Прошло не много времени и снова случилось событие, засвидетельствовавшее святость Иулиании. В 1617 году один посетитель изъявил желание поклониться гробу св. княжны; его допустили; он, казалось, с большим благоговением приложился к св. мощам. Между тем он воровски снял дорогой перстень с руки Иулиании. Когда похититель вышел из церкви, то закричал странным диким голосом и упал мертвый; при осмотре у него нашли украденный перстень; похититель оказался еретиком социнианином, не верующим в божество Сына Божия и в Св. Троицу; как еретика и как святотатца, его погребли вне церковной ограды. Чудесное наказание святотатца, конечно, взволновало умы слышавших об этом; но затем с течением времени память о святой как-бы стала позабываться. Тогда блаженная явилась во сне архимандриту Петру Могиле и упрекала его за малое внимание к ее гробу. Блаженный архимандрит велел устроить новую раку, приготовить новое лучшее одеяние для св. мощей, и они с торжеством были поставлены па приличном месте. В это же время на гробнице св. княжны написали: «по воле Творца неба и земли живет во все лета Иулиания, помощница и великая в небе заступница. Здесь кости – врачество против всех страданий... Райские селения собой украшаешь, Иулиания, как цветок прекрасный в букете». Мощи святой в настоящее время почивают в Антониевой пещере. (Четьи-Минеи. Слов. истор. о свв. стр. 126–127. Жит. свв. Муравьева). 7-е число Пр. Фомы Малеина. Пр. Акакия. Св преподобномуч. Епиктета пресвитера и Астиона монаха. Св. муч. Евангелла. Св. муч. Кириакии. Св. мучч. Перегрина, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Саторнина и Германа. Преп. Евфросинии, в миру Евдокии, Великой Княгини Московской. (Священномучен. Евстафия. Поликарпа нового мучен. Влахернской иконы Божией матери). Преп. Фомы Малеина Время жизни и место подвигов преподобного Фомы Малеина неизвестны. Можно однако думать, что жил он не позже X в., а на основании названия «Малеин» полагают, что местом его подвигов был пелопонесский мыс Малеа, может быть гора Малеон на восточной стороне Афона, или же наконец мыс Малеа на остров Лесбос. Сначала он был воином и славился своею храбростью и богатством. Но все это мало удовлетворяло его. Уединенная жизнь и подвиги благочестия казались ему более привлекательными. Он оставил мир и поселился в пустыне. Народ много говорил о его чудотворениях и посещал его пустынное жилище. (Четьи-Минеи). Св преподобномуч. Епиктета пресвитера и Астиона монаха

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

От Эсфигмена до Ватопеда – два часа ходу, до Кареи пять часов. Соборный храм в честь Вознесения Господня. В соборе, кроме животворящего древа Крестного, есть мощи: глава св. Ап. Иакова Алфеева; часть главы св. Парфения, епископа Лампсакийского; левая нога св. Марии Магдалины; часть главы св. Афанасия, патриарха Цареградского; челюсть св. Иакова Персянина; части: св. Иоанна Златоуста , св. священномуч. Харалампия и Модеста; св. великомучен. Пантелеимона; св. великомучен. Варвары, св. Меркурия, Евфимия; св. муч. Марины; св. Трифона; св. св. Стефана архидиакона и св. Ермолая; глава преподобномуч. Агафангела Нового и другие. Кроме собора, здесь параклисы: 1) Успения Богоматери; 2) св. Архангелов; 3) св. Григория Паламы ; 4) св. Константина и Елены; 5) св. Анфима, священномуч. Никомедийского; 6) св. Нилов-Святогорского и Синайского; 7) св. Георгия и Геннадия, патриарха Константинопольского . Эсфигмен основан Греческим императором Феодосием младшим и царственной его сестрой Пульхерией в 5 веке. Эсфигмен для России замечателен и близок, потому что здесь первоначально подвизался на соседственной с монастырём горе Самаре, в пещере, преподобный Антоний Киевский, пришедший на Святую Гору к здешнему игумену Феоктисту. 8.Ватопед (идиоритм) Ватопед от Кареи находится на расстоянии трехчасового пути; от Пантократора отстоит на два часа. Соборный храм в честь Благовещения Пресвятой. Богородицы. Кроме частей животворящего древа Креста, трости, губы, хламиды и власов Христовых, здесь находится единственная и бесценная святыня Ватопеда – это пояс Богоматери и чудотворные иконы: 1) Чудотворная икона Божией Матери, так называемая Закланная; 2) икона Божией Матери, именуемая Провозвестительницей; 3) на горнем месте икона Пресвятой Богородицы, называемая Ктиторской; 4) икона Божией Матери – Отрады, или Утешения; 5) в дохиарной монастыря находится иная чудотворная икона Божией Матери, называемая Елеоточивой; 6) и над вратами монастыря находится чудотворная икона Божией Матери. Здесь есть много св. мощей в отдельных частях: глава св. Григория Богослова ; глава св. Андрея Критского ; нога св. Апостола Варфоломея; части св. мощей св. великомуч. Феодора Стратилата; стопа ножная до великой кости св. Параскевы Римляныни; часть св. муч. Кирика; части от глав св. мучеников Сергия и Вакха; часть главы священномуч . Харалампия; часть от правой руки священномучен. Ермолая; часть правой руки св. великомученика Пантелеимона; часть руки св. мученика Трифона; часть руки св. Иоанна Милостивого; кость от плеча св. архидиакона Стефана; часть руки св. мученицы Марины; головной череп нового чудотвор. Евдокима, св. Модеста; часть главы и честное миро св. великомуч. Димитрия Солунского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Погост назван по селу Болотску, а село – по болотной местности, наводняемой разливом рек Мшаги и Лютени. Церковь построена в 1867 г. прихожанами – крестьянами, купцами и мещанами деревень Болотска и Поречья, обратившимися из раскола, по убеждению их лже-попа, крестьянина Псковской губернии, нынешнего здешнего священника Иоанна Сергеева Малышева. Церковь построена по благословению митр. Исидора, без помощи казны и без архитектора. Освящена 26 января 1868 г. благочинным, Никольской Единоверческой, в Петербурге, церкви, протоиереем Афанасием Базаряниновым, во имя св. великомученика Георгия. На престоле находится антиминс старинный, холщовый. Длина храма 6 саж. (кроме алтаря), ширина – 4 саж., высота с крестом 7 саж. Купол церкви увенчан осмиконечным, из белого железа, крестом; такой же крест и на колокольне, составляющей с церковью одно деревянное, на каменном фундаменте, здание. Высота колокольни с крестом 11 саж. Храм снаружи обшит тесом и выкрашен белой краской, карнизы – коричневой, кровля покрыта железом и выкрашена медянкой; восточная стена – полукруглая, длина алтаря 2 саж., ширина – 3 саж.; церковь – теплая. Престол еловый, «удружен» на каменном фундаменте, верхняя доска его – из ясени. Внутри стены обтянуты холстом и выкрашены голубой краской. Иконостас, высотою в 3, саж., в 4 яруса, столярной работы, выкрашен белой краской; 50 старинных икон для иконостаса пожертвовал митр. Исидор. В 1871 г. приобретен серебряный, в полтора вершка, крест, с частицами мощей священномучен. Вавилы, Елевферия, благов. князя Давида Ярославского и преп. мученицы Феодосии. По преданию, крест принадлежал князьям Омурским-Мирязевым, которые получили его в Палестине, при обращении своем в христианство . По указу дух. консистории от 16 ноября 1871 г., за 4731, крест внесен в церковь и хранится в ковчеге, на котором изображены вышеупомянутые святые. 2 мая 1881 г., старанием священника Малышева учреждено здесь, для противодействия расколу, братство 105 . Кроме Малышева, учредителями братства были священники соседних церквей – Вшельской, Лубинской и Малоуторгощенской. Члены братства обязались вносить по 3 р. с. Ныне братский капитал простирается до 70 р. Библиотека, приобретенная братчиками, имеет до 25 старинных книг, ценою на 1,000 р. Она помещается под колокольней.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Евха, Серапиона, Бустазиа пресвитера, Потамона, Пантера, Петеглона, Диеранта чтеца, Датива, Маркиана, Люциоза, Лукианы, Егины в Византии. Иерон. Потамиона еп. в Гераклее в Египте, бывшего на 1 всел. соборе, потом на тирском в 335 г. умершего мучеником после пасхи года. М. Р. (Деян. св. по Епифанию, ересь 28). Сосандра муч. в Анкире (в Деян. св. в одном оглавлении из жизни св. Феодота). Иулия из 70. Копт. 1425. Священномучен. Енея . Копт. 1338. 19 . Арена диакона муч. в Александрии. Иерон. (Иринея у Нотк.). Св. Полиоха муч. в Кесарии Каппадок. Иерон. Пришествие Иисуса Христа в Египет. Копт. 1425 и 1338. 20 . Акилы муч. в Фиваиде, гребнями терзанного за Христа. М. Р. Аввы Герода . Абис. у Люд. 21 . Полиевкта, Виктора, Доната Квинта, Люкозы мучч. в Кесарии каппадокийской Иерон. Секунда пресвитера, убитого в Александрии при Констанции в 356 году, по воле арианского еп. Георгия со многими другими. М. Р. Деян. св. Епископов, пресвитеров и исповедников в Египте, Ливии и Пентаполе при Констанции, из коих известны имена епископов: Аммония, Гая, Муя и других 9, Марков двух и других 3, Драконтия, Аделфия, Иеракса, Евлогия, Пафнутия, Филона . Деян. св. из произведений Афанасия Великого . Синезия и Феопомпа . М. Р. По мнению Болландистов это Феопемпт и Феона, иначе называемый Синезий, мучч. в Никомиидии при Диоклитиане, у нас 5 янв. Арсиное . Абис. у Люд. 22 . Иоаты муч. в Пентаноле при Максимиане. У Феррария в каталоге и сказ. у него же. Впрочем был Пентаполь и в Итаилии сн. Деян. св. Успение Лазаря кипрского. Копт. 1425. (1338 второе успение). Иоанна митрополита. Абис. у Люд. (сн. 29). 23 . Мучч. в Каппадокии и Месопотамии при Максимиане. М. Р. (Деян. св. из Евсевия кн. 8, и Руфина кн. 8, гл. 11). Принесение мощей св. Епифания в Кипр. Копт. 1425. Аматы-Христозы . Абис. у Люд. 24 . Манаем пророка Антиохии сирской, брата Ирода четверовластника. М. Р. У. А. Н. (Деян. ап. гл. 13). Зоила, Сатура, Тимона, Сатурнина, Сарвилиа, Феликса, Сильвана, Фортуна, Зоила другого, Стрия, Диокла, Максимина в Сирии или Истрии. Иерон. ( Втор. 5 июня).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

29 Святых апостолов Петра и Павла 30 Собор 12 Апостолов Месяц июль 1 Святых Космы и Дамиана 2 Положение ризы Богородицы 3 Мч. Иакинфа. Святого Филиппа митр. Моск. 4 Святого Андрея. Св. Марфы 5 Преподобных Афанасия и Сергия Радонежского 6 Преподобного Сисоя Великого 7 Преподобных Фомы и Акакия 8 Великомученика Прокопия. Каз. ик. Богород. 9 Святых мучеников Панкратия и Кирилла 10 Святых мучен. 45. Преподобного Антония 11 Велик. муч. Евфимии. Блажен. кн. Ольги 12 Мучеников Прокла и Илария 13 Собор Архангела Гавриила 14 Апостола Акилы. Прп. Онисима 15 Мучен. Кирика и Иулитты 16 Священномучен. Афиногена, м. св. Иулии 17 Велик. муч. Марины. Лазаря. 18 Мучен. Емилиана и Иакинфа 19 Преподобн. Макрины, Дия. Святого Романа 20 Прр. Илии. Преподоб. Аврамия 21 Преподоб. Симеона и Иоанна 22 Свят. Марии Магдалины 23 Мучеников Трофима и Феофила 24 Мученицы Христины. Князей Бориса и Глеба 25 Успение святой Анны. Св. Олимпиады 26 Мч. Ермолая. Пр. Моисея 27 Великомуч. Пантелеймона. Препод. Анфисы 28 Апостолов Прохора и Никанора 29 Мученика Каллиника, муч. Серафимы 30 Апостолов Силы и Силуана 31 Святого Евдокима. Мучен. Иулитты Месяц август 1 Происхождение Древ Креста Господня 2 Перенесение мощей мученика Стефана 3 Преподоб. Исаакия и Антония 4 Св. семи Отроков в Ефесе 5 Мучен. Евсигния и Кантидия 6 Преображение Господне 7 Препод. мученика Дометия. Препод. Пимена 8 Свят. Емилиана и Мирона 9 Апостола Матфия. Мученика Антония 10 Мучен. Архидиакона Лаврентия 11 Мучеников Евпла, Феодора и Василия 12 Мучен. Фотия и Аникиты 13 Преподоб. Максима. Св. Тихона Задонского 14 Прр. Михея. Пр. Феодосия 15 Успение Пресвятой Богородицы 16 Нерукотворенного Образа 17 Мученика Мирона. Прп. Алипия 18 Мучеников Флора и Лавра 19 Мученика Андрея Стратилата 20 Прр. Самуила. Мученика Севира 21 Апостола Фаддея. Пр. Аврамия 22 Мученика Агафоника. Свят. Афанасия 23 Мученика Луппа. Св. муч. Иринея 24 Свящ. муч. Евтиха. Святого Петра митр. 25 Апостола Варфоломея и Тита 26 Мч. Адриана и Наталии 27 Преп. Пимена. Св. Осии

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

год Собора В это время униаты занимают Собор и владеют им до 1633 г., т. е. около 37 лет. В акте конфедерации 1599 года, так описывается состояние Правосл. Церкви, по введении унии «уже по большей части наши церкви, монастыри, храмы, соборы иные постыдным разграблением, великим мучительством и проч. завладены разорены и опустошены, другие, по удалении нас от собственности и от распоряжения оной, отняли» и проч. Видевшие Собор в конце 16 века пишут: «Между развалинами возносится церковь Св. Софии, сооружённая некогда по Греческому образцу с величайшими издержками и трудами. Пол в ней из мозаики, золото и лазурь ещё светились в подземных сводах и приделах; в самом здании колонны из порфира, алебастра и мрамора» 35 1620 и далее 584 и далее После 20-летнего небытия митрополита Киевского, посвящён (не в К.-Соборе, занятом униатами, а в Лавре) патр. Иерусалимским Феофаном митр. Иов Борецкий и жил в монастыре Михайловском. В его время (как пишет Афанасий Кальнофойский в своей книге Тератургим) двери Собора были завалены большой грудой павшей стены и кучей развалин, видны даже были сквозные трещины в стенах. В 57 лет своего владычества униаты довели Собор до крайнего разорения. В 1625 г., 6 сент. виден был чудесный свет в Соборе от мощей священномучен. Макария. М. Иов Борецкий предсказал, что эта церковь паки возвратится туда, откуда она отнята 36 1633 и далее 597 и далее «Июля 2 дня, во вторник в 13 часу исполнилось то, что Духом Святым предсказал святоусопший преосв. Отец митр. Иов Борецкий. Ибо в это время, по воле Его Королевского Величества и всей Речи Посполитой, отобрали Св. Софийскую церковь у униатов – препод. отец Исаия Трофимович, тогдашней коллегии Могилянской в Киеве ректор, ныне игумен монастыря Святители Николая Пустынного, и отец Анатолий Мужаловский, проповедник Печерский, игумен Кирилловский. Через несколько лет она значительно, старанием преосв. Киевск. митр. Петра Могилы и милостыней православных людей, поправлена, как каждый видит». Так пишет Афанасий Кальпофейский. (См. то же описание, стр. 5 и 6). A Сильвестр Косов в Патериконе, стр. 181, говорит, что церковь Св. Софии так была опустошена и разорена, что и в его время с великим иждивением едва выкопана из развалин. М. Сильвестр Косов , без сомнения, продолжал Труды П. Могилы по Собору. Но после него бывшие митрополиты (1657–1685) Киевские не жили в Киеве, по причине неспокойного времени, и Собор в 28 лет мог опять прийти в худое состояние 37

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Приход составляют, по сю сторону Волхова: село Ильинское, деревни: Извоз - на Волхове, в 4 верстах; Виковщина, при р. Заклюке, в 3 верстах; Кикино, при той же реке, в 2 верстах; усадба Дунино, в 2 верстах. По другую сторону Волхова расположены: Быльчина, в 2 верстах от церкви, усадьба Стуглево — в версте, Симанково, сельцо Никольское 2 верстах, Заполек, Рокольско и Обухово. Всех прихожан, м. п. 373, ж. 389. В приходе есть до 30 немцев, мекленбургских подданных. Это рабочие на бутылочном заводе, находящемся на Волхове, между деревнями Гадовом и сельцом Рокольско. Прихожане занимаются хлебопашеством, плитной ломкой, заготовкой дров и перевозкой их чрез Волховские пороги. Есть в приходе три ветряных мельницы и две кузницы. Грамотных до 100 человек. Школа открыта была в 1852 году и помещалась в одном доме с священником. Ныне существует школа от министерства. В ней учатся от 35 до 40 человек обоего пола. Ученики участвуют в церковном чтении и пении. Кроме обычных праздников, крестьяне празднуют еще: Николаю Чудотворцу. в деревне Извоз, вероятно по причине близости к Никольскому монастырю; Преображение и Казанской Божьей Матери — в Виковщине; Введению во храм — Быльчине, в память бывшей некогда здесь приходской церкви; Знамению Божьей Матери в селе Ильинском; Казанской Божией Матери в Симанкове, Запольке и Стуглеве; Рождеству Богородицы — в Кикине. Кроме обычных крестных ходов, совершаются еще: 1) в селе Ильинском июня, в память пожара 1848 года, вокруг села, и 20 июля, вокруг церкви; 2) в деревне Заполек в Ильинскую пятницу, в память падежа скота, и 29 октября с ношением по домам иконы Казанской Божией Матери; 3) в деревне Извоз мая, для окропления скота; 4) в Виковщине 8 июля, с тою же целью; 5) в Кикине - 8 сентября. Часовни находятся: 1) в Запольке - во имя Покрова. В ней есть деревянный 8-конечный крест, вышиною в сажень и ¾ аршина. На нем, между прочим, написано: «Праздновать праздники: Покрову Богородицы, священномучен. Димитрию, Флору и Лавру и священномученику Власию» и еще: «поставлен сей Святый Животворящий крест Господень на поклонение православным христианом, 7195 года, июня 3 дня». 2) В Виковщине — Преображения 3) между деревнею Быльчино и усадьбою Стуглево, в 40 саж. от Волхова, часовня, в память бывшей церкви Введения. У деревни Симанково есть две сопки. Попечительство учреждено в 1872 г. Председатель его почетный гражданин Гавриил Егоров Ильинский. Денег собирается в год до 15 рублей.

http://sobory.ru/article/?object=03303

2 Свящ. муч. Феодота. Св. Арсения 3 Мч. Евтропия и Клеоника 4 Пр. Герасима. Мч. Павла 5 Мч. Конона. Пр. Исихия 6 Святых 42 мучеников Амморейских 7 Священномуч. Ефрема, Василия и других 8 Пр. Феофилакта и Дометия 9 Святых 40 Мучеников Севастийских 10 Мч. Кодрата и Киприана 11 Святого Софрония, патр. Иерус. 12 Пр. Феофана. Святого Григория 13 Святого Никифора патриарха Царегр. 14 Преподоб. Венедикта. Св. Феогноста 15 Муч. Агапия, Пуплия и других 16 Муч. Савина и Трофима 17 Пр. Алексия, человека Божия 18 Святого Кирилла Иерусалимского 19 Мучен. Хрисанфа, Дарии и Клавдия 20 Преподоб. Иоанна, Сергия и Патрикия 21 Пр. Иакова еп. Святого Фомы 22 Священномученика Василия 23 Преподобномученика Никона. Муч. Лидии 24 Пр. Артемона. Святого Артемия 25 Благовещение Богородицы 26 Собор Архангела Гавриила 27 Святой Матроны Селунской 28 Пр. Илариона и Стефана 29 Святого Марка. Пр. Кирилла 30 Пр. Иоанна, писателя Лествицы 31 Преп. Ипатия. Св. Ионы, Митроп. Киевск. Месяц апрель 1 Преподобной Марии Египетской 2 Пр. Тита. Мученика Поликарпа 3 Преподобнлго Никиты. Муч. Елпидифора 4 Преподоб. Иосифа и Георгия 5 Мучеников Феодула и Агафопода 6 Свят. Евтихия, патриарха Константиноп. 7 Преподобных Георгия и Даниила 8 Апостолов Иродиона, Агава, Руфа и друг. 9 Муч. Евпсихия. Преподобномученика Вадима 10 Мучеников Терентия и Максима 11 Св. муч. Антипы. Преподобного Иоанна 12 Святого Василия. Прп. Исаака 13 Священномученика Артемона 14 Св. Мартина, папы Римского 15 Апостолов Аристарха и Трофима 16 Мучениц Агапии, Ирины и Хионии 17 Св. Симеона. Пр. Зосимы Соловецкого 18 Преподобного Иоанна. Св. Космы 19 Преподобного Иоанна. Св. Георгия. 20 Препод. Феодора и Анастасия 21 Священномученика Ианнуария 22 Преподоб. Феодора Сикеота 23 Святого Великомученика Георгия 24 Мучен. Саввы Стратилата 25 Апостола и Евангелиста Марка 26 Священномуч. Василия. Св. Стефана 27 Священномучен. Симеона, епископа Иерусал. 28 Свят. Апост. Иасона и Сосипатра 29 Святых 9 Мучеников в Кизике 30 Апостола Иакова. Святого Доната Месяц май

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Таким образом на эту часть хроники Евсевия можно смотреть как на epitome всеобщей истории. Самое важное место в этой части Евсевий отводил истории евреев, потому что народ еврейский был как бы путеводною звездою для других народов или, по крайней мере, был предназначен к этому. Евсевий говорит, что он хочет начать историю в хронологическом порядке не с сотворения мира и человека, – потому что хронологам ничего неизвестно о продолжительности того времени, какое провел Адам в раю, – а с того времени, когда природа наша сделалась смертною, т. е. с грехопадения наших прародителей 127 . Так как в тексте LXX толковников еврейском и самаританском замечается разногласие в показаниях времени от этого пункта до Авраама, то Евсевий сравнивает эти тексты и поставляет на первом месте перевод LXX, как наиболее достоверный. Замечательно в этом случае отношение Евсевия к еврейскому тексту. Усмотрев, что время, протекшее от Адама до Ноя, в еврейском тексте сокращено по сравнению с текстом греческим, Евсевий заподозревает в неправильности не греческий текст, а еврейский. «Я поражаюсь подозрением, говорит он, что евреи решились время предшествующее вступлению в брак каждого патриарха (т. е. возраста патриархов до женитьбы) убавить и сократить, чтобы этим самым, так сказать, освятить для себя обычай раннего вступления в супружество. поскольку, если те древнейшие и долговечные люди столь рано вступали в брак, как показывает еврейский текст, то кто (из менее долговечных) не захочет последовать оному обычаю раннего вступления в брак»? 128 . Объяснение это, заметим, свидетельствует о том высоком достоинстве, какое имел в глазах отцев и учителей церкви перевод LXX... Предпочтение текста LXX сказывается и в другом случае; именно, в числении времени, протекшего от потопа до Авраама, Евсевий предпочитает следовать греческому тексту, по которому этот перидод продолжался 942 года, тогда как еврейский подлинник определяет этот период 292 годами 129 . Доказав absurditatem judaicorum exemplo-rum, он утверждает, что перевод LXX сделан был с древнего не поврежденного списка Библии , почему им одним и пользовалась церковь 130 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

Итак, есть все основания считать, что в Толковании на пророка Исайю (написанном вскоре после Никейского собора) Евсевий под новым Иерусалимом понимает собрание душ верных или христианскую Церковь воинствующую, пользуясь этим более поздним термином. Это измерение «Иерусалима» он в том же толковании ясно отличает как от «ветхого», так и от «горнего». Так, толкуя Ис. 49:11, Евсевий пишет: «По одной трактовке, это относится к бедному иудейскому народу, по другой – это благочестивое государство, понимаемое как собрание душ, по следующей же трактовке это государство ангелов на небесах, о коем Апостол говорит: а вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам (Гал. 4:26) и но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму (Евр. 12:22). Итак, это слово пророчествует о грядущем благочестивом государстве, которое в древности было у иудеев, потом было низвергнуто и, словно бы пережив падение у них, обратилось к Церкви язычников» . Таким образом, «новый Иерусалим» в Толковании на пророка Исайю – это благочестивое государство (πολτευμα), понимаемое как воинствующая на земле Церковь (заметим, речь пока идет именно о Церкви, а не о христианской империи). С другой стороны, мы отметили, что в иных контекстах Евсевий называет «новым Иерусалимом» христианские храмы. Можно, конечно, увидеть в этом определенную непоследовательность и осторожность, с которой Евсевий называет новым Иерусалимом храм Гроба Господня в приведенной выше цитате, и объяснить этим внутренним противоречием в его собственной мысли, которое он мог и сам чувствовать. Однако ведь, как мы отмечали выше, Евсевий называет «новым Иерусалимом» и храм в Тире, причем без всякого колебания. Думается, что, если, вопреки некоторым современным исследователям , исходить из внутренней согласованности учения Евсевия, то объяснить это видимое расхождение можно тем, что в его мысли «новый Иерусалим» – это историческая Церковь в целом, не только души верных, подвизающихся во Христе, но и христианские храмы, и богослужение, совершаемое в них (ведь храмы — это не просто здания, они неотделимы от своего предназначения и молящихся в них).

http://bogoslov.ru/article/4507567

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010