Из подобных воспоминаний Григорий «воздвигает памятник Юлиану, который выше и славнее столпов Иракловых... Те, – говорит он, – водружены были на одном месте и видимы только приходившим туда; а этот памятник, переходя от одного к другому, не может не быть везде и всем известен» ... «И твёрдо знаю, – обращается наконец к Юлиану красноречивый Григорий, – что поздние времена увидят этот памятник обличающим тебя и дела твои, а также научающим и всех прочих не отваживаться на подобное восстание против Бога, чтобы, поступая подобно тебе, не получить одинакового с тобой воздаяния» ... 229 При воцарении Иовиниана Мелетий, Евсевий и прочие святители были возвращены на свои престолы. Благочестивый император уважал их, а еретики боялись их. Но Церковь отдыхала недолго. Иовиниан вскоре умер; после же него вступил на престол Валент и снова воздвиг гонение на православие и ссылал пастырей в изгнание; тогда все они совместными силами стали действовать против арианства и имя Евсевия Самосатского стоит в ряду с именами таких твёрдых защитников истины, каковы были св. Василий Великий , св. Григорий Богослов , Амфилохий Иконийский и др. Евсевий заточён был во Фракии и на его место назначен арианин. Весть о своём изгнании Евсевий получил в Самосатах; готовясь оставить город, он просил посланного сохранить это втайне, чтобы народ не убил вестника о разлуке его с святителем, и ночью вышел из архиерейского дома, но при переправе через Евфрат остановили его успевшие узнать об его отбытии из города жители и со слезами умоляли возвратиться. Евсевий убедил их не сопротивляться верховной власти и, благословив возвратиться в свои дома, продолжал свой путь во Фракию, откуда возвратился уже при Грациане, вызвавшем всех изгнанных святителей к своим паствам, но вскоре умер вследствие раны, нанесённой ему в г. Долихине одной арианкой, которая бросила в него с крыши сосудом, разбившим голову святителя... Умирая, он завещал не подвергать наказанию ту женщину. Епископ Евсевий был погребён в Самосатах; со временем мощи его были перенесены в Константинополь, где источали чудеса. – Год кончины его неизвестен. Св. муч. Зинона и Зины (Зинаса)

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1999 г. принял монашеский постриг с именем Евсевий в честь священномученика Евсевия, епископа Самосатского. Постриг совершил епископ Новогрудский и Лидский Гурий, наместник Жировичского монастыря. В 1999 г. епископом Гурием хиротонисан во иеродиакона, в 2001 г. — во иеромонаха. В 2006 г. был келарем Жировичского монастыря. С 2007 г. выполнял послушание по возрождению Елисеевского Лавришевского мужского монастыря Новогрудской епархии. В 2009 г. решением Синода Белорусского экзархата назначен на должность наместника обители. В 2014 г. по благословению митрополита Минского и Заславского Павла поступил в магистратуру Минской духовной академии, которую окончил в 2017 г. по специальности «Богословие», специализация «Церковная история», с присвоением степени магистра богословия. С 2016 г. выполнял епархиальные послушания на должностях благочинного монастырей, члена Епархиального совета и заместителя председателя архитектурного отдела Новогрудской епархии. Решением Священного Синода от 27 мая 2022 г. (журнал 37) избран епископом Слуцким и Солигорским. 30 мая 2022 г. в Свято-Духовом кафедральном соборе г. Минска митрополитом Минским и Заславским Вениамином возведен в сан архимандрита. Наречен во епископа 1 июня 2022 г. в Тронном зале храма Христа Спасителя в Москве.  6 июня во Дворце независимости в Минске состоялась встреча Патриарха Кирилла с президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко.  «Знайте, что Вы всегда здесь не как дома, а дома, на своей земле», — сказал президент, подчеркнув, что рад видеть Патриарха в бодром здравии и хорошем настроении. «Сегодня суверенитет — это больше, чем только политический суверенитет. Это свобода людей, и рад свидетельствовать, что Белоруссия относится к государствам, которые можно назвать суверенными», — сказал Патриарх Кирилл. Александр Лукашенко и Патриарх Кирилл обсудили в ходе встречи в Минске тему «значения и места Белоруссии в современной архитектуре Европы» с учетом «тревожного» общего политического контекста в Европе. Об этом Патриарх сообщил журналистам в понедельник по итогам переговоров с главой государства, передает ТАСС .

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

К вопросу о происхождении арианства Для вопроса, о происхождении арианства имеет первостепенную важность вопрос об отношении Ария к его учителю – антиохийскому пресвитеру и мученику Лукиану, основателю столь знаменитой впоследствии антиохийской школы. Что и сам Арий, и его виднейшие покровители, как Евсевий никомидийский, Феогний никейский, Марий халкидонский, Минофант ефесский, были действительно учениками св. Лукиана, это – факт, засвидетельствованный одинаково твердо, как самими арианами, так и их противниками. Сам Арий в письме к Евсевию никомидийскому, называет его своим «солукианистом» 1 , а Филосторгий перечисляет по именам и других учеников Лукиана 2 . С другой стороны сам Александр александрийский в письме к одноименному с ним епископу фессалоникскому, представлявшем по видимому только более полный экземпляр его τμος’а, разосланного раньше ко всем епископам, состоявшим, как и сам епископ александрийский, под владычеством Ликиния, прямо называет Лукиана учителем Ария и вместе с тем учеником («преемником» видимо по управлению богословской школой) Павла самосатского, и сообщает, что Лукиан оставался (после низложения Павла) долгое время вне общения с тремя (антиохийскими) епископами (Домном, Тимеем и Кириллом) 3 .   Точно также и св. Епифаний 4 называет Лукиана учителем ариан, самих их «лукианистами», и в частности приписывает Лукиану известное арианское учение, что Сын Божий при воплощении принял одно только человеческое тело, место же души занимала сама его «божественная» природа. Но все эти исторические свидетельства, ставящие вне сомнения зависимость арианской догматической системы от учения Лукиана, не дают, однако, никакого основания судить о том, как далеко простиралась эта зависимость, какие из арианских положений принадлежат Лукиану, и какие представляют выводы из учения Лукиана, сделанные самим Арием. Тем не менее А. Гарнак находит, что и приведенных скудных данных совершенно достаточно для того, чтобы с полною уверенностью считать Лукиана «Арием до Ария» и отнести на его счет решительно все особенности арианской системы, так что на счет самого Ария не остается ничего.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

Память священномученика Евсевия, епископа Самосатского В царствование Констанция (337–360), благоволившего арианам, св. Евсевий явил великое усердие в защите истинной веры, провозглашенной отцами Никейского Собора. Он был избран епископом Самосаты, города на берегу Евфрата, в двухстах километрах к востоку от Антиохии. Гор. Самосата был столицей провинции Евфратина. Борьба за утверждение Православия принесла св. Евсевию славу, быстро распространившуюся по всей Сирии. Когда опустел Антиохийский престол, св. Евсевий сыграл решающую роль в избрании св. Мелетия фев.]. Увидев, что Мелетий вовсе не желает встать на сторону ариан, но, наоборот, является одним из их самых непримиримых противников, Констанций потребовал прислать протокол его избрания, хранившийся у св. Евсевия. Тот ответил императорским посланцам, что не может выдать протокол без согласия всех подписавшихся. Ему пригрозили отрубить правую руку – тогда епископ с готовностью протянул обе руки со словами: «Я не отдам этот документ!» Во время краткого царствования Юлиана Отступника (360–363), попытавшегося восстановить язычество, св. Евсевий, облачившись в воинские одежды, странствовал по Сирии, Финикии и Палестине, воодушевляя христиан хранить твердость в вере и тайно рукополагая священников и епископов. По смерти нечестивого императора св. Евсевий участвовал в Соборе двадцати семи епископов, которых собрал св. Мелетий ради утверждения Никейских постановлений как истинного исповедания веры. Святой поддержал избрание Василия Великого епископом Кесарии Каппадокийской (370) и участвовал в его рукоположении. С тех пор святителей связывали близкие дружеские отношения, и они сообща боролись за единство Церкви 727 . Св. Григорий Богослов называл Евсевия «столпом и основанием Церкви, светочем мира, правилом веры и посланцем истины» 728 . Когда на престол взошел Валент (364–378), фанатично приверженный арианству, преследования возобновились. Он изгнал св. Мелетия в Армению, а св. Евсевия низложил и отправил в ссылку во Фракию (374). Там Евсевий подвергался немалой опасности во время нашествия готов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сортировать по Исключить новости Император угрожал отсечь святителю руку — Евсевий протянул обе 5 июля. ПРАВМИР. Священномученик Евсевий, епископ Самосатский, твердо стоял за православное исповедание, утвержденное ha I Bceлehckoм Соборе в Никее в 325 году, за что терпел преследования от ариан, неоднократно лишавших его кафедры. Император Констанций (337-361), покровитель ариан, узнав о том, что у святителя Евсевия хранится соборный акт об избрании на Антиохийскую кафедру православного архиепископа Мелетия, послал к нему приказ отдать этот акт. Святитель решительно отказался исполнить приказание. Разгневанный император послал сказать, что если он не отдаст акт, то ему отсекут правую руку. Святой Евсевий протянул посланному обе руки со словами: «Отсеките, но акта собора, в котором обличается злоба и беззаконие ариан, я не отдам». Император Констанций удивился смелости епископа, но не причинил ему вреда. После Констанция воцарился Юлиан Отступник (361-363). Наступило еще более трудное время — началось открытое гонение на христиан. Святитель Евсевий, скрывая свой сан, в одежде воина прошел через всю Сирию, Финикию и Палестину, утверждая христиан в православной вере. Он поставлял в пустующие церкви священников и диаконов, рукополагал епископов, отвергавших арианскую ересь. После гибели Юлиана Отступника воцарился царь Иовиан (363-364), в правление которого гонение прекратилось. Возвратившийся из ссылки архиепископ Мелетий по совету святого Евсевия в 379 году созвал в Антиохии Поместный Собор. В нем участвовало 27 епископов и было подтверждено православное вероучение, принятое ha I Bceлehckoм Соборе.  Ариане, боясь твердых исповедников Православия — святителей Мелетия, Евсевия и Пелагия, пользовавшихся большим уважением императора, поставили свои подписи под соборным определением. После смерти императора Иовиана началось правление арианина Валента (364-378). Православные вновь стали подвергаться преследованиям. Святой Мелетий был изгнан в Армению, святой Пелагий — в Аравию, а святитель Евсевий осужден на заточение во Фракию. Получив царский указ, святой Евсевий ночью уехал из Самосаты, чтобы предотвратить возмущение почитавшего его народа. Узнав об отъезде епископа, верующие настигли его и с плачем умоляли возвратиться. Святитель отказался исполнить просьбу пасомых, сказав, что следует повиноваться существующей власти. Он убеждал пасомых твердо держаться Православия, благословил их и отправился на место ссылки. На Самосатскую кафедру был послан арианин Евномий, однако народ не принял еретика. Православные не ходили в храм и избегали встречи с ним. Еретик-арианин понял, что не сможет привлечь к себе самостоятельную паству.

http://pravmir.ru/328449/

Сортировать по Исключить новости Святитель Евсевий, скрывая свой сан, в одежде воина прошел через всю Сирию, Финикию и Палестину, утверждая христиан в православной вере 5 июля. ПРАВМИР. Священномученик Евсевий, епископ Самосатский, твердо стоял за православное исповедание, утвержденное на I Вселенском Соборе в Никее в 325 году, за что терпел преследования от ариан, неоднократно лишавших его кафедры и изгонявших в заточение. Император Констанций (337-361), покровитель ариан, узнав о том, что у святителя Евсевия хранится соборный акт об избрании на Антиохийскую кафедру православного архиепископа Мелетия, послал к нему приказ отдать этот акт. Святитель решительно отказался исполнить приказание. Разгневанный император послал сказать, что если он не отдаст акт, то ему отсекут правую руку. Святой Евсевий протянул посланному обе руки со словами: «Отсеките, но акта собора, в котором обличается злоба и беззаконие ариан, я не отдам». Император Констанций удивился смелости епископа, но не причинил ему вреда. После Констанция воцарился Юлиан Отступник (361-363). Наступило еще более трудное время — началось открытое гонение на христиан. Святитель Евсевий, скрывая свой сан, в одежде воина прошел через всю Сирию, Финикию и Палестину, утверждая христиан в православной вере. Он поставлял в пустующие церкви священников и диаконов, рукополагал епископов, отвергавших арианскую ересь. После гибели Юлиана Отступника воцарился благочестивый царь Иовиан (363-364), в правление которого гонение прекратилось. Возвратившийся из ссылки архиепископ Мелетий по совету святого Евсевия в 379 году созвал в Антиохии Поместный Собор. В нем участвовало 27 епископов и было подтверждено православное вероучение, принятое на I Вселенском Соборе. Ариане, боясь твердых исповедников Православия — святителей Мелетия, Евсевия и Пелагия, пользовавшихся большим уважением императора, поставили свои подписи под соборным определением. После смерти императора Иовиана началось правление арианина Валента (364-378). Православные вновь стали подвергаться преследованиям. Святой Мелетий был изгнан в Армению, святой Пелагий — в Аравию, а святитель Евсевий осужден на заточение во Фракию. Получив царский указ, святой Евсевий ночью уехал из Самосаты, чтобы предотвратить возмущение почитавшего его народа. Узнав об отъезде епископа, верующие настигли его и с плачем умоляли возвратиться. Святитель отказался исполнить просьбу пасомых, сказав, что следует повиноваться существующей власти. Святитель убеждал пасомых твердо держаться Православия, благословил их и отправился на место ссылки. На Самосатскую кафедру был послан арианин Евномий, однако народ не принял еретика. Православные не ходили в храм и избегали встречи с ним. Еретик-арианин понял, что не сможет привлечь к себе самостоятельную паству.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Владивосток. Марфо-Мариинский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты История Марфо-Мариинского женского монастыря в городе Владивостоке Строительство Архиерейского подворья (1898-1924 гг. ) Владивостокская епархия приобрела самостоятельность в 1898 году. Епископ Евсевий (бывший Камчатский, Курильский и Благовещенский) был назначен на Владивостокскую кафедру в январе 1899 года, а 7 марта владыка прибыл во Владивосток. Не имея специального архиерейского дома и возможности разместить домовую церковь в городе, епископ Евсевий решил на личные средства соорудить себе загородный дом. В 1900 году в 15 верстах от Владивостока в живописной долине реки Седанки (посреди дикой тайги) началось строительство двухэтажного дома с церковью по проекту известного военного архитектора И.В. Мешкова, построившего гостиницу «Версаль» во Владивостоке, который бесплатно составил проект и смету и бесплатно руководил строительством. Уже 15 апреля 1901 года состоялось торжественное освящение храма и дома. Церковь освятили в честь небесного покровителя Владыки священномученика Евсевияепископа Самосатского. Здание состояло из 3 частей: собственно дом, в котором находилась квартира епископа, канцелярия и службы; одноэтажная купольная церковь с высокой трехъярусной шатровой колокольней и восьмигранная башня-часовня. За 1902-1905 годы вокруг основного здания были построены служебные и хозяйственные помещения, дом церковно-приходской школы, в которой обучались находящиеся на иждивении Его Преосвященства мальчики-келейники. Большой участок леса был превращен в парк. Рядом выделен участок земли под кладбище с часовней. В 1911 году недалеко от архиерейского дома над могильным склепом известного владивостокского предпринимателя и консула в Китае Александра Степановича Ваховича был заложен каменный храм-часовня. 9 февраля 1911 года храм-памятник был освящен архиепископом Евсевием в честь святого благоверного князя Александра Невского. Спустя 3 года — в 1914 году на Седанке открывается церковно-учительская семинария для подготовки учителей начальных и церковно-приходских школ Приморской области. Для нее были подготовлены двухэтажное учебное здание (ныне туберкулезная больница) и общежитие семинаристов. На месте старого кладбища была возведена часовня Иоанна Предтечи. Так архиерейская дача стала местом постоянного пребывания Владыки и своего рода духовным центром, а с 1915 года весь этот комплекс стал называться не иначе как «архиерейское подворье».

http://sobory.ru/article/?object=46527

священномученик Дионисий Александрийский (кон. II в. – 264/5) священномученик Дионисий Александрийский Епископ Александрийский, богослов, исповедник, духовный писатель, много сил положивший для защиты Православия от ересей. Родился около 190 года, был сыном богатых язычников и получил хорошее образование. Став христианином, он сделался учеником Оригена и вскоре был рукоположен в пресвитера. С 231 г. он был учителем в Александрийском огласительном училище на протяжении 16 лет, а с 247 г., после смерти епископа Иракла, стал епископом Александрийским. За свою борьбу с Савелием и Павлом Самосатским он был назван «великим» и учителем Вселенской Церкви (назван так уже Евсевием и св. Василием  Великим). Во время гонений Декия св. Дионисий был арестован и неожиданно освобожден. Некоторое время руководил Александрийской Церковью из укрытия, потом возвратился в город. В гонение Валериана был сослан в Ливию. Участие во многих церковных событиях того времени: • В вопросе о крещении еретиков он был более близок к взглядам Рима, но употребил все свое влияние, чтобы призвать Рим и Карфаген к умеренности. (Рим признавал его действительным, Карфаген и Кесария — отрицали). См.: «В собрании братии находился некто, считавшийся давним правоверным ... он пришел ко мне с плачем и самосокрушением и, упав мне в ноги, начал исповедоваться и клясться, что крещение, принятое им от еретиков, было не таково и не имеет ничего общего с нашим, потому что оно исполнено нечестия и богохульств .... он просил меня преподать ему истиннейшее очищение, усыновление и благодать. Но я не решился сделать это...» Евсевий Церковная история VII, 9 • В вопросе о принятии падших не одобрял чрезмерной строгости: «умирающим, если они просятся, а особенно если они и раньше просили, давать разрешение, дабы они отходили от сей жизни с доброй надеждою» • В послании уговаривал Новациана в Риме отказаться от незаконно полученного рукоположения и не производить раскола. • Дионисий переписывался с Дионисием, еп. римским, по поводу распространившейся в то время в Африке ереси модализма или савеллианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleks...

Сщмч. Евсевий, епископ Самосатский - не определен Для корректной работы сайта необходимо включить поддержку JavaScript в настройках Вашего браузера Библиотека Рубрикатор Подборки Популярные Авторы Издательства акафист Ветхий Завет Ефрем история Мученик мученики преподобный священномученик Сирин Статистика Всего в библиотеке документов: 6556 не определен Сщмч. Евсевий, епископ Самосатский Тип документа: Книга Первоисточник: days.pravoslavie.ru Язык: Русский Священномученик Евсевий , епископ Самосатский Отзывы (0) © 2008-2020 «Медиакомпания Ortox» Православный портал Церковь.ру создан по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

http://lib.cerkov.ru/preview/3975

По удалении Евномия ариане поставили в Самосаты от своего зловерия епископа Лукия, явного волка и врага Христовых овец. Граждане города и сему епископу, как и первому (Евномию) не оказывали почести и он жил в общении только с пришедшими с ним, ибо никто из православных не ходил к епископу. Овцы же Христовы, хотя и были без своего пастыря (Евсевия), однако, хорошо помнили его учение и непорочно соблюдали святую веру. Насколько православные гнушались еретического епископа можно видеть из следующего случая: Однажды много мальчиков на улице (по детскому обычаю) играли в мяч, перекидывая его от одного к другому. В это время пришлось проезжать здесь епископу. Случайно мяч упал под коней и колесницу епископа. Дети, видя это, громко стали кричать: «мяч осквернился еретичеством, мяч осквернился еретичеством…» Услыхав крики, епископ оставил одного из своих слуг узнать, что делают дети и ради чего они так громка кричали. Дети развели огонь и чрез пламень стали перекидывать мяч, думая этим огнем очистить мяч от еретичества. Так не только взрослые люди, но и малые дети гнушались еретичества епископа, который был как мерзость запустения на святом месте (срав. Дан.9:27 ). Узнав об этом, Лукий не последовал кротости Евномия, но разгневался и многих священных лиц сослал в отдаленные места. Племянника Евсевия – блаженного Антиоха, достойнейшего священника, богоугодного и богодухновенного, искусного в книжной премудрости, сослал в Армению; известнейшего среди служителей Господних, диакона Еволкия, прогнал в Оасимскую пустыню. Ввиду сего немалая печаль и скорбь постигли самосатский город. После страшной кончины злого царя Валента стал царствовать благоверный царь Грациан 4098 . Он тотчас же освободил всех архиереев и других священных лиц, изгнанных за православную веру, и повелел возвратить им прежние престолы. Тогда возвратились: святой Мелетий – в Антиохию, святой Пелагий – в Лаодикию, святой Евсевий – в Самосаты. Вместе с Евсевием в Самосаты возвратились и все изгнанные арианином Лукием, а в числе их священник Антиох из Армении и диакон Еволкий из Оасима.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010