Малоярославец, провинциальный районный центр, я помню хорошо. Помню, как бегали, наслаждаясь простором, с соседскими девочками. На каждом углу улиц, мощеных булыжником, был колодец. Вот мы и бегали от одного угла до другого, упирались руками в колодец и бежали до другого колодца. Домашние службы Наш дом был не совсем по-деревенски построен: между комнатами были двустворчатые филенчатые двери. Комнаты было четыре, одна, маленькая, отдельная — папин кабинет, где он сделал домовую церковь. У него был антиминс и имелось благословение служить от епископа Серафима (Звездинского). Через четыре года после покупки дома, в 1935 году, папа пристроил еще одно помещение – большую комнату. Перенес в нее свой кабинет и служил уже там. Но летом в пристроенной комнате жили его родители, приезжали на лето из Москвы. Тогда он перебирался в свою маленькую комнатку. Очень интересно был устроен престол. У киота с тремя иконами (икона Спасителя, Николая Чудотворца и икона Божьей Матери Казанской), который остался от прежних хозяев, внизу был выступающий шкафчик. К нему подставлялся стул и между стулом и этим шкафчиком клали большую икону и антиминс. Это и был престол. Потом все это разбиралось, и никаких внешних признаков недавно совершенной Литургии не оставалось. Не в первый класс Мы ходили и на службу в храм вместе с одной очень нам близкой семьей, в которой было шесть детей. Они переехали в Малоярославец в 1936 году. Дети были почти наши ровесники, и мы с ними очень дружили. Их мама преподавала в нашей школе немецкий. В Малоярославце мы пошли в школу. Никто из нас не начал учебу с первого класса: родители хотели нас немного подержать дома, в домашних условиях, с домашним воспитанием, привить привычку к молитве, не погружаясь в этот советский мир. Так, я и младший брат пошли в школу одновременно, — я в пятый, а он в третий класс. Это был 1937 год, папы уже не было с нами. В школе мы учились хорошо, потому что у нас была отличная домашняя подготовка. Конечно, мы много читали. В общем, выделялись немного на фоне общего уровня учеников. Поэтому в школе к нам благожелательно относились и даже пошли навстречу, когда мама попросила то ли у директора, то ли у завуча, чтобы нас не заставляли вступать в пионеры. Так и обошлось, мы не были ни пионерами, ни комсомольцами.

http://pravmir.ru/elizaveta-shik-doch-sv...

Член Российского комитета Международного совета музеев заслуженный работник культуры РФ Е.В. Куценко выступила с лекцией «Построение экспозиций церковных музеев. Лучшие практики». На слайдах были представлены музеи, в которых удалось «выдержать эпоху». Из имеющих отношение к монастырю или святым подвижникам это, помимо музея в Зачатьевской обители, музей в Свято-Троицкой Сергиевой лавре (ризница), Дом-музей священномученика Серафима (Звездинского) в Дмитрове, музей-келия святителя Тихона в Донском ставропигиальном мужском монастыре и др. Также Е.В. Куценко рассказала о некоторых тонкостях организации музейной работы, большое внимание уделив экспонатам. Значительная часть этого материала изложена в книге «Церковный древлехранитель», в работе над которой Е.В. Куценко приняла непосредственное участие. Далее с докладом «Охранные обязательства на памятники истории и культуры: формы и правила оформления» выступил архитектор-искусствовед, заведующий отделом Главного управления культурного наследия Московской области В.А. Олеференко. Доклад специалистов Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника был посвящен теме «Реставрация икон. Условия хранения и экспонирования». О.Б. Куцель сделала исторический экскурс в прошлое, описав, как накапливался опыт реставрационных работ, когда и в каких отечественных учебных заведениях открывались отделения и кафедры, готовящие реставраторов хорошего уровня. По мнению лектора, любую реставрацию нужно поручать только специалистам, иначе иконе может быть нанесен непоправимый вред. Ее коллега О.С. Воскресенская подробно разобрала причины и виды разрушения икон. Их очень много, и часто утрата образа происходит в силу причин, которые можно и нужно устранить. Например, установить правильный температурно-влажностный режим. Не ставить подсвечники близко к иконам, потому что бывают случаи, когда иконы получают настоящие ожоги. Также большую опасность представляет копоть в храме, появляющаяся из-за использования некачественных свечей — парафиновых и стеариновых, которые выделяют большое количество вредных примесей.

http://patriarchia.ru/db/text/5536829.ht...

В размышлениях о Божественной литургии святителя Серафима Звездинского есть описание видения одного старца-подвижника, ярко характеризующее значение для христианина причащения Святых Таин. Подвижник видел «огненное море, волны которого вздымались и бурлили, представляя из себя страшное зрелище. На противоположном берегу стоял прекрасный сад. Оттуда доносилось пение птиц, неслось благоухание цветов. Подвижник слышит голос «Перейди через это море!» Но перейти не было возможности. Долго стоял он в раздумье, как перейти, и слышит снова голос «Возьми два крыла, которые дала Божественная Евхаристия: одно крыло — Божественная Плоть Христова, второе крыло— Животворящая Кровь Его. Без них, как ни велик был бы подвиг, достигнуть Царствия Небесного нельзя»». Старец Парфений Киевский однажды в благоговейном чувстве пламенной любви к Господу долго повторял в себе молитву: «Господи Иисусе, живи во мне и мне дай в Тебе жити», — и услышал тихий, сладкий голос «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем» (Ин. 6, 56). В некоторых духовных болезнях Таинство Причащения является наиболее действительным врачевством: так, например, при нападении на человека так называемых «хульных мыслей» духовные отцы предлагают бороться с ними частым приобщением Святых Таин. Праведный Иоанн Кронштадтский пишет о значении Таинства Евхаристии при борьбе с сильными искушениями: «Если почувствуешь тяжесть борьбы и увидишь, что тебе не справиться одному со злом, беги к духовному отцу своему и проси его приобщить тебя Святых Таин. Это великое и всесильное оружие в борьбе». Для одного душевнобольного отец Иоанн рекомендовал как средство излечения пожить дома и почаще приобщаться Святых Таин. По обычаю Церкви, Таинства Покаяния (исповедь) и Причащения следуют непосредственно одно за другим. Преподобный Серафим говорит, что возрождение души совершается через два Таинства: «через покаяние и совершенное очищение от всякой скверны греховной Пречистыми и Животворящими Таинами Тела и Крови Христовых».

http://pravmir.ru/tainstvo-svyatogo-pric...

Громче всех, как всегда, критикуют монастыри сами монахи, особенно пребывающие вне обителей. Если активно строятся здания и храмы, брюзжат, что созидать следует души, а не камни, будто, если стройки прекратить, души станут расти быстрее. Пускают паломников и туристов – проходной двор, а коли запрут ворота – эгоисты, живут только для себя. Заводят обширные поля или прибыльное производство, обзывают колхозами; если полей и производств нету – лентяи, не желающие трудиться. Чистота и порядок – декорации, социальное служение: приюты, богадельни – суета и показуха, мало насельников – никто не идет, много – случайные люди; принимают пожилых – зачем, уже ничего не поймут, молодых – кто и чему будет их учить; монашеское жительство, говорят, сегодня одна видимость, без смысла и содержания, поскольку не имеется руководителей, старцев; ссылаются на суждения святителя Серафима Звездинского и преподобного Лаврентия Черниговского , относящиеся к эпохе тотального крушения, когда вообразить возрождение Церкви было так же немыслимо, как и внезапную отмену советской власти; упразднение монастырей виделось окончательным и знаменовало истребление христианства, предваряющее незамедлительный конец света. Апокалиптический мотив, усилившийся со свистопляской вокруг ИНН, и теперь питает энтузиазм сверхправославных ревнителей: они покидают епархии, если архиерей не угодного им духа; они рассылают по монастырям подметные письма против Синода и в издаваемых листовках призывают шить рюкзаки, приобретать палатки, спальные мешки, примусы, готовиться уходить в леса ; такая агитация легко ложится на советскую закваску, привычку всегда ожидать чего-то ужасного; многие так и живут с безотрадной верой не в Христа, а в антихриста, намереваясь однако как-то от него скрыться и переждать конец света; брошюрки и статьи полны причитаниями: в наше бедственное время… Так и хочется возразить, как когда-то Леонтьев: его время, быть может, вовсе не моё время. Причина неприязненного отношения к монашеству кроется, очевидно, всё-таки в том, что монахи живут по законам иного мира. Известно, какое настороженное, враждебное отношение встречают инакомыслящие; тем паче инакоживущие смутно представляются опасными и вызывают тревогу, не объяснимую логикой. Одно дело жалеть пасынков фортуны, замухрышек, не нашедших более веселого и комфортного места под солнцем, чем монастырь, но какое раздражение, даже ярость вызывает противоположная концепция: «все бездарно в сравнении с монашеством, и всякий подвиг в сравнении с ним есть мещанство» .

http://azbyka.ru/fiction/plach-tretej-pt...

Другие ищут и не находят высокой духовности: «монашество потеряло обетование, в нем нет данных нам обещаний самой Пресвятой Троицей» . Звучит критика в адрес Синода, благословляющего открытие новых и новых обителей: зачем так много, если уже открытые так несовершенны; лучше меньше, да лучше , говаривал незабвенный вождь мирового пролетариата, а задолго до него – императрица Екатерина, которая из самых здравых соображений перетасовала излишек иночествующих и добилась почти полного истребления монастырей . По той же логике в интересах качества следует ограничить и заключение браков – слишком уж много неудачных. Мир да не предписывает закон делу Божию, сказано святителем Филаретом Московским. Сейчас на территории России насчитывается более четырехсот монастырей – но ни один, за исключением ТроицеСергиевой Лавры, не достиг двадцатилетнего возраста; не корректно ожидать от них триумфальных достижений, тем более выносить приговоры: монашество приходит в упадок… монашеский дух катастрофически падает . Падение предполагает утраченную высоту; не ясно, от какой планки отсчитывать, какое монашество ценить за критерий – египетское? палестинское? византийское? афонское? древнерусское? наше дореволюционное? В истории случались разные ситуации; возьмем феномен Тавеннисийских обителей: они процветали, количественно и качественно, при жизни основателя, великого Пахомия, а затем пришли в оскудение, которое означало конкретно упадок Тавениссийских обителей; монашество продолжало сиять и благоухать, но в иных местах. Громче всех, как всегда, критикуют монастыри сами монахи, особенно пребывающие вне обителей. Если активно строятся здания и храмы, брюзжат, что созидать следует души, а не камни, будто, если стройки прекратить, души станут расти быстрее. Пускают паломников и туристов – проходной двор, а коли запрут ворота – эгоисты, живут только для себя. Заводят обширные поля или прибыльное производство, обзывают колхозами; если полей и производств нету – лентяи, не желающие трудиться. Чистота и порядок – декорации, социальное служение: приюты, богадельни – суета и показуха, мало насельников – никто не идет, много – случайные люди; принимают пожилых – зачем, уже ничего не поймут, молодых – кто и чему будет их учить; монашеское жительство, говорят, сегодня одна видимость, без смысла и содержания, поскольку не имеется руководителей, старцев; ссылаются на суждения святителя Серафима Звездинского и преподобного Лаврентия Черниговского, относящиеся к эпохе тотального крушения, когда вообразить возрождение Церкви было так же немыслимо, как и внезапную отмену советской власти; упразднение монастырей виделось окончательным и знаменовало истребление христианства, предваряющее незамедлительный конец света.

http://pravmir.ru/o-sovremennom-monashes...

В настоящее время Комиссия приступила к изданию брошюр о новомучениках благочинии Московской епархии, несколько брошюр уже вышли в свет. В течение 2017-2018 гг. планируется издать сборники, рассказывающие о святых всех церковных округов. В Московской епархии регулярно проводятся конференции, посвященные подвигу новомучеников. Обыкновенно они проходят на базе приходов, общеобразовательных школ и высших учебных заведений Подмосковья. Традиционно эта тема затрагивается и на научно-богословских конференциях, ежегодно проводимых в Коломенской духовной семинарии. 3. Переходя к церковно-общественному направлению работы по прославлению подвига новомучеников, следует заметить, что здесь большое значение имеют материальные знаки увековечения их памяти. Так, мемориальные доски обыкновенно размещаются на стенах храмов, где они служили, или домов, где жили. Заслуживает внимания и такая форма сохранения памяти о новомучениках, как организация музеев или музейных комнат на приходах в их честь. Установлены в Московской епархии и памятники в честь новомучеников. Так, священномученику Серафиму (Звездинскому, +1937), епископу Дмитровскому, был поставлен памятник около Успенского собора города Дмитрова, священномученику Алексию Смирнову (+1938) — в селе Глебово Истринского района. Существует также практика переименования улиц в честь новомучеников. Например, в селе Ильинском Красногорского района улица Новая Островская была переименована в Елизаветинскую в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы (+1918), а в городе Электрогорске улица Безымянная — в честь священномученика Константина Успенского (+1937). Именами святых новомучеников в Московской епархии названы многие братства, сестричества, группы милосердия, общества трезвости, детские лагеря, военно-патриотические клубы, воскресные школы и духовно-просветительские центры. 4. Что же касается церковно-просветительского направления нашей работы по прославлению новомучеников, то здесь, прежде всего, стоит обратить внимание на организацию паломничеств к местам, связанным с их подвигом. Во всех благочиниях Московской епархии ежегодно совершается паломничество на Бутовский полигон, а также в другие места, связанные с жизнью и кончиной новомучеников, в том числе в те храмы, где они проходили свое служение.

http://patriarchia.ru/db/text/4793788.ht...

Кто из вас больше, будь как меньший, и  начальствующий, как  служащий… А Я  посреди вас, как  служащий (Лк. 22, 26). На  Тайной вечере Господь учит, наставляет и направляет Своих учеников. Можно сказать, что эти слова Христовы – первая проповедь, произнесенная на Божественной литургии, – проповедь, произнесенная Тем, кто установил Таинство причащения. Спаситель указывает апостолам основополагающие принципы богослужебной и церковной жизни: И воспевши пошли на гору Елеонскую (Мк. 14, 26). По  окончании Тайной вечери Господь вместе с учениками покидает сионскую горницу. Если наша сегодняшняя литургия Великого четвертка есть продолжение той первой Тайной вечери, то и через последующие богослужения Страстной седмицы – службы Великого пятка и Великой субботы, мы с вами в такой же мере реально находимся со Христом в Гефсиманском саду, на Голгофе и у Гроба, становимся подлинными участниками страстей, смерти и воскресения Господа нашего Иисуса Христа. По слову священномученика Серафима (Звездинского): «Хотя мы не принадлежим к числу тех блаженных, которые жили во времена пребывания Господа на земле, кои имели величайшее счастье видеть Его лицом к лицу, но, обладая драгоценнейшим даром, оставленным нам Господом [богослужение], мы почти так же счастливы, как и они. Как мать иногда ведет дитя за руку, иногда сидит около и наблюдает за ним, а иногда берет его в свои объятия, ласкает, лелеет и питает, так и Господь во всех службах церковных… как бы держит нас за руку, наблюдает за нами издали, а в Божественной литургии Он берет нас в Свои объятия, сажает с Собой и питает от Своей трапезы» (из книги «Хлеб Небесный – проповеди о Божественной литурии»). Протоиерей  Петр ПЕРЕКРЕСТОВ, г. Сан-Франциско. Читайте также: Вечеря Царствия Богослужения Великого Четверга Та самая Тайная Вечеря       Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/chto-nam-govorit-evang...

В жизнеописании преподобного Макария Великого имеются слова его к одной женщине, жестоко пострадавшей от наговора чародея: «Ты подверглась напасти, потому что уже пять недель не причащалась Святых Тайн». 2) Важность и значение Святого Причащения. В размышлениях о Божественной литургии епископа Серафима Звездинского имеется описание видения одного старца-подвижника, ярко характеризующее значение для христианина Причащения Святых Тайн» 102 . Важность Причащения. Подвижник видел «огненное море, волны вздымались и бурлили, представляя из себя страшное зрелище. На противоположном берегу стоял прекрасный сад. Оттуда доносилось пение птиц, неслось благоухание цветов. Подвижник слышит голос: «Перейди через это море». Но перейти не было возможности. Долго стоял он в раздумье, как перейти, и слышит снова голос. «Возьми два крыла, которые дала Божественная Евхаристия: одно крыло – Божественная Плоть Христова, второе крыло – Животворящая Кровь Его. Без них, как ни велик был бы подвиг, достигнуть Царствия Небесного нельзя». 3) Условия Причащения: Православная вера, т.е. принятие того, что излагают Символ веры и другие Церковные догматы . Внешняя сторона таинства 1) Обряд Причащения: до Причащения обязательно делать земной поклон перед Святыми Дарами; Причастие желательно не жевать, а сразу проглотить; обязательно запить. 2) Частота Причащения: Святитель Феофан Затворник : «Я, кажется, уже писал вам, что довольно поговеть и причаститься в каждый большой пост из четырех. А в посты перед Пасхою и Рождество по два раза. И больше не ищите. Старайтесь более свое внутреннее упорядочивать и приводить в совершенство» 103 . 3) Приготовление к Причастию: прочитать каноны, Спасителю, Богородице, Ангелу хранителю, перед Причащением, последование ко Святому Причащению; три дня поста и воздержание в пище и питии после полуночи пред днем причащения; побывать на службах в храме во все дни подготовки; воздержание в супружеских отношениях; примириться с теми, с кем находишься в ссоре; ограничение внешних впечатлений, связанных с действием СМИ; исповедь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Dergale...

Посвящается епископу Серафиму (Звездинскому) Лазурное небо синело над нами, Был чудный апрельский ликующий день, Под вешними все оживало лучами, Манить начинало в прохладную тень; Из ближнего храма до нас доносился Веселый, торжественный, праздничный звон, Далеко-далеко он ввысь уносился, Но скорбную душу не радовал он… Мы грустно сидели пред мрачной тюрьмою, С решетками окна глядели на нас, И сердце сжималось тяжелой тоскою, И слезы невольно просились из глаз. Чем больше кругом оживала природа, От сна пробуждаясь холодной зимы, Тем каждого больше манила свобода, Казались мрачнее и стены тюрьмы… Но вот стук замка… и раскрылись пред нами Тяжелые створки железных ворот, И тесными узники вышли рядами, Толпясь, расступался пред ними народ. В рядах заключенных был он, наш святитель, В молитву сердечную весь погружен, Высокого сана достойный носитель, Приветлив и светел, как ангел, был он. Он вышел, и твердою бодрой стопою Он шел величаво спокойно вперед, Живою его окруживши стеною, Потоком широким стремился народ. Смотрите – се, пастырь-изгнанник пред вами, Святой панагией украшена грудь, Сияя любовью, как будто лучами, Готов он в далекий отправиться путь. Кругом восклицанья, и вздохи, и слезы: «Прощай, наш святитель, наш пастырь родной…» Напрасно суровые слышим угрозы, Напрасно толпу разгоняет конвой. О, дайте взглянуть на страдальца Христова, Пустите поближе к нему подойти, Услышать его заповедное слово И с болью сказать ему наше «прости». Не делайте более тяжким прощанье, Зачем здесь сверкают стальные штыки? Но нет, вас не тронут мольбы и рыданья, Но нет, не понять вам сердечной тоски. Оставьте винтовки, не бойтесь восстанья, Поверьте, ваш узник от вас не уйдет – Не сам ли внушал он всегда послушанье, Не сам ли смиренью учил он народ? Пред вами не злобный преступник мятежный, Не страшный убийца-разбойник, не вор, Смотрите, как часто с молитвой прилежной Он к небу возводит свой праведный взор; Он Господа молит за паству родную, Он молит за всех – и врагов, и друзей, Хотел бы он каждую душу больную

http://pravoslavie.ru/4358.html

Патриарший Местоблюститель, митрополит Крутицкий Пётр. Москва, 22 ноября (5 декабря) 1925 г. Польский M., протопресвитер. Новые мученики российские. Джорданвилль, 1957. Т. 2 Завещательное распоряжение Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра [Полянского] о передаче высшей церковной власти в Православной Русской Церкви, в случае невозможности Ему дальнейшего возглавления Церкви В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам отправлять Мне обязанности Патриаршего Местоблюстителя временно поручаю исполнение таковых обязанностей Высокопреосвященнейшему Сергию [Страгородскому], митрополиту Нижегородскому. Если же сему митрополиту не представится возможности осуществить это, то во временное исполнение обязанностей Патриаршего Местоблюстителя вступит Высокопреосвященнейший Михаил [Ермаков], Экзарх Украины или Высокопреосвященнейший Иосиф [Петровых], архиепископ Ростовский, если митрополит Михаил лишён будет возможности выполнить это моё распоряжение. Возношение за богослужением Моего имени, как Патриаршего Местоблюстителя, остаётся обязательным. Временное управление Московской епархией поручаю Совету Преосвященных московских викариев, а именно: под председательством епископа Дмитровского Серафима [Звездинского], епископу Серпуховскому Алексию [Готовцеву], епископу Клинскому Гавриилу [Красновскому] и епископу Бронницкому Иоанну [Василевскому]. 23 ноября (6 декабря) 1925 г. г. Москва. Патриарший Местоблюститель, митрополит Крутицкий, смиренный Пётр. 1. Журнал Московской Патриархии. 1931. 2. Архив составителя 3. Второе письмо митрополита Сергия [Страгородского] к митрополиту Кириллу [Смирнову] (1929) 4. Послание к пастве Тихона [Шарапова], епископа Гомельского от 13(26). 10.1926. Чимбай, Средняя Азия 5. Люперсольский H., протоиерей. Митрополит Сергий – законный, каноничный Заместитель Патриаршего Местоблюстителя. Вятка, 1928 6. Жизнеописание Тихона, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси: Рукопись Письмо Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] на имя управляющего Московской епархией, с уведомлением о вступлении его (митрополита) в исполнение обязанностей Заместителя Патриаршего Местоблюстителя

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010