Тут не только ужасы репрессий, но и свидетельства о том, что жизнь церковная продолжалась: епитрахили, архиерейское облачение, в котором служил Литургию в тюрьме, например, священномученик Серафим (Звездинский). Также собраны антиминсы, самодельные потиры, переделанные из чашек, подсвечников, консервных банок… Или, например, венчальные венцы, сплетенные в лагере из проволоки. — Образы каких именно новомучеников подробнее всего раскрыты на выставке? — ПСТГУ на протяжении двух десятков лет собирает сведения о подвиге пострадавших за веру. В базе собрано более 33 тысяч имен. Около 2 тысяч человек причислены к лику святых. В каждом зале выставки можно увидеть лица исповедников, но нашей задачей не было показать максимальное количество лиц — скорее, хотелось бы показать подвиг конкретных людей, которые были современниками наших отцов и дедов. На выставке можно увидеть, например, интронизационное облачение Патриарха Тихона и подлинный жребий, с помощью которого он был избран в 1917 году. Можно увидеть и облачения священномученика митрополита Владимира (Богоявленского), архиепископа Феодора (Поздеевского), хирургические инструменты и иконы святителя Луки (Войно-Ясенецкого), вещи и документы святителя Афанасия (Сахарова), митрополита Нестора (Анисимова), священномучеников Петра (Полянского), Кирилла (Смирнова), Серафима (Самойловича), Серафима (Звездинского) и многих других известных подвижников. В то же время есть раздел, посвященный и людям Церкви, которые хоть и не прославлены в лике святых, но свидетельства об их жизни не менее ценны. Например, лагерная переписка с родными протоиерея Григория Синицкого сохранилась в полном объеме — это крохотные клочки бумаги, которые со всевозможными ухищрениями передавали на волю. Сегодня мы можем ее прочитать и понять, как жила обычная священническая семья в годы гонений. Отдельная история — это материалы, которые отражают официальную сторону жизни Церкви: документы Московской Патриархии, письма Патриархов Сергия, Алексия I, Пимена. Лагерный антиминс

http://pravoslavie.ru/57695.html

В настоящее время Комиссия приступила к изданию брошюр о новомучениках благочинии Московской епархии, несколько брошюр уже вышли в свет. В течение 2017-2018 гг. планируется издать сборники, рассказывающие о святых всех церковных округов. В Московской епархии регулярно проводятся конференции, посвященные подвигу новомучеников. Обыкновенно они проходят на базе приходов, общеобразовательных школ и высших учебных заведений Подмосковья. Традиционно эта тема затрагивается и на научно-богословских конференциях, ежегодно проводимых в Коломенской духовной семинарии. 3. Переходя к церковно-общественному направлению работы по прославлению подвига новомучеников, следует заметить, что здесь большое значение имеют материальные знаки увековечения их памяти. Так, мемориальные доски обыкновенно размещаются на стенах храмов, где они служили, или домов, где жили. Заслуживает внимания и такая форма сохранения памяти о новомучениках, как организация музеев или музейных комнат на приходах в их честь. Установлены в Московской епархии и памятники в честь новомучеников. Так, священномученику Серафиму (Звездинскому, +1937), епископу Дмитровскому, был поставлен памятник около Успенского собора города Дмитрова, священномученику Алексию Смирнову (+1938) — в селе Глебово Истринского района. Существует также практика переименования улиц в честь новомучеников. Например, в селе Ильинском Красногорского района улица Новая Островская была переименована в Елизаветинскую в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы (+1918), а в городе Электрогорске улица Безымянная — в честь священномученика Константина Успенского (+1937). Именами святых новомучеников в Московской епархии названы многие братства, сестричества, группы милосердия, общества трезвости, детские лагеря, военно-патриотические клубы, воскресные школы и духовно-просветительские центры. 4. Что же касается церковно-просветительского направления нашей работы по прославлению новомучеников, то здесь, прежде всего, стоит обратить внимание на организацию паломничеств к местам, связанным с их подвигом. Во всех благочиниях Московской епархии ежегодно совершается паломничество на Бутовский полигон, а также в другие места, связанные с жизнью и кончиной новомучеников, в том числе в те храмы, где они проходили свое служение.

http://patriarchia.ru/db/text/4793788.ht...

– А эти стены еще помнят владыку Германа! – замечает батюшка, указывая на фрагменты кирпичной кладки. Сохранились и места, где стояли старые колонны, и даже старинная лестница – это немые свидетели трудов здесь российского святого, пережившие века. Иконостас храма Преображения Завершены были уже ремонтно-восстановительные работы в домовой церкви митрополита Платона, шатровый иконостас которой так в свое время понравился императору Павлу, и он даже пожелал устроить такой же у себя, в Санкт-Петербурге. На старинном фото отец Аверкий показал нам, как выглядела домовая церковь при митрополите Платоне. С удивлением мы обнаружили, что в отремонтированной в наши дни церкви сохранилась даже пономарская ниша. Новомученики Вифанской семинарии Конечно, меня очень интересовала судьба Вифанской семинарии. О ее современном состоянии я рассказывала читателям портала «Православие.ру». – Что же будет с этим большим комплексом зданий? – интересуюсь у отца Аверкия. – Нужно, чтобы вновь на вифанской земле появились такие люди, как митрополит Платон или владыка Герман, – объясняет батюшка. – Пока же мы подали заявку в Министерство культуры на восстановление Вифанской семинарии. Но с погружения в эпистолярное наследие владыки Германа началось наше изучение семинарской истории. 50 выпускников и преподавателей Вифанской семинарии пострадали за веру Христову в годы репрессий И уже в начале исследования мы обнаружили около 50 выпускников и преподавателей Вифанской семинарии – новомучеников и исповедников российских, которые пострадали за веру Христову в годы репрессий. Среди святых Вифании я встретила имена священномучеников Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского, который преподавал в Вифанской семинарии в 1909-1912 годах Церковную историю, и Александра Зверева, который предположительно в 1917-м году некоторое время являлся ректором Вифанской семинарии. В 1937-м году он был арестован по обвинению в антисоветской агитации и 16 ноября того же года расстрелян на Бутовском полигоне. Выпускники Вифанской семинарии 1913 года

http://pravoslavie.ru/107557.html

Посвящается епископу Серафиму (Звездинскому) Лазурное небо синело над нами, Был чудный апрельский ликующий день, Под вешними все оживало лучами, Манить начинало в прохладную тень; Из ближнего храма до нас доносился Веселый, торжественный, праздничный звон, Далеко-далеко он ввысь уносился, Но скорбную душу не радовал он… Мы грустно сидели пред мрачной тюрьмою, С решетками окна глядели на нас, И сердце сжималось тяжелой тоскою, И слезы невольно просились из глаз. Чем больше кругом оживала природа, От сна пробуждаясь холодной зимы, Тем каждого больше манила свобода, Казались мрачнее и стены тюрьмы… Но вот стук замка… и раскрылись пред нами Тяжелые створки железных ворот, И тесными узники вышли рядами, Толпясь, расступался пред ними народ. В рядах заключенных был он, наш святитель, В молитву сердечную весь погружен, Высокого сана достойный носитель, Приветлив и светел, как ангел, был он. Он вышел, и твердою бодрой стопою Он шел величаво спокойно вперед, Живою его окруживши стеною, Потоком широким стремился народ. Смотрите – се, пастырь-изгнанник пред вами, Святой панагией украшена грудь, Сияя любовью, как будто лучами, Готов он в далекий отправиться путь. Кругом восклицанья, и вздохи, и слезы: «Прощай, наш святитель, наш пастырь родной…» Напрасно суровые слышим угрозы, Напрасно толпу разгоняет конвой. О, дайте взглянуть на страдальца Христова, Пустите поближе к нему подойти, Услышать его заповедное слово И с болью сказать ему наше «прости». Не делайте более тяжким прощанье, Зачем здесь сверкают стальные штыки? Но нет, вас не тронут мольбы и рыданья, Но нет, не понять вам сердечной тоски. Оставьте винтовки, не бойтесь восстанья, Поверьте, ваш узник от вас не уйдет – Не сам ли внушал он всегда послушанье, Не сам ли смиренью учил он народ? Пред вами не злобный преступник мятежный, Не страшный убийца-разбойник, не вор, Смотрите, как часто с молитвой прилежной Он к небу возводит свой праведный взор; Он Господа молит за паству родную, Он молит за всех – и врагов, и друзей, Хотел бы он каждую душу больную

http://pravoslavie.ru/4358.html

Посвящайте все свои силы на проповедь Слова Божия, истины Христовой, особенно в наши дни, когда неверие и безбожие дерзновенно ополчились на Церковь Христову, и Бог любви и мира да будет со всеми вами. Аминь ( 2Кор.13:11 ). Тихон, Патриарх Московский и всея России. Троицкая Лавра. Сентября 25 (октября 8) дня 1919 года. Распоряжения Высшей Церковной Власти. 1919. Вятка. 21.12.1919(03.01.1920). Слово Святейшего Патриарха Тихона при вручении архипастырского жезла новохиротонисанному епископу Дмитровскому Серафиму [Звездинскому] Архив составителя Обращение Святейшего Патриарха Тихона в Совет Народных Комиссаров в связи с предполагаемым увозом из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры святых мощей преподобного Сергия Радонежского и демонстрирования их в одном из московских музеев 76 ...Мы прибегли к письменному обращению и заявили, что закрытие лаврских храмов и намерение вывезти оттуда мощи самым существенным образом затрагивает нашу религиозную совесть и является вторжением гражданской власти во внутреннюю жизнь и верование Церкви, что стоит в противоречии с декретом об отделении Церкви от государства, с неоднократными заявлениями высшей центральной власти о свободе вероисповеданий и с разъяснениями, что нет никакого общего распоряжения об изъятии из храмов предметов культа... [в изложении ] 1. Послание Святейшего Патриарха Тихона от 28 августа (10 сентября) 1920 г 2. Жизнеописание Тихона, Святейшего Патриарха Московского и всея России: Рукопись 05(?).1920. Резолюция Святейшего Патриарха Тихона о посвящении в стихарь Гавриила Чепика Архив Гомельской епархии, 1925–1926 05(18).05.1920. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода о предоставлении епархиальным архиереям права решать на местах все церковные дела в случае прекращения связи с центром 77 1. Церковные Ведомости. 1922. 1 2. Журнал Московской Патриархии. 1931. 1 Подписка Святейшего Патриарха Тихона, членов Священного Синода и Высшего Церковного Совета о прекращении церковного производства бракоразводных дел 78 Даём сию подписку в том, что, во исполнение заключающегося в этом циркуляре требования, производство бракоразводных дел и связанные с этим производством судебные, розыскные, налоговые, финансовые и хозяйственно-административные функции в епархиальных советах, Священном Синоде и Высшем Церковном Совете прекращаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Митрополит Сергий отвечал мне: а) что на него возложено предложением митрополита Петра, от 23 ноября (6 декабря) 1925 г. временное исполнение обязанностей Патриаршего Местоблюстителя, показав мне заверенное предложение митрополита Петра; б) что он согласен по послушанию принять на себя эти обязанности, – и как часовой стоит до появления разводящего, так и он не может оставить своего поста; в) что никакой пригласительной телеграммы прибыть в Москву он не получал; г) что вскоре помянутое предложение митрополита Петра он объявил викариям Московской епархии, правящему Серафиму [Звездинскому], Гавриилу [Красновскому] и Иоанну [Василевскому] и, наконец, д) что содержание его должно быть известно ранее 9(22) декабря и епископу Можайскому. Не получив пригласительной телеграммы, митрополит Сергий все равно не мог прибыть в Москву по независящим от него обстоятельствам. Признать ВЦС канонически законным органом Управления Церкви он не может. Право митрополита Петра на указание себе преемников путём частного предложения митрополит Сергий подтверждает не опубликованным нигде распоряжением Всероссийского Собора 1917–1918 гг., коим Святейшему Патриарху Тихону предоставлено было, ввиду исключительных обстоятельств времени, самому, по личному усмотрению, указать себе преемников, не оглашая их имён даже всем членам Собора. Ныне, по мысли митрополита Сергия, исключительные обстоятельства в Церкви продолжают оставаться неизменными. Никакого письменного ответа митрополит Сергий не дал. Сообщая Высшему Церковному Совету о результатах своей поездки в г. Нижний Новгород, нахожу необходимым предложить Совету: а) признать Сергия, митрополита Нижегородского, канонически законным временно исполняющим обязанности Патриаршего Местоблюстителя, со всеми вытекающими из этого признания последствиями; б) высоко ценя достигнутые Высшим Церковным Советом результаты по установлению долгожданных нормальных отношений к власти и регистрации, заняться сложными заботами (совместно с митрополитом Сергием Страгородским) , согласно Наказу, по подготовке Всероссийского Собора, по изданию церковного органа печати, по устройству богословской школы и регистрации и

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Как-то они застали отца Германа горько плачущим: «Иннокентий, сын мой, друг и брат, умирает...». Обе сестры невольно разрыдались. А младшая, Варвара, решила обратиться к Божией Матери с просьбой умолить Сына Своего, чтобы Он вместо отца Иннокентия, такого нужного всем, взял ее жизнь, никому, как ей казалось, не нужную. С этим она и пришла к отцу Герману: «Батюшка, я хочу умереть за отца Иннокентия. У него много детей, а я одна, у меня нет никого». Отец Герман спросил: «А ты вынесешь эту болезнь?». Варвара ответила: «с вашей помощью, батюшка». У постели больного отец Герман сказал: «Вставай, Иннокентий, тебе замена пришла». Варвара опустилась на колени и, плача, целовала руку болящего. На обратном пути, еще не дойдя до монастырской гостиницы, у Варвары разболелась голова. Она сразу же слегла, а батюшка стал поправляться. Вскоре отец Иннокентий совершенно выздоровел, а Варвара умерла, повторив подвиг святой Елены Дивеевской. Как мы помним, по послушанию преподобному Серафиму Саровскому умершей вместо своего брата, Михаила Мантурова, который нужен был старцу в устройстве Дивеевской обители. Только в нашем случае Варвара сама пожертвовала собой ради выздоровления монаха. 17/30 января 1923 года скончался схиигумен Герман. А через десять дней после его погребения была создана комиссия по проверке церковного имущества и ликвидации монастырей уезда. Исполнялись слова владыки Серафима (Звездинского) : пустынь оказалась на пороге закрытия. Отец Иннокентий об этом времени рассказывал следующее: «Ждали приезда комиссии, все говорили, что церковь закроют, нас выселят. Я и скорбел за обитель, братию, да и о себе думал: «Что делать? Куда податься?». Однажды вижу как бы в тонком сне, что стою в нашем соборе сзади, где всегда стоял батюшка [игумен Герман. – Примеч. сост.], и чувствую, что он рядом со мной и молится, а по ту сторону от батюшки – отец Мелхиседек (Лихачёв). Батюшку я не вижу, а чувствую, что он здесь, как живой, рядом со мною. Церковь вся освещена, все горит огнями, все паникадила зажжены, как на Пасху, но свет от них сильнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Прощание закончилось общим пением «Достойно», после которого священник, поклонившись всем, сказал: «Братие, довольно, уже поздно, теперь идите домой отдыхать». Народ стал расходиться, но и при уходе тебя как будто заманивают на будущее время – раздают поучительные книжки и листки, издаваемые самим монастырем. [...] Пришел в казарму; товарищи мои уже давно спят. Я тоже, исполнивши христианский долг, со спокойным сердцем лег на свою солдатскую койку и заснул... И. Дементьев Хиротония Государь Император, в 24-й день мая сего года, Высочайше утвердить соизволил всеподданнейший доклад Святейшего Синода о бытии наместнику Московского кафедрального Чудова монастыря архимандриту Арсению епископом Серпуховским, пятым викарием Московской епархии, с тем, чтобы наречение и хиротония его во епископа были произведены в Москве и с переименованием третьего викария Московской епархии епископа Волоколамского Феодора во второго викария той же епархии, четвертого викария помянутой епархии епископа Верейского Модеста в третьего викария оной и пятого викария Московской епархии епископа Можайского Димитрия в четвертого викария сей епархии 31 . Определением Святейшего Синода от 24–27 мая 1914 года за 4700 постановлено: 1) оставить наместника Московского кафедрального Чудова монастыря архимандрита Арсения, и по возведении его в сан епископа, наместником сего монастыря и 2) назначить в помощь архимандриту Арсению по управлению Чудовым монастырем преподавателя Московской Духовной семинарии иеромонаха Серафима (Звездинского) , с наименованием его помощником наместника сего монастыря, с возведением в сан архимандрита и освобождением от должности преподавателя названной семинарии 32 . Высочайше утвержденным 24 мая всеподданнейшим докладом Святейшего Синода на кафедру епископа Серпуховского, викария Московской епархии, освободившуюся за перемещением преосвященного Анастасия в Холм, назначен наместник Московского кафедрального Чудова монастыря архимандрит Арсений (Жадановский) 33 . Достопамятные сказания 34

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

—390— 5, 5:5). – 10) По § 81 лит. б п. 12 устава духовных академий «присуждение премий за ученые труды на предложенные от академии задачи» значится, в числе дел Совета Академии, представляемых на утверждение Епархиального Преосвященного. Определили: 1) Премию Митрополита Литовского Иосифа в 165 рублей присудить кандидату Академии 1909 года Николаю Кудрявцеву за кандидатское сочинение на тему: «Мэн де-Биран, как метафизик и религиозный мыслитель»; премию протоиерея А.И. Невоструева в 158 р. – кандидату того же выпуска Василию Виноградову за сочинение на тему: «Уставные Чтения»; премию XXIX курса в 60 р. – кандидату Александру Триодину за сочинение на тему: «Неохристианство в современной французской литературе»; две премии протоиерея А. М. Иванцова-Платонова – кандидатам Борису Добротворцеву (в 160 р.) за сочинение на тему: «Религиозная философия католических французских модернистов», и Евстафию Калишевичу (в 120 р.) за сочинение на тему: «Папа Лeb XIII и социальный вопрос»; премию протоиерея С. К. Смирнова в 102 р. – кандидату Петру Ярославцеву за сочинение на тему: «Почитание святителя Николая в древней Руси», и одну из премий проф. И.Н. Корсунского в 55 рублей – кандидату Ивану Поспелову за сочинение на тему: «Апостольский Собор, как образец для церковных соборов ( Дeяh. XV гл.)» – 2) Присуждение второй премии проф. И.Н. Корсунского в 55 р. и премии Архиепископа Димитрия (Самбикина) в 76 р. – отложить до следующего года. – 3) Две премии Митрополита Московского Макария за лучшие семестровые сочинения, по 97 р. каждая, – выдать кандидатам Василию Виноградову и Николаю Кудрявцеву, а премию протоиерея И.П. Орлова за лучшие успехи в сочинении проповедей в 32 р. (за назначением кандидату Василию Виноградову премий за кандидатское и семестровые сочинения) – кандидату того же выпуска Иеромонаху Серафиму (Звездинскому). – 4) Постановления сии представить предварительно на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства. III. – О выдаче из процентов с капитала, пожертвованного П.А. Мухановою, пособий членам академической корпорации.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И вот митрополит Платон, служа часто и в Кремле, и в дворцовых церквах, вышел как-то раз из алтаря, обошел храм, как бы случайно, и видит – стоит простой мужик, седой, как лунь, борода окладистая. По многолюдству отошел в сторонку и плачет. Митрополит его спрашивает: – Отче, – уважительно, – ты что плачешь? – А я, – говорит, – слушаю слово митрополита Платона. А ты слышишь это слово? – Нет, – говорит, – не слышу, но знаю, что он так говорит, что не плакать невозможно. Но вернемся к нашей теме. Дар молитвы Преподобный Сергий получил, находясь еще во чреве матери, ибо неоднократно были слышны некие возглашения во время Божественной литургии. Неудивительно (продолжаем мы нашу речь), что и все его отроческие годы были освещены... «Освещены» – это страдательное причастие прошедшего времени, краткой формы. А что в этом слове писать – «я» или «е»? Если от слов «святой», «святость», то «я». А мне кажется, что можно взять корень свет: «освещены». Дальше давайте взойдем на поэтическую высоту, используем художественный образ, ибо без этого тоже проповедь обойтись не может. Интересно, что образность речи есть мало акцентируемый, но очень важный элемент проповеднического искусства. Из тех, кто в великой степени владел образностью речи, из XIX века можно упомянуть святителя Иннокентия Херсонского . Сейчас его произведения издаются, он уже прославлен как святой. А из XX века я бы назвал новомученика святителя Серафима Звездинского . Его проповеди и воспоминания тоже изданы. Образность речи состоит в том, чтобы найти такой образ и словом его так написать, чтобы он никогда не забылся слушателю. Образность речи хороша потому, что ее запоминать не нужно, она сама себя запечатлевает в сердце слушающего. Неудивительно, что все его отроческие годы были освещены немерцающим светом... А это словосочетание «немерцающий свет» есть в вечерних молитвах. ...незримой миру лампады, которую Сам Господь затеплил в кроткой и незлобивой душе. Обычное, казалось бы, предложение, но на деле в нем отражается вся красота православной духовности. Протестантские проповеди мы с вами не воспринимаем, потому что они плоски, приземлены, они не в состоянии познать тайну духа человеческого. А вот одно такое предложение говорит, что это слово Божие, слово, которое вбирает в себя всю полноту духовного и культурного наследия Матери Церкви. Да и лучшего образа-то и не подберешь, чтобы в двух словах передать мысль об отроческом сердце, чистота которого превосходит в совершенной степени наши бедные, поломанные, еще вчера, может быть, загаженные, а сегодня уже очищаемые души.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010