Евсевий в панегирическом тоне раскрывает пред нами и многие частные стороны деятельности Константина в пользу церкви. Он приводит многие законы этого императора, изданные в пользу христианской церкви 423 , его постановления относительно прекращения идолопоклонства 424 , говорит об его заботах по устранение всяких поводов к возникновению несогласий между членами церкви 425 . Евсевий упомянул и о том, что Константин был очень благосклонен к епископам: «они разделяли с ним трапезу... – говорит Евсевий, – куда бы сам ни шел (Константин), брал и их с собою» 426 . С восторгом Евсевий воспоминает о том, как епископы обедали однажды вместе с Константином. «Это событие, говорит он – выше всякого описания. Копьеносцы и латники с обнаженными мечами стояли вокруг царского дворца и охраняли его входы... Казалось, что это (возлежание епископов за одною трапезой с царем) был образ царства Христова, и случившееся походило на сон, а не на действительность» 427 . Благочестие Константина наш историк восхваляет очень часто. По мнению Евсевия, смертному роду Бог показал в Константине мужа, служащего уроком благочестивого назидания. Его то одного из всех, когда либо доходивших до слуха самодержцев, явил он великим неким светильником и громогласнейшим вестником непотребительного Богопочтения 428 . Бог дал видимое свидетельство благоволения своего к Константину, явив ему на небе спасительное знамение креста и повелев изобразить это знамение на своей военной хоругви 429 . Евсевий догадывается даже, что Константин во время своей тайной молитвы сподоблялся Богоявления 430 . Константин у Евсевия уподобляется Моисею, изведшему израильский народ из Египта и также избегшему из дворца тиранов, потому что Бог по словам Евсевия, раскрывал Константину все умыслы врагов его 431 . Возвышаясь все более и более в своем дифирамбическом настроении, Евсевий в трех сынах Константина усматривает образ св. Троицы... 432 . В построении Константином храма Спасителя плененный восторгом ум Евсевия отыскивает исполнение пророчества о том храме, который у пророков называется «новым и юным Иерусалимом, и во славу которого так много говорится в Священном Писании (!) 433 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

В том же комментарии Евсевий сообщает некоторые сведения о цветущем состоянии христианской церкви в его время, говоря, что в Тире выстроено много церквей, 619 что власти ( ρχα) преклоняли колена во храме христианском и повергались там лицом на землю 620 , что римские военоначальники и страх властительных царей способствовали низвержении тех которые злоумышляли против церкви Божией, что цари и самодержцы стекались к церковным дверям и удостоивались быть причастниками таинств 621 . Говоря, что во время гонений многие христиане приносили жертвы идолам 622 , Евсевий сообщает и о том, как некоторые из чужестранцев во время мучений усвояли себе имена святых мужей и именовали себя или Иаковом, или Израилем, или Иеремиею. 623 Он сообщает, что в его время большое число Моавитян, Аммонитян и Идумеев исповедывали христианскую веру 624 , что Иудеям, и после того как христианская религия сделалась господствующею, было по прежнему запрещаемо входить в Иерусалим 625 . В словах Симмахова перевода Псалтири: Δδωσιν οχεν μοναχος οκοαν 626 Евсевий видит указание на христианских монахов, относя таким образом начало монашеской жизни ко времени, предшествовавшему вступлению на римский престол Септимия Севера, при котором Симмах перевел Библию на греческий язык. Замечательно еще мнение Евсевия о молитве. Согласно с Василием Великим , Евсевий говорит, что молиться Богу нужно только во храме, ибо Бог не желает, чтобы ему покланялись вне церкви, а требует, чтобы приступали ко храму Его святому 627 . По мнению Монфокона 628 , Евсевий этими словами хочет сказать только то, что при домашней молитве не следует преклонять колена и падать лицом на землю, что приличествует богослужению общественному. Но это объяснение нам представляется неудобным принять потому, что оно совершенно безосновательно. Скорее можно предположить, – что в приведенном месте он указываете на то, что молитвы должно приносить «в святом расположении духа», как переводят Акила и Симмах греческое выражение, соответствующее словам: во дворе святем Его», к каковому понимание склоняется и сам Евсевий, оканчивая объяснение приведенного места.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

κα ς ν κλουθον π μν τ δεσπτ μου Εσεβ εφρνθημεν. π δ σο λοιπομεθα, στοχαζμενοι κα τν σιωπν νδρς τοιοτου τταν μν εναι. «Владыкою» своим Евсевий называет потом и Александра александрийского 21 . Следовательно, «великий» Евсевий никомидийский, по-видимому имел такое обыкновение: называть епископов в письмах к ним «владыками». И у других современных Евсевию епископов IV века, хотя они обычно величали других епископов «братьями» или «сослужителями», встречается по крайней мере в обращениях к выдающимся епископам и титул δεσπτης. Так, напр., называет Филогоний Александра александрийского в подписи под его τμος’ом, а сам Александр в заголовке сохранившегося отрывка томоса – Мелития севастопольского. Но может быть и Евсевий никомидийский прилагал титул δεσπτης не к всем епископам, а только к выдающимся. Павлин тирский, Евсевий кесарийский и Александр александрийский были в его глазах «владыками» не только, как равные с ним по положению, но и как старшие его и по летам, и по времени занятия митрополичьих кафедр (может быть даже и вообще по времени хиротонии). Евсевий никомидийский, преемник на никомидийской кафедре Евстолия, присутствовавшего на анкирском и неокесарийском соборах, по-видимому только незадолго до возникновения арианского спора перебрался из Вирита в Никомидию, и может быть и в самом Вирите был епископом недолго. Павлин же едва-ли не был непосредственным преемником епископа-мученика Тиранниона, пострадавшего в диоклитианово гонение 22 ; и Евсевий кесарийский , если и сделался епископом по окончании гонения 23 , то все же вскоре по окончании и раньше перемещения Евсевия в Никомидию. Что Павлин был епископом чрезвычайно влиятельным, доказывает и выражение «νδρς τοιοτου» и все дальнейшее содержание послания к нему Евсевия. Опечаленный молчанием Павлина, Евсевий призывает его, «знающего, что не прилично мужу разумному иное мыслить [чем говорят и пишут другие, т. е. Александр александрийский ] и умалчивать истину», «начать писать о том, принося пользу и себе» и другим 24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

Некоторая непоследовательность автора в данном вопросе объясняется, видимо, противоречивостью и непоследовательностью самой библейской традиции. В Ветхом Завете, да и во многих текстах Нового Завета достаточно сильно звучит мотив избранности и исключительности Израиля среди других народов мира 222 . В то же время уже в посланиях Павла эллины, иудеи и другие народы уравниваются в своей богоизбранности, а в дальнейшем отношение павлинистов к евреям становится нетерпимым на евреев возлагается вина за смерть Иисуса, пророков, изгнание Павла и т. д. 223 Особенно сильным было влияние павлинизма на территории Сирии 224 , в Антиохии, где в свое время жил и учился Евсевий. Вероятно, это также оказало влияние на формирование представлений Кесарийского епископа. В качестве отдельной категории, как особый народ Евсевий выделяет христиан. Если варвары появляются на страницах «Церковной истории» всего 3–4 раза и эллины – не чаще других народов (причем без какого- либо намека на их исключительность), то христиане являются предметом особого внимания автора Евсевий противопоставляет уже не столько эллинов и варваров, сколько христиан, мучеников, святых, с одной стороны, и язычников, еретиков, «богоненавистников», отступников – с другой. Однако данные категории у Евсевия только еще формируются. Введение и использование данных категорий Евсевием отражает, по всей видимости, влияние различных традиций. Первоначально язычники, видимо, противопоставлялись иудеям (II, 1, 8, II, 23, 11, V, 12, 1, VI, 14, 4, VI, 25, 4). Христиане же выступали преемниками иудеев Евсевий не раз говорит о «древности еврейско-христианского образа жизни» (II, введение). «Хотя, очевидно, мы народ новый и имя христиан действительно недавнее, только что узнанное всеми народами, но жизнь наша и весь наш образ поведения, согласный с догматами благочестия, не недавно придуманы нами, но были соблюдаемы с самого возникновения человечества, древние боголюбивые люди по естественному побуждению жили именно так » (1, 4, 4, 1, 4, 10). Но затем берет верх другая традиция, согласно которой христиане, наоборот, отделяются от иудеев и противопоставляются им. Не случайно Евсевий подчеркивает, что «Спаситель наш клятвенно именуется Христом и священником по чину Своему, а не по чину других, получавших символы и образы. Он не был телесно помазан у евреев и не происходил из священнического поколения, но получил. Свою сущность от Самого Бога прежде сотворения мира» (1,3,17–18). Евсевий связывает христианство с «той верой, которую обрели Авраам и друзья Божии» (I, 4, 10). При этом она противопоставляется почитанию Закона, данного Моисеем, и следованию иудейским обычаям соблюдению субботы, обрезанию и т. д. (I, 4, 7–8, 1, 4, 12–14, IV, 18,7). В результате иудеи вместе с язычниками начинают противопоставляться христианам (V, 16, 12, VI, 12, 1, IV, 15, 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

88 У автора «Философуменов» можно находить мягкия суждения о монтанистах (Hippolyti, Refutatio haeresium. Lib. X, cap. 25. Gotting. 1859). Ориген в толковании на Евангелие Иоанна не отвергает религиозности монархиан, хотя она и выражалась в формах односторонних (см. Гусев, ересь Антитринитархев, стр. 9. Казань. 1872); древне-александрийцы по направлению не строго судили гностиков и не во всем отрешались от гностических стремлений, сам Евсевий был в большом затруднении, как судить о гностике Вардесане, оказавшем так много услуг современному христианскому обществу своими сочинениями (IV, 30). 90 Евсевий повествуете о мучениках эпохи гонений не только в своей истории, но посвящает этому предмету особое сочинение: «Сборник мученичеств» ( συναγωγ τν μρτυρων). Оно к сожалению не дошло до нас. Из него сохранились лишь небольшие фрагменты (Migne, Gr. torn. 20, p. 1519–1535). По всей вероятности, сочинение заключало в себе акты мученические из времен всех важнейших гонений. В своей истории Евсевий сообщает некоторый сведения об этом сочинении. Так, он говорит, что оно имело целию назидательность. «По изложению – говорит Евсевий – оно не только повествовательное, но и учительное». (Предисловие к V кн.). К этому сочинению Евсевий не раз отсылает читателя за подробностями о тех или других мучениках (ibid., IV, 15 ad fin.; V, 21). Иногда Евсевий дает знать, что какое-либо сказание о мучениках (напр., о Карпе, Папиле, Агафонике, IV, 15 ad fin.) он не внес в свой «Сборник мученичеств». На этом основании ученый Гарнак построил несколько догадок о том, чем руководствовался Евсевий, когда некоторым сказаниям не уделял места в своем сборнике, т. е. Гарнак хочет несколько пополнить наши сведения о потерянном сочинении Евсевия (Harnack. Die Acten des Carpus, des Papulus und d. Agathonikë Texte und Untersuchungen von Gebhardt und Harnack. Bd. Ill, Heft 3–4. Leipzig. 1888). Нам кажется, что и дальнейшая тирада Евсевия, какую мы сейчас (в тексте) приводим из истории этого историка, заимствована этим последним из того же «сборника». По крайней мере таковое получается впечатление, если читаем предисловие Евсевия к V кн., где находится эта тирада.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Это произошло в 70 г. 628 Имеется в виду в иерусалимском храме. 629 Мф. 27:38, Мк. 15:27, Лк. 23:33, Ин. 19:18. 630 По имени александрийского пресвитера Ария (256-336). Согласно его учению второе лицо Троицы, Христос-Логос, хотя и является совершеннейшим творением Божием, но все-таки тварь и, как таковой, он ни в чем не подобен Отцу, он - Сын Божий не по существу, а по благодати. См. также XXXV,3. Учение Ария было осуждено на I Вселенском соборе в Никее (325) и он умер в изгнании. Однако арианство, распавшееся на ряд направлений, продолжало на Востоке в IV в. активно бороться с решениями никейского собора, пользуясь покровительством ряда императоров. Благодаря усилиям Афанасия Александрийского и религиозной политике императора Феодосия I, арианство было окончательно осуждено на II вселенском соборе в Константинополе (381). 631 Речь идет о Евсевии Никомедийском и Евсевии Кесарийском. Евсевий Никомедийский - патриарх Константинопольский с 338 г. Был епископом Берита, затем Никомедии. На Никейском соборе выступил защитником друга своей юности Ария, а позже вместе с Евсевием Кесарийским был главой примирительной партии, члены которой, по имени обоих, получили название евсевиан. Изгнанный в 325-328 гг. в Галлию при Константине, он вскоре был возвращен, выступил против Афанасия Великого и добился его ссылки. Евсевий Никомедийский крестил Константина в 337 г. По приказу императора Констанция руководил Антиохийским собором 341 г. на котором на Востоке было установлено т.н. полуарианство. Евсевий Кесарийский [Памфил] (ок. 260-340) - отец церковной истории. Родился в Палестине, учился в Кесарии. Его учитель, пресвитер Памфил, передал ему свое преклонение перед Оригеном. Около 313 г. Евсевий был избран епископом Кесарийским. Со времени появления на Востоке в 323 г. императора Константина и вплоть до его смерти Евсевий оказывал на него сильное влияние. Когда начались споры об учении Ария, Евсевий не сумел или не захотел занять определенной догматической позиции. Как почитателя Оригена его, вполне естественно, клонило в сторону арианства, но когда на Никейском соборе дело дошло до голосования императорской формулы omoousios [единосущный], он не устоял перед искушением угодить венценосному " епископу " . После собора, с возникновением антиникейской реакции, Евсевий становится видным ее деятелей. 632

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Далее Евсевий уже прямо называет строящиеся храмы трофеями: «трофеи победы над смертью, воздвигнутые в виде молитвенных домов и храмов». Он говорит о них как о «величественных и прекраснейших царских», являющихся «осуществлением царской мысли», уточняя, что они «расположены около бессмертного гроба Господня» ( SC 11.2.7-9). Не приходится сомневаться, что это понятие «трофей» ( τρπαιον, от τροπ — «поворот, обращение врагов в бегство») является ключевым в богословии храмового строительства Евсевия. Речь идет, можно сказать, о религиозных памятниках боевой славы – понятие хорошо известное греко-римскому и особенно императорскому сознанию, поскольку император в Риме – главнокомандующий по преимуществу. Вероятно, обращение Евсевия к Константину во многом обусловило и выбор используемых им метафор. Впрочем, Евсевий именует «трофеем» не только тело Христово (как мы видели выше) и не только храмы и молитвенные дома, но и статую Константина с Крестом в руке, значение которого для императора Константина, что неоднократно подчеркивает Евсевий, поведавший о явлении Константину Креста на небе, хорошо известно. Так, рассказывая об установлении Константином в Риме своей статуи с крестом в руке, Евсевий пишет в Жизни Константина: « среди царственного города воздвиг против врагов этот великий трофей (τρπαιον) и начертал определенно и неизгладимо, что сие спасительное знамя есть хранитель римской земли и всего царства » ( VC 1.40). Речь, очевидно, о памятнике победе Константина над тираном Максенцием, ключевую роль в которой играло знамение Креста, под сенью которого (точнее, лабарума, в который входит и Крест) была одержана эта победа . Трудно сказать, имеет ли Евсевий в виду, говоря о статуе с крестом как «трофее», что крест был в Римской империи орудием позорной казни, и теперь он же «вырван» из прежнего контекста и преображен в орудие спасения, таким образом став «трофеем» в буквальном смысле. Прямо Евсевий, говоря об этой статуе, такого не пишет, вероятно, не желая сказать нечто плохое об империи (пусть о языческой), а может и по какой-то другой причине. 

http://bogoslov.ru/article/4507567

Кифа из 70, 8 дек. и 30 март. (камень, сирск.). Кион (Океан), из. Кандавал, муч. 4 сент. Клавдиан (Клавдиев), муч. пергийский, 3 февр. Клавдиан , вгуч. мелитинский, 7 ноября. Клавдий (хромоногий, claudus лат.) отрок, муч. византийский, 3 июня. Клавдий , муч. коринеский, 31 янв. и 10 мар. Клавдий трибун, муч. римский, 19 марта. Клавдий комментарисий, муч. римский, 18 дек. Клавдий , муч. в Момпсвестии, 29 окт. Клавдий , муч. римский с Маркеллином папою, 7 июня. Клавдий , муч. остийский, 11 авг. Клавдий , из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Клавдия , из 7 дев, мучениц анкирских, 18 мая. Клавдия , мученица амисская, 20 марта. Клавдия девица, мученица коринфская, 6 ноября. Клеоник (славный победитель, греч.), муч. амисский, 3 мар. Клеопа (прехождение, обмен, евр.), ап. из 70, 4 янв. Клеопатра (славная по отцу, греч.), блаж., 19 окт. Климент (милостивый, лат.), или Клим , ап. из 70, 25 нояб. и 22 апр. Климент , священномучен. анкирский, 23 янв. Кодрат (из Квадрат, выше), ап. из 70, 21 сент. Кодрат , муч. коринфский, 10 марта. Кодрат , муч. никомидийский, 10 марта. Кодрат , муч. никомидийский, 21 апр. Коинт ( Квинт – пятый, лат.), муч. фригийский, 6 июля. Конкордий (согласный, лат), пресв., муч. сполетский, 4 июня. Конкордия , мученица римская, 13 авг. Конон (трудящийся, служащий, греч. κονω), муч. исаврийский, 5 марта. Конон градарь, муч., 5 мар. Конон , преподобномуч. иконийский, и сын его Конон , 6. марта. Константин (твердый, постоянный, лат.), он же Ексакустодиан , из 7 отроков ефесских, 4 авг. и 22 окт. Константин Великий, 21 мая. Константин друнгарий, из 42 мучч. амморейских, 6 мар. Константин , преп. синадский, 26 дек. Константин , в схиме Кирилл , еписк. моравский, с Мефодием , 11 мая. Константин , сын Феодора , князя смоленского, 19 сен. и 5 мар. Константин , митрополит киевский, 5 июня. Константин , князь муромский, 21 мая. Константин Всеволодович, князь ярославокий, 3 июля. Коприй (навозный, нечистый, греч.), препод., муч. египетский, 9 июля. Коприй , преп. палестинской, 24 сент.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Такою-то верою спасались и ветхозаветные праведники. Напр. Авраам, не поколебавшийся ни на одно мгновение принесть в жертву Богу сына своего Исаака, ибо он веровал, что Бог силен и из мертвых воскресить его сына, – Моисей, законодатель, верою совершивший великие знамения и чудеса в народе Божием, и другие свв. великие мужи и пророки, «которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих» ( Евр. 11, 32 ). III. Вот, братия мои, какая вера спасительна! Иной скажет, что он верует во Христа; а почему же он так мало думает и говорит о Нем? А почему он даже и на молитве, при беседе со Христом, рассеевается и часто сам не знает, что говорит? Другой скажет, что он верует во Христа: а почему же он не удерживается от того, чего Христос не любит, что Христос запрещает нам? Зачем он часто оскорбляет Христа Спасителя своего своим невниманием к Его святым заповедям? Зачем он божится и лжет; зачем обижает своих ближних, братьев и чад Христовых, даже своих кровных родных, даже отца и мать? Зачем безчинствует, ворует, грабит, клевещет, тайно и явно доносит о всех мнимых и действительных слабостях своего ближняго, чтобы погубить его и потом злорадствовать при виде его погибели и пр., и пр.? Так ли должна проявляться в жизни нашей вера в Бога и во Христа Спасителя нашего? Аминь. (Сост. по Чет. Мин. и пропов. прилож. к «Рук. для сел. паст.», за 1889 г., декабрь, стр. 216–218). Читать далее Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т./Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897./Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Потамиона еп. в Гераклее в Египте, бывшего на 1 всел. соборе, потом на тирском в 335 г., умершего мучеником после пасхи 341 года. М. Р. (Деян. св. по Епифанию, ересь 28). Сосандра муч. в Анкире (в Деян. св. в одном оглавлении из жизни св. Феодфта). Иулия из 70. Копт. 1425. Священномучен. Енея. Копт. 1338. 19. Арена диакона муч. в Александрии. Иерон. (Иринея у Нотк.). Св. Полиоха муч. в Кесарии Каппадок. Иерон. Пришествие Иисуса Христа в Египет. Копт. 1425 и 1338. 20. Акилы муч. в Фиваиде, гребнями терзанного за Христа. М. Р. Аввы Герода. Абис. у Люд. 21. Полиевкта (или Поликута), Виктора (Виктории), Доната, Квинта, Люкозы, Прима, Евкта мучч. в Кесарии каппадокийской. Иерон. Секунда пресвитера, убитого в Александрии при Констанции в 356 году, по воле арианского еп. Георгия со многими другими. М. Р. Деян. св. Епископов, пресвитеров и исповедников в Египте, Ливии и Пентаполе при Констанции, из коих известны имена епископов: Аммония, Гая, Муя и других 9, Марков двух и других 3, Драконтия, Аделфия, Иеракса, Евлогия, Пафнутия, Филона. Деян. св. из произведений Афанасия Великого . Синезия и Феопомпа. М. Р. По инению Болландистов это Феопемпть и Феона, иначе называемый Синезий, мучч. в Никомидии при Диоклитиане, у нас 5 янв. Арсиное. Абис. у Люд. 22. Иоаты муч. в Пентаполе при Максимиане. У Феррария в каталоге и сказ. у него же. Впрочем был Пентаполь и в Италии. Сн. Деян. св. Успение Лазаря кипрского. Копт. 1425 (1338 второе успение). Иоанна митрополита. Абис. у Люд. (сн. 29). 23. Мучч. в Каппадокии и Месопотамии при Максимиане. М. Р. (Деян. св. из Евсевия кн. 8, и Руфина кн. 8, гл. 11). Пренесение мощей св. Епифания в Кипр. Копт. 1425. Аматы-Христозы. Абис. у Люд. 24. Манаем пророка Антиохии сирской, брата Ирода четверовластника. М. Р. У. А. Н. (Деян. ап. гл. 13). Зоила, Сатура, Тимина, Сатурнина, Сервила, Феликса, Силвана, Фуртуна, Зоила другого, Стрии, Диокла, Максимина в Сирии. Иерон. ( Втор. 5 июня). Зоила, Сервоила в Стрии (Истрии). Иерон. Марфы игумении монемваскийской в Ликаонии в 10 в. В Деян. св. отрывок ее жития из Флорентийского манускрипта. День ее памяти не известен. Поставлена здесь с Марфою материю Симеона столпника.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010