Вспомним святителя Луку Войно-Ясенецкого, гениального хирурга, какие рождаются раз в столетие, принявшего сан священника, монашеский постриг и рукоположение во епископа и проведшего долгие годы в тюрьмах и ссылках 3 , вспомним митрополита Иоанна Вендланда, геолога, тайно постриженного в монашество митрополитом Гурием, вспомним врача-невропатолога — епископа Стефана Никитина, принявшего тайное рукоположение от владыки Афанасия Сахарова в середине 30-х годов, вспомним священника Михаила Шика 4 , расстрелянного в подмосковном Бутове в 1937 году, а также юных девушек из интеллигентных семей, принимавших в 20-е годы иночество, а затем — подвиг исповедничества 5 . Бесчисленные имена их знает только Господь. Поругание Невесты Христовой разделяли с ней ее святынисвятые иконы и мощи, выставленные для всеобщего обозрения как экспонаты в музеях, ее монастыри и храмы, превращенные в тюрьмы, склады, клубы. К началу Великой Отечественной войны 1941 года обескровленная Православная Церковь, “приговоренная” советской властью к уничтожению, была лишена возможности воспитывать народ Божий в веками сложившейся традиции духовного окор­мления. На сентябрьской встрече 1943 года, знаменовавшей собой перемену политики правительства по отношению к религии, были санкционированы некоторые меры для оживления угасавшей традиции — открытие духовных школ и храмов, возобновление издательской деятельности, освобождение отдельных репрессированных представителей епископата и клира. После войны в Русской Православной Церкви возродился ее древнейший и важнейший институт — монастырская жизнь: в лоно Церкви вошли те монастыри, которые издревле существовали и никогда не закрывались в тех странах, которые до войны не входили в состав СССР (Закарпатская Русь, Западная Украина, страны Прибалтики), а также те, которые во время войны были открыты на временно оккупированных территориях (Киево-Печерская Лавра, Глинская пустынь и другие). Православный народ потянулся туда, в основном на периферию огромной державы, за духовным назиданием.

http://pravmir.ru/svyateyshiy-patriarh-a...

Гарнак А. История догматов//Раннее христианство. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001.  Т. 2. С.303–308. Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырех первых вселенских соборов: Из истории развития церковно–правительственной власти: Историко–юридическое исследование. – Ярославль: Тип. Губ. правл., 1908. – С. 623–658 Говорун С.Н. Леонтий Византийский и его трактат против Нестория и Евтихия//  Церковь и время. – М., 2001. – 2. 851. Иоанн (Митропольский), еп. Аксайский. История вселенских соборов. – М.: Изд. Спасо–Преображенского Валаамского монастыря, 1995. С.68–142. Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. – Клин: Христианская жизнь, 2001. С.253–256. Каждан А.П. Несторианство//Философская энциклопедия/Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970.  – Т. 3 Карташев А.В. Вселенские соборы. – М.: Республика, 1994. С.195–200, 257–261. Кирилл Александрийский и Несторий, ересиарх V века/Пер. с фран. – М.: Путем зерна, 1997. Лебедев А.П. Вселенские соборы IV и V веков. Обзор их догматической деятельности в связи направлениями школ Александрийской и Антиохийской.– СПб.: Издательство Олега Абышко, 2004. (Библиотека христианской мысли. Исследования). (Гл. V). Лебедев А.П. Духовенство древней Вселенской церкви от времен апостольских до Х века. – СПб.: Алетейя, 1997.   Пигулевская Н.В. Культура сирийцев в средние века.  –М.: Наука, 1979.   Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.  Православие и христианские разделения/Под общей редакцией Иоанна Свиридова. – М.: Б.и., 1996. С.33–37. Селезнев Н. Христология Ассирийской Церкви Востока. Анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения.– М.: Euroasitica, 2002. Сергий Булгаков, протоирей. Агнец Божий. – М.: Общедоступный православный университет, основанный протоиреем Александром Менем, 2000. С.68–74. Смирнов Е.И. История христианской церкви: Репринтное издание. – Свято–Троицкая Сергиева лавра, 1997. С.243–253. Таранов П.С. Философия изнутри: 70 мудрецов, философов, мыслителей от Соломона до Шопенгауэра. – М.: Остожье, 1996. – Т. 2.

http://bogoslov.ru/person/2993470

Главную святыню обители составляет собор Святой Троицы, построенный в 1422 году над гробом преподобного Сергия Радонежского. Собор представляет собой четырехстолпный крестовокупольный храм из белого камня, стоящий на подклете. В XV–XVI bb. в соборе крестили наследников московского престола, целованием креста у гроба преподобного Сергия скрепляли важнейшие договоры. В 1548 году над гробом преподобного Никона к собору пристроили придел. Около 1425–1427 годов над росписью собора трудился Андрей Рублев, бывший также учеником преподобного Сергия; в дальнейшем роспись неоднократно обновлялась, а несохранившаяся нижняя часть была заново расписана в 1949–1954 годах. Для этого собора Андрей Рублев написал икону «Троица». В местный ряд входит и другая местночтимая икона «Сергий с житием», принадлежащая школе Дионисия и написанная в конце XVI b. В соборе стоит серебряная рака над гробом Сергия Радонежского, исполненная по велению Ивана Грозного мастерами Оружейной палаты. В монастыре был крещен Иван Грозный. В его царствование было начато возведение собора Успения Пресвятой Богородицы. По архитектуре храм напоминает Успенский собор московского Кремля, несколько превосходя его по размерам. В 1606 году под западной папертью собора было погребено тело Бориса Годунова, изъятое по велению Лжедмитрия II из царской усыпальницы в Кремле и первоначально захороненное в Варсонофьевском монастыре. Здесь же похоронены его жена и дочь. Позднее паперть была разобрана, а над могилами Годуновых построена усыпальница. Роспись храма была завершена в 1684 году и в большей части сохранилась до наших дней. Монастырь превращался в первоклассную крепость. Практически неприступная по тем временам она выдержала шестнадцатимесячную осаду польских войск в Смутное время. Не имеющая прецедентов по мужеству оборона Троицкого монастыря ознаменовалась чудесными явлениями преподобного Сергия Радонежского и других угодников Божиих, укреплявших дух героических защитников православной твердыни. Монастырь стал одним из оплотов ополчения Минина и Пожарского.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Группа энтузиастов начала обустраивать территорию и готовить основу для будущего строительства. 5 июня 1996 г. у старинного валуна был установлен деревянный поклонный крест, освященный настоятелем церкви св. Иоанна Кронштадтского в пос. Колтуши о. Сергием Тарасовым. В течение двух лет В.М. Елгин со своими единомышленниками обустраивал территорию, а в июне 1998 г. обратился к архим. Назарию с просьбой о принятии послушником в состав братии Александро-Невской Лавры. 17 июня начальник Всеволожского РСУ А.Д. Чистяков выделил строительный вагончик, в него в этот же день на Агафоновом лугу по благословению наместника Лавры поселился В.М. Елгин. 6 июля о. Назарий известил митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира о том, что к нему обратились В.Д. Чистяков и В.М. Елгин с просьбой о «кураторстве» строительства часовни, которое берет на себя Всеволожское РСУ, и предложением об устройстве на этом месте скита Лавры. На следующий день Владыка поставил резолюцию: «Благословляется принять послушником Владимира Елгина, контролировать строительство часовни и других объектов и оформить дарственную на землю». В начале июля 1998 г. В. Елгин был зачислен послушником в состав братии Александро-Невской Лавры. С этого времени он занялся созданием скита под руководством и контролем архимандрита Назария. Архитектором и инженером-строителем стал Андрей Павлович Зайцев. 1 августа 1998 г. наместник Лавры издал распоряжение 23-С, в котором приказал образовать скит в честь святого Апостола Андрея Первозванного, назначить ответственным за организацию и ведение строительных работ В.М. Елгина, а также составить и утвердить положение о ските. 18 октября архимандрит утвердил подготовленное положение. К осени 1998 г. были построены две деревянные келии. Летом 1999 г. состоялась закладка часовни святых преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, а к осени следующего года были окончены основные работы по ее возведению, освящен и водружен крест. Часовню срубили из калиброванных бревен в традициях северного деревянного зодчества. 6 апреля 1999 г. В.М. Елгин был пострижен о. Назарием в рясофор с наречением именем в честь св. преподобного Зосимы Соловецкого. 28 апреля 2000 г. инок Зосима принял постриг в мантию в Свято-Троицком соборе Лавры с наречением именем в честь прп. Серафима Саровского, а 1 мая архимандрит Назарий утвердил монаха Серафима в должности строителя скита.

http://sobory.ru/article/?object=06371

Далее в своем выступлении владыка рассказал, как почитают память пострадавших в годы гонений святых и подвижников благочестия в Екатерининской обители и предложил участникам заседания поделиться собственным опытом проводимой в монастырях работы и описать встретившиеся им проблемы. О деятельности, которую в этом направлении ведут Данилов, Донской, Высоко-Петровский, Саввино-Сторожевский, Иоанно-Предтеченский, Новодевичий ставропигиальные монастыри и Свято-Троицкая Сергиева лавра рассказали представители этих обителей. В ходе заседания прозвучали предложения обмениваться материалами, которые исследователи находят в архивах и других источниках, сообщать в монастыри сведения, обнаруженные в ходе работы; информировать друг друга о днях памяти чтимых в монастырях новомучеников и исповедников Церкви Русской, чтобы желающие могли принимать участие в их богослужебном почитании; за трапезой в монастырях чаще читать житийную литературу и аскетические поучения пострадавших в годы гонений; устраивать музеи, экспозиции и места памяти в обителях, куда паломники приезжают не только помолиться, но и познакомиться с культурной стороной жизни монастырей. Было неоднократно подчеркнуто, что необходимо объединять усилия для увековечения памяти пострадавших за Христа в ХХ столетии. Представитель Донского монастыря Мария Вячеславовна Артюшенко поделилась опытом плодотворного сотрудничества с Центральным архивом города Москвы и Центральным архивом ФСБ России. Главный редактор сайта «Монастырский вестник» Синодального отдела по монастырям и монашеству Екатерина Петровна Орлова предложила монастырям помощь информационной службы СОММ в подготовке материалов о почитаемых в обителях святых, пострадавших за веру в годы гонений. В своем выступлении Екатерина Орлова напомнила о необходимости совместными усилиями поддерживать тему памяти подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской путем публикаций на собственных ресурсах и деятельным участием в наполнении новой рубрики «Монастырского вестника» «В память вечную будет праведник».

http://azbyka.ru/news/v-zachatevskom-sta...

Далее владыка рассказал, как почитают память пострадавших в годы гонений святых и подвижников благочестия в Екатерининской обители, и предложил участникам заседания поделиться собственным опытом проводимой в монастырях работы и описать встретившиеся им проблемы. О деятельности, которую в этом направлении ведут Данилов, Донской, Высоко-Петровский, Саввино-Сторожевский, Иоанно-Предтеченский, Новодевичий ставропигиальные монастыри и Свято-Троицкая Сергиева лавра рассказали представители этих обителей. В ходе заседания прозвучали предложения обмениваться материалами, которые исследователи находят в архивах и других источниках, сообщать в монастыри сведения, обнаруженные в ходе работы; информировать друг друга о днях памяти чтимых в монастырях новомучеников и исповедников Церкви Русской, чтобы желающие могли принимать участие в их богослужебном почитании; за трапезой в монастырях чаще читать житийную литературу и аскетические поучения пострадавших в годы гонений; устраивать музеи, экспозиции и места памяти в обителях, куда паломники приезжают не только помолиться, но и познакомиться с культурной стороной жизни монастырей. Было неоднократно подчеркнуто, что необходимо объединять усилия для увековечения памяти пострадавших за Христа в ХХ столетии. Представитель Донского монастыря М.В. Артюшенко поделилась опытом плодотворного сотрудничества с Центральным архивом г. Москвы и Центральным архивом ФСБ России. Главный редактор сайта «Монастырский вестник» Синодального отдела по монастырям и монашеству Е.П. Орлова предложила монастырям помощь информационной службы СОММ в подготовке материалов о почитаемых в обителях святых, пострадавших за веру в годы гонений. В своем выступлении Екатерина Орлова напомнила о необходимости совместными усилиями поддерживать тему памяти подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской путем публикаций на собственных ресурсах и деятельным участием в наполнении новой рубрики «Монастырского вестника» «В память вечную будет праведник». Главный редактор сайта также призвала монастыри наладить сотрудничество со светскими средствами массовой информации, которым можно было бы к дням памяти чтимых святых предлагать сюжеты и статьи о новомучениках и исповедниках Церкви Русской. Поскольку тема страданий за веру в годы гонений на Церковь в нашем Отечестве почти не звучит в информационном пространстве, то воспитать память о подвиге новомучеников и исповедников в подрастающем поколении едва ли представляется возможным. Екатерина Орлова также обратила внимание на то обстоятельство, что улицам освобожденных территорий Донбасса возвращаются советские, а не дореволюционные названия, что говорит об отсутствии в народном сознании понимания необходимости восстановить историческую справедливость и вернуться к жизни с Богом, ради которой страдали исповедники Христа в ХХ столетии, ради которой сегодня погибают наши воины. Это означает, что работа в этом направлении не должна останавливаться и требует объединения усилий всех церковных людей.

http://radonezh.ru/2024/02/05/v-zachatev...

Далее владыка рассказал, как почитают память пострадавших в годы гонений святых и подвижников благочестия в Екатерининской обители, и предложил участникам заседания поделиться собственным опытом проводимой в монастырях работы и описать встретившиеся им проблемы. О деятельности, которую в этом направлении ведут  Данилов ,  Донской ,  Высоко-Петровский ,  Саввино-Сторожевский ,  Иоанно-Предтеченский ,  Новодевичий  ставропигиальные монастыри и  Свято-Троицкая Сергиева лавра  рассказали представители этих обителей. В ходе заседания прозвучали предложения обмениваться материалами, которые исследователи находят в архивах и других источниках, сообщать в монастыри сведения, обнаруженные в ходе работы; информировать друг друга о днях памяти чтимых в монастырях новомучеников и исповедников Церкви Русской, чтобы желающие могли принимать участие в их богослужебном почитании; за трапезой в монастырях чаще читать житийную литературу и аскетические поучения пострадавших в годы гонений; устраивать музеи, экспозиции и места памяти в обителях, куда паломники приезжают не только помолиться, но и познакомиться с культурной стороной жизни монастырей. Было неоднократно подчеркнуто, что необходимо объединять усилия для увековечения памяти пострадавших за Христа в ХХ столетии. Представитель Донского монастыря М.В. Артюшенко поделилась опытом плодотворного сотрудничества с Центральным архивом г. Москвы и Центральным архивом ФСБ России. Главный редактор сайта «Монастырский вестник» Синодального отдела по монастырям и монашеству Е.П. Орлова предложила монастырям помощь информационной службы СОММ в подготовке материалов о почитаемых в обителях святых, пострадавших за веру в годы гонений. В своем выступлении Екатерина Орлова напомнила о необходимости совместными усилиями поддерживать тему памяти подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской путем публикаций на собственных ресурсах и деятельным участием в наполнении новой рубрики «Монастырского вестника» «В память вечную будет праведник». Главный редактор сайта также призвала монастыри наладить сотрудничество со светскими средствами массовой информации, которым можно было бы к дням памяти чтимых святых предлагать сюжеты и статьи о новомучениках и исповедниках Церкви Русской.

http://patriarchia.ru/db/text/6100802.ht...

Для нас это заповедь. Мы должны научиться носить бремена и тяготы других людей, чтобы исполнять закон Христов. Известно, что многие несут на себе тяготы других по долгу, по присяге или по принуждению. Мы знаем, что целый ряд специальностей, в том числе военных, связан с несением тягот других, потому что присяга принята и ее нарушение карается по закону. И люди, свободно избравшие ту или иную профессию, обязаны исполнить эту заповедь, — они носят тяготы друг друга. Но что же все остальные, которых никто не принуждает? Хочешь — неси, не хочешь — не неси. Ни присягу не подписывал, ни торжественных обещаний не давал, ни трудовых договоров не подписывал, чтобы, себя отдавая, служить другим. Эти люди — мы все. Что для нас значит носить тяготы друг друга? Значит исполнять закон Христов. Преподобный Сергий дает нам именно такой пример. Он носил тяготы братьев здесь, на этой земле, где сейчас Свято-Троицкая лавра. Он носил на себе тяготы народа, разделяемого и раздробляемого междоусобной бранью, он чувствовал эту тяжесть в сердце своем и служил тому, чтобы тяжкие бремена, лежавшие на народе, спали. А почему это давалось Преподобному с легкостью? Может быть, эта легкость чисто внешняя? На самом деле все, что он совершил, было бы невозможно совершить, если бы это было противно его духу, если бы он сам себя принуждал, если бы для него это было тяжело. Он дает нам пример того, как исполнять закон Божий с легкостью, а эта легкость проистекает от состояния нашей души. Если мы имеем любовь, радость, мир, долготерпение, если мы имеем другие замечательные дары, которые принес нам Христос, то мы с легкостью служим другим людям. А способность служить другим означает изменение всей человеческой жизни. Это означает подлинное братство людей, солидарность, взаимную поддержку, преодоление всех разделений, которые существуют в обществе не на законодательном уровне, не на уровне власти, а на уровне человеческого сознания и человеческих сердец. Это означает построение иной человеческой цивилизации — цивилизации духа, изгоняющей грех.

http://patriarchia.ru/db/text/4634602.ht...

Для прославившейся чудотворением иконы здание поварни в 1735 г. по именному указу императрицы Анны Иоанновны было обращено в церковь Смоленской иконы Божией Матери. Но здание оказалось ветхим, и на деньги, пожертвованные графом А.Г. Разумовским в количестве 4654 рублей 38 копеек, была поставлена новая церковь, существующая до настоящего времени. Церковь строилась с 1745 по 1748 гг. при наместнике Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрите Лаврентии (Хоцятовском) по проекту архитектора Д.В. Ухтомского. Торжественное освящение церкви было совершено 6 июня 1753 г. в присутствии императрицы Елизаветы Петровны и высокопоставленных придворных. Смоленская церковь – единственный в монастыре храм, имеющий в плане форму круга «с четырьмя глубокими криволинейными нишами на всю высоту стен». Волнообразный ритм стены подчеркнут изогнутыми фронтонами, плоскими сдвоенными пилястрами и усложнен двойной полосой окон в скульптурных наличниках, завершенный гармоничной формы куполом и световым фонарем с миниатюрной фигурной главой и крестом - прекрасный образец архитектуры елизаветинского барокко, но с удивительным художественным тактом вписанный в древний ансамбль монастыря. В середине XVIII в. Смоленская церковь имела три входа. В 1784 г. два из них были заложены. В 1854 г. с запада к церкви была пристроена паперть, разобранная во время реставрации. В 1958 г. вновь были устроены три крыльца с двусходными лестницами сложной криволинейной формы. В 1977 г. было сделано четвертое такое же крыльцо. Однако во время реставрации 2007 г. эти крыльца были разобраны и сделаны только два: с запада — входное, и с востока, ведущее к иконе Смоленской Божией Матери (копии главной святыни церкви – чудотворного монастырского образа Одигитрии), расположенной в нише на восточной стене церкви. Напряженная пластика внешнего вида церкви получила продолжение в интерьере, залитом светом из окон-люкарнов и барабана (в 2003 г. здесь установлены витражи). Внутри Смоленская церковь не имеет столпов, и все ее внутреннее пространство открыто до купола.

http://sobory.ru/article/?object=06568

Добавить фотографии Трапезная. Фото из книги «Иверский-Выксунский женский монастырь: Исторический очерк». 4-е изд., испр. и доп. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева лавра, Собственная типография, 1900 г. Елена Григорьева 1 июня 1900 Карта и ближайшие объекты Добавить статью Выксунский Иверский женский монастырь основан в 1863 г. прп. Варнавой Гефсиманским. Прп. Варнава взялся за устройство женской обители, исполняя завет своего старца Григория. Иверская обитель началась в 1864 г. с богадельни, правительницей которой признавалась и в течении десяти лет управляла одна из первых двенадцати насельниц – Неонилла Честнова, старшая по возрасту и несколько знакомая с правилами и уставами монашеской жизни. Местность, избранная старцем, издавна почиталась в народе святою. Предание говорит, что здесь в ночное время многократно раздавался колокольный звон и были видимы горящие свечи. С середины 1874 г. на протяжении семи лет до 1882 г. обителью управляла Мария Пивоварова – дочь усопшего юродивого Димитрия Пивоварова. При ней был построен первый каменный храм, колокольня, а также сложена фасадная стена ограды. С 1882 г. начальницей общины назначена монахиня Софийского Рыбинского монастыря старица Митрофания (Крюкова). Мудрая и опытная в монашеской жизни, она была с радостью принята сестрами и стала поистине духовной матерью всем подвизающимся в обители. Не случайно именно при Митрофании в 1887 г. Иверская община была возведена в степень третьеклассного монастыря, а настоятельница - в сан игуменьи. Следующей настоятельницей с 1892 г. стала монахиня Павла (при ней 17 августа 1897 г. совершилась закладка величественного собора в честь Живоначальной Троицы). А с 1907 г. и до самого закрытия обителью управляла игуменья Серафима. Иверский монастырь процветал и славился своим благолепием по всей Руси . Три монастырские святыни были особо почитаемы: - икона Иверской Божией Матери, - металлическая художественной работы гробничка с частями мощей св.угодников «числом до 100», - купель и статуя Плачущего Христа (в настоящее время находится в Христорождественской церкви), Ансамбль монастыря составляли: - Успенская больничная церковь, - величественный Иверский храм, - Собор Живоначальной Троицы, внешним видом своим напоминавший Храм Христа Спасителя, - колокольня, самый большой колокол которой весил 1076 пудов, а также белокаменные жилые и хозяйственные корпуса и прочие монастырские постройки.

http://sobory.ru/article/?object=08837

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010