Иконостас собора св.Николая выполнен ярославскими мастерами В подземном храме – святые мощи основателя обители преподобного Мефодия и почитаемого блаженного монаха Ионы. Послушник Виталий рассказал, что чудеса по молитвам к святым совершаются и в наши дни. Вообще, за века истории монастырь переживал и времена расцвета, и годы оскудения – так что рассказывать о его насельниках можно очень долго. Рассказ о святынях обители На сводах – росписи с ликами новомучеников. Многие из братий монастыря взошли на свою Голгофу в 1930-х годах – кто-то уже канонизирован, кто-то еще нет. Некоторые образы еще не подписаны – братия обители надеются на скорое прославление. Преподобномученик Трапеза состоялась прямо в трапезном Сретенском храме. По древнему обычаю – лавки и столы через весь храм. Сверху росписи, спереди иконостас. Наливаем суп, накладываем рыбу, едим. Иконостас Сретенского храма Перед трапезой В этом храме, наверное, самом большом в монастыре – особенно интересные росписи и иконостас, восстановленный по старым фотографиям. Роспись «Сотворение мира» За монастырем, как оказалось, находится зоопарк, где живут лисы, волки, олени, многочисленные птицы и очаровательный верблюд. В монастырском зоопарке А еще за территорией обители можно купить продукты с ее подсобного хозяйства – творог, сметану, хлеб… Вывеска монастырского магазина Город Дмитров оставляет и сейчас грустное впечатление. Старый город не отделен от нового, а раздавлен им, так что древние валы и храмы теряются между стандартными пятиэтажками и торговыми центрами. В центре Дмитрова Даже небольшие дома стоят кое-как, хаотично и без соответствия друг с другом. Но великолепный древний Успенский собор действует: резной иконостас, древние иконы, росписи. Успенский собор Дмитрова Иконостас Успенского собора У входа в собор – памятник святому Дмитровскому епископу Серафиму Звездинскому – подвижнику и новомученику. Памятник свщмч. Серафиму, епископу Дмитровскому Недалеко от собора – Борисоглебский монастырь. Там тоже всё как «с иголочки», чисто и прибрано, аккуратные корпуса вокруг собора, братия поет утреню.

http://pravmir.ru/palomnichestvo-u-doma-...

Радуйся, совета благочестиваго отца твоего послушавый; радуйся, путь служения Церкви избравый. Радуйся, Серафиме, Церкве Русския похвало и украшение. Кондак 3 Сила Вышняго осени тя, богомудре, к разумению божественных писаний. Ты же, благодатию Божиею укрепляемь, в учении книжнем пребывал еси и душу твою водами благочестия и мудрости напоил еси, воспевая Триипостасному Богу благодарственную песнь: Аллилуиа. Икос 3 Имея в сердце твоем, отче всеблаженне, упование на всесильную помощь Божию и заступничество преподобнаго Серафима, тому воззвал еси, егда недуг смертный порази тя. Господь же молитвами Саровскаго чудотворца здравие ти подаде. Мы же, таковому промышлению Божию радующеся, вопием ти сице: Радуйся, книжную премудрость возлюбивый; радуйся, плоды учения Христова вкусивый. Радуйся, преподобным Серафимом от болезни чудесно исцеленный; радуйся, ко иноческому житию им направленный. Радуйся, очи сердечная светом евангельским просветивый; радуйся, в сердце твоем образ Христа непрестанно носивый. Радуйся, на апостольское служение Богом призванный; радуйся, на жатву духовную Им посланный. Радуйся, Серафиме, Церкве Русския похвало и украшение. Кондак 4 Бури страстей мира многомятежнаго хотя избегнути, святче Божий, предал еси себе в послушание духовному отцу, иже, провидев твое призвание, благослови тя путем иноческим шествовати. Имя же преподобнаго Серафима в постризе прием, радостию велиею возрадовался еси и чрез все житие потщался еси тому подражати, воспевая хвалебную песнь Богу: Аллилуиа. Икос 4 Слышавше ближнии и знаемии, яко сподобился еси, богомудре, восприяти чин священнический, возрадовашася, ведуще тя, благочестием и разумом исполнена. Ты бо, подвигом добрым подвизався, сердца верных светом евангельским просветил еси и в вере Православней утвердил еси. Сего ради по достоянию восхваляем тя сице: Радуйся, в послушание духовному отцу себе предавый; радуйся, иноческому деланию им наученный. Радуйся, имя Саровскаго чудотворца достойно носивый; радуйся, во иноческих трудех и подвизех ему подражавый.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Россия обогатила ее, одарила высокодуховными отношениями с людьми, чьи имена сегодня, почти век спустя, мы произносим с внутренним трепетом. Многие из них вошли в сонм святых новомучеников и исповедников Церкви Русской. Теплая дружба с Великой матушкой (так называли во всей Москве преподобномученицу Елисавету Феодоровну), судьбоносные встречи с преподобными Алексием Зосимовским, Гавриилом Седмиезерским, Анатолием Оптинским, с наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Товией – все это помогало молодой игумении укрепляться в монашеской жизни, стержнем которой по Промыслу Божию стали созидательные труды. Особой строкой в эту жизнь, а затем в житие вписаны имена наместника Чудова монастыря в Кремле епископа Арсения (Жадановского) и его духовного собрата архимандрита Серафима (Звездинского), впоследствии – епископа Дмитровского, которым матушка Фамарь в годы гонений дала приют в основанном ею Серафимо-Знаменском скиту. (Об этом на портале «Монастырский вестник» сообщалось в публикациях «Под сенью скитской благодати», «Человек, пришедший к нам от Бога»). Из книги священномученика Арсения (Жадановского) «Воспоминания», который в 1915 совершил постриг игумении Ювеналии в великую схиму с именем Фамарь, а через 21 год отпевал ее, измученную ссылкой, мы узнаем, как основывался этот скит, сегодня по праву считающийся жемчужиной православного Подмосковья. В мыслях боголюбивой матушки было совсем другое: поселиться в Царском скиту Серафимо-Понетаевского монастыря недалеко от Сарова. Даже явственно слышанный ею глас от Царицы Небесной (не раз повторявшийся возле иконы Знамения): «Нет, ты здесь не останешься, а устраивай сама скит не только себе, но и другим» она посчитала вначале простым искушением. Но опытный духовник, Зосимовский затворник Алексий, к коему игумения Ювеналия приехала за советом, воспротивился ее желанию удалиться на покой. Он благословил московскую гостью устроить скит где-либо в лесу. Это его благословение разбило ее заветную мечту, взлелеянную годами – жить и спасаться вблизи преподобного батюшки Серафима. Однако выражение воли Божией она поняла и приняла.

http://pravoslavie.ru/113931.html

На Россию идет полчище. А эта икона ее спасет». Было около четырех часов утра. Монахиня стала искать в сборнике чудотворных икон явившийся ей образ. И нашла. Это была Себежская икона. По благословению игумении Сергии (Конковой) был начат сбор средств. В 2016 и в 2017 годах были написаны две иконы, одна из которых, меньшего размера, находится в келье матушки Иунии в Дивеево и участвует в крестных ходах. Другая, большого размера, в рост человека, помещена в Благовещенский собор на Святой канавке Царицы Небесной, в придел Явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому. Эта икона была написана в Сергиевом Посаде с молитвою о России и о Дивеево, по благословению схиархимандрита Илия (Ноздрева). В мае 2017 года, перед написанием иконы, я была с ее эскизом у отца Серафима – Алексея Петровича Арцыбушева (1919–2017), исповедника веры, пострадавшего в советских лагерях, художника и писателя, потомка двух царственных родов – Рюриковичей и черногорских царей Петровичей. Его жизненный путь начался у стен Дивеевского монастыря, где благодетелями были его дед и родители и где он сам семилетним отроком получил благословение на монашество у священномученика Серафима (Звездинского), расстрелянного в 1937 году. Алексей Петрович хорошо помнил – Бог дал ему добрую и внимательную память – блаженную Марию Дивеевскую и дивеевских молитвенниц схимонахиню Маргариту (Лахтионову), схимонахиню Анатолию (Якубович) и монахиню Серафиму (Булгакову), от которой он получил икону «Умиление» Серафимо-Дивеевскую дивеевского письма. Помнил он и старую, идущую как бы в живом зеленом туннеле из деревьев, песчаную тропинку – Канавку Царицы Небесной, где владыка Серафим однажды видел идущую по ней Богоматерь. Незадолго до своей тихой и поистине христианской кончины 7 сентября 2017 года отец Серафим говорил, что, конечно, Себежская икона должна быть в Дивеево и должна быть там написана. Мы прочли Параклис Божией Матери, как всегда читали, когда встречались в течение девяти лет. Алексею Петровичу шел девяносто восьмой год, но он был молодой монах.

http://pravoslavie.ru/117807.html

Еще студентом, будучи на каникулах с товарищем, знавшим чудовского архимандрита Арсения, и с сестрой Анной, Николай Звездинский зашел в Чудов. Настоятель благословил их образочками Иоанна Предтечи. " Сын отца Иоанна Звездинского... — сказал отец Арсений. — Слышал, слышал о батюшке Иоанне. Очень рад... " — И облобызал Николая. Тогда же молодежь посетила и отца Герасима, почитавшегося чудовцами за прозорливого. Николай часто потом хаживал к старцу Герасиму, теплому молитвеннику и любвеобильному утешителю. Однажды отец Герасим взял с собою его к своим духовным детям. " Я привез вам чудовского архимандрита... Это наш будущий архимандрит " , — так отрекомандовал старец чадам своим своего спутника. Пророческие слова сбылись в точности; тогда же казались дивными. Пострижение еще более приблизило Серафима к чудовской обители. Посещая Москву, инок теперь уже не миновал Чудов. Инок Серафим оставался в монашестве без священного сана меньше месяца: в день иконы Казанской Божией Матери 1908 г., в академическом храме ректор, преосвященный Евдоким, посвятил его во иеродиакона. Но и в диаконском сане он долго не был — от осеннего праздника Казанской Божией Матери до летнего, то есть 8-го июля, когда совершилось его посвящение во иеромонахи. Вскоре, по окончании академического курса, он получил назначение, какого и сам не ожидал: преподавателем по церковной истории в Вифанскую семинарию, что близ Москвы и Лавры. Здесь он, ранним утром, шел совершать Божественную литургию в Ви-фанский храм, затем — в семинарию. Воспитанники видели его светлым, тихим, благодатным. Вспоминали потом, будучи сами священниками, какое глубокое впечатление производил он на них. " Я молился за каждого своего ученика, — говорил владыка. — Вынимал за каждого частицу на проскомидии и это, видимо, чувствовали они своими душами " . Вспоминал владыка, как на праздник Иоанна Богослова (это престольный праздник в Вифании), приезжал митрополит Владимир служить литургию. Какое было чудное могучее пение, какой подъем молитвенный царил и какое было у всех торжество на душе. В одно из таких богослужений за запри-частным стихом иеромонах Серафим в при-

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=119...

С приближающимся всех праздником Покрова Пресвятой Богородицы! Александр 12 октября 2016, 22:34 Интересно, то есть буквальное толкование дней творения теперь считается единственно верным? И другие мнения теперь как бы вне Закона? (мнение блаж. Августина например) Владимир 12 октября 2016, 14:42 Впервые прочитал о появлении новой книги составителя о. Иова (Гумерова) с сыновьями " Закон Божий " . Первыми моими шагами в царство христианства были книги о.Меня " Сын человеческий " , " Законъ Бoжiй " протоиерия Серафима Слободского Слободского изд. 1991 г., к которой и сейчас продолжаю часто обращаться. Последнее мое приобретение - " Закон Божий " священника Даниила Сысоева изд. 2014 г. По-моему, весьма глубокий труд с обстоятельным обоснованием его появления через 50 лет после труда о. Слободского. Решил приобрести, раз Издательский Совет родной Православной Церкви рекомендует. Мирянин Владимир. Сергей 12 октября 2016, 13:20 Архимандрит Амвросий отвечает на подобный вопрос так: " Это обращение [оглашенные, главы Господу приклоните] к оглашенным, т.е. некрещеным, но собирающимся принять крещение, но головы должны преклонять все: и крещеные, и некрещеные. Ведь и мы с вами, хоть и приняли крещение, сравнялись с оглашенными своими грехами. Мы недостойны входить в храм Божий, где уж нам браться рассуждать - поклониться или не поклониться Господу нашему Иисусу Христу. Должны смиряться и с оглашенными стоять, склонив голову. У них внутри горячее желание стать православными христианами - " верными " , у нас же ничего, кроме грехов и нечистоты нет. " В конце же литургии, со словами " оглашенные изыдите " все некрещеные должны выходить из храма. Елена 11 октября 2016, 14:17 На возгласе: «Оглашенные, главы ваши Господеви приклоните!» склоняю голову, у Серафима Звездинского в толковании на Литургию сказано, что можно склоняться с памятью о своём времени " оглашенности " , а также за своих близких, которые на данный момент являются " оглашенными " , молясь о них сердечно. Так и делаю. Раз за спиной услышала сердитый голос: " вот что кланяются? Все оглашенные что ли? "

http://pravoslavie.ru/97604.html

За всенощным бдением в день открытия святых мощей Преподобного над его гробом читал канон сам отец Иоанн, утешая Государя, его семейство и тепло молящийся народ не только трогательными словами, но и задушевной красотой голоса. «Я стоял всенощное бдение у самой раки, позади Государыни, – вспоминал Владыка, – и когда она пожелала приложиться к мощам, то, обращаясь ко мне, сказала: «Возьмите стюль». Так я оказался пажом и слугой Императрицы, исполнив ее повеление». Торжества завершились парадным обедом. Государь, об­ ходя праздничный стол, подошел к отцу Иоанну Звездинскому и наградил его за службу Серафиму Саровскому наперсным крестом, украшенным бриллиантами, и собственноручно подписанной иконой Преподобного, молящегося на камне. После открытия святых мощей отец Иоанн увидел наяву преподобного Серафима; подробности и смысл явления не раз­ гласил, но со слезами говорил сыновьям: «Вы так уже не поживете, как я живу. Нет. Вам так не пожить...» Он очень изменился: рыдал, и вся грудь была мокрой от обильных слез. Много слез пролил он и в последующей жизни в молитвах к Преподобному. Ревнители древнего благочестия косо смотрели на участие их единоверческого пастыря в прославлении Серафима Саровского , обличителя старообрядческого раскола, но уважение, доверие и почтение к отцу Иоанну превозмогли, и они не воспрепятствовали ему внести образ преподобного Серафима в единоверческий храм. Отец Иоанн издал много трудов, которые печатались в единоверческой типографии, принадлежавшей Троицко-Введенской общине. Он собрал и издал древние Прологи: совсем забытые поучения и редкие, никому не известные, старинные сочинения – получились огромные книги в дорогих переплетах с золотым тиснением. Невиданные по объему издания приводили в восторг, вызывали удивление. Саблер пожелал, чтобы единоверцы поднесли свое произведение лично Государю. В назначенный день во дворце в Царском Селе их угостили завтраком и вскоре пригласили к царю. С низким поклоном единоверцы поднесли ему издание. – Вот какой вы испекли пирожок, отец протоиерей, – ласково сказал Государь отцу Иоанну и, обращаясь ко всем, добавил: – Благодарю вас за труды.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

Начиная с 1922 года, как уже упоминал, началось великое паломничество в Дивеев. Этому сильно способствовало послабление Церкви при нэпе, и люди со всех концов России хлынули к оставшимся святыням. Много архиереев, живших в это время в Москве по вызовам ГПУ, спешили побывать в Сарове и Дивееве, испросить там заступничества преподобного Серафима. Некоторые архиереи, особенно из близлежащих городов, побывали в Дивееве по нескольку раз. Почти в каждый наш приезд на неделю и больше мы сподоблялись чудесных архиерейских богослужений, а иногда их было и два, и три. Часто можно было видеть митрополита Сергия Нижегородского и епископа Зиновия Тамбовского. Видели мы там и Филиппа Звенигородского, и Серафима (Звездинского) , и многих других. А духовенству – не было счету. Чувствовала Русь православная, что надвигаются страшные времена и как бы спешила побывать в святых местах. Но самое поразительное явление той поры – паломничества молодежных братств, так что наше братство не было исключением. В Дивееве мы перезнакомились и с киевским молодежным братством во главе с его руководителем о. Анатолием Жураковским , и с нижегородским, и с другими. Притекли молодые паломники воспеть славу батюшке Серафиму, матушке Александре, воспеть великую славу Четвертому уделу Царицы Небесной, этому земному отображению Небесного Иерусалима, пришли не в старости, убедившись в тщетности всех земных ценностей, а в расцвете своих молодых сил, чтобы поклониться до земли богоносцам. Среди паломников немало было таких, кто хотел бы избрать монашеский путь, если благословит Царица Небесная, – кому среди сестер обители, а кому быть монахами и монахинями в миру. В основном все это была студенческая молодежь, невиданная раньше среди паломников, полная смирения, любви к Господу и к ближним своим – братьям и сестрам. «Неужели, – удивлялись насельницы обители, – кроме вас и эти юные мальчики пришли сюда ради любви к Господу и Его монашескому миру?» Да, можно было бы ответить теперь! Один из них, Вася Потапов, был истинным монахом в миру, не женился, потом стал доцентом авиационного института в Москве и умер 30-ти лет в Туркестане, завещав похоронить его со священником, на удивление всем-своим студентам. Другой Вася, Степыкин, был сослан в концлагерь как член нашего братства и умер в лагере.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

В домике Мантурова Самое главное в моей жизни — родители и место рождения. Родился я в Дивееве в 1919 году. Мой дед по отцовской линии, Петр Михайлович Арцыбушев, нотариус Его Величества, в 1912 году большую сумму пожертвовал на обитель, и ему были переданы в пользование земля и домик, раньше принадлежавшие Михаилу Васильевичу Мантурову. К мантуровскому домику дедушка пристроил огромный дом в двенадцать комнат и со всей семьей покинул Петербург, перебравшись в Дивеево. Арцыбушевы принадлежали к высшему петербургскому обществу, но были «белыми воронами». Про них говорили: «Все на бал, а Арцыбушевы в церковь». Моя мама, Татьяна Александровна Арцыбушева, урожденная Хвостова, дочь министра юстиции и внутренних дел Александра Алексеевича Хвостова, осталась вдовой в двадцать четыре года с двумя младенцами на руках — мной и старшим братом Серафимом. Папа скончался от скоротечной чахотки в 1921 году. Его последними словами был наказ моей матери: «Держи детей ближе к Церкви и добру». Мое детство прошло в мантуровском доме, где я жил с мамой, братом, дедушкой и бабушкой — чистокровной черногоркой, от которой мне досталась лишь четверть горячей черногорской крови, но и ее было достаточно!.. После смерти отца мама приняла тайный постриг с именем Таисия. О том, что мама монахиня, я узнал, уже будучи взрослым, из записок, которые мама написала по моей просьбе («Записки монахини Таисии»). С детства у меня осталась уверенность, что преподобный Серафим присутствовал в нашем доме. К нему обращались в любых случаях — пропали у бабушки очки, не может объягниться коза: «Преподобный Серафим, помоги!» На моей памяти закрывали Саров, разгоняли дивеевских сестер. В нашем доме принимали нищих и странников, останавливалось духовенство. Многие из них были потом расстреляны… Хорошо помню владыку Серафима Звездинского. Когда мне исполнилось семь лет, он облачил меня в стихарь, и я стал его посошником. Воспитывали нас так, будто завтра коммунизм исчезнет и все вернется на свое место. Мы были полностью исключены из жизни общества. В школу не ходили, при доме жили наши учительницы, сменяя друг друга, — все почему-то были Аннами. Семья жила по монастырским правилам. Нас учили церковнославянскому языку, читали Библию, жития святых и бесчисленные акафисты, которые бабушка заставляла нас читать в виде наказания, а мы с братом ковырялись в носу и думали: «Когда же это кончится?..» Все «радуйся» вызывали в нас невероятную скорбь. Мама очень боролась с бабушкой, своей свекровью, против ее методов воспитания. «Мама, вы сделаете из них атеистов!» — говорила она. Слава Богу, этого не случилось, хотя и могло быть, если бы не мама.

http://pravmir.ru/dialog-pod-chasami-ale...

В конце 1936 года епископ Серафим хотел принять великую схиму, но постриг устроить было трудно. В Ишиме Анна заболела тропической малярией. Три дня была без сознания, температура — выше сорока. Врач сказал, что такая форма малярии смертельна, но когда владыка причастил Святых Христовых Тайн, температура стала нормальной, и больше не повышалась. Только тогда ей сказали, что ее считали безнадежною. С Рождества 1937 года в Москве начались массовые аресты духовенства… 14 апреля 1937 года арестовали архиепископа Арсения (Жадановского). Всю зиму владыка Серафим каждое воскресенье, произнося отпуст, добавлял:«Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш… помилует и спасет нас. Слышишь: не только помилует, но и спасет, непременно помилует, непременно спасет». Еще осенью хозяина вызвали в НКВД и обязали немедленно сообщить, если он заметит, у владыки какие–либо приготовления к отъезду. Последнее время какие–то лица следили за каждым шагом ссыльных. 23 июня, в день памяти святителя Иоанна Тобольского, покровителя Сибири, владыка после службы и чая вышел в садик; возвращаясь, пропел дома»Вечную память». После всенощной беспокоился о детях хозяина, чтобы голодные не легли спать, — хозяин был пьян. Окончив вечерние молитвы, владыка ушел к себе. В это время через палисадник в дом вошли работники ГПУ. Начался обыск, проверили все и увезли владыку в 5 часов утра 24 июня 1937 года. С ишимской тюрьмы начался последний этап земной жизни владыки Серафима. В ночь с 23 на 24 июня 1937 года в Ишиме арестовали 75 человек, имевших или ранее носивших духовный сан. Владыка был еле жив, вновь начались сердечные приступы, добавилось кишечное заболевание, температура 40. В ответ на передачи писал дрожащей рукой, прося помощи, но тюремные стражи говорили, что температура не избавляет от этапа. 23 августа 1937 года»тройка»при Управлении НКВД по Омской области приговорила епископа Серафима (Звездинского) к расстрелу, мотивируя свой приговор тем, что он»не прекратил своей контрреволюционной деятельности»и в Ишиме среди верующих»слыл за святого человека».

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010