Le Synodikon de l’Orthodoxie – Gouillard J. Le Synodikon de l’Orthodoxië Édition et commentaire. R, 1967 (Travaux et Mémoires, 2). Антология – Антология восточно-христианской богословской мысли: Ортодоксия и гетеродоксия/сост. Г. И. Беневич, Л. В. Бурлака. В 2 т. М.; СПб., 2009. ДВС – Деяния Вселенских соборов: [репринтное издание]. Т. 1–4. СПб., 1996. Добротолюбие – Добротолюбие в русском переводе [свт. Феофана Затворника ], дополненное. T. 1. М., 1895; Т. 5. М., 1900. Писания мужей апостольских – Писания мужей апостольских/изд. подг. А. Г. Дунаевым. М., 2003; репринт: М., 2008. ППЦ – Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. T. 1. СПб., 1911. Т. 2. СПб., 1912; репринт: Т. 1–2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996. РИБ – Русская историческая библиотека, издаваемая Археографической комиссией. Т. 6: Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1: (Памятники XI-XV в.). СПб., 1880. ΓΠΣ – " Αγου Г ρηγορου του Παλαμ συγγρμματα κδιδνται πιμελεα Παναγιτου το Χρστου. Τ. 1–5. Θεσσαλονκη, 1962–1992 (T. 1 –1962; Τ. 2 – 1966; Τ. 3 – 1970; Τ. 4 – 1988; Τ. 5 – 1992). ΣΚ – Ρλλης Γ. Α., Ποτλς Μ . Σνταγμα των θεων και ιερν καννων των τε γιων και πανευφμων αποστλων, κα των ιερν οικουμενικν κα τοπικν συνδων, κα τν κατ μρος γιων πατρων. 6 τ. A­ θναι, 1852–1859. 2. Серийные, периодические и продолжающиеся издания АВ – Analecta Bollandiana. Brussels, 1882-. ASCL – Archivio storico per la Calabria e la Lucania. 1931-. BF – Byzantinische Forschungen. Amsterdam, 1966-. BS – Byzantine Studies/Études byzantines. Shepherdstown; [etc.], 1974-. Byzantion – Byzantion: Revue internationale des Études byzantines. Bruxelles; [etc.], 1924-. BZ – Byzantinische Zeitschrift. Leipzig; München; Stuttgart, 1892-. CA – Cahiers archéologiques. R, 1945-. CCSG – Corpus Christianorum. Series Graeca. Turnhout, 1978-. CCSL – Corpus Christianorum. Series Latina. Turnhout, 1954-. CFHB – Corpus Fontium Historiae Byzantinaë [Book Series]. B.; Washington, DC; [etc.], 1967-.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

• игумен Марк (Лозинский) (сост.) Злые духи и их влияние на людей — Паломник, 1991. — 192с. • Собрание писем святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского и Черноморского./Сост. игумен Марк (Лозинский). М.-СПб., 1995. • Марк (Лозинский; игум. Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова) — М., Моск. Патриархия: Благо, 1997. — 303 с. • Игумен Марк (Лозинский). Отечник проповедника. 1221 пример из Пролога и патериков. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996. • Отечник проповедника (Составитель игумен Марк (Лозинский)) — 2008. — 736с. — 5 000 экз. • Игумен Марк (Лозинский) Жизнеописание святителя Игнатия Брянчанинова — Ладан, 2008. — 152с. — 3 000 экз. —ISBN 9-785869-83031 • Марк (Лозинский), иеромонах, доцент МДА. Завершение многолетнего богословского труда [присвоение степени доктора богословия проф.-прот. Александру Ветелеву]//Журнал Московской Патриархии. М., 1968. 2. С. 21-24. • Марк (Лозинский), иеромонах, доцент МДА. Святитель Игнатий (Брянчанинов)//Журнал Московской Патриархии. М., 1968. 11. С. 78-79 • Марк (Лозинский), иеромонах, доцент МДА. Святитель Игнатий (Брянчанинов)//Журнал Московской Патриархии. М., 1969. 2. • Матфей (Мормыль), игумен, преподаватель МДА. Защита диссертации [Игумен Марк (Лозинский). «Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова)»]//Журнал Московской Патриархии. М., 1969. 9. С. 16-17. • Марк (Лозинский), профессор-игумен. Столетие храма Московской духовной академии//Журнал Московской Патриархии. М., 1970. 4. • Марк (Лозинский), игум. Пособие для практических занятий студентов МДА. Загорск, 1970. • Марк (Лозинский), игумен. Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова) (автореферат магистерской диссертации)//Богословские труды. М., 1971. 6. С. 226—231. • Марк (Лозинский), игумен, профессор МДА. В день памяти Преподобного Сергия Радонежского//Журнал Московской Патриархии. М., 1972. 12. • Марк (Лозинский), игумен, профессор. Магистерский диспут протоиерея Н. Демьяновича («История Православия на Холмщине (1768—1917 гг.)»)//Журнал Московской Патриархии. М., 1973. 1. С. 23-24.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

     Важнейший период в жизни Г.П. связан с его острейшей полемикой с мнениями калабрийского монаха Варлаама и монаха Григория Акиндина, обвинивших афонских отшельников в " двубожии " . Полемика шла по поводу учения о природе Фаворском свете, о возможности видения Фаворского света. Но полемика неизбежно шла и в связи с проникновением " латинизма " в православное богословие. Участники спора были людьми  разных духовных ориентаций. Оппоненты афонских монахов в принципе отрицали самое возможность видения вечного Фаворского света. Варлаам Калабрийский считал, что нет ничего вечного и несотворенного, кроме Самого Бога; допуская существование Фаворского света как вечного света, приходится означить его Богом, что и есть " двубожие " . Г.П. учил о необходимости различать трансцендентную сущность Божества и действия Божества, Его нетварные энергии. Сущность Божества недоступна человеку,  и тем не менее, всё и вся участвуют в Боге, и этим участием существуют, – не участием в природе Его, а участием в Его действиях. Г.П. учил о Божественных энергиях, действующих в мире, открывающихся людям, но вместе с тем не являющихся сотворенными, ибо они суть вечные эманации Бога, не изменяющие Его вечной природы. Они, эти эманации,  связывают имманентный мир и трансцендентного Бога. Эти Божественные энергии обобщаются у Г.П. словами " благость " , “общая благодать Пресвятой Троицы”. Учение исихастов утверждало возможность реального богообщения, познания непознаваемого Бога, указывало пути выход человека за пределы его тварной природы. Учение Г.П. было подтверждено решениями Константинопольского Собора 1351 года, определения Собора были внесены в чин Торжества Православия. Библиография работ о персоне: Житие святаго Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского//Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих–Миней святого Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – М., 1996.  – Кн.3. – Месяц ноябрь. Житие и подвиги святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Сочинение святейшего патриарха Константинопольского Филофея. Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 2004.

http://bogoslov.ru/person/2710133

  На русском языке издано: 1. Предание учеником своим о жительстве скитском//Житие и писания святых отцев. Т. I. М.: Изд. Козельской Введенской Оптиной пустыни. 1849. 2. Преподобный Нил Сорский, первооснователь скитского жития в России и устав его о жительстве скитском в переводе на русский язык. С приложением всех других писаний его, извлеченных из рукописей. СПб., 1864.         О самом главном   Недуг сребролюбия приходит отвне нашего естества и бывает от маловерия и неразумия, — сказали отцы. Поэтому и подвиг против него не велик бывает у тех, кои внимают себе со страхом Божиим и истинно желают спастись. Но если этот недуг укоренится в нас, то бывает злее всех других недугов; и если подчинимся ему, в такую пагубу приводит, что Апостол назвал его не только корнем всякого зла — гнева, скорби и проч., но и идолослужением. Многие из-за сребролюбия не только от благочестивой жизни отпали, но и. в вере погрешив, душою и телом погибли, как говорится в Святом Писании. И отцы сказали, что «собирающий злато и сребро и уповающий на него — обнаруживает этим свое неверие в ту истину, что Бог печется о нем». И то еще говорит Святое Писание, что если кто порабощен — или гордостью, или сребролюбием — какой-нибудь одной из этих страстей, то бес уже не борет его иной какой-нибудь страстью, потому что и этой одной достаточно для его погибели. Поэтому всячески надлежит ограждать себя от столь гибельной и душетленной страсти, прося Господа Бога, да одженет от нас дух сребролюбия. Не только золота, серебра и имений подобает нам отчуждаться, но и всяких вещей, кроме нужных для употребления — одежды, обуви, келий, посуды и орудия для рукоделия; и это все имеет немногоценное, неукрашенное, удобно приобретаемое и несоединенное с какими-либо заботами и беспокойством, дабы не впасть нам в мирские связи. Истинная победа над сребролюбием и вообще вещелюбием состоит в том, чтобы не только иметь, но и не желать никаких стяжаний. Это приводит нас к душевной чистоте.   Преподобный и богоносчый отец наш Нил, подвижник Сорский, и Устав его о скитской жизни, изложенный ректором Костромской духовной семинарии Архимандритом Иустином. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1991. С. 41.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=665

А земная жизнь каждого человека не бесконечна. И когда Промысел призовет каждого из нас, Бог весть. Поэтому преподобный Антоний берет за правило считать: «Утро началось, а доживу ли до вечера, не знаю. Пора спать, но приведет ли Господь проснуться, не известно. Может быть в ближайшие часы я предстану перед Судией. Прости, Господи, мне грехи». Человек, воспитавший в себе чувство, что скоро на суд, — укрепляет в себе покаяние и решимость противостоять греховным соблазнам. Какой будет наш путь? Жизнь может быть длинной или короткой, что для нас, конечно, важно. Еще важно, выйдет ли жизнь пустой или насыщенной большими событиями. Если день за днем следовать словам преподобного Антония, то жизнь будет наполненной смыслом, полноценной, христианской. Каждый день может начинаться как «первый день». С другой стороны, каждый день может начинаться как последний день». Все разом: сегодня — «первый день и последний день». Жизнь словно сжимается в небольшой отрезок «сегодня». Этот отрезок жизни становится весомым. В нем полной грудью дышит человек, он напоен благодатью. Не будем унывать, не будем беспечны, станем жить с Богом.     Наставления св. отца нашего Антония Великого о жизни во Христе, извлеченные из слова его в жизнеописании св. Афанасия, из его 20 посланий и 20 слов 1//Добротолюбие. Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. C. 17. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 16 февраля, 2024 2 ноября, 2023 28 октября, 2023 21 июня, 2023 17 июня, 2023 25 апреля, 2023 11 февраля, 2023 29 января, 2023 19 июня, 2022 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/povsednevnaya-zhizn-pa...

А с католиками сближаться нам не в чем. Мы идем в разные стороны. Сближение может быть только во Христе. Это прекрасно понимали и сами католики, когда полностью вырезали целые афонские монастыри. Здесь они друзей точно не найдут. Наконец, мы не разделяем беспочвенных мечтаний автора. Дело в том, что православные итальянцы уже живут на Афоне, например на Вигле, и стоит отметить, что, в отличии от русских, они поглощаются греческой традицией. Растворяются в этом единстве. Так что вряд ли справедливо питать особенные надежды на новую итальянскую струю в афонском общежитии. Ведь новым амальфитанам, чтобы не ассимилироваться, кроме прирожденного актерства нужно что-то иметь за душой .- Афон         Доклад кандидата исторических наук, представителя Института всеобщей истории РАН в Италии М. Г. Талалая на международной научной конференции «Русь – Святая гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства» в рамках юбилейных торжеств, приуроченных к празднованию 1000-летия присутствия русских монахов на Святой горе Афон (выездное заседание: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 22 сентября 2016 года). Святая Гора и Католическая Церковь… В христианской ойкумене эти два сообщества занимают полярные места: созерцательный Афон и деятельный Ватикан, цитадель Востока и цитадель Запада, крайний консерватизм и модернизм (впрочем, осторожный). Однако, ойкумена – одна и та же, христианская, и отсюда – пересечения, сближения и расхождения. Известно, как строго относятся афонцы к католикам, полагая Римскую Церковь безблагодатной, лишенной Таинств. Такая строгость ставит серьезную проблему перед католиками, в целом с пиететом относящимися к святогорскому наследию и традициям. В последнее время сформировалось и популярное разъяснение со стороны Рима: радикальное отношение афонцев к католицизму – это лишь их частное мнение, не разделяемое остальными православными. Святой Афон как религиозный феномен, еще анахоретского толка, зародился задолго до Великой Схизмы, и на Западе любят подчеркивать, что один из первых святогорцев, преподобный Петр (VII в.), был пострижен в монашество самим папой римским у ватиканской гробницы первоверховного апостола. И по зарождении святогорских общежитий, в эпоху преподобного Афанасия, Афон был открыт для западных христиан латинского обряда, не говоря уже о грекоязычных выходцах из Южной Италии и Сицилии – и это тоже подчеркивают на Западе.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=16&iid=2...

— А связь с Церковью у Вас с детства? — Мои родители — простые, глубоко верующие люди, поэтому я не помню себя вне Церкви. С самых ранних лет сохранились воспоминания: просыпаюсь, открываю глаза — передо мной иконка, и я знаю, что надо встать, умыться и пойти помолиться, прежде чем что-то делать. До сих пор не забылись некоторые тогдашние детские выражения. Например, мы со старшей сестрой и младшим братом называли Спасителя не «Иисус Христос», а «Иисусик». Детская душа по-особенному молится, для нее очень важно ощущение, что Бог близкий. И потом, конечно, очень большое влияние на воспитание всего нашего поколения оказал женский Вознесенский монастырь на окраине моего родного села Чумалево, куда в период хрущевских гонений свезли из закрытых обителей монахинь почти со всего Закарпатья. Этот дух монашеской жизни, наполненной глубокой верой, будто лампадку, зажег во мне желание идти путем духовного совершенства, — так молились простые монахини из глубинки, так несли они свои послушания. Вообще, из нашего села вышло много священнослужителей. — А как это желание превратилось в твердое решение? — У меня не было болезненного выбора, кем быть. Я даже помню миг, когда окончательно понял, что стану священником. Это произошло во время богослужения, которое впервые в нашем монастыре совершал Епископ Мукачевский и Ужгородский Савва. Я тогда учился в пятом классе. Впоследствии я в течение нескольких лет был у Владыки Саввы иподиаконом. В Мукачево ездил за сто с лишним километров, часто пропускал из-за этого уроки в школе, маму даже вызывали к директору. Она меня не укоряла, так как понимала, что я твердо и всерьез выбрал путь к церковному алтарю, только тихонько молилась ночами, чтобы все обошлось и получилось. А образ епископа Саввы — строгого монаха, богослова, хорошего архиерея — сыграл решающую роль в выборе учебного заведения — семинарии в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, которую окончил и он. — Как для Вас открылась Лавра, что Вы можете вспомнить о самой учебе, о монастырских службах?

http://pravoslavie.ru/63800.html

Александр (Семёнов Тян-Шанский), епископ. Отец Иоанн Кронштадтский . Обнинск, 1995. (Репр. воспроизведение с изд.: Париж, 1990) Антоний (Блум), митрополит. Духовное руководство в Православной Церкви//Труды. М., 2002. Антоний (Блум), митрополит. Человек перед Богом. М., 1995. Антоний (Голынский-Михайловский) , архиепископ. О молитве Иисусовой// Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. Учение святых отцов и подвижников благочестия от древности до наших дней: Обзор аскетической литературы/авт.-сост. Η. М. Новиков: в 4 т. Т. 1. М., 2004. Бердяев Н. А. Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности//Философия свободного духа. М., 1994. Бердяев Н. А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). М., 1991. Бердяев Н. А. Смысл творчества//Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. Беседа преподобного Серафима с Мотовиловым о цели христианской жизни//Житие преподобного Серафима Саровского . Киев, 2005. Булгаков С. , священник. Благодатные заветы преподобного Сергия русскому богословствованию//Сергий Радонежский: сборник. М., 1991. Варсонофий Оптинский , преподобный. Беседы. Келейные записки. Духовные стихотворения. Воспоминания. Письма. «Венок на могилу Батюшки». Оптина Пустынь, 2005. Великие русские старцы: Жития, чудеса, духовные наставления. М., 2001. Георгий (Тертышников), архимандрит. Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении. М., 1999. Глубоковский Η. Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. М., 2002. Григорий Нисский , святитель. Об устроении человека//О человеке: [Сборник]. М., 2004. Громов Μ. Н., Мильков В. В. Идейные течения древнерусской мысли. СПб., 2001. Деяние Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви, посвященного юбилею 1000-летия Крещения Руси, проходившего в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре 6–9 июня 1988 года, о канонизации святых//Канонизация святых. М., Добротолюбие: в 5 т. Троице-Сергиева Лавра, 1993. Т. 3. Древнегреческо-русский словарь/сост. И. X. Дворецкий; под ред. С. И. Соболевского. М., 1958.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Бычков А. Ф. Описание славянских и русских рукописных сборников имп. Публичной Библиотеки. Вып. 2. СПб., 1880. Василий Великий–1845 Василий Великий. Творения. Ч. I. Беседы на Шестоднев. М., 1845. Василий Великий–1900 Творения иже во святых отца нашего Василия Великого , архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч. I. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900. Вениамин–1992 Вениамин, архиепископ Новгородский и Арзамасский.  Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных. Т. 1–2. М., 1992. Веревский–1888 Веревский Ф. Русская историческая Палея/Филологические записки. Т. 2. Воронеж, 1888. Веселовский–1866 Веселовский А. Н. Из истории романа и повести. Вып. I. СПб., 1866. Веселовский–1880 Веселовский А. Н. Талмудический источник одной Соломоновой легенды в русской Палее/ЖМНП. 1880. Апрель. Веселовский–1881 Веселовский А. Н. Новые данные к истории Соломоновых сказаний/Записки АН. Приложение к Т. 40. 1881 Веселовский–1883 Веселовский А. Н. Разыскания в области русского духовного стиха. 10: Западные легенды о древе Креста и «Слово Григория о трех Крестных древах»/Записки Императорской академии наук. Т. 45. Приложение. СПб., 1883. Веселовский–1883б Веселовский А. Н. Заметки по литературе и народной словесности: 1. Эпизод о южной царице в Палее/СОРЯС. 1883. Т. 32. 7. Веселовский–1890 Веселовский А. Н. Разыскания в области духовного стиха XI–XVI bb./СОРЯС. Т. 46. Вып. 6. 1890. Веселовский–1891 Веселовский А. Н. Разыскания в области русского духовного стиха. XX: Еще к вопросу о дуалистических космогониях/СОРЯС. Т. 53. Вып. 6. 1891. Водолазкин–1996 Водолазкин Е. Г. К вопросу об арабских наименованиях планет в древнерусской книжности/ТОДРЛ. Т. IL. СПб., 1996. Водолазкин–1999 Водолазкин Е. Г. О Толковой Палее, Златой Матице и «естественнонаучных» компиляциях/ТОДРЛ. Т. LI. СПб., 1999. Воронов–2000 Воронов Л., прот. Догматическое богословие. Клин, 2000. Востоков–1842 Востоков А. Х. Описание русских и славянских рукописей Румянцевского Музеума. СПб., 1842.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

В 1182 году святитель, чувствуя приближение кончины, решил остаток дней провести в полном уединении и оставил кафедру. Скончался он 28 апреля 1182 года. Творчество святителя Кирилла явилось одним из наивысших достижений литературы XII века. После его смерти осталось большое количество сочинений. Некоторые из них напечатаны в книге «Памятники российской словесности XII века», целый ряд сочинений потерян и есть сочинения, приписываемые ему без достаточных оснований. Имеется полное собрание сочинений святителя Кирилла, изданное преосвященным Евгением Туровским в Киеве в 1880 году. Труды: Притча о человечестей душе, и о телеси, и преступлении Божиих заповедей, и о воскресении тела человека, и о будущем суде, и о муке. Повесть к Василию игумену: притча о белоризце человеце, и о монашестве, и о душе, и о покаянии. Сказание о черноризском чине. Восемь слов на разные воскресные и другие дни. Тридцать молитв. Два канона. Перечисленные выше труды были напечатаны в следующих изданиях: Памятники российской словесности XII века, изданные с объяснениями, вариантами и образцами почерков К. Калайдовичем. – М., 1821. – С. Х-ХП, 3–152. Евгений. Творения отца нашего Кирилла, епископа Туровского . – Киев, 1880. Срезневский И. И. Новые списки поучений Кирилла Туровского //Исторические чтения о языке и словесности за 1854 и 1855 годы. – СПб., 1855. – С. 137–153. Еремин И. П. Литературное наследие Кирилла Туровского //Труды отдела древнерусской литературы. – М-Л., 1955. – Т. 11; 1956. – Т. 12; 1957. – Т. 13;1958. – Т. 15. Литература: Голубинский Е. Е. История Русской Церкви: в 2 т. – М., 1900–1911. – Т. 1, первая половина. – С. 656–670. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886. – Т. 3. – С. 35, 36, 125–175. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 68–69. Смирнов С. И. Как служили миру подвижники древней Руси. – Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1903. Димитрий (Самбикин) , архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. – Каменец-Подольск, Тверь, 1892–1902. – Вып. 8, апрель. – С. 168–176.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010