1861 г., две части), «Разбор римского учения о видимом главенстве в Церкви» («Православный Собеседник 1869 года»), «Вопросы о перстосложении для крестного знамения» (там же, 1870 г.). Редакция Церковных Ведомостей никогда не забудет того живого сочувствия, тех добрых и мудрых указаний, тех многоценных статей, какими поддержал Высокопреосвященный Никанор это издание в первую наиболее трудную ее пору. Многочисленные проповеди , сначала помещенные в духовных журналах (напр. в «Православном Обозрении»), вышли отдельными изданиями под заглавием «Поучения Никанора, епископа Уфимского и Мензелинского » (Уфа, 1883 г., 475 стр.) и позже под названием «Беседы и поучения» (Одесса 1884 – 1887 года, четыре тома). Проповеди преосвящ. Никанора издаются уже третьим изданием; по настоящее время вышло четыре обширных тома, пятый же том (за корректурою которого занимался преосвященный) должен быть уже посмертным изданием. В проповедях своих преосвящ. Никанор, с особенною живостью отзываясь на все движения религиозной жизни последнего времени, является неустанным и непоколебимым борцом за святую Церковь и за все церковное и народное, часто самими же православными бессознательно и сознательно унижаемое и попираемое. В деле церковного благоустройства покойный архипастырь был ревнителем древне – отеческого церковного благолепия: при отправлении церковных служб, он неуклонно и истово соблюдал все указания церковного устава, его служение отличалось благолепием и высокою торжественностью. В особенности почивший владыка Никанор был глубоким знатоком и ревностным почитателем древнего и церковного пения; он сам составлял композиции церковных песнопений, неуклонно присутствовал на спевках своего хора и даже сам руководил ими. В бытность свою, в последний раз, в Петербурге, покойный доставлял истинным любителям церковного пения высокое утешение прекрасным исполнением песнопений большого столпового и других подлинных церковных распевов. В 1887 – 1889 годах, вызванный для присутствия в Святейшем Синоде, высокопреосвященный Никанор был председателем Училищного Совета и мудрым руководительством занятий Совета, любвеобильными отношениями к его членам оставил прекрасную о себе память.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

40. Перевод преосвященного Иннокентия и назначение нового архипастыря В 1840 г. преосвященный архиепископ Иннокентий именным Высочайшим указом в 28 день января переведен на архиерейскую вакансию в епархию Орловскую. Минскому архиепископу Никанору повелено быть архиепископом Волынским и Почаевской лавры архимандриту. 184 Отделение третие. Преосвященный Никанор архиепископ Волынский, потом Варшавский и Новогерогиевский, член Святейшего Синода, священно-архимандрит Почаевской Успенской лавры и управляющий Волынской епархией (1840 – 1848 гг.) 1. Свидание ее с преосвященным Иннокентием в лавре Преосвященный архиепископ Никанор прибор в Почаевскую лавру в первых числах марта месяца. Предместник его преосвященный Иннокентий, по своему болезненному состоянию, еще не мог выехать к месту своего назначения, и еще недели три оставаясь в Почаеве, имел случай передать своему преемнику обстоятельное сведение о состоянии обители и монастырской братии. 2. Предметы, на которые обращено внимание преосвященного Никанора Железная крыша, как на большой церкви, так и на других зданиях, наскоро сделанная при преосвященном Иннокентии, требовала в некоторых местах переделки. По повелению преосвященного Никанора, куплено в Киеве на этот предмет 187 пудов листового железа, и крыша надлежаще исправлена, и вся и а всех монастырских зданиях в 1840 году покрашена вновь. Получив донесение от лаврского благочинного, которым был тогда иеромонах Серапион, – что братия неисправно ходят в церковь , стоят не на клиросе, а в ризнице, или, по углам в церкви и при кружке, дабы им удобнее было безвременно выходить из церкви, преосвященный Никанор сперва поручил наместнику объявить в трапезе тем из братии, которые допускают себя к этому беспорядку, его неудовольствие. Но, когда эта кроткая мера со стороны архипастыря, не прекратила подобных отступлений от общего порядка: то в 1841 году преосвященный Никанор дал предложение духовному собору, о подтверждении братии за подписками: чтобы они непременно на всех богослужениях и во всех церквах становились в одном приличном месте – на клиросах, и отнюдь не становились в толпе народа и не ходили без надобности по церкви, исключая лиц, определенных для исполнения служебных треб, – чтобы о преступающих это распоряжение немедленно было ему доносимо, – чтобы братии было известно, что только болезнь, командировка и другие важные обстоятельства будут принимаемы в уважение не бытности в церкви на богослужении. Притом велено братии объявить в трапезе, чтобы все иеромонахи и иеродиаконы облачались на молебное пение в высокоторжественные дни и в субботу на акафист, под опасением взыскания, в случае не бытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

Опираясь на общее сочувствие, глава этой партии в Нижне-Воскресенском монастыре, инок Прохор, начал открыто заявлять притязание на настоятельство в монастыре и отстранение от этого звания действительного настоятеля, Никанора, как изменника старой вере. По заявлению настоятеля Никанора, Прохор в церкви во время богослужения стал «становиться на прежнем настоятельском месте». Эта партия довела дело борьбы против согласных на принятие единоверия до того, что даже в монастыре составила приговор относительно того, чтобы не принимать единоверия и согласных на него изгнать из монастыря. Это обстоятельство заставило настоятеля Никанора вместе с сочувствовавшими ему лицами Нижне-Воскресенского монастыря поторопиться окончательным разрешением вопроса о принятии единоверия. В конце Марта месяца 1829 г. настоятель Нижне-Воскресенского монастыря Никанор снова приехал в Саратов и явился к князю Голицыну уже как формально доверенное лицо от девяти человек монахов и пяти бельцов с изъявлением согласия на принятие единоверия. По указанию князя Голицына Никанор подал прошение тогдашнему Саратовскому епископу Моисею о присоединении их к православной церкви, об освящении церквей в монастыре и о рукоположении для них священников. В этом же прошении Никанор от лица согласных с ним принять единоверие, между прочим, писал, что «из всех старообрядческих монастырей на Иргизе они только одни по сие время соглашаются принять единоверие и следовательно не могут уже пользоваться теми монастырскими доходами, какие приносимы были от доброхотства старообрядцев разных сословии и окружающих их из удельных крестьян, пока они не будут следовать их примеру, и таким образом, будучи в престарелых летах, останутся вовсе без пропитания». Поэтому Никанор просил, чтобы те, которые назначены к высылке из монастыря, были в нем оставлены, «ибо, прибавлялось в прошении, они необходимы для церкви, как знающие вполне устав ее, существовавший до времен Пикона патриарха, и что одни они могут поддерживать бытие престарелых иноков работами хозяйственными».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obrashhe...

74) Атласный розовый; храм не означен. 75) Атласный белый – во храм св. чудотворца Николая, что в селе Никольском Шлиссельбургского уезда. Оба священнодействованы тем же Преосвященным 1853 года декабря в 20-й день. Подпись у обоих такая же и там же, как в 68. Священнодействованные преосвященным Никанором, Митрополитом Новгородским и С.-Петербургским, 1854 года апреля в 3-й день – 76) Атласный белый; храм не означен. 1855 года января в 30-й день. 77) Атласный – во храм св. Великомученицы Екатерины, г. Ямбурга С.-Петербургской епархии. 78) Атласный белый; храм не означен. Подпись на обороте: «†Божиею милостию смиренный Никанор, Митрополит Новгородский и С.-Петербургский». 79) Атласный белый; храм не означен. Подпись на обороте: «†Божиею милостию смиренный Никанор, Митрополит Новгородский и С.-Петербургский». 80) Атласный белый; храм не означен. Подпись внизу рисунка: «Смиренный Никанор, Митрополит Новгородский и С.-Петербургский ». (Этот антиминс печатан с другой доски, 9, 10, 65, 66 и 73). 81) Атласный белый – во храм Воскресения Христова, что на Волковском Православном кладбище. 82) Атласный белый – во храм Успения Пресвятыя Богородицы. 83) Атласный белый – во храм св. Пророка Илии при Смоленском кладбище. Подпись у сих антиминсов там же и такая же, как 68. 1856 года февраля в 21-й день. 84) Атласный белый – во храм св. Иоанна Златоуста . 85) Атласный белый; храм не означен. Подпись у обоих на обороте вверху: «† Божиею милостию смиренный Никанор, Митрополит Новгородский и С.-Петербургский». 86) Атласный белый; храм не означен. Священнодействован тем же Преосвященным, 1856 года марта в 18-й день. Подпись на лицевой стороне, вверху антиминса: «Божиею милостию»; внизу: «Смиренный Григорий, Митрополит Новгородский и С.-Петербургский». У всех вышеписанных антиминсах мощи были. Антиминс с рисунком 17 – й (18И4 г.) имеет указание на царствование Императора Николая 1-го. (См. выше, стр. 226). Места – для надписей вверху и внизу, – для Евангелистов по углам, и по бокам – для атрибутов страданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Из мирного послания Св. Синоду Русской церкви, отправленного патриархом Каллиником из Константинополя 10 апреля 1858 г., видно, что патриарх принял состоявшееся избрание и приглашение на престол в силу послушания голосу матери – святой Божией Великой церкви. Св. Синод в ноябре того же года ответил патриарху кратким, но выразительным мирным посланием 191 . Патриарх Никанор был избран в Александрии, при участии исключительно духовенства и народа александрийского патриаршего престола и без всякого содействия или помощи со стороны других, – в частности, константинопольского патриаршего престола. Когда скончался патриарх Иаков, – писал блаженнейший Никанор в мирном послании Св. Синоду от 19 мая 1866 г., – и александрийский престол оказался вдовствующим, священный клир, почтеннейшие прокриты и все христоименное общество, собравшись в патриархии и в полном собрании единодушно и с благоговением призвавши просвещение Всесвятаго Духа, а вслед затем совершивши тщательные совещания и рассуждения, общим и единогласным решением, в мире и братской любви избрали его «духовным этнархом» александрийского престола. Хотя кир Никанор, по своей немощи, и мысли не имел о патриаршем достоинстве и «во сне не мечтал» о нем, тем не менее, добровольно принявши это деяние и горячую просьбу христиан, как голос Господа, 1 апреля, по милости Божией, законно и канонически утвердился на патриаршем троне. Затем он официально представился вице-королю Египта Измаилу-паше, был благосклонно им принят и признан этнархом. 193 О своем вступлении, по милости Божией, на александрийский патриарший престол кир Никанор кратко сообщил Св. Синоду и в своем послании от 14 июля 1866 г., в котором его блаженство пространно изложил свою горячую просьбу к Русской церкви о содействии ему вт. постройке нового трехпрестольного храма в Александрии. 194 Но Св. Синод ответил патриарху Никанору лишь обычным мирным посланием (от 3 ноября 1866 г.) 195 При патриархе Никаноре в 1866 г. был, составлен новый устав Александрийской церкви, исходивший из основного положения об автокефальном ее достоинстве, обеспечивавший самостоятельное с ее стороны избрание своих первоиерархов и исключавший всякое вмешательство в это дело со стороны прочих восточных церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

В итоге Иуде Маккавею удалось достичь мира с Антиохом Евпатором и его опекуном Лисием. Но мир продлился недолго, так как Антиох был свергнут Димитрием Сотером. С рассказа о свержении Антиоха Евпатора начинается 14-я глава. Смена монарха привела к новым испытаниям. Алким, глава иудеев – сторонников союза с Селевкидами, пришёл к новому царю и, фактически, стал его подстрекать к походу в Иудею и персонально обвинять во всех бедах Иуду Маккавея: «…доколе остаётся Иуда, не может быть спокойствия» ( 2Мак.14:10 ). Таким образом, новый поход селевкидских войск в Иудею направлен не только на усмирение мятежников, но и на ликвидацию Иуды Маккавея. Параллельно этому сообщается, что к Никанору, новому правителю Иудеи, поставленному Димитрием, стали приходить иудеи-предатели, видя в нём своё спасение. 2Мак.14:17 сообщает о «встрече» Симона, брата Иуды и Никанора, но неясно, как следует толковать эту встречу – как переговоры или как бой. Главное же, что после этой встречи Никанор направил к иуде переговорщиков, которым удалось заключить мир. Более того, Никанор даже проникся симпатией к Иуде и сделал его своим приближённым. Это не могло устроить Алкима, который справедливо полагал, что он не может чувствовать себя в безопасности, пока Иуда Маккавей обладает влиянием на Никанора. Поэтому Алким отправился к Димитрию Сотеру и доложил о дружбе Никанора и Иуды в таком ключе, что Никанор едва ли не замышляет заговор против царя. Тогда Димитрий отдал приказ Никанору арестовать Иуду. Последний, поняв из перемены к нему отношения со стороны Никанора, что ему теперь грозит опасность, бежал из Иерусалима. Никанор хотел напасть на войско Иуды в субботний день, когда, как ему казалось, иудеи не смогли бы дать сильного отпора. Однако, при заступничестве покойного первосвященника Онии и пророка Иеремии, Иуда Маккавей смог нанести поражение Никанору. После победы у тела Никанора отрубили правую руку и голову, у которой вырезали язык и скормили птицам ( 2Мак.15:30–34 ). Это было наказание за угрозы со стороны Никанора уничтожить храм и на его месте воздвигнуть языческий храм Дионису. Здесь Иуда выступил одновременно как защитник Бога и как орудие Божией кары. Триумфом наказания Никанора заканчивается вторая Маккавейская книга.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Духовною Консисториею. Представлю здесь краткую характеристику некоторых консисторских деятелей. Архимандрит Никанор, как ректор семинарии, не обязан был ежедневно посещать присутствие консистории. Он и пользовался этим правом. Если же посещал иногда консисторию, то не без особенных личных целей; и если принимал на себя труд рассматривать дела, то не без особенного разбора. Попросит, напр. кто-либо о. Никанора из его друзей или знакомых защитить и оправдать того или другого подсудимого, он охотно исполнит эту просьбу; и хотя бы подсудимый был не совсем прав, у о. Никанора будет непременно прав, тем более, что противников, равных ему по уму и диалектике, в консистории не было, а главный начальник епархии, т.е. архиеп. Василий, находился в Петербурге. Архим. Никанор вообще не отличался беспристрастием. И вот однажды какой вышел курьез. Никанор, по расположению к одному ученику семинарии, захотел оказать внимание его отцу – сельскому священнику, получившему впрочем —445— 1866 г. полное семинарское образование, и просил консисторию, чтобы она распорядилась перевести этого священника в епархиальный город. Но как у этого священника был жив еще отец, также сельский священник, но с весьма ограниченным образованием, то консистория, по ошибке, вместо сына перевела в Витебск отца – вместо Евфимия Гнездовского 1683 Иоанна Гнедовского 1684 . И это незадолго перед моим прибытием в Витебск. Впрочем, это был не единственный случай произвольного перемещения лиц с одного места на другое. Пользуясь отсутствием архипастыря и руководясь его примером, консистория позволяла себе свободно, без всякой разумной причины, переводить священно-церковнослужителей с лучших мест на худшие, под предлогом пользы службы, но в сущности для того, чтобы лучшие места представлять родственникам или клиентам того или другого члена консистории и секретаря с его чиновниками. При моем вступлении на кафедру, мне подано было много жалоб на такие произвольные действия консистории. Архим. А., может быть, чаще, чем Никанор, посещал консисторию, когда удален был от должности ректорской, но его посещения еще менее, чем Никаноровы, приносили существенной пользы для дела.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но Никанор и на этот раз «ехать не изволил» 323 , хотя зимнее время уже прошло и немощи его были не настолько велики, чтобы совсем не позволяли ему предпринимать дальние поездки, что свидетельствуется путешествием его в Москву по третьему вызову в 1667 г., притом даже в зимнее время 324 . На первый вызов Никанор по крайней мере отвечал челобитной к царю, уверяя его, что «не поехал не для ради упрямства», а единственно «для ради немощи». Но на второй – он даже не счел нужным послать и оправдание. Мы, впрочем, знаем уже причины, удерживавшие Никанора от поездки в Москву, т.е. что в это время в братстве был только что поднят вопрос о новом настоятеле, составлялась к царю о том братская челобитная, и Никанор был поставлен первым кандидатом на настоятельство; только личное присутствие Никанора среди братии могло поддержать и сделать общим это желание сначала небольшого кружка братии. С другой стороны, Никанор может быть боялся подвергнуться в Москве неприятностям, задержке и принуждению оставить старообрядчество, без которого братия не приняла бы его в настоятели. Таким образом с прибывшим из Москвы нарочным пришлось отправиться только старцу Герасиму Фирсову 325 . Старец Герасим нам известен как составитель тетрадок и послания о крестном знамении и челобитной о новом настоятеле. Судя по тому живому участью, какое он принимал в Соловецких смутах с 1658 года, можно было бы ожидать, что он особенно окажется упорным при увещании в Москве. Но вышло на оборот: он беспрекословно и чистосердечно раскаялся в прежних своих старообрядческих хулах на церковь и не изменил затем православию до конца жизни. Мы не можем не остановиться несколько как на самом раскаянии, так и на последующей судьбе этого старца, тем более, что «послание его о двуперстном сложении» высоко ценится старообрядцами до наших дней, а об нем самом старообрядцы думают, что он не изменил своим прежним убеждениям до конца жизни и за эти убеждения мученически пострадал, будучи, по распоряжению духовных властей, задушен на пути в Москву 326 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vozmushh...

328, 330, 335). Остановим свое внимание еще на другом примере. На нем мы увидим с каким пренебрежением и подозрениями относились архиереи к представителям богословской науки даже в Академиях. К глубокому сожалению, в самом некрасивом виде нам приходится говорить о ком же? О знаменитом митрополите Макарие Булгакове . То, что нам нужно будет отменить, представлялось бы совершенно невероятным, если бы об этом сообщал кто-либо другой, а не сам потерпевший. В самом начале 50-х годов, значит в правление Николая I, назначен был профессором обличительного богословия в столичную академию молодой иеромонах (впоследствии архиепископ, † 1890 г.) Никанор Бровкович . Прошел первый год его профессорства; молодой ученый очень заинтересовался своей кафедрой. Можно было ожидать добрых плодов. Но вот неожиданно приглашает его к себе ректор, преосвящ. Макарий и дает ему следующее приказание, в таком тоне, как будто бы дело шло о чем-нибудь самом пустячном: «Вот что, о. Никанор, вы будете теперь читать введение в богословие. Мне некогда, слишком я занят (Нужно сказать, что до этого дня введение в богословие преподавал сам владыка). В моей книге – прибавил владыка, – вы найдете все, что нужно сказать с положительной стороны» (т. е. Макарий указывал молодому профессору на свою книгу «Введение в богословие»). Трудно представить себе большее неуважение к науке, чем какое выразилось в указанном приказании владыки? Он меняет предметы преподавания у профессора с такой же непринужденностью, с какой хозяйка меняет меню блюд у себя на кухне. Но это было бы еще полбеды для Никанора. С перемещением его с одной кафедры на другую для него начался ряд тяжких страданий и даже нестерпимых оскорблений. Не прошло и года, как послушный Никанор бросил свою прежнюю науку и засел за изучение и преподавание «введения», вдруг преосв. Макарий снова призывает к себе злосчастного профессора и заявляет. «Послушайте, о. Никанор, говор о вас ходит в городе. Вы, там на лекциях, касаетесь щекотливых вопросов. Это толкуют не только студенты, но и выносят в город.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

60) Атласный белый – во храм св. Иоанна Милостивого. 61) Атласный голубой; храм не означен. 62) Атласный голубой; храм не означен. 63) Атласный голубой; храм не означен. 64) Атласный голубой; храм не означен. 65) Атласный голубой – во храм Преображения Господня. 66) Атласный голубой; храм не означен. Подпись у всех антиминсов таже и там же. (Последние два антиминса печатаны с другой доски. 67) Атласный белый; храм не означен. Священнодействован тем же Преосвященным. 1852 года августа в 26-й день. Подпись на обороте: «†Божиею милостию смиренный Никанор, Митрополит Новгородский и С. Петербургский ». 68) Атласный розовый – во храм Благовещения Пресвятыя Богородицы Л.-гв. при Конном полку. Священнодействован преосвященным Никанором, Митрополитом Новгородским и С. Петербургским, 1852 года августа в 26-й день. Подпись на обороте вверху. Изображен крест и как бы печатными крупными буквами написано: «Божиею милостию», затем рукою Митрополита написано: «Смиренный Никанор, Митрополит Новгородский и С. Петербургский». Священнодействованные преосвященным Христофором, Епископом Ревельским и С.-Петербургским викарием, 1853 года июля в 19-й день. 69) Атласный розовый – во храм Пресвятыя Богородицы, что при Смоленском кладбище. Подпись как на предыдущем. 70) Атласный розовый – во храм Трех св. Святителей. Подпись на обороте: «†Божиею милостию смиренный Никанор, Митрополит Новгородский и С.-Петербургский». 71) Атласный розовый – во храм Смоленския Божия Матери, в селе Олтском. Священнодействован преосвященным Никанором, Митрополитом Новгородским и С.-Петербургским, 1853 года декабря в 20-й день. Подпись таже и там же. 72) Атласный розовый – во храм св. Троицы, что Ямбургского уезда в селе Новопятнице. Священнодействован тем же Преосвященным, 1853 года декабря в 20-й день. Подпись таже и там же. 73) Атласный белый – во храм св. первоверховных Апостол Петра и Павла. Священнодействован тем же Преосвященным, 1853 года декабря в 20-й день. Подпись внизу рисунка: «Смиренный Никанор, Митрополит Новгородский и С.-Петербургский». (Этот антиминс печатан с другой доски, см. 9, 10, 65 и 66).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010