Был ли в числе этих перебежчиков и сам Анатолий, из слов Евсевия не видно. Вскоре по окончании этой осады и Евсевий и Анатолий удалились из Александрии. Евсевий был послан Дионисием на Антиохийский Собор против Павла Самосатского и не возвратился в Александрию: его оставили в Сирии занять епископскую кафедру в Лаодикии, освободившуюся после кончины епископа Сократа 9 . Анатолий удалился в Палестину, где епископ Кесарийский Феотект рукоположил его в епископы, имея в виду оставить его в Кесарии своим преемником. Но ему пришлось вскоре занять кафедру своего умершего друга Евсевия Лаодикийского. Анатолий был, таким образом, несо­стоявшимся предшественником по кафедре Евсевия Кесарийского , и, следовательно, сведения о нем Евсевий мог почерпнуть из источника первостепенной важности. Понятен отсюда также и особый интерес Евсевия к Анатолию. Епископом Лаодикийским Анатолий был, по-видимому, довольно долго. По Иерониму, он процветал, floruit, при Пробе и Каре, sub Probo et Caro. Кар, предшественник Диоклетиана, занимал римский престол между 282284 гг. На эти годы, если сообщение Иеронима точно, и падает кончина Анатолия. Его преемник по кафедре был Стефан, человек тоже хорошо образованный, но отрекшийся от веры во время гонения Диоклетиана 10 . А преемником этого Стефана был уже Феодот, известный сторонник Ария и друг Евсевия Кесарийского, вместе с ним и Наркиссом Нерониадским отлученный на Антиохийском Соборе 324 года. Вот и все, что мы знаем о жизни Анатолия Лаодикийского. Никаких фактов из времени его епископского правления в Лаодикии Евсевий не сообщает. Скудость известий не говорит, однако, о том, что Анатолий был личностью незначительной. Напротив, и самый отзыв о нем Евсевия Кесарийского , как о «добром» преемнике «доброго» Евсевия Лаодикийского, и все, что сообщает он о нем, говорит за то, что Анатолий был личностью действительно выдающейся. Лаодикийцы не избрали бы себе в пастыри пришельца, если бы он был человеком заурядным, и Феотекн Кесарийский не наметил бы его своим преемником.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

Хотя Италия была разделена на округа, но эти округа и при Диоклетиане не стали провинциями. Поэтому внутри Италии в ее старых границах, до Рубикона, не появилось митропроличьих кафедр, и вся страна осталась в церковной юрисдикции Ри­ма. Наконец, митрополитанское устройство на западе – в Испа­нии, Галлии, Британии – складывалось позднее, чем на Востоке, и уже только в IV веке, а в Африке оно приобрело ту особенность, что там лишь за епископом Карфагена закреплялось первенство по самой его кафедре, а в провинциях это первенство принад­лежало не епископам центральных городов, но старейшим по хиротонии, независимо от занимаемой ими кафедры. К тому же там не только не было введено титула митрополита, но впо­следствии было прямо воспрещено употреблять иные титулы, кроме «примаса». Дело в том, что «первый епископ» (примас)– это не титул в собственном смысле слова, а всего лишь опреде­ление статуса. В 48-м правиле Карфагенского Собора сказано: «Епископ перваго престола да не именуется экзархом иереев, или верховным священником, или чем-либо подобным, но токмо епископом перваго престола» – для отцов Карфагенского Собо­ра характерна тенденция противостоять стремлению влиятель­ных епископов, прежде всего Римского, «вносить дымное надмение мира в Церковь Христову» (Послание Африканского Собора к Келестину, папе Римскому). Римскую кафедру после мученической кончины Сикста, по­следовавшей в гонение Валериана в 258 г., занимали Дионисий (до 269 г.), затем Феликс, с 275 по 283 г. – Евтихиан, и после не­го в течение 13 лет Гай; в 296 г. «преемником его стал Марцеллин – тот самый, которого и настигло гонение» (Евсевий, цит. изд., с. 279). По смерти святого Дионисия Александрийского в 265 г. его кафедру занял Максим, в 282 г. его сменил Феона, скончав­шийся в 300 г., а его преемником стал священномученик Петр. После мученической кончины святого Вавилы в 250 г., Антиохий­скую кафедру последовательно занимали Димитрий (по 263 г.), Павел Самосатский (с 264 до 271 г., еретические воззрения ко­торого стали причиной его низложения), Домн, скончавшийся в 273 г.; «после Домна епископство в Антиохии получил Тимо­фей; преемником его стал... Кирилл, занявший кафедру в 284 г. и скончавшийся в 298 г.. Затем на Антиохийский престол был поставлен Тиран, при котором на Церковь обрушились гонения Диоклетиана. Иерусалимский престол, в ту пору кафедру Элии Капитолины, после замученного в 250 г. епископа Александра занимали Мазабан (до 266 г.), Именей (в течение более 30 лет), и с 298 по 203 г. – Завда. В год издания эдикта против христиан Иерусалимскую Церковь возглавил епископ Ермон.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

св. Нифонта, епископа Новгородского, совершается Церковью 8 апреля; скончался Нифонт в 1156 году. небольшой город близ Киева. ныне уездный город Витебской губернии, при впадении р. Полоты в Западную Двину. Полоцкое княжество занимало большую часть Витебской губернии, части Могилевской, Минской и Виленской губерний. было в 1192 году. Житие святого отца нашего Мелетия, архиепископа Антиохийского Армянская — на северо-востоке Малой Азии. ( < < back) занимал патриаршую кафедру в Антиохии с 357 по 358 г. ( < < back) патриарх Константинопольский, занимал патриаршую кафедру в 341 г.; потом как еретик был низвержен, но несколько раз захватывал в свои руки патриаршую власть до 360 г. Македоний нечестиво учил о Святом Духе, что Он есть служебная тварь, не имеющая участия в Божестве и славе Отца и Сына. ( < < back) Констанций царствовал с 337 по 361 г. ( < < back) патриаршествовал в Константинополе с 360 по 370 г. ( < < back) Евстафий патриаршествовал в Антиохии с 323 по 331 г. ( < < back) священномученик Евсевий, епископ Самосатский, мученически скончался около 380 г. Память его совершается 22 июня. ( < < back) епископ Кипрский, — один из замечательнейших учителей Церкви и знаменитый церковный историк V века. Вышеозначенное событие описано им в его церковной истории. ( < < back) Епифаний, архиепископ Кипрский, — известный церковный писатель IV в. Скончался в 403 г. Память его 22 мая. ( < < back) неправильно учил о таинстве Пресвятой Троицы, утверждая, что Бог есть одно Лицо: как Отец — Он на небе, как Сын — на земле, как Святой Дух — в тварях. ( < < back) Отступник царствовал с 361 по 363 г. ( < < back) святого Вавилы, епископа Антиохийского, совершается 4 сентября. ( < < back) царствовал с 363 по 364 г. ( < < back) царствовал с 364 по 378 г. ( < < back) царствовал с 383 по 392 г. ( < < back) патриаршествовал с 381 по 404 г. ( < < back) святой Симеон, первый столпник, память которого празднуется Церковью 1 сентября. ( < < back) Великий воцарился в 379 г. и царствовал до 395 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Проповедь о севе и жатве Сеющий неправду пожнет беду 78 . Притч. 22:8 Если творишь беззаконие, скорбь может и обойти тебя в тот день, когда творишь ты эту неправду; но она услышала голос беззакония и неотвратимо придет в свой урочный день. Порой сладок бывает сев, да горька жатва. Некий сев похож на жизнь, но плод его и урожай – смерть. Смотри внимательно и научись из Священного Писания: Ева посеяла беззаконие через непослушание – и объяли ее муки рождения; Каин посеял беззаконие через братоубийство – и сдавили его муки бессонного скитания по земле; Содом и Гоморра посеяли беззаконие – и пожали беду ужасной смерти; Сыновья первосвященника Илия посеяли беззаконие, творя скверну рядом с ковчегом Завета, – и пожали беду, ибо горестно лишились жизни в сражении с филистимлянами. Вспомни Саула, его неправды и его бедствия. Перенесись мыслью к Ахаву и Иезавели, затем к Ироду и Иуде. Воскреси в памяти день сегодняшний, потом вчерашний, и позавчерашний, да и любой день из прошлого – и прислушайся к словам, изрекаемым ежедневно: Сеющий беззаконие пожнет муку ! Есть ли такое село в для которого это правило не стало очевидной истиной? Есть ли такой кров, который не таит под собой такую науку? Существует ли хоть один живой человек, который не удостоверился в подлинности этих слов на красноречивых примерах вокруг себя? О Господи Премудрый, если бы не ведали мы Твою волю, то были бы менее ответственны. Но коль [скоро] Ты, Премилостивый, дал нам ее познать, то прибавь нам сил, чтобы исполняли мы ее во все дни нашей жизни. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 22 июня 1. Священномученик Евсевий, епископ Самосатский . Великий обличитель арианства. Когда Антиохийская патриаршая кафедра стала вакантной, по настоянию святого Евсевия на нее был избран Мелетий, великий светоч Церкви, по смерти удостоившийся изрядной похвалы от святителя Иоанна Златоуста . Но ариане в одночасье изгнали этого Мелетия из Антиохии. По кончине Констанция, злочестивого сына святого Константина, на престол взошел горший его – Юлиан Отступник.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Кроме обычных праздников, крестьяне празднуют еще: Николаю Чудотворцу, в деревне Извоз, вероятно по причине близости к Никольскому монастырю; Преображению и Казанской Божией Матери – в Виковщине; Введению во храм – в Быльчине, в память бывшей некогда здесь приходской церкви; Знамению Божией Матери – в селе Ильинском; Казанской Божией Матери – Симанкове, Запольке и Стуглеве; Рождеству Богородицы – в Кикине. Кроме обычных крестных ходов, совершаются еще: 1) в селе Ильинском – 23 июня, в память пожара 1848 года, вокруг села, и 20 июля, вокруг церкви; 2) в деревне Заполек – в Ильинскую пятницу, в память падежа скота, и 29 октября с ношением по домам иконы Казанской Божией Матери; 3) в деревне Извоз – 9 мая, для окропления скота; 4) в Виковщине – 8 июля, с тою же целью; 5) в Кикине – 8 сентября. Часовни находятся: 1) в Запольке – во имя Покрова. В ней есть деревянный 8-конечный крест, вышиною в сажень и аршина. На нем, между прочим, написано: «Праздновать праздники: Покрову Богородицы, священномучен. Димитрию, Флору и Лавру и священномучен. Власию» и еще: «поставлен сей Святый Животворящий крест Господень на поклонение православным христианом, 7195 года, июня 3 дня». 2) В Виковщине – Преображения. 3) Между деревнею Быльчино и усадьбою Стуглево, в 40 саж. от Волхова, часовня, в память бывшей церкви Введения. У деревни Симанково есть две сопки. Попечительство учреждено в 1872 г. Председатель его почетный гражданин Гавриил Егоров Ильинский. Денег собирается в год до 15 рублей. 1884 года, мая 4 дня. Священник Алексей Иродионов. Церковь Архангела Михаила в Михайловском погосте Михайловский погост, или село Михаило-Архангельское находится в 150 верст, от Петербурга и в 22 верстах от Новой Ладоги, на возвышенном левом берегу Волхова, подле дороги из Новой Ладоги в Новгород. Прежняя, деревянная, двухпрестольная церковь сгорела в 1812 г., с 6-го на 7-е декабря, от неисправной печки. Вместо нее, усердием прихожан и доброхотных дателей, за 6,600 р. построен настоящий каменный храм, во имя Архистратига Михаила, с теплым приделом во имя св. великомученицы Екатерины. Антиминс главного престола освящен епископом Нафанаилом 1846 г., марта 3-го и подписан митрополитом Антонием. Антиминс придела освящен и подписан митрополитом Гавриилом 1772 г., марта 25-го. На нем евангелисты изображены не по углам, а по два внизу.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Тринадцатый день. Поуч. 3-е. Св. священномучен. Корнилий Сотник. (Без любви кь ближнему не спасешься). I. Известия о св. Корнилии, ныне прославляемом в церковных песнопениях и чтениях, сообщены святым евангелистом Лукою; который упоминает о нем в 10-й главе книги Деяний апостольских. Он был сотник из полка, называемого Италийским; веровал в Бога со всем семейством своим и угодил Господу благочестивою жизнию и милосердием к бедным. Господь в милости Своей захотел открыть доброму Корнилию путь ко спасению, чрез веру во Христа, о Котором Корнилий еще не знал. И вот однажды ангел явился Корнилию и сказал ему: «молитвы твои угодны Богу. Пошли людей в город Иоппию и призови Симона, называемого Петром. Он гостит у некоего Симона кожевника, дом которого находится при море. Он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой». Когда ангел отошел, то Корнилий тотчас послал слуг и воина в Иоппию, чтобы пригласить апостола Петра к себе в Кесарию. Апостол жил в то время в Иоппии, для проповедывания слова Божия. Апостол Петр по чудесному видению и наставлению прибыл к Корнилию и огласил его словами евангельского учения, – причем Дух Святый сошел на всех слышавших слово Божие, и они стали говорить на разных языках, после чего Корнилий с семейством был крещен. Священное писание умалчивает о дальнейшей судьбе Корнилия, но есть предание, что он некоторое время делил труды апостола Петра, который впоследствии посвятил его в епископы. Он обратил к истине множество идолопоклонников, творил чудеса силою Божией, терпел от язычников истязания за исповедание своей веры, и почил в глубокой старости. II. Жизнь св. священномученика Корнилия, ныне прославляемаго, отличавшегося благочестивою жизнию, и в особенности милосердием к ближним, что и привлекло на него спасающую силу благодати Божией, учит нас, братие мои возлюбленные, той истине, что без милосердия и без любви к ближнему не спасешься. Вот как о сей великой и спасительной истине учит св. Иоанн Златоуст : «христианин! Хотя бы ты воздерживался от пищи и вместо ложа спал на земле; хотя бы даже вкушал пепел и всегда плакал; несмотря на это, ты ничего важного не делаешь, когда не печешься о пользе ближняго.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Седьмой день. Св. священномучен. Маркелл, папа Римский. (О долготерпении Божием). I. Св. священномуч. Маркелл, папа римский, ублажаемый в нынешний день, управлял церковью в продолжение 5½ лет. Несмотря на свирепствовавшее в то время гонение, он неустрашимо поддерживал христиан и распространял веру Христову. – Зачем убиваешь ты слуг Божиих, которые молятся за твое царство? – обратился однажды Маркелл к самому императору Диоклитиану, встретив его, едущего на колеснице, за которою шел в оковах христианин Кириак – ради устрашения прочих исповедников. За эти слова христианский епископ был предан истязаниям и осужден пасти скот. Освобожденный христианами, он тайно продолжал управлять церковию и, совершив освящение церкви, в которую был обращен роскошный дом посреди Рима одной богатой и знатной римлянки, вдовы Лукины – христианки, совершал богослужение в этом доме, ставшем соборною церковью в Риме. – Узнав об этом, император велел превратить освященный дом в стойла для животных и содержал там скот, а святителя осудил на всю жизнь ходить за этим скотом под наблюдением стражи. Девять месяцев протомился здесь святитель, терпя всякие поругания, не имея никакой отрады, лишенный всякого покоя и даже необходимой пищи и одежды. Наконец, в изнеможении от страданий, – скончался (около 310 г.). Пресвитер Иоанн с клириками перенес тело святителя в гробницу Прискиллы и предал его погребению. II. При рассказе о тех страшных оскорблениях и унижениях, какие причинял языческий император св. храму, обративши его в стойла для животных, и тех страданий и поруганий, какие причинил он св. епископу, принудивши его ходить за скотом, у кого из вас, братия, не вырвется скорбный сердца вопрос: «доколе, Господи, терпишь поругания святыни Твоего храма и св. Твоих слуг? Как, Правосудный и Праведный, не караешь и не истребляешь тотчас всякое нечестие и неправду? Как, всемогущий Глава церкви, терпишь поругание и уничижение Своих членов, подвергая их соблазнам и искушениям рода прелюбодейного и грешнаго?» Ответ на эти вопросы мы найдем, братие, в том свойстве Бога, по которому Он называется «долготерпеливым».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Двенадцатый день. Св. священномучен. Автоном. (О том, что между сном и смертию существует великое сходство). I. Св. епископ Автоном, память коего совершается ныне, удалясь в Вифинию во время гонения при Диоклитиане, ревностно проповедывал веру Христову и за это был умерщвлен язычниками (в 313г.) в то время как он совершал божественную службу. Через 200 лет мощи его были обретены нетленными. Писатель жизни св. Автонома, живший в VI в., говорит: – «Приникая иногда очами в гроб мученика, я сам видел мощи его нетленными, я видел святыя мощи его, остававшиеся непобежденными силою смерти, которая, хвалясь в 3 дня разрушить весь состав живого существа, вот уже в продолжение 200 лет не могла уничтожить и волос сего славного мужа: волосы его густы, лице его цело, кожею хорошо обтянуто, усы его не повреждены, очи открыты, и проч.» В стишном прологе, писанном еще 6 веков спустя, говорится о неповрежденном состоянии мощей св. Автонома и доселе... II. При изображении нетления св. мощей священномученика Автонома невольно приходит на мысль сравнение смерти со сном. Проходят века, тысячелетия, а святые угодники Божии в своих нетленных мощах как бы живые спят до времени своего пробуждения в день всеобщего суда Божия. Впрочем, смерть каждого человека может назваться сном, хотя бы тело его и предалось истлению. Это не наша только мысль, это внушал Сам Иисус Христос, когда говорил, что Лазарь и дщерь Иаирова не умерли, а только уснули ( Иоан. 11, 14 . Марк. 5, 35–39 ); сему верует наша церковь , называя умерших усопшими. Но почему смерть называется сном? Потому что между сном и смертию действительно находится великое сходство. а) Сон для всех людей естествен и неизбежен. Так точно и смерть для всех неизбежна. Как ни сохраняйте свою жизнь, как ни остерегайтесь всего вредного для здоровья, чрез это вы можете продлить свою жизнь, но никак не избегнете смерти, потому что над каждым потомком перстного Адама должно исполниться определение Божие: земля еси и в землю отыдеши ( Быт. 3, 19 ). б) Сон, сжимая наши очи, закрывая слух наш и приводя все тело в безчувственность и некое разобщение с душею, не прекращает в нас дыхания, не лишает нас жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Двадцать третий день. Св. священномучен. Аполлинарий. (Что значит веровать в Спасителя?) I. Св. Аполлинарий, память коего совершается ныне вместе с мучениками Трофимом и Феофаном, из Антиохии прибыл в Рим с апостолом Петром и поставлен им в епископа Равенны. Прибыв сюда, Аполлинарий остановился у одного воина, Иринея, и проповедывал ему об И. Христе. Ириней сказал: «сын мой слеп; если ты проповедуешь правду, исцели его, и я уверую в Бога твоего». Аполлинарий велел позвать слепого юношу и, при всех домашних, осенив его крестом, громко сказал: «Боже вездесущий! Внеси познание Сына Твоего в город сей и пусть просветятся не только плотския, но и душевные очи людей сих; пусть люди познают Тебя и Сына Твоего Иисуса Христа». Едва он кончил молитву, как юноша прозрел и с родителями пал к ногам Аполлинария. Ириней крестился со всем домом своим. Жена равенского трибуна, страдавшая тяжкою болезнию, не могла исцелиться от искуснейших врачей. Трибун, по совету Иринея, призвал к себе Аполлинария. Аполлинарий, войдя к трибуну, громко сказал: «да почиет на вас мир Господа нашего Иисуса Христа». Потом, подошедши к больной жене трибуна, Аполлинарий взял ее за руку и сказал: «во имя Господа Иисуса Христа, встань и веруй в Него». И больная тотчас встала с постели, воскликнув: «нет другого Бога, кроме Того, Которого ты проповедуешь». С той минуты она выздоровела совершенно, а трибун со всем семейством, уверовал и крестился. Многие из жителей города тайно приходили к Аполлинарию, слушали его поучения, принимали веру Христову и приводили детей, прося Аполлинария наставить их в вере. Таким образом дом трибуна сделался церковию, где верующие молились и причащались св. Таин, а Аполлинарий рукополагал священников и диаконов. Начальник города, узнав об этом, предал Аполлинария истязаниям. Святого едва живого вынесли за город, и одна благочестивая женщина скрыла его в доме своем. После странствий по разным странам, Аполлинарий возвратился в Равенну, и здесь, после новых страданий, наконец был оставлен в покое и дожил до мирной кончины, правив равенскою церковию 28 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Одиннадцатый день. Св. священномучен. Антипа, еп. Пергамский. (Без трудов и подвигов нельзя наследовать царствия Божия). I. В «Апокалипсисе» св. апостола Иоанна Богослова сказано, что Господь в откровении св. Иоанну повелел ему писать к семи ангелам, т. е. епископам семи мало-азийских церквей. При этом упоминается и о святителе Антипе, бывшем епископом церкви пергамской, память коего совершается ныне. «И ангелу пергамской церкви напиши, слышался голос Иоанну: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей, даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, «умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» (Откровение св. Иоанна, II, 13). Из слов этих, относящихся к преемнику Антипы в Пергаме, видно, что св. священномученик Антипа предан был смерти за веру свою. По словам составителя жития его он был между пергамцами как «свет посреди тьмы, роза посреди терний, злато посреди блата, или паче рощи посреди огненной пещи». Поставленный во епископа Иоанном Богословом в то время, когда еще везде царило язычество, Антипа епископ должен был вести упорную и трудную борьбу с господствовавшим верованием. Наконец, во время гонения, воздвигнутого Домицианом, он был взят, как распространитель гонимого нового учения, и представлен правителю города. – Ты ли Антипа? спросил его игемон, который не только сам не повинуешься царским указам, но еще и других учишь не почитать их... Жрецы доносят, что языческие храмы пустеют, они жалуются на оскудение жертв, говорят, что разгневанные боги перестали покровительствовать городу, в котором не воздается подобающая им почесть... – Бессильны те боги, которые требуют приношений от людей, возразил Антипа, и потому они – ложные боги; верить в них – заблуждение... Истина же в том, чтобы веровать в Бога всемогущаго, Христа, сшедшего с неба, чтобы спасти род человеческий... Безумием было бы то, если бы, приближаясь к кончине, я отрекся от спасительной истины, которую постиг разум мой, просвещенный изучением Божественных писаний. Сознай сам эту истину, если не хочешь погибнуть...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010