В дальнейшем через архимандрита Антония святитель Филарет ближе познакомился с жизнью, наставлениями и чудесами Преподобного. В своих письмах он неоднократно обращался к поучениям и примеру старца Серафима. Святитель во всем поддерживал наместника лавры отца Антония, вместе они неоднократно помогали дивеевской общине, поддерживали саровских монахов. В 1842-м году под «прямым влиянием преподобного Серафима через архимандрита Антония» , неоднократно говорившего Митрополиту Филарету о своем желании безмолвия и удаления от мирской суеты, при лавре был основан Гефсиманский скит. Скитский храм освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы, в память об особом почитании Саровским старцем Божией Матери, а Устав скита был составлен по образцу Саровской пустыни. До конца своих дней Митрополит Филарет и архимандрит Антоний с почтением относились к преподобному Серафиму До конца своих дней Митрополит Филарет и архимандрит Антоний трепетно и с почтением относились к преподобному Серафиму. Известно, что лаврский наместник благоговейно хранил прижизненный портрет старца. Последний же за неделю до своей кончины вручил одному из саровских иноков финифтяный образ преподобного Сергия со словами: «Сей образ, присланный мне честным архимандритом Антонием, наместником святой лавры, от мощей преподобного Сергия, наденьте на меня, когда умру, и с ним положите меня в могилу». Лаврские жизнеописатели преподобного Серафима Известно, что преподобный Серафим дал преподобному Антонию (Медведеву) заповедь принимать к себе саровских монахов и не забывать дивеевских сирот. Следуя этому завету, отец Антоний с радостью принимал в братию лавры саровских постриженников. Среди таких постриженников были и первые жизнеописатели преподобного Серафима – архимандрит Сергий (Васильев), игумен Георгий (Иванов) и иеромонах Авель (Ванюков), несший послушание при мощах преподобного Сергия. Отец Сергий (в миру Степан Васильев; 1795–1861), отставной губернский секретарь, в 1818-м году поступил в Саровскую пустынь, где подвизался в иночестве под руководством старцев-подвижников Марка и Серафима.

http://pravoslavie.ru/143932.html

В Лавре веками собиралась уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг. Постриженниками Лавры основаны и духовно обустроены сотни русских монастырей. В 1608—1610 годах обитель выдержала осаду тридцатитысячного войска польско-литовских интервентов. Беспримерная по мужеству оборона монастыря ознаменовалась чудесными явлениями прп. Сергия Радонежского и других угодников Божиих, укреплявших дух героев-защитников православной твердыни. В 1744 году монастырь получил почетное наименование Лавры. Славный период в истории Лавры связан с именем митрополита Московского Платона (Левшина). В XVIII—XIX веках в окрестностях Лавры возникли Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты и скит Параклит. Эти небольшие обители, духовно и административно связанные с Лаврой, явили миру замечательных старцев-подвижников – преподобного Варнаву Гефсиманского, иеросхимонаха Александра Гефсиманского и других. С 1814 года на территории Троице-Сергиевой Лавры располагается Московская духовная академия – старейшее высшее учебное заведение России, основанное в 1685 году в Москве. Переведенная после пожара 1812 года в Лавру, Академия разместилась в бывших Царских чертогах. Почти полвека настоятелем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры был архимандрит Антоний (Медведев) – преподобный Антоний Радонежский. Прославился он не только как благоукраситель и строитель обители, но и как духовный писатель. В 1920 году Троице-Сергиева Лавра была закрыта, в ее зданиях разместились Историко-художественный музей и другие учреждения, часть строений заняли под жилье. В эти тяжелое годы монахи обители всеми силами пытались противостоять разорению Лавры; одним из самых выдающихся защитников был наместник – архимандрит Кронид (Любимов), не оставлявший духовное руководство братией монастыря вплоть до мученической кончины. Возрождение обители началось в 1946 году. В ее стенах в 1971, 1988, 1990 годах проходили Поместные Соборы. Сегодня монастырь продолжает играть выдающуюся роль в жизни Русской Церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

В первую очередь меня поразила красота и величественность храмов, их уникальное оформление. Меня удивило, что 31 декабря было очень много паломников, особенно поразило большое количество иностранцев. На протяжении всего моего пребывания в Лавре слышалась английская, немецкая, французская и другая иностранная речь. Это меня навело на кое-какие мысли. Зачем мы едем заграницу? Затем, чтобы погреться на берегах моря, прикупить на распродажах кучу новых брендовых шмоток, а кое-кто и вообще, в поисках комфортной жизни, уезжает жить заграницу. А зачем они едут к нам? Затем, чтобы насладиться величественной архитектурой, умиротворенностью. И, конечно же, за особым впечатлением от присутствия Бога. Есть повод задуматься над тем, в какой удивительной стране мы живем. Поднявшись очень рано, мы пошли на Среднюю литургию в Троицкий собор. Это самый древний собор Лавры, построенный еще в 1422 – 1423 гг. Троицкий собор возведен и освящен в честь Живоначальной Троицы при игумене Никоне на месте первой деревянной церкви, что построена была еще при жизни преподобного Сергия. В этом соборе был впервые создан многоярусный иконостас. Именно для этого иконостаса в 1422 г. по благословению игумена Никона Андрей Рублев написал свою прославленную «Троицу». Но величайшим сокровищем собора и духовным центром всей Лавры является гробница, где почивают нетленные мощи преподобного Сергия. Когда заходишь в храмы Лавры, то тебя сражает великолепие, каждый храм – отдельное произведение искусства, в котором благодаря высочайшим сводам чувствуешь свою человеческую немощь перед всей этой красотой и величественностью.  В Троицком соборе меня посетило странное чувство, что ты вернулся домой. Такое чувство бывает, когда после длинной и утомительной поездки возвращаешься в родные стены, под крылышко своих родителей, садишься с ними за стол, пьешь горячий чай, ешь мамино варенье, а на душе тихая, переполняющая тебя, радость. Такая же тихая радость посетила меня под крылом преподобного Сергия. И мне хотелось как можно дольше пребывать в этой обители бесстрастной радости.

http://radonezh.ru/analytics/svyato-troi...

В переводе и комментарии учтены переводы обоих сочинений в издании: Сочинения преподобного Максима Грека в русском переводе. Ч. I–III. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1910–1911, а также отрывки из «Повсти страшной и достопамятной» и комментарий к ним в кн.: Denissoff E. Maxime le Grec et lOccident: Contribution à lhistoire de la pensée religieuse et philosophique de Michel Trivolys. Paris; Louvain, 1943. ПОСЛАНИЕ О ФОРТУНЕ ТОГО ЖЕ ИНОКА МАКСИМА ГРЕКА ПОСЛАНИЕ К НЕКОЕМУ ИНОКУ В САНЕ ИГУМЕНА О НЕМЕЦКОЙ ЛЖИ, ИМЕНУЕМОЙ ФОРТУНОЙ, И О КОЛЕСЕ ЕЕ Многие называет божественный апостол свойства и проявления истинной и совершенной любви в Боге – из них не радоваться неправде, а вместе радоваться истине я считаю наиболее показательным признаком. Тот воистину верный и истиннейший друг, кто от всей души радуется исправлению и преуспеянию друга своего, как своему собственному; и, напротив, скорбит, когда увидит, что он или уклоняется от спасительных апостольских догматов благочестия и отеческих преданий, или впал в какие-нибудь житейские беды; кто, соболезнуя другу своему, старается всяким способом помочь ему и к первоначальному пониманию истины вернуть его. Такою любовью и я, будучи привязан к твоему преподобию, возлюбленный мой брат, оказался бы воистину преступающим законы святой любви, если бы умолчал, слыша, что ты следуешь эллинскому, и халдейскому, и латинскому, бесами изобретенному учению. Я говорю о том, о чем ты мудрствуешь сам и в чем убеждаешь других, – будто бы колесом счастья называемой по-латински фортуны Христос-Бог и Спаситель наш управляет человеческими делами и одних этим колесом на высоту власти возводит, других же оттуда низлагает в крайнее бесчестие и бесславие. Удивляюсь я, как ты, такой человек, в знании Боговдохновенных писаний более искушенный, чем другие сверстники твои, так скоро увлекся таким богомерзким учением обманщика Николая Германца, ни в одном божественном Писании до сих пор не услышав об этом учении и не увидев его. Если хочешь последовать истине, то скорее найдешь противное – не только вполне отвержено это учение всеми боговдохновенными отцами и учителями, но и анафеме предано как самое это учение, так и последующие ему и проповедующие его.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этот день я хотел бы призвать всех вас не забывать преподобного Сергия. Пусть по молитвам этого святого угодника Божиего в нашей стране и в сердцах каждого царит любовь и мир». Мероприятие продолжилось выступлением мужского хора Троице-Сергиевой лавры, который исполнил стихиру «Преподобне отче Сергие» и молитву преподобному Сергию «О священная главо». Затем выступила скрипачка Анисия Артемова, воспитанница детской школы искусств 1 имени Г.В. Свиридова г. Балашихи Московской области. Она представила композицию П.И. Чайковского «Мелодия» и «Салют любви» Эдварда Элгара. По окончании торжественной церемонии открытия выставки заведующий Паломническим центром Троице-Сергиевой лавры иеромонах Поликарп (Тибанов) провел для гостей экскурсию по фотовыставке. Он рассказал о представленных работах, про историю лавры и современную жизнь монахов обители. Троице-Сергиева лавра / Патриархия.ru Епископ Фома принял участие в открытии выставки, посвященной 600-летию обретения мощей прп. Сергия Радонежского, в Московской областной Думе 6 октября в Московской областной Думе открылась выставка, посвященная 600-летию обретения мощей преподобного Сергия Радонежского и основания Троицкого собора. На выставке представлены работы фотографов пресс-службы Троице-Сергиевой Лавры в период 2018–2021 годов, а также архивные исторические фотографии Лавры конца XIX–XX века. Церемония открытия выставки началась с выступления мужского хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры под управлением Сергея Сухарева. Затем вступительное слово сказал модератор выставки, председатель Отдела по издательской деятельности и взаимодействию со средствами массовой информации Сергиево-Посадской епархии иерей Димитрий Полещук. С приветственным словом обратился председатель Московской областной Думы Игорь Юрьевич Брынцалов: «Сегодня в стенах Московской областной Думы, в правительственном комплексе, открывается выставка, приуроченная к празднованию 600-летия обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Это важное и знаковое событие для всей нашей великой страны. Известно, что решением Русской Православной Церкви на протяжении всего этого года проходят мероприятия, посвященные этому великому святому, которые еще раз подчеркивают его значимость для нашей отчизны. В самые сложные времена преподобный Сергий приходил на помощь и являлся объединителем разрозненных государств. Пример святого показывает, что только единение народа и вера может помочь достигнуть самых высоких результатов».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Важно также пастырское участие священнослужителей в работе по реабилитации воинов, возвращающихся с территории боевых действий. В соответствии с многовековой пастырской практикой преподание Святых Христовых Таин может быть ограничено по причине участия в военных действиях на время покаяния лишь по индивидуальном рассмотрении ситуации пастырем и в особых случаях, к примеру, когда воином совершены воинские преступления, повлекшие за собой гибель людей, или когда это может помочь уврачеванию духовных ран. 6. Сегодня на украинской земле государственная власть явила себя прямой наследницей большевиков-богоборцев и воздвигает гонения против Православной Церкви. Верные чада церковные изгоняются из храмов, иерархи, священнослужители и миряне подвергаются неправедным арестам и бесчестным судилищам, святыни оскверняются и расхищаются. Особую горечь вызывают известия о том, что священнослужителей и мирян Украинской Православной Церкви пытаются принудить к отречению от Божией правды и подтолкнуть к расколу. Участники Архиерейского Совещания призывают к сугубой молитве о православных братьях и сестрах на Украине, о тех, кто вопреки угрозам, клевете и преследованиям стремятся к сохранению церковного единства, наипаче же о тех, кто являют поистине исповеднический подвиг, мужественно возвышая свои голоса в защиту этого единства. Многая лета митрополиту Вышгородскому и Чернобыльскому Павлу, находящемуся ныне в тюремном заключении, и всем иерархам-исповедникам, претерпевающим уголовные преследования за веру и Церковь! 7. Архиерейское Совещание с сожалением констатирует, что одним из инструментов враждебных Православию политических сил стали руководители Константинопольского Патриархата, ослепленные жаждой удовлетворения частных интересов и амбиций. Рассмотрев представленное Синодальной библейско-богословской комиссией заключение «Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей», участники Архиерейского Совещания выражают согласие с выводами этого документа и передают его на утверждение Священного Синода.

http://radonezh.ru/2023/07/19/postanovle...

— Весьма парадоксальной является глубокая укорененность почитания святого Сергия в русской культуре — книжности, изобразительном искусстве, общественной мысли. В силу каких причин монах, не увлекавшийся написанием духовных сочинений или созданием икон, оставил столь глубокий след в культуре (в том числе и светской)? — Действительно, Преподобный не оставил будущим поколениям писаний и поучений (возможно, они просто не дошли до нас). Но таким поучением стала вся его жизнь, явившаяся евангельским свидетельством миру, величие которого вдохновляло как современников Сергия Радонежского, так и его потомков. Этот Евангельский свет, исходящий от Игумена земли Русской, видели в самых дальних уголках Древней Руси. Он виден и нам, живущим многие сотни лет спустя, вдохновляя и просвещая каждого, кто открывает к нему свой взор. Не стоит забывать заслуг Преподобного в основании новых монастырей, один из которых Свято-Троицкая Сергиева лавра . Также и его воспитанники и последователи разлетелись как птицы, создавая новые обители. В чем важность и нужность монастырей? Дело в том, что монастыри на Руси всегда были центрами образования и просвещения. При них создавались библиотеки, школы. Впоследствии из стен этих обителей выходили выдающиеся богословы, в них создавались шедевры мирового искусства. И сейчас при Троице-Сергиевой лавре действует мощнейшая богословская школа — духовная семинария и академия . — Кем является Сергий Радонежский для Русской Церкви сегодня? В чем актуальное значение подвига святого Сергия? Нет ли у Вас ощущения, что общественная и государственная деятельность Преподобного в сознании наших современников несколько закрывают его образ как монаха-молитвенника и тайнозрителя? — Для Церкви Сергий Радонежский всегда был и остается угодником Божиим. Это значит, что своей жизнью он достиг евангельского совершенства. То есть «угодил» Богу своей благочестивой жизнью. В советское время образ Преподобного освещался лишь с одной стороны — как государственного деятеля, миротворца. Это, безусловно, неполноценное понимание личности святого. Он, прежде всего, подвижник, пример истинной монашеской жизни. Чем важен Сергий Радонежский для наших современников? Знаете, порой мне кажется, что мы, так же, как и наши предки, находимся под игом орды…Но только сейчас орда — навязываемые нам ложные ценности мира потребительства. А подвиги Преподобного показывают нам истинный вектор — жизнь по евангельским заповедям.

http://patriarchia.ru/db/text/3642983.ht...

Взглянув на монаха, я узнал в нём Сергия Радонежского. То же лицо, только волосы побелели, да глаза стали бездонными. Склонился преподобный над князем в молитве. Перекрестил. Затем вынес из храма икону и благословил ею Дмитрия Донского на битву со словами: «Бог дарует тебе победу». А затем все смешалось в калейдоскопе. Вот молится преподобный Сергий, а вот и победа русских на Мамаевом побоище, на поле Куликовом. Вот, спустя годы, Сергий примиряет братьев-князей, укрепляет мощь России. Наставляет и просвещает учеников. И всегда он незаметен. Всегда скромен и тих. Вот уже ученики преподобного Сергия разлетелись по всей Руси, строят храмы, просвещают людей. Более 40 знаменитых монастырей основали они… Мы с отцом отдалялись от этой эпохи, мелькали годы, как кадры киноленты. Стоп. 1999 год. Свято-Троицкая Сергиева лавра. Троицкий собор. У раки с мощами преподобного Сергия Радонежского стоит на коленях молодая женщина, в которой я безошибочно узнаю свою маму. Она плачет, молится и просит преподобного сотворить чудо. Я не думал, что мама умеет так искренне молиться и так пронзительно просить! 2000 год. Мои радостные родители бодро шагают в тот же Троицкий собор. В руках у мамы огромный букет белых роз, а у папы теплый свёрток на руках. Мама склоняется перед мощами преподобного Сергия на колени и тихо говорит: «Спасибо, дорогой батюшка, за чудо!» Экран давно погас. Мы с папой стояли дома посреди комнаты… «С Днём рождения, сынок!», — радостно сказал папа, обнимая меня за плечи. А я тихонько вытирал мокрые от слёз щёки. 3 мая 1322 года родился преподобный Сергий. 3 мая 2000 года — родился я. Теперь я знаю, почему меня назвали Сережей и почему я «чудо». Спасибо, тебе, преподобный! Меня зовут Сергий. В этом чудном имени и Александр Невский, и Дмитрий Донской, и Александр Суворов, и Федор Ушаков, и весь сонм защитников, патриотов Отечества. Я хотел сочинить сказку, но не нашёл ничего более чудесного, чем сказочная правда жизни. Мне остаётся поставить подпись. И если чудо ещё не постучало в ваши двери, а вы в нём нуждаетесь — зовите преподобного Сергия. Он не откажет. Проверено.

http://pravmir.ru/tihie-chudesa-sergiya-...

Возрождение Вспоминаю, как все начиналось. В начале 1993 года, по благословению Патриарха, мы с будущей казначеей обители приехали из Пюхтиц в Москву, в еще не утвержденный официально монастырь. Здесь нас никто не ждал. Если рассуждать по-человечески, нереально устраивать монастырь на месте, где в буквальном смысле негде приклонить голову. Еще сложнее нам представлялось наладить внутреннюю жизнь обители. Пришедшие в монастырь первые насельницы плохо понимали, что такое монашество и какова цель жизни вообще. Однако они стремились к добру, и это стремление необходимо было развивать. Наши духовные наставники имели доверие Богу и умели видеть лучшее в человеке. Для Святейшего Патриарха Алексия и всех наставников, которых посылал и посылает нам Господь, не существовало слов «не могу» и «невозможно». Они молились и действовали с надеждой на помощь Божию, которая приходила по их молитвам. Со всех сторон мы встречали противодействие, и это вполне объяснимо. Многие говорили прямо: «Монастыря здесь никогда не будет!» У нас не имелось никаких знакомств и в московских организациях; не было средств не только для возрождения обители, но и просто к существованию. Территория монастыря напоминала проходной двор. Здания в большинстве своем находились в аварийном состоянии. Главный собор уже действовал как приходской храм, но его фундамент разрушался и ему грозило полное уничтожение. Самым же трудным было преодолеть недоброжелательное отношение людей и противостоять врагу рода человеческого, не желающего никому добра и спасения. Обстановка была сложная, но все же в монастырских стенах ощущалось нечто такое, что трудно выразить словами. Это был какой-то особый духовный мир, где чувствовалась молитва предшественников и наших наставников. Их молитва побеждала ненавистную рознь мира сего. Власти города и округа должны были выразить согласие на открытие обители. Последняя подпись на Постановлении Правительства Москвы должна была быть поставлена в мэрии 19 июля в первой половине дня. Знаменательно, что в этот день совершается празднование Собора Радонежских святых. Ведь созидать обитель преподобного Сергия помогала основательница нашего монастыря княгиня Мария Ивановна Серпуховская (в схиме – Марфа). Она была духовной дочерью Радонежского игумена и подарила ему принадлежавшие ей земли, чтобы на них устроился Троицкий монастырь, сейчас – Свято-Троицкая Сергиева лавра.

http://pravoslavie.ru/120109.html

Вопросы: 1. Объясните, почему богословие является даром. 2. Объясните выражение «верующее мышление». 3. В каком смысле богословие есть тайна? Обязательно к прочтению: Григорий Палама , свт. Духовное ведение. Гл. 21–29//Сто пятьдесят глав. Краснодар: «Текст», 2006. С. 36–55. Флоровский Г., прот. Откровение и истолкование//Догмат и история. М., 1998. С. 19–39. Рекомендуемая литература: 1. Алипий (Кастальский–Бороздин), архим., Исаия (Белов), архим. Понятие о богословии//Догматическое богословие. Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1999. С. 7–16. 2. Богослов//Православная энциклопедия. М., 2002. Т. 5. С. 514–515. 3. Богословие//Православная энциклопедия. М., 2002. Т. 5. С. 520. 4. Григорий Палама , свт. Естественные человеческие способности. Гл. 15–20//Сто пятьдесят глав. Краснодар: «Текст», 2006. С. 30–36. 5. Григорий Палама , свт. Духовное ведение. Гл. 21–29//Сто пятьдесят глав. Краснодар: «Текст», 2006. С. 36–55. 6. Давыденков О. , свящ. Введение//Догматическое богословие. М., 2005. С. 3–14. 7. Диодор (Ларионов), монах. Богословие как монашеское делание//Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс]/URL: http://www.bogoslov.ru/text/4226984.html 8. Диодор (Ларионов), монах. Что такое богословие?//Богослов. RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс]/URL: http://www.bogoslov.ru/text/2356123.html 9. Иларион (Алфеев) , митр. Откровение личного Бога. Богословие и богопознание//Православие. М.: Изд–во Сретенского монастыря, 2012. Т. 1. С. 367–375. 10. Лосский В. Н. Божественный мрак//Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991. С. 20–36. 11. Лосский В.Н. Два «монотеизма»//Догматическое богословие. М., 1991. С. 200–203. 12. Максим Исповедник , прп. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос XLVI. Каково различие зеркала и гадания ( 1Кор. 13:12 )?//Творения. М., 1994. Кн. 2. С. 138. 13. Флоровский Г., прот. Откровение и истолкование//Догмат и история. М., 1998. С. 19–39. 12 Каллист (Уэр), митр. Святая Троица – парадигма человеческой личности//Материалы международной

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010