По окладным книгам рязанской кафедральной казны, писанным при м. Иосифе, в составе епархии значатся следующие десятины: 1) Иеревитская – в ней города: Михайлов, Печерники, Епифань, Богородицк, Гремячий и Зарайск; 2) Каменская – г. Пронск с уездом; 3) Старо-Рязанская – гг. Старая Рязань и Сапожок; 4) Ряжская – гг. Ряжск и Скопин; 5) Елатомская – г. Елатьма; 6) Шацкая – г. Шацк; 7) Кадомская – г. Кадом; 8) Козловская – г. Козлов, вероятно, с пригородами; 9) Тамбовская – г. Тамбов. Сверх того, некоторые города в окладных книгах значатся без распределения на десятины. Но они, подобно десятинам, составляли отдельные части епархии; 10) Муром с уездом; 11) Касимов с уездом; 12) Воронеж, Усмань, Романов, Елец, Лебедянь и Донков 506 . Епифань и Гремячий вторично поступили в Рязанскую епархию из Коломенской после собора 1674 года вместо Каширского уезда, отошедшего к Коломне 507 . В этом последнем была, так называемая, Тешиловская десятина. В 1664 г. поповский староста доносил рязанскому преосвященному Илариону, что в Тешиловской десятине Каширского уезда во многих приходах учинились скорби: ежедневно умирало в иных приходах по три, в других по 5–6 человек 508 . Богородицк, выстроенный край епифановских полей (1663 г.), – новый город; из-за него вышли неприятности у коломенского владыки с рязанским. В 1674 г. патриарх решил дело в пользу рязанского 509 . О Коломенской епархии, выделенной из Рязанской и неприятной соседке сначала рязанских архиереев, потом патриархов, сказано много попутно. Она учреждена в половине XIV в., около 1350 г. На погребении митр. Феогноста в 1353 году, вместе с Алексием владимирским и Афанасием волынским, присутствовал коломенский епископ Афанасий. При этом печальном торжестве впервые у летописцев упоминается коломенский епископ 514 . Несомненно, что коломенская кафедра явилась в последние годы жизни дряхлого старца м. Феогноста и при жизни вел. кн. Симеона Ивановича, скончавшегося вслед за митрополитом 515 . Старец митрополит, не будучи в состоянии единолично управлять русской митрополией, наместником во Владимир назначил своего преемника епископа Алексия, а по близости к Москве поставил себе помощника в лице епископа с кафедрой в Коломне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Богородицк. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Возникновение соборного Троицкого прихода относится к 1821 г., хотя Троицкая церковь без значения соборной существовала со своим приходом в прошлом еще столетии. Но вследствие своей ветхости она была в 1768 г. упразднена, и прихожане ее были при­соединены к Казанской церкви, что в селе Богородицком в 1/4 в. от города, считавшейся тогда Соборною цер­ковью, так как это село считалось в то время городом. Но село Богородицкое не удержало за собою значения го­рода. (...) Соборный же храм Казанский с. Богородицкого обращался в приходскую церковь. П.И. Малицкий. Приходы и церкви Тульской епархии. Тула, 1895. В книге П.И. Малицкого «Приходы и церкви Тульской епархии» сообщается, что, по преданию, в селе Богородицком стояла деревянная церковь во имя святого пророка Илии, уничтоженная затем пожаром. В 1774 году по велению особ царского двора был заложен каменный храм во имя иконы Казанской Божией Матери. Он строился по проекту И.Е. Старова, тогда еще молодого выпускника Российской академии художеств, впоследствии известного архитектора, прославленного созданием Таврического дворца и Троицкого собора Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Расположенный в старинном парке, неподалеку от дворца графов Бобринских, Свято-Казанский храм при всей своей внешней простоте и сдержанности представляет собой необычайной красоты сооружение как один из замечательных образцов раннего классицизма с элементами позднего барокко. Иконописные работы выполнял здесь талантливый московский художник И.Т. Некрасов, а изображение Спаса Нерукотворного являлось делом искусных рук самого управляющего имением А.Т. Болотова. Главный престол был освящен в 1783 году в честь Казанской иконы Божией Матери, а придельные алтари и того ранее, в 1778 году: правый — во имя святых апостолов Петра и Павла, левый — во имя святителя Николая Чудотворца. В течение почти сорока лет Свято-Казанский храм являлся соборным, объединив церковную жизнь села и города Богородицка. Сюда приходили на богослужения крестьяне из окрестных деревень: Болотовки, Вязовки, Юлинки…Около храма проводилась знаменитая на всю округу Казанская ярмарка. Всего в приходе числилось 3257 прихожан, а в праздничные дни под сводами храма собиралось до двух тысяч человек одновременно.

http://sobory.ru/article/?object=00875

Богородицк. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Карта и ближайшие объекты Построен в 1831 г. Богородицкими купцами. Александром Кобяковьм, Иваном Долговым, Афанасием Тихоновым, Димитрием Саниным, Иваном Гайдуковым, Иваном Селищевым. В 1837 г. в колокольне пристроен храм в честь Вмч. Георгия Победоносца. Рядом с храмом находится кладбище, которое действует и поныне. Храм просуществовал до праздника Вознесения Господня 1939 г., когда и был закрыт. 2-3 года пустовал, потом с нем располагался склад " Заготзерно " , хранился фураж. Храм повторно открылся 7 мая 1945 г. и представлял тяжелое зрелище: голые стены без окон, без рам. А уже в 1946 г., под праздник Сретения Господня (1/14.02), была первая служба - Всенощное бдение, которую совершил первый настоятель о. Феодор Чекмагин в сослужении о. Григория Ивановского и диакона о. Косьмы. В настоящее время здание храма восстановлено, ухожено, расписано и обнесено кирпичной оградой. В Георгиевском приделе - крещальня. 5/18 марта 1998 года указом Митрополита Серапиона храм переименован в Кафедральный Собор. Рядом с алтарной частью Собора (2001-2002г.) построена заупокойная часовня, где служатся панихиды, иногда происходит отпевание покойников. Чтимые святыни: а) икона Успения Божией Матери с частицей Гробницы Богоматери, б) местночтимая икона Божией Матери " Скоропослушница " , в) местночтимая икона Божией Матери " Казанская " , г) икона Божией Матери " О Тебе радуется " с частицей мощей Блаженного Иоанна, Тульского. д) икона с частицей мощей прав. Петра Великодворского (Владимирского чудотворца Духовное окормление). Успенская кладбищенская (безприходная). Кладбищенский каменный храм во имя Успения Божией Матери, построен в 1831 г. вместо бывшего деревянного храма, уничтоженного пожаром. Храм выстроен на средства богородицких граждан, при особом участии, в качестве храмостроителя, купца Селичева. На такие же средства в 1837 г. в колокольне устроен теплый придельный храм во имя вмчк. Георгия Победоносца. В 1885 г. храм значительно был распространен пристройкою в 13 аршин к западной его стороне, и иконостас его был обновлен. Причт состоит из священника и псаломщика. Для причта имеются церковные дома.

http://sobory.ru/article/?object=00874

Его устройство поручили видному русскому учёному, в полном смысле слова - энциклопедисту и по сути первому теоретику сельского хозяйства - Андрею Тимофеевичу Болотову. Тогда же Богородицк получил свою радиально-лучевую планировку. Сам дворец строился по проекту архитектора Ивана Старова, в то время только недавно закончившего Академию художеств. Он же через три года, в 1774 году, приступил к строительству Свято-Казанского храма. Стоявшая там раньше деревянная церковь во имя пророка Илии незадолго до этого сгорела. Строительство Свято-Казанской каменной церкви продолжалось 9 лет. Иконы для нового храма заказали И. Т. Некрасову - мастеру из " кремлёвской команды " В. И. Баженова. Известно, что в оформлении церкви весьма активно участвовал А. Т. Болотов. Так, например, его кисти принадлежало изображение Спаса Нерукотворного. В 1778 году уже освятили приделы: один во имя апостолов Петра и Павла, другой - во имя святителя Николая Чудотворца. Главный же престол был освящён пятью годами позже - в честь Казанской иконы Божией Матери. Долгое время храм выполнял функцию городского собора. Сохранились данные, что в иные праздники он вмещал до двух тысяч молящихся! Одновременно он был домовым для графов Бобринских. Рядом владелец имения устроил богадельню для мальчиков. У стен Свято-Казанской церкви регулярно устраивалась знаменитая Казанская ярмарка. Шли годы, а Бобринские продолжали играть важную роль в жизни города. Потомки Алексея Григорьевича открыли в Богородицке несколько промышленных предприятий, в том числе сахарный завод. Кроме того, они всё время заботились и о своём " семейном " храме. Его регулярно ремонтировали, поддерживали в должном порядке, а также содержали приют для сирот. В 1877 году Бобринские устроили в приходе земскую школу. К сожалению, послереволюционная эпоха жестоко обошлась с прекрасным дворцом и Свято-Казанским храмом. Церковь закрыли очень быстро, при этом фрески замазали, уничтожив известковый весь живописный слой. Церковную и богослужебную утварь, говорят, вывозили телегами.

http://sobory.ru/article/?object=00875

В 1622 году Патриарх Московский Филарет перевел города будущей Тульской губернии: Алексин, Тулу, Дедилов, Гремячев и Епифань к Коломенской епархии, к которой исстари принадлежала Старая Кашира, находившаяся на Московской стороне — левом берегу реки Оки, отчего епископы Коломенские со времени учреждения до упразднения Коломенской епархии именовались Коломенскими и Каширскими. Каширский же уезд, находившийся на тульской стороне — правом берегу реки Оки, принадлежал Рязанской кафедре. Определением Московского Собора 1674 года он был отдан Коломенской епархии, а взамен были возвращены Рязанской кафедре города Гремячев и Епифань с их уездами. Тогда же в Коломенскую епархию из Рязанской был переведен г. Венёв, а в Рязанскую из Коломенской — г. Богородицк, построенный в 1622 году, о правах на который в 1675 году между Коломенской и Рязанской епархиями был спор. В 1682 году Патриарх Иоаким предполагал, отделив Тулу от Коломны, учредить в Туле, а также в Белеве и Кашире новые архиерейские кафедры, с подчинением их Московскому Патриаршему престолу, но из-за смерти царя Феодора Алексеевича и случившегося тогда же стрелецкого бунта намерение Патриарха не смогло осуществиться. В 1777 году было открыто Тульское наместничество, в состав которого вошли города, до этого времени принадлежавшие разным губерниям: Тула, Алексин, Белёв, Венёв, Одоев, Кашира, Крапивна, Епифань, Чернь, Ефремов, Новосиль, Богородицк и оставленные безуездными — Дедилов и Гремячев. В 1788 году, согласно указу императрицы Екатерины II, данному 6 мая Святейшему Синоду с целью приведения делений границ епархий по возможности в соответствии с границами губерний, велено было: 1) Крутицкой епархии не быть, а Калужскую губернию присоединить к Московской; 2) по окончании войны учредить архиерейский дом в Туле, наместничество Тульское числить к епархии Коломенской, именуя епископа ее, новопоставленного Афанасия Иванова, Коломенским и Тульским. При епископе Афанасии Коломенская семинария получила высшую квалификацию в науках философии и богословии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208926...

53 Действительно, после подчинения Тамбовской епархии местоблюстителю, Рязанская епархия оказалась одной из обширнейших, а по количеству «данных» церквей уступала только бывшей патриаршей области. В 1699 и 1700 г.г. в ней насчитывалось 955 церквей да в Тамбовской, без Петровска и Борисоглебска – 168; всего следовательно, 1129 церквей, с Петровскими и Борисоглебскими церквами ведению местоблюстителя передавалось около 1135 окладных храмов, тогда как у новгородского владыки в то время было только 1017 данных церквей. 54 От количества епархиальных церквей значительно зависела денежная доходность архиерейского дома. Петр Великий и Стефан Яворский понимали это. С 1701 года южной границей двойной епархии м. Стефана оказалась кривая линия с верховьев р. Медведицы, где стоял г. Петровск, проходившая через среднее течение р. Хопра на устье р. Вороны в Хопер, где в 1695 г. построен г. Борисоглебск, 55 на западе Рязанская епархия граничила с Воронежской в верхних бассейнах рек Хопра, Битюга и Воронежа. В верховьях р. Дона через реки Шат и Проню и среднее течение р. Оки, отделяя города Богородицк, Епифань и Гремячий к Рязанской епархии, проходила старая граница её с Коломенской епархией, сливаясь на севере, в верховьях р. Цны, близ села Дединова, с северной границей по отношению к бывшей Патриаршей области. Северные пределы Рязанской епархии шли по северной территории Муромского уезда; отсюда уже шла восточная граница через среднее течение р. Мокши и её притока р. Вад, западнее городов Темникова, Керенска, Верхнего Ломова на г. Петровск. Таким образом, через присоединение Тамбовской епархии заметно изменилась только южная и юго-западная граница Рязанской митрополии. 56 По числу городов Рязанскую епархию в начале XVIII в. нужно назвать также одной из «многоградных». Кроме городов Тамбовской епархии, ее составляли – кафедральный город Рязань, с давнишним титульным городом Муромом, затем города: Елатьма, Касимов, Кадом, Щацк, Сапожек, Ряжск, Сокольский, Романов, Лебедянь, Данков, Епифань, Богородицк, Скопин, Пронск, Михайлов, Гремячий, Переяславль-Рязанский и Дединово.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

От Рязанской митрополии в Коломенскую епархию отделен весь тогдашний Каширский уезд с 42 церквами, так как г. Кашира состоял в Коломенской епархии, и Венев монастырь, потому что г. Венев с уездом принадлежал ей же. Вместо них Рязанская митрополия получила от Коломенской епархии гг. Епифань (10 церк.) и Гремячий (6 церк.) с уездами. Основанием к такому обмену, по словам отцов собора, послужило то, что Епифанский уезд смежен с Рязанским 711 . После собора 1674 года решено несколько вопросов о спорных епархиальных городах, между прочим, о новопостроенном городе Богородицке, ныне Тульской губернии, при р. Лесном Уперте 712 . В августе 183 года рязанский митр. Иосиф писал патриарху, что в 1662 году в конец поль г. Епифани в Епифанском уезде вновь построен г. Богородицк. Но он, рязанский владыка, не смел владеть им без патриаршего указа, хотя по соборному определению город должен входить в Рязанскую митрополию. И тамошние попы без повеления Иосифа, архиепископа коломенского, не решались ехать к рязанскому архиерею. По рязянской челобитной заодно в грамоте об отдаче Епифани и Гремячего рязанскому митрополиту патриарх приказал: «будет город Богородицкой с селы и с деревни построен в Епифанском уезде, а не иного Коломенской епархии города и уезду, то тем городом с селы и с деревнями владеть по писцовым книгам тебе в Рязанской митрополии, монастыри и церкви (17) управлять и вновь церкви строить и людей в духовности ведать по изложенному соборному деянию» 713 . После собора 1674 года территория Коломенской епархии установилась надолго 714 . Собравшиеся в Москве митрополиты, архиепископы и епископы разрешили давнишний старый спор между владыками вятскими и вологодскими из-за Яренска с уездом, все остававшимся за вологодской кафедрой. Коломенский епископ Александр не с охотой поехал с Коломны на Вятку во вновь учрежденную епархию. Пожалованные ему на прокормление котельнический Предтеченский монастырь с вотчинами и вотчины в Хлыновском уезде, равно проживание в Успенском Трифоновом монастыре, за неимением собственного архиерейского дома, не удовлетворяли владыке, привыкшего к лучшей обстановке.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Бобрик-Гора. Часовня-усыпальница Бобринских. Часовня. Не действует.   Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1815. Архитектор:В. Милинский Адрес: Россия, Тульская область, город Донской, Бобрик Гора Координаты: 53.986874, 38.372578 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты В 1813 году, в связи со смертью первого графа рода Алексея Георгиевича Бобринского (внебрачного сына Екатерины второй), его женой Анной Владимировной было решено построить мавзолей-усыпальницу. В 1815 году по проекту крепостного архитектора Василия Милинского возводится белокаменная усыпальница - монументальная купольная ротонда. Она была спроектирована так, чтобы в нижней ее части - склепе - можно было производить захоронения, а в верхней - часовне - совершать поминальные службы. Службы шли в часовне практически каждый день. Последняя состоялась в двадцатых годах прошлого века. Ходырев Починок Имя Алексея Григорьевича Бобринского — незаконнорожденного сына императрицы Екатерины II и графа Григория Орлова, появившегося на свет в 1762 году, обычно связывают с усадьбой в городе Богородицке. Между тем фамилия «Бобринский» происходит от названия другой его тульской усадьбы — Бобрики, что на территории нынешнего города Донского. В XVI веке население многих тульских городов и поселений составляли в основном военные «засечники», которые держали оборону в сторожевых башнях-крепостях и занимались с семьями освоением плодородных земель. Таким сторожевым местом и был Ходырев Починок, позднее названный Бобрик-горой. Впервые о нем упоминается в Писцовой книге 1571 года: «На реке на Дону усть речки Бобрика церковь страстотерпца Георгия поставление и строение приходное, а стоит без пения, а дворов у церкви: двор попов пуст, во дворе пономарь. Пашни в поле доброй земли 5 четьи, да дикого поля 25 четьи…» В 1763 году Екатерина II стала владеть Бобриковской и Богородицкой волостями в Тульской губернии (ныне Донской, Богородицк, Северо-Задонск и Новомосковск).

http://sobory.ru/article/?object=11157

56 Т. е. в Странноприимном доме графа Шереметева, в котором я служил почти 12 лет, занимая должности 1-го и 2-го помощника главного смотрителя и состоя членом Совета. Увлеченный высокими целями учреждения, я отдал этой службе все свои силы и способности, как говорится, вложил в неё всю свою душу, но в результате получил только нравственную усталость и тяжелые, болезненные воспоминания. 58 Внучка митрополита Иннокентия. См. о них книгу нашу: «Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский» М. 1883 г., стр. 323. 60 Вениамин Благонравов, в мире Василий Антонович, род. в Тамбовской губ., сын священн., 1846 г. окончил курс в Тамбовской сем.; 1849 г. авг. 27 пострижен; – окт. 9 иеродиак.; 1850 г. магистр Казанской акад.; –окт. 31 бакалавр; – ноябр. 20 иером.; 1856 г. ноябр. 28 архим.; 1857 г. апр. 21 професс. акад.; 1858 г. апр. 22 рект. Томск. сем.; 1861 г. авг. 23 – Костромской сем. и настоят. Богородицк. Игрицк. мон. 1862 г. февр. 5 еписк. Селенгинский, хиротон. мая 20, 1868 г. март. 18 – Камчатский; 1873 г. март. 31 – Иркутский; 1878 г. апр. 16 архиеписк. Ск. 1892 г. февр. 2. 61 Статс-Секретарь, обер-гофмейстер, член Государственного Совета, бывший товарищ Министра Народного Просвещения. Издатель книг: «Род князей Волконских», «Записки С. Гр. Волконского» (декабриста), и «Граф Н. Н. Муравьев-Амурский». 62 Леонтий Лебединский, в мире Иоанн Алексеевич , род. 1822 г. янв. 22, сын священн. Воронежск. губ.; из Воронежск. сем. поступ. в Петерб. акад.; 1847 г. оконч. курс магистром; – мая 17 пострижен; 1847 г. июня 8 иеродиак.; – июля 18 иером.; 1851 г. март 20 инсп. Киевск. сем.; 1853 г. янв. 28 – Киевск. акад.; 1853 г. фев. 15 архим.; 1856 г. мая 30 рект. Владимирск. сем.; 1857 г. июня 9 – Новгород. сем. и настоят. Новгородск. Антониевск. мон.; 1859 г. мая 17 рект. Петерб. сем.; 1860 г. март 5 еписк. Ревельский, хиротон. 18 март.; 1863 г. дек. 20 Подольский; 1873 г. апр. 8 архиеписк.; 1874 г. окт. 2 – Херсонск.; 1875 г. ноябр. 16 – Холмский; 1883 г. мая 15 член Св. Синода; 1891 г. ноябр. 17 митропол. Московский. Ск. 1893 г. авг. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

366 Современные сатанизм и люциферианство уже в этой жизни создают такое отношение к Богу. – Кантовское и Шеллинговское учение о свободе воли, как о самосозидании личности, т. е. как об условном творчестве, у нас в литературе преобразовал и усиленно защищал Архим. Антоний [Храповицкий, ныне Архиеп. Волынский] в своей диссертации: – «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной» («Полн. собр. соч.», Т. 3, Казань, 1900, стр. 489–942, особ. см. V, § 6, стр. 575, 577; IX, § 2, стр. 628–629 и стр. 633–634). 369 А. Папюс, – Философия оккультиста. Пер. В. В. Трояновского, СПб., 1908. – Его же. Практическая магия, Ч. II, СПб., 1912. – Лидбитер , – Астральный план, СПб., 1909. – Ж. Г. Буржа , – Магия, СПб. 1911 и т. д. 370 Гр. М. В. Толстой, – Хранилище моей памяти. М., 1893, книжка вторая, стр. 52, «Редсток». Курсив мой. 371 [Ф. И.] Буслаев, – Изображение Суда по русским подлинникам «Очерки русской нар. слов. и искусства», Т. 2, СПб, 1861, – здесь же и подлинник. – Н. В. Покровский , – Страшный Суд в памятниках визант. и русск. иск., Одесса, 1887. – Его же. Стенные росписи в древних храмах греч. и рус., М., 1890. 374 Архим. [ныне Архиеп.] Сергий, – Православное учение о спасении, Сергиев Посад, 1895 (есть и более нов. изд.), стр. 171–172. – Точно так же, на вопрос: «Когда человек узнает, что получил отпущение грехов своих?» преп. Исаак Сир . дает такой ответ: «Когда ощутит в душе своей, что совершенно, – от всего сердца, возненавидел грех, и когда явно дает себе направление, противоположное прежнему» ( Исаак Сир ., Слово 18 по рус. пер., и по греч. изд. Феотоки – 84-е. «Творения» изд. 3-е, Сергиев Посад, 1911, стр. 76–77). 376 F. Godet, – Commentaire sur la première Epitre aux Corinthiens, T. I, Paris-Neuchatel. 1886, p. 172. 378 «Слово искра есть души… Дух мой, к вечности спеши», из стихов Георгия, затворника Задонского («Письма в Бозе почивающего затворника Задонск. Богородицк. монастыря Георгия», изд. Порфир. Григоровым, Воронеж, 1860, ч. 1, стр. 182=Леонид Денисов , – Жизнь Георгия, затв. Задонск. Богород. мон., М., 1896, стр. 113). Эти два стиха любил повторять † старец Исидор, стр. 51.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010