«Какого заимодавца можешь найти вернее Бога, знающего и то, чего еще не было? Итак, возложи на Него счет забытых тобою прегрешений и скажи ему: «Владыко, поскольку и забыть свои согрешения есть грех, то я во всем согрешил Тебе Единому Сердцеведцу. Ты и прости меня за все по Твоему человеколюбию, ибо там-то и проявляется великолепие славы Твоей, когда Ты не воздаешь грешникам по грехам им, ибо Ты препрославлен во веки. Аминь”». Причащение святых тайн тела и крови Христовых Значение Таинства «Если не будете есть плоти Сына человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин.6:53 ) «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь во Мне пребывает и Я в нем» ( Ин.6:56 ) Этими словами Господь указал на совершенную необходимость для всех христиан участия в Таинстве Евхаристии. Самое Таинство было установлено Господом на Тайной Вечери. «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:26-28 ). Как учит Святая Церковь , христианин, принимая Святое Причастие, таинственно соединяется со Христом, ибо в каждой частице раздробленного агнца содержится весь Христос. Неизмеримо значение Таинства Евхаристии, постижение которого превосходит возможности нашего разума. Это Таинство зажигает в нас Христову любовь, возносит к Богу сердце, зарождает в нем добродетели, сдерживает нападение на нас темной силы, дарует силу против искушений, оживляет душу и тело, исцеляет их, дает им силу, возвращает добродетели – восстанавливает в нас ту чистоту души, которая была у первородного Адама до грехопадения. В размышлениях о Божественной литургии епископа Серафима Звездинского имеется описание видения одного старца-подвижника, ярко характеризующее значение для христианина Причащения Святых Тайн. Подвижник видел «огненное море, волны вздымались и бурлили, представляя из себя страшное зрелище. На противоположном берегу стоял прекрасный сад. Оттуда доносилось пение птиц, неслось благоухание цветов.

http://azbyka.ru/poyasneniya-k-tainstvam...

Тем же христианам, которым почему-либо не будет возможности принять участие в Таинстве елеосвящения, нужно помнить указания старцев Варсонофия и Иоанна, которые даны были ученику на вопрос «Забвение уничтожает памятование многих согрешений — что мне делать?» Преподобные отвечали: «Какого заимодавца можешь найти вернее Бога, знающего и то, чего еще не было? Итак, возложи на Него счет забытых тобою прегрешений и скажи Ему: " Владыко, поскольку и забыть свои согрешения есть грех, то я во всем согрешил Тебе, Единому Сердцеведу. Ты и прости меня за все по Твоему человеколюбию, ибо там-то и проявляется великолепие славы Твоей, когда Ты не воздаешь грешникам по грехам, ибо Ты препрославлен во веки. Аминь " ».  ПРИЧАЩЕНИЕ СВЯТЫХ ТАИН -ТЕЛА И КРОВИ ХРИСТОВЫХ Глава 28 ЗНАЧЕНИЕ ТАИНСТВА Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ин. 6, 53 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает и Я в нем. Ин. 6, 56 Этими словами Господь указал на совершенную необходимость для всех христиан участия в Таинстве Евхаристии. Самое Таинство было установлено Господом на Тайной вечере. «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте от нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28). Как учит Святая Церковь, христианин, принимая Святое Причастие, таинственно соединяется со Христом, ибо в каждой частице раздробленного агнца содержится весь Христос. Неизмеримо значение Таинства Евхаристии, постижение которого превосходит наш разум. Оно зажигает в нас Христову любовь, возносит к Богу сердце, зарождает в нем добродетели, сдерживает нападение на нас темной силы, дарует силу против искушений, оживляет душу и тело, исцеляет их, дает им силу, возвращает добродетели — восстанавливает в нас ту чистоту души, которая была у первородного Адама до грехопадения. В размышлениях о Божественной литургии еп. Серафима Звездинского имеется описание видения одного старца-подвижника, ярко характеризующее значение для христианина причащения Святых Таин. Подвижник видел: «Огненное море, волны вздымались и бурлили, представляя из себя страшное зрелище. На противоположном берегу стоял прекрасный сад. Оттуда доносилось пение птиц, неслось благоухание цветов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1873...

В 1962 году в ответ на очередной запрос получили из омского ЗАГСа свидетельство: «Ваш отец Серафим ( Николай Иванович Звездинский) скончался от приступа грудной жабы 13 июля 1943 года, смерть зарегистрирована в Загсе гор. Омска 6 декабря 1946 года, актовая запись 687». Через тридцать лет, 7 февраля 1997 года на имя директора музея-заповедника «Дмитровский Кремль» И.В. Кишкина пришла справка из Регионального Управления ФСБ РФ по Тюменской области: «В ответ на Ваше заявление в адрес РУФСБ РФ по Тюменской области за 587–80–13 от 14.01.97 г. сообщаем следующее: Звездинский Николай (Серафим) Иванович, 1871 года рождения, русский, гражданин СССР, уроженец г. Москвы, проживал в г. Ишиме Тюменской области. На момент ареста не работал. Вместе с ним проживала приемная дочь – Патрикеева Анна Сергеевна, 32 года. Арестован 24.06.37 г. органами НКВД. При аресте вещи и ценности не изымались. Обвинялся в том, что «находясь в ссылке и на жительстве в г. Ишиме не прекратил своей контрреволюционной деятельности, вошел в состав к/р группы, возглавляемой духовенством, принимал активное участие в ее работе...». 23.08.37 Тройка УНКВД по Омской области приговорила Звездинского Н.(С.)И. по статье 58 п. 10, 11 УК РСФСР к расстрелу. 26.08.37 г. приговор приведен в исполнение в г. Омске. В материалах архивного уголовного дела данных о месте захоронения нет, однако, документально подтверждено, что массовые захоронения в г. Омске проводились на территории, прилегающей к концу улицы имени 20-летия РККА, которая до настоящего времени не сохранилась, попав в зону застройки. 21 мая 1960 года Патрикеевой А.С. сообщалось о смерти Звездинского С.И. от грудной жабы, смерть зарегистрирована в Центральном ЗАГСе г. Омска 6 декабря 1946 г., актовая запись 687. Данные сведения не соответствуют действительности. Тюменский областной суд Звездинского Н.(С.)И. реабилитировал 15.09.56 г.» 153 . Закрыто последнее «Дело», заведенное на епископа Серафима органами НКВД. Мученической смертью завершилась жизнь святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

Радуйся, даже до смерти Господу послуживый; радуйся, путь мученический добре совершивый. Радуйся, Царствия Божия и правды его проповедниче; радуйся, веры истинныя и благочестия светильниче. Радуйся, достойный Ангелов собеседниче; радуйся, апостолом Христовым сопрестольниче. Радуйся, новомучеников Российских красото и славо; радуйся, отечества нашего освящение и благословение. Радуйся, Серафиме, Церкве Русския похвало и украшение. Кондак 13 О, преславный угодниче Божий, священномучениче Серафиме, скорый помощниче всем с верою к тебе прибегающим! Приими хвалебное пение сие и твоими святыми молитвами в Православии нас утверди, от бед и напастей избави, и научи творити волю Божию, да сподобимся в селениих небесных вкупе с тобою воспевати Христу ангельскую песнь: Аллилуиа. [Сей кондак глаголется трижды.] [Далее повторяем 1е икос и кондак:] Икос 1 Ангелов Творец и всея твари Создатель от юности яви тя подвижника совершенна, священномучениче Серафиме, сильнаго словом и делом и уготова ти подвиг страдальческий, в немже венец мученический стяжал еси. Мы же, прославляюще тя новаго исповедника веры Христовы, со умилением взываем сице: Радуйся, от младенства Богом возлюбленный; радуйся, покровом Царицы Небесныя осененный. Радуйся, путь девства и чистоты избравый; радуйся, старцем Алексием Зосимовским воспитанный. Радуйся, сокровища мира сего ни во чтоже вменивый; радуйся, благое иго Христово на себе восприемый. Радуйся, светом благодати Божия осиянный; радуйся, росою Духа Святаго напоенный. Радуйся, Серафиме, Церкве Русския похвало и украшение. Кондак 1 Избранный от Бога архиерею и исповедниче Христов, в годину безбожия на подвиг стояния за веру Православную призванный и мученическим венцем преславно украшенный, восхваляем тя любовию, священномучениче Серафиме. Ты же, ходатайственно предстоя Престолу Божию, о нас присно молися, с любовию зовущих: Радуйся, Серафиме, Церкве Русския похвало и украшение. Рекомендуем молитвы Среда, 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) Седмица 4-я Великого поста

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

радуйся, покровителю его благодатный. Радуйся, Таин Божиих ревностный совершителю; радуйся, паствы твоея верный хранителю. Радуйся, слова Божия усердный благовестителю; радуйся, расколов и ересей искоренителю. Радуйся, Серафиме, Церкве Русския похвало и украшение. Кондак 7 Хотя волю Божию о тебе открыти, святителю Серафиме, духовный отец твой благослови тя крестом червленым и пророчески воспе песнь церковную, яко, слово истины исправляя, веры ради пострадаеши даже до крове. Ты же, священномучениче, крест сей на персех носив, со всеми новомученики Российскими Христу сораспялся еси, воспевая Ему хвалебную песнь: Аллилуиа. Икос 7 Новый сонм мучеников возсия в Церкви Российстей, егда попущением Божиим лютым безбожником власть предадеся, иже святыя храмы оскверниша, обители иноческия разориша, православныя христианы убиша. Обаче, идеже умножися беззаконие, тамо преизобилова благодать Божия. Еюже и ты, святителю Серафиме, укрепляемь, велия скорби и болезни, страдания и мучения претерпел еси. Темже с любовию восхваляем тя сице: Радуйся, силою Божиею злобу диавольскую победивый; радуйся, евангельскую любовь ко врагом явивый. Радуйся, путь страдания за Господа избравый; радуйся, мучений и смерти не убоявыйся. Радуйся, сущих в темницех и узах утешивый; радуйся, немощных в вере укрепивый. Радуйся, поношения со смирением претерпевый; радуйся, добрым исповеданием венец нетленный стяжавый. Радуйся, Серафиме, Церкве Русския похвало и украшение. Кондак 8 Странствия земнаго течение совершая, пастырь богомудрый явился еси, волков лютых от стада отгоняя. Сии же, злобою распалаеми, на тя восташа и неправедне оклеветаша. Тогда исполнися на тебе глагол Божий, яко вси хотящии благочестно жити о Христе Иисусе гоними будут. Ты же, смиренно страдания от богоборцев претерпевая, воспевал еси Богу ангельскую песнь: Аллилуиа. Икос 8 Всем сердцем Богу предался еси, святителю Серафиме, с кротостию терпя заточение темничное, идеже утешения от Христа Бога нашего сподобился еси. Темже, радостию неизреченною озарився, воззвал еси к Нему: в несении креста спасительнаго, десницею Твоею мне низпосланнаго, укрепи мене, вконец изнемогающаго. Мы же, с любовию тя чтуще, восхваляем сице:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Александр Бутов 12 октября 2016, 23:25 Если это кому-то интересно: Отец Иов (Гумеров): " Слово " йом " в древнееврейском языке всегда означает день, сутки, но никогда не период времени. " В этом вопросе мнение батюшки полностью совпадает с мнением протоиерея Константина Буфеева, опубликовавшего 2 свои книги, посвященные вопросам сотворения мира, в частности, вопросу Шестоднева. Однако это мнение двух уважаемых православных священнослужителей оспаривается уважаемым профессором МДА Алексеем Ильичом Осиповым. В его книге «Путь разума в поисках истины. (Основное богословие)», в сноске на с. 348, сказано: «Еврейское слово «йом» (переведенное на церковно-славянский и русский языки как «день») означает не только день, но и период, эпоху, неопределенный промежуток времени, МОМЕНТ». Это последнее значение явно неслучайно наряду с «периодом», особенно «неопределенным»! В этой же книге на с. 361: «данные шесть «дней» можно рассматривать и как временнЫе периоды, и как ВНЕвременные акты последовательного творения Богом новых видов бытия». " Вот 2 диаметрально противоположных мнения, высказанных известными и уважаемыми в православной среде людьми. И, главное, как мне кажется, нет ничего СТРАШНОГО в том, что их мнения ЯВНО антиномичны, т.е. противоречат другу другу. Александр Бутов 12 октября 2016, 22:45 Анна: " И склоняя голову, прошу помиловать меня, грешную... Хотя да, вроде и не ко мне относится. " Слова об оглашенных относятся именно... к оглашенным. Кому из принявших православное Святое Крещение хочется себя считать таковым - это их право. Вроде, и не прельщение, и не забава - себя таковым считать, находясь в этот момент в храме (а также, если (и кому) угодно, и в остальное время). Вполне справедливо прочувствованное мнение о. Серафима Звездинского по этому вопросу. Архимандрит Амвросий (Юрасов?) излагает, согласно приведенной Сергеем цитате, иное, категоричное и однозначное мнение на этот счет. Почему он столь категоричен, мне неведомо. Лично я до последнего времени именно так и поступал, когда-то давно прочитав о мнении вышеупомянутого батюшки Серафима. Но теперь поступаю, ничтоже сумняшеся, сугубо по-написанному: сказано " оглашенные " , значит " оглашенные " . И баста! Почему? Да по простой причине: я, как и все принявшие Святое Крещение, перестал быть оглашенным. А у кого там больше грехов, у кого их меньше, кто в них с кем-то там сравнялся или еще не успел - лично мне подобные доводы теперь, простите за приземленность, - по-барабану. И все! Лично для себя я этот вопрос закрыл. И более не заморачиваюсь. Других заморочек-опилок в моей грешной голове хватает с избытком, равно как и иных шумилок, вопилок, сопилок... )

http://pravoslavie.ru/97604.html

Епископа Серафима поместили в товарном вагоне. Когда поезд уходил из Ишима, владыка трижды перекрестился и осенил обеими руками по-архиерейски остающихся. «Никто из наших попов не перекрестился, – заметили жители Ишима, – только владыка сам перекрестился трижды и всех нас благословил». Различие это бросилось в глаза, потому что в Ишиме было много обновленцев. На следующий день Анна и Клавдия встретили поезд на железной дороге близ Омского вокзала. «Вот началась моя схима», – успел сказать им владыка. Путники изнемогали от жажды – прошли сутки без питья в июльскую жару. Говорили, что в тюрьме теперь всем остригают волосы, и владыка просил Анну: «Похлопочи, чтобы меня не стригли». Анна побежала хлопотать, и в прокуратуре распорядились: «московского архиерея не стричь»... Стражники выводили арестованное духовенство, сажали в «черный ворон» и везли в тюрьму. Потом из набитой заключенными зловонной тюремной камеры узников отправили на кирпичный завод, превращенный в лагерь. Передачу не брали, справок не давали: «У нас такого нет». Служащие признавались: «Хотя он и здесь, но иначе говорить не приказано. Находится там, куда передачи не допускаются». В Омской тюрьме епископ Серафим пробыл в камере-одиночке девять дней, затем – снова в переполненной камере, где были обновленцы, духовенство, снявшее с себя сан, и уголовники. Владыка страдал от камней в почках, мучился болями. Возле него на пол положили заключенного, избитого уголовниками до полусмерти. Епископ Серафим утешал его, подавал пить, кормил, и бедняга растрогался: «Никто не жалел. А Вы, сам больной, ухаживаете за мною». Владыка отвечал: «Есть душа, которая еще больше меня страдает». В одной из записочек он написал: «Я светел, бодр и радостен. Господь подкрепляет и окрыляет сознанием своей правоты, несмотря на тяжкие условия». 23 августа 1937 года тройка при Управлении НКВД по Омской области приговорила епископа Серафима (Звездинского) к расстрелу. 26 августа 1937 года приговор был приведен в исполнение. И.Г. Менькова

http://fond.ru/kalendar/675/serafim/

Мученик практически никогда не бывает одиночкой… Его всегда окружают люди, в том числе и другие мученики. И не случайно именно многофигурные иконы с глубокой древности являют образ нам мученичества. В окружении мученика оказываются самые разные люди – несчастные маршалы Блюхер и Тухачевский или чекист Михаил Кедров и т. д., люди, которые сами пролили реки крови, сначала участвовали в репрессиях, а потом стали их жертвами. Вот оно, трагическое окружение новомучеников российских, Елизаветы Федоровны, митрополита Серафима (Чичагова), епископа Серафима (Звездинского) и других. Были среди них и священники, дававшие показания против своих собратьев, назвавшие имена многих и послужившие причиной их ареста; то ли они думали, что их за это помилуют, то ли просто не выдержали и сломались… Святыми их назвать нельзя, но разве они не такие же жертвы режима, как и все остальные? И потом, нельзя забывать о том, что в других условиях эти люди, тогда пошедшие на сотрудничество с режимом, были бы праведниками… “Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться…” Пораженный лютой проказой праведный Иов в ответ на слова своей жены, которая предлагает ему похулить Бога и умереть, произносит следующую фразу: “Ты говоришь, как одна из безумных; неужели мы доброе будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?” (Иов 2: 9 –10). Это значит, что и зло от Бога? И вообще, откуда в мире зло, в противостоянии которому мученики становятся святыми? Если Бог всеблаг и любит нас, то как же Он допускает это зло? Нередко нам кажется, что Бог наказывает. Есть даже присловие: “Бог наказал”. Но Бог ведь не безжалостный демон, чтобы так ужасно наказывать, чтобы наказывать страшными болезнями детей за грехи их родителей, чтобы наказывать убивая, чтобы наказывать человечество войнами, тысячами и миллионами смертей. Если Бог не безжалостный демон, то как тогда Он все это допускает? Неужели может Он нас так жестоко наказывать или просто взирать на жизнь lf l’alto soglio, то есть с “высокого престола Своего”, как говорит Торквато Тассо в самом начале своей поэмы, терпеливо и равнодушно. И спокойно терпеть все то, что происходит в мире вокруг нас. Терпеть 11 сентября, чуть ли не ежедневные взрывы в Израиле и другие ужасы. Или Он ведет Себя так, как делает иногда это строгий учитель? Нет, это тоже невозможно! Если Бог безжалостен, то, действительно, права жена Иова, когда советует ему похулить Бога и умереть. Как тут не вспомнить Вольтера. “Как мог Бог создать эту страшную клоаку несчастий и преступлений? Предполагается, – говорит Вольтер, – что Бог могуществен, справедлив и благ, мы же видим со всех сторон безумие, несправедливость и злобу. Поэтому люди предпочитают отрицание Бога тому, чтобы Его проклинать”. При этом сам Вольтер в Бога верил, хотя и говорил, что предпочитает верить в Бога не всемогущего и пусть ограниченного в Своих возможностях, но благого.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Приезжаю из Владикавказа домой, иду к директору завода с заявлением об увольнении. Фабрика была хорошая, процветающая. «Будешь, — говорит, — проситься назад – не возьму. Куда увольняешься?» — «Просто по собственному желанию. Уезжаю в епархию». — «Ты, что, попом будешь?» — «Как Господь благословит». Он подписал заявление и спрашивает: «А родители знают?» Смеюсь: «Так совершеннолетний уже, двадцать первый год». Как митрополит Гедеон молитвой остановил путч Был я сторожем на подворье, иподиаконом при владыке Гедеоне, и он же меня благословил поступать в семинарию. Девятнадцатого августа вечером должно было состояться собеседование. Как известно, 19 августа 1991 года в Москве был путч. Все мы, абитуриенты, стояли в соборе на коленях, во главе с нашим митрополитом, а он молился об умирении России. Владыка Гедеон был уверен: прежние времена не вернутся. Нас очень впечатлила эта сила веры архипастыря. Я жил в маленьком мире, а потому был уверен, что все закончилось по его молитвам: путчисты сами сдались, хотя у них были армия и власть. Семинария: самый трудный период Мы сдали экзамены, нас зачислили, и пошла обычная семинарская жизнь   : занятия – послушания – молитва. Было трудно. В семинарии я впервые столкнулся с проблемой: надо делать не то, что ты хочешь, и не так, как хочешь. Твое личное время тебе не принадлежит. А я привык быть до безобразия свободным. Периодически нарушал дисциплину, за что получал положенные вразумления. Ну, и в итоге понял, что полезней смириться. «Хочу быть Иегудиилом» Когда учился на третьем курсе, владыка позвал меня в числе трех студентов, желающих принять монашеский постриг. Разговор о монашеской жизни владыка Гедеон как то неожиданно закончил вопросом о том, какие бы мы хотели иметь имена при постриге. Я в то время был под впечатлением из книги архиепископа Серафима (Звездинского) о том, что покровителем монахов в ангельском мире является архангел Иегудиил. Говорю: «Хочу быть Иегудиилом». Владыка на меня смотрит: «Кем-кем?» — была у него такая присказка: «Вот, больной мальчик».

http://pravmir.ru/igumen-andrej-moroz-pa...

И вот по своему детству я помню: кто читал молитвы утренние, вечерние? – бабушка; кто учил всему такому? – бабушка. То есть дед ее вымолил и к Богу привел. В 1927 году дед с семьей перебрался в Кратово, в Подмосковье, построил там дом, который, кстати, до сих пор стоит. Там мои родители и познакомились. – Как же это произошло? – Познакомились они по молитвам владыки Серафима (Звездинского) 76 , бывшего маминым духовником. Поскольку бабушка была очень грозная, а мама моя – очень нежная, то она, в общем-то, дома страдала. Дед смягчал, как мог, обстановку. Но все-таки мама как-то сказала владыке Серафиму: «Я люблю детей, и мне очень трудно с мамой». Он ответил: «Давай молиться». И через какое-то время на горизонте появился Константин. Произошло это так: папины добрые знакомые сняли дачу в Кратове как раз напротив дома Максимовых – семьи моей мамы. Сначала мамин брат Арсений, а потом и сама Ирина с сестрой Ясей познакомились с новыми соседями (правда, девушкам разрешили их навещать лишь после того, как Анна Александровна убедилась, что люди по соседству поселились порядочные). Ирина, моя будущая мама, очень понравилась хозяйке. Та решила: Костя пропадает, и Ирина пропадает,– и нашла способ их познакомить. Однажды она попросила Ирину помочь ей – испечь пирог и принести, когда гости соберутся. Вот таким хитрым способом она заставила ее прийти в нужное время в нужное место. Так моя мама с папой познакомились, это был 1930 год, но сначала это знакомство ни к чему не привело. В 1932 году маминого папу, Владимира Николаевича, арестовали вместе с девятнадцатилетним сыном Арсением за связь с «непоминающими» 77 , в частности с владыкой Серафимом (Звездинским) . Дедушке дали три года лагерей, в 1933 году досрочно освободили по состоянию здоровья, но запретили жить вблизи Москвы. Однако он нелегально приезжал в Кратово (где и умер в 1942 году). В 1933 году мама с папой поженились. – Ваше детство пришлось на время Великой Отечественной войны? – Да. Когда родители поженились, папе было тридцать шесть – тридцать семь лет, маме тридцать шесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010