В сквере рядом с Борисоглебским монастырём, где располагалось управление ДмитЛага, находится памятник заключённым, строившим канал. Пассажирские теплоходы здесь не останавливаются. Святые [ править править код ] Епископ Серафим Звездинский Священномученик Серафим Звездинский С января 1920 по конец 1922 г. епископом Дмитровским служил Серафим Звездинский. Святой происходил из династии раскольников Бонифатьевых. Фамилия Звездинский была дана его отцу Иоанну Гавриловичу, когда он присоединился к православной единоверческой церкви. Присоединившись к православию, Иоанн стал одним из наиболее авторитетных священников этой церкви, спасавшим силой проповеди и примера многих заблудших из раскола. Именно Иоанну Звездинскому было поручено составить стихиры, канон, тропарь и кондак прп. Серафиму Саровскому к его прославлению, состоявшемуся в 1903 г. Сам прп. Серафим избрал такого творца молитв себе, излечив в январе 1902 г. его сына Николая от смертельной болезни. (Игумен Саровской пустыни Иерофей подарил портрет еще не прославленного старца скорбящему отцу, и после молитв старцу, мальчик в одну ночь излечился.) После прославления преподобный явился отцу Иоанну и, видимо, приоткрыл грящущую трагедию России, отчего батюшка постоянно плакал и говорил сыновьям: «Вы так уже не поживете, как я живу». Николай Иоаннович пошел по стопам отца, только дальше. Его духовным отцом был прп. Алексий Зосимовский . После окончания Московской духовной академии старец благословил его на монашество, что в то время было уже не популярно. Был пострижен в 1908 г. с именем Серафима. В 1914 г. стал архимандритом Чудовского монастыря в Московском Кремле и истово служил на этой должности до 1918 года, когда большевики закрыли Кремль для народа. Три года, проведенные владыкой Серафимом в Дмитрове, стали для его жителей праздником во время чумы. По свидетельству его учеников епископ зажигал все сердца своей молитвой и самых нераскаянных грешников приводил к покаянию, заблудших – в лоно Церкви. Когда он служил, храмы были полны, стояла очередь скорбящих и у его дома. Служил владыка в Успенском соборе, приходских храмах, Борисоглебском, Спасо-Влахернском и других монастырях.

http://azbyka.ru/palomnik/Дмитров

Николай Иванович Звездинский родился в 1883 году в единоверческой семье. Его отец служил священником в Москве и был благочинным единоверческих храмов, то есть приходов, где совершали богослужение по старому обряду, но сохраняли единство с Российской православной церковью. Николай, следуя примеру отца, пошел по духовной стезе. Он закончил Московскую духовную семинарию, а затем академию. В 1908 году принял иноческий постриг с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского, которого очень почитал с юных лет. В 1914 году Серафим стал архимандритом, помощником наместника Чудова монастыря в Московском кремле. В 1920 году архимандрит Серафим был рукоположен в епископа Дмитровского. В те годы было ясно, что архиерейское служение – это путь исповедничества. В 1922 году последовал первый арест будущего священномученика. В дальнейшем аресты, ссылки и тюрьмы в жизни епископа Серафима чередовались с краткими периодами служения на свободе. 24 июня 1937 года владыка Серафим был арестован последний раз и отправлен в Ишимскую и Омскую тюрьмы. 23 августа того же года он был расстрелян. В 2014 году дом в Подлипичье рядом с Казанской церковью, где в 1920-е годы жил владыка, был передан музейным работникам. В доме-музее сегодня есть небольшая домовая церковь во имя священномученика Серафима (Звездинского), где периодически совершаются богослужения. Свои письма из лагерей и мест ссылки, адресованным духовным чадам, владыка оканчивал такими словами: «Молюсь за всех вас, поминаю и вспоминаю всех городских дмитровцев и подлипецких и всех, всех. Храни вас Господь от всяких бед, скорбей и напастей». Бесстолпный храм типа " восьмерик на четверике " с пятигранной апсидой, небольшой трапезной и колокольней в три яруса служит образцом архитектуры барокко. Часть перекрытий и восьмерик церкви, опирающийся на пристенные подпружные арки, - деревянные. Архитектурно разработан в основном нижний ярус здания, объединенный в единый блок общим карнизом. Чередование лопаток и плоских силуэтных наличников создает нарядную, несколько однообразную внешнюю декорацию аппликативного характера. Профили и детали испорчены штукатуркой, покрывшей фасады в 1899 году. Интерьер формируется из отдельных, слабо связанных между собой помещений. Храм украшает поновленная стенная живопись 1907 года. В главном приделе храма находится трехъярусный резной иконостас 1867 года с иконами XVI-XVII и XIX веков. Слева от царских врат - храмовая икона Казанской Божией Матери, святыня, хранящаяся здесь со времен основания храма. Малые иконостасы в приделах - 1886 и 1899 годов эклектичны. Особо почитаемая святыня – храмовый Казанский образ Божией Матери, перед которым каждую пятницу в 17 часов совершается молебное пение с акафистом. Также чтится Животворящий Крест Господень – копия с чудотворного креста Дмитровского Успенского собора. В настоящее время в штате храма совершают служение два священника и диакон. 

http://sobory.ru/article/?object=03498

Епископ Серафим так и не получил разрешения на возвращение в Дмитров. Игумения Аносинского женского монастыря Алипия, которую Владыка знал, еще будучи архимандритом, предложила пожить в их обители. Матушка была заботлива, приветлива и сама искала себе и сестрам своим духовной поддержки. Под праздник Тихвинской иконы Божией Матери, вечером 25 июня (8 июля) 1925 года прибыли в Аносину пустынь. У святых ворот встретили сестры. В одиннадцать часов ночи, тайно от всех, Владыка совершил службу и всю ночь молился. В дальнейшем он ежедневно совершал Божественную литургию в храме Великомученицы Анастасии наедине с псаломщицей Анной. Возобновились приступы каменной болезни, случавшиеся по два раза в месяц. Жизнь в опасности каждую секунду. Врач-гомеопат Дмитрий Петрович Соколов, свидетель чудесного исцеления Коли Звездинского, неотступно находился при больном, но помочь ничем не мог: морфий лишь задерживает прохождение камней, и к тому же Владыка не хотел принимать наркотики. Еще в 1924 году епископ Серафим писал Екатерине Ануровой о своем отношении к болезням: « Кажется, говорил я тебе мой взгляд на болезни: через них дух сотрясает стены своей темницы, разрушает ее, чтобы удобнее и легче потом было выйти из нее. Тайна – человек, тайна – жизнь его, тайна – вход сюда... тайна – исход его отсюда. И как близок, как близок тот мир безболезненный, беспечальный, безвоздыханный! Мы ближе к нему, и он ближе к нам, чем самые близкие – одноверстое или полуверстое расстояние от земли» 109 . В Аносиной пустыни Владыка в этот раз прожил недолго. В сентябре 1925 года он переехал в Москву. Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Петр (Полянский) желал видеть его ближайшим своим помощником. Митрополит Петр недавно принял монашество и сан и потому многим маститым иерархам и пастырям Москвы не внушал доверия. Владыка Серафим одним из первых принял его как достойного заместителя Патриарха, зная, что такова была воля Святейшего. Поддержав Местоблюстителя, он помог московскому духовенству сориентироваться в неожиданных и сложных обстоятельствах: если епископ Серафим с митрополитом Петром – никто не усомнится быть там же, где он.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

нодорожника на квартире, навестим " . И владыка пошел, только попросил, -чтоб сказали, когда будут собираться к отправлению. Вскоре пароход стоял у причала. Я побежала разыскивать владыку; застала его у вл. Петра, они сидели втроем: наш вл. Серафим, о. Филарет и вл. Петр, который еще при жизни о. Иоанна Гавриловича Звездинского бывал в его доме в качестве чиновника. Капитан сказал, что пароход к отправке не готов, и что ссыльные еще могут побыть на берегу. Была Троицкая суббота и духовенство решило пойти в церковь козле пристани. Три епископа — вл. Серафим, вл. Николай, вл. Афанасий вошли в храм. Там уже стоял владыка Петр. Переговорив между собой, ссыльные архиереи повернулись и дружно пышли. Оказалось, что здесь обновленческий храм. Но владыка Петр остался. Он говорил, что у него дома нет книг и условий к молитве и он молится здесь. В природе очень чувствовалось наступление Троицына дня — теплая погода, растворение воздуха, аромат, свежесть воды, белая церковь на берегу, колокольный звон. Здесь же три святителя и духовенство — так все было радостно. От Котласа до Усть-Сысольска на пароходе " Тарас Шевченко " и вл. Серафим Звез-динский и вл. Николай Ярушевич путешествовали в одной каюте. Утром епископ Серафим читал Священное Писание, прича-   пассажирского, недели через три будет. Что делать? Как быть? Куда бежать? Когда удалось упросить начальство, пароход отчалил. И вдруг — нечаянная радость. Сарра Моисеевна сказала, что пароход берет груз. Когда мы появились в трюме среди ссыльных, они всплеснули руками: " Как это вдруг и вы нас нашли и опять вместе? " " То сотворили Владыкины молитвы " , — ответили мы. А отец Филарет воскликнул: " А я уж говорил! Что же это ты, святитель Николай, вез, вез, да и не довез нас с нашими спутницами вместе? " На третий день рано утром мы сошли с " парохода, в 14 верстах от Визинги. Остановка называлась пустошь. На горе виднелись белые храмы. Когда-то это было место владычного пребывания святителя Стефана Пермского и Зырянского просветителя. Здесь он жил, отсюда проповедовал. Мы расположились на берегу, баржа ушла... Конвой пошел в деревню за лошадью. Мы закусили, Откупорив баночку консервов и попили Кипяточку. Настроение было радостное. Чувтвовалась свобода и скорее хотелось устроиться на постоянное место. Казалось, здесь уже — предел скитанию. Вскоре нас позвали в ближайшую деревню, готовили лошадей, а мы в ожидании вошли в избу — большой зырянский деревянный дом, где нам

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=119...

В 1937-м году начались массовые чистки, под которые подпадало все «непоминающее» священство. 24 июня епископ Серафим вновь оказался в тюрьме, теперь – в Ишимской. Ему вменяли принадлежность к Истинно-Православной церкви, о которой он ничего не знал. Владыка был этапирован в Омск. «Началась моя схима», – говорил он об этой ссылке, последней в его жизни. 26 августа 1937 года епископ Дмитровский Серафим (Звездинский) был расстрелян в Ишиме 26 августа 1937 года епископ Дмитровский Серафим (Звездинский) был расстрелян в Ишиме. На Соборе Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года он был прославлен в лике святых как священномученик, причислен к собору новомучеников и исповедников Российских. Из проповедей священномученика Серафима (Звездинского) О Божественной литургии Священномученик Серафим (Звездинский) У нас в Церкви есть руки Христовы, уста Его и очи Его, есть также и сердце Его Божественное. Руки Его – обряды Церкви, язык уст Христовых – Евангелие, очи Его – таинства святые, через которые Он заглядывает в наши души. Сердце Его – Божественная литургия. Считайте потерянным день, когда вы не будете слышать литургию. Литургия – это бриллиант, дивный подарок Христа; литургия – это река освежающая, укрепляющая, истекшая из ребра распятого Иисуса; литургия – это мост золотой, по которому только и можно придти к вечной жизни со Христом. Любите Божественную литургию, она – фотография жизни Христа, она полна глубочайшего смысла, и счастлив тот, кто черпает из этого источника радости, жизни и мудрости Христовой. Она [Божественная литургия] – ось всего мира. Как колесо может двигаться, только утвердившись на оси, так наш мир, наше колесо жизни может двигаться, только имея Божественную литургию, во время которой приносится Бескровная Жертва. Нет на земле ничего драгоценнее Божественной литургии. Если собрать драгоценности всего мира: выкопать все золото, драгоценные камни, достать со дна морского весь жемчуг и положить на одну чашу весов, а на другую – литургию, совершенную простым священником в самом бедном сельском храме, то чаша весов с Божественной литургией перетянет.

http://pravoslavie.ru/123281.html

Через некоторое время врачебная комиссия подтвердила факт его полного исцеления. Отец Иоанн написал благодарность на имя отца Иерофея и послал это письмо в Саров вместе со свидетельством об исцелении Николая Звездинского, заверенным подписями врачей. С тех пор будущий владыка Серафим всегда держал при себе этот образ с изображением святого. Любимый проповедник Сергиева посада Участь в семинарии, Коля очень переживал, что у него не получится красиво произносить проповеди . Каждый день он молился святому покровителю Николаю Чудотворцу о том, чтобы Господь дал ему дар слова. А чуть позже учащийся Московской духовной академии Николай Звездинский стал одним из любимых проповедников всех монахов и жителей Сергиева Посада. Когда узнавали, что в какой-то день после службы будет произносить проповедь Коля, люди говорили: «Идем в академию, сегодня будет проповедовать студент Николай Иванович Звездинский». Педагог-молитвенник После пострига и рукоположения в 1908 году иеромонаха Серафима назначили преподавателем в Вифанской семинарии, затем в Московской духовной семинарии. За каждого своего ученика он вынимал частицу на проскомидии и молился особо. Строгость С 1914 года архимандрит Серафим исполнял обязанности настоятеля Чудова монастыря в Кремле. У него сложилась репутация «строгого». А в пример своим монахам настоятель приводил мирян-работников фабрик и заводов: вот, они целый день в труде, требования суровые, плата небольшая, опоздал – штраф, ошибся – выговор. Так тем более монахам, по своей воле (а не за плату) пришедшим в монастырь, не годится опаздывать на службу или халтурить в божеской работе. Совет епископу от митрополита Вскоре после революции Чудов монастырь в Кремле был закрыт (потом снесен), а архимандрит Серафим стал епископом Дмитровским. После хиротонии на праздничном обеде митрополит Сергий (Страгородский) , будущий наш патриарх, взял в руки столовую ложку и посоветовал новоиспеченному епископу запастись этим столовым прибором, так как он пригодится ему в тюрьме. Почему лошади остановились

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

После семинарии Николай поступил в Московскую духовную академию, где стал одним из лучших студентов. Прибегнув к молитвенной помощи преподобного Сергия и Николая Чудотворца, юноша получил дар проповедания: жители Посада и братия Сергиевой Лавры приходили в храм академии послушать его проповеди; сочинения студента Звездинского печатались в богословских журналах. Духовником Николая был известный старец-затворник Алексей Зосимовский. В сентябре 1908 года Николай отправился в Зосимову пустынь просить благословения на постриг; старец велел не медлить, а за всенощной 26 сентября Николай Звездинский был пострижен в монашество с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского. Меньше чем через месяц, на Казанскую, инока Серафима посвятили в иеродиакона, а на летний праздник Казанской иконы Божией Матери, 8 июля, в иеромонаха. Окончив академический курс, отец Серафим Звездинский получил назначение в Вифанскую семинарию преподавателем церковной истории. Годы спустя воспитанники вспоминали, какое глубокое впечатление производил на них светлый, тихий, благодатный иеромонах. " Я молился за каждого своего ученика, говорил владыка. Вынимал за каждого частицу на проскомидии, и это, видимо, чувствовали они своими душами " . Через два года молодого преподавателя перевели в Московскую семинарию. В Москве духовным прибежищем для него стал Чудов монастырь, где настоятельствовал кроткий и молитвенный архимандрит Арсений (Жадановский), ставший отцу Серафиму другом и наставником. В июне 1914 года отец Серафим поселился в Чудовом, а когда архимандрит Арсений был рукоположен во епископа Серпуховского, стал настоятелем монастыря. Духовная дружба архимандрита Серафима и владыки Арсения не прервалась с уходом владыки из обители: епископ Арсений никуда не выезжал без своего младшего друга, а отец Серафим ничего не делал без его согласия и совета: " Как владыка, так и я " , говорил он. Духовник, старец Алексей Зосимовский, благословил архимандрита не брать никого на исповедь, самому крепить в себе дух. Так в смирении и послушании, в молитвенном подвиге возрастал будущий святитель.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1938...

Скачать epub pdf Как Бонефатьев стал Звездинским Отец будущего владыки Серафима Иоанн Гаврилович Бонефатьев был из старообрядцев-беспоповцев. Чтобы его приняли в Православие, он пешком ходил из Солигалича в Петербург с прошением (почти тысяча верст). После присоединения ему посоветовали сменить фамилию на Звездинского. Служил священником в Ржеве. Коленька 7 апреля 1883 года у о. Иоанна родился сын Николай, будущий священномученик. В этот день на богослужении в Церкви читались слова: «Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои» ( Притч. 23, 26 ). Позже владыка Серафим вспоминал эти слова и видел в них пророческое значение о своем монашеском призвании. Когда Коленьке было всего 3 года, его мама умерла. Отцу Иоанну пришлось туго. Он брал мальчика с собой на богослужения, несмотря на погоды. На ночных службах Колю одолевал сон. Когда мальчик немного подрос и научился читать, ему подставляли скамейку к аналою с Часословом. Коля читал громко и четко, старался. Однажды Коля пошел в алтарь за отцом по ошибке через Царские врата (мирянам это воспрещается). Все, кто это видел, говорили, что мальчик будет служить у престола Божия. Вообще в жизни святителя Серафима будет много таких знаков. Уже после октябрьского переворота его духовник, старец Алексий (Соловьев) «вдруг» прочтет над ним тропарь священномученику: «И нравом причастник, и престолом наместник Апостолом быв, деяние обрел еси Богодухновенне, в видения восход; сего ради слово истины исправляя и веры ради пострадал еси даже до крове». Помощь Серафима Саровского После окончания церковного училища Николай Звездинский поступил на учебу в Московскую духовную семинарию. На втором курсе семинарии он сильно заболел. Врачи поставили диагноз – лимфангоит, неизлечимо. В то время преподобный Серафим Саровский еще не был прославлен, но в народе уже почитался как святой. Игумен Саровской пустыни Иерофей привез Коле небольшой образ преподобного старца. Коля горячо молился святому Серафиму Саровскому о выздоровлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

Другой раз владыка велел Алеше принести ему ножницы и трижды отрезал ему волосы, потом наклонился и на ухо сказал: “А имя тебе будет – …Только не говори никому, даже маме”. Алеша после сознался мне, что не расслышал. На исповеди владыка мне сказал, объясняя предсказание блаженной Марии об Алеше (было и такое, об этом позже. – Т.П.), сбудется. Потому прошу его не затруднять исполнение воли Божией над собой. Не срывать с себя руки Божьей, избравшей его на служение Себе». Менее чем через год – 21 сентября 1927 года – был закрыт Дивеевский монастырь. В тот же день владыка Серафим (Звездинский) был арестован и выслан сначала в Нижний Новгород, а потом – в город Меленки. Монахиня Таисия переписывалась с ним, несколько раз ездила к нему, два раза с сыновьями Серафимом и Алешей. В 1930 году у Арцыбушевых расстреляли дядю-кормильца, отняли дом и выслали из Дивеева в Муром. Во время ссылки монахиня Таисия не могла выезжать из города, поэтому с письмами от нее к владыке Серафиму ездил Алеша. Он всю свою длинную жизнь хорошо помнил образ владыки – «его светлое-светлое лицо и добрые и необыкновенно лучистые глаза». Через два года владыку сослали сначала в Алма-Ату, потом в Гурьев, в 1935 году – в Омск, где он был арестован и 26 августа расстрелян. В тридцатые годы Алексей Арцыбушев ездил в ссылки не только к владыке Серафиму (Звездинскому). Поддерживала связь монахиня Таисия и с даниловской братией, с вернувшимся из своей ссылки архимандритом Серафимом (Климковым) и теперь жившим на нелегальном положении в городе Киржаче Владимирской области. Алексей Петрович рассказывал мне, как он в 1936 году ездил в Киржач, вечером, стараясь, чтобы никто не видел, приходил к дому на улице Свободы, где жили даниловцы, стучался условным стуком. Утром, но еще затемно, в домашней церкви собирались все живущие в Киржаче даниловцы (они жили в двух соседних домах, из одного в другой можно было незаметно перейти, не выходя на улицу) – архимандрит Серафим (Климков), архимандрит Симеон (Холмогоров), близкий друг настоятеля Данилова монастыря архиепископа Феодора (Поздеевского), в 1907 году в него стрелял студент-революционер и с тех пор он был прикован к креслу; иеромонах Игнатий (Бекренев) – он был карликом, ростом с ребенка, на службы в Даниловом его носили на руках; келейники отца Симеона монах Антоний (Коренченко) и совсем молодой тогда послушник Михаил Карелин – единственный дожившийй до возрождения монастыря; помощницы братии, тайные монахини – Евлампия (Матвейченкова) – единственная из женщин расстрелянная в 37-м, Серафима (Виноградская), послушница Александра Туловская, могли на Литургии быть еще кто-то из приехавших к своим духовникам чад. Служили Литургию, исповедовались, причащались, причащался и Алексей. Это была та самая «потаенная Церковь», которую описал Алексей Петрович в своей книге.

http://pravoslavie.ru/107646.html

Учиться Колю отдали в церковное училище при единоверческой церкви, а по окончании ее, в 1895 году, – в Заиконоспасское Духовное училище, что на Никольской улице. С 1899 года Николай Звездинский – учащийся Московской Духовной семинарии. В комнате Коли висел образ святителя Николая во весь рост, перед которым он ежедневно молился о даровании способности говорить слово Божие – поучения и проповеди. И Господь наградил его этим даром. В храме Христа Спасителя в Москве епископом Парфением (Левицким), бывшим незадолго до этого ректором семинарии, совершено было посвящение Николая в чтеца и иподиакона. В 1902 году, на втором курсе семинарии, когда Коле было 19 лет, он тяжело заболел лимфангоитом, болезнью, тогда практически неизлечимой, но чудесным образом был исцелен по молитве перед привезенным игуменом Саровской пустыни Иерофеем образом еще не прославленного старца Серафима. В Саров отец Иоанн послал заверенное врачами свидетельство об исцелении и благодарственное письмо отцу Иерофею. Образ кроткого старца навсегда стал семейной святыней и сопровождал владыку Серафима почти всю его жизнь. Через год после этого Коля стал свидетелем и участником торжеств прославления преподобного Серафима Саровского. Исполненный благодарности за исцеление сына, отец Иоанн написал службу преподобному Серафиму. Семинарию Николай Иванович Звездинский окончил в 1905 году одним из лучших учеников и поступил в Московскую Духовную академию. За годы учения в академии Николай утвердился в выборе монашеского пути. У раки преподобного Сергия вместе со своим другом Виталием Ставицким (будущим епископом Филиппом) дал он обет принять постриг. В это же время стал он духовным сыном старца Зосимовой пустыни иеромонаха Алексия (Соловьева). В канун Крещения 1907 года скончался отец Николая, протоиерей Иоанн Звездинский. Единоверцы обратились к Московскому митрополиту Владимиру (Богоявленскому) с просьбой поставить Николая Ивановича настоятелем на место отца. Но владыка, видя в Звездинском яркие духовные дарования, их желание не исполнил.

http://fond.ru/kalendar/675/serafim/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010