В марте 1738 года назначен был в Казанские епископы Лука Конашевич 370 ), бывший воспитанник и профессор Киевской Академии 371 ). Он проектировал преобразовать и действительно преобразовал Казанскую школу в полную семинарию 372 ). С 1739 года в ней стали преподавать философию, а с 1751 года и богословие 373 ). Периодически вызывая к себе учителей из студентов Киевской Академии, преосвященный Лука задумал обзавестись достойными учителями и из казанских воспитанников, и с этою целью в 1742 году послал двоих из них, Григория Аристовского и Иоанна Быстрицкого, в Киевскую Академию, для довершения образования, где они пробыли до 3 марта 1744 года 374 ). Представляем список известных нам учителей Казанской семинарии со времени учреждения ее и до 1750 года. Свенцицкий Василий Яковлевич, с 1723 года 375 ); в 1733–4 году был учителем в Свияжской Новокрещенской школе 376 ); в 1734 и 1735 г.г. был в Казанской школе учителем инфимы и фары, а в 1737 году – фары 377 ). Дионисий, иеромонах, с 10 ноября 1727 года и до 1730 года 378 ), вероятно, обучавший чтению и письму, как и его преемник. Стародубский Димитрий, иеродиакон, в 1730–32 годах бывший учителем чтения и письма 379 ). Роговский Михаил, в 1731–33 годах учивший элементару 380 ). Гловацкий Стефан в 1733 году преподавать, вероятно, фару и инфиму, в 1734 году грамматику, в 1735 году синтаксиму, с 1736 года пиитику и затем, совместно с Григоровичем, реторику и пиитику, но так, что одного дня ученики обучались у Стефана Гловацкого реторике и пиитике, а другого дня у Василия Григоровича греческому диалекту и арифметике 381 ). В 1739–40 году Гловацкий был учителем 382 ). Поступив после этого в монашество с именем Сильвестра, Гловацкий в 1742–49 г.г. был архимандритом Свияжского Богородицкого монастыря, откуда возведен был в сан Тобольского митрополита. Скончался в 1760 году в сане Суздальского митрополита 383 ). Пуцек Григорович Василий – с 1733 года 384 ), вероятно, сначала преподавал в низших классах, а с 1737 до 1739 года – греческий диалект и арифметику в классах реторики и пиитики, в 1739–40 годах реторику и пиитику, а с 1740 года – философию. Приняв в 1741 году монашество с именем Вениамина, Григорович продолжал преподавать философию до 1745 года 385 ), сделавшись, с начала 1744 года, и ректором семинарии, а с конца этого года – и архимандритом Спасо-Казанского Преображенского монастыря 386 ). В 1748 году он хиротонисан в епископа Нижегородского; был потом епископом Тверским, Псковским, архиепископом С.-Петербургским и митрополитом Казанским и скончался в 1783 году на покое в Седмиезерной пустыни 387 ). Он известен и как духовный писатель 388 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

В настоящее время в монастыре идут восстановительные работы, уже отреставрирована церковь и братский корпус, налаживается монастырское хозяйство, идет подготовка к восстановлению других монастырских построек, строительству монастырской ограды. Братия монастыря : Игумен - архимандрит Герман (Кузьмин). Казначей - иеродиакон Агапит (Борцов). иеромонах Авраамий (Бобров), священноинок Варлаам (Стрельников), иеромонах Онуфрий (Артюшкин), иеродиакон Нил (Комлев), иеродиакон Спиридон (Белослудцев). С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП. На первых порах обитель была бедна. В 1646 г. старец Протасий сказал переписчикам, что «и в том монастыре двадцать девять братий, а кормятца мотыками». Как предполагает в этой связи исследователь казанских монастырей И. Покровский (1902 г.) , огородничество было у первых насельников Седмиезерной пустыни главным способом добывания средств для пропитания. Но, время шло, и хозяйственное положение монастыря постепенно улучшалось. Немалую роль в этом сыграли доброхотные пожертвования. Так, например, купец Иоанн Черник из Казани пожертвовал сюда все свое состояние. ( После смерти его тело было погребено за алтарем храма). В 1678 г. во владении монастыря находилось уже земли 459 десятин 219 четвертей, 19 крестьянских дворов, сенных покосов на 2100 копен, лесных угодий длиной на 18 верст, 4 мельницы, 12 лавок в Казани, рыбные ловли на реках и озерах. Со второй половины XVII столетия постепенно ослабевает монашеская жизнь. Государственные и церковные преобразования Петра I довершили сокрушительный удар, сломивший былую силу русского монашества и самой церкви. Начался новый, Синодальный, период в ее истории. Монастыри оказались обложенными различными податями, а пострижение в монахи стало ограничиваться весьма стеснительными условиями. Таким образом, ко времени учреждения монастырских штатов (1764 г.) многие обители оказались приписанными к другим, более богатым монастырям, некоторые были упразднены. Седмиезерную пустынь сия участь не постигла. По штатам 1764 г. она была приписана к III классу. После драматических событий , последовавших в первой четверти XX века, Седмиезерная пустынь разделила участь всех 26 монастырей Казанской епархии. При ее упразднение постройки были переданы под размещение колонии для преступников. До наших дней сохранились лишь служебные постройки и единственный храм - усыпальница старца Гавриила - им самим же сооруженный.

http://sobory.ru/article/?object=05121

в Седмиезерной Богородицкой Вознесенской пустыни Съезда духовенства черемисских приходов Казанского и Царёвококшайского уездов Казанской епархии. Указав, что население его округа состоит «преимущественно из крещёных инородцев-черемис», среди которых есть только «18 душ язычников», он отметил, в частности, что: «Огромное большинство черемис добрые, истинные христиане; они так же, как и русские, любят храм Божий, с усердием исполняют долг исповеди и св[ятого] причастия и все христианские обычаи. Но есть между черемисами немало и таких, которые только числятся православными христианами; в церковь они ходят редко, почти не говеют и сильно ещё придерживаются суеверных обычаев своих предков». При этом о. А.П.Азановский отметил, что «больших усилий и труда» по укреплению черемис (марийцев) в православии не требуется, так как они «люди добродушные», «не фанатичны, как мусульмане», и «никогда не сторонятся от бесед на религиозные темы». В заключение своего доклада он выделил три положения, которые, по мнению о. А.П.Азановского, «могли бы послужить для удовлетворения религиозных нужд черемис»: «1) Искреннее и любовное отношение к блуждающим во тьме язычества инородцам-черемисам; 2) основательное знание пастырями инородческих приходов природного наречия; 3) законоучители – приходские священники при прохождении курса Закона Божия должны обращать главное внимание на воспитательную сторону, останавливаясь возможно дольше на жизни и учении начальника нашей веры Господа Иисуса Христа». Весьма интересным (и столь же удручающим) в этой связи представляется описание священником А.Пчёлкиным в статье «Село Мушеран» 47 от 26 сентября 1910 г.) его первого богослужения в Праздник Рождества Христова в молитвенном доме черемисского (марийского) села Мушеран, находившегося в восьмидесяти верстах от Казани и семидесяти – от Царёвококшайска. «Подано было на Проскомидии, – писал он, в частности, – несколько просфор. На записках значилось: девять мученик, овечкам, коровам, Миколай, Тани (это целая деревня), Педр (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Владимиру, когда он покорил этот город и крестился в нем. А св. Владимиром дарована святыня Корсунская новгородцам по обращении их в христианскую веру. В новгородском Софийском соборе она пребывала до покорения Новгорода царем Иоанном Васильевичем IV, который в 1571 году оттуда перенес ее в московский Успенский собор 524 . Во время нашествия Наполеона этот образ похищен, и на место его поставлен верный список, взятый из московской церкви Рождества Богородицы, что на Сенях 525 . День Филермской иконы Богоматери 12 (25) октября Эта икона, известная под именем Одигитрии Филермской, по сказанию древнего предания, написана св. ев. Лукою и впоследствии перенесена в Иерусалим, а из Иерусалима – в Константинополь, где она с честью поставлена была во Влахернской церкви. Отсюда св. икона Одигитрии взята была западными христианами в XIII веке, когда они овладели Константинополем; после досталась рыцарям Иоанна Иерусалимского, которые принесли ее с собою на остров Родос. Когда этот остров в начале XVII века завоеван был турками, рыцари переселились на остров Мальту и сюда перенесли Филермскую икону. В конце XVIII века, когда оружие Французской революции обратилось и против защитников христианства на Востоке – рыцарей Мальтийских, и французы обманом овладели Мальтой, рыцари прибегли под покровительство российского императора Павла и избрали его своим Великим магистром и защитником ордена 526 , и в 1799 г. октября 12 прислали в Гатчину и чудотворную Филермскую икону Богоматери вместе с частью Древа Господня и десною рукою Иоанна Крестителя. Сии священные предметы внесены были в гатчинский придворный храм, а отсюда перенесены в Санкт.-Петербург, в церковь Зимнего дворца 527 . Празднование св. Иоанну Крестителю 12 октября на память перенесения из Мальты в Гатчину Креста, чудотворного образа Богоматери и десницы Крестителя установлено в 1800 году. Дни Седмиезерной иконы Богородицы 13 (26) октября Седмиезерная икона Богоматери пребывает в Седмиезерной Богородицкой пустыни, основанной в 17 верстах от Казани в XVII веке на семи озерах, которые ныне составляют одно.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Голованову , М. М. Осоргину (см. ст. Осоргины ). Как напев Софрониевой пуст. обозначено песнопение «От юности моея» (Песнопения всенощного бдения/Ред.: Г. Н. Лапаев. Б. м., 1997. С. 52-54), известное также в обработке Яичкова (Всенощное бдение/Ред.: архим. Матфей (Мормыль). Коломна, 1999. С. 363-264). Напев Седмиезерной Богородицкой пустыни использован для песнопения «Достойно есть» на подобен 6-го гласа «Все отложше» («Достойно есть»/Ред. Ю. В. Лавданская. М., 1991. 11; Матфей (Мормыль). 2016. С. 20-21) и для ряда стихир Постной Триоди («Егда хошеши приити суд праведный», «Книги разгнутся», «Возгласят трубы», «Плачу и рыдаю», «Создатель мой Господь», «Одежды боготканныя», «Раю всечестный»//Песнопения Постной Триоди/Ред.: архим. Матфей (Мормыль). Коломна, 2000. С. 73-77, 102-107). На Украине помимо киево-печерского напева известны почаевский напев (Херувимская на подобен «Во всю землю»//Певческо-церковный обиход/Ред.: В. Новиков. Ростов-на Дону, 1997. Вып. 2а. С. 17; «Блажен муж»//Песнопения всенощного бдения/Ред.: игум. Никифор (Кирзин). Серг. П., 1992. С. 19), напев Киево-Фроловского мон-ря («Разбойника благоразумнаго»// Стеценко К. Г. Сб. духовно-муз. произведений/Ред.: П. О. Гопцус. К., 1917. С. 12), выдубицкий напев, вероятно связанный с киевским Выдубицким во имя архангела Михаила мужским монастырем (Просительная ектения: Выдубецкая//Песнопения Божественной литургии/Ред.: Г. Н. Лапаев. М., 1998. С. 63). Напев Яблочинского во имя преподобного Онуфрия Великого мужского монастыря (Холмская епархия, ныне в Польской Православной Церкви) известен для песнопения «Величит душа моя» в обработке М. М. Осоргина (Нотный сборник правосл. церк. пения. Лондон, 1975. Т. 2. Ч. 1. С. 118-119) и для херувимской в гармонизации М. Куликовича (Песнопения Божественной литургии/Ред.: В. Гуляев. Мн., 1998. Ч. 2. С. 157). С. И. Никитин Распев, обозначенный как афонский, связан с Русским великомученика Пантелеимона монастырем на Афоне. С таким определением издан полиелей (см.: Октоих. М.,1981.

http://pravenc.ru/text/2564102.html

К 1928 году пять из шести монастырских храмов были закрыты. Оставленный верующим Вознесенский храм действовал в качестве приходской церкви. Здесь и служил архимандрит Александр с двумя помощниками – иеромонахами Мартирием и Вениамином. Иеромонах Вениамин (в миру – Василий Семенович Кошурин, родился в 1883 году в семье крестьян Костромской губернии, обучался в начальном училище) поступил в Седмиезерный Богородицкий монастырь 15 июня 1909 года. Был пострижен в монастыре и там же принял сан иеродиакона, затем – иеромонаха. 31 октября 1928 года архимандрит Александр, иеромонах Вениамин и иеромонах Мартирий были арестованы. Допрошенный в качестве свидетеля монах Седмиезерной пустыни Палладий (Степанов) заявил, что архимандрит Александр «не хотел платить в Казанский РИК за помещения, занимаемые монахами, вследствие чего за монастырем получалась большая задолженность. Когда мы спрашивали, почему он не платит деньги за помещения Казанскому РИКу, он говорил, что соввласть не признает и деньги платить не будет, так как со своей стороны считает, что соввласть не имеет права брать деньги за монастырские помещения. Тех монахов, которые не подчинялись ему, он неоднократно намеревался изгнать из помещений, на что монахи указывали ему, что они живут не в его здании, а в советском...» 873 Дали показания и лжесвидетели из мирян: «После ликвидации Седмиозерского монастыря в нем остались для исполнения треб бывший игумен – архимандрит Александр и два его помощника: иеромонахи Мартирий и Вениамин. Эта ликвидация им, конечно, не особенно понравилась, и они стали искать возможности к сохранению монастырских церквей... Уговаривали нас не отдавать церкви соввласти опечатывать, потому сами не хотели расставаться с монастырем и уезжать из слободы; при их участии и непосредственном руководстве женщины перенесли все ценности из собора в отведенную для треб церковь , взяли все, оставив в соборе только голые стены; монахи говорили, что ничего власти отдавать не надо, что власть состоит из богохульников и что нужно противопоставить себя власти, они все равно силой брать не будут и против организованных ничего не сделают... сейчас закрыли монастыри, а затем закроют и церкви, и где вы, крестьяне, будете молиться?., в конце концов, перейдете к нехристям и антихристам, которые приедут опечатывать ваши храмы. Так и случилось: приехала милиция, но женщины не дали опечатать, и милиция вынуждена была уехать. После отъезда архимандрит Александр и два его ближайших сподвижника стали говорить, что нужно крепко стоять за церковь , и тогда власть ничего не сможет сделать, оружием разгонять не будут, а церковь вы сохраните. При этом стали проводить с крестьянами беседы против власти, уговаривали крестьян, чтобы они приняли меры к сохранению церквей и постояли за веру, ссылаясь на то, что власти от антихриста и ими руководит дух антихриста, который предлагает все храмы закрыть, а верующих превратить в басурман...»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя: разсеянныя собери, заблудшыя на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, во стране земнаго пришельствия и на страшном суде Сына Твоего, преставльшыя ся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных. Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех притекающих к Тебе с верой. Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Седмиезерная Эта икона находится в Седмиезерной Богородицкой пустыни Казанской епархии, в 17 вёрстах от города Казани. По изображению своему она есть Смоленская . В царствование Михаила Феодоровича, в 1615 году, она принесена из Устюга в пустынь основателем этой обители, монахом Евфимием. Название своё пустынь получила оттого, что прежде была окружена семью небольшими озерками, которые впоследствии слились между собой и теперь составляют одно большое озеро. От монастыря икона Смоленская получила названия Седмиезерной. И со времени принесения иконы, которая прославлена чудотворениями ещё в Устюге, Седмиезерная пустынь сделалась местом стечения множества богомольцев. Здесь икона ознаменовала себя следующими чудотворениями. В июне 1654 года в Москве явилось моровое поветрие, которое было занесено из Константинополя греками. Мор свирепствовал со страшной силой: народ от страха бежал в леса и пустые местности. Язва из Москвы перешла в города Ярославль, Кострому, Нижний Новгород, Казань и др., истребила и тут множество народа, а некоторые местности совсем опустошила. Народ пришёл в отчаяние, правители упали духом и не знали, что предпринять. Тогда, по совету благочестивых людей и вследствие повеления от виденного во сне инокиней Марфой некоего святителя, похожего на св. Николая Чудотворца, положено было для утешения народа принести в Казань из Седмиезерной пустыни чудотворную икону.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Усердие богомольцев выражалось и денежными приношениями. В 1861 году на икону Пресвятой Богородицы возложили золотую ризу, украшенную драгоценными камнями. В 1863 г., на Страстной неделе, чудотворную икону поставили на юго-восточной стороне храма, против кафедры, в великолепный бронзовый вызолоченный киот. Ризы и киот были сделаны на пожертвованные (около 20 000 рублей) деньги. Мера Исаакиевской иконы одинакова с подлинною в Тихвине, т. е. 1 аршин 2 вершка длины и 14 вершков ширины. Перед иконою поставлена великолепная балюстрада из белого мрамора с бронзовым вызолоченным подсвечником, в котором постоянно теплятся свечи, возжжённые любовью и благодарностью к Царице Небесной за Её великие милости и благодеяния. Святая икона прославилась чудесами милости Божией в Петербурге в самый год освящения Исаакиевского собора (1858) и как бы дарована ему свыше в благословение. 26.06. Сия икона находится в Седмиезерной Богородицкой пустыни Казанской епархии, в 17 верстах от г. Казани, и по изображению своему есть Смоленская. В царствование Михаила Феодоровича в 1615 году она принесена из Устюга в пустынь основателем сей обители, монахом Евтихием. Ежегодно икона приносится в Казань на один месяц, в память избавления сего города, помощью Богоматери, от морового поветрия, бывшего в 1654 и 1771 гг. В обители празднование в честь чудотворной иконы совершается 13 октября. Название своё пустынь получила оттого, что прежде была окружена семью небольшими озерками, которые впоследствии слились между собою и теперь составляют одно большое озеро. От монастыря икона Смоленская получила название Седмиезерной. Со времени принесения иконы, прославленной чудотворениями ещё в Устюге, Седмиезерная пустынь сделалась местом стечения множества богомольцев. В июне 1654 года явилось страшное моровое поветрие, занесённое в Москву прибывшими из Константинополя греками. Мор свирепствовал со страшною силою. В Москве с 1 июня по 12 декабря умерло более 400 000 человек, и хоронить некому было: народ от страха бежал в леса и пустыни. Язва из Москвы переходила в другие города и спустилась на Волгу. Здесь явилась она в городах: Ярославле, Костроме, Нижнем и других; истребила в них множество народа, а некоторые местности совсем опустошила. Народ пришёл в отчаяние, правители упали духом и не знали, что предпринять. Наконец обратились к Тому, к Кому всегда надо обращаться прежде всего, – к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

10) Острецово – ст. Димитриевское Домнино – ст. Иваново Татарское, прип. к Домн. Щеблово – ст. Димитриевское Ченцово 5-й округ Благочинный, священник села Гатниц Сергий Успенский. Духовный следователь, священник села Лаптева Василий Крутицкий. 1) Бехово – г. Таруса Велеговши Вепри (Успенское) – ст. Серпухов 5) Кошкино-Страхово – ст.Тарусская Никольское-Лысцево – ст. Серпухов Ново-Яколевское – г. Таруса Ново-Яколевское – ст.Тарусская Подмоклое – ст. Серпухов Покровское – ст.Тарусская 10) Русятино – Димитриевское Савинское – ст.Тарусская Тулеино, прип. к Савин Скнига–г. Серпухов. – ст. Серпухов – ст.Тарусская 15) Хрипково Яколевское Старое Богородицкий уезд 1-й округ Благочинный, свящ. с. Богородицкого Николай Постников. Духовный следователь, священник села Товаркова Андрей Глаголев. Гор. 1) Соборная Троицкая – г. Богородицк Покровская Успенская Кладбищенская Сергиевская при сел.-хоз. учил 5) Богородицкая – г. Богородицк Пятницкое-Балахна Спасское-Хомяково Товарково – ст. Товарково С.-В. ж. д. – ст. Оболенское Бельково Грецово-Смоленское Дедилово ц.:Михаило-Архангельск 5) Параскеевская Спасо-Преображенская Тихоновская Знаменское-Крюково (Пятницкое) Иворовка 10) Ильинское-Маклец – ст. Узловая С.В. ж.д Карники – г. Венев Куракино-Румянино – ст. Оболенское Новоселебное Петропаловское-Хрущовка 15) Савинское-Высотское – ст. Узловая С.-В. ж. д. Сергиевское на Шат – ст. Оболенское Стубленки Шаховское 3-й округ. Благочинный, священник с. Ламовки Алексей Соколов. Духовный следователь, священник села Супонева Иоанн Соколов . 1) Ильинка – ст. Узловая С.-В. ж. д. Иовлево – г. Богородицк Кузнецово Кузовка 5) Ламовка Новопокровское (Красный Осетрик) Орловка – ст. Оболенское Супонево-Троицкое – ст. Узловая С.-В. ж. д. Успенское-Кобылинка – г. Богородицк – ст. Узловая Черняевка – г. Богородицк 4-й округ Благочинный, священник села Коломинского Митрофан Феологов. Духовный следователь, священник с. Любимовки Василий Авдуловский. 1) Зиновьево-Ивановские Кресты – ст. Михайловское Колменское

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Но мудрый владыка не ошибся в своем выборе. Уже 3 сентября 1990 года у стен вновь обретшей законного хозяина церкви состоялось первое богослужение, на котором присутствовало более двухсот человек. Отец Стефан отслужил на подмостках храма водосвятный благодарственый молебен с акафистом Казанской иконе Божией Матери и пообещал прихожанам уже через два месяца открыть разрушенный храм. По Божьему промыслу, храм восстанавливался всем миром, и 4 ноября того же года здесь состоялся престольный праздник. На Божественной Литургии присутствовал потомок знаменитого графского рода, ведущего начало от Екатерины II, Николай Николаевич Бобринский, который привез и подарил храму семейную реликвию – икону Иоанна Предтечи. Многие люди пожертвовали в храм иконы из своих домов, а иконостас с резными колоннами, левый и правый приделы, а также купол расписаны рукой старейшего местного художника Константина Кистенева. В 1995 году храм был полностью восстановлен, и по сей день в нем регулярно совершаются богослужения.  Свято-Казанский храм стоит в самом сердце Богородицка, в прекрасном старинном парке. Колокольня храма - в прошлом въездная башня имения графа Алексея Григорьевича Бобринского, незаконнорожденного сына императрицы Екатерины II. Всё здесь - буквально пропитано историей. Вообще, Богородицк - из тех городов, что изначально были призваны защищать границы Московского государства от врагов. Достаточно вспомнить, что не так уж далеко от нынешнего города в 1380 году состоялось Куликовское сражение. Из документов следует, что долгое время Богородицк являлся как военным, так и экономическим центром. В 1764 году он вдруг стал селом, а через два года вместе с землями села Бобрики стал собственной царской волостью. Двумя годами позже Екатерина II назвала Богородицк слободой, а ещё через десять лет вернула ему городской статус. В 1771 году на высоком левом берегу речки Упёрты началось грандиозное строительство дворца графа Алексея Бобринского. Дворец окружили парком - одним из самых первых в России, если не принимать в расчёт парки Петербурга.

http://sobory.ru/article/?object=00875

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010