В условиях невозможности (из-за подписки о невыезде из Нижнего Новгорода) митрополиту Сергию прибыть в Москву, особое значение приобретал вопрос об управлении столичной епархией. В своем завещательном распоряжении от 6 декабря 1925 г. митрополит Петр указал: «Временное управление Московской епархией поручаю Совету Преосвященнейших Московских викариев, а именно: под председательством епископа Дмитровского Серафима, епископу Серпуховскому Алексию, епископу Клинскому Гавриилу и епископу Бронницкому Иоанну» 845 . Однако, епископу Серафиму (Звездинскому) , который был ближайшим помощником Местоблюстителя по управлению Московской епархией с сентября 1925 г., возглавить Совет викариев не довелось. По не совсем понятным причинам (видимо, имело место вмешательство ОГПУ) он вскоре после ареста митрополита Петра удалился из Москвы в Аносин монастырь (Звенигородский уезд Московской губернии). Тогда, в том же декабре 1925 г. митрополитом Сергием в качестве управляющего Московской епархией был назначен епископ Петр (Зверев) . Впрочем, епископ Серафим периодически также приезжал в те неспокойные дни столицу, где обсуждал церковные дела с епископом Клинским Гавриилом (Красновским) и московским духовенством 846 . В подготовленном ОГПУ обзоре политического состояния СССР за декабрь 1925 г. после сообщения об аресте митрополита Петра было отмечено: «Согласно завещанию Петра, его заменил епископ Нижегородский Сергий, руководство верными ему приходами пытается взять в свои руки викариальное епархиальное управление» 847 . Вступление митрополита Сергия в управление Церковью происходило в крайне тяжелой обстановке. Не говоря уже про нараставшую в тот момент волну антицерковных репрессий, следует отметить, что и внутрицерковная ситуация принципиально отличалась от той, в которой восемью месяцами ранее происходило вступление в должность Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра. Тогда утверждение нового Предстоятеля Русской Церкви было сопровождено подписанием специального акта почти шестьюдесятью архиереями, скрепившими тем самым волю почившего Патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

На вопросы отвечу письменно» 1241 . Г. А. Косткевич в своем очерке также не обошел стороной события 1929 г., связанные с митрополитом Петром и епископом Дамаскином (примечательно, что плагиатор Дейбнер о них предпочел умолчать). «М[итрополит] Петр через еп[ископа] Дамаскина, которому удалось войти с Местоблюстителем в непосредственное общение, передал, что он осуждает решительно деятельность м[итрополита] Сергия и его Синода, считает, что м[итрополит] Сергий превысил данные ему полномочия, и благословляет соборное выступление епископов против м[итрополита] Сергия. Сам он, м[итрополит] Петр, по обстоятельствам своего положения лишенный возможности непосредственно вмешаться в церк[овные] события и аннулировать полномочия м[итрополита] Сергия, ждет лишь для этого выступления епископата» 1242 . Все это, однако, было небеспристрастной (хотя и небеспочвенной) интерпретацией позиции Местоблюстителя, пересказом его слов, дошедших через третьи руки. Хотя он и сказал гонцу, что на вопросы ответит письменно, но недели шли, а ответа не было... В следственном деле епископа Димитрия (Любимова) сохранилась открытка, собственноручно написанная митрополитом Петром в июле 1929 г. и отправленная им в Ленинград одному своему знакомому (некоему А. Д. Кочеткову). Эта открытка, как и приведенное ранее письмо митрополита Петра из ссылки епископу Серафиму (Звездинскому) , хорошо характеризует как внешнее положение Местоблюстителя, так и его внутреннее настроение: «Возлюбленный о Господе брат Андрей Дорофеевич. Сердечно благодарю за помощь и благопожелания, выраженные в Вашем письме. Сам Господь вознаградит Вас сторицею. Три зимы провел среди тяжелых полярных климатических условий, которые разрушают здоровье, отнимая последние силы. Остается еще пробыть 1,5 года. Благодарю Господа, что не покидает меня бодрость духа и помогает побеждать все невзгоды моей жизненной обстановки. Во всем полагаюсь на волю Божию и главную заботу полагаю не в том, чтобы пользоваться внешним благополучием, а в том, чтобы быть славным у Владыки Христа – хранить веру и блюсти Его св.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Можно списать политический антураж свидетельства Косткевича на следственную обстановку, в которой он это свидетельство давал. Что же касается фактической стороны его показаний, то здесь он практически безупречен. Сами григориане также вынуждены были признать факт оказанной митрополиту Сергию поддержки со стороны епископата (московского и украинского), но пытались представить ее в превратном свете. «Сам м[итрополит] Сергий, – писал епископ Борис, – признал явно незаконным свое мероприятие; так он, чтобы узаконить его, спустя приблизительно месяц или полтора после этого, собирает подписи для оправдания своих действий среди епископов. Из 40 епископов, пребывавших в Москве, такие подписи в разное время дали 15 архиереев, почти все бывшие живоцерковники и один бывший самосвят [...]; нашлись еще 9 украинских» 899 . В действительности, число поддержавших (письменно) митрополита Сергия епископов было больше, чем указывал негодующий епископ Борис. Среди них были и раскаявшиеся обновленцы (таковые тогда встречались практически везде и в самом ВВЦС тоже, достаточно указать на архиепископа Константина (Булычева)), но отнюдь не большинство, а про самосвята бывший Можайский просто придумал, чтобы попугать доверчивого читателя. «Впрочем, было бы несправедливо винить м[итрополита] Сергия одного в его поступках, – «оправдывал» в свою очередь Заместителя архиепископ Григорий. – Как мы видим, у него имеются сообщники, которые его поддерживают, а м. б. и руководят, так как он хотя человек и не очень старый, но значительно одряхлевший. Сначала им руководил епископ Старицкий – Петр Зверев , выросший, воспитавшийся и кровно связанный с сферами органически противными сложившимся условиям нашей жизни, а затем, когда этот деятель успокоился на кафедре Воронежского архиепископа, ему на смену выступили другие, менее крупные, но не менее ретивые сотрудники вроде епископа Прилуцкого Василия Зеленцова – инициатора всяких запрещений на Украине и в Москве» 900 . После отъезда из Москвы епископа Петра (Зверева) в Воронеж, в отсутствии епископа Серафима (Звездинского) , старшим из назначенных митрополитом Петром членов Совета столичных викариев остался епископ Алексий (Готовцев).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Начался обыск. Все проверили, все перевернули, но святынь не тронули. " Вы пойдете с нами " — сказали владыке. Нюра принялась кричать. Ей пригрозили: " Если не замолчите, мы заставим вас замолчать " . Вызвали лошадь, посадили владыку и увезли. Это было 5 час. утра 11 июня 1937 г. Мрачное красное кирпичное здание Ишимской тюрьмы за сплошным высоким деревянным забором стало последним пристанищем епископа Дмитровского Серафима. В ту страшную скорбную ночь с 10 на 11 ию ня в Ишиме арестовали всех лиц, носящих или ранее носивших духовный сан. Всего числом — 75. Тут были и сергианцы, и обновленцы, и расстриженные. Вскоре из тюрьмы дошли скорбные вести, - что владыка еле жив. К приступам сердца и печени прибавилось тяжелое кишечное заболевание. Духовным чадам разрешили свидание, но сказали при этом: " Прощаетесь навсегда. Больше вы никогда его не увидите " . Епископу Дмитровскому Серафиму (Звездинскому) вынесли приговор: " 10 лет без права переписки " . Это означало — расстрел. О ПОСТРИГЕ (письмо 1908 г.) Дорогой, родной мой брат! Христос посреде нас! Только что получил твое теплое, сердечное письмо, спешу ответить. Та теплота, та братская сердечность, с которыми ты пишешь мне, до глубины души тронули меня. Спасибо тебе, родной мой, за поздравления и светлые пожелания. Ты просишь, чтобы я поделился с тобой своими чувствами, которыми я жил до времени пострижения и последующее святое время. С живейшей радостью исполняю твою просьбу, хотя и нелегко ее исполнить. Как выражу я то, что переживала и чем теперь живет моя душа, какими словами выскажу я то, что преисполнило и преисполняет мое сердце. Я так бесконечно богат небесными, благодатными сокровищами, дарованными мне щедро-дарительною десницею Господа, что правда и .не в состоянии сосчитать и половины своего богатства. Монах я теперь. Как это страшно, непостижимо и странно! Новая одежда, новое имя, новые, доселе неведомые, никогда неведомые думы, новые, никогда не испытанные чувства, новый внутренний мир, новое настроение, все, все новое, весь я новый до мозга костей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=119...

Особенно перспективной представляется разработка автобусной экскурсии «Русская Голгофа», которая включала бы объекты, расположенные около МКАД в следующем порядке: Реутов (Храм иконы Божьей Матери «Казанская»), Расторгуево (Свято-Екатерининский монастырь), памятник истории спецобъект «Коммунарка», памятник истории «Бутовский полигон». В рассказ о Бутове должны быть включены сведения о митрополите Серафиме (Чичагове), возглавляющем Собор Бутовских мучеников, мученице Татиане Гримблит, мученике Стефане Наливайко, осуществивших при жизни различные образы христианского подвига. Включение темы «Новомученики и Исповедники Российские» может существенно обогатить содержание традиционных экскурсий по Свято-Данилову, Донскому, Новодевичьему монастырям. Представляется также целесообразным включение темы «Новомученики и Исповедники Церкви Русской» в качестве составной части в различные обзорные экскурсионно-туристические программы по Москве и Подмосковью. Например, к числу Подмосковных мест, часто посещаемых паломническими и экскурсионными группами, в которых пребывают святые мощи Исповедников Русской Православной Церкви относятся Коломна (в Сергиевской церкви Старо-Голутвина мужского монастыря находятся мощи священноисповедника Феодосия (Ганицкого) и Свято-Введенская Оптина пустынь (в Преображенском храме находятся мощи священноисповедника Рафаила (Шейченко). В некоторых городах Подмосковья, часто посещаемых паломниками и туристами, существуют памятные места, связанные с жизнью и деятельностью Новомучеников и Исповедников. Одним из таких городов является Дмитров. Рядом с Успенским собором Дмитровского кремля находится памятник священномученику Серафиму (Звездинскому) епископу Дмитровскому, а в доме напротив храма Казанской иконы Божией Матери, где часто служил владыка, открыт мемориальный музей. По дороге в Дмитров паломники и экскурсанты могут посетить поселок Деденево, где в храме Димитрия Солунского Спасо-Влахернского женского монастыря находятся святые мощи преподобноисповедницы Параскевы (Матиешиной).

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Посещавшие, казалось бы, должны принести больной заботу, любовь, выразить внимание. В действительности же они, чаще всего, несли свои скорби, невзгоды, житейские нужды. И сестра Клеопатра забывала свою невыносимую боль (если только можно ее забыть) и выслушивала каждого, ободряя, утешая страждущих…» Это значит, что к ней приходили не как к больной, а как к человеку, от которого ждали духовной помощи, к духовной наставнице. И почитали ее, и страшились ее неотвратимо надвигавшейся смерти как потери человека, стяжавшего духовные дары, прежде всего дар любви Христовой, и ставшего драгоценностью на земле. И она сострадала всем и помнила обо всех до самой кончины. «Муки ее были так тяжелы, что хотелось, чтобы она скорее умерла и перешла ко Господу, Которого любила всем существом. Боялась сестра Клеопатра умереть без духовного напутствия. Господь не лишил ее этого блага: остаток дней был скрашен для нее близостью храма, посещением духовника и частым причащением святых Христовых таин. Последний раз она причастилась за несколько минут до кончины, сказав: “Как хорошо!”. Она любила цветы, и ей приносили цветы, что ее утешало…» Скончалась монахиня Клеопатра утром 10/23 сентября 1933 года в возрасте около 50 лет. В этот день Церковь празднует память трех дев-мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры, пострадавших в начале III века. Сороковой день по ее кончине совпал с днем церковной памяти святой праведной Клеопатры, ее небесной покровительницы. Похоронена она на 16-м участке Ваганьковского кладбища Москвы. По материалам Церковного архива ПСТГУ. Архиепископ Филипп (в миру Гумилевский Сергей Николаевич; 1877–1936) – с 1904 г. – преподаватель Тульской духовной семинарии, с 1906 г. – надзиратель за воспитанниками Московской духовной академии. В 1907 г. принял монашеский постриг и рукоположен во иеромонаха, затем назначен помощником инспектора МДС. В 1908 г. – инспектор Тифлисской духовной семинарии. В 1909 г. – инспектор Вифанской духовной семинарии. С 1910 г. – архимандрит и ректор Вифанской духовной семинарии. В 1913 г. назначен ректором МДА. Время его ректорства в Вифанской и Московской семинариях совпало со временем преподавания в этих семинариях иеромонаха Серафима (Звездинского), будущего епископа Дмитровского. В 1920 г. хиротонисан во епископа. С 1922 г. – епископ Балахнинский, викарий Нижегородской епархии. В 1923–1924 и в 1926–1927 гг. находился в заключении и ссылке. С 1927 г. – епископ Звенигородский, викарий Московской епархии, член Временного Патриаршего Священного Синода. В 1931–1933 и 1936 гг. находился в заключении. 22 сентября 1936 г. умер в тюрьме г. Иваново.

http://pravoslavie.ru/4358.html

Царев. Церковь Серафима (Звездинского). Церковь. Действует.   Престолы: Серафима (Звездинского) Год постройки:Между 2002 и 2004. Ссылки:   Адрес: Волгоградская обл., Ленинский р-н., с.Царёв, ул.Матросова, д.10.а, 2. Координаты: 48.665283, 45.369305 Проезд:от г.Волгограда до с.Царёв автотранспортом около 50 км. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью с.Царёв. Церковь священномученика Серафима (Звездинского) Духовное возрождение в селе Царёв началось с открытия молитвенного дома весной 2002 года. В 2003 году православной общине было передано здание бывшей столовой, в котором на пожертвования селян была осществлена реконструкция. 1 апреля 2004 года по благославению Митрополита Волгоградского и Камышинского Германа православная община была преобразована в приход Священномученика Серафима(Звездинского), епископа Дмитровского. В июле 2005 года в селе Царёв Ленинского района состоялось воздвижение Поклонного креста и установка памятной плиты в честь Святого Благоверного Великого князя Александра Невского. Их освящение 1 августа 2005 года совершил Высокопреосвященнейший Митрополит Герман. Источник информации: Волжское благочиние. Путь становления. ООО " Призма " . 2008 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=13842

В Икше возведут храм священномученика Серафима Звездинского Московская область, 12 января 2004 г. В центре подмосковного поселка Икша установлен крест на месте строительства будущего храма священномученика Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского, сообщает агентство Regions.ru. Поселок Икша, известный мельницей на реке Икшанка, гвоздильным заводом и месторождением песка и камня в близлежащих карьерах, ведет отсчет с начала XX века. " Его население сейчас составляет более четырех тысяч человек. К ним добавляется еще шесть тысяч дачников... А своего храма у нас никогда не было " - говорит глава администрации поселка Икша Татьяна Викторова. Два года назад в Доме культуры начал служить отец Виктор Будкевич, приехавший со Смоленщины. Постепенно сформировался приход. На собранные деньги купили церковную утварь, появилась там икона священномученика Серафима. Был создан певческий хор, который участвует во всех богослужениях. Прихожан много - от совсем юных до 92-летней Матрены Притыко. Многие из них пришли, чтобы участвовать в торжественном событии - основании храма священномученика. Серафима Звездинского. После Божественной литургии недалеко от Дома культуры был установлен крест. В 1930-е годы епископ Дмитровский Серафим (Звездинский) принял мученическую смерть, но не отказался от Христа. Теперь он станет небесным покровителем поселка. 12 января 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/8622.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010