Ученики набирались из духовного сословия, из дворян и разночинцев, иногда посредством принудительных мер; в числе учеников бывали священники, диаконы, церковнослужители и монахи. Самые одаренные проходили академический курс в 12-13 лет; другие же в течение 15-ти лет едва достигали философского класса; бывали случаи, когда ученики учились по 20 лет и в одном классе оставались по 10 лет. В этой академии получили образование многие из известнейших деятелей XVIII в.: митр. Гавриил, Феофилакт (Горский), Бантыш-Каменский Н. Н., князь Кантемир, А. Д., Костров, М. В. Ломоносов. Цветущий период академии — 1775—1814 гг., под протекторатом митрополита Платона (Левшина). Историк академии так характеризует это время: «Круг наук при митр. Платоне значительно распространился, введены новые предметы учения (церковная и гражданская история, русская церк. история, церк. право, пасхалия, физика в новой постановке, история философии, медицина, церков. устав и пение, новые языки), появились новые учебные руководства, дух схоластики потерял силу и уступил место светлому воззрению на предмет. Зная по собственному опыту всю тяжесть систем, которым время и привычка усвоили права первенства, Платон признал нужным ввести великорусский элемент в науку и оставить заимствование света учения от инуду. Имея много учёных людей вокруг себя, он положил конец вызову умных из Киева, отстранил их системы, дотоле бывшие образцами для московских богословов и философов, и образовал по своей мысли академию, сообщив ей все средства к приобретению новых знаний». Материальные средства академии были усилены, содержание наставников улучшено, для учеников устроена бурса, увеличена библиотека. Побеги и укрывательства учеников прекратились. Целый ряд проповедников и учёных, вышедших из этой академии, свидетельствует о её благоустройстве во времена митрополита Платона. Московская Духовная академия (синодальный период) [ править править код ] В 1814 году академия была открыта в Свято-Троицкой Сергиевой лавре , в специально для неё исправленных и подготовленных помещениях Троицкой Лаврской Семинарии. Для преподавания в неё были переведены 3 преподавателя из Славяно-греко-латинской академии. Новая академия немало потрудилась в разработке богословских, церковно-исторических и философских наук; также в переводе творений отцов Церкви на русский язык. Труды эти напечатаны в академическом журнале: «Творения св. отцов. Прибавления к творениям Св. отцов». В Троице-Сергиевой лавре академия оставалась до 1919 года: вскоре после октябрьского переворота 1917 года и лавра как монастырь была закрыта, и академия выселена из занимаемых помещений, с экспроприацией всего имущества. Формально академия была переведена в Москву, где занятия со студентами «частным порядком» проходили до конца 1920-х годов. Московская Духовная академия (советский период) [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Московская_дух...

14 ноября тело владыки Платона, облаченное по установленному чину, торжественно перенесли в Лавру. Перед гробом несли святые хоругви, иконы и кресты; за ними шли воспитанники обеих семинарий, белое духовенство и братия обеих обителей. Несли на подушках наперсный крест, панагию, орденские знаки. За гробом шли все знавшие и уважавшие покойного, кто только мог прибыть в Вифанию. На Красной горе, пред самою Лаврою, гроб встречен был преосвященным Августином, который совершил там литию. Отсюда архимандриты на руках понесли гроб в Троицкий собор... К отпеванию собралось множество народа не только из окрестных мест, но и из Москвы, несмотря на ненастную погоду. Отпевание митрополита Платона совершал преосвященный Августин соборне с архимандритами и иеромонахами. Ректором Троицкой семинарии архимандритом Евгением произнесено было надгробное слово, а префектом и учителем риторики иеромонахом Никанором – надгробная речь 306 . Все плакали о владыке Платоне, как дети могут плакать об отце, а преосвященный Августин от слез едва мог выговорить последние слова отпуста. После отпевания гроб с телом святителя под скорбный колокольный перезвон и пение погребальных стихир понесли в Вифанию – место упокоения митрополита Платона, выбранное им при жизни. Владыка Августин, сопровождавший гроб своего учителя, подходя к воротам обители, воскликнул: – Вифания! Грядет к тебе родитель твой, но ты всегда будешь сиротой. Гроб опустили в могилу. Над ней поставили скромный памятник из дикого камня с надписью, сочиненной ранее самим владыкой: «Здесь погребен телом Преосвященный Платон, Митрополит Московский, архимандрит Троицкия Лавры и сея Вифанские обители и при ней семинарии основатель». В 1952 году, по благословению Святейшего Патриарха Алексия I, останки митрополита Платона перенесены из Вифании в Троице-Сергиеву Лавру, в Свято-Духовскую церковь , где они и покоятся у северной стены. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Отпечатано в типографии Патриаршего издательско-полиграфического центра г. Сергиев Посад

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Во время пребывания в России члены делегации присутствовали на Патриарших богослужениях на Бутовском полигоне, при освящении храма Живоначальной Троицы на Борисовских прудах, посвященного 1000-летию Крещения Руси, а также в храме Большого Вознесения у Никитских ворот, посетили святыни Донского и Свято-Данилова монастырей, Свято-Троицкой Сергиевой лавры . С 21 по 26 мая делегация совершила паломничество к святыням Екатеринбурга, Дивеево, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга и Курска. 27 мая состоялась встреча Святейшего Патриарха Алексия и митрополита Лавра с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным . В беседе также принимали участие митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, архиепископ Берлинский и Германский Марк (Русская Зарубежная Церковь). Перед отбытием из России члены делегации выступили с заявлением, в котором, в частности, говорится: «Нас ободрило то, что в епархиях, которые мы посетили, вместо прений и отвлеченных рассуждений идет целеустремленная работа по просвещению верующих, работа с детьми и молодежью, помощь нуждающимся и издательская деятельность… На фоне всего этого особенно болезненно воспринималась рана разделения на Теле Русской Церкви… Равнодушие к оздоровлению церковной жизни в России невозможно… Мы ощутили рост взаимного доверия и ко всему приступали с молитвой. Члены нашей делегации единодушны в своих наблюдениях, оценках, радостях и переживаниях». ПОСТАНОВИЛИ:   ЖУРНАЛ 33 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха о состоявшемся возвращении в Россию из США чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Справка: Тихвинская икона Божией Матери, в 1383 г. принесенная на русскую землю и находившаяся в Тихвинском Успенском монастыре, в 1944 году была вывезена в США и пребывала в Чикаго. 12 января 2004 года состоялись переговоры Святейшего Патриарха Алексия с делегацией Православной Церкви в Америке , в ходе которых достигнуто окончательное соглашение о возвращении Тихвинской иконы Божией Матери в Россию (См. Журнал заседания Священного Синода Русской Православной Церкви 1 от 25 марта 2004 года).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1495815...

До того момента в соборе хоронили русских императоров — начиная с Петра I. Разумеется, этот факт делал собор местом особого внимания представителей Царствующего дома, но никак не лишал его статуса соборного храма Петербурга. Когда в феврале сего года в Санкт-Петербурге прошло заседание Попечительского совета императорского Петропавловского собора , возглавляемого спикером Совета Федерации Сергеем Мироновым , был согласован проект соглашения между дирекцией музея и епархией , в котором, в частности, говорится, что Петропавловский собор, будучи музеем, прежде всего, является национальной святыней и усыпальницей российского императорского дома. В документе также было сказано о намерении содействовать полному восстановлению собора и обеспечению условий для деятельности прихода. Кроме того, в документе обозначено стремление сторон достигнуть соглашения по вопросу возобновления молитв. Реплика Б. Аракчеева, судя по всему, призвана помешать принятию такого соглашения. Проблема взаимоотношений Церкви и музеев в последние годы встала особенно остро. Как правило, аргументация, которую выдвигают сотрудники музеев, занимающих церковные здания, сводится к одному: Церковь не сможет обеспечить условия, необходимые для сохранения памятников истории и архитектуры. При этом закрываются глаза на тот положительный опыт, который накоплен за последние годы Русской Православной Церковью в деле сохранения исторических реликвий. А опыт этот состоит в том, что из переданных Церкви монастырских и храмовых зданий ни одно не осталось в том состоянии, в котором было передано (как правило, в полуразрушенном и практически аварийном), но все эти здания либо восстанавливаются, либо уже восстановлены. Особенно яркими примерами в этом смысле являются такие памятники древнерусской храмовой архитектуры, как Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Валаамский Спасо-Преображенский монастырь или Свято-Введенская Оптина пустынь. А есть еще десятки и стони менее крупных храмов и обителей, которые за последние годы возрождены буквально из небытия. И все это — только благодаря тому, что в свое время в этих храмах была возобновлена молитвенная жизнь, в них вновь, после десятилетий запустения, стала совершаться Святая Евхаристия. Храмы «ожили». Но поймут ли это люди, далекие от Церкви?

http://patriarchia.ru/db/text/228127.htm...

Добротолюбие. – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1993. –  Т. 5. Иларион (Алфеев), иеромонах. Предисловие//Священник Николай Ким. Рай и человек. Наследие преподобного Никиты Стифата. СПб.: Алетейя, 2003.  Ким Н.С. Преподобный Никита Стифат и его трактат «О рае»//Начало. – СПб., 1998. – 6. Ким Николай, священник. Рай и человек. Наследие преподобного Никиты Стифата. – СПб.: Алетейя, 2003. Киприан (Керн) “Олицетворение” Михаила Акомината. (К истории учения о человеке в Византии)// Православная мысль. – Париж, 1949. – Bыn.VIII. Лебедев А.П. Очерки внутренней истории Византийско–восточной церкви в IX, X и XI веках: От конца иконоборческих споров в 842 г., до начала Крестовых походов – 1096 г. – СПб.: Алетейя, 1998.   Никита Стифат//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т. II.  Плакида (Дезей), архим. " Добротолюбие " и православная духовность. М.: Православный Свято–Тихоновский гуманитарный университет, 2006. Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.   Сидоров А.И., Карманов Е.А. Предисловие//Григорий Чудотворец; Мефодий Патарский; Симеон Новый Богослов. Творения. – М.: Паломник, 1995.  Соколов И.И. Лекции по истории Греко–Восточной церкви: В 2–х  томах. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2005. – Т. I.  (Библиотека христианской мысли. Исследования). С.242–243. Соколов И.И. Лекции по истории Греко–Восточной церкви: В 2–х  томах. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2005. – Т. II.: Преп. Феодор Студит, его церковно–общественная и богословско–литературная деятельность. Житие иже во святых отца нашего Григория Синаита. О монашестве. (Библиотека христианской мысли. Исследования). С.53–67, 120–123. Соколов И.И. Состояние монашества в Византийской Церкви с середины IX до начала XIII века (842–1204): Опыт церковно–исторического исследования. – СПб.: Изд–во Олега Абышко, 2003. (Библиотека христианской мысли. Исследования). – С. 363. Фрейберг Л.А., Попова Т.В. Византийская литература эпохи расцвета: IX – XV вв. – М.: Наука, 1978. С.72–74.

http://bogoslov.ru/person/2993501

Затем выступил председатель рабочей группы при Президенте РФ по подготовке к празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского А.Д. Беглов. Полномочный представитель Президента России в ЦФО передал участникам торжеств приветствие от лица В.В. Путина, по словам которого, мы все являемся наследниками преподобного Сергия, деяния которого до сих пор скрепляют наше Отечество. Также к присутствующим обратился губернатор Ярославской области С.Н. Ястребов, Патриарх Кирилл поблагодарил архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста за труды по возрождению Варницкой обители: «Примерно 20 лет тому назад впервые православные люди задумались о возрождении этой обители. Варницкий Свято-Троицкий монастырь относился к числу тех, которые практически были стерты с лица земли. Здесь ничего не оставалось, кроме руин. По территории монастыря проходила шоссейная дорога. И, наверное, мало кто знал, может быть, даже из жителей Ростова, что это великая обитель, связанная с рождением и жизнью преподобного Сергия Радонежского… Предпринимались усилия, чтобы возродить обитель. И, наверное, решающим был тот фактор, что обитель была учреждена как приписная к Свято-Троицкой Сергиевой лавре. И Троице-Сергиева лавра в лице наместника и братии сделала очень многое для того, чтобы обитель эта возродилась. В день, когда мы освятили вновь сооруженный храм, соборный храм обители в честь преподобного Сергия, я хотел бы выразить сердечную благодарность Вам, Ваше Высокопреосвященство владыка Феогност, и всей братии обители за те труды, которые были понесены». В знак признательности за труды Патриарх вручил архиепископу Сергиево-Посадскому Феогносту панагию. Предстоятель вручил награды благотворителям. Во внимание к помощи Троице-Сергиевой Варницкой обители были награждены: президент ЗАО «Данвита» В.И. Даниленко — орденом преподобного Сергия Радонежского I степени; помощник президента ЗАО «Данвита» Е.М. Даниленко — орденом преподобного Сергия Радонежского II степени. Патриаршие грамоты были вручены также генеральному директору ООО «Архитектурно-реставрационная мастерская Аркада-НТ» В.А. Белавкину и руководителю проектов ЗАО «Данвита» Н.В. Чибизовой.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

К сожалению, многие из перечисленных проблем упираются в нехватку квалифицированных кадров. Однако вопрос подготовки специалистов вполне решаем. С одной стороны, в полиграфических вузах, вузах культуры можно попытаться создавать факультативы по изучению Священного Писания и других богословских дисциплин, что дало бы возможность выпускникам этих институтов работать в духовных библиотеках, вести информационно-поисковую и библиографическую работу, квалифицированно заниматься книгоизданием, торговлей и распространением православной литературы. С другой стороны, на катехизаторских факультетах православных вузов следовало бы ввести курс по библиотечному делу, библиографии, информационной деятельности и книговедению. С подготовкой информации о новой книге так или иначе связаны и вопросы рекламы. И здесь нельзя игнорировать светские издания. Выбор их довольно значителен: “Книжное обозрение”, “Книготор­говый бюллетень”, “Витрина”, “Книжное дело”, “Книжный бизнес”, “Полиграфист и издатель”, “Читающая Россия” и др., российская версия “Books in print: книги в наличии и печати”, справочные издания “Книжная торговля России”, “Российская пресса” и т. д. Неучастие в таких изданиях может привести к плачевным результатам, так как потребитель не будет иметь достаточной информации о православных издательствах и литературе, ими выпускаемой. Некоторые издательства это уже осознали. В последних выпусках “Книжного бизнеса” среди великого множества российских издательств мы увидим информацию о православных издательствах, предлагающих свою литературу для продажи — это нижегородское издательство Братства во имя св. князя Александра Невского, петербургский “Сатисъ”, московские “Паломник”, Сретенский монастырь, Свято-Троицкая Сергиева лавра, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь и издательство Братства свт. Тихона. И тем не менее информации все же недостаточно. Например, в сентябрьском выпуске “Витрины” в разделе “Книжные новинки” нет ни одного православного издательства и православного издания.

http://pravmir.ru/a-chto-v-biblioteke/

Кронштадтский пастырь ответил Александру, что благословляет его на монашество Это благословение, очевидно, совпало с внутренним расположением будущего архипастыря. «Уже во время самого чтения письма тайная сила потрясла мое сердце и внушила непреклонную решимость принять монашество. Все сомнения, недоумения и затруднения по этому вопросу кончились», – писал он в своей автобиографии. Вскоре выздоровел и отец Александра. Сам же он, считая вопрос о монашестве для себя решенным, отправился на прием в Святейший Синод в Петербург. Там его желание поддержали, только просили продолжить обучение в духовной академии. Монашеский постриг и диаконская хиротония Архиепископ Амвросий (Ключарёв), к которому отправился за благословением Александр Жадановский сразу же по возвращении из Петербурга, также с радостью поддержал его решение. Для пострига владыка направил молодого человека в Святогорскую Успенскую пустынь (ныне Святогорская Свято-Успенская Лавра). Здесь он проходил различные послушания, начиная от просфорни и заканчивая полевыми работами, жил в очень стесненных условиях. О Святогорской пустыни позже он вспоминал всегда тепло, называя ее своей «второй родиной». Наконец 30 июля 1899 года над Александром был совершен постриг с наречением имени Арсения. Знаменательно, что произошло это в день чествования Святогорской иконы Божией Матери – главной святыни обители. А после Успения сам владыка Амвросий рукоположил его во иеродиаконы. Московская академия Уже в сане иеродиакона Арсений приступил к обучению в Московской духовной академии. Здесь, в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, он часто любил посещать Гефсиманский скит, в котором жил иеромонах Варнава, почитаемый всеми старец. Однажды в беседе он предсказал Арсению: «Будешь неподалеку от Москвы архиереем, маленьким архиереем». Эти слова оказались пророческими. 22 мая 1902 года Арсений был хиротонисан во иеромонахи. Саму же академию он закончил в звании кандидата богословских наук. Ему было предложено продолжить преподавательскую деятельность, но Арсений выбрал дальнейшее служение в каком-либо из монастырей. Наместник Чудова монастыря

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Марк Эфесский//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т. II. Плакида (Дезей), архим. " Добротолюбие " и православная духовность. М.: Православный Свято–Тихоновский гуманитарный университет, 2006. Серафим (Роуз), иеромонах. Приношение православного американца. – М.: Братство преподобногог Германа Аляскинского Платина, Калифорния; Российское отделение Валаамского общества Америки, 2003. Сергий Булгаков, протоирей. Утешитель. – М.: Общедоступный Православный университет, основанный протоиреем Александром Менем, 2003. С.150–161. Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Т. III: Святой Восток. – Части 2 и 3. – М.: Православная энциклопедия, 1997. (Репринт). – С. 31. Соколов И.И. Лекции по истории Греко–Восточной церкви: В 2–х  томах. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2005. – Т. II.: Преп. Феодор Студит, его церковно–общественная и богословско–литературная деятельность. Житие иже во святых отца нашего Григория Синаита. О монашестве. (Библиотека христианской мысли. Исследования). С. 99 – 101. Таранов П.С. Философия изнутри: 70 мудрецов, философов, мыслителей от Соломона до Шопенгауэра. – М.: Остожье, 1996. – Т. 2. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопений греческой церкви: (Репринтное издание). – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С.376–378. Фонкич Б.Л. Новые автографы Марка Евгеника//Византийский временник. –  М.,  1997. – Т. 57. Библиография работ автора: Второе слово против чистилища; Десять аргументов против существования очистительного огня; Исповедание правой веры, изложенное на соборе, бывшем с латинянами, во Флоренции; Латинянин, или О прибавлении, внесенном в Символ веры; Об освящении Святых даров; Ответы на вопросы латинян против чистилища;  Ответы на последующие вопросы латинян; Первое слово против чистилища; Повествование о Флорентийском соборе; Послания; Силлогические главы против латинян и о том, что Святой Дух исходит исключительно от Отца; Слово папе Евгению IV//Амвросий (Погодин), архимандрит. Святой Марк Эфесский и флорентийская уния. – М.: Сирин, 1994 

http://bogoslov.ru/person/2992694

После этого короткого и счастливого периода в моей жизни начались «мытарства». Я вернулась домой и объявила родителям о своем намерении уйти в монастырь. От них, конечно же, последовали упреки, недовольства и запрещения. Все были удивлены таким решением, ведь я была жизнерадостной, улыбчивой девушкой, от которой родители ожидали совершенно иного. Многое пришлось пережить в тот непростой период… В ту пору для меня большой поддержкой был мой духовный отец, один из духовников Свято-Троицкой Сергиевой лавры , иеромонах Венедикт (Пеньков) (с 1990 года — наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь). Он был очень рад моему решению покинуть мир и сразу же сказал мне уезжать вопреки запретам родителей. С собой кроме паспорта у меня ничего не было, потому что, взяв вещи, я бы навлекла на себя еще больший родительский гнев. Отец Венедикт благословил лишь дать им телеграмму уже по дороге. — Получается, что духовная связь с преподобным Сергием берет свое начало задолго до Вашего назначения в Махрищскую обитель? — Получается, да. Ведь в то время все монастыри были закрыты, в храмы попасть было тяжело. Лавра тогда для нас была единственным спасительным прибежищем, покров преподобного Сергия ощущался в те годы очень ясно. Да и столько там было прекрасных отцов! Действительно, Троицкая обитель оказалась тогда духовной сокровищницей, собравшей в своих стенах драгоценных подвижников нашего времени. Но духовно я обращалась именно к отцу Венедикту, очень часто ездила к нему на исповедь и за разрешением недоуменных вопросов. После моего десятилетнего пребывания в Пюхтицах, когда государства в составе Союза стали друг от друга отделяться, батюшка благословил возвратиться в Россию. На тот момент он уже являлся наместником Оптиной пустыни и позвал меня именно в Шамординский монастырь , где сам и постриг меня впоследствии в монашество. Спустя чуть более полугода меня перевели на Владимирскую землю старшей сестрой в переданный Русской Православной Церкви Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь.

http://patriarchia.ru/db/text/6056095.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010