50 Святитель Амвросий для обозначения преложения хлеба и вина в Тело и кровь Господа впервые ввел на Западе термины conversio, mutare, transfiguratio (Адамов И. И. «Св. Амвросий Медиоланский ». Сергиев Посад. 1915. С. 524). 53 Ср.: myst. 54. Эта формула причащения засвидетельствована также в Апостольских постановлениях (8.13), и о ней, вероятно, упоминает папа Корнилий (Cornel. Papa, epist. 3//Mansi.T. 1. P. 828). 54 Ср.: myst. 46; fid. 1.36: Ex tempore coepisse dicunt dei filium, cum conditor ipse sit temporum. Имеются в виду ариане, отрицавшие вечность Сына Божия. – Прим. ред. 55 Ср.: 1Фес.5:23 . В этих словах не следует видеть учение о трёхсоставности человеческой природы. Подобно другим западным писателям, свт. Амвросий всегда остаётся дихотомистом в области антропологии (см.: Адамов.С. 274–278). Ср. exh. u. 10, 68: In quo enim sumus? In animae subatantia et mentis uigore; epist. 30, 2: ...non duas animas, sed diuersas qualitates unius animae comprehensas esse arbitror. Под «духом» здесь можно понимать как человеческий дух, составляющий высшую часть души, так и Божий Дух, соединяющийся с праведной душой. – Прим. ред. 59 Свт. Амвросий употребляет однокоренные слова uindemio (собирать виноград), uindemia (сбор винограда), uinea (виноград). 60 Ср.: Cain et A. 1. 5. 19: Sed haec ebrietas sobrios facit: haec ebrietas gratiae, non temulentiae est; hymn. Splendor paternae, gloriae, 21–23: Laeti bibamus sobriam/ebrietatem spiritus. Понятие «трезвенное опьянение», означающее мистическое состояние соединения души с Богом, свт. Амвросий Медиоланский , подобно свт. Григорию Нисскому , заимствует у Филона Александрийского (см.: Philo. opif., 71. 3; Mos. 1. 187. 5–6; prob. 13. 4–5; contempl. 89. 1 ). – Прим. ред. 61 Свт. Амвросий объясняет молитву Господню на Светлой седмице новокрешёным, в то время как в других Церквах Запада молитва Господня объяснялась оглашаемым через некоторое время, после обряда «передачи Символа» (см., напр.: Aug. serm. 58. 13; 59. I; 213. 8; The Gelasian Sacramentary. Lib. 1, cap. 36. P. 57–59).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

XIII. Лития под великий праздник Исходим в притвор, поюще стихиру храма или праздника, совершающе литию. Притвор назначается для оглашенных и кающихся. Посему Церковь , как бы нося образ кающихся, смиряясь пред Богом и испрашивая Его помилования, совершает в притворе литию. И, стоя пред священным храмом, как бы небесными вратами, умоляет Его. Ибо недостойны мы воззрети на высоту небесную, если, став пред вратами, не возопием: согрешихом! Тогда и Сам Господь, изшед к нам в сретение, с любовию объемлет нас. Господи, помилуй. (40, 30, 50). Читать далее Источник: Молитва христианина во время воскресной всенощной. - [Сергиев Посад] : Свято-Троиц. Сергиева лавра, 1915. - 67 с.; 18. - (Троицкая народная беседа; Кн. 75). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Воскресная всенощная По еже заити солнцу мало, отходит кадиловозжигатель и творит поклон предстоятелю. Таже восходя ударяет в великий кампан, не скоро, поя непорочны – псалом 118-й – или глаголя псалом 50-й, тихо, двенадцать раз. И потом вшед и вжигает лампады и уготовляет кадильницу. И тако изшед, клеплет во вся кампаны. И возвращся в церковь и вжег свещу в насвещвице, поставляет прямо царских врат. (Устав Церковный). В обители начинается святая ночь. I. Начало Диакон: Востаните. Господи, благослови. Востану, пойду ко Отцу моему Небесному. Господи, благослови мя в час сей пребыти с Тобою. Дух бодр, плоть же немощна – укрепи мя благодатию Твоею.†. Священник: Слава Святой, и Единосущней, и Животворящей и Нераздельной Троице, всегда, ныне и присно, и во веки веков. †. Слава Тебе, Отче наш , всея вселенныя Творец и Вседержитель! Слава Тебе, Сыне Единородный, падшего человека дражайший Искупитель! Слава Тебе, Душе Святый, Иже везде сый и вся исполняяй! Клир: Аминь. Истинно. Тако верую и исповедую.†. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Покланяюся Тебе, Христе Спасе, с праотцами и пророками, ожидавшими пришествия Твоего и предузревшими Тя издалеча.†. Приидите поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Поклоняюся Тебе, Христе Царю, с пастырями и волхвами, первее всех поклонившимися Тебе, дары носяще. †. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. Покланяюся Тебе, Иисусе Сладчайший, со Апостолами, мироносицами и со всеми от Галилеи и Иерусалима притекавшими к Тебе прикоснутися ризам Твоимъ. † Приидите, поклонимся и припадем Ему. Покланяюся Тебе, Христе Боже, с мучениками, святителями и преподобными, – со всею Церковью небесною и земною (Церкви преисподних нет). † Читать далее Источник: Молитва христианина во время воскресной всенощной. - [Сергиев Посад] : Свято-Троиц. Сергиева лавра, 1915. - 67 с.; 18. - (Троицкая народная беседа; Кн. 75). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иеромонах Серафим (Роуз) . Православное мировоззрение, или Царский путь. Журнал «Русский Паломник», 1, изд. «Валаамское общ. Америки», «Братство Германа Аляскинского». 1991 г. Серафим Роуз . Православие и религия грядущего. Платина, Калифорния, 1979 г. (перевод самиздат). «Православное чтение», 1991 г. Московск. Патриархия. Статья архиепископа Илариона Троицкого «Христианства нет без Церкви». Сергиев Посад, 1915 г. Псалтирь, или Богомысленные размышления, извлеченные из творений св. отца нашего Ефрема Сирианина, расположенные по порядку псалмов Давидовых. – Изд. Моск. Патриархии, Москва, 1979 г. 63 Какое лукавствие! Очень многие теперь ни на минуту не усомнились бы, что это явление действительно Ангелов Света: поднимать на молитву среди ночи, звать к Божественной службе?! – сколь бы многие теперь, не задумываясь, приняли такое призывание. 67 Но и в наши дни заметно умножившиеся явления духов в виде Ангелов или таинственных существ из космоса, которые иногда являются с крестами, «молятся» или поучают чему-либо как бы добродетельному и христианскому, совершающиеся чудеса или явно демонические фантастические фокусы, против которых оказываются бессильными молитвы и даже совершаемые священником молебны и освящения, – не подобное ли это вышеописанному попущение Божие действовать сатане «как только сам он хочет и может», так что ему уже «не страшно все то, что в других случаях для него грозно и убийственно»? Только это попущено уже не по высоте жизни нашей, а по причине глубочайшего внутреннего отступления от Бога, от Евангелия, от Православия. Та свобода, с которой демоны теперь обманывают, одурманивают людей, напоминает слово из Святого Писания о пришествии антихриста, что оно по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины... И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи... ( 2Фес. 2, 9–11 ). 70 Очерки жизни и подвигов старца иеросхимонаха Илариона Грузина.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Но как бороться? Самым лучшим способом издревле считалось – лишать противников слова, а – еще вернее – жизни. Когда в Иерусалимском синедрионе думали о применении этих методов к апостолам, Гамалиил, обратившись к членам синедриона, сказал: «мужи израильские, подумайте сами с собой о людях сих, что нам с ними делать. Ибо незадолго пред сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли. После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собой довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались. И ныне говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело от человеков, то оно разрушится; а если от Бога, то вы не можете разрушить его: берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» ( Деян.5:35–39 ). Во имя уважения к чужой свободе свободные мыслители должны признать право на существование за православной философией. А затем во всей силе остается дилемма: человек может узнать истину от Бога или никогда не узнает ее. Свободные философы не могут быть в истине: и ограниченность их разума и безграничность материала подлежащего исследованию для установления истины безусловно лишают их возможности приблизиться к ней. Говоря словами древнего софиста, приходится утверждать, что познание истины невозможно и «по сложности предмета и по краткости человеческой жизни». Но Духовная Академия не претендует на то, что она нашла истину и овладела ею исключительно при помощи собственных сил. Нет; она утверждает иное. Она говорит, что печать божественности лежит на одном религиозном учении – учении христианском, именующим себя богооткровенным. Не вчерашнее это учение. Скоро уже будет две тысячи лет, как оно исповедуется на земле. В нем черпали бодрость, силы, утешение и счастье многие и многие миллионы людей. Пред этим учением преклоняется Академия и ему хочет служить и служит академическая философия. Тем, которые хотят уничтожения этой философии и уничтожения православных академий, словами Гамалиила мы скажем: «берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками». С. Глаголев 11 Июля 1914 г. 1 Сам Плотин в учении о религии пользовался некоторыми мифами для своей системы, но у него этих мифов немного и толкование их совершенно своеобразно: видно он пользовался ими из уважения к преданию, а не как истиной. 2 Плутарх афинский или большой (ум. после 430 г.) не должен быть смешиваем с Плутархом Херонейским (жил в I веке по Р.Х.). Читать далее Источник: В память столетия (1814-1914) Московской духовной академии : Сб. ст., принадлежащих бывшим и настоящим чл. акад. корпорации : В 2 ч./Ч. 1. - Сергиев Посад : тип. Св.-Троиц. Сергиевой лавры, 1915. - 586 с./Глаголев С.С. Философия и свобода. 152-200 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

105 «Древнеславянское Евангелие, Евангелие от Марка по основным спискам четырёх редакций рукописного славянского евангельского текста с разночтениями из ста восьми рукописей Евангелия XI–XVI вв.». Сергиев Посад, 1894; «Древне-славянский Апостол. Послания св. ап. Павла по основным спискам четырёх редакций рукописного славянского апостольского текста с разночтениями из пятидесяти одной рукописи Апостола XII–XVI вв.». Вып. 1-й. «Послание к Римлянам». Сергиев Посад. 1892; Вып. 2-й. «Послание к Коринфянам с разночтениями из пятидесяти семи рукописей Апостола, XII–XVI вв.». Сергиев Посад. 1906; Вып. 3-й, 4-й и 5-й. «Послания к Коринфянам к Галатам и к Ефесянам... с разночтениями из пятидесяти шести рукописей Апостола XII–XVI вв.». Сергиев Посад. 1908. Вып. 2–5 – издание Отделения русского языка и словесности Императорский Академии Наук. 106 Заглавия мы приводим по основным спискам редакций в нашем издании. Заглавия эти разнообразно варьируются в отдельных списках, что указывается в нашем издании в разночтениях. Для послания к Римлянам имеются разночтения: к римлно павлова епистоли, къ римлномъ епистоли апла павла. Это – заглавия в списках Апостола по посланиям. В списках же Апостола-апракосах обычно сокращено: аплъ къ ри. – аплъ къ коре. – аплъ къ галато. – аплъ къ – аплъ къ ефе посла. Многочисленные вариации заглавий в списках-апракосах 1-й и 2-й редакций указаны в разночтениях в нашем издании. 107 Вариантами называем такие разночтения славянских списков, которые имеют себе основание в разночтениях списков греческих. Как в греческих списках Св. Писания наблюдаются многочисленные варианты, состоящие 1) в замене одних слов и выражений другими, 2) в опущениях и прибавлениях и 3) в перестановке слов, так и в славянских списках наблюдаются те же явления (варианты), именно: 1) замена славянских слов другими соответственно тем или иным греческим чтениям, 2) опущения и прибавления согласно с греческими списками и 3) различное словорасположение опять по тем или иным греческим спискам. Перевод, собственно, не имеет в виду разных греческих чтений и касается тех случаев, когда одно и то же греческое слово, выражение, форма передаются по-славянски различно – в различных списках. Читать далее Источник: В память столетия (1814-1914) Московской духовной академии: Сборник статей, принадлежащих бывшим и настоящим чл. акад. корпорации: В 2 ч. - Сергиев Посад: тип. Св.-Троиц. Сергиевой лавры, 1915./Ч. 1. – 581 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

211 См.: Аскенази Ш. Царство Польское. 1815–1830 гг. С предисл. А. А. Кизеветтера/Пер. с польск. В. Высоцкого. М., 1915. 214 См.: Покровский А. И. Соборы древней церкви эпохи первых трех веков. Историко-каноническое исследование. Сергиев Посад, 1914. 215 В 1915 г. на историко-филологическом факультете учились два студента с фамилией Абрамов: Борис Иванович (род. в 1893 г.) и Сергей Николаевич (род. в 1892 г.). Кто из них писал реферат о Петре I, установить не удалось. 216 В. И. Герье имел в виду: 1) закрытие Высших женских курсов в 1888 г. и 2) увольнение его с должности директора (в 1905 г.), после возрождения курсов в 1900 г. 217 Математическое понятие. Название образовано от латинских «trans» – сквозь, через, за и «finitus» – ограниченный. Трансфинитными называются порядковые типы бесконечных, вполне упорядоченных множеств. Простейшим примером такого множества является множество всех натуральных чисел, расположенных в порядке возрастания (то же самое множество, расположенное в порядке убывания, уже не будет вполне упорядоченным). 218 XVI археологический съезд, который предполагалось провести в 1914 г. в Пскове, не состоялся, в связи с началом Первой мировой войны. 219 Премия была учреждена в Московской духовной академии в 1895 г. Выплачивалась в виде процентов на капитал, завещанный П. А. Мухановой. Предназначалась для выплаты дополнительных пособий членам академической корпорации. В 1915 г. Мухановская премия в 1 тысячу рублей была распределена поровну, по 200 рублей каждая, между профессорами А. А. Спасским, М. М. Тареевы м, И. В. Поповым , доцентом Н. В. Лысогорским, а также, секретарем совета и правления Академии Н. Д. Всехсвятским. См.: Богословский вестник. 1915. 9–12. С. 29–30. 220 В соответствии с Уставом ученых учреждений и учебных заведений (статья 529), студенты вносили особую плату (гонорары) в пользу отдельных преподавателей, лекциями и руководством которых они пользовались. Размер «гонораров» зависел от количества обучающихся. 221 Имеется в виду вновь сформированная 7-я армия Юго-Западного фронта (командир ген. Щербачев), дислоцировавшаяся в ноябре 1915 г. в Одесском округе. Первоначально предполагалось использовать ее как десант в Болгарию, для помощи Сербии, но это намерение не было осуществлено ввиду того, что Румыния не пропустила русские войска через свою территорию. Затем, чтобы оттянуть из Сербии австро-германские войска, решено было наступать на Юго-Западном фронте. 7-й армии в этом наступлении отводилась главная роль, и в конце ноября началась переброска войск на Гусятин и Волочинск. Подготовка к операции велась в строжайшей тайне, что и породило волну слухов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Кирилл Флоренский. Во дворе дома. Сергиев Посад, конец 1920-х. Цифровая печать со стеклянного негатива Кирилл Павлович Флоренский (1915–1982), сын о. Павла Флоренского, поступил в Московский заочный геологоразведочный институт (1932), работал в Биохмической лаборатории под руководством акад.В. И. Вернадского; был призван на фронт (1942), прошел путь от Сталинграда да Берлина. После войны защитил кандидатскую диссертацию по геохимии природных газов и организовал экспедицию по изучению Тунгусского метеорита (1958), по результатам которой выдвинул гипотезу, что его падение было столкновением Земли с кометой. Заведовал лабораторией сравнительной планетологии (считается ее основоположником) в Институте геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского АН СССР. Изучал грунт., доставленные с Луны; его именем назван кратер на обратной стороне Луны и минерал. Именно его усилиями и авторитетом была начата систематическая публикация в 1960-е гг. трудов о. Павла Флоренского, продолженная внуками — П. В. Флоренским, игуменом Андроником (Трубачевым), М. С. Трубачевой, Т. В. Флоренской и др. Мария и Ольга Флоренские. Сергиев Посад, конец 1920-х. Цифровая печать со стеклянного негатива Образцы: губки, корень, засушеный плод из коллекции П.А.Флоренского. 1910-1920-е Из личных вещей о.Павла Флоренского (саквояж). 1910-1920-е Аптекарсике весы и стеклянные пузырьки, которыми пользовался П.А.Флоренский. 1920-е Аптекарские весы и стеклянные пузырьки, которыми пользовался П.А.Флоренский. 1920-е Священник Павел Флоренский за работой над рукописью в центральной комнате дома. Рядом с ним Анна Михайловна Флоренская. Сергиев Посад, 1932. Серебряно-желатиновый отпечаток. У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/svyashhennik-pavel-flo...

«Павля в Сергиеве говорил мне о характеристиках для различных имен. Для примера, записала имя ГЛЕБ. Имя не древнее, поэтому еще недостаточно определившееся, не вполне оформленное. В общем, хорошее. В наружности что-то детское, недоконченное, некоторая недоразвитость, неопределенность. Большая голова, верхняя часть туловища более развита. Волосы светлые, но не совсем. Вкусы тоже детские: любовь к сладкому, мучному. Вина, кроме патологических случаев, не любит. Походка слегка подпрыгивающая. Речь размеренная, повествовательная, то вопросительная, то восклицательная в определенных местах. Человек, не выдающийся умом, но не глупый. С наклонением к добру, легко и непосредственно поддающийся добрым порывам, искренний и простой. Честный и нравственный, не способный на злое». Е [Екатерина] Екатерина. Надо более ярко проявить ее умение делать сложности там, где их нет, на сам деле, по крайней мере, где их не бы для себя другое имя. Так, Екатерины редко бывают довольны своими мужьями, они некстати кажутся им слишком невозвышенными, нечуткими, etc. Хотя они и неплохие мужья, Екатерине . [Елена] 1) Елены. Сплетницы. Чаровницы. И [Иван] 1915 .III.25. Сергиев Посад. Имена, как первоявления характера осознаются все ярче и ярче. Как драгоценный камень, каждое имя начинает переливаться в сознании тысячами цветов эмпирически познанных характеров. Каждое содержит в себе бесконечное множество возможностей, и все же, все возможности – об одном. Это одно – имя. Знаю, что самое русское имя – Иван. Кротость, простоватость (или простота). У меня ноет желание, «желание чрева моего», иметь сына Ивана. Хочется родить сына Ивана. 1915 .IV.16. На экзамене. Сергиев Посад. Ономатологические заметки. Каждый курс есть букет имен. Преобладание того или другого имени, удачная или неудачная комбинация имен преобладающих, яркость выражения того или другого имени придает курсу одно общее впечатление, которое делается более определенным на некотором расстоянии от курса, когда несколько забудешь отдельных лиц, и частные свои отношения, и дела с курсом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010