Никифор, но мудр и опытен, и мог смирить, научить и утешить мог». Утешал его в скорбях и владыка Арсений. В бытность о. Серафима в Чудовом монастыре, о. Алексий [Зосимовский старец] не давал ему благословения быть духовником и брать кого-либо на исповедь, и благословил его самому крепить в себе дух и готовил, видно, его для будущего. Один лишь был случай, когда архимандрит, с благословения о. Алексия, исповедовал. Старец Кирилл, единоверец, имел веру лишь к одному православному пастырю, к сыну о. Иоанна Звездинского и просил напутствовать его в вечную жизнь. Ему сделал о. Алексий исключение и о. Серафим исповедовал его и его умирающую от туберкулеза дочь, также с благословения старца Алексия. [...] В 1913 г. однажды вл. Арсений остановил о. Серафима. «Что, о. Серафим, поедите ли со мною, куда я вас приглашу?» – спросил он своего друга. «Поеду», – был кроткий ответ сердечного друга. «Я хочу вас просить спутешествовать мне в старый Иерусалим», – сказал вл. Арсений. Радостно принял приглашение о. Серафим. Вскоре он все оформил к отъезду и в сопровождении племянника вл. Арсения и чудовского повара они вчетвером выехали во святое путешествие. В Одессе сели на пароход. Страшно было первое впечатление; когда отплыли, нигде не было видно берега, остались во власти воды, одно лишь небо и вода, солнце медленно скрылось, как бы погрузившись в воды. Страдали от сильной качки. Чтобы не упасть с дивана, прикрепили сетки, пароход качало из стороны в сторону. В Константинополе обозревали достопримечательности, были во Св. Софии, обращенной в мечеть. Тяжелое впечатление осталось от вида кабаков близ святых храмов: пение певиц, шум бокалов, музыка так резко выделялись на фоне близлежащих храмов. От Константинополя последовали пароходом до Александрии. Здесь пароход остановился далеко от берега, пришлось пересесть в лодку. Гребцы стали требовать денег, в противном случае угрожали им, указывая на море. Только кроткие лица чудовских пастырей смягчили их нрав и они склонились, что это «муллы», как они их сами называли.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Отец Иоанн вручил Коле образ отца Серафима и сказал: «Вот, Коля, тебе истинный врач, проси его, он исцелит». Со слезами принял Коля нежданный дар, прикладывал его к больному месту, прося помощи и облегчения; железы особенно воспалились под правой рукой. В слезах уснул... Проснулся – боли нет, тихо... Лишь лампады мерцают. Постель вся мокрая, но так легко и сладко на сердце. «Что это? Нет ни малейшей боли, ни неловкости – ничего, кроме радости». – Папа, Нюша, няня, идите скорее, я исцелен! – Это милость Божия к нам! – восклицал отец. – Благодари, Коля, своего исцелителя. Если бы не его дивная помощь, мы бы тебя потеряли. Удивлены исходом болезни врачи: рана от прорвавшегося гнойника глубока, и объяснить, как это получилось, они не могли. Отец хотел сразу же писать в Саров. Но брат Михаил убеждал всех: «Зачем писать в Саров о чудесном исцелении? Прорвался гнойник – вот и все... Так этому и быть». Через несколько дней врачи встревожились: «Отец Иоанн, исход болезни неизвестен. Благополучным течением не можем вас успокоить – организм крайне истощен, гнилость раны велика, опасность не миновала и грозит роковым исходом». После радости о милости Божией – снова смертельная печаль. «Боже мой! – плакал отец. – Ты справедливо наказываешь нас за неверие». И тотчас послал в Саров по телеграфу сообщение о чудесной помощи старца Серафима больному сыну и просьбу помолиться о болящем Николае у гроба чудотворца. В течении болезни наступил перелом; Коля стал быстро поправляться и вскоре совсем окреп. Гражданская власть и саровское духовное начальство запросили документированные доказательства, подтверждающие чудо. Под присягой перед крестом и святым Евангелием было составлено письменное свидетельство об исцелении Николая Звездинского по молитвам старца Серафима Саровского от гнойного воспаления желез, грозившего неизбежной смертью . Бумагу подписали широко известные лечившие Колю врачи: аллопат, специалист по гнойной хирургии А.И. Спассокукотский и гомеопат Дмитрий Петрович Соколов, лечивший протоиерея Алексия Мечева , его семью и прихожан церкви Николы в Кленниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

Анатолий Жураковский (1898-1937) принял священство в 1920 году после окончания философского факультета Киевского университета. Довольно быстро он стал одним из самых авторитетных киевских священнослужителей, в приходе отца Анатолия образовалась настоящая община, в основном состоящая из молодежи. В общине не только занимались благотворительностью и изучением Священного Писания, но читали и обсуждали художественную литературу. В своей первой ссылке (1923) отец Анатолий пробыл недолго и после нее продолжал активно служить и проповедовать, но в 1930-м году последовал второй арест, заключение на Соловках и в 1937-м – расстрел. Этот сборник – первое издание трудов отца Анатолия. В него включены два его богословских эссе, проповеди и письмо-завещание, написанное в ссылке и обращенное к своей пастве. Можно предположить, что наиболее интересным современному читателю будет эссе «Иуда» (1923 г.). Священномученик Серафим ( Звездинский ). «Поет душа моя, Тобой возвеселенная!»: Молитвы священномученика Серафима (Звездинского), составленные в заключении. Составитель И. Г. Менькова. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2008. –168 с. – (серия «Слово исповедников ХХ века»). – С.117; Епископ Серафим (Звездинский) был расстрелян в ссылке в Ишиме в 1937 году. В приговоре одно из обвинений выглядело так: среди верующих «слыл за святого человека». Действительно, он всегда был аскетом и молитвенником. Пережив шесть арестов, тюрьмы и ссылки, владыка Серафим не переставал составлять каноны и акафисты. Среди шума, блатных песен, бесконечной ругани рождались поэтические, глубокие слова молитв. В сборнике приводится отрывок из письма епископа, рассказывающий о том, как в тюрьме «на Лубянке, когда валялся яко скот (какой и есть в действительности), на нарах, в грязи, в табачном дыму», в сонном бдении ему явился Сам Христос. По словам составительницы сборника И. Г. Меньковой, «и доныне возвышенные молитвы, к которым относятся молитвословия святителя Серафима, остаются по духу своему поэзией богообщения».

http://foma.ru/bibliografiya-foma-8-64-a...

В 815 г. при императоре-иконоборце Льве V Армянине был низвергнут с Патриаршего престола и сослан в монастырь на греческий остров Проконнис, Мраморного моря, где провел 13 лет в заточении, до самой смерти не прекращая защищать иконопочитание. Память 2/15 июня, 13/26 марта.) 567 (...этим манускриптом... занимается французский ученый Сервиз. – Описка. Речь идет о французском ученом Д. Серрюи (фр. D. Serruys), который напечатал отрывки из неизданного творения святителя Никифора (см. выше) об иконах в сборнике «Археологическая и историческая смесь» в 1903 г. См.: Melanges d’ Archéologie et d’ Histoire. Paris; Roma, 1903. P. 345–351.) 568 (...почти иерусалимская история с консулом Яковлевым... – Речь идет об инциденте между профессором В.Н. Мышцыным и генеральным консулом в Иерусалиме А.Г. Яковлевым во время путешествия в 1900 г. епископа Арсения (Стадницкого) с профессорами и студентами МДА на Святую Землю, о котором консул донес не только министру, но и Великому князю Сергею Александровичу; подробнее см.: Дневник. Т. 1. С. 354–355, 361, 364, 571–572, 582.) 569 (На всенощной воздвизал крест при весьма умилительном пении «Господи помилуй». – Имеется в виду всенощное бдение праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня 14/27 сентября.) 570 (Служил... молебен с каноном преподобному Серафиму по печатной службе, но еще не авторизованной Синодом... – Службу прп. Серафиму Саровскому составил по поручению Св. Синода протоиерей Иоанн Звездинский, настоятель Свято-Троицкой единоверческой церкви в Москве, отец будущего священномученика Серафима (в миру – Николая Звездинского), епископа Дмитровского. Службу, стихиры, канон, тропарь и кондак преподобному Серафиму о. Иоанн написал в благодарность за исцеление в конце января1902 г. сына Николая, воспитанника 3-го класса МДС, по молитвам о. Серафима Саровского от гнойного воспаления желез, грозившего неизбежной смертью. В 1903 г. протоиерей Иоанн вместе с сыном стал свидетелем и участником прославления иеромонаха Серафима и открытия его мощей.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Другой — о. Александр (Гумановский, в монашестве Даниил), кроткий и тихий, весь ушедший в любовь к Царице Небесной. Вся его жизнь как бы была постоянным служением Приснодеве. Все духовные его чада ежедневно творили 150 молитв Богородице, некоторые удостоились перейти в вечную жизнь, вознося архангельское обрадование честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим. Оба эти старца умерли в ссылке. Богородичное правило Вот отрывок из письма кротчайшего о. Александра (Гумановского), прозванного за любовь к Царице Небесной «Богородичным старцем», к одной из его духовных чад. «… Забыл я вам предложить существенный спасительный совет. Читать ежедневно 150 раз «Богородице Дево», и эта молитва вас спасет. Это правило дала Сама Матерь Божия около VIII века, и его исполняли когда-то все христиане. Мы, православные, забыли о нем, и препод. Серафим напоминает нам об этом правиле. У меня в руках рукописная книга из келий препод. Серафима с описанием множества чудес по молитве к Богоматери, и в частности от чтения 150 раз «Богородице Дево». Если по непривычке трудно будет одолевать ежедневно 150 раз, читайте поначалу 50 раз. После каждого десятка читайте один раз «Отче наш» и «Милосердия двери отверзи нам». Кому бы ни говорил об этом правиле чудодейственном, все оставались благодарны». Отец Зосима весьма ценил и любил владыку Серафима (Звездинского) и всегда отзывался о нем так: «Это святой архиерей». Владыка Серафим ежедневно исполнял Богородичное правило, причем, исполняя его, молился за весь мир и охватывал этим правилом всю жизнь Царицы Небесной. Одному из своих духовных детей он дал описать схему, в которую он вкладывал свою молитву Приснодеве Марии, вот она: ПЕРВЫЙ ДЕСЯТОК: Вспоминаем Рождество Богородицы. Молимся о матерях, отцах и детях. ВТОРОЙ ДЕСЯТОК: Вспоминаем Введение во храм Пресвятой Девы, Богородицы. Молимся о заблудших и отпавших от Церкви. ТРЕТИЙ ДЕСЯТОК: Вспоминаем Благовещение Пресвятой Богородице. Молимся об утолении скорбей и утешении скорбящих. ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕСЯТОК: Вспоминаем встречу Пресвятой Девы Марии, Богородицы, с праведной Елизаветой. Молимся о соединении разлученных, у кого близкие или дети в разлуке или пропали без вести.

http://azbyka.ru/fiction/starec-zaxariya...

Закрыть Узник Василий Бойко-Великий ведёт борьбу за правду На этом фронте перемирия не будет 24.01.2024 365 Время на чтение 7 минут Источник: Русский Вестник После многолетнего – с июня 2019 года – следствия, двухлетнего ареста в разных СИЗО до конца мая 2021 года, после длительного суда в 2022– 2023 годах 3 октября 2023 года известный производитель экологичной молочной продукции (теперь уже в прошлом) и один из лидеров православно-патриотического движения, историк-исследователь, научный редактор Василий Вадимович Бойко-Великий по совершенно надуманному (хотел бы написать – по сфабрикованному обвинению. – Л.Б.) обвинению в банковских хищениях был осужден Черемушкинским судом на срок шесть с половиной лет колонии общего режима. С того позорного для российской судебной системы и по сию пору В.В. Бойко-Великий содержался в различных СИЗО Москвы. В последнее время его узилищем стал знаменитый Бутырский тюремный замок (ФКУ СИЗО 2 УФСИН России по г. Москве), где он пребывает в ожидании Апелляционного суда, чтобы опротестовать чудовищный по своей несправедливости приговор. История Бутырского тюремного замка в угловом квартале Новослободской и Лесной улиц среди широкой публики более всего известна Пугачевской башней, где несколько дней перед казнью пребывал злодей и бунтовщик Емельян Пугачев – самозваный «царь Петр Федорович». Однако для православных людей история Бутырской тюрьмы связана с местом заключения, а порой и мученической кончины целого сонма Святых Исповедников и Новомучеников Бутырских в 1918–1960 годах, среди которых только на сегодняшний день официально канонизировано Русской Православной Церковью 218 святых. Но давно прославленных у Бога Бутырских Святых кратно больше. Имена бутырских сидельцев: священноисповедников – Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского, Амвросия (Полянского), епископа Каменец-Подольского; священномучеников – Амфилохия (Скворцова), епископа Красноярского, Анатолия (Грисюка), митрополита Одесского, Антония (Панкеева), епископа Белгородского, Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского, Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского, Серафима (Чичагова), митрополита Ленинградского и Гдовского, Петра (Полянского), митрополита Крутицкого, Никодима (Кроткова), архиепископа Костромского и Галичского и многих-многих других, составляют сияющую Небесную Славу мрачных застенков Бутырского замка. Именно они помогают духовно преодолевать тяготы тюремного бытия и виноватым, и невинно осужденным либо арестованным.

http://ruskline.ru/opp/2024/01/24/uznik_...

С глубокой признательностью вспоминаю почившего выдающегося ученого профессора В.Н. Щелкачева. Владимир Николаевич был близок к кругу духовных детей епископа Серафима, а духовная дочь Владыки исповедница инокиня Параскева (Матиешина) по его благословению стала духовной матерью Владимира Николаевича. Автор готов был без конца слушать рассказы Владимира Николаевича – рассказы очевидца, который, дожив до весьма преклонного возраста (98 лет), сохранил прекрасную память и ясность ума. И.Г. Менькова. «Скажи мне, Господи, путь…» Жизнеописание еп. Серафима (Звездинского) «От Господа стопы человеку исправляются ...» 4 Начало свое Звездинские берут от рода Бонифатьевых, известного в истории своей ревностью к неизменным церковным порядкам, старинным церковным уставам и богослужебным книгам. Реформы патриарха Никона встретили в их лице непоколебимый отпор и непримиримость. В XIX столетии потомки тех адамантов, раскольники­беспоповцы, поборники старины и старой веры, проживали близ города Солигалича Костромской губернии. Илларион, родоначальник, имел сына Гавриила, твердого и умного начетчика, зоркого воспитателя своих сыновей Василия, Александра, Иоанна и дочери Марии. Супруга Гавриила Илларионовича, Екатерина, характера мягкого и сердечного, была нежной и заботливой матерью. Как жили братья Василий и Александр, занимавшиеся портновским ремеслом, неизвестно. Но известно, что младший, Иоанн, всем сердцем стремившийся к просвещению, недоступному под строгим надзором отца, не находил покоя в родном доме. Босой, имея несколько копеек, пешком он отправился в Петербург, где, как он слышал, были единоверные ему земляки. В дальнейшем мы находим его в приходе храма на Волковом кладбище. Этот единоверческий приход был создан при церкви под влиянием митрополита Платона (Левшина) , и многие раскольники присоединились к нему. Имея единую с Православной Российской Церковью иерархию и сохраняя в неприкосновенности богослужебные уставы и книги, какими они были до патриарха Никона , а также свои старинные распевы, старообрядцы находили удовлетворение и успокоение. Среди них и был юный Иван Гаврилович Бонифатьев, изменивший древнему раскольническому настроению предков. Вскоре он подал прошение на Высочайшее имя о своем причислении в единоверие к Российской Православной Церкви и Высочайшим соизволением был принят с новой фамилией. Имея в виду его полное отторжение от раскола, возможно предвидя в нем восходящую звезду, гражданская власть высочайше повелела ему именоваться не Бонифатьевым, но Звездинским. Церковная же власть, присоединив в единоверие, дала ему должность чтеца при храме на Волковом кладбище в Петербурге, где у него обнаружились редкие музыкальные способности и чудный голос.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

Игум. Ювеналию уважали и высоко ценили такие столпы Православия, как митрополиты Флавиан (Городецкий), Владимир (Богоявленский), Макарий (Невский); старцы: схиигум. Герман, иеросхимонахи Анатолий Оптинский, Алексий Зосимовский и другие. При их духовной поддержке все препятствия на пути к основанию скита были преодолены. Его закладка состоялась 27 июля 1910 г., а к сентябрю 1912 г. возведение скита было закончено. Близкое участие в работах приняла Великая княгиня Елизавета Федоровна. 23 сентября 1912 г. обитель была освящена митр. Владимиром, будущим новомучеником Российским. Серафимо-Знаменский Скит.С. Битягово. Храм Воскресения Словущего. Ограда скита представляет собой квадрат со стороной в 33 сажени — в память 33 лет земной жизни Спасителя. В центре стоит храм в честь Знамения Божией Матери и прп. Серафима Саровского с усыпальницей и престолом во имя Равноап. Нины. Храм имеет 24 кокошника по числу 24 апокалипсических старцев. В ограде расположены 12 небольших домиков-келий — по числу 12 апостолов, каждый имеет соответствующее название: Андреевский, Иоанно-Богословский и т.д. В скиту могли жить только 33 сестры — по числу лет земной жизни Господа. 21 сентября 1916 г. по благословению митр. Макария, апостола Алтая, еп. Арсений (Жадановский) совершил пострижение игум. Ювеналии в схиму с наречением имени Фамарь. В 1918-1919 гг. в скиту по благословению св. патр. Тихона матушка Фамарь укрывала еп. Серпуховского Арсения (Жадановского) и архим. Серафима (Звездинского), впоследствии еп. Дмитровского — будущих новомучеников Российских. Серафимо-Знаменский Скит. Келья. 2000 г. Скит действовал 12 лет и был закрыт в 1924 г. Схиигум. Фамарь прожила еще 12 страдальческих лет. В 1936 г. владыка Арсений напутствовал ее перед кончиной, а затем и отпевал. После закрытия в стенах скита разместилась Заборьевская больница, а с 1965 г. — пионерлагерь и база отдыха завода «Криптон». Решение о передаче скита в ведение Церкви принято в конце 1998 г. 27 января 1999 г., в день памяти св. равноап. Нины, в скитском храме состоялась первая Божественная литургия. Здесь началось возрождение монашеской жизни.

http://pravoslavie.ru/1875.html

Кто такие святые в принципе? Это такая часть христиан — немощных грешных людей, каковыми являются и все христиане, которые в силу разных обстоятельств, каких-то своих личных добродетелей и помощи Божией в какой-то момент или продолжительный период жизни ведут себя таким образом, что их жизнь может послужить примером для жизни других христиан. И почитание начинается тогда, когда среди христиан существуют представления, что этот человек воплотил христианский идеал наиболее полно.  Правда, у нас популярны те умершие христиане, которые прежде всего были наделены каким-то сверхъестественным способностями, чудесами, которые были способны прозревать будущее, исцелять и так далее. Да, такие случаи имеют место в истории, но они крайне редки, и подобные чудотворения были дополнением к духовному нравственному совершенству человека, а не наоборот, когда нравственное совершенство могло и не присутствовать, лишь бы были потрясающие воображение чудеса, что мы имеем в случае с блаженной Матроной. Ведь дать ей четкие этические характеристики совершенно невозможно, она как будто по сторону добра и зла, только чудотворит…  Кроме того, чем дальше, тем больше я начал сталкиваться с тем, что у некоторых православных христиан, пришедших в Церковь из советского прошлого, но нравственно его от себя не отвергнувших, вызывала критику в чем-то непримиримая позиция к власти у части новомучеников, например, у митрополитов Кирилла (Смирнова), Агафангела (Преображенского), архиепископа Серафима (Самойловича), епископов Виктора (Островидова) и Серафима (Звездинского), еще так и не канонизованного Иосифа (Петровых). Они были готовы идти на переговоры с властью, но не могли принять любые ее условия, в частности, для них было неприемлемым назначать епископов только при согласовании с ГПУ и НКВД. И это их разделило с митрополитом Сергием (Страгородским).  Сейчас уже иногда приходится слышать и такого рода критику: “Можно ли таких антигосударственных служителей считать святыми? Правильно поступал митрополит Сергий, который искал компромиссы, считал, что Церковь должна быть со своим народом, а значит, со своей родиной, а значит, со своим государством и тем, кто его возглавляет”. И в этом проявляются усиливающаяся тенденция огосударствления и сервилизма нашей современной Церкви и конформизма наших граждан по отношению к государству, который, к сожалению, всегда был свойственен нашему народу. Многие из нас, даже надев на себя рясы, кресты и панагии, ностальгируют по советскому прошлому и главной трагедией ХХ века считают не крушение Российской империи в 1917 году, а развал СССР в 1991 году. 

http://pravmir.ru/pochitaniya-novomuchen...

В свое время я закончил Плехановский институт по специальности экономист-математик, работал в крупных коммерческих компаниях специалистом по корпоративным финансам. Параллельно начал учиться в ПСТГУ. Вы рукоположили в священный сан в 2000 г. на Крестопоклонную неделю в Серафимо-Знаменском скиту — в месте, особенно дорогом для меня. Место и время рукоположения я всегда воспринимал как знак Божиего промысла. С судьбами новомучеников и, в частности, схиигумении Фамари (Марджановой), архиепископа Серафима (Звездинского), епископа Арсения (Жадановского) и особенно митрополита Серафима (Чичагова) я познакомился задолго до рукоположения. Первой церковной книжкой, которую я прочитал в своей жизни, помимо Нового Завета, было репринтное житие митрополита Киевского Владимира (Богоявленского). Шесть лет я служил в храме с. Ям вторым священником, неся в основном требное послушание. Также я вел воскресные школы — сначала детскую, затем взрослую, и окормлял общину в часовне во имя прав. Феодора Ушакова при в/ч 56135 (под моим руководством здание КППв/ч было перестроено в часовню по проекту архитектора А. Н. Неймана). Приход в с. Ям огромный, послушание со временем стало изнурительным. Но я старался исполнять все, что положено до того момента, как у меня возник рецидив язвенной болезни желудка и мне потребовалась госпитализация (за 10 лет до того мне делали серьезную операцию, у меня удалены две трети желудка). Тогда я попросил Вас перевести меня на другой приход, к моему другу о. Олегу Митрову в с. Меткино. В Космодамиановской церкви с. Меткино я прослужил два года, параллельно работая в Институте Академии Наук СОПС (Совет по изучению производительных сил) младшим научным сотрудником, готовя к защите кандидатскую диссертацию по экономике (у академикаА. Г. Гранберга и д.э.н. Е. Б. Ардемасова), что, к сожалению, мне не удалось довести до конца. В декабре 2007 г. Вы приняли решение об образовании прихода в д. Павловское Домодедовского района и назначили меня в Павловское настоятелем. Службы в Павловском начались сразу — в строительной бытовке.

http://pravmir.ru/svyashhennik-dimitrij-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010