е., плоть, по аллегорическому объяснению Маркелла. Таким образом Евсевий радуется, что отыскал противоречие у Маркелла, по которому будто бы выходите, что «плоть была создана прежде плоти», 682 не заметив, что Маркелл говорит сначала о предопределении, а потом уже о создании. И даже далее Евсевий не оставляет своего глумления над найденным у Маркелла quasi – противоречием. Маркелл говорил именно, что это предопределение о воплощении существовало прежде чем образовались бездны, а Евсевий утверждаете, что Маркелл относит слова «прежде чем образовались» к воплощению, т. е. учит будто бы, что «Господь создал плоть, прежде чем образовались бездны», или сердца святых, по толкованию Маркелла. Как же это так? – спрашивает с иронией Евсевий – разве сердца святых Авраама, Исаака, Иакова и др. образовались после рождения Спасителя?! 683 Из указанного же недоразумения проистекают и следующие далее упреки, которые делает Евсевий Маркеллу 684 . Затем Евсевий обращается к выше приведенным словам Маркелла о Слове, как образе Божием и не без иронии говорит, что если плоть Христа есть образ Бога, то значит, и тела людей суть образы Божии, откуда следуете, что Спаситель Сам по Себе не имел ничего особенного 685 . Но едва ли можно ставить в вину Маркеллу то, что он в воплотившемся Слове видел образ Божий: ибо если уже человек сотворен по образу и подобию Божию, то тем более Богочеловек – Христос может быть назван образом Бога. Если же Евсевий укоряет Маркелла в особенности за то, что тот плоть, тело считал образом Божиим, 686 – то на это нужно сказать, что неизвестно, в каком смысле Маркелл употреблял слово σρζ: быть может, он обозначал им и духовную и физическую природу человека, в каковом случае ничего нелепого в его словах не будет. В четвертой главе Евсевий приводить те места сочинения Маркелла, в которых идет речь о конце царства Христа. Из этих мест Евсевий заключает, что Маркелл не признавал царства Христова вечным, а сопряжение Его с плотию – постоянным: по Маркеллу, Христос после суда предаст царство свое Богу и Отцу, а плоть оставит как ненужную, и Евсевий, изумляясь этой глубины нечестия Маркелла, обращается к нему с вопросами и укоризнами: «откуда ты научился всему этому? Кто был просветителем твоим в вещах? Какой епископ? Какие соборы? Какое писание мужа церкви? Где останется оное бессмертное тело Спасителя»?...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

170-177 177-178 178-179 179-180 180-181 181-183 183-184 184-185 185-186 186-188 ЕВПОР (кон. V - нач. VI в.), сириец-монофизит, основатель «династии» визант. переводчиков и дипломатов в странах Востока 188-189 189-190 ЕВПРАКСИЯ (в миру Евфросиния (?); † ранее 1243), псковская кнг., супруга (вероятно, 2-я) псковского кн. Ярослава Владимировича, прмц. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в Соборе Белорусских святых) 190-193 ЕВПРАКСИЯ кнг. зарайская, мц. (пам. 10 июня - в Соборе Рязанских святых) - см. Феодор, Евпраксия и Иоанн Постник, святые князья и княгиня 194-195 195-196 196-198 ЕВПСИХИЙ И КАРТЕРИЙ мученики Кесарие-Палестинские (пам. греч. 5 и 15 нояб.) - см. Домнин, мученик (пам. греч. 5 нояб.) 198-209 ЕВРЕИНОВ Александр Николаевич (1877 - 1959), титулярный архиеп. Парийский, деятель рус. католичества 209-210 210-212 212-226 226-237 237-238 238-239 ЕВСЕВИЙ († 371), еп. г. Верцеллы (ныне Верчелли, Италия), церковный деятель и богослов, боролся с арианской ересью, свт. (пам. зап. 15 дек.) 239-242 242-245 ЕВСЕВИЙ сщмч. Лаодикийский (пам. 4 окт.) - см. Гаий, Фавст, Евсевий, Херимон, Луций, Петр, Павел, мученики Александрийские ЕВСЕВИЙ мч. Никомидийский (пам. 20 янв.) - см. Васс, Евсевий, Евтихий и Василид, мученики Никомидийские 245-246 ЕВСЕВИЙ Андреевич Тряхов (1867(1872?)-1937), мч. (пам. 10 дек., в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЕВСЕВИЙ († 341 или 342), еп. Никомидийский, архиеп. К-польский (с 338), один из сторонников арианства 246-249 249-250 250-251 ЕВСЕВИЙ († после 451), еп. Дорилейский, визант. церковный деятель, противник ересей Нестория и Евтихия (крайнее монофизитство) 251-252 ЕВСЕВИЙ [Евсевий Памфил] (258-265 - † 339/40), еп. Кесарии Палестинской, церковный историк и писатель, богослов, апологет, толкователь Свящ. Писания 252-267 267-270 270-271 271-273 273-275 275-276 276-277 ЕВСЕВИЙ-ЕФРЕМ рус. мон. («русин»), книгописец, живший и работавший в К-поле и на Афоне в 1-й четв. XV в. 277-278

http://pravenc.ru/vol/xvii.html

Прежде всего подвергалось обсуждению его догматическое православие — был ли он арианином или православным. Уже в V в. суждения об этом делились, но самое верное мнение то, которое отклоняет самый вопрос об этом. Во всяком случае, Евсевий не принадлежал к числу великих исторических гениев, которые прозревают в глубь фактов и событий и широко оценивают их. Это был человек высоко образованный, в то же время — мыслитель заурядный. Кроме строгого православия, утвержденного на Никейском соборе, и строгого арианства, существовал еще взгляд Оригена, разделявшийся многими. Евсевий, как человек средины, и держался оригеновского богослов–ствования. Он, как говорят о том его отношения к Памфилу, был оригенистом и полагал, что все важные вопросы уже разрешены Оригеном. Поэтому, когда явилось арианство, которое получило сильный отпор со стороны Александра александрийского и Афанасия Великого, Евсевий не понял сущности этого явления: ему казалось, что Ориген хорошо решил догматические вопросы, а арианство не составляет особенной важности, и по этой причине не приставал ни к арианам, ни к Александру. В конце Евсевий более сблизился с арианами, во всю свою жизнь стоял вместе с ними и по своему историческому положению не мог считаться православным. Естественно, что некоторые из ариан считали его своим главою, а Афанасий Великий считал тоже арианином. Такой взгляд отразился и на отношении к его трудам. Но если мы примем во внимание все сказанное, то сам собою отклоняется вопрос, был ли Евсевий арианином, или православным, и догматическое положение Евсевия определяется так: Евсевий не был ни православным, ни арианином, — он был оригенистом В новейшее время неблагоприятный взгляд на Евсевия основывался не на этом, а на качестве самой работы. Евсевий интересовал ученых со стороны достоверности своих исторических сказаний, особенно сочинения «De vita Constantini» («О жизни Константина»). В этом сочинении преобладает тон панегирический. Поэтому думают, что Евсевий преувеличивает деяния этого государя, и делают вывод, что произведение это далеко не достоверно и даже документальною частью его должно Пользоваться с осторожностью. Евсевий видит в Константине В. человека совершенного и благочестивого, он не находит слов для достойной характеристики заслуг императора. Так как подобный панегирический тон должен быть значительно понижен, как показали исследования, то этим набрасывается некоторая тень подозрения на правдивость Евсевия как историка· говорят, что он скорее придворный льстец, чем историк. В этом случае указывают на то, что Евсевий умалчивает, например, о казнях, которые производил Константин над членами своей фамилии, ничего не сообщает о несчастной судьбе Криспа, старшего сына Константина. Таким образом, является вопрос, насколько можно доверять Евсевию, когда он касается различных исторических событий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

С этим ученым пресвитером Евсевий защищал Оригена от его противников. О гонениях Диоклетиана Евсевий говорит как очевидец. Он сам подвергался им, но остался жив. Это послужило поводом к нареканиям: говорили, что он спас себе жизнь уступкой и изменил христианству. Однако эти подозрения должно считать преувеличенными, потому что вскоре после гонений Евсевий сделался епископом кесарийским и вся его деятельность проходит в этом сане. Более пререканий вызвал Евсевий как ученый богослов-историк. Прежде всего подвергалось обсуждению его догматическое православие – был ли он арианином или православным. Уже в V в. суждения об этом делились, но самое верное мнение то, которое отклоняет самый вопрос об этом. Во всяком случае, Евсевий не принадлежал к числу великих исторических гениев, которые прозревают в глубь фактов и событий и широко оценивают их. Это был человек высоко образованный, в то же время – мыслитель заурядный. Кроме строгого православия, утвержденного на Никейском соборе, и строгого арианства, существовал еще взгляд Оригена , разделявшийся многими. Евсевий, как человек средины, и держался оригеновского богословствования. Он, как говорят о том его отношения к Памфилу, был оригенистом и полагал, что все важные вопросы уже разрешены Оригеном . Поэтому, когда явилось арианство, которое получило сильный отпор со стороны Александра александрийского и Афанасия Великого , Евсевий не понял сущности этого явления: ему казалось, что Ориген хорошо решил догматические вопросы, а арианство не составляет особенной важности, и по этой причине не приставал ни к арианам, ни к Александру. В конце Евсевий более сблизился с арианами, во всю свою жизнь стоял вместе с ними и по своему историческому положению не мог считаться православным. Естественно, что некоторые из ариан считали его своим главою, а Афанасий Великий считал тоже арианином. Такой взгляд отразился и на отношении к его трудам. Но если мы примем во внимание все сказанное, то сам собою отклоняется вопрос, был ли Евсевий арианином, или православным, и догматическое положение Евсевия определяется так: Евсевий не был ни православным, ни арианином, – он был оригенистом 16

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Двадцать второй день. Св. священномуч. Евсевий Самосатский. (О повиновении гражданской власти). I. Св. Евсевий, память коего совершается ныне, жил в IV в. и был епископом в гор. Самосате (на р. Евфрате) в антиох. митрополии. Он вел долгую и неустанную борьбу с еретиками и много пострадал при Констанции, покровительствовавшем арианам. При царе Юлиане Евсевий, скрыв свой святительский сан, обходил разные области, чтобы утверждать в вере и поддерживать христиан. В это время он также возобновил несколько церквей и посвятил многих священников и диаконов. При воцарении Иовиниана Евсевий и прочие святители были возвращены на свои престолы. Благочестивый император уважал их, а еретики боялись. Но церковь отдыхала недолго, Иовиниан вскоре умер; после же него вступил на престол Валент и снова воздвиг гонение на православие и стал ссылать в изгнание пастырей. Евсевий заточен был во Фракии и на его место назначен арианин. Весть о своем изгнании Евсевий получил в Самосатах; готовясь оставить город, он просил посланного сохранить это в тайне, чтобы народ не убил вестника о разлуке его со святителем, и ночью вышел из архиерейского дома, но при переправе через Евфрат его остановили успевшие узнать об его отбытии жители и со слезами умоляли возвратиться. Евсевий убедил их не сопротивляться царской власти и возвратиться в свои домы и, благословив всех, продолжал свой путь во Фракию, откуда возвратился уже при Грациане, вызвавшем изгнанных святителей к паствам их, но вскоре умер вследствие раны, нанесенной ему одною арианкою, которая бросила в него с крыши сосудом, разбившим голову святителя... Умирая, он завещал не подвергать наказанию ту женщину. II. Св. священномученик Евсевий, с христианскою мудростью неуклонно исполнявший долг повиновения гражданской власти, учит и нас, возлюбленные братия и сестры, всегда оказывать повиновение гражданской власти. а) Слово Божие научает нас оказывать полное повиновение власти: «всякая душа властем предержащим да повинуется, несть бо власть аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть» ( Рим. 13, 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Антиохийских епископов Евсевий обозначает поименно и сообщает при этом сведения о том, при каком императоре каждый из этих епископов отправлял свое служение 248 ... Бросается здесь в глаза одна странность. Именно в 22-й главе 3-й книги Евсевий говорит, что первым епископом Аниохии был Еводий, а в 36-й главе той же книги он приписывает эту честь апостолу Петру. Как объяснить происхождение этого противоречия у нашего историка? Всего вероятнее, кажется, предположить, что во втором случай Евсевий указываете собственно на учительную деятельность Петра в Антиохии (срав. 21 гл.), а не на епископство его, понимаемое в известном опредленном смысле, так что первым епископом Антиохии, по справедливости, можно считать Еводия, а вторым Игнатия, который был вторым преемником Петра на поприще учительства. Замечательно, что упоминание о Петре как первом епископе Антиохии находится только у Евсевия 249 . Относительно определения времени служения Антиохийских епископов Евсевий не везде является точным. Так, по нему, Асклепиад вошел на Антиохийскую кафедру при Каракалле, между тем как из посланий Александра Иерусалимского видно, что этот епископ получил кафедру в тот же год, в который был закован в узы Александра. А это последнее событие случилось при император Севере, как говорит и сам Евсевий в своей хроники 250 . Больше подробностей Евсевий сообщает об епископах Александрийских 251 . О большинстве из них он говорит, в чье царствование и в каком году они вступили в управление епископиею, сколько лет управляли ею и т. п. Нужно заметить, что в рассуждении об епископах Александрийских Евсевий очень точен, так что недосмотров у него в этом отделе найти нельзя. b) На ряду с почерпнутым из несомненно достоверных источников, между которыми на первом месте нужно поставить Священное Писание Нового Завета, Евсевий в отделе своей истории, где идет речь о распространении церкви, сообщает и некоторые такие сведения, которые подозрительны по источнику своего происхождения или же сами носят на себе печать неправдоподобия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

1) Толкование (утраченное) на послание к Римлянам, 2) Собрание (утраченное) писем, 3) ββλιδριον или πολογετικς, изданный Минем (S.P.G., 30:835–868), 4) πολογα πρ πολογας – против Василия Великого , известная только по отрывкам, приводимым Григорием Нисским , и, наконец, 5) κθσις πστεως, изданная Mansi (collectio conciliorum, 3:645–649). Евсевий Эмесский Евсевий, епископ Эмесский в Финикии – отрасль благородного рода из Эдессы. Получив первоначальные сведения в священной и светской литературе в своём отечественном городе от учителей, которые подвизались там, Евсевий посещал различные Христианские школы и своей целью ставил усвоить по возможности всё, что могло дать ему его время в области религиозного знания. В Палестине его учителями были: Евсевий Кесарийский и Патрофил Скифопольский. Сильное влияние на миросозерцание Евсевия оказал историко-грамматический метод Антиохийской школы, благодаря кторому его разрозненные религиозные понятия слились в богословскую систему строгой определённости. С целью выработать философские предпосылки для своего религиозного мировоззрения и жизнепонимания Евсевий отправился в Александрию, откуда в 343-м году возвратился в Антиохию. Уже в это время он заявил себя настолько выдающимся оратором и экзегетом, что Антиохийский Собор 341 года наметил его в преемники изгнанного из Александрии патриарха Афанасия. Однако, Евсевий, из непосредственного опыта знавший привязанность народа к Афанасию, отклонил от себя это лестное предложение и получил небольшую Эмесскую кафедру. Но и там ожидали его большие неприятности. Эмессцы, испугавшись его математических и астрономических познаний, решительно воспротивились его прибытию к ним, и Евсевий должен был бежать в Лаодикию. С течением времени Эмессцы под влиянием Антиохийского патриарха успокоились, и Евсевий безпрепятственно вступил на свою кафедру. Источники не дают никаких определённых данных для допущения, что Евсевий вечернюю пору своей жизни провёл в Антиохии, хотя и говорит, что он погребён, именно там 245 . Друг Евсевия, Георг Лаодикийский, составил его биографию, но от неё, кроме небольших фрагментов 246 , ничего не сохранилось до нашего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Пятый упрек Евсевий делает Маркеллу за то, что этот последний воскресение тел усопших святых относит ко времени, предшествовавшему воскресению Христа 648 , тогда как по Евангелию, дело будто-бы было наоборот. Но Евсевий сам в этом случае противоречит словам Евангелия, в котором говорится: «Иисус же испустил дух. И вот гробы отверзлись, и многие тела усопших святых воскресли» (Мф. 27, 52). В шестых Евсевий обвиняет Маркелла в искажении слов 1-го стиха 1-й главы послания к Римлянам (Маркелл читал προορισθντος, тогда как по Евсевию нужно читать ( ρισθντος), но неосновательно, потому что согласно с Маркеллом означенное место читали и другие писатели церковные, напр. Епифаний и вообще это место имелось в различных вариантах 649 . Седьмой пункт обвинительной речи Евсевия трудно даже и понять; Евсевий именно говорит, что Маркелл, прибавив в тексте псалма: «из чрева прежде денницы родих Тя» к началу глагола γννησα предлог ξ, тем самым хотел придать лишнее основание для своего еретического мнения, но каким именно образом, – это у Евсевия не объясняется 650 . В восьмом пункте Евсевий нападает на Маркелла за то, что этот последний назвал Соломона пророком. Совершенно серьезно, говорит Евсевий, что как скоро человек пророк, то он должен ходить в милоти, козьей коже, терпеть лишения, быть скорбящим, озлобленным, и что для Соломона достаточно было одного дара премудрости, как будто бы Дух Святой непременно держался одного и того же порядка в раздаянии способностей, как будто-бы апостолы и евангелисты не пророчествовали! Далее Евсевий упрекает Маркелла за то, что Анкирский епископ пытался объяснить притчи Священного Писания примерами из произведений греческих писателей, забывая о словах апостола Павла, что «душевный человек не приемлет яже Духа Божия: юродство бо ему есть и не может разумети, зане духовне востязуется» ( 1Кор. 2, 12 ). Евсевий как будто позабыл, что и ап. Павел пользовался гномами и апофтегмами из Менандра, Арата, Епименида и Каллимаха 651 , как будто позабыл, что и сам он в своем приготовлении и доказательстве евангельском нередко обращался к языческим мудрецам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

Да, Евсевий был, как он сам говорил, другом Евтихия 3570 . Отсюда в высшей степени неправдоподобно предположение, чтобы обвинение Евсевия находилось в связи с делом Домна, чтобы Евсевий, как обвинитель Евтихия, был выдвинут антиохийцами или прикрывал их планы 3571 . Евсевий имел собственные поводы к обвинению Евтихия. Это заставляет Лоофса предполагать, что Евсевий не был собственно александрийцем 3572 . На константинопольском соборе он одновременно исповедал кирилловское ер. dogmatica 3573 и примыкавшее к его унионному исповеданию 433 года ер. 39 3574 . Уния, распавшаяся еще во время проживания его в мире, направила его догматику на средний путь и дала ему возможность заметить неосторожность догматических выражений Евтихия. Убедившись из личного посещения монастыря последнего в справедливости этих слухов, Евсевий попытался его разубедить, но не достиг успеха 3575 . Возможно, к этому присоединились личные недоразумения. Во всяком случае, позднее Евтихий утверждал, что Евсевий с давних пор находится с ним в ссоре 3576 . Как бы там ни было, но во время заседания константинопольского σνοδος νδημοσα в ноябре 448 г. 3577 по делу между митрополитом сардским Флоренцием и двумя подчиненными ему суффраганами, епископами Иоанном и Коссинием 3578 , присутствовавший на этом соборе Евсевий обратился к председательствующему здесь Флавиану с прошением 3579 , в котором обвинял в общих выражениях Евтихия в ереси. Но зная, что Евтихий persona grata у Хризафия, и сознавая свое собственное весьма шаткое при дворе положение, Флавиан повел дело в высшей степени осторожно. Опасаясь публичным расследованием дела вызвать шум 3580 , он поручил Евсевию частно объясниться с Евтихием и убедиться наверное в его виновности 3581 . Однако Евсевий чрезвычайно энергично повел атаку и добился от собора согласия не оставлять без расследования дела такой великой важности. Это ему удалось. Собор принял прошение и решил послать вызов Евтихию 3582 . Однако Флавиан замял неприятное для него дело. Вследствие этого Евсевий во втором заседании от 12 ноября 3583 снова выступил против Евтихия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

«Приняв за правило – не возобновлять в памяти ничего худого, говорит Евсевий, я оставляю подобные письма и привожу здесь только те, которые он писал, радуясь о мире и согласии других» (III, 59). Значит, по Евсевию, даже сам фон картины непременно должен быть не иначе, как самый яркий, радужный. После этого понятно, как станет описывать Евсевий самого Константина: допустит ли себе указать какую-либо человеческую слабость или неуместный поступок в его жизни? Евсевий не только избегает всего этого, но в лице Константина показывает миру человека подлинно превыше естества 97 . Не говоря уже о его делах правительственных, даже просто в Константине, как человеке, Евсевий видит что-то вышечеловеческое, дивное, изумительное. Смотрит ли Евсевий на его одежду, внешний вид, выражение лица, во всем этом он находит что-то необыкновенное. «То был – говорит Евсевий – будто небесный ангел Божий, торжественная одежда которого блистала молниями света. По душе он украшен был благоговением и страхом Божиим: это выражалось поникшим его взором, румянцем на лице и его походкой» (III, 10). Слушает ли Евсевий увещательную речь царя, он находит, что «царские слова похожи больше на божественные проречения, чем на обыкновенное слово» (IV, 30). Евсевий без всякого затруднения ставит его и выше Кира Персидского и знаменитее Александра Македонского (I, 7). Что касается религиозного образа императора, то Евсевий выставляет Константина настолько богоугодным, что он был, по уверению Евсевия, даже боговидцем. Вот слова Евсевия касательно этого интересного предмета: «слуге Своему Бог дивно, посредством видений, открывал умыслы всех врагов, да и вообще многократно удостоивал его богоявлений (θεοφανειας), позволяя ему чудесным образом созерцать свое лице и даруя предведение (προγνωσεις) различных будущих событий» (I, 47). – Увлечете историка не оставляет без комментария и того обстоятельства, что у Константина было при конце царствования трое сыновей; в этих трех, как он выражается – «боголюбезных коленах сынов» историк находит образ – чего бы вы думали? – св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010