Скачать epub pdf Журналы собраний Совета императорской Московской духовной Академии за 1915 год Сергиев Посад Типография Св. – р. Сергиевой Лавры. 1917. Стр.166–189 О сочинении студента иеромонаха Варнавы (Беляева) на тему: „Св. Варсануфий Великий. Его жизнь и учение“ а) Ректора Академия Епископа Феодора „Автор видимо, обладает всеми данными для серьезной научной работы. По крайней мере первая часть его сочинения „Жизнь Св. Варсануфия“ (1–216 стр.) свидетельствует о несомненной способности автора к научному анализу, к способности ориентироваться в материале источников и пособий и к самостоятельной оценке данных этого материала. И вот очень жалко, что при наличности этих благоприятных данных для серьезной научной работы у автора не хватило выдержки или, быть может, уменья удержать определенный план и строгую последовательность изложения. Автор пишет, а может быть и думает, какими-то скачками, порывами, увлекаясь то одной, то другой мыслью, делая совсем неожиданные переходы, затрудняя этим самую возможность следить за последовательностью его мыслей. Так у читателя, не смотря на обширность 1-й части сочинения (1–216) и не составляется вполне определенного представления о личности преп. Варсануфия. До 37 стр., напр., у автора какое-то не выделенное от последующего предисловие, довольно путанное и непонятное в своем отношении к личности преп. Варсануфия. В дальнейшем автор, напр., очень почему-то долго останавливается на описании духовного дарования старца – прощать грехи. Собственно такой биографии, какую мы привыкли видеть в обычных сочинениях, у автора нет; у автора вся она представляет как бы из меняющееся сообразно предметам рассмотрения рассуждение на тему: как велик духовно и высок старец; это как бы похвала, а не житие старца, во 2-й части сочинения автор прежде всего говорит „о методе“ (гл. 1–я). Можно предполагать по началу, что автор будет говорить о методе своей работы по изложению воззрений преп. Варсануфия, но автор говорит о методе вообще разработки святоотеческой литературы и очень мало о разработке творений преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Нилус С. Святыня под спудом. Тайна православного монашеского духа. — Сергиев Посад, 1911. — С. 81. Шенрок В.И. Материалы для биографии Гоголя. — М., 1897. — Т. 4. — С. 828. Матвеев П. Гоголь в Оптиной Пустыни//Русская старина. — 1903. — 2. — С. 303. Русский архив. — 1885. — 6. — С. 311. 19 Соколов Л. Епископ Игнатий Брянчанинов . Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения. Ч. 2. Приложения. — Киев 1915. — С. 121. Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова . Т. 1: Аскетические опыты. — Спб., 1905. — С. 253, 255. См.: Богданов Д.П. Оптина Пустынь и паломничество в нее русских писателей//Исторический вестник. — 1910. — 10. Три письма к Н.В. Гоголю, писанные в 1848 году. — Спб., 1860. — С. 138-139. Тверские епархиальные ведомости. — 1902. — 5. — 1 марта. -С. 138-139. Там же. — С. 137, 138. Предисловие Я был тяжело болен ; смерть уже была близко. Собравши остаток сил своих и воспользовавшись первой минутой полной трезвости моего ума, я написал духовное завещание, в котором, между прочим, возлагаю обязанность на друзей моих издать, после моей смерти, некоторые из моих писем. Мне хотелось хотя сим искупить бесполезность всего, доселе мною напечатанного, потому что в письмах моих, по признанию тех, к которым они были писаны, находится более нужного для человека, нежели в моих сочинениях. Небесная милость Божия отвела от меня руку смерти. Я почти выздоровел; мне стало легче. Но, чувствуя, однако, слабость сил моих, которая возвещает мне ежеминутно, что жизнь моя на волоске и приготовляясь к отдаленному путешествию к Святым Местам, необходимому душе моей, во время которого может все случиться, я захотел оставить при расставанье что-нибудь от себя моим соотечественникам. Выбираю сам из моих последних писем, которые мне удалось получить назад, все, что более относится к вопросам, занимающим ныне общество, отстранивши все, что может получить смысл только после моей смерти, с исключеньем всего, что могло иметь значенье только для немногих. Прибавляю две-три статьи литературные и, наконец, прилагаю самое завещание, с тем чтобы в случае моей смерти, если бы она застигла меня на пути моем , возымело оно тотчас свою законную силу, как засвидетельствованное всеми моими читателями.

http://azbyka.ru/fiction/vybrannye-mesta...

2) в феврале месяце – а) по болезни: ординарные профессоры A. A. Спасский и С. И. Смирнов опустили по 10 лекций, ординарный профессор С. С. Глаголев – 5 лекций и сверхштатный заслуженый ординарный профессор М. Д. Муретов – 1 лекцию; б) по домашним обстоятельствам: ординарный профессор С. И. Соболевский – 4 лекции, ординарный профессор Д. И. Введенский – 2 лекции: в) по нахождению в отпуске: экстраординарный профессор священник П. А. Флоренский – 7 лекций и ординарный профессор A. A. Спасский – 5 лекций. Определили: Ведомости внести в протокол настоящего собрания для напечатания в академическом журнале. IX. Отзывы о сочинении преподавателя Калужской духовной семинарии, кандидата богословия, Ивана Адамова под заглавием: «Св. Амвросий Медиоланский ». Сергиев Посад, 1915 г., представленном на соискание степени магистра богословия. а) Экстраординарного профессора Академии по 1-ой кафедре патрологии И. В. Попова: «Литература, посвященная знаменитому отцу западной церкви, св. Амвросию Медиоланскому , далеко не соответствует величию его характера и историческому значению его личности. Кроме книги Förster " a, Ambrosius Bischof von Mailand, очень содержательной, но слишком конспективной, нельзя указать ни одной монографии, которая всесторонне освещала бы жизнь и деятельность миланского пастыря. Значительная по количеству названий литература о св. Амвросии состоит по большей части из брошюр, касающихся частностей и отдельных сторон этой обширной темы – биографии св. Амвросия, времени написания и подлинности его сочинений, его экзегетики, учения о Царстве Божием, учения о благодати, его эсхатологии, этики и т. п. Это – только подготовительный работы для общего исследования. В своем обширном сочинении (684–I–XII страниц) г. Адамов впервые дает исчерпывающую, всестороннюю и обстоятельную во всех своих частях монографию о св. Амвросии. В содержание его труда входит биография св. Амвросия, исследование о сочинениях миланского епископа, их подлинности, времени написания, литературном характере, отношении их к греческой церковной и нецерковной литературе. Далее следует подробный анализ догматического учения св. Амвросия, обнимающий всю его догматическую систему, начиная источниками вероучения и способами их толкования и кончая эсхатологией. Не ограничиваясь догматикой, автор посвящает довольно обширное исследование нравственному учению св. Амвросия и характеристике его как моралиста. Заключением служит сопоставление учения св. Амвросия с системой бл. Августина, выясняющее степень влияния первого на богословское творчество второго. Таким образом диссертация г. Адамова затрагивает все существенные вопросы, связанные с личностью, деятельностью и учением св. Амвросия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так, в курсе, сейчас экзаменующемся, преобладает «Николай», и это обстоятельство дает курсу отпечаток самолюбивый и рассудочный. 1915 .IV.10. Сергиев Посад. На экзамене. Удивительно, как среди студентов мало Иванов. Это худо. Очевидно, в духовной среде мало Иванов, а потому нет и ивановства: простоты и кротости. Л [Лазарь] 1 . Лазарь. Солдат из запасных Полтавской губ., судя по акценту – хохол. Исповедовался у меня (1914.XI.15) в Красном Кресте. Не очень высокого роста, обросший волосами, цвет которых приблизительно каштановый. Что-то тяжелое и глубоко земляное. Когда-то обижал отца; потом мирился с ним и просил у него прощения, но все чувствует тяжесть на душе и кается тяжелым покаянием. На вопросы о грехах отвечает длинными и бесспорными рассуждениями – как резонер, хотя у него это не резонерство, а просто тяжелая, высокая дума. Благоразумие чрезвычайное. Особых грехов, кроме скверного отношения к родителю (который бил свою жену и за которую вступался сын) нет. В пол отнош ничего греховного. Покорен начальству, не ропщет, и все мотивируя многими резонами. Если бы он был скверен, то получился бы Вий; но, будучи хорошим, он просто тяжел, как свинец (хотя и не тягостен). Что-то замкнутое. 2 . Лазарь (у Леонида Андреева). То же впечатление тяжести, которое я воспринял в случае 1, но неизмеримо сгущеннее. Тяжесть свинцовых глаз. 6 394 . Лазарь Силантьич Ефимов, крестьянин села Троицкого Ряз г , о нем рассказал о. А . Громадного роста, весь согбенный от собственной тяжести и от чувства неловкости, что он выше всех. Очень смиренный и застенчивый. «Всегда он как будто забитый, мне думается, что его смущает его рост». [Лев] 3 . Лев Александрович Тихомиров , бывший редактор «Московских Ведомостей». Не высокий, жилистый, сейчас седой. Красные глаза, стоящие гривой волосы. Гнев, не знающий границ, гордость, величественность. Когда расположен, то очень любезен и приветлив. Темперамент, не допускающий препятствий себе. Резок, суров, но может быть и весьма любезным. Был революционером крайнего направления, и таким остался. Благороден, но в ярости не знает никаких границ. Умен, начитан, с большими интересами; но ум его острый и разрывающий материал, как добычу, не особенно плодотворен: начинает всегда очень сильно, а потом свою деятельность разоряет, и никакого заключения нет. С семейными резок, но семьянин, вероятно, хороший. Любит деньги, скупится, и сам же негодует на себя. Правдив и прям. Рассудочность и скептицизм, но не ослабляющий напора.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

—4— чение учебного года, внесенные ими деньги не возвращаются (§ 145). 14) Плата за содержание в академическом общежитии в предстоящем 1914–1915 учебном году будет взиматься в следующем размере: с пансионеров – по 300 р. и с полупансионеров (имеющих пользоваться исключительно помещением и столом, с обязательством в первое же полугодие пребывания в Академии обзавестись на собственные средства форменною одеждою установленного образца) – по 210 р. в год. – Независимо от сего, студенты I курса, поступившие в академическое общежитие как пансионерами, так и полупансионерами, обязаны в сентябре месяце, сверх полугодичной платы за содержание, внести еще по 30 р. каждый – на первоначальное обзаведение. 15) С разрешения Епархиального Архиерея Ректор Академии может допускать к слушанию академических лекций и посторонних лиц, известных ему своею благонадежностью и окончивших среднее учебное заведение. Эти лица не пользуются, однако, правом участвовать в практических занятиях и репетициях студентов, подавать третные сочинения и представлять диссертации для получения академических ученых степеней или звания и подвергаться переходным и выпускным испытаниям (§ 147). Игнатий (Брянчанинов), еп. Письма епископа Игнатия (Брянчанинова) к разным лицам [XXVIII–LI] (Продолжение 593 )/Сообщил М. А. Новоселов//Богословский вестник 1914. Т. 1. 3. С. 429–449 (3-я пагин.). —429— Письмо XXVIII ( XVIII ) Ваше Высокопреподобие! Возлюбленнейший о Господе Отец Варфоломей! Воистинну Воскресе Христос! Приятнейшее письмо Ваше от 6-го Майя я получил, и усерднейше благодарю за Вашу откровенность, которая служит верным признаком истинного благорасположения и которой и впредь прошу не лишить меня. О. Иоанникий Оптинский, выехавший на днях из С. Петербурга, намеревался быть в Вашей Святой Обители, и расскажет с подробностию о моих обстоятельствах, о коих здесь уведомляю Вас вкратце. Точно – был воспрещен мне выезд из монастыря, но по причине совсем другой, нежели о коей Вы пишите. Это за знакомство мое с посланником Короля Французского, что Государь Император нашел неприличным и достойным наказания, и к чему я принужден был насильственно Синодальным чиновником. Сие последнее обстоятельство Государю неизвестно, и я не нахожу нужным приводить в известность. О выходе некоторых из братий ночью из монастыря и отпоре ворот распространял здесь слухи О. Нафанаил Толгский; когда сии слухи дошли до меня, я тотчас произвел строжайшее исследование; – оказалось, что была при-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

465 Et delectabar suavitate sermonis, quanquam eruditioris, minus tamen hilarescentis atque muclentis quam Fausti erat, quod attinet ad dicendi modum [Я наслаждался приятностью речи более ученой, но менее веселой и привлекательной по форме, чем речь Фавста] (Augustinus Hipponensis. Confessiones V, 23, PL 32, 717). 466 Veniebant et animum meum simul cum verbis quae diligebam, res etiam quas negligebam. Neque enim ea dirimere poteram. Et dum cor aperirem ad excipiendum quam diserte diceret, pariter intrabat et quam vere diceret [Вместе со словами, которые я так любил, в мою душу вошло и содержание этих слов, которым я пренебрегал, и я уже не мог отделить одно от другого. Когда я открывал сердце, чтобы принять в него красиво сказанное слово, тут же в него входило и то, что было истинным в речи (Ibid V, 24, PL 32, 717). 467 Et eum quidem in populo verbum veritatis recte tractantem omni die dominico audiebam [Каждый воскресный день я слушал его когда он верно провозглашал слово истины] (Augustinus Hipponensis. Confessiones VI, 4, PL 32, 721). 468 Таковы: «Hexameron» [«Шестолпев»], «De Paradiso» [«О рае»], «De Cain et Abel» [«О Каине и Авеле»], «De Noe et arca» [«О Hoe и ковчеге»], «De Abraham» [«Об Аврааме»], «De Jacob» [«Об Иакове»], «De Joseph» [«Об Иосифе»], «De patriarchis» [«О патриархах»], «Apologia prophetae David» [«Аполог пророка Давида»]. 469 Augustinus Hipponensis. Confessiones VI, 6, PL 32, 722. Рус. пер. Ч. l. C. 131–132. Об экзегетических приемах сл. Амвросия см.: Адамов И.И. Св. Амвросий Медиоланский . Сергиев Посад 1915. С. 180–225; Kellner J. Der hl. Ambrosius, Bischof von Mailand, als Erkläarer des alten Testamentes. Regensburg, 1893; Лосев С. Св. Амвросий Медиоланский как толкователь Священного Писания Ветхого Завета. Киев, 1897. 470 Ubi vero etiam comperi ad imaginem tuam hominem a te factum, a spiritualibus filiis tuis… non sic intelligi ut humani corporis forma te terminatum crederent atque cogitarent… gaudens erubui non me tot annos adversus catholicam fidem, sed contra carnalium cogitationum figmenta latrasse [Когда я понял, что создание человека по образу Твоему Твоими духовными сынами, не понимается так, будто Ты ограничил Себя обликом человеческого тела, я покраснел от стыда, радуясь, что столько лет я лаял не против кафолической веры, а против измышлений плотского разумения] (Augustinus Hipponensis. Confessiones VI, 4, PL 32, 721).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Феодосии II поддерживал Нестория во время Эфесского собора 431 г. и только после собора склонился на сторону Кирилла. — В.А. Дело не столько в различном времени, сколько в различии адресатов. Восхваления адресованы самому императору, а порицания его-монахам, которые поддерживали борьбу св. Афанасия против арианства. В этой раздвоенности-предвестие формирования в Византии двух разных церковных идеологий: «политиков» — большинства епископата, стремившегося жить и действовать в тесном союзе с императором, и «зилотов» — прежде всего монахов, которые, отстаивая ригористические принципы веры и жизни, часто вступали в конфликт и с церковной иерархией, и с императорской властью. — В.А. Не только социальные: диаконы были «исполнены Святого Духа и мудрости», могли «совершать великие чудеса и знамения», проповедовать и крестить (Деян. 6:3, 8—10; 8, 5, 35—39). — В.А. В русской науке высказано предположение, что избрание Амвросия произошло по инициативе императора: Адамов И.И. Св. Амвросий Медиоланский. Сергиев Посад, 1915. С. 21. — В.А. Первая женщина-самодержица — императрица Ирина — титуловала себя «василевсом», сохраняя титул в мужском роде. — Ред. В течение некоторого времени, в V-VI вв,. Грузия примыкала к антихалкидонитам. — H.A. Неточность: Ремесиана-ныне Бела-Паланка, в нескольких десятках километров от Ниша (древнего Наисса). — В.А. Выделено И. Мейендорфом. — Ред. Представлять севириан «фундаменталистами» богословия св. Кирилла некоторое упрощение. С одной стороны, они подвергали св. Кирилла тщательной ревизии, устраняя диофизитские выражения, с другой же стороны, они вводили терминологические новшества вроде «сложной природы». См.: Давыденков О., иерей. Традиционная христология «нехалкидонитов» с точки зрения святых отцов и Вселенских соборов. М., 1977. — В.А. Очевидным образом не покровительство, но, напротив, систематические, хотя и достаточно мягкие, гонения стали причиной создания параллельных структур, когда противники Халкидона убедились, что правительство имеет твердое намерение возводить на епископские кафедры только сторонников IV собора. — H.A.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3284...

Гроздия белого инея Алеют рассветным лучом. С тобою, Господи, ныне я Во свете Твоем. Гроздия белого инея Истают при свете дня, Покину я твою скинию, Но Ты не покинешь меня. Гроздия белого инея Стекают на землю с высот, Но из праха земного уныния Твой луч меня воззовет. Вот и кончилось мое послушание Отжала полосыньку до конца, Приими, Господи, мое покаяние, Не отжени от Твоего лица. Призри на долгое мое смирение! А если гореть повелишь в аду, Пошли мне для адовых мук терпение: С именем Твоим во ад сойду. Глашенька, свечку зажги мне отходную, Стань в головах, отпускную прочти – Девичьи молитвы до Бога доходные, Дурость мою и гневливость прости. 1915 Воронеж, Киев, Москва, Сергиев Посад Надежда Павлович Павлович Надежда Александровна (1895–1980) – поэтесса. Родилась в местечке Лаудон Лифляндской губернии (территория современной Латвии) в семье мирового судьи. Окончила Псковскую Александровскую гимназию. Еще во время учебы в газете «Псковская жизнь» были напечатаны первые стихи семнадцатилетней поэтессы. В 1914 году поступила на историко-филологический факультет Высших женских курсов им. Полторацкой в Москве. В ноябре 1914 года вышел «Первый сборник молодых поэтов», в котором среди десяти новых поэтических имен она дебютировала вместе с Марией Шкапской. Этот сборник появился на свет через три месяца после начала Первой мировой войны, строки ее «Лазаретных стихов» многим врезались в память: …На халате капельки гноя. (Снежно-белый, строгий халат). Так березы ранней весною Над талым снегом стоят. В эти же годы она познакомилась с Валерием Брюсовым, Андреем Белым, Вячеславом Ивановым, Сергеем Есениным, Велимиром Хлебниковым и многими другими поэтами-современниками. В 1919–1920-х годах работала в президиуме Всероссийского союза поэтов и по его поручению отправилась в Петроград, где вместе с Александром Блоком организовывала Петроградское отделение союза. Общение с Блоком, возникшая между ними духовная близость определили дальнейший жизненный путь Павлович и многие мотивы ее творчества.

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января де Фиссер Мариус Виллем Маринус Биллем де Фиссер часть своего образования получил в Бреда, а в 1893 г. поступил в Лейденский университет на отделение классической филологии. В 1900 г. он с отличием закончил обучение и через короткое время после получения степени стал заниматься этнологическими исследованиями в Берлине, Париже и Лондоне. Интерес именно к этой области вскоре приводит его к занятиям китайским языком, сперва под руководством Шигеля, а затем - де Гроота. Он решил посвятить себя востоковедению и в 1904 г. поступил на дипломатическую службу в качестве переводчика при Голландской миссии в Токио. В 1909 г., приехав домой в отпуск, он получил назначение куратором ( " консерватором " ) Дальневосточной секции Лейденского этнографического музея. Серия публикаций, вышедших за время его пребывания в Японии, перевод которых представлен в данном издании, доказали, что его востоковедческие штудии приносят великолепные плоды. Он возобновил занятия с де Гроотом и немедленно приступил к написанию объемного труда " Дракон в Китае и Японии " , который в 1914 г. принес ему премию Станислава Жюльена от парижского Institute des Inscriptions et Belles Lettres. Он все более и более интересуется буддологическими исследованиями, и в 1915 г. выпускает первый труд в этой области - " Бодхисаттва Ди-цзан (Дзидзо) в Китае и Японии " . В 1917 г. он стал руководить кафедрой японского языка, а на следующий год был избран действительным членом Голландской Королевской Академии наук в Амстердаме. В продолжение своих буддологическиех разысканий, он публикует в 1923 г. труд " Архаты в Китае и Японии " . Следующие годы были посвящены работе, заказанной ему для серии Buddhica, Documents et travauxpour letude du Buddhisme, под названием " Буддизм в Японии; сутры и церемонии, седьмого и восьмого веков н.э. и их история в позднейшее время " . Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/person/5013492

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Древний буддизм в Японии Маринус Виллем де Фиссер (1875-1930) часть своего образования получил в Бреда, а в1893 г. поступил в Лейденский университет на отделение классической филологии. В 1900 г. он с отличием закончил обучение и через короткое время после получения степени стал заниматься этнологическими исследованиями в Берлине, Париже и Лондоне. Интерес именно к этой области вскоре приводит его к занятиям китайским языком, сперва под руководством Шигеля, а затем – де Гроота. Он решил посвятить себя востоковедению и в 1904 г. поступил на дипломатическую службу в качестве переводчика при Голландской миссии в Токио. В 1909 г., приехав домой в отпуск, он получил назначение куратором («консерватором») Дальневосточной секции Лейденского этнографического музея. Серия публикаций, вышедших за время его пребывания в Японии, перевод которых представлен в данном издании, доказали, что его востоковедческие штудии приносят великолепные плоды. Центр гуманитарных инициатив , 2016 г.  ISBN 978-5-89163-231-4 Он возобновил занятия с де Гроотом и немедленно приступил к написанию объемного труда «Дракон в Китае и Японии», который в 1914 г. принес ему премию Станислава Жюльена от парижского Institute des Inscriptions et Belles Lettres. Он все более и более интересуется буддологическими исследованиями, и в 1915 г. выпускает первый труд в этой области – «Бодхисаттва Ди-цзан (Дзидзо) в Китае и Японии». В 1917 г. он стал руководить кафедрой японского языка, а на следующий год был избран действительным членом Голландской Королевской Академии наук в Амстердаме. В продолжение своих буддологическиех разысканий, он публикует в 1923 г. труд «Архаты в Китае и Японии». Следующие годы были посвящены работе, заказанной ему для серии Buddhica, Documents et travaux pour l’étude du Buddhisme, noд haзbahueм «Буддизм в Японии; сутры и церемонии, седьмого и восьмого веков н.э. и их история в позднейшее время» Комментарии ( ): Написать комментарий: Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/book/5124521

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010