С классиком не поспоришь, думал раньше он. Но вот прошагал Михаил русскими путями-дорогами — и не встретил деревни Гадюкино — ни в прямом, ни в переносном смысле. Зато побывал в десятках Березовок, Липок, Ольховок, Сосновок. Имя много говорит не только о человеке. Принимая то или иное название, деревня, город словно выбирает себе судьбу. Десятками исчислялись и встреченные Киреевым села Троицкие, Спасские, Петровские, Никольские, Архангельские, Успенские… Встречались и Дураковки, Хмелевки — куда же без них, но их было мало. Зато однажды на Тамбовщине пришлось проходить ему деревню Альдию. Оказалось, что когда-то один помещик, похоронив любимую арабскую кобылу, так назвал в честь нее свою деревню. А в Тульской области он ночевал в деревне под названием Кинь-Грусть. Славное название, не правда ли? Вот и захотелось мне напоследок перечислить хотя бы названия части тех сел, деревень и городов, через которые вела дорога Киреева. Не сомневайтесь, все они есть на карте России. Степь, Троица, Летогоще, Орловка, Соколово, Желанное, Боголюбовка, Сестрички, Пески, Большие Голубочки, Поляны, Ясенки, Дубрава, Майское, Серебряные Ключи, Благодать, Ласково, Малиновка, Рябиновка, Мирный, Травнино, Муромцево, Натальинка, Загорье, Калиновка, Горки, Щегловка, Ольгинка, Сретенка, Луговка, Лермонтово, Грунин Воргол, Галичья Гора, Задонск, Сапожок, Бобров, Анна, Свобода, Беломостье, Горностаевка, Вязовик, Красное, Стрелецкое, Казачье, Дивогорье, Пухово, Колодезное, Зеленый Луг, Марьино, Софьинка, Соловьи, Коноплянка, Красивка, Соболево, Серебряное, Карион, Богословка, Свечино, Дубки, Вишневое, Варваринка, Лужки, Ухорь, Ясное, Дворяниново, Лев Толстой, Лебедянь, Перемышль, Суворов, Крапивна, Богородицк, Тюртень, Раево, Шарик, Завидное, Золотая Поляна, Зеленый Бор, Иконки, Александро-Невский, Дикое Поле, Златоустово, Солнцево, Луна, Восток, Заря, Сумерки, Рассвет, Большая Дорога, Невеличка, Казачка, Бабенка, Казачий Дюк, Красный Уголок, Наша, Соловьи, Гоголь, Баранчик, Ясная Поляна, Гоголь, Бежин Луг, Новый Свет, Мыс Доброй Надежды, Сново-Здорово… Глава сорок вторая

http://azbyka.ru/fiction/kto-uslyshit-ko...

Первоначальное местопребывание – в Муроме. По изгнании муромцами Св. Василия он отбывает в старую Рязань, а затем, 21.05.1291 (12.03 – по Титову A.A. Рязанские епископы. M., 1891. С. 3), переносит кафедру в нынешнюю Рязань, именовавшуюся тогда Переяславлем Рязанским 3872 . Вначале территория епархии была огромна; судя по окладным книгам 1676 г., она заключала на то время в своих пределах следующие города и земли: «...1. Города нынешней Рязанской губернии, как то: Переяславль Рязанский, Михайлов, Печерники, Зарайск, Пронск, Ряжск или Ряжской, Скопин, Касимов, Данков, Сапожок, Раненбург, Спасск, за исключением только некоторых селений, граничащих с Московскою и Владимирскою губерниями. 2 . Тамбовской губернии: Елатьму, Шацк, Кадом, Тамбов. Козлов, Челновский Острожек, Добрый, Лебедянь, Борисоглебск, Моршанск, Кирсанов и Липецк (при реке Воронеже); следовательно, всю губернию без изъятия. 3 . Владимирской губернии: весь Муромский уезд, Меленки с частями Судогодского, Вязниковского и Гороховецкого уездов. 4 . Тульской губернии: Епифань, Богородицк, Гремячий. 5 . Орловской губернии: Елец, Талецкой Острожек. 6 . Воронежской: Воронеж, Костенский Острожек, Орлов городок, Землянок, Урьев, Коротояк, Задонск, Нижнедевицк; следовательно уезды: Ново-Хоперский, Павловский, Бобровский, Воронежский и Задонский с частями Землянского, Нижедевицкого и Коротояцкого. 7 . Саратовской, части уездов Сердобского, Сердобск, Петровского, Петровск, и Балашовского, с. Балашь при Хопре, по границам с губерниями Тамбовской и Пензенскою. 8 . Пензенской, части уездов: Краснослободского, Наровчатского, Керенского, Чембарского, пограничных с губерниями Тамбовскою и Пензенскою. 9 . Нижегородской: часть Горбатовского уезда, пограничного с Муромским уездом Владимирской губернии и часть уезда Ардатовского, смежного с уездом Темниковским Тамбовской губернии...» ( Макарий (Миролюбов) , архиеп. Донской и Новочеркасский. Сборник церковно-исторических и статистических сведений о Рязанской епархии. M., 1863. С. 26–27).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XVIII. Симбирская губ. 1. Канадей, 2. Такай, 3. Котиков, 4. Сенгилей, 5. Ардатов, 6. Шешкеев (из Пенз. губ.). Города Саранск и Инсар из Пензенской губ. вошли в Симбирскую губернию. XIX. Смоленская губ.: 1. Духовщина, 2. Красный, 3. Ельня. XX. Тамбовская губ.: 1. Спасск, 2. Усмань, 3. Елатьма, из бывшей Пензенской губ., заштатный – 4. Керенск, 5. Верх. Ломов, 6. Чембар и уездный город Нижний Ломов. XXI. Тверская губ.: 1. Калязин, 2. Корчева, 3. Красный Холм, 4. Весьегоньск. XXII. Тобольская губ.: 1. Омск, 2. Ачинск, 3. Каинск, из Колыванской губ., заштатный – 4. Колывань, 5. Бийск, уездные города Кузнецк, Семипалатинск, Красноярск XXIII. Тульская губ.: 1. Богородицк, 2. Чернь, 3. Крапивна. Село Богородицкое в ½ версте от нынешнего уездного г. Богородицка, где стоял упраздненный город, отдано графу Бобринскому (свеклосахарный завод). XXIV. Уфимская губ., переименованная в Оренбургскую: 1. Губернский город – Уфа, уездные города – Бирск, Мензелинск, Бугульма, Стерлитамак, Челяба, Троицк, Оренбург, Бузулук, Верхоуральск, за штатом: 1. Бугуруслан, 2. Белебей и 3. Сергиевск. XXV. Ярославская губ.: 1. Петровск, 2. Борисоглебск. II. Города, оставшиеся за штатом в губерниях, преимущественно малороссийских и западнорусских, изменивших свой состав, а некоторые из губерний изменили свое наименование во время деления губерний при императоре Павле Петровиче 1796 г. (там же, лл. 39–46 об.) I. Белорусская губ. (вместо Полоцкой и Могилевской) заштатные города из Полоцкой: 1. Дриза, 2. Режица, 3. Сураж. 4. Лепель, из Могилевской, 5. Старобыхов, 6. Бабиновичи, 7. Копись, 8. Климовичи. II. Волынская губ. заштатные города из Волынской: 1. Лобуть, 2. Домбровица, 3. Чуднов; из Подольской: 4. Базилия, 5. Ямполь. III. Воронежская губ.: 1. Ливенск. IV. Курляндская губ.: 1. Бауск, 2. Фридрихштадт, 3. Якобштадт, 4. Виндава, 5. Газенпот, 6. Либава. V. Литовская губ. (вместо Виленской и Слонимской), из Виленской:1. Завилейка, 2. Троцк, 3. Браслав, 4. Ошмяны, 5. Упицк, 6. Вилькомир, 7. Россиен; из Слонимской: 8. Слоним, 9. Волковиск и 10. Лидск.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Центральное место в системе сокровенных знаний отводится новоявленному учителю и пророку Эры Водолея – разумеется, г-ну Бронникову. «Вячеслав Михайлович Бронников – необычный человек», – поясняет издаваемая им самим газета «Начало». Необычно в его жизни всё – от происхождения Вячеслава Михайловича из рода испанских инквизиторов до истории создания МАРЧ. «Третий ребёнок у Азы (так все звали мать Бронникова) родился мёртвым. В обеденный час дома не было никого, и помочь матери было некому. Но вдруг пришла незнакомая женщина – татарка – и оживила ребёнка. До 7 лет мальчик постоянно болел, не раз находился между жизнью и смертью. Сейчас Вячеслав Михайлович понимает: шла постоянная борьба, внутри него боролись некие силы. В 2,5 года он был сильно напуган, стал заикаться и почти перестал говорить. Он обучался во сне (такой способ передачи информации, наиболее высокоэффективный и достаточно распространённый, называется «Школой небесных бессмертных святых» ). Изучал боевые технологии, астрологию, геронтологию, гипноз, телепатию. Во сне приходил учитель. В жизни они встречались лишь раз. Вячеславу в ту пору было 10 лет. Баба Поля повезла его в Тульскую область в город Богородицк (какое название!), на родину отца, повезла его по святым местам, для определённого посвящения. Во время прогулки по окраинам города мальчику встретился мужчина, от которого исходило удивительное тепло. Он без слов сказал: «Тебя ждёт большое будущее». Несмотря на пережитые тяготы детства и болезни юности (сопровождавшиеся, по-видимому, зрительными и слуховыми галлюцинациями), президент МАРЧ полон творческих сил и энергии: «...время раскрытия этих тайн только приходит. Это очень сложная тема, показать её в видеоряде очень сложно, надо быть большим специалистом в данных областях – художником, системщиком, аналитиком и организатором. Такая работа под силу только В.М. Бронникову, владеющими всеми этими качествами. В этом он видит одно из своих важнейших предназначений, считая себя «человеком-дискетой», имеющим требуемую ответственность в передаче людям знаний о человеке, социуме, природе и космосе». Не вызывает сомнений у последователей Бронникова и его пророческий дар: «До сих пор всё, о чём говорил Вячеслав Михайлович, сбывалось».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

XXIX. Саратовская (1780 г.), губ. гор. – Саратов; уездные: Хвалынск, Вольск, Кузнецк, Аткарск, Петровск, Сердоб, Балашов, Камышин, Новохоперск, Царицын; безуездные: Дубовский городок, Сарепта (колония); жителей – 624 000. XXX. Симбирская (1780 г.), губ. гор. – Симбирск, уездные: Сенгилеев, Самара, Ставрополь, Канадей, Сызрань, Ардатов на Алатыре, Тагай, Корсунь, Котяков, Алатырь, Курмыш, Буинск; жителей – 731 000. XXXI. Смоленская (1775 г.), губ. гор. – Смоленск; уездные: Рославль, Дорогобуж, Поречье, Вязьма, Сычевск, Белый, Ельня, Гжатск, Духовщина, Красный, Юхнов; безуездный – Андрусово (мест.); жителей – 892 300. XXXII. Таврическая (1784 г.) область, губ. гор. – Симферополь; уездные: Феодосия, Евпатория, Перекоп, Днепровск, Мелитополь, Фанагория; безуездные: Севастополь, Балаклава, Инкерман, Бахчисарай, Карасубазар, Левкополь, Арабат, Афиней, Воспор, Керчь, Ениколь, Кинбурн; жителей – 100 000. XXXIII. Тамбовская (1779 г.), губ. гор. – Тамбов; уездные: Шацк, Козлов, Темников, Лебедянь, Усмань, Борисоглебск, Елатьма, Кирсанов, Моршанск, Спасск, Липецк; безуездные: Демшинск, Добрый; жителей – 887 000. XXXIV. Тверская (1775 г.), губ. гор. – Тверь; уездные: Калязин, Кашин, Весьегонск, Красный Холм Бежецк, Ржев Володимиров, Вышний Волочек, Осташков, Зубцов, Торжок, Корчева, Старица; жителей – 903 600. XXXV. Тобольская (1782 г.), в области Тобольской, губ. гор. – Тобольск; уездные: Тара, Ялуторовск, Тюмень, Туринск, Березов, Сургут, Омск, Ишим, Курган; в области Томской: Томск, Ачинск, Енисейск, Туруханск, Каинск, Нарым; безуездные: Пелым (мест.) и 11 крепостей, составляющих Ишимскую линию; жителей – 514 700. XXXVI. Тульская (1777 г.), губ. гор. – Тула; уездные: Алексин, Кашира, Венев, Богородицк, Епифань, Ефремов, Новосиль, Чернь, Крапивна, Одоев, Белев; безуездные: Дедилов (сел.), Гремячев; жителей – 876 200. XXXVII. Уфимская (1782 г.), в области Уфимской, губ. гор. – Уфа; уездные: Бирск, Мензелинск, Бугульма, Бугуруслан, Челябинск, Белебей, Стерлитамак, в области Оренбургской: Оренбург, Бузулук, Троицк, Верхоуральск, Сергиевск: жителей – 355 598.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

XII. В Коломенской епархии: Коломна Кашира Серпухов Алексин Зарайск Крапивна Епифань Дядилов Богородицк Всего: XIII. В Вятской епархии: Хлынов (Вятка) Уфа с уездом Слободской Котельник Кай городок Шестаков Кунгур Соль-Камская Чердынь Вотчины гг. Строгановых Нет сведений Сарапулъ Кукарск с заказом Яранск Заводы, лежащие в Вятской епархии Нет сведений Всего: XIV. В Воронежской епархии: Воронеж Бахмут Ефремов Лебедянь Сокольск Чернавск Романов в степи Павловск Острожек Коротояки Землянски Костеиск Белокольск (Белоколодск?) Демшинск Бобровск Черкасской Ольшанск Нет сведений Новохоперская крепость Крепость св. Анны Лавровская крепость Телецкий острожек Острожек Урыв Донского Присутствия в казачьих городках Всего: XV. В Переславской епархии: Переслав-Залесский Дмитров Волоколамск Борисов Нет сведений Александрова слобода Гжатская десятина Всего: XVI. В Костромской епархии: Кострома Чухлома Парфеньев Кологрив Соль Галицкая Судиславль Да в Судиславском и Буйском уездах Пригород Нерехта Пригород Плес Ветлужский заказ Всего: XVII. Во Владимирской епархии: Владимир Арзамас Темников Гороховец Яропольчи Вязниковская слобода Починки Всего: XVIII. В Тамбовской епархии: Тамбов Козлов Борисоглебск Добринск Керенск Нижний Ломов Верхний Ломов Инзара Мокшанск Красная слобода Всего: XIX. В Олонецкой епархии (викариатство): Олонецк Каргополь Устюжна Железнопольская Есенецкий заказ Кресновский заказ Всего: XX. В Севской епархии (викариатство): Брянск Карачев Рыльск Путивль Трубчевск Белополье Всего: XXI. В Астраханской епархии: Астрахань Красный Яр Кизлярская крепость Черный Яр Царицын Город Дубовка Дмитровск Саратов Петровск Всего: XXII. В Тобольской епархии: Тобольск Тюмень Верхотурье Екатеринбург Енисейск Красноярск Кузнецк Туруханск Сургут Березов Челяба Всего: 478(?) XXIII. В Ростовской епархии: Ростов Ярославль Романов Пошехонский уезд Всего: XXIV. В Вологодской епархии: Вологда Белозеро Чаронда Всего: XXV. В Архангелогородской епархии: Архангельск Холмогоры Мецкая крепость Кеврольский уезд

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Древнейшими памятниками устного народного творчества являются былины, и в них мы также можем увидеть положительные образы, связанные с христианством: Кабы тут-де старой да нынь расплакался: «Ох ты ой есть, Пресвята Мать Богородица! Ты почто это меня нынче повыдала? Я за веру стоял да за Христовую, Я за церквы стоял да за соборные. («Бой Ильи Муромца с сыном») Да крест-от кладут-де по-писаному, Поклон-от ведут да по ученому, Молитву творят да все Исусову. Они бьют челом на вси четыре стороны, А князю с княгиней на особинку... («Алёша Попович и Тугарин Змеевич») Уж мы съедемся с тобой на поле, побратаемся, Ай кому-то де на поле буде Божья помощь. Еще тут де братаны ти поназванелись: Ай крестами ти сами они покрестовались. («Поединок Ильи Муромца и Добрыни Никитича») Отдельного разговора требует русская топономика: Спасск, Архангельск, Благовещенск, Троицк, Богородицк, Воскресенск, Петропавловск-Камчатский, Покров... и это лишь малая доля большого списка топонимов, в основу которых положены имена святых, названия храмов, праздников. И, конечно, не стоит забывать, что на протяжении многих веков русские люди давали своим детям имена исключительно по святцам. С этой традицией ничего не смогла поделать и советская власть, общество не приняло предложенных Октябрин и Владленов и осталось верным традиционным Иванам да Марьям. Наконец, само слово «христианин» прочно отождествляется со всем народом, так как от него произошло название самого многочисленного сословия – крестьянства. Как мы видим, христианские понятия в русском языке на всем протяжении веков как в письменной, так и в устной речи весьма распространены и практически всегда употребляются в положительном смысле. Поганые слова А как дела обстоят с понятиями языческими? Остались ли они? Здесь все не менее интересно. Еще во времена первых катакомбных церквей христиане, называющие себя воинами Христовыми, в качестве противопоставления стали употреблять слово «paganus» (лат. сельский, языческий), подразумевая при этом всех, кто не принадлежал к воинству Христа, то есть последователей различных политеистических религий.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rossijsk...

Читаешь стихи эти и мысленно путешествуешь вместе с хозяином по усадьбе, вспоминая милое Дворяниново: . Ты хотя среди селеньев Множества других в округ Неприметно по мализме И неважности своей… Но натурой не забыто Как тмы, тысячи, других… Все места в тебе прекрасны На горе и под горой В буераках и вертепах Пресекающих тебя… Там, их рощи, разных видов Длинныя ряды берез И глубокия овраги С множеством чистейших вод… Здесь различны водоемы С множеством в водах и рыб И сады везде с плодами Между рощей по горам И немногия хоть домы Но красивыя собой И различныя иныя Здания внутри садов. Тут прелестнейшия виды… Сколкоже от них вседневно Получаю всякий год Живучи среди прелестных И красивейших сих мест. Я толико им обязан За щастливыя часы Прожитыя мною в жизни Посреди пределов сих Что никак не перестану Их зато благодарить И на слабой сельской лире Их хвалой превозносить. В 1774 г. Екатерина II поручила Болóтову управление своими имениями в Киясовской волости (ныне Московская область), а в 1776-м в Богородицкой и Бобриковской. Болотов активно включился в работы по строительству дворца, соборной церкви, создал проект планировки города Богородицка, сочетая мастерски новые правила градостроения с местным ландшафтом. Но самым замечательным плодом его деятельности явился Богородицкий парк. Сначала в соответствии с волей заказчика Болотов составил план регулярного сада при дворце во «французском» стиле. Однако сложный рельеф местности и другие обстоятельства ограничивали строителя и одновременно направляли его к поиску новых решений: он попытался и здесь на деле осуществить замысел создания «русского сада», что можно было сделать только «советуясь с натурой». Потому первоначальный план придворцового сада был переработан: на относительно ровной верхней территории — регулярный парк с прямыми аллеями и боскетами; нижний же парк — пейзажный, с извилистыми аллеями, повторяющими изгибы рельефа. Вся нижняя часть парка получила живописный, несколько романтический оттенок. В овраге Болотов создал каскад прудов, который заканчивался искусственным водопадом… Императрице труды А. Т. Болотова пришлись по сердцу: в одном из писем к Вольтеру она ссылалась на Богородицкий парк как на доказательство преимущества свободной иррегулярной планировки; сам же «садовник» удостоился Высочайшего благоволения и был награжден чином коллежского асессора (VIII кл.). Сей опыт проектирования «русских садов», опираясь на результаты работ в Богородицком парке, ученый публиковал на протяжении 80-х гг. в «Экономическом магазине». Известное представление о Богородицком парке дает и альбом акварелей А. Т. и П. А. Болотовых — «Виды имения Бобринских, Богородицк 1786 г.», хранящийся в Историческом музее. В Богородицке просветитель открыл первое в Тульской губернии волостное училище для крестьянских детей, создал первый в России детский театр…

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Таким образом, можно сделать следующие общие и, конечно, имеющие много исключений в зависимости от разнообразных местных условий выводы: в Ярославской и Владимирской губерниях раскол был особенно силен или среди богатых государственных крестьян, или же в имениях крупных помещиков: графов Дмитриевых-Мамонтовых, князей Юсуповых, князей Мещерских, князей Гагариных, князей Белосельских-Белозерских, Глебовых-Стрешневых, Строгановых, чьи крестьяне были на оброке и занимались или торговым, или кустарным производством 1089 . Кроме того, эти помещики сами никогда за крестьянами не наблюдали. Там, где крепостное право приняло наиболее радикальные формы барщины, в те районы раскол не проник или же был рано искоренен. В южных районах Великороссии раскол, главным образом, существовал или в городах, как, например, Калуга, Боровск, Тула, Богородицк и т.д., или же был связан с промышленными районами – например, тульские заводы, текстильные заводы Московской и Владимирской губерний. В районах свободного " государственного» крестьянства раскол большей частью принял характер беспоповщины. В районах мягкой формы крепостничества – оброка – была сильна поповщина. В тех районах, где население имело возможность более или менее свободной самоорганизации без непосредственного контроля помещиков и где контроль администрации был смягчен или промышленниками, или старинными казачьими учреждениями, там развилась поповщина. Кроме того, поповщина, как мы увидим, преобладала в районах эмиграции. Такое развитие поповщины объясняется тем, что поповское старообрядчество требовало более сложных организационных форм – церкви, священника, совершения литургии, – что было весьма затруднительно в средней полосе России, и, напротив, доступно в эмиграции, в более свободных казачьих областях и под покровительством богачей на Урале, на Волге и в Московской, и других центральных губерниях. Помимо этого, можно сказать, что старообрядчество развивалось по преимуществу в старых великорусских землях Верхней Волги и на новгородских просторах, где традиция сохранилась лучше, чем на заокском юге, заселенном лишь в XVII веке или еще позднее. Заволжье, Сибирь и казачьи земли, заселявшиеся нередко выходцами с традиционалистского Севера, сохранили старообрядчество не только поэтому, но и в силу своих отмеченных выше социальных особенностей. 3. Первоначальные области распространения

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. Т. Болотов. Гравюра Л. Серякова. 1886 г. (РГБ) Андрей Тимофеевич (7.10.1738, с. Дворяниново Алексинского у. Тульской губ.- 4.10.1833, там же), автор религиозно-нравоучительных сочинений, мемуарист, теоретик и практик в области сельскохозяйственных наук. Из обедневшего дворянского рода, отец был военным. Б. получил домашнее образование, с 1752 г. жил в С.-Петербурге у дяди Т. И. Арсеньева. В 1755 г. прибыл на службу в Архангелогородский полк, куда был записан в 1748 г. В 1757-1758 гг. участвовал в военных действиях рус. армии в Вост. Пруссии. В 1758-1761 гг. состоял переводчиком при канцелярии генерал-губернатора Пруссии Н. А. Корфа, затем В. А. Суворова (отца буд. генералиссимуса) в Кёнигсберге (совр. Калининград). Слушал лекции в Кёнигсбергском ун-те, увлекся философией Х. Вольфа , сочинениями его популяризатора И. К. Готшеда и др. «вольнодумческими» книгами, благодаря к-рым «едва было не сделался и сам совершенным деистом и вольнодумцем» (Записки. Т. 2. С. 60). От деизма Б. спасло усердное чтение трудов нем. лютеран. богослова, критика Вольфа Х.-А. Крузиуса (Крузия), «весь философический курс» к-рого Б. «для лучшего понятия и незабвения выучил даже от слова до слова наизусть» (Записки. Т. 2. С. 56-57). К тому же времени относятся первые лит. опыты Б.: письма к Н. Е. Тулубьеву (1760; РНБ ОР. Ф. 89. Д. 110) и «Памятная книжка» (1761; РНБ ОР. Ф. 89. Д. 55), заключающая 365 (по числу дней года) правил морали. В янв. 1762 г. Б. был назначен флигель-адъютантом Корфа, ставшего петербургским генерал-полицмейстером. 24 марта 1762 г. прибыл в С.-Петербург, но уже в июне вышел в отставку и уехал в Дворяниново, в 1764 г. женился на А. М. Кавериной. Б. сторонился любых форм политической и общественной деятельности (в 1767 отказался участвовать в выборах депутатов в Уложенную комиссию). Занимаясь благоустройством имения, изучал иностранную лит-ру по агрономии и экономике, обобщал собственный опыт и прочитанное в записях. В 1766 г. ответил на вопросы, предложенные в «Трудах Вольного экономического общества», в том же году был принят в члены об-ва и стал деятельным сотрудником журнала. В 1766-1778 и 1790-1807 гг. в «Трудах Вольного экономического общества» было напечатано ок. 30 работ Б. (самая значительная - «Наказ управителю», 1777), за к-рые трижды (в 1770, 1771 и 1777) автор получал от об-ва награды. В 1774-1776 гг. Б. управлял собственными имениями Екатерины II в Киясовской вол., в 1776-1796 гг.- в Богородицкой вол. По плану Б. был застроен Богородицк, под его наблюдением выстроен Богородицкий дворец (архит. И. Е. Старов) и разбит парк. При Б. в Богородицке открылись пансион для благородных детей и волостное уч-ще для крестьян.

http://pravenc.ru/text/149697.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010