Большое значение в деле укрепления Православия в крае имела миссионерская деятельность митрополита Матфея. Однако напряженная обстановка среди новокрещенных, сложившаяся в период Смутного времени, не давала возможность широко развернуть миссионерское дело. Поэтому святитель Матфей стремился в первую очередь удержать в Православии тех, кто принял уже крещение раньше, защищая их от некрещенных соплеменников. Большое внимание уделял митрополит Матфей строительству монастырей в крае, справедливо считая их опорой Православия. При нем возникла знаменитая Седмиезерная Богородицкая Вознесенская пустынь в 18 км от Казани. Этой обители преосвященный Матфей уделял много внимания. Почти одновременно с Седмиезерной была устроена по благословению владыки и другая славная Казанская пустынь – Раифская Богородицкая. К первым годам его управления Казанской епархией относят устройство Троицкой Ураевской пустыни. В 1625 году возникла четвертая православная обитель при митрополите Матфее – Юнгинский Спасский Космодамиановский монастырь. Через три года в обители было построено две церкви: одна в честь Нерукотворного Образа Спасителя, другая в честь Казанской иконы Божией Матери. Много внимания уделял владыка благоустройству архиерейского дома. Святитель Матфей плодотворно управлял Казанской епархией в течение 31 года. Скончался 13 января 1646 года. Погребен в кафедральном соборе у северной стены. Литература: Никанор (Каменский) , архиепископ. Казанский сборник статей архиепископа Никанора (Каменского). – Казань, Церковное историческое общество, 1909. – С. 479. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1401. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 56, 288. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 49. Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1915, 3–8. Православный собеседник. – Казань, 1901, январь. – С. 17. Известия по Казанской епархии. – 1885, 17. – С. 577.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Елизавета Федоровна любила посещать Казань. Долгое время ее духовником был впоследствии прославленный в лике преподобных схиархимандрит Гавриил (Зырянов) — настоятель расположенной недалеко от Казани Седмиезерной Богородицкой пустыни. Побывав в 1910 году в Казанском Богородицком монастыре и обнаружив, что место обретения явленной иконы в подвале монастырского собора выглядит неприглядным, великая княгиня предложила благоустроить его и оборудовать тут пещерный храм. Проект поручили зодчему Алексею Щусеву, сама же Елизавета Федоровна полностью финансировала все работы. Высоту подвала увеличили на метр, расширили коридоры, оштукатурили стены и кирпичные своды. Освящение подземной церкви вошло в программу празднования 300-летия дома Романовых и состоялось в 1913 году. После взрыва Казанского собора церковь оказалась погребенной под обломками. «Эти развалины считались остатками древних подвалов под котельной и хозпостройками, — рассказывает зампред Республиканского комитета по охране объектов культурного наследия Светлана Персова. — Во время археологических раскопок, когда раскрыли фундаменты, выяснилось: после взрыва они достаточно хорошо сохранились. Мы смогли " прочитать " объемно-пространственную структуру подземной церкви и убедились: она имеет необычную форму креста-распятия». Планировка Богородице-Рождественской церкви непривычна: алтарь располагается в центре, а за ним к востоку, в точности над местом обретения явленного образа и под центральным престолом верхнего храма, устроена часовня с иконостасом. От широкого продольного коридора по бокам уходят две пары «рукавов», в которых сейчас размещена экспозиция, посвященная истории Казанского образа, монастыря и его главного собора. Более того, во время устройства полов в пещерном храме на площади свыше 250 м2 археологи провели дополнительные работы, в ходе которых удалось обнаружить, законсервировать и музеефицировать остатки скрепленных известковым раствором белокаменных фундаментов Казанского собора 1595 года. Теперь их можно наблюдать в прозрачных археологических окнах прямо в интерьере пещерного храма.

http://patriarchia.ru/db/text/5829813.ht...

Иоасаф и Чебоксарский еп. Афанасий в июне 1921 г. совершили хиротонию 76-летнего настоятеля Седмиезерной Богородицкой пустыни архим. Андроника (Богословского) во епископа Спасского с местопребыванием в казанском во имя святого Иоанна Предтечи мужском монастыре . В июне 1921 г. еп. Иоасаф сумел предотвратить попытку захвата кафедры бывш. архиепископом Пензенским Владимиром Путятой . Узнав, что в Казани нет митрополита, этот лишенный сана «архиерей» неожиданно приехал в епархию и получил в ГубЧК ордер на помещение в Богородицком мон-ре, где занял квартиру митр. Кирилла и объявил себя архиепископом Казанским. Православные не приняли самозваного «владыку». При этом удалось избежать возможных в связи с провокационным поведением Путяты волнений верующих (а значит, и арестов по обвинениям в организации беспорядков и участии в них). Спустя полгода после закрытия КазДА совместными усилиями академической корпорации и еп. Иоасафа удалось добиться офиц. разрешения властей на возобновление деятельности высшей духовной школы в Казани в форме Богословского института. Его первое организационное собрание прошло 20 нояб. 1921 г. под председательством Мамадышского архиерея. Еп. Иоасаф временно управлял епархией до 18 янв. 1922 г., когда после освобождения из заключения в Казань возвратился митр. Кирилл. Вышедший на свободу в это же время Чистопольский еп. Анатолий (Грисюк) на свою кафедру не вернулся, т. к. 28 февр. того же года получил назначение в Самару. В связи с этим 12 апр. 1922 г. еп. Иоасаф был назначен на Чистопольскую кафедру и стал 1-м викарием Казанской епархии. Тогда же на Мамадышскую кафедру был перемещен викарный Спасский еп. Андроник (Богословский) с сохранением местопребывания в казанском Иоанно-Предтеченском мон-ре. (В нек-рых изданиях указывается ошибочная дата перевода еп. Андроника на М. в.- 3 сент. 1923.) Еп. Андроник сыграл важную роль в противодействии обновленческому расколу (см. Обновленчество ) в Казанской епархии. Мамадышский архиерей вместе с др. епископами в апр.

http://pravenc.ru/text/2561768.html

Люди окунаются в специальной небольшой купальне, сооруженной при Дальнем источнике. В наше время здесь зафиксированы случаи исцелений даже от онкологических заболеваний в поздних стадиях… Поистине, по нашей вере даются Богом чудеса! Статья из «Путеводителя по святыням Казанской епархии» Андрея Рощектаева, полностью доступного в проекте «Самиздат» по адресу В полной версии статьи о Седмиозёрной пустыни есть также раздел «Святые старцы С. П.», где вкратце рассказано о преподобных Гаврииле и Александре Седмиозёрных Е. Седмиезерная Богородицкая Вознесенская пустынь, 3 класса, общежительная, в 17 верстах от города Казани. Основана монахом Евфимием в 1613 году при семи озерах, которые в настоящее время представляют одно озеро. Здесь находится чудотворная икона Божией Матери, известная под именем Седмизерной, хотя по изображению она и не вполне сходна с последней (на Смоленской иконе, например, Богомладенец изображается со свитком в левой руке, а на Седмиезерной — без свитка). Празднование в честь атой святой иконы бывает 26 июня, 28 июля и 13 октября. По преданию, Седмиезерная икона была единственным наследием, полученным от своих родителей иноком Евфимием, родом из города Великого Устюга, поселившимся в XVII веке не далеко от Казани, а затем основавшим там обитель, где тогда находилась и его келейная святая икона. Но, по прошествии 12 лет, этот инок, по благословению митрополита Матфея, будучи переведен в Казань, в архирейский дом, взял с собою и святую икону. Там он жил со всяким послушанием; братья же, оставшиеся в обители, и после удаления его от них, не переставали воздавать ему достойную честь, как устроителю их обители, и во всех делах спрашивали его благословения и совета. И подвижник Евфимий, имея великую любовь к братии, жившей в обители, хотя и весьма дорожил имевшейся у него святой иконой Богоматери, но ради любви к своей братии, решился разлучится с ней и отдать ее на благословение братии. Тогда этот святой образ был отнесен с крестным ходом в Седмиезерную обитель, где он пребывает и поныне. Сию святую икону чтут не только православные, но и живущие в Казани и ее окрестностях инородцы — иноверцы. Празднество сей иконе 26 июня установлено в память избавления Казани помощью Богоматери от моровой язвы, бывшей в 1654 и 1771 годах. К этому дню она ежегодно приносится в Казань и остается там в продолжении месяца. При пустыни имеются школа и странноприимный дом.

http://sobory.ru/article/?object=05121

Однако при постриге инока Гавриила неоднократно обходили. Его друг, старший келейник игумена, однажды сказал отцу Гавриилу на его недоумение: " Касатик, я просил игумена постричь тебя в мантию, а он ответил: " Да-а, постриги его, а он уйдет от нас… " " . Поняв, что пострига в Оптиной ему не видать, отец Гавриил решил уйти. Его стали уговаривать остаться, дали новую, хорошую, теплую келлию, перевели на щадящее послушание и т. д. В 1874 году инок Гавриил поступил в Московский Высокопетровский монастырь, где получил послушание эконома. В 1882 году иеродиакон Тихон (такое имя получил он при постриге) покинул стольный град, точнее, бежал из него по настоятельному совету старца Амвросия и водворился в Раифской пустыни Казанской епархии, где его рукоположили в иеромонаха и назначили братским духовником. Но оставался он там совсем ненадолго, и уже в ноябре 1883 года перевелся в Седмиезерную Богородицкую пустынь, где произошло созревание и преображение монаха-подвижника в великого старца, наделенного благодатными дарами Святого Духа. На одре тяжкой болезни он провел пять лет. В 1892 году старец принял постриг в схиму, в которой он был наречен именем своего небесного покровителя от купели — Архангела Гавриила. Там у старца Гавриила появился круг учеников и почитателей. Совершенно особые отношения стали складываться у старца со студентами и преподавателями Казанской Духовной Академии, преимущественно из числа монашествующих, для которых он стал духовным отцом и наставником. Студенты часто ездили в Седмиезерную пустынь на исповедь к благодатному духовнику. Здесь они чувствовали себя как дома у родного отца. С благословения старца они даже произносили проповеди в монастырском храме. Несмотря на доброту и простоту старца в обращении, его подчеркнутую веселость и открытость, он сохранял в своем сердце и прививал своим ученикам чрезвычайно высокие понятия о монашестве: " Смотрите, — шутил он, — чтобы у меня от вас за версту монахом пахло! " . И не удивительно, что среди учеников и пострижеников старца оказалось так много исповедников и новомучеников, стойких и непоколебимых воинов Христовых, дерзновенно противоставших сатанинской злобе и насилию богоборцев. Ни один из учеников старца Гавриила не оказался ни в числе обновленцев, ни в числе " павших " , то есть духовно отрекшихся от Христа и Его страдающей Церкви. Постоянной посетительницей старца была и Великая княгиня Елисавета Феодоровна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

И.М. Покровский подтверждал эти умозаключения Г.З. Елисеева весьма любопытным документальным свидетельством о «дерзком поступке» священника КБМ Зотика, приведённом в выдержавшем несколько изданий труде «Сказание о Седмиезерной Богородицкой пустыни, Казанской епархии, и о чудотворной иконе Пресвятыя Богородицы, называемыя Смоленския, составленное по благословению преосвященного Лаврентия, митрополита Казанского и Свияжского, на славянском языке, ныне же переведённое на русский язык». «В Сказании о Семиозерной Богородицкой пустыни (Казань, 1858 г.), стр. 45 - 46, - писал И.М. Покровский, - говорится, что он " снедаемый завистью, когда однажды при м[итрополите] Лаврентии (1657 - 1672 г.) икону Смоленской Божией Матери принесли в Казань из Седмиозерной пустыни и начали служить пред ней молебны, стал бесстыдно говорить: зачем вы принесли сюда сию икону? Разве город Казань не имеет своего чудотворного образа для такого дела? Вы из пустыни принесли сию икону, а ещё прежде неё Казанская икона начала чудодействовать во граде сём? " Своим бесстыдством Зотик хотел отвлечь народ от иконы Смоленской Божией Матери и по чисто корыстным побуждениям привлечь его в Казанский женский монастырь, где стояла явленная чудотворная икона. Зотик был наказан болезнию за свою дерзость, но исцелился после раскаяния».(122) «Путаницы» и «обстоятельства» Вслед за А.И. Невоструевым, священник Н.А. Романский в дискуссии с И.М. Покровским привёл ещё целый ряд доводов, носивших формальный характер (причём, частью откровенно ошибочных в документально-историческом отношении). Учитывая последнее обстоятельство, И.М. Покровскому не доставило большого труда опровергнуть эти доводы в своей статье «Печальная годовщина со дня похищения чудотворной иконы Казанской Божией Матери в Казани...». При этом он, в частности, обратил внимание на искажение священником Н.А. Романским хронологии в отношении датированной 29 сентября 1649 г. «Окружной царской грамоты Маркеллу, Архиепископу Вологодскому и Велико-Пермскому, о праздновании явлению чудотворной иконы Казанской Богородицы в 22 день Октября»(123) и произвольное отождествление им «понятия " явление " , как факта, с понятием " явленная " , как предиката к подлинной Казанской иконе Божией Матери»(124).

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

иеродиаконом Стефаном. Ежегодно 25 июня совершается из мон. крестный ход в г. Казань. В 1821 г. 29 апр. мон. праздновал 200-летие своего существования. При мон. с 1888 г. школа. Макарьевская пуст., общ., ок. г. Свияжска. Основана в XVII в. иноком обители пр. Макария Унженского (см. Костр. еп.) Исаией, который и погребен здесь († 10 дек. 1661 г.). В пустыни находится древняя икона пр. Макария Желтоводского. При пустыни странноприимный дом. Мироносицкая пуст., общ., в 15 в. от г. Царевококшайска, при дер. Ежовой, на бер. р. Малой Кокшаги. Построена иждивением стрельцов и жителей г. Царевококшайска в 1647 г., по случаю явления в 1647 г. Мироносицкой иконы Божией Матери, именуемой также Царевококшайской, которая и находится здесь; эта чудотворная икона вырезана на аспидном камне и обложена золотом и серебром; на ней, кроме Богоматери, изображены жены Мироносицы. Празднование ей бывает 1 мая. Ежегодно 23 июня совершается крестный ход в часовню, устроенную в деревне Ежовой; 21 июля св. икона переносится в г. Царевококшайск и остается там до 22 авг. Раифская Богородицкая пуст., 3 кл., общ., при оз. Раифском, в 80 в. от г. Казани. Основана иеромонахом Филаретом в 1613 г. Здесь находится чудотворная Грузинская икона Божией Матери, которая 31-го июля носится с крестным ходом в г. Свияжск, где она остается до 21 авг. Спасо-Преображенский , 2 кл., миссионерский, в Казани. Основан в 1556 г; св. Варсанофием, который был здесь первым архимандритом; мощи его открыто почивают здесь (см. 4 окт.). Соборный храм Преображения построен в 1601 г. Ризница богата предметами старины XVI и XVII в. В память взятия Казани совершается 2 окт. крестный ход из кафедрального собора в мон. В ион. помещаются мисссионерские курсы. Е. Седмиезерная Богородицкая Вознесенская пуст., 3 кл., общ., в 17. в. от г. Казани. Основана монахом Евфимием в 1613 г. при семи озерах, которые в настоящее время представляют одно озеро. Здесь находится чудотворная икона Божией Матери, известная под именем Седмиезерной, называемая также и Смоленской, хотя по изображению она и не вполне сходна с последней (на Смоленской иконе, напр., Богомладенец изображается со свитком в левой руке, а на Седмиезерной – без свитка).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

К Академии сей принадлежат училища Саранское и Алаторское, в 1773 году учреждённые по бытности тех мест в Нижегородской Епархии Преосвященным Антонием, Епископом Нижегородским. Список Ректоров и Префектов Казанской Академии РЕКТОРЫ ПРЕФЕКТЫ 1. ДИМИТРИЙ Сеченов, Иеромонах, учитель и смотритель; а потом Архимандрит Свияжского Богородицкого монастыря. Наконец же, Митрополит Новгородский. 1. СТЕФАН Гловатский, в монашестве Сильвестр. В 1732 году определён из учителей, а потом пожалован Ректором. 2. СИЛЬВЕСТР Гловатский, из Префектов; потом был Архимандритом Свияжского Богородицкого монастыря. В 1749 году Июня 16 хиротонисан в Митрополита Тобольского. 2. ВЕНИАМИН Пуцек-Григорович. 1740 год, из учителей. В 1741 году он первый начал преподавать в Казанской Семинарии курс Философский. В 1744 году определён Ректором и Архимандритом Спасо-Преображенского монастыря. 3. ВЕНИАМИН Пуцек-Григорович в 1744 году определён из Префектов. В 1748 году, Августа 14, хиротонисан в Епископа Нижегородского. 3. ФЕОФИЛ Игнатович, из Малороссиян, с 1748 по 1750 годы был учителем и Префектом; потом произведён Архимандритом Зилантова монастыря; а в 1751 году переведён в Спасо-Преображенский, и определён Ректором Семинарии. 4. ФЕОФИЛ Игнатович, из  Префектов, определён в 1751 году; он первый преподавал Богословие в Казанской Семинарии. В 1765 году переведён в Ставропигиальный Савин Сторожевский монастырь. В 1770 году, в Октябре хиротонисан в Москве в Епископа Черниговского. 4. ГЕДЕОН Криновский. В 1751 году назначен был Префектом, но в Июле того же года перешёл в Московскую Академию. Умер Псковским Епископом. 5. ЛЕОНИД Кременский. В 1751 году в Июле определён Префектом. В 1754 году уволен от должности сей. В 1765 году скончался в Кизическом монастыре. 6. ГЕННАДИЙ Халчинский. С 1757 года. В 1760 году произведён в Архимандрита Седмиезерной Богородицкой пустыни. В 1764 году переведён в Раифскую пустыню, оттуда, в 1765 году в Нижегородский Печерский монастырь, и там скончался. 7. ИЕРОНИМ Формаковский. С 1765 года. В 1766 году определён Ректором и Архимандритом Спасо-Преображенского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Репицкая, явилась в селе Репках, Черниговской епархии, перенесена по указу Святейшего Синода 1740г. в Чернигов и поставлена в Борисоглебском соборе, над царскими вратами. Савинацкая в православном монастыре Савинаце, в Далмации, в заливе Бокоторском (О ней Русский Паломник 1895, Садданейская (то же что Сейданая) в монастыре Садданэия, близ Дамаска (чудо от неё Русский Паломник 1889, стр. 219–220; Церковные Ведомости 1896, стр. 102). Самописанная, см Благовещение, Молдавская, Нерукотворенная, Трапезонтская и Чудесно изобразившаяся. Свенская-Печерская, 1288, Мая 3, и 1812г. Августа 17, в Орловской епархии, в Свенском монастыре, близ Брянска; по преданию, писана преподобным Алипием (Русский Паломник 1888, стр. 260, 37). Святогорская,1569, Июля 17, в Пскове, в Святогорском монастыре (подобна Одигитрии Смоленской). Святоильинская, то же, что Ильинская-Черниговская. Себежская, в селе Липках, Смоленской епархии. Семигородная (Успение), XV в., 15 Августа, в Тупичевском монастыре, Могилёвской епархии. См. Тупичевская. Семигородная (другая), 1593, в Седмигородной пустыни, Кадниковского уезда, Вологодской епархии, 15 Августа; написана преподобным Дионисием Глушицким. Седмиезерская или Седмиезерная (икона Смоленской Божьей Матери), 1613, Июня 26 ежегодно приносится в Казань; 1654, 1771, Июля 28 и Октября 13 память принесения её в пустынь Седмиезерскую Богородицкую, Казанской епархии; в Москве, в церкви Успения, на Большой Полянке (Кормчий 1896, Сейданая или Сайданая (что значит Владычица), в Иерусалиме, в Сретенском монастыре (Малой Панагии). См. также Садданэйская. Селигерская, келейная – Владимирская, Декабря 7 и Мая 26, в Ниловой пустыни, Тверской епархии, на о. Селигере; принесена на остров преподобным Нилом Столбенским в 1528г. Семиградская, см. Седмигородная. Серафимо-Понетаевская, в Нижегородской епархии, Арзамасского уезда, в женском Понетаевском монастыре, писана монахиней 1879, прославлена в 1885г. Мая 14 (Русский Паломник 1886, стр. 345, 348). Силиврийская (Силиври-Панагия), в г. Силиврии, на Мраморном море, близ Константинополя; икона Рождества Богородицы, 8 Сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

В конце 1980-х годов в Сеуле вновь появилась русская община, и греческий митрополит Сотирий (Трамбас, род. 1929) направил патриарху Алексию II просьбу о присылке священника из России. В Южную Корею был направлен игумен Феофан (Ким), избранный в октябре 2011 г. епископом Кызыльским и Тывинским. Из всех существующих Поместных Православных Церквей в Северной Корее представлена лишь Русская Православная Церковь. При содействии Ким Чен Ира в Пхеньяне, столице республики, был сооружен храм в честь Святой Живоначальной Троицы. 13 августа 2006 г. в Пхеньяне торжество освящения новосооруженного храма возглавил Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Макарий (Парвицкий-Невский М. А., 1835—1926) — митрополит Московский и Коломенский (1912—1917), митрополит Алтайский (1920— 1926), апостол Алтая, святитель. Память 16/29 февраля (или 1 марта) и в Соборе Московских святых. «Простые речи о великих делах Бо- жиих» изданы впервые в Томске в 1900 г. Антоний (Храповицкий А. П., 1863—1936) — митрополит Киевский и Га- лицкий, первый председатель Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей. Философ, богослов. В 1894—1900 гг. ректор Казанской духовной академии Гавриил Седмиезерский (Зырянов Г., 1844—1915), — преподобный. Схиархимандрит и старец Седмиезерной Богородицкой пустыни Казанской епархии в 1883—1915 гг. Память в Соборе Казанских и Псковских святых. Арсений (Брянцев А. Д., 1839—1914) — архиепископ Харьковский и Ахтырский. В 1897—1903 гг. архиепископ Казанский и Свияжский. На Казанской кафедре особенно заботился о миссионерской деятельности. Антоний (Вадковский А. В.. 1846—1912) — митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский (1898—1912), первенствующий член Святейшего Синода с 1900 г. Димитрий (Ковальницкий М. Г., 1839—1913) — архиепископ Херсонский и Одесский, церковный писатель и церковно-общественный деятель, архиепископ Казанский и Свияжский (1903—1905 гг.).

http://pravoslavie.ru/53941.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010