А. Е. Петров Иконография Ап. Никанор. Роспись ц. св. Николая Чудотворца в Печской Патриархии, Сербия. XIV в. Ап. Никанор. Роспись ц. св. Николая Чудотворца в Печской Патриархии, Сербия. XIV в. В иконописных подлинниках о Н. говорится преимущественно как о человеке молодом или средовеке. Так, в греч. руководстве для иконописцев - Ерминии, составленной иером. Дионисием Фурноаграфиотом (ок. 1730-1733), об облике Н. в перечне «Семьдесят Святых апостолов и внешний вид их» сказано: «…молод, с бородою едва показавшеюся» (Ерминия ДФ. С. 156. 10). В происходящем из Палеха иконописном подлиннике сводной редакции нач. XVIII в. описание Н. представлено под 4 янв., в день празднования Собору апостолов от 70: «…един от семи диаконов; подобием рус, брада невелика, аки Иакова Зеведеова, власы просты, мало повились, риза диаконская лазоревая, в руке кадило и фимиамница» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 234). В лицевой части Строгановского иконописного подлинника (1-я четв. XVII в.) образ Н. показан в числе изображений др. апостолов от 70 под 4 янв., 14-м по счету (см.: Строгановский иконописный лицевой подлинник. М., 1869. С. 70, 2-я паг.): это средовек с недлинной округлой бородой, облачен в хитон, на плечах лежит омофор, на левом плече поверх омофора накинут гиматий; в левой руке он держит закрытый свиток, правая перед грудью в молении. Акад. В. Д. Фартусов в составленном им и изданном в 1910 г. пособии для иконописцев счел возможным при описании облика святого учесть его диаконское служение и указал изображать Н. не в омофоре, а с орарем: «…типом еврей, молод, около 30 лет, с небольшой, продолговатой бородой и короткими, немного кудреватыми волосами, в хитоне и ораре, как диакон. Можно писать ему хартию с надписью, по житию: От Иудей, аки овча, заклан, пожре Христу» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 131-132). Ап. Никанор. Икона. 1685 г. (Смоленский собор Новодевичьего мон-ря, Москва) Ап. Никанор. Икона. 1685 г. (Смоленский собор Новодевичьего мон-ря, Москва) В монументальной живописи Н.

http://pravenc.ru/text/2565292.html

Это богослужение было совершено в видах утверждения в православной вере новообращенных униатов. Оба святителя облачались вместе, на средине церкви; царские двери были отверсты даже во время причащения священнослужителей; во время службы были розданы духовенству Высочайшие награды; служба закончилась архипастырским благословением массе богомольцев. В январе 1840 г. Никанор был сделан архиепископом волынским и житомирским и архимандритом Почаевской лавры. В это время кафедра архиерейская была перенесена из лавры в Житомир. Заботясь о лавре, Никанор пожертвовал сюда множество книг, устроил в соборе придел во имя св. Николая, в память посещения лавры Императором Николаем 25 сентября 1842 г., главную святыню лавры – икону Почаевской Божией Матери украсил драгоценною, с каменьями, ризою, обновил здания монастырские, улучшил хор певчих. Заботясь о благоустроении своей паствы, преосвященный Никанор старался о распространении, среди поселян, христианского просвещения, завел при церквах школы, при богослужении – катехизические беседы, особенно необходимые в тамошнем крае. За ревность к архипастырскому долгу Государь Император, в рескрипте от 28 марта 1841 г., восхвалив его «усердное и отлично полезное служение», пожаловал ему орден св. Александра Невского 1-й степени. В 1842 г. повелено было ему присутствовать в Свят. Синоде. 17 января 1843 г., в день кончины митрополита Серафима, преосвященный Никанор был назначен в архиепископа варшавского и ново-георгиевского, с правом управлять и волынскою епархиею и быть священно-архимандритом Почаевской лавры. В тоже время он сделан постоянным членом свят. Синода. Варшавская епархия, по малочисленности паствы, не озабочивала архипастыря. Но преобладание неправославного элемента и близкое соседство с западными государствами, требовали от него собственно мудрости змеиной и целости голубиной – качеств высоких и редко совместимых в одном лице. Требование означенных качеств и, вообще, тяготу епископского служения в Варшаве пред указал преосвященному и сам помазанник Божий, в аудиенции, 10 мая 1843 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Никанор же проявил себя как бескомпромиссный критик католицизма и не менее жесткий обличитель старообрядческого раскола. «Разбор римского учения» Одно из первых научных сочинений Никанора, принесшее ему в конечном счете степень доктора богословия, было вызвано к жизни внешними обстоятельствами и, во всяком случае, не вполне укладывалось в его собственную творческую программу. Еще в Петербургской семинарии, в которую он как отличник в 1842 г. был послан учиться из могилевского духовного училища,  Саша Бровкович мечтал написать «Свод религиозно-философских идей», надеясь «согласить философию с православной религией». Надо заметить, что вкус к мыслительной работе Никанору привил его семинарский преподаватель Александр Иванович Мишин, читавший логику, психологию и философию. Позднее Мишин стал профессором каноники в Академии. «Он, - вспоминает Никанор, -  имел наибольшее влияние на развитие моего смысла». Знаменательно, что Никанор собирался пойти по тому же пути, который почти в то же самое время избрал студент Московской духовной академии А.М.Бухарев... О нем Никанор позднее напишет: «непосильный труд решить мировую задачу соглашения всех требований философствующего разума с требованиями положительной веры, а более авторское самолюбие и упорство навлекли  на него немилость начальства». Недовольства властей Никанору тоже не удалось избежать, а по стопам архим. Феодора пришлось в 1868 направиться на ректорство в Казанскую духовную семинарию... Никанору позднее удалось отчасти вернуться к своим творческим планам, а пока интересы философствующего разума пришлось подчинить благоусмотрению церковных начальников, которые видели в нем способного исполнителя более неотложных поручений.  Тогда, в связи с окружным посланием папы Пия IX, содержавшим призыв к воссоединению Церквей (1848) - оно уже вызвало отрицательную реакцию Константинополя - Св. Синод поручил ректору СПб ДА Макарию (Булгакову) написать опровержение римского догмата о главенстве папы. Макарий в свою очередь перепоручил это задание Никанору. Молодой богослов уделил исследованию много сил и времени, и с 1852-го оно стало появляться статьями в «Христианском Чтении», а затем вышло отдельным изданием (Вып. I-II, 1856-1858).

http://bogoslov.ru/article/293390

Ректорство в Казанской академии (1868-1871) с ее богатой библиотекой дало возможность Никанору продолжать работу по теме раскола, но, как было замечено, не без некоторого внутреннего ожесточения и предвзятости... Особое внимание он уделял вопросу о перстосложении, которому посвятил несколько статей в «Православном обозрении», а затем и в брошюре «О перстосложении для крестного знамения и благословения» (СПб., 1890), вышедшей в год его кончины. В ней он ведет полемику с выводами Н.Ф.Каптерева, изложенными в его известной книге о патриархе Никоне... Против Каптерева он выступал и в 1889 году  в журнале «Странник», с редактором которого, профессором СПб ДА А.И.Пономаревым у него сложились доверительные отношения. «В эту пору, - как пишет Никанор в своих воспоминаниях, - Московская Академия выкинула выходку, по-моему совсем непозволительную и прямо вредную. Именно, какой-то там доцент Московской Академии  Г-въ напечатал в «Творениях святых отцов» статью о том же, о крестном знамении, в которой проводит взгляды, взятые чистоганом у немцев, и далеко более радикальные, чем у самого Каптерева». Никанор счел необходимым сообщить об этом  Московскому митрополиту Иоанникию (Рудневу) «Надо сказать, - с сожалением констатирует Никанор, - что он запретил С-ну опровергать Каптерева под предлогом не разводить шуму, раздражения и скандала» . В вопросе об употреблении старопечатных книг Никанор расходился даже с  высоко им ценимым В.К.Саблером, и к единоверию относился откровенно неприязненно. Какой контраст с Антонием Храповицким, который спустя четверть века будет настаивать на привилегированном представительстве единоверцев в составе Поместного Собора!.. «Распространение идей неверия» Течение «антихристианского ветра», согласно Никанору, началось с Петра Великого, который «смолоду воспитывался в стремлениях, противных церковной и народной старине». За исключением царствования Елисаветы Петровны эта тенденция продолжалась и развивалась, и лишь нравственный переворот, случившийся с Александром I после московского пожара 1812 г.,  знаменовал начало ограждения веры, которому следовал и Николай I.

http://bogoslov.ru/article/293390

Рассказывает благочинный центрального округа Южно-Сахалинской и Курильской епархии, настоятель храма святителя Иннокентия Московского, протоиерей Виктор Горбач: - Остров Сахалин включен в маршрут восточного направления крестного хода - самого протяженного. Из Екатеринбурга он проходит через Красноуфимск, Первоуральск, Невьянск, Нижний Тагил, Серов, Каменск-Уральский, Алапаевск, Омск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Невельск, Владивосток и завершится в Екатеринбурге. - Сколько времени пробудет святыня на Сахалине? - В течение пяти дней. 19 июля ее доставили в Кафедральный собор Рождества Христова Южно-Сахалинска. Вечером 21 июля мощи благоверного князя Александра Невского перевезут в Невельск, в храм иконы Божией Матери «Призри на смирение». На следующий день в 10:00 архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Никанор совершит в этом храме молебен. Вечером ковчег с мощами вновь доставят в Кафедральный собор. А покинет наш остров делегация сопровождающая святые мощи - 23 июля. - Как будет обеспечиваться эпидемиологическая безопасность паломников? - Все мероприятия организуются с учетом требований Роспотребнадзора. Кафедральный собор и храм в Невельске будут открыты с 8 часов утра до 21 часа. Молебны перед святыней запланировано совершать ежечасно, поэтому можно прийти в любое удобное время. Движение паломников у мощей выстраивается таким образом, чтобы входящие и выходящие не пересекались между собой. Разумеется, для всех обязательно соблюдение масочного режима. Маски будут бесплатно выдаваться всем приходящим. Для этого, а также для оказания организационной помощи задействованы волонтеры – юноши и девушки из числа участников православного Братства Александра Невского. Они также будут дежурить непосредственно около ковчега-мощевика, протирая дезинфицирующим средством его поверхность после каждого паломника. В память об историческом событии все пришедшие получат небольшие бумажные иконки с изображением святого князя Александра. Их раздачей также займутся добровольцы.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/07/20/bo...

Эпоха 2-я, с учреждения епархии Славянской и Херсонско-Таврической 1775 год Села Елисаветградки, Св. Михайловская, дер. Бобр. у. Церковь сия в 1807 году от неизвестной причины сгорела; вместо оной, из остатков после пожара колокольни, сооружена другая, которая ныне, тщанием местного священника, совокупно с военным начальством, приведена в вид довольно благолепный. Село основано Михаилом Дымом, гораздо раньше построения первой церкви; оттого и называлось Михайловским. От Дыма село перешло во владение князя Потемкина, а Потемкин водворил в нем Козаков; почему Елисаветградка и называлась иначе «Михайловскою казацкою станицею». Ныне Елисаветградка состоит под военным поселением. Села Суботницкого, Сретенская, дер. Бобр. у. Церковь сия есть третья в селе Суботницком. Первая, как пишется в подлинных актах, построена была лет за 20 предсказанною, что выходит около 1755 года; она сгорела. Почему вместо оной сооружена была другая церковь , также Сретенская, которая в 1769 г. разграблена и сожжена Татарами. В следствие сего построена третья, коей начало тоже относится, по всей вероятности, к 1775 г. Село это, сначала оседлости, быв. Елисаветградской провинции, принадлежало Хорватову полку, переименованному после в Черный гусарский полк. Села Краснопольского, Димитриевская, кам. Александрийск. у. Построена по ходатайству помещика Ивана Календы. До выстройки же храма, находился в Краснополе молитвенный дом, освященный во имя Великомученика Димитрия. 1776 год Села Знаменки, Богородицкая, дер. Бобр. уезда. Села Ново-Архангельска, Михайловская, дер. Бобр. у. Построена прихожанами Сербской нации. Прежде этой церкви находилась тут другая Великомучен. Варвары, которой начало неизвестно. Села Павлиша, Сретенская, Бобр. уезда. Города Ново-Миргорода, Рождество-Богородичная. Сия церковь была деревянная, упразднена в 1823 году; находилась среди крепости, срытой в сем же году. Церковь перевезена в село Буличево-Петровку. Села Цыбулева, Архангело-Михайловская, дер. Бобр. у., поселено до Сербов. 1777 год

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

27 VII-й вселенский собор назвал, этих монахов корифеями и вождями монашества (Migne SG. t., 114, vita S. Theodosii). 28 Полное согласие данной формулы с святоотеческим учением доказывает подробно на основании свидетельств свв. Афанасия и Кирилла Александрийск., Григория Богослова и особенно Прокла, Константинопольского, дословно употреблявшего эту формулу, Иоанн Максентий в сочинении De-Christo professio (Migne SG t. 86 I, c. 80 – 82). 29 Mansi : Santorum conciliorum collectio, t. 7. c. 1110 и далее: письма епископов: Квинтилиана, Иустина, Памфила, Фавста к Петру Фулло. 30 В «Хронике Виктора, еп. тупуненского читаем: «Виталиан, военачальник, войдя с сильным войском в Константинополь, ... не иначе соглашался на мир с импер. Анастасием, как если тот возвратить из изгнания и восстановить на своих кафедрах сосланных защитников Халкидона и возобновить общение восточной церкви с западной» (Bibliotheca Vet. Patr., Gallandii t. XII, p. 227). 34 Migne, t. 86 I, с. 1229С. Иустин, своим указом о возвращении сосланных ранее за признание Халкидонского собора епископов на свои кафедры и повелением внести собор в диптихи (Coteleriï Ecclesiae graecae monum... t. 3. p. 326), вполне заслужил такое наименование. 39 На это указывает письмо православных епископов, посланное папе Агапиту от Константинопольского собора 536 г., где об импер. Иустиниане говорится: «и ради этого он установил четыре св. собора в божественных и святых празднованиях, чтобы их провозглашали св. проповедники... И после чтения Евангелия, когда по обычаю совершается мисса, по прочтении Символа веры , когда делается переход к диптихам, тогда происходит!, обряд провозглашения вселенских соборов». Migne, t. 86 II, с. 2723 прим. 44. 43 Либерат утверждает, что совет об издании такого эдикта был подан Иустиниану Феодором Аскидою, который в качестве, оригениста и акефала ненавидел Феодора Мупсуестийского, – несторианина и антиоригениста, это во-первых. Во-вторых же, Аскида думал этим маневром отвлечь внимание Императора от монофиситов и оригенистов. Те и другие надеялись и не без основания, конечно, поправить свои дела и укрепить свои позиции этим начавшимся походом против сподвижников Нестория и противников. Оригена . Hefele. Op. cit. S. 967.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

Основатель князь Сергей Голицын, населивший село Малороссиянами из Подольских, ему принадлежащих, деревень. Села Любашевки, Михайловская, кам. Александрийск. у. Построена по данному от поручика Любинского прошению, которому в 1811 году и выдана архипастырская грамота. 1812 год Села Николаевки, Николаевская, кам. Ананьевск. у. Села Белоусовки, Покровская, кам. Бобр. у. О постройке сей церкви дело началось еще в 1799 году; следовательно и селение основалось гораздо раньше нынешней каменной церкви. Села Верблюжки, Николаевская, кам. Бобр. у. Церковь сия отделилась от состоящей в том же селе Верблюжке Успенской церкви, по размножению жителей сего села, которые в одной церкви помещаться не могли. Дело началось о построении сей новой церкви в 1807 году, по прошению прихожан. Села Ново-Красного, Успенская, молитвенный дом, Бобр. у. 1813 год Села Славяно-Сербки, Св. Апостола Луки, кам. Одесск. у. Селение сие потому так названо, что в нем водворены Славяно-Сербы гг. Никшичи, из-за границы вышедшие, в 1807 г. в числе 101 души о. п., и для которых в сказанный год церковь построена на казенный счет. Села Семенонастовки, Николаевская, кам. Бобр. у. 1814 год Колонии Кубанки, Троицкая, кам. Одесск. у. Обселена Болгарами, в 1801 году из-за границы вышедшими, кои и построили церковь собственным своим тщанием. Города Одессы, единоверческая Успенская, кам. Сначала церковь сия не была прямо церковью, но раскольничьею часовнею. В 1814 году прихожане оной почувствовали свое заблуждение, и, дабы часовня обращена была в единоверческую церковь , вошли к экзарху Гавриилу, митрополиту Кишиневскому и Хотинскому, с убедительным прошением. Как в прошении их помещены были условия, крайне неосновательные; то в оном и последовал им отказ. Изменив силу своего домогательства, и подкрепясь ходатайством Херсонского военного губернатора, Одесского градоначальника, Еммануила Осиповича Дюка-де-Ришелье, писавшего между прочим к преосвященному, «что Одесское старообрядческое общество утомилось беспокойствами, коими преследовано всегда было за имение у себя беглых попов», часовенные прихожане опять притекли к архипастырю, и покорность их ознаменована исполнением их желания.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

Евангелие. (Парем. общие Преп.) – Пр. Михаила Клοпского, Христа ради юродивого. Апостол. Евангелие. 12. Мчц. Татианы. Мч. Петра, нариц. Авессаламита. – Св. Саввы, архиеп. Ссрбского. Сл. Святит. 13. Муч. Ермиила и Стратоннка. Пр. Иакова, еп. Нисивийск. 14. Преп. Отец, в Синаи и Раифе избиеинных: Исаии, Саввы Моисея, Иосифа, Домна, Иеремии, Павла, Адама, и др. – Пр. Феодула. Апостол. Евангелие. – Отдание праздн. Богоявления. Сл. праздп. (кроме Пар. и Ев. у.) а преп. Отец служба отправл. 13-го Января. 15 Преп. Павла Фивейск. и Преп. Иоанна кущника. Апостол. Евангелие. 16 Поклонение вериг Ап. Петра. Апостол. Евангелие. Муч. Спевсинна, Елевсиппа и Мелевсиппа, и бабы их Мчц. Леониллы, и иже с ними. 17+ Преп. Антония великого Апостол. Евангелие. (Парем. Преп.) 18 Св. архиеп. Александрийских Афанасия велик. и Кирилла. Апостол. Евангелие. 19 Преп. Макария Египетского. Сл. Препод., см. 14 Янв. Пр. Макария Александрийск. Мучц. Евфрасии дев. 20 Пр. Евфимия вел. Сл. см. 17 Янв. 21. Пр. Максима исповедника . Апостол. Евангелие. Мч. Неофита. Муч. Евгения, Кандида, Уаллериана н Акилы. Мчц. Агнии дев. 22. Апост. Тпмофея. Апостол. Евангелие. И Пр. мч. Анастасия Персского. Преп. муч. Анастасия Печерск. 23. С-мч. Климента, еп. Анкирского. Мч. Агафангела и проч. Апостол. Евангелие. Св. Павлина, еп. Нолаиского. 24. Пр. Ксении Римляныни. Мч. Вавилы Сикилийского и др. 25+ Св. Григория Богослова , патр. Кон. Апостол. Евангелие. (Парем. особен.) Мчц. Филицаты и сынов ее. 26. Преп. Ксенофонта, дружины его Марии, и сынов их Аркадия и Иоанна. 27+ Перенесение мощей св. Иоанна 3латоустого (Сл. Ноября 13). 28 Пр. Ефрема Сирина . Сл. Преп. Апостол. Евангелие. – Преп. Ефрема Печерск. и Пр. Ефрема Новоторжского, чуд. Преп. Палладия пустынника. – Пр. Феодосия Тотамского, чуд. Апостол. Евангелие. (Парем. общ. Препод.) Евангелие. Преп. Лаврентия, затворн. Печерского. Муч. Романа, Иакова, и др. 30+ С.мч. Ипполита, папы Римск. и с ним Кенсорина, Савина, Хрисии дев., и др. – Св. отец: Василия вел., Григория Богослова и Иоанна Златоуста .

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Села Паркан, Николаевская, кам. Тираспольск. у. О дозволении построить сию церковь , с помощью вкладов, в 1792 году просил архиепископа Амвросия житель сего села Евстратий Винтул, которому в том и не было отказано. С тем вместе определен и священник, некто Добрилов, который до сего времени состоял священником в одном из селений Бендерского округа. Но как то селение осталось после войны в Турецком владении, то сей священник и просил о переводе его в новозаводимое против Бендер, как писал он, «местечко Парканы». Ныне, по ведомостям значится церковь в Парканах существующею с 1826 года. Села Березовки, Иосифовская, дер. Александрийск. у. Села Ремеровки, Иоанно-Предтеченская, дер. Тирасп. у. Церковь сия была плетневая, вместо которой в 1820 году построена новая. Селение основалось по завоевании Очаковской области и жители его Молдаване. Слободы Гидирим, Богородицкая, дер. Тираспольск. у. Села Перелет, Михайловская, дер. Ананьевск. уезда. Сии церкви в 1791 и 1792 годах, с дозволения преосвященного Гавриила, за крайнею их ветхостию, были починяемы. Следовательно основание их должно отнести к раньшему времени. В Перелетской церкви есть антиминс с подписью преосвященного Иоакима. Села Флор, Николаевская, плетневая, Ананьевск. у. За крайнею ветхостью и переводом жителей церковь закрыта. Села Окон, Успенская, дер. Тираспольск. у. Плетневая и самая ветхая, вместо которой, в 1840году, владельцем села построена новая каменная, с применением к Византийскому вкусу. Что касается до обселения, то оно существовало еще раньше цервой церкви. Замечательны здесь водяные ключи, в коих из глубины, никому неизвестной, вода поднимается вверх; видом Они подобны окнам; отчего и село называется «окны» или «окошки». Села Дойбановки, Михайловская, кам. Тираспольск. у. До сей церкви была другая плетневая. Селение существовало еще при владении Турков и жили Молдаване. Села Бирзул, Иоанно-Богословская, дер. Ананьевск. у. Плетневая, до которой была другая церковь деревянная и на другом месте, того же наименования, построенная еще при владении Турков; жители были Молдаване, каковые и теперь тут. Ныне церковь в Бирзулах с 1823 года каменная.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010