38 Такой монограммой называются буквы X и Р, выписанные таким образом, что первая покрывает вторую. 39 Manso. Op. cit. S. 321—322. 40 Евсевий. Церков. история. Кн. 10, гл. 5 и др. 41 Там же. Кн. 10, гл. 1, 3. 42 Там же. 43 Цитаты в тексте без обозначения сочинения указывают на Евсевиеву Жизнь Константина 44 Евсевий. Похвальное слово Константину, гл. 5. 45 Евсевий. Похвальное слово Константину, гл. 18. 46 Сократ. Церковная история. I, 10. 47 Феодорит. Церковная история. I, 11. 48 Там же. 49 Афанасий Великий. Защитительное слово против ариан/Творения. Т. I. С. 278—280. 50 Созомен. Церковная история. Кн. I, гл. 13; Афанасий Великий. Жизнь Антония/Творения. Т. III. С. 273. 51 Евсевий. Похвальное слово Константину, гл. 10. 52 Он же. Жизнь Константина. Кн. IV, гл. 18; Похвальное слово Константину, гл. 9. 53 Евсевий. Церковная история. Кн. X, гл. 6. 54 Евсевий. Похвальное слово Константину, гл. 11. 55 Constantini Oratio ad sanctorum coeturn (Константин Великий. Речь к обществу верных), гл. 9. 56 Там же. 57 Там же, гл. 10. 58 Там же, гл. 19—20. 59 Там же, гл. 18. 60 Там же, гл. 11—13. 61 Константин Великий. Речь к обществу верных, гл. 16. 62 Евсевий. Жизнь Константина. Кн. IV, гл. 29; Константин Великий. Речь к обществу верных, гл. 2. 63 Лебедев А. П. Очерки внутренней истории Византийско-Восточной церкви. М., 1878. С. 75—78. 64 Константин Великий. Речь к обществу верных, гл. 2. 65 Там же, гл. 10. 66 Иероним. О знаменитых мужах, гл. 80. 67 Евсевий. Похвальное слово Константину, гл. 5. 68 Лактанций. О смерти гонителей, гл. 18. 69 Сократ. Церков. история. Кн. I, гл. 13. 70 Лактанций. О смертях гонителей, гл. 24. 71 Иные западные, как светские, так и церковные историки, не сочувствующие деятельности Константина, проникнутые рационалистическими наклонностями, желая поставить в неловкое положение Православную Церковь, причислившую Константина клику святых, останавливаются с особенным вниманием на том факте, что император был крещен в Никомидии; а так как известно, что в это время Никомидийским епископом был Евсевий, человек арианского образа мыслей, то указанные историки с торжеством объявляют, что, значит, Константин крещен арианином и сам есть арианин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2641...

«Приняв за правило – не возобновлять в памяти ничего худого, говорит Евсевий, я оставляю подобные письма и привожу здесь только те, которые он писал, радуясь о мир и согласии других» (III, 59). Значит, по Евсевию, даже самый фон картины непременно должен быть не иначе, как самый яркий, радужный. После этого понятно, как станет описывать Евсевий самого Константина: допустить-ли себе указать какую-либо человеческую слабость или неуместный поступок в его жизни? Евсевий не только избегает всего этого, но в лиц Константина показывает мира человека подлинно превыше естества. 97 Не говоря уже о его делах правительственных, даже просто в Константине, как человеке, Евсевий видит что-то выше-человеческое, дивное, изумительное. Смотрит ли Евсевий на его одежду, внешний вид, выражение лица, во всем этом он находит что-то необыкновенное. «То был – говорит Евсевий – будто небесный ангел Божий, торжественная одежда которого блистала молниями света. По душе он украшен был благоговением и страхом Божиим: это выражалось поникшим его взором, румянцем на лице и его походкой» (III,10). Слушает-ли Евсевий увещательную речь царя, он находит, что «царския слова похожи больше на божественныя проречения, чем на обыкновенное слово» (IV, 30). Евсевий без всякого затруднения ставить его и выше Киря Персидского и знаменитее Александра Македонского (I, 7). Что касается религиозного образа императора, то Евсевий выставляет Константина настолько богоугодным, что он был, по уверению Евсевия, даже боговидцем. Вот слова Евсевия касательно этого интересного предмета: «слуге Своему Бог дивно, посредством видений, открывал умыслы всех врагов, да и вообще многократно удостоивал его богоявлений ( θεφανεας), позволяя ему чудесным образом созерцать свое лице и даруя предведение ( προγνσεις) различных будущих событий» (I, 47). – Увлечение историка не оставляет без комментария и того обстоятельства, что у Константина было при конце царствования трое сыновей; в этих трех, как он выражается – «боголюбезных коленах сынов» историк находит образ – чего бы вы думали? – св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Песнь трех отроков в печи Вавилонской 604 и 3-ю книгу Ездры 605 Евсевий хотя и цитует, но ничего не говорит об их авторитете. В особенности важно то, что Евсевий сообщает о различных переводах Священного Писания Ветхого Завета. По его словам, еще до перевода LXX существовал греческий перевод Пятокнижия, которым пользовались Платон, Пифагор и другие греки 606 . Самыми правильными списками перевода LXX он считает те, которые были просмотрены Оригеном и снабжены обелами 607 . Переводчика Акилу он называет рабом еврейской буквы ( δουλε οντα τ βραικ λεδει) 608 потому что этот иудейский прозелит 609 в своей крайней заботливости о близости и точности перевода отдельных слов иногда не выслеживал мысли Писания. Более ценит Евсевий Симмаха, говоря, что такого хорошего переводчика редко можно встретить. Впрочем того и другого Евсевий подозревает в намеренной порче некоторых мест, именно в том, что они, имея в виду иудейские интересы (Симмах, по Евсевию, принадлежал к секте евионитов 610 исказили некоторые библейские пророчества о Христе 611 . О Феодотионе Евсевий отзывается с похвалой и называет его точным переводчиком. Замечательно его мнение о некоторых неясных мессианских местах в переводе LXX. По его словам, переводчики намеренно неясно передали на греческом языке некоторые весьма ясные пророчества о пришествии Мессии, чтобы греки-язычники не узнали об этой великой тайне 612 . Относительно апостолов Матфея и Иоанна Евсевий говорит что оба они сами, где им было нужно, переводили места из еврейской Библии 613 . В заключении извлечем из экзегетических сочинений Евсевия несколько сведений, могущих служить материалами для церковной истории. Евсевий сообщает, что Иуда искариотский происходил из колена Ефремова 614 , что апостолы проповедывали то на островах, την καθ μ ς περιπλοντας θαλασσαν, то переправлялись в Испанию и Италию 615 из чего можно заключать, что предание о путешествии апостола Иакова во время Евсевия принималось церковью. В комментариях на Евангелие от Луки он говорит, что апостолы были убиваемы мечами, камнями, бросаемы львам, ввергаемы в гниющие болота, перепиливаемы на двое пилою, сожигаемы в печах 616 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

е. на дни Пасхи 388 . При этом наш историк, желая произвести больший эффект в читателях, утверждает, что число иудейских юношей, не достигших 17-ти лет и отведенных в рабство, достигало 90,000 человек, хотя Иосиф Флавий, которым пользуется наш Евсевий, вовсе не говорит этого, а сообщает только то, что число всех взятых в плен иудеев простиралось до 97,000 человек 389 . Евсевий, чтобы провести и обосновать свою прагматическую тенденцию, прибегает даже к явным натяжкам. В 23-й глав 2-й книге он говорит именно, что мудрейшие из иудеев мученическую смерть Иакова брата Господня почитали причиною немедленно (через 8 лет!) открывшейся осады Иерусалима. «Не из иной причины – продолжает наш историк – производит ее и Иосиф, как из дерзости против Иакова, и об этом не усомнился засвидетельствовать письменно, говоря следующими словами:» все сие приключилось иудеям в отмщение за Иакова праведного, (который был брат Иисуса, называемого Христом), как скоро они убили этого праведнейшего мужа». Таких слов у Иосифа Флавия нет, да он, как иудей, которому все-таки не чужда была любовь к своей нации и забота о сохранении её чести, едва ли и мог высказать их... Чтобы еще более усилить впечатление, произведенное рассказом о каре, постигшей иудеев, Евсевий упоминает о разрушении Иерусалима при Адриане 390 , об избиении – иудеев в Александрии 391 и др. обстоятельствах подобного рода. Евсевий не удовлетворяется тем, что проследил тот путь несчастий, по которому пошел заблудившийся народ иудейский. И на отдельных личностях из этого, а также из римского народа, которые известны своей враждой к христианам, он старается показать правильность своей прагматической тенденции. В ярких красках, заимствованнных, впрочем, у Иосифа Флавия, изображает Евсевий те муки, которые постигли Ирода Великого за дерзость против Христа и невиннных младенцев. «Суд Божий – говорит Евсевий – постиг его тотчас же (по избиении младенцев), без всякого замедления 392 ». Затем Евсевий приводить Флавиево описание болезни Иродовой со всеми мельчайшими подробностями страданий этого царя, описывает болевшие части Иродова тела, следит за всеми фазами болезни 393 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

– Pyc. пер.: Евсевий, en. Кесарийский. Слово василевсу Константину, по случаю тридцатилетия его царствования//Евсевий, еп. Кесарийский. Жизнь блаженного василевса Константина. – М.: Labarum, 1998. – С. 215–268. De Theophania//PG 24, 609–690. – Пер. заглавия: Евсевий, еп. Кесарийский. О Богоявлении. Demonstratio Evangelica//PG 22, 13–792. – Пер. заглавия: Евсевий, еп. Кесарийский. Евангельское доказательство. Historia ecclesiastica//PG 20, 45–906. – Pyc. пер.: Евсевий, еп. Кесарийский. Церковная история. – М.: ПСТБИ, 2001. Praeparatio Evangelica//PG 21, 21–1408. – Пер. заглавия: Евсевий, еп. Кесарийский. Евангельское приготовление. Vita beatissimi imperatoris Constantini//PG 20, 909–1232. – Pyc. пер.: Евсевий, en. Кесарийский. Жизнь блаженного василевса Константина//Евсевий, еп. Кесарийский. Жизнь блаженного василевса Константина. – С. 8–178. Euth. Zigab. Panopl. dogm. Euthymius Zigabenus Panoplia dogmatica//PG 130, 9–1361. – Пер. заглавия: Евфимий Зигабен . Догматическое всеоружие православной веры. Firmilian . Ер. Firmilianus Cesariensis Cappadociae episcopus Epistola//PL 3, 1153C-1178A. – Пер. заглавия: Фирмилиан, еп. Кесарии Каппадокийской. Послание. Gennad . Schol. De haer. Simon. Gennadius Scholarius Constantinopolitanus Patriarcha De haeresi Simoniaca//PG 160, 731–738. – Пер. заглавия: Геннадий Схоларий , патр. Константинопольский. О ереси симонии. German . Const. Contemp. rerum eccl. Ep. Germanus I Constantinopolitanus patriarcha Contemplatio rerum ecclesiasticarum//PG 98, 383–454. – Pyc. пер.: Герман I Константинопольский, свт. Сказание о церкви и рассмотрение таинств//Герман I Константинопольский, свт. Сказание о церкви и рассмотрение таинств. – М.: Мартис, 1995. – С. 43–89. Epistolae Dogmaticae//PG 98, 147–222. – Пер. заглавия: Герман I Константинопольский, свт. Догматические послания. Greg. Nazianz. Carm. de se ipso Carm. dogm. Carm. moral. Ep. Epigr. Epitaph. Or. Gregorius Nazianzenus Carmina de se ipso, 1–99//PG 37, 969–1452. – Pyc. пер.: Григорий Богослов , свт.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

300–359 гг.), епископ Емесский в Финикии,– отрасль благородного рода из Эдессы. Получив первоначальные сведения в священной и светской литературе в своем отечественном городе от учителей, которые подвизались там, Евсевий посещал различные христианские школы и своей целью ставил усвоить по возможности все, что могло дать ему его время в области религиозного знания. В Палестине его учителями были Евсевий Кесарийский и Патрофил Скифопольский. Сильное влияние на миросозерцание Евсевия оказал историко-грамматический метод Антиохийской школы, благодаря которому его разрозненные религиозные понятия отлились в богословскую систему строгой определенности. С целью выработать философские предпосылки своего религиозного миро и жизнепонимания Евсевий отправился в Александрию, откуда в 340 г. возвратился в Антиохию. Уже в это время он заявил себя настолько выдающимся оратором и экзегетом, что Антиохийский собор 341 г. наметил его в преемники изгнанного из Александрии св.Афанасия. Однако Евсевий, из непосредственного опыта знавший привязанность народа к Афанасию, отклонил от себя это лестное предложение и получил небольшую емесскую кафедру. Но и там его ожидали большие неприятности. Емесцы, испугавшись его математических и астрономических познаний 140 , решительно воспротивились его прибытию к ним, и Евсевий должен был бежать в Лаодикию. С течением времени емесцы под влиянием Антиохийского патриарха успокоились, и Евсевий беспрепятственно вступил на свою кафедру. Источники не дают никаких определенных данных для допущения, что Евсевий вечернюю пору своей жизни провел на покое в Антиохии, хотя блаж. Иероним и говорит, что он погребен именно там. Друг Евсевия, Георгий Лаодикийский, составил его биографию, но от нее, кроме небольших фрагментов, ничего не сохранилось до нашего времени 141 . [Блаж. Иероним (О знам. мужах, 91) кратко характеризует литературную деятельность этого архиерея следующим образом: «Евсевий, Емесский епископ, человек высокого ума и красноречия, написал бесчисленное множество способных возбуждать народные рукоплескания книг и, строже других держась исторических фактов, весьма учердно читается теми, которые желает научиться декламаторскому искусству.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Saga...

Боже милосердия и щедрот! Даруй нам, молитвами св. мученика Юлиана и все святых Твоих, желание достигать Царствия Небесного и не лиши нас, слабых и немощных, Твоей всесильной благодатной помощи. (Извлечено в сокращении из «Поучительных слов» Илии Минятия, «Троицких листков»). Двадцать второй день Св. священномученик Евсевий (О повиновении гражданской власти) I. Cb. Евсевий, память коего совершается ныне, жил в IV beke и был епископом в г. Самосате (на р. Евфрате) в антиохийской митрополии. Он вел долгую и неустанную борьбу с еретиками и много пострадал при Констанции, покровительствовавшем арианам. При царе Юлиане Евсевий, скрыв свой святительский сан, обходил разные области, чтобы утверждать в вере и поддерживать христиан. В это время он также возобновил несколько церквей и посвятил многих священников и диаконов. При воцарении Иовиниана Евсевий и прочие святители были возвращены на свои престолы. Благочестивый император уважал их, а еретики боялись. Но Церковь отдыхала недолго, Иовиниан вскоре умер; после же него вступил на престол Валент и снова воздвиг гонение на православие и стал ссылать в изгнание пастырей. Евсевий заточен был во Фракию и на его место назначен арианин. Весть о своем изгнании Евсевий получил в Самосате; готовясь оставить город, он просил посланного сохранить это втайне, чтобы народ не убил вестника о разлуке его со святителем, и ночью вышел из архиерейского дома, но при переправе через Евфрат его остановили успевшие узнать о его отбытии жители и со слезами умоляли возвратиться. Евсевий убедил их не сопротивляться царской власти и возвратиться в свои домы и, благословив всех, продолжал свой путь во Фракию, откуда возвратился уже при Грациане, вызвавшем изгнанных святителей к паствам их, но вскоре умер вследствие раны, нанесенной ему одной арианкой, которая бросила в него с крыши сосудом, разбившим голову святителя… Умирая, он завещал не подвергать наказанию ту женщину. II. Св. священномученик Евсевий, с христианской мудростью неуклонно исполнявший долг повиновения гражданским властям, учит и нас, возлюбленные братия и сестры, всегда оказывать повиновение гражданской власти.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Получается, что Юлий Африканск ий пришел к тому же выводу, что и Ириней, Климент и Ипполит но у него эта дата не была заимствована из каких-то апокрифических текстов, а целиком основывалась на специальных хронологических расчетах. «Хронография» Секста Юлия Африкана положила начало развитию христианской хронологической школы, специализирующейся на расчетах датировок важнейших событий христианской истории 205 . Эту традицию продолжил в конце III – начале IV века первый цер ковный историк Евсевий Памфил Как и Секст Юлий Африкан , для основания расчетов своей «Хроники» Евсевий использовал письменные источники. Первым из них был Ветхий Завет , откуда Евсевий брал сведения о продолжительности жизни библейских героев. Самой ранней достоверной датой ветхозаветной истории он считал год рождения родоначальника «богоизбранного народа» Авраама (2016 г. до н. э.). Именно от нее он вел дальнейшие расчеты. Евсевий рассчитывал хронологию Священной истории, опираясь не только на Библию, но и на сведения античных авторов, в частности, он использовал какой-то «Канон» (хронологическую таблицу (?)) греческого писателя I века до н. э. Кастора Родосского, где в годах олимпийской эры датировались события истории всего древнего мира. В конечном итоге Рождество Христово у Евсевия выпало на 2015 год после Авраама (т. е. на 2 год до н.э.). Таким образом, расчеты «Хроники» поразительно совпали с результатами «Хронографии» Юлия Африканск ого. Впрочем, возможно, это объяснялось тем, что хронологию последних веков перед рождением Иисуса Христа и Юлий, и Евсевий заимствовали из схожих источников. Во всяком случае, авторитет этих двух компутистов влиял и на позднейшие представления о времени Рождества Христова. Так, знаменитый писатель конца IV – начала V века Иероним, создатель латинского перевода Библии, целиком принял хронологическую схему Евсевия. Именно она зафиксирована в католической Библии 206 . Однако Евсевий не только вычисляет дату Рождества Христова и ставит ее в один ряд в другими событиями, но у Евсевия Рождество Христово становится организующим принципом всей истории. Среди всех событий сакральной значимости Евсевий особенно выделяет именно Рождество Христово. Приступая к своему повествованию, он пишет «Начнем с явления воплотившегося Спасителя нашего», а затем, подводя итог всему вышесказанному, продолжает «В предшествующих книгах мы установили порядок преемств от рождения Спасителя и до разрушения молитвенных домов, т е за 305 лет» (VII, 32, 32) Таким образом, Рождество Христово выдвигается Евсевием в качестве ключевого события истории и организующего момента новой, христианской хронологии. С этого времени Рождество Христово становится той точкой, относительно которой вычисляются даты всех других событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

Преп. Аммиан скончался в конце 4, или в начале 5 века. Преподобный Евсевий Преподобный Евсевий (память 15 февраля), знаменитый подвижник и первый настоятель Корифского монастыря, подвизался первоначально в халкидской пустыне под руководством дяди своего, славного пустынника Маркиана. На путь подвижничества Евсевий вступил еще в молодых годах, следуя влечению своего сердца, советам и убеждениям дяди. Маркиан поместил Евсевия в тесной, не имевшей окон, хижине и сам учил его подвижничеству и сокровенному деланию о Христе в совершенном отрешении от мира, в полном уединении и безмолвии. В этой хижине Евсевий пребывал неисходно до блаженной кончины своего великого дяди, не видя света, ни с кем не беседуя, устремляя мысли свои к Богу и служа Ему день и ночь. Здесь же он проводил подвижническую жизнь и по отшествии Маркиана в другую жизнь, до тех пор, пока не переселился на Кориф, убежденный преп. Аммианом принять на себя управление основанною им обителью. В Корифской обители Евсевий провел и остальные годы своей святой жизни. Великий подвижник и мудрый руководитель других к нравственному совершенству был сей преп. Евсевий. Полюбив пустыню и пустынную жизнь, жизнь в отрешении от всего земного, в полном уединении и безмолвии, Евсевий хотел скончать в ней все течение своей жизни, и только убежденный сильным словом преп. Аммиана, согласился выйти из уединения и принять на себя управление Корифскою обителью. Очутившись среди многочисленного общества лиц разнохарактерных, хотя и стремящихся к одной цели, которых должен был вести и направлять по пути нравственного совершенства, Евсевий проявил высокую духовную мудрость. Сам он принимал пищу чрез три и четыре дня, а инокам позволял вкушать через день. Он настраивал братий к непрестанной внутренней молитве, внушал им непрестанно помышлять о Боге, устремлять к Нему, Источнику жизни, ум и сердце, что бы кто ни делал, в каком бы положении кто ни находился: и во время общей службы в храме, за работою и в часы отдыха, в обществе других и наедине, стоя и лежа, под тенью дерева и на скале. Таким образом, говорит бл. Феодорит, 20 он каждую часть тела приучал к добродетели, так чтобы все они делали только то, что повелевает разум и божественный закон. Руководя иноков в подвигах нравственного совершенства, направляя их к внутреннему и внешнему деланию о Христе и стараясь быть во всем им примером, великий подвижник усиленно работал в то же время и над самим собою, над своим внутренним настроением и совершенствованием. В высшей степени назидательный случай из жизни Евсевия в Корифе приводит бл. Феодорит.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Евсевий, по-видимому, отрицает наследственность прародительская греха говоря: «отдельные люди не должны бояться преслушания Адамова, ибо никто не осуждается за грех другаго 761 ; но это Евсевий говорит только однажды, в других же местах своих сочинений он утверждает, что все люди рождаются во грехе 762 . Иисус Христос, по мнению Евсевия, был тесним во время страдания духом страха и боязни, как другие страдальцы за истинную религию, но препобедил в Себе этот дух 763 : молитва Его об избавлении действительно была отринута отцем 764 и Он был распят иудеями в самый день Пасхи 765 . Говоря о действии благодати на душу человеческую Евсевий уподобляет последнюю полю, которое уравнивается Словом Божиим как бы бороною и после удаления с него негодных трав и терновника, засевается семенами и орошается водами Слова 766 . В учении о благодати и свободной воле человека Евсевий не держится какого-нибудь одного определенного взгляда на предмет, а в разных местах придает той и другой различное, большее или меньшее значение. Тело церкви христианской, по мнению Евсевия, в конце времене состарится и ослабеет 767 . На первое место в церкви Евсевий, как мы уже замечали, ставит Павла, но точно также и Петра апостола он называет величайшим между апостолами, начальником и покровителем 768 , и говорит, что Христос выбрал его Своим преемником, как Моисей Иисуса Навина 769 . Относительно молитвы «Отче наш» Евсевий говорит, что с этой молитвой мы можем обращаться к Богу только тогда, когда действительно чувствуем себя достойными именоваться чадами Божиими и что если мы не удовлетворяем такому условию, то должны обращаться к псалмам и молитвам пророческим 770 . Грехи Евсевий делит на смертные, за которые человек низвергается в глубину преисподней, и менее важные, из-за которыхе человеке остается только на поверхности ада 771 . Смертный грех однако не есть такой грехе, чтобы совершитель его уже погибал безвозвратно: нет, при некоторых условиях этот последний может опять заслужить милость у Бога 772 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010