом таких великих изследователей гностицизма, как Липсий, Гарнак, Гильгенфельд, К. Шмидт, и некоторых других. 25. Что касается нашей русской литературы, то у нас еще в 70-х годах XIX в. появилось превосходное введение в изучении ересей (в особенности, конечно, гностицизма) первых трех веков христианства прот. А.М. Иванцова-Платонова: «Ереси и расколы первых трех веков христианства“. (Москва, 1877). Собственно гностицизму впервые уделено у нас сравнительно много внимания (свыше 60 стр.) в печатных лекциях проф. Болотова: «Лекции по истории древней церкви“. СПб. 1913 г. II, стр. 160–230, снабженные по местам учеными примечаниями издателя профессора А. Ив. Бриллиантова. Довольно полное обозрение гностицизма дал неизвестный нам русский автор Юрий Николаев: «В поисках за божеством. Очерки из истории гностицизма“. СПб. 1913, стр. 513. На христианство г. Николаев держится натуралистического воззрения; однако обнаруживает хорошее знакомство с древнею церковною письменностью и западною литературою о ней. Названная работа доказывает, что автор ее человек талантливый и большой художник слова.– Касается попутно гностицизма в своей работе и проф. В. Троицкий (ныне архим. Иларион) «Очерки из истории догмата о церкви“ (1913. Сергиев Посад), излагая «учение о церкви писателей антигностических“ (с 109 стр.), и обнаруживает знание новейшей литературы предмета; понимание им гностицизма вполне верное. Но наиболее основательно изучил гностицизм из наших отечественных богословов проф. Л. Ив. Писарев. В своей прекрасной диссертации «Очерки из истории христианского вероучения патристического периода“ (Казань 1915) он посвящает гностицизму обширную главу (ч. I, гл. III стр. 163–288), и ясно видно, что автор штудировал источники гностицима.– Но специального труда о гностицизме у нас еще нет. Такой труд предпринимаем мы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010