Наконец, христианские храмы представляют ту чрезвычайную черту сходства с Пресвятой Марией –«храмом Божества», – что как в них во время литургии Иисус Христос, «яко приношение Отцу Своему, присно закалается» (канон ко причащению, п.9, тр.1) и приемлется верующими под видом хлеба и вина, так и во чреве Марии Он был жертвою, уничижив Себя до приятия человеческого естества: Посему св. Андрей Критский так взывает к Пресвятой Деве Марии: «радуйся, Жертвенник, на котором таинственно приносится живое всесожжение – Агнец, Христос! –Боготаинственная трапеза превышающего ум священнодействия, на которой небесный хлеб –Христос, всемирный Агнец, принесся, как благовонная и живая жертва, животворящая причащающихся» (Избранн. слов. отц., стр. 67)! «Радуйся одушевленная трапезо, хлеб животный вмещающая» (Канон благод. Пресвятой Богородице п.3, тр.1). «Сия преграждение вражды разрушивши, мир введе и царствие отверзе». Праотцы наши грехопадением поставили себя во «враждебные отношения к Богу и через то подвергли себя и своих потомков – весь род человеческий безчисленным и ужасным несчастьям во времени и вечности. «Преграждение», или, точнее, с греч. «средостение вражды», какое грех соорудил между Богом и человеком, было бы навсегда «неразрушимым», если бы Сам Господь, оскорбленный грехом человека, «богат сый в милости» ( Еф.2, 4 ), не предопределил примирить его с Собою, приняв за Него удовлетворение в лице Своего Единородного Сына. И в предопределенное время Единородный Сын Божий, Господь славы явился во плоти на землю и Своим уничижением страданиями и крестной смертью , которые понес за грехи людей, «разрушил средостение вражды», водворил «мир» между Богом и людьми и «отверз» человеку потерянное им «дарствие рая, паки жителя его сотворяя». Но в деле спасения человека, в совершении Иисусом Христом великого дела – разрушения вражды и водворения мира – принимало участие еще одно лицо из среды даже самих людей, – это Пресвятая Дева Мария. Участие Ее в деле нашего спасения было так велико, что после Иисуса Христа и о Ней – и только о Ней одной – можно сказать с песнописцем: «Сия преграждение вражды разрушивши, мир введе и царствие отверзе», потому что Она послужила делу нашего спасения ближайшим и особенным образом, послужила так, как никто еще ни из людей, ни из ангелов.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Несколько раз боевики из УНА-УНСО вновь пытались захватить Киево-Печерскую Лавру, но всякий раз верным УПЦ удавалось ее отстоять. С завидным постоянством галицкие громилы, большинство из которых принадлежат вовсе не к УПЦ КП, а к униатской церкви, придумывали новый повод для очередной провокации. Однажды, воспылав «ревностью» к памяти митрополита Тобольского Павла (Конюскевича), издавна местно почитаемого в Киеве, филаретовцы возжелели провести раскопки на руинах Успенского собора Лавры, где почивали до взрыва храма в 1941 году нетленные мощи святителя. Расчет был верным, и в итоге, когда православные попытались выпроводить нежеланных гостей, это вызвало новую драку и патасовку. В другой раз повод был избранн еще более оригинальный: УНСОвцы решили пропеть молебен на могиле одного из царских генералов, погребенного рядом с митрополичьими покоями владыки Владимира. К счастью, новое побоище тогда удалось предотвратить Подобным провокациям автокефалистов нет числа. И тем не менее, сам Филарет и его приспешники постоянно чувствовали себя абсолютно уверенными в собственной безнаказанности. К общественному мнению они всегда были равнодушны настолько, что даже, как сообщает В.Анисимов, сенсационные интервью детей Филарета и Е.П.Родионовой нимало не отразились на положении «заместителя патриарха Киевского» А поддержка властей, личное покровительство президента Кравчука и мощное лобби в парламенте Украины давали раскольникам все основания не бояться последствий своих «подвигов». Не дало никакого результата предание гласности фактов финансовых преступлений Филарета и присных. Деятельность УНСО и откровенно фашистские заявления ее лидеров также не стали поводом для судебного разбирательства, хотя одни только военизированные лагеря для боевой подготовки УНСОвцев, созданные вопреки законам, уже могли стоить их создателям свободы. Чтобы создать видимость размаха деятельности УПЦ КП, Филарет проводит огромное число «епископских хиротоний». Причем иногда лжеепископы ставятся на те или иные кафедры чисто номинально: на Востоке их «епархии» могли включать в себя один-два прихода, и то почти безлюдных.

http://sedmitza.ru/lib/text/440076/

Первое бывшаа нам, о сынове русстии, не не всте, яже от Бога въ земли нашей благодяниа при свтлйшемъ Владимир, иже и Василии, велицмъ княз, 18 мужи апостольст и отци нашемъ по духу: божественую глаголю благодать, еюже вся Руси великаа земля къ богоразумию възведеся, просвщьши преже начяльника ея, великаго князя, имъ же свои спасъ земли, его излиа. Сего великаго Владимира, иже Василие, сихъ ради Господь Богъ благословеньми веньчя и почте его чядъ множествомъ ему, из нихъже велиции князи и властеле, мстници же и градодръжци, по приатию рода, яко отечествомъ, Русию владычьствоваху. Оставих глаголатися о свтилу оною чюдную, самобрату и мученику святою Романа и Давида, еже Борисъ и Глбъ еста: 19 сии бо здшнее дръжавьство неприемным измнше, еще въ мягц възраст прекроткаго пастыря Христа словеснаа овчята суще, русскаго плодоношениа начятокъ Господеви избранн. Многыми же лты снабдящу Господу Богу смя преподобнаго своего Василиа и на престол его сыны сыновъ его по преатию роду посажающу. Елма же умножишася князем сынове, умножишася и областиа, съумножи же ся в них и зависть, къ симъ же и вельможьство им възрасте, и съвъзрасте вельможству гръдость. Прииде же и богатства изъобилование въ съкровища ихъ, и съвниде богатьству неправда. И тако им величающимся и путий Господнихъ, якоже лпо, не смотряющимъ, – еже и пророку иудеомь о сихъ иногда порицающу, – Дóндеже сътвердися в нихъ триплтенная она злоба. Вмъ, порицати вамъ, и зазирати нам о сихъ, и полагати неискусство слову: иная же начавшу, негли же иная посред вносящу. Длъготрьпя же паче послушати молю вам! Аще прав судите, ниже нын инаа глаголю, ибо свыше общахся повсти дати, сие и полагаю, истинну повствуя. Откуду святымъ симъ еже мучитися и еже церковным поборником быти и како многых внцевъ натрижнение ихъ? Отсюду бо их свтлости есть обличитися. И аще она мину и напасть ону, юже Русь пострада от Батыя, умлъчю, ниже и церкви ясно сказати възмогу. Како же и вы мученическую свтлость видите? Но нужда надлежить ми, повствующу несътрьпимыя оны напасти, откуду и что ради бышя, и како обиать всю землю и церковь , вмал вся обличити. Тмъже и кротц внимати молю вся, глаголемая нын.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святой апостол Никанор диакон . Имя св. Никанора упоминается только один раз в Свящ. Писании Нового Завета, именно: при избрании апостолами седми диаконов. «И избрали (члены Иерусалимской церкви) Стефана, мужа исполненного веры и Духа Святого и Прохора и Никанора…» ( Дeяh. VI, 5 ). Вероятно, св. Никанор был эллинист, а не природный иудей. Дорофей Тирский (а за ним и другие церк. писатели) говорят, что св. Никанор в один день с архидиаконом Стефаном был убит раздраженными евреями; в этот день, по церк. преданию, было убито две тысячи верующих во Христа, на что есть указание в Апостольских Деяниях (гл. VIII, 1). В те дни произошло великое гонение на церковь иерусалимскую. В службе св. ап. Никанор воспевается: «честь божественну наследовал еси, Никаноре блаженне, заколен был, яко овча, с двема тысящами на Христа уповающими, в онь же скончался день Стефан первострадалец» (3-й стих 4 п. Канона на 28 июля). День памяти св. Никанора в православных святцах помещен не в один день с днем кончины архидиакона Стефана (27 декабря), а на другой день 28 декабря, – вероятно, по особенному уважению и благоговению к св. первомученику, день, память которого с древних времен (см. Апостольские Постановления) считался великим праздником, когда несовместимым считалось праздновать другим (меньшим) святым. Римский Мартиролог говорит, что св. Никанор увенчан мученическим венцом на острове Кипре и день его памяти совершается 10 января. Св. Никанору вместе с Прохором, Тимоном и Парменом, положена память (в Православной церкви) 28 июля, а затем – 4 января в соборе св. 70 апостолов. Святой апостол Прохор диакон О св. Прохоре достоверно только то, что он вместе с Стефаном, Филиппом, Никанором, Тимофеем, Парменом и Николаем Антиохийцем, был выбран для службы при трапезах и для ежедневного раздаяния пищи братиям первых христианских общин в церкви Иерусалимской и св. апостолами был поставлен в Диакона ( Дeяh. VI, 1–6 ). Церковное предание сообщает о св. Прохоре немного сведений, из которых можно заключить, что два было лица с именем Прохор.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

«...И замечательна у старца тенденция, – скорбел Никанор, – провести свою вредную еретическую мысль именно в исторические моменты в празднование 900-летия по крещении Руси, в праздник 50-летия по присоединении Унии. Значит, у него это глубокое сердечное убеждение. Значит, хочет, чтоб его услышали, чтоб ему поверили, чтоб его прославили за толерацию в таком вопросе величайшей важности и щекотливости. По моему суду, увы, это недостойно, вредно для церкви и преопасно, соблазнительно для соблазна „малых сих“, да и мнящихся великими умников» 649 . Никанор же проявил себя как бескомпромиссный критик католицизма и не менее жесткий обличитель старообрядческого раскола. «Разбор римского учения» Одно из первых научных сочинений Никанора, принесшее ему в конечном счете степень доктора богословия, было вызвано к жизни внешними обстоятельствами и, во всяком случае, не вполне укладывалось в его собственную творческую программу. Еще в Петербургской семинарии, куда он, как отличник, в 1842 году был послан учиться из Могилевского духовного училища, Саша Бровкович мечтал написать «Свод религиозно–философских идей», надеясь «согласить философию с православной религией» 650 . Надо заметить, что вкус к мыслительной работе Никанору привил его семинарский преподаватель Александр Иванович Мишин, читавший логику, психологию и философию. Позднее Мишин стал профессором каноники в академии. «Он, – вспоминает Никанор, – имел наибольшее влияние на развитие моего смысла» 651 . Знаменательно, что Никанор собирался пойти по тому же пути, который почти в то же самое время избрал студент Московской духовной академии А. М. Бухарев ... О нем Никанор позднее напишет: «непосильный труд решить мировую задачу соглашения всех требований философствующего разума с требованиями положительной веры, а более авторское самолюбие и упорство навлекли на него немилость начальства» 652 . Недовольства властей Никанору тоже не удалось избежать, а по стопам архим. Феодора пришлось в 1868 году направиться на ректорство в Казанскую духовную семинарию...

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rus...

В своих воспоминаниях Никанор характеризует его такими словами: «Вообще надо иметь в виду, что ум преосвященного Макария был необыкновенно работящий, легко схватывающий, ясный и точный, но совсем же поверхностный, крайне неглубокий и в довершение всего надменный, от легкости и необъятности достигнутых не столько успехов, сколько похвал. Ведь его усердные чтители в светской печати провозглашали гением, не менее, - тогда как наши духовные, особенно же киевские академики, зло, хотя и тайно, порицали» . Догматический труд Макария уже в молодые годы, до перехода на ректорство в Казань, виделся Никанору «состоящим из логических кругов, которые не представляют солидному критическому уму никакого солидного основания», и как богослов он, несомненно, тяготел к киевлянам, но они порой казались ему излишне либеральными, особенно в отношении к инославию. Своего предшественника по Херсонской кафедре, Киевского митрополита Платона (Городецкого) Никанор глубоко почитал («вообще он теплосердечный и отзывчивый, не московским чета» ), но что касалось взглядов «старца» на католичество и церковный раскол XVII века, то тут они в корне расходились. «Я далеко не всегда разделял воззрения старца Киевского, - признавался Никанор, - хотя он и благодетель мой». Проповедь Платона, сказанную им в Вильно 9 июля 1889 г. по случаю 50-летия присоединения униатов, он вообще нашел «еретическою». В ней Платон говорил, что Православная и Римская церковь - сестры, «разошедшиеся по недоразумениям»; и раскол на Руси, по его утверждению в другой проповеди, «произошел также из недоразумения»: прежде «крестились всяко»; и англиканскую иерархию митрополит тоже признавал...  «...И замечательна у старца тенденция, - скорбел Никанор, - провести свою вредную еретическую мысль именно в исторические моменты в празднование 900-летия по крещении Руси, в праздник 50-летия по присоединении Унии. Значит, у него это глубокое сердечное убеждение. Значит, хочет, чтоб его услышали, чтоб ему поверили, чтоб его прославили за толерацию в таком вопросе величайшей важности и щекотливости. По моему суду, увы, это недостойно, вредно для церкви и преопасно, соблазнительно для соблазна " малых сих " , да и мнящихся великими умников» .

http://bogoslov.ru/article/293390

– строитель Галилейской пустыни на озере Велье; в 1679 г. в числе других иноков Воскресенской обители участвует в написании Устава церковного «по чину, как было при Святейшем»; с 13 марта 1685 г. по 16 января 1686 г. – ризничий Воскресенского монастыря; до 1698 г. он был архимандритом Воскресенского монастыря 667 . Никанор обладал ярким литературным дарованием. В своих трудах архимандрит Никанор воссоздавал историю Воскресенской обители и фиксировал мельчайшие подробности монастырской жизни своего времени. Отец Никанор составил в стихах монастырский «Летописец», текст которого был вырезан на каменных плитах при южных дверях Воскресенской церкви 668 . В летописце нашли отражение сведения, связанные с судьбой патриарха Никона 669 . В 1686 г. архимандрит Никанор, пользуясь посещением Воскресенской обители митрополитом Леонтием, прибывшим в Москву со Святой горы Афон «милостыни ради», и расспросив гостя об истории написания перво- образа «Троеручицы», составил повесть об иконе «Троеручицы» в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре, расширив рассказ афонского митрополита сведениями об иконографических изводах иконы Богоматери, святителя Николая и других святых, иконные изображения которых связаны с чудотворениями в разных местах и городах 670 . Повесть архимандрита Никанора легла в основу надписи на «таблице», составленной 10 августа 1710 г. при настоятеле Воскресенского монастыря архимандрите Антонии 671 . Никанор написал стихотворную эпитафию своему духовному другу – архимандриту Герману 672 . В 1693 г. по листам напрестольного Евангелия он сделал собственноручную запись о сооружении в Воскресенском монастыре Трапезных палат с храмом Рождества Христова 673 . Автором текста «Видения 2» мог быть еще один, пожалуй, самый преданный патриарху Никону человек, его сподвижник и биограф – патриарший клирик Иоанн Корнильев Шушерин-Рипатов 674 . Шушерин был взят на воспитание новгородским митрополитом Никоном и был предан своему учителю до церковного Собора 1666 г.; во время «прихода» Никона в Москву Иоанн нес перед патриархом крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

402-403 НИКАНДРОВ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Никандров в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужской монастырь (пустынь) (Псковской и Порховской епархии) 403-411 НИКАНОР (I в.), ап. от 70, сщмч. (пам. 28 июля, 28 дек. и 4 янв. в Соборе апостолов от 70), один из 7 первых диаконов 411-413 НИКАНОР (Морозкин Никифор Михайлович; 1870-1938), архим., прмч. (пам. 18 июня, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 413-414 414-415 НИКАНОР († после 1704), архим. Акатова во имя святителя Алексия монастыря, церковный писатель, автор сочинений в стихотворной форме 415-417 417-418 НИКАНОР (Бровкович Александр Иванович; 1827 - 1890), архиеп. Херсонский и Одесский; религ. философ, богослов, публицист и мемуарист 418-421 421-423 423-432 НИКАНОР (Клементьевский Николай Степанович; 1787-1856), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский 432-440 440-444 444-446 НИКАНОРА ЗАВОРДСКОГО ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ [мон-рь Заворда], муж., в честь Преображения Господня. Находится в Зап. Македонии (Греция) 447-448 446-447 448-460 460-463 463-465 НИКЕЙСКАЯ ИМПЕРИЯ государство (1208-1261) с центром в г. Никее (ныне Изник, Турция), с центром в г. Никее (ныне Изник, Турция), существовавшее в сев.-зап. регионах М. Азии, на части территории Византийской империи 465-469 469-470 470-472 НИКЕЯ [ныне Изник (Турция)], древний город в области Вифиния, митрополия Константинопольской Православной Церкви, 472-477 НИКИТА († 30 или 31.01.1109), еп. Новгородский (1096-1109), затворник Печерский, свт. (пам. 31 янв., 30 апр., 14 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 477-496 НИКИТА (ок. 335 - 414), еп. Ремесианский, проповедник и богослов, известен как «апостол румын», свт. (пам. 24 июня; пам. зап. 7 янв., 22 июня) 496-504 НИКИТА († после 1421), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Боровский, Серпуховский, Радонежский 504-507 507-508 508-512 512-513 513-516 НИКИТА († 24 мая 1193?), Столпник, Переяславский, прп. (пам. 24 мая, В Соборе Владимирских святых и 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/vol/XLIX.html

Т. А. Богданова Иконография Никанор (Клементьевский), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Литография. Сер. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) Никанор (Клементьевский), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Литография. Сер. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) Сохранилось неск. живописных и графических портретов Н., притом что его иконография не столь богата и разнообразна, как у др. первенствующих членов Синода. В основном его изображения относятся к кон. 40-х - 50-м гг. XIX в. В сер. XIX в. (между 1848 и 1851) издана литография (экземпляр в собрании Нововалаамского мон-ря, Хейнявеси, Финляндия), на к-рой полуфигура сидящего Н. показана в сложном развороте, на его груди ордена блгв. кн. Александра Невского и равноап. кн. Владимира (знаки и звезды), в правой руке четки. Выдающимся профессиональным авторским произведением является парадный портрет 1853 г. работы худож. И. Л. Шульца (ГРМ; см.: Религиозный Петербург/ГРМ. СПб., 2004. С. 426. Ил.). Н. представлен в небольшом повороте вправо поколенно, он сидит в кресле возле стола на фоне светлого розоватого занавеса. На нем черная ряса со светлыми обшлагами, белый клобук с алмазным крестом, на груди панагия, знаки и звезды орденов ап. Андрея Первозванного и равноап. кн. Владимира 2-й степени, греч. орден Спасителя 1-й степени, в левой руке четки. У Н. характерные черты лица: карие глаза под густыми с изломом темными бровями, короткий нос с широкими крыльями и тонкие поджатые губы, редкая седая борода и длинные с обильной проседью волосы, спадающие на плечи волнообразными прядями. Аналогичный портрет, но на условном темном фоне воспроизведен в кн.: Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра, 1713-1913. СПб., 1913. С. 893. Ил. 191. Никанор (Клементьевский), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Портрет. 3-я четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) Никанор (Клементьевский), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Портрет. 3-я четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) Два живописных портрета Н. 3-й четв.

http://pravenc.ru/text/2565314.html

Действительно мудрый архипастырь руководил Никанора в делах его служения. По поставлении его в епископы, владыка распорядился, чтобы консистория представляла дела на предварительное рассмотрение викария. По особому представлению владыки, Никанор, в мае 1826 г., был сделан членом Императорского человеколюбивого общества; ему же особой инструкцией вверена была петербургская семинария с духовными училищами, а в 1827–29 гг. он ревизовал духовную академию. Кроме того, владыка знакомил своего викария и с делами Свят. Синода, подлежавшими его непосредственному рассмотрению. Когда митрополит отъехал, в 1826 г., в Москву, на коронацию, Никанору поручено было управлять епархиею, исполнять обязанности главного попечителя Человеколюбивого общества и помощника его, т. е. князя Мещерского, также отбывшего в Москву. Пастырское благоразумие и кротость обращения Никанор показал во время путешествия в Финляндию, куда был, в 1827 г. послан для освящения собора в Гельсингфорсе. Финляндский генерал-губернатор, граф Закревский, писал, между прочим, митрополиту, что Никанор совершил освящение церкви «со всем тем благолепием, какое только видеть можно в архиерейском служении по чину нашего вероисповедания», что он своим словом «тронул сердце слушателей», что он терпеливо и охотно перенес труды трехдневного священнодействия, своим обращением пленил не только православных, но и лютеран, что преосвященный Никанор «в глазах иноплеменников здешних поддержал с полным достоинством и сан свой, и благочестие, и священнослужение нашей православной веры». С конца 1831 г. началась 25-ти летняя самостоятельная архипастырская деятельность Никанора в епархиях калужской, минской, волынской, варшавской и с.-петербургской. Везде он явил себя пастырем добрым, право правящим слово божеств. истины. Пока был в силах, он неленостно совершал богослужение и усердно проповедовал, и его проповеди составили два больших тома. Везде он оставил по себе память кроткого и добрейшего святителя, снисходительного и терпеливого владыки, обладающего даром утешить и подкрепить страждущих и смущенных духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010