После открытия в войну Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, даже несмотря на продолжение политики государственного атеизма, паломничество к святому Сергию не пресекалось. Постепенно оно ширилось и росло. Возобновилась и проповедь о Святом у его мощей и в лаврских храмах. Среди выдающихся церковных проповедников, кто продолжил отечественную традицию «возвещения евангельского учения о нашем спасении в живой речи перед народом» во второй половине - конце двадцатого века, по праву стоят имена лаврских духовников, архимандритов Тихона (Агрикова) и Кирилла (Павлова). В предисловии книги размышлений митрополита Калужского и Боровского Климента (Капалина), председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви, говорится о том, что «в середине 1950-х годов семья Капалиных стала регулярно ездить в Троице-Сергиеву Лавру. Там они встречали седовласых маститых архиереев, многие из которых были исповедниками веры, постоянно имели общение с лаврскими старцами схиархимандритом Серафимом, архимандритами Петром, Феодоритом, Тихоном (Агриковым), который был их духовником. Лавра оказала определяющее влияние на будущего архипастыря» . Таково было благодатное влияние Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и ее духовников на весь русский народ. Проповедовать, учить, наставлять архимандритам Тихону и Кириллу пришлось несколько иной по своим душевным качествам русский народ, чем он был в царское время, в эпоху того же митрополита Филарета (Дроздова). И хотя цель проповеди - приведение человека ко Христу на примере Его Угодника преподобного Сергия и место - Свято-Троицкая Сергиева Лавра - остались прежними, но время, обстоятельства и церковный народ изменились. Годы тотальной атеистической пропаганды наложили свой отпечаток на паству, особенно на молодежь. Эти глубинные сдвиги почувствовали составители книги проповедей митрополита Московского Филарета (Дроздова) «Приношение Сергию Радонежскому», изданной к 600-летию со дня его преставления попечением Братства прп. Иова Почаевского в Мюнхене в 1993 году.

http://ruskline.ru/analitika/2014/02/10/...

 В устной речи синонимами названий храмов и монастырей часто становились имена святых, которым они были посвящены, или же тех подвижников, которые прославились здесь. Паломники из простонародья шли к «киевским Угодникам», «соловецким чудотворцам» и т.д. Многочисленные подтверждения этому легко можно отыскать в русской художественной литературе, лучшие образцы которой донесли до нас живой разговорный слог богомольцев XIX столетия. Н.С. Лесков в повести «Евфим Ботвиновский» описывал маршрут паломника в Киеве «прежде поклоняется yciм святым Печерским, nomiм того до Варвары, а nomiм Макарию софийскому, nomiм вже геть просто мимо Ивана до Андрея и Десятинного и на Подол». Иван Шмелев в своем знаменитом  «Богомолье», отразившем детские впечатления от паломничества в Троице-Сергиеву Лавру устами юного рассказчика не раз повторял, что идет «к Сергию Преподобному».  Уже в XIX столетии вошли в обиход названия храмов и обителей, составленные из двух слов, разделенных дефисом: Спасо-Преображенский, Богородице-Рождественский, Иоанно-Богословский, Иоанно-Предтеченский. Это, в частности, позволяло отличать друг от друга те из них, что были освящены во имя соименных святых. Двойное название приходского храма указывало на то, в честь каких праздников или святых освящены его престолы: Николо-Богоявленский, Николо-Архангельский и т.д. Богатейшее собрание таких примеров являют названия старинных московских храмов. «Полное собрание исторических сведений обо всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России», вышедшее в свет в 1852 году, содержит перечень из более чем 600 названий, но среди них ни одного именования храма или монастыря, начинающегося со слова свято. Нет примеров подобного рода и в дореволюционной церковной периодике. В «Полном иллюстрированном описании всех православных русских монастырей Российской Империи» издания 1910 года, единственным примером именования такого рода являются Свято-Андреевский и Свято-Ильинский скиты на Афоне. В настоящее время наиболее устойчивым и общеупотребительным словосочетанием такого рода, является наименование Троице-Сергиевой Лавры Свято-Троицкой. Это единственное название, которое оправданно с богословской точки зрения, поскольку происходит от устойчивого термина Святая Троица. Слово свято в названии храма или обители применимо только в подобном случае, то есть, если  они освящены в честь Живоначальной Троицы или в честь Святого Духа. Но даже Лавра за шесть веков своего существования именовалась по-разному. В Житии преподобного Сергия, составленном преподобным Епифанием Премудрым, она именуется как «обитель Святыя Троицы». Преподобный Иосиф Волоцкий в одном из писем называл ее «Сергиев монастырь». «У Живоначальныя Троицы у вас, в Чудотворцеве в Сергиеве обители» писал лаврскому архимандриту Царь Михаил Феодорович.

http://pravoslavie.ru/1934.html

Все заметили: Сергиев Посад необыкновенно преобразился за те четыре года, в течение которых шла подготовка к торжествам. Стоит сказать и о необыкновенном преображении города за те четыре года, в течение которых шла подготовка к торжественным мероприятиям. Это отмечали и местные жители, не видевшие до этого столь впечатляющего размаха и масштаба работ, превративших Сергиев Посад в настоящий зеленый оазис: проложены прекрасные дороги, обустроены новые скверы, разложен аккуратный газон, введены в эксплуатацию автобусы (шатлы) для паломников с праздничной символикой в виде куполов, везде фонари, чистота и порядок - там, где еще недавно были ухабы, разруха и мусор. Хочется выразить огромную благодарность всем, кто организовал этот праздник, - не остался без внимания ни один кустик Сергиева Посада. Проделана действительно интенсивнейшая работа. А какой красавицей предстала перед взором посетителей жемчужина русской архитектуры - Свято-Троицкая Лавра ! Сказочно-былинный, любимый Русью вид ансамбля древней обители радостно сиял белизной, купола слепили своим блеском, светлая гармония храмового убранства подчеркивалась ликованием массы живых цветов - заботливо ухоженные алые, оранжево-розовые, белоснежные, бордовые, терракотовые и лиловые клумбы радовали глаз, а всё пространство вокруг веселило дух. Вообще то, какая атмосфера царила в Лавре, не поддается описанию, все слова тут бессильны. Сюда надо обязательно ехать, чтобы душой ощутить, прочувствовать благодатную гармонию этих святых мест. Впечатлили заботливо отреставрированные надкладезная часовня, Троицкий и Успенский соборы - в частности, обновленные уникальный иконостас Успенского храма с образами XVII-XVIII веков, а также росписи во внутренней отделке. Последний год насельники Лавры жили в состоянии непрерывного ремонта, но это было отрадно, по словам профессора Московской духовной академии Алексея Светозарского, поскольку привело к обновлению любимой многими древней обители. Весь Сергиев Посад и Лавра в эти дни символично пронизаны зеленым - цветом Пресвятой Троицы, Пятидесятницы , риз Божией Матери и святого Грааля (по преданию, выточенного из изумруда).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

I. проект регламента Собора, II. проект документа об обязанностях Секретариата, Редакционной и Мандатной комиссии; III. состав Секретариата, Редакционной и Мандатной комиссии; IV. проект программы и повестки дня Собора; V. кандидатуры председателей, секретарей и докладчиков рабочих групп на Соборе. ЖУРНАЛ 31 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О исполняющемся в будущем году 15-летии со дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. ПОСТАНОВИЛИ: Для подготовки и проведения празднования 15-ой годовщины со дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II образовать Синодальную комиссию в составе: Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий - председатель, Архиепископ Истринский Арсений, Епископ Егорьевский Марк, заместитель Председателя ОВЦС МП, Протоиерей Александр Ганаба, секретарь Московского епархиального управления, Протодиакон Владимир Назаркин, сотрудник ОВЦС МП, Пархаев Е. А., директор ХПП «Софрино» ЖУРНАЛ 32 СЛУШАЛИ: Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о состоявшемся с 15 по 28 мая 2004 года первом официальном визите в Россию Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Лавра. СПРАВКА: С 15 по 28 мая 2004 года Россию посетила официальная делегация Русской Зарубежной Церкви во главе с ее Первоиерархом митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром. Во время визита в Москву состоялись собеседования членов делегации Русской Зарубежной Церкви и делегации Московского Патриархата. Обеими сторонами было выражено желание преодолеть трагическое разделение российского народа, возникшее вследствие революции и Гражданской войны, и достигнуть восстановления евхаристического общения и канонического единства внутри единой Поместной Русской Православной Церкви. Во время пребывания в России члены делегации присутствовали на Патриарших богослужениях на Бутовском полигоне, при освящении храма Живоначальной Троицы на Борисовских прудах, посвященного 1000-летию Крещения Руси, а также в храме Большого Вознесения у Никитских ворот, посетили святыни Донского и Свято-Данилова моныстырей, Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. С 21 по 26 мая делегация совершила паломничество к святыням Екатеринбурга, Дивеево, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга и Курска. 27 мая состоялась встреча Святейшего Патриарха Алексия и митрополита Лавра с Президентом Российской Федерации В.В.Путиным. В беседе также принимали участие митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, архиепископ Берлинский и Германский Марк (Русская Зарубежная Церковь).

http://sedmitza.ru/lib/text/429529/

Предвидел ли великий историк возможность закрытия Лавры? Лампады над гробницей аввы Сергия погасли в 1920 году, и монашеская жизнь в обители прекратилась более чем на четверть века. За этот срок наша страна испытала такую ломку традиционных устоев жизни, претерпела столько разрушений и кровопролитий, тонула в таких потоках крови и слёз, что всего пережитого её населением хватило бы на столетия. Вместе с тем за годы, отделяющие Лавру от её закрытия в 1920 году до её возрождения в 1946 году, ещё не вымерло крещёное население, ещё не ушло целиком из жизни поколение, родившееся в конце XIX века, и хотя основная часть православного духовенства и иночества погибла в тюрьмах, лагерях и ссылках, в живых ещё оставались люди, начинавшие свой священнический и монашеский подвиг до революции или в начале двадцатых годов и доказавшие свою верность Христу подвигом исповедничества. Расстреляны митрополиты Владимир Киевский и Серафим Петроградский, но ещё живы после тюрем и ссылок последний настоятель Александро-Невской киновии архимандрит Гурий (Его­­­ров) и архимандрит Ермоген (Голубев), последний наместник Киево-Печерской Лавры. Расстрелян последний наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кронид, но жив ещё насельник старой Лавры архимандрит Доримедонт (Чемоданов); погиб в ссылке последний настоятель Гефсиманского скита игумен Израиль, но жив ещё его келейник иеродиакон Иосиф. Именно этим людям и им подобным, принимавшим монашеский подвиг в разных монастырях до их закрытия, Господь поручил стать закваской возрождающейся иноческой жизни в Лавре преподобного Сергия. В течение 1946 года их собралось в обители около двадцати человек, через год их насчитывалось уже сорок. И вновь, как и века назад, богомольцы текут и текут без перерыва в Троицкий собор к мощам печальника русской земли. В 2006 году возрождённая Лавра отмечала своё шестидесятилетие. Мало осталось тех, кто помнит Лавру 1946 года. Некоторые даже думают, что она и вовсе не закрывалась. Отец Иоанн Крестьянкин, бывший насельником обители с апреля по август сорок шестого, не дожил двух месяцев до исторической даты. И тем ценнее для всех, монашествующих, паломников и гостей Лавры, съезжающихся сюда со всех концов света, книга Галины Александровны Пыльневой “В Лавре преподобного Сергия. Из дневника (1946–1996)”, выпущенная в 2006 году издательством Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Галина Александровна впервые пришла в Лавру десятилетней девочкой в день Успения Божией Матери, в августе сорок шестого, и с тех пор в сердце её не угасает любовь к авве Сергию. Вот как сама она рассказывает о том впечатлении, какое произвела на неё Лавра: “Мы приехали в первый раз в Лавру на праздник Успения Божией Матери. Холод в соборе страшный Народу битком

http://pravmir.ru/hvalebnyiy-gimn-lavre-...

16. Воронин Н. Н. Зодчество северо-восточной Руси XIV–XV вв. В 2 т. Т. 2/Н. Н. Воронин. – М.: АН СССР, 1962. – С. 574. 17. Голейзовский Н. К. Исихазм и русская живопись XIV–XV вв./Н. К. Голейзовский//Византийский временник/АН СССР. – М., 1968.– Т. 29. – С. 126–167. 18. Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Жизнеописание преподобного Сергия. Путеводитель по Лавре. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007. – С. 466. 19. Голубцов Сергий , архиепископ. Воплощение богословских идей в творчестве преподобного Андрея Рублева/Архиепископ С. Голубцов //Богословские труды/Моск. патриархия. – М., 1981. – Т. 22. – С. 21–52. 20. Грабарь И. О древнерусском искусстве/И. Грабарь. – Москва: Наука, 1966. – Слово на Святое Крещение/Св. Григорий Назианзен //Добротолюбие. – М., 1889. – Т. 5. – С. 15–16. 21. Григорий Палама . Триады в защиту священнобезмолвствующих/св. Григорий Палама . – М.: Канон, 1995. – С. 384. 22. Григорий Синаит . Творения/Преп. Григорий Синаит . – М.: МакЦентр, 1999. – С. 160. 23. Демина Н. А. «Троица» Андрея Рублева/Н. А. Демина. – М.: Искусство, 1963. – С. 100. 24. Дмитриев Л. А. Роль и значение митрополита Киприана в истории древнерусской литературы/Л. А. Дмитриев//Труды Отдела древнерусской литературы/АН СССР. – М.; Л., 1963. – Т: Русская литература XI–XVII веков среди славянских литератур. – С. 215–254. 25. Древняя Русь как историко-культурный феномен/Г. Прохоров. – СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2010. – С. 320. 26. Жизнеописание достопамятных людей земли русской. – М.: Московский рабочий, 1992. – С. 336. 27. Житие преподобного Сергия Радонежского/Пер. со слав. – М.: Сов. писатель; Олимп, 1993. – С. 264. 28. Зайцев Б. Преподобный Сергий Радонежский/Б. Зайцев. – Париж: YMCA-Press, 1925. – С. 270. 29. Иоанн Дамаскин . Полное собрание творений. Т. 1/Св. Иоанн Дамаскин . – СПб.: Императорская С.-Петербургская Духовная Академия, 1913. – С. 466. 30. Иоанн Лествичник . Лествица/Прп. Иоанн Лествичник . – М.: Наука, 2008. – С. 552.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9 июня 1946 года Иван после пострига в рясофор с именем Иоанн был рукоположен епископом Мануилом в иеродиакона, а 14 января 1948 года в иеромонаха. В сентябре 1948 года богоборческие власти сослали архиепископа Мануила (Лемешевского) в мордовские лагеря, в Потьму. После ареста духовного отца осиротевший иеромонах Иоанн (Снычев) поступил в Саратовскую духовную семинарию, сразу во второй класс. По окончании семинарии он решил учиться дальше и в 1951 году поступил в Ленинградскую духовную академию. В 1955 году талантливый молодой пастырь окончил академию со степенью кандидата богословия и был оставлен профессорским стипендиатом на кафедре сектоведения. Внешнюю жизнь отца Иоанна можно описать в нескольких предложениях: помощник инспектора и преподаватель Саратовской духовной семинарии, священник и ключарь Покровского кафедрального собора города Куйбышева (ныне Самара). Игумен с 1961-го, архимандрит с 1964-го, епископ Сызранский с 1965-го. Хиротонию совершали митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков), митрополит Мануил (Лемешевский), архиепископ Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер), архиепископ Сурожский Антоний (Блум), епископ Волоколамский Питирим (Нечаев) и другие. В 1966 году — магистр богословия. В 1976 году — архиепископ. В 1988 году — доктор церковной истории. За этими скупыми строками стоит напряженная внутренняя духовная жизнь, молитвенный подвиг, ревностное пастырское служение. С 20 июля 1990 года владыка Иоанн — митрополит Ленинградский и Ладожский, с 1991 года — Санкт-Петербургский и Ладожский. Трудами и усердием митрополита Иоанна число действующих храмов в Санкт-Петербургской епархии увеличилось за пять лет (с 1990 по 1995-й) более чем в три раза. Были выстроены и открыты новые церкви и храмы при больницах, тюрьмах, роддомах, кладбищах. По благословению митрополита Иоанна в эти годы в епархии были открыты многие монастыри: Коневский Рождество-Богородичный монастырь, Зеленецкий Свято-Троицкий монастырь, Тихвинский Успенский монастырь, Свято-Троицкая Сергиева пустынь в Стрельне, а также Свято-Троицкая Александро-Невская лавра.

http://pravoslavie.ru/100229.html

В 1863 году, пылая любовью к преп. Сергию, он решил совершить пешком паломничество в Лавру этого преподобного. «Я скопил тогда три-четыре рубля на дорогу», – вспоминал о себе святитель, – отказавшись от чая, но откладывая кусочки сахара и продавая их, чтобы помочь родителям для этого путешествия. Когда настало благоприятное время, я стал просить отца и мать, чтобы отправиться в столь желанное странствование. Когда я услышал: «Знаем, сынок, что это дело доброе, да как же быть-то: ведь денег нет!» – я с торжеством выложил тогда пред ними свой «сахарный» капитал и – о радость! – я обезоружил их!На утро мы были уже в пути. 60 верст сделали в полутора суток.Вот пред нами открылась и святая Лавра во всей ее красоте. Вот поле, которое, по незнанию истории, конечно, родители мне назвали «Мамаевым». И в моем воображении уже пронеслась картина исторической битвы, о которой уже читал в житии угодника Божия. Вот собор – то покоище Сергиево, где почивает он в благоухании святыни. Что пережило тогда мое детское сердце – не пересказать». Окончив духовное училище, он поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1874 году первым учеником. Помня предсказание старца, он по смирению своему уклонился от поступления в духовную академию, которая вела к архиерейству. Он боялся, чтобы не исполнилось на нем это предсказание. Вместо академии юноша поступает в 1877 году послушником в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру и 12 марта 1880 года принимает постриг в монашество. 16 мая 1882 года рукоположен во иеродиакона, а 23 мая – во иеромонаха. В 1885 году возведен в звание соборного иеромонаха Ставропигиального Московского Донского монастыря. В 1892 году утвержден действительным членом учрежденного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, с исключением из Донского монастыря и возведен в сан архимандрита. В 1893 году – казначей Лавры. В 1901 году – председатель епархиального училища иконописания при Свято-Троицкой Лавре. В этот период своей деятельности он трудился над изданием «Троицких листков», «Троицкой библиотеки», «Божией Нивы», «Троицких цветков», «Троицкой Народной Беседы» и «Троицкого Слова».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

«Всё меняется не очень», сказал стихотворец, наш современник. И в самом деле: вот что писал в 1632 г. митрополит Исаия Копинский Московскому Патриарху: «Благочестивых князей нет, благородных вельмож оскуде, все от Восточного Православия на Запад уклонишася, едва кто уже от худых и не славных при благочестии и православной вере обретается». Вот именно им – «худым и не славным» – крестьянам, ремесленникам, купцам, духовенству выпало бороться с влиянием иезуитов, особо активизировавшихся в то время. Духовным стержнем, символом этой борьбы и стал игумен Почаевской обители — преподобный Иов. Он жил в годы, когда на западных ее окраинах православный народ Волыни и Галиции подвергся церковным и политическим притеснениям со стороны польско-литовских магнатов. Преподобный Иов был свидетелем Брестской унии 1596 г. и последовавшего за ней неудержимого наступления католичества, а также все возраставшего влияния протестантизма. Будучи игуменом монастыря и пользуясь огромным духовным авторитетом, преп. Иов использовал все свои возможности для борьбы с инославными и еретическими влияниями на народное сознание, для укрепления Православия. Статус лавры Почаевский монастырь получил много позже священной борьбы преп. Иова. Всего у Русского Православия — пять лавр. Две, обе Свято-Троицкие, находятся на территории Российской Федерации — СергиеваСергиевом Посаде, Лаврой является с 1744 г.) и Александро-Невская (в Санкт-Петербурге, Лавра — с 1797 г.). И три — на Украине. Киево-Печерская Лавра (статус получен в 1598 г.) является, как указали святые отцы, наряду со Святой горой Афон, Иверией и Дивеевым, одним из четырех уделов Богородицы на Земле. Не случайно на Юге Руси, то есть на территории нынешней Украины, все Святые Лавры — и Киевская, и Почаевская (статус с 1833 г.), и Святогорская (с 2004 г.) — посвящены Успению Богородицы, нашей покровительницы и заступницы. Неслучайные, как видим, разворачиваются и битвы на святых русских надднепровских холмах… Нашим врагам униатам (греко-католикам) — палец в рот не клади. Любое молчание они расценивают как слабость и сразу начинают наглеть. Кто-то из «восточников» Украины экстремально, но небезосновательно называет это «синдромом давно не битой морды». Неопровержимый факт: при правлении В. Ющенко в Киеве впервые в истории униаты выстроили свой кафедральный храм на левом берегу Днепра, в Дарнице. Их кардинал Святослав Шевчук горделиво называет себя «патриархом» (хотя такого статуса в Ватикане нет!), возможно, ему не дают покоя «титулы» такого же самозванца, Филарета (Михаила Денисенко), самовозглавившего некий «киевский патриархат».

http://pravoslavie.ru/67401.html

Еще одна тема – это паломничество на Афон. Как известно, обители этой «монашеской республики» в Греции находятся в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Наши паломники могут посетить Святую гору, побывать в храмах, пообщаться с насельниками обителей, приложиться к святыням, но участвовать в Таинствах, в том числе исповедоваться и причащаться, там не следует. Тем, кто хочет совершить благочестивое путешествие к святыням, не следует забывать о наших древних обителях, таких как Валаамский и Соловецкий монастыри, которые порой именуют Северным Афоном, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Успенская Киево-Печерская Лавра, где можно не только увидеть красивые храмы и познакомиться с монашеским укладом жизни, но и принять участие в богослужении и приобщиться Святых Христовых Таин. Как Вы прокомментируете недавнее высказывание Патриарха Константинопольского Варфоломея о том, что он «решает украинскую церковную проблему на основе права, которое ему дали канонами священные Соборы», и что «нравится это братьям нашим русским или не нравится, рано или поздно они последуют за решением, которое примет Константинопольский Патриархат, потому что у них нет выбора»? – Претензии на некие «канонические привилегии Константинопольского Патриарха принимать апелляции архиереев и клириков из всех автокефальных Церквей», на которые ссылается Патриарх Варфоломей в попытке оправдать противоречащее церковным установлениям вторжение на каноническую территорию нашей Церкви, не имеют под собой основания. Эта тема была очень подробно рассмотрена в принятом 15 октября заявлении Священного Синода Русской Православной Церкви. В документе отмечается, что такие ссылки опровергаются практикой решений Святых Вселенских и Поместных Соборов и толкованиями авторитетных канонистов византийского и нового времени. «Присвоение себе полномочий отмены судебных и иных решений других Поместных Православных Церквей — лишь одно из проявлений нового ложного учения, провозглашаемого ныне Константинопольской Церковью и приписывающего Патриарху Константинопольскому права «первого без равных» (primus sine paribus) со вселенской юрисдикцией», – говорится в документе. Попытки Константинопольского Патриарх усвоить себе статус «православного Папы Римского», который мог бы диктовать свою волю в вопросах межцерковного взаимодействия, вмешиваться в дела других Поместных Церквей на их территории, ломают многовековую каноническую традицию, на которой зиждется церковное бытие.

http://mospat.ru/ru/news/46991/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010