Богородицк. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Покровская церковь г. Богородицка В приходе: часть г. Богородицка и д. Крутой Верх. Время образования не установлено. Каменная церковь с главным престолом в честь Покрова Пресвятой Богородицы построена в 1811 г. на средства прихожан. Приделы: правый - во имя пророка Илии, левый - во имя свт. Митрофана Воронежского; в трапезной правый - во имя Иоанна Предтечи, левый - во имя Николая, архиеп. Мир Ликийского. Ф. 1449, III кат., 5 ед. хр., 1820-1886 гг., 1 оп. (хронол., рукопись). http://new.rusarchives.ru/guide/gatyo/fz3.shtml Покровская. Приход этой церкви возник еще до возведения Богородицка на степень города. Его составляла Пушкарская слобода, в которой построен был деревянный храм во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. Время построения этого храма неизвестно. В настоящее время приход состоит из городских обывателей и крестьян дер. Крутого Верха в 12-ти в. от прихода. Всех жителей в приходе числится 743 м. п. и 737 ж. п. В 1807 г. приходский деревянный храм сгорел: вместо него, на средства прихожан, построено было в 1808-11 гг. каменное здание для храма в то же наименование; но, по недостатку средств, храм приводился к окончанию медленно. В 1811 г. в нем был устроен только придел во имя св. Чудотворца Николая. После этого придела были устроены, неизвестно в каком году, главный алтарь храма и другой придельный во имя св. Иоанна Предтечи. В 1849 г. в настоящем храме, близ правого клироса, устроен придел во имя св. прор. Илии. К 1854 г., близ левого клироса в том же храме устроен придел во имя св. Митрофана Воронежского на средства прихожанки девицы из дворян Агриппины Александр. Лопухиной. На средства той же г. Лопухиной в 1860 г. построена была каменная колокольня вместо прежней деревянной, разбитой молнией 10 мая 1885 г. В последующее время в храме производились разного рода поновления, сводившиеся главным образом к украшению его стенными изображениями и к замене его иконостасов новыми. К 1867 г. заменен был новым иконостас в приделе св. Иоанна Предтечи, в 1868 г. в приделе св. Николая, в 1874 г. то же сделано с иконостасом настоящего храма. Все эти поновления производились частью на церковные деньги, частью на пожертвования прихожан. Особенно чтимая икона в храме Успения Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=35382

Богородицк. Домовая церковь Сергия Радонежского при бывшем сельхозучилище. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты 2018 год дал прекрасный повод поговорить о нескольких памятных датах, связанных с историей Богородицкого сельскохозяйственного училища. Оно было основано сто двадцать лет тому назад, 7 октября 1898 года (25 сентября по старому стилю), по инициативе профессора, общественного деятеля, писателя, известного агронома, а также председателя сельскохозяйственной комиссии Тульского губернского земства И.А. Стебута (1833–1923). Обратите внимание на год его рождения! Напомним, что 16 октября 1833 года почил в Бозе первый русский учёный-агроном Андрей Тимофеевич Болотов, а 12 февраля того же года появился на свет в будущем не менее знаменитый его коллега – Иван Александрович Стебут. Оба оказались долгожителями. Первый прожил 95 лет, второй – 90 Училище создавалось на средства государства и при поддержке Богородицкого земства. Первые два года обучение шло в двух арендованных у купца В.А. Кобякова домах. Строительство главного здания училища началось в 1897 году и в основном было закончено к 1901-му году. В училищный комплекс входили трехэтажный кирпичный корпус с аудиториями и лабораториями, два двухэтажных - с квартирами для преподавателей и ещё два двухэтажных - для служащих и для общежитий. Писатель Сергей Михайлович Голицын в своих мемуарах «Записки уцелевшего» вспоминал, что при училище «были молочная ферма, фруктовый сад и рыбоводческие пруды, после революции спущенные. Училище считалось первоклассным благодаря просторным помещениям и лабораториям, оснащённым новейшим по тому времени оборудованием». От себя добавим, что училище считалось передовым еще и потому, что лучших преподавателей специально приглашали из других городов. Готовило оно агрономов среднего профиля. В 1903 году при училище тщанием Министерства земледелия была устроена церковь с престолом во имя преп. Сергия Радонежского. Церковь была небольшая и считалась домовой, так как располагалась на втором этаже учебного корпуса в пятигранной пристройке к северному фасаду за актовым залом. Она имела на внешнем фасаде крест в кирпичной кладке. Сейчас крест заложен и заштукатурен, но очень хорошо проглядываются его очертания. Церковь была приписана к храму во имя Казанской Божией Матери села Богородицкого. Здесь имеется в виду Свято-Казанский храм города Богородицка, который до революции 1917 года считался сельским.

http://sobory.ru/article/?object=39485

Лобынское. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Село (сейчас деревня) располагается справа от дороги из Тулы в Богородицк (см. карту) и отстоит в 14 верстах от Тулы. В писцовых книгах 1587-1678 гг. оно упоминается как «деревня Лобынск Заупского стана», принадлежащее помещикам Крюковым. В 1857 г. в селе при пруде проживало 18 чел., по Клировым ведомостям 1915-16 гг. в этом селе было 2 двора и 7 чел. Это село было церковным, т. е. в нём жили только служители церкви с семьями. После 1917 г., когда храм был разрушен, а священноцерковнослужители арестованы или выселены, село перестало существовать. Его название перешло к находящейся рядом (за погостом) деревне Крюковке. В 2000 г. в дер. Лобынское (Крюковка) Прилепского сельского округа Ленинского района было 28 жителей. В настоящее время деревня Лобынское входит в состав сельского поселения Ильинское Ленинского района. Деревянная Богородицерождественская церковь описана в писцовой книге 1587-1589 гг. В 1777 г. помещиками Андреем Лопатиным и Ильёй Пургусовым был построен каменный храм. В 1803 г. на средства помещика Мясново Николая Алексеевича он был расширен. В 1893 г. помещиками Фигнер Николаем Николаевичем и Медеею Ивановной храм был капитально отреставрирован и построена новая каменная колокольня. Источник информации : А.Г. Зайцев " Краткая история селений Тульского уезда "  стр.32 Приход с. Лобынского расположен при реке Упе, на холмистых возвышенностях в 14 вер. от г. Тулы. Местоположение села в гористой местности, обильной природными источниками ключевой воды прекрасного качества, вполне благоприятствует здоровью населения. В состав Лобынского прихода, кроме села, входят деревни: Крюковка, Березовка, Литовиново, Брыковка, Каменка, Тришкино, Дубовка Демидовка, Солосовка и Вьевка. Общее число прихожан простирается до 534 душ крестьян муж. и 562 - жен. пола. Занятие жителей большею частию земледелие; но развито и мастерства: плотничное, столярное, токарное, малярное, каменное, жестяное и промыслы рыболовный и друг.

http://sobory.ru/article/?object=36717

Ясенок. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Село Ясенок (Подлубное, Ясенок тож; ныне обозначено на картах как Ясенок-Выселки) упомянуто уже в писцовых книгах 1571-72 гг. Существующий ныне храм Рождества Пресвятой Богородицы с приделом в честь Архистратига Михаила построен в 1793 г. помещиком села подпоручиком Иваном Филипповичем Змеевым вместо прежней деревянной церкви. Глядя на обезлюдевшее ныне село и такие же окрестности, трудно представить, что, например, в 1915 г. в приходе этого маленького храма было 1172 жителя обоего пола. (П.И. Малицкий. Приходы и церкви Тульской епархии. Тула, 1895; Д.Н. Антонов. «Новый Кеппен». Приходы тульской епархии (по данным клировых ведомостей, 1915-1916 гг.) Тула, 2003). Храм открыт настежь, на полу лежат мешки с удобрениями... Село Ясенок, Подлубное тож, расположено при большой дороге, которая проходит из Венева в Богородицк, по обеим сторонам речки Ясенок, в 50 верстах от Тулы и 19 верстах от Венева. Название свое село получило по двум ближайшим к храму селениям: сельцу Подлубному и деревни Ясенок, из них первое названо, вероятно, по существующему урочищу Лубяной корь, а второе по речке. С названием Ясенка село существовало еще во второй половине XVI столетия, только тогда церковь находилась не там, где теперь, а в селении Верхний Ясенок, которое в настоящее время входит в состав прихода в качестве деревни. Об этом свидетельствуют писцовые книги 1571 – 72 гг. В них встречается село Есенок и деревня Новый Ясенок, только село значится находящимся на «Есенецких отвершках», а деревня на речке Ясенке, а не на оборот, как теперь. В настоящее время, кроме села, в состав прихода входят деревни Верхний Ясенок, Петровская и Галыгино; в таком же точно составе и с таким же почти названием их приход существовал еще до 1791 г. Число всех жителей в приходе 525 муж. пола и 566 жен. пола. Храм в селе каменного здания, во имя Рождества Богородицы, с приделом в честь Архистратига Михаила, построен в 1793 г. помещиком села, подпоручиком Иоанном Филипповичем Змеевым, вместо прежней деревянной церкви. От последней храм был поставлен на расстоянии 100 сажень к северо-востоку. Означенный храм существует в своем первоначальном виде, за исключением иконостасов, которые заменены новыми. В 1868 г. был устроен новый иконостас по новому рисунку в приделе, а в 1876 г. – в настоящей.

http://sobory.ru/article/?object=10890

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИЛИНДИН [Билигдин] Петр Федоров († после 1716), один из ведущих иконописцев Оружейной палаты посл. трети XVII - нач. XVIII в.; ученик Ивана Кириллова , затем Симона Ушакова , к-рый в 1678 г. рекомендовал его, кормового мастера, на вакантное место жалованного иконописца (с 1689). Участник мн. коллективных работ мастеров Оружейной палаты: по росписи Успенского собора Московского Кремля (1674 и 1680), по поновлению икон местного ряда иконостаса в дворцовой Сретенской ц. (1677), по написанию икон праотеческого ряда иконостаса в дворцовой ц. вмц. Евдокии (1678), по росписи стен на сюжет «Видение царя Константина» в сенях Грановитой палаты в Кремле (1678), дворцовой ц. Спаса Нерукотворного (1679), по изготовлению изображений херувимов на холсте для дворцовой ц. св. Иоанна Предтечи (ранее ц. Иоанна Белградского, 1679), по написанию икон для московского Новодевичьего мон-ря (1683 и 1685) и росписи стен у зап. входа собора Вознесенского мон-ря в Московском Кремле (1684). Самостоятельно мастером были выполнены сев. и юж. двери иконостаса дворцовой ц. Рождества Богородицы (1682; не сохр.), иконы «Благовещение» и «Рождество Христово» для праздничного ряда иконостаса в московский Высокопетровский мон-рь (1691; не сохр.), поновлена композиция «Покров Богородицы» на въездных Пречистенских вратах за Белым городом (1695; не сохр.), написано «Распятие с предстоящими» на стене над юж. входом собора Крестовоздвиженского мон-ря на Знаменке (1697; не сохр.). В 1688 г. вместе с Кириллом Улановым им были созданы иконы «Воскресение со страстями и праздниками», «Свт. Николай Чудотворец в житии», «Прп. Сергий Радонежский в житии» (не сохр.) местного ряда для ц. Живоносного Источника в Богородицком городке (совр. г. Богородицк, Тульская обл.). Б. писал иконы для домашнего обихода членов царской семьи: царевны Татианы Михайловны («Ап. Иоанн Богослов в молчании», «Богоматерь Страстная», «Богоматерь Иверская», 1688), царицы Марфы Алексеевны (12 икон праздников, «Прп. Марфа», 1688), царевича Алексея Петровича («Свт. Амвросий Медиоланский, еп. Василий Парийский, мч. Памфил, вмц. Анастасия Узорешительница, мученицы Марина и Евгения, прп. Иоанн Дамаскин», 1697).

http://pravenc.ru/text/149183.html

Архитектор Иван Егорович Старов Список храмов, которые построил Иван Егорович Старов (или с его участием) Вологодская область Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери Кирилловский район, Кириллов Архитектор: И.Е. Старов Год постройки: 1823 Архитектурный стиль: Ампир Ленинградская область Церковь Николая Чудотворца (старая) Гатчинский район, Никольское Архитектор: И.Е. Старов Год постройки: Между 1775 и 1784 Церковь Александра Невского Гатчинский район, Александровка Архитектор: И.Е. Старов (?) Год постройки: 1794 Церковь Троицы Живоначальной Волосовский район, Пятая Гора Архитектор: И.Е. Старов (приписывается) Год постройки: Между 1827 и 1831 Архитектурный стиль: Ампир Московская область Церковь Николая Чудотворца Рузский городской округ, Никольское (Никольского с/о - бывш. Никольское-Гагарино) Архитектор: И.Е. Старов Год постройки: 1776 Архитектурный стиль: Классицизм Республика Татарстан Казанско-Богородицкий монастырь. Собор Казанской иконы Божией Матери (старый) (утрачена) Казань, город, Вахитовский район Архитектор: И.Е. Старов Год постройки: Между 1798 и 1808 Архитектурный стиль: Классицизм Ростовская область Церковь Успения Пресвятой Богородицы Каменский район и г. Каменск-Шахтинский, Калитвенская Архитектор: И.Е. Старов Год постройки: Между 1809 и 1833 Рязанская область Церковь Казанской иконы Божией Матери Рыбновский район, Константиново Архитектор: И.Е. Старов, реставрация С.Г. Варганов Год постройки: 1800 Архитектурный стиль: Классицизм Тверская область Церковь Спаса Всемилостливого Молоковский район, Деледино Архитектор: И.Е. Старов Год постройки: Между 1804 и 1845 Архитектурный стиль: Классицизм Тульская область Церковь Казанской иконы Божией Матери Богородицкий район, Богородицк Архитектор: И.Е. Старов Год постройки: Между 1780 и 1783 Архитектурный стиль: Классицизм Церковь Спаса Преображения Донской, город, Бобрик-Гора Архитектор: И.Е. Старов Год постройки: 1778 Архитектурный стиль: Классицизм Украина, Николаевская область Собор Григория Армянского (Просветителя) (утрачена)

http://sobory.ru/architect/iestarov

Орловка. Церковь Николая Чудотворца. Николаевская церковь Карта и ближайшие объекты Располагается на реке Олень, в месте впадения в неё Орловского ручья. Впервые упоминается в Писцовой книге города Дедилова 1588 года под названием " Село Новое Долгая слободка управоповороте на речке Олешне " , принадлежащее князьям Голицыным. Уже тогда в селе существовала деревянная Воскресенская церковь с приделом Николая Чудотворца. В 1858 году встречается второе название - Никольское, по названию церкви. До 1777 года Орловка входила в Дедиловский уезд, а с его упразднением вошла в Богородицкий. Уездный центр Богородицк находился в 18 верстах от села. Сохранившаяся полуразрушенная Николаевская церковь построена в 1809 году, до этого момента существование церкви в Орловке не отмечено. В 1916 году в селе было 64 двора и проживало 410 человек, работала Земская школа. В приходе церкви села Орловка в 1916 году так же числились населенные пункты: Дмитриевка - сельцо, в одной версте, упоминается с 1811 года, 121 чел.; Дубовка - деревня, упоминается с 1811 года, 6 верст, 615 человек, имелась земская школа; Кибень - сельцо, упоминается с конца XIX века, 3 в., 668 чел., земская школа; Оленские выселки - упоминается с 1858 года, на Ефремовском тракте, 7 в., 27 чел.; Олень (Алень) - сельцо, упоминается с 1765 года, 2 в., 523 чел., земская школа; Черная Грязь - деревня, Черная Грязь, упоминается с 1811 года, на Ефремовском тракте, 3 в., 1038 чел., имелось 2 школы - земская и министерская. Интересно, что из всех вышеперечисленных населенных пунктов в 1765 году существовало только две деревни - Орловка и Олень, что свидетельствует о сравнительно позднем заселении данной местности. Видимо, не с проста административная единица, куда входили окрестности Орловки, в середине XVIII века называлась " Погорельский стан " . Угроза нападения крымских татар сохранялась до конца XVII века. С сайта http://dedilov.ru/orlovka.html Село Орловка находится в 45 в. от г. Тулы н в 16 в. от г. Богородицка, при ручье из колодезя „Орел " , от которого и получило свое название. Колодезь же, по рассказам, получил такое имя от того, что около него рос огромный дуб, на котором орел в продолжении нескольких лет вил себе гнездо и выводил детей. В состав прихода входит: село Орловка, сельцо Дмитриевка, сельцо Олень, Оленские выселки, сельцо Кибен, деревни Дубовка и Черная Грязь. Прихожан мужского пола 1302 души и жен. пола 1404 души.

http://sobory.ru/article/?object=19710

Сохранилась старая фотография, которая дает нам представление о том, как выглядела домовая церковь, примерно, в 1909 году. Несмотря на черно-белое изображение и не очень хорошее качество снимка, от внимательного взора не ускользает изящное внутреннее убранство: кованый декор и ростовые иконы «академического письма» в стиле модерн. Иконостас состоял из одного ряда (чина): слева иконы Божией Матери «Благодатное небо» и Архангела Михаила (возможно, в честь небесного покровителя директора училища Михаила Петровича Зубрилова), справа – иконы «Господь Вседержитель» и преп. Сергия Радонежского (на фотографии видна только ее часть). Отчетливо просматривается и алтарная икона «Воскресение Христово». Над Царскими вратами – едва различимая икона «Тайная вечеря». Как и училище, церковь освятили в день памяти Святого Сергия Радонежского, покровителя всех учащихся – 25 сентября по старому стилю. Попасть в церковь можно было только через огромный актовый зал, в котором во время службы и находились прихожане, то есть студенты и преподаватели училища. Когда актовый зал выполнял свои основные функции, арочный вход в церковь закрывался с помощью больших складных дверей. Церковь просуществовала пятнадцать лет, и все это время ее опекал настоятель Казанского храма, Благочинный I Богородицкого округа, а также с 1898 года бессменный законоучитель, то есть преподаватель Закона Божия сельскохозяйственного училища Николай Павлович Постников. Николай Павлович родился 8 ноября 1868 года в городе Туле в семье пономаря Вознесенского храма. В 1893 году его рукоположили в священники Казанской церкви села Богородицкого. С 1895 по 1916 годы он ее настоятель. Маленькая домовая церковь при училище была первой в Богородицке, которая подверглась полному уничтожению. Этот факт зафиксирован в рапорте отца Николая Тульской духовной консистории от 23 ноября 1918 года: «Долг имею донести, что, по предписании из Тульского и Богородицкого Отделов народного образования, храм при Богородицком сельскохозяйственном среднем училище Во имя преподобного Сергия Радонежского сломан 10 ноября 1918 г.: иконостас, алтарь, св. престол, все иконы и всё церковное имущество удалено из училищного здания и ликвидировано. Св. антиминс (четырехугольный плат с вшитой частицей мощей православного мученика – необходимая принадлежность полной литургии – прим. автора) мною передан на хранение в соборный храм (имеется в виду Троицкая церковь, разобранная в 1937 году – прим. автора). Все меры к сохранению храма со стороны моей, училищной администрации и православной общины исчерпаны и безуспешны. Благочинный Николай Постников». С 1 марта 1918 года отец Николай уволен с должности законоучителя и, не имея средств к существованию, подал прошение на место псаломщика в Троицком соборе. Но ему отказали, и некоторое время он служил в Покровской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=39485

старанием генерала от инфантерии, князя Андрея Горчакова на собственные средства. До сих пор храм существует в своем первоначальном виде. При храме находятся два придела: один - теплый во имя преп. Сергия Радонежского, другой во имя св. Николая, еще не освященный. Эти приделы были устроены в 1859 году иждивением княгини Горчаковой. Внутри храм подвергался ремонтировкам так, иконостас в настоящем храме около 50-х годов заменен новым, ныне существующим, на средства той же княгини. Просуществовав 40 лет, он стал приходить в упадок, вследствие чего опять был возобновлен в 1894 году. Иконостас левого придельного храма тоже был возобновлен в 1893 году частью на средства бывшего помещика села, полковника Башмакова, а частью вдовою полковника, г-жою Башмаковой. В правом южном приделе иконостас выстроен был в 1859 г. на средства упомянутой княгини и до настоящего времени существует в своем первоначальном виде. В храме находится местночтимая икона Казанской Божией Матери, выписанная прихожанами с Афона из русского Пантелеймонова монастыря. В центре села, около старого кладбища, на месте упраздненного за ветхостью старого деревянного храма, находится каменная часовня. На содержание храма получаются % с капитала 1999 руб. 44 коп. Причт состоит из священника и псаломщика. В пользу причта получаются % с капитала 1996 р. Земли усадебной 3 дес., а полевой 33 дес. В приходе есть школа грамоты. П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г. Богородицкий уезд, стр. 111 Если отклониться от прямой диагонали Богородицк-Куркино в сторону Куликова поля, то можно попасть в село Знаменское, " Мышенка тож " ,  раскинувшееся среди живописных полей. Блестят золотом навершия церкви - это храм, как понятно из имени села, во имя Знамения Пресвятой Богородицы. Выстроен он был в 1810 году на средства князя А. Горчакова в стиле раннего классицизма - с " итальянскими " полуциркульными окнами ротонды и шпилем на колокольне; чуть позже " оброс " Сергиевским и Никольским приделами, возобновлён в 1894-м.

http://sobory.ru/article/?object=32499

Г. исполнял копии казеиново-масляной темперой, вначале по загрунтованной бумаге, позже по пенопласту, с воспроизведением объемных архитектурных форм подлинника. Будучи одним из ведущих специалистов в области изучения монументальной живописи, Г. изложил свой метод в ряде докладов и публикаций. Соч.: Некоторые приемы построения композиций в древнерус. живописи XI-XVII вв.//ДРИ. М., 1968. [Вып.:] Худож. культура Новгорода. С. 126-139; Математика орнаментов Дионисия (в соавт. с Майстровым Л. Е.)//Ист.-матем. исслед. М., 1979; 24; О росписи Рождественского собора Ферапонтова мон-ря//ДРИ. М., 1980. [Вып.:] Монументальная живопись XI-XVII вв. С. 331-339; О В. И. Вьюшине//Ферапонтовский сб. М., 1988. Вып. 2. С. 243-245; О начальных этапах работы мастеров ферапонтовской росписи//ДРИ. М., 1989. [Вып.:] Художественные памятники Рус. Севера. С. 69-73; О некоторых изображениях неясыти пустынной в древнерус. живописи XV в.//ДРИ. М., 1998. [Вып.:] Сергий Радонежский и худож. культура Москвы XIV-XV вв. С. 144-149. Лит.: Фрески Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия в копиях худож. Н. В. Гусева: Кат. выст./Сост.: Н. Л. Кропивницкая; Авт. вступ. ст. Л. М. Евсеева. М., 1987; Евсеева Л. М. Фрески Дионисия и его современников в копиях художников XX в.: Дионисий «живописец пресловущий»: Выст. произведений древнерус. искусства XV-XVI вв. в ГТГ. М., 2002. Выставки: Дионисий в копиях моск. художников. М., 1956; Отчетная выставка экспедиции в Ферапонтов мон-рь: 1962-1964 гг.: Творчество Дионисия: Прориси и копии фресок Ферапонтова мон-ря, выполненные по заданию ГТГ художником Н. В. Гусевым. М., 1965; Монументальное искусство Дионисия. 1972; Дионисий и искусство Москвы XV-XVI ст. Л., 1981; Монументальное искусство Древней Руси. М., 1978; Образ человека в искусстве времени Куликовской битвы/Богородицкий ист.-худож. музей (фил. Тульского обл. худож. музея (ныне - ГМИИ)). Богородицк, 1980; Нац. выставка РСФСР. Дюссельдорф, 1981; Нац. выставка РСФСР. Пирей, 1985; Фрески Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия в копиях художника Н. В. Гусева: Выст. произведений древнерус. искусства XV-XVI вв. в ГТГ. М., 1986; Дионисий «живописец пресловущий»: К 500-летию росписи Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. М., 2002.

http://pravenc.ru/text/168414.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010