История Пульс русской истории Свято-Троицкая Сергиева лавра – духовное сердце России, подлинная жемчужина православной культуры. Этот известный центр христианства был основан в XIV столетии одним из самых почитаемых и любимых на Руси святых – преподобным Сергием Радонежским. За семь столетий своей истории пустынный скит превратился в поражающую красотой и величием Лавру. Ее история – это часть истории Русской Церкви, неотделимой от истории Российского государства. Вместе с тем Лавра преподобного Сергия – не только исторический памятник мирового значения, но и крупнейший мужской монастырь в России. Интервью Игумения Олимпиада (Баранова): «Монашество – это непрерывное общение с Богом» Настоятельница Покровского Хотькова монастыря игумения Олимпиада (Баранова) – о благодатной помощи небесных покровителей монастыря преподобных Кирилла и Марии, юбилейных торжествах в честь 30-летия возрождения монашеской жизни в обители, монастырских традициях, «царском» крестном ходе в Троице-Сергиеву лавру «От Государя к Преподобному», девичьем пансионе при монастыре, а также – о молитве как главном призвании монаха. Интервью подготовила Инга Абрамова. История Покровский Хотьков женский монастырь В 2024 году Покровскому Хотькову монастырю исполняется 716 лет. Также обитель отметит две важные даты: тридцать два года возрождения монашеской жизни после разорения и 687 лет со дня кончины небесных покровителей обители преподобных Кирилла и Марии, Радонежских и Хотьковских чудотворцев. В течение веков множество паломников притекает в Хотьков монастырь к раке с чудотворными мощами достохвальной четы за их родительским благословением – «честнаго супружества и попечения о чадех доброго образа», как они прославляются в акафисте. И в наши дни верующими соблюдается благочестивая традиция: перед посещением Лавры помолиться у мощей родителей преподобного Сергия. Интервью Игумен Алексий (Горлычев): «Монастырь – это вся моя жизнь» Благочинный монастырей Сергиево-Посадской епархии, наместник Николо-Пешношского монастыря игумен Алексий – о редких иконах, семи храмах и девяти престолах обители, ежевечернем крестном ходе братии с образом Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» и связи иконы с чудесным спасением царской семьи во время крушения поезда в 1888 году; о намоленности Радонежской земли, преподобном Мефодии и блаженном Ионе Пешношских; жизни монастыря в наше время, знаменитых пешношских пирогах и духовной жажде современного человека. А также о том, почему обитель называют «медвежий угол». С игуменом Алексием беседовала Юлия Горбачевская.

http://azbyka.ru/news/vyshel-v-svet-novy...

Кроме того, положительный опыт возвращения храмов в составе монастырских комплексов, закрепленных в советские годы за музейными учреждениями, имеется во многих регионах России. Примером тому являются Новодевичий монастырь в Москве, Свято-Троицкая Сергиева Лавра и др. Странно и даже дико звучат тиражируемые в СМИ предположения, что необходимо, к примеру, демонтировать и куда-то перевозить надгробные плиты и памятники, захороненных в Благовещенской церкви знаменитых людей России. Их присутствие в храме не мешало совершению богослужений до революции, не станет препятствием и впредь. Александро-Невская Лавра готова полностью взять на себя уход за захоронениями, а также обеспечение сохранности памятников Благовещенского храма и будет осуществлять его строго по музейным правилам. У монастыря есть для этого и специалисты, и технические возможности. Монастырь уже в течение двух последних лет за свой счет обеспечивает отопление здания Благовещенской церкви, находящейся в управлении музея. Важно также отметить, что исторически на территории Лавры Благовещенская церковь была не единственной церковью, являвшейся одновременно усыпальницей. Двухэтажная Федоровская церковь-усыпальница, симметричная Благовещенской, построенная в более поздний период, возвышается в юго-восточном углу монастырского ансамбля. Погребения в церкви производились с 1806 г. до начала XX в. Здесь хоронили в основном представителей грузинских княжеских родов, а также духовенства. Из Федоровской церкви происходит эпитафия царевича Т. Багратиони, выдающегося грузинского литератора, а также надгробный знак митрополита Евгения Булгара, известного греческого эрудита и духовного писателя, одного из создателей новогреческого литературного языка. В 1930-е годы интерьеры храма были уничтожены, в здании разместили рабочее общежитие и считалось, что надгробия безвозвратно утрачены. После передачи здания церкви в пользование монастырю была начата сложная научно-реставрационная работа, в результате которой были обнаружены надгробные плиты, сокрытые в советские годы под забетонированным полом. Монастырю удалось установить имена погребенных в усыпальнице, которых насчитывается 130 человек, восстановить надгробные плиты. Восстановление Федоровской церкви в своем историческом виде близится к завершению. Вскоре начнется регулярное совершение богослужений, однако судьба этого храма (не многим по своему назначению отличающегося от Благовещенской церкви) у группы людей, позиционирующих себя как ревнителей сохранения культурного наследия и выступающих против передачи Благовещенской церкви, почему-то не вызывает никакого интереса или опасений за его сохранность.

http://religare.ru/2_107096.html

Свято-Троицкая Сергеева Лавра, в 60 верстах от Москвы, в Дмитровском уезде, недалеко от бывшего древнего города Радонежа (в настоящее время село Городок, в 14 верстах от Лавры, по направлению к Москве), в Сергиевском посаде, около железнодорожной станции Сергиево. Основана преподобным Сергием Радонежским (см. 25 сентября). По мере возрастания славы преподобного Сергия, как подвижника, возрастала и слава его обители. Получив известность, монастырь «иже в Маковце» (первоначальное наименование его от положения на горе, округленной с трех сторон), стал устраиваться и расширяться. После кончины преподобного Сергия мирно возраставшая обитель была в 1408 году сожжена татарским ханом Едигеем, но, менее нежели через 3 года, была возобновлена и восстановлена. В XV веке, особенно после открытия мощей преподобного Сергия (см. 5 июля), обитель уже владеет селами, угодьями и вотчинами, жалованными от великих и удельных князей, и начинает весьма благоустраиваться и процветать. Она становится «богомольем» русских государей, куда они часто отправлялись пешком, чтобы поклонится святым мощам преподобного, и щедро благотворили обители. В 1561 году Троицкий монастырь, возведенный на степень архимандрии, был поставлен выше всех прочих монастырей Московской митрополии. В начале XVII века сокровища монастыря, собранные веками, и усилия иноков вместе с патриархом поддержать в Москве верность народа избранному царю Шуйскому привлекают к себе польские шайки Лжедмитрия II под начальством Сапеги и Лисовского. В 1608 году, 23 сентября, войска польские и литовские, с русскими приверженцами самозванца, разбив высланное против них войско Московское между Рахмановым и Воздвиженским, обложили монастырь численностью до 30000 человек, при 63 орудиях. Число же защитников было невелико: в нем было 300 человек братии и отряд войска в 500 человек, присланный царем Василием Шуйским, под начальством князя Григория Борисовича Долгорукого-Рощи и Алексея Ивановича Голохвастова; кроме того, были еще в монастыре слуги и жители окрестных селений, успевшие укрыться в нем. Всех защитников монастыря было 3000 человек. Обыкновенные человеческие средства защиты не обеспечивали обители: она не могла положиться ни на число воинов, ни на крепость стен, которые в некоторых местах были «утлы» (то есть худы от ветхости), ни на довольство запасов. Только благодаря молитвам и заступничеству пр. Сергия, обитель стойко выдержала 16-ти месячную осаду (с 23 сентября 1608 года — 12 января 1610 года), мужественно отражая все приступы неприятеля и нанося ему урон частыми вылазками. Сильно пострадав от осады, монастырь был окончательно восстановлен в конце XVII века. В 1688 году он был сделан патриаршиею ставропигией; в 1702 году поставлен вторым по Киево-Печерском; в 1744 году, 8 июня, было утверждено за ним наименование Лаврою.

http://sobory.ru/article/?object=00497

Бычков В.В. Византийская эстетика в XIII – XV вв.//Культура Византии: XIII – первая половина XV в. – М.: Наука, 1991. С.436, 437. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. – Киев, 1991. С.378. Василий (Кривошеин). Богословские труды. – Нижний Новгород, 1996. С.26, 49–50. Василий, схимонах. Предисловие, или предпутие хотящим чести книгу иже во Святых Отца нашего Григория Синаита//Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского. – Свято–Введенская Оптина пустынь, 2001. (Репринт издания 1847 г.). Горянов Б. Григорий Синаит//Философская энциклопедия/Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970.  Горянов Б.Т. Религиозно–полемическая литература по вопросу об отношении к латинянам в Византии XIII–XV вв.//Византийский временник. –  М.,  1956. – Т. 8.  Добротолюбие. – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1993. –  Т. 5. Иванов С.А. Византийское юродство. – М.: Международные отношения, 1994 .   История эстетической мысли: Становление и развитие эстетики как науки: В 6–ти томах. Т. 1: Древний мир. Средние века/Ред.составитель Бычков В.В. – М.: Искусство, 1995 .    Киприан (Керн). Литургика: Гимнография и эортология. – М.: Крутицкое патриаршее Подворье, 2000. С.84. Концевич И. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. – М., 1998.  – Гл. 2, п.4. Мистика на Востоке//Энциклопедия мистицизма. – СПб.: Литера, 1994.  Оболенский Д. Византийское содружество наций: Шесть византийских портретов/Пер. с англ. – М.: Янус, 1998. С.319–321. Острогорский Г.А. Афонские исихасты и их противники. (К истории поздне–византийской культуры)//Записки Русского научного института в Белграде. – 1931. – Вып.5. Петр (Пиголь), игумен. Преп. Григорий Синаит и его духовные преемники. – М., 1999. Плакида (Дезей), архим. " Добротолюбие " и православная духовность. М.: Православный Свято–Тихоновский гуманитарный университет, 2006. Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Т. III: Святой Восток. – Части 2 и 3. – М.: Православная энциклопедия, 1997. (Репринт). – С. 316.

http://bogoslov.ru/person/2714366

«Ведь что такое мое послушание? – говорил он. – Я, словно хранилище, куда люди все свое горе складывают...» Рассказывал мне батюшка и историю своего пострига. Занимался он торговлей и много лет был под руководством старца Варнавы, подвизавшегося в пустыни Свято-Троицкой Сергиевой Лавры под Москвою. Когда пришло время принимать монашество, он собрался ехать в Гефсиманский скит, чтобы спасаться там подле могилы своего наставника. Отец Варнава скончался коленопреклоненным в алтаре у престола. Во время разгрома Свято-Троицкой Сергиевой Лавры богоборцы хотели выкопать гроб отца Варнавы, но не смогли – он уходил вглубь земли. Так целость мощей праведника не была нарушена. Много рассказывал лаврский духовник о батюшке Варнаве. Он являлся отцу Серафиму во сне и укреплял его во время тяжелых внутренних браней. ...Готовясь к отъезду, подвижник был на трапезе у владыки Вениамина в Александро-Невской Лавре. Владыка был задумчив в течение всего обеда. После трапезы, когда они остались вдвоем, митрополит строго посмотрел на него и спросил: «Так вы окончательно решили ехать? Не хотите ли все-таки остаться у нас в Лавре?» «Что-то вдруг, – рассказывал старец, – поколебалось у меня в душе. Невольно опустился я на колени: Благословите, Владыка, принять постриг у вас в Лавре». Так и остался я под покровом святого благоверного князя Александра Невского. Свято-Троицкая Сергиева Лавра почти тотчас же была разгромлена. Мы же все еще здесь спасаемся». Старенький и болезненный, спал он на узком, коротком деревянном сундуке, прикрытом потертым ковром. Перед принятием схимы видел лаврский монах во сне преподобного Серафима, имя которого должен был носить. Как наяву он постучался тогда в окошечко лесной кельи преподобного. Тот открыл, и они долго беседовали. После пострига в схиму по благословению епископа Григория отец Серафим нес тяжелые подвиги, которые можно сравнить только с подвигами древних иноков-пустынножителей. Тихий и ласковый, он никогда не отступал от рассказанного, поста нарушать никому не разрешал. Порою кротко, но твердо призывал своих чад духовных на трудные подвиги. Послушания требовал полного...

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Игнатия монахиня. Гимнографическое творчество преподобного Андрея Критского//Богословские труды. – 1984. – Сб. 25. Игнатия монахиня. Церковные песнотворцы. – М.: Московское подворье Свято–Троицкой Сергиевой лавры, 2005. –  С. 116 – 167. Кедров Н. Канон великий. Творение св. Андрея Критского Иерусалимского. Славянский текст с русским переводом. – М., 1915. Киприан (Керн). Литургика: Гимнография и эортология. – М.: Крутицкое патриаршее Подворье, 2000. С.78. Кириллин В.М. " Великий покаянный канон " св. Андрея Критского по древнерусской рукописи первой половины XIV в.//Ежегодная Богословская конференция Православного Свято–Тихоновского Богословского института. – М., 1998. Кротов Я. Предисловие//Великий канон святого Андрея Критского. – М.: Вера и мысль, 1993. Мирри А., Балаховская А. Андрей Критский//Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2002. – Т. 1.  Ольга (Володина). Музыкальная культура Византии. –  М.: Сретенский монастырь; Новая книга, 1998. с.55–56. Пакостский Г. Благочестивое говеющих занятие, или Канон Андрея Критского иерусалимита, преложенный стихами церкви святых равноапостольных царей Константина и Елены, что при Градских Богадельнях, лишенным зрения Священником Гавриилом Пакостским. – СПб., 1829. Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.   2065. Сергей Правдолюбов, прот., Никифорова А.Ю., Лосева О.В., Романенко Е.В., Луковникова Е.А. Андрей, свт. Критский//Православная энциклопедия/Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия», 2000 – 2006. – Т. II.  Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Т. III: Святой Восток. – Части 2 и 3. – М.: Православная энциклопедия, 1997. (Репринт). – С. 252 – 253, 429 – 430. Скабаланович М.Н. Толковый типикон. – М.: Паломник, 1995. – Вып. 1. (Репринт). С.368–372. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопений греческой церкви: (Репринтное издание). – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С.195–200.

http://bogoslov.ru/person/2597470

Ныне глава святителя Нектария и основная часть его мощей хранятся в серебряных раках в часовне у Троицкого храма, малые же их частицы розданы как благословение многим церквам в Греции и за ее пределами 322 . Обстановка кельи святого в Свято-Троицкой обители ныне имеет следующий вид: икона Божией Матери, перед которой он постоянно молился, письменный столик, кровать; умывальник и небольшой платяной шкаф, подаренные матерью. Здесь же находится витрина с личными вещами. Среди них крест, четки, монашеская скуфья, домашние туфли и губки, привезенные ему в знак благодарности местными ловцами, которые перед своим трудным и опасным промыслом приходили к святителю за благословением или испрашивали его на расстоянии. В той же витрине выставлен университетский диплом на имя иеродиакона Нектария Кефаласа, фотографии и т. п. В другом помещении хранятся священные одежды Пентапольца. Из вещей его, подаренных игуменией Ксенией на другой день после похорон архимандриту Пантелеимону Фостинису, архиерейский посох, дикирий и трикирий были впоследствии возвращены им на Эгину, а ряса пожертвована Свято-Нектариеву монастырю, что в Гаргиттосе (Аттика). Несколько лоскутов архиерейского саккоса в 1929 году переданы Герасиму Менаясу, некогда известному химику, который в то время проводил монашескую жизнь при келлии Святого Василия на Афоне. 321 Προκειμνου ν γνουν κποιες διαρρυθμσεις. Ср. текст X. Василопулоса: «Митрополит Нектарий был похоронен, если можно так сказать, на скорую руку, потому что настоящая усыпальница еще не была готова. Через пять месяцев должны были достроить новую усыпальницу, куда собирались перенести останки святителя». Василопулос X. Святитель Нектарий Эгинский . Жизнеописание. Акафист. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003. Стр. 50. – Перев. 322 Согласно закону, владельцами останков святого считались его родственники. Впоследствии они передали свои права на них Троицкому монастырю, что засвидетельствовано нотариальным актом. Читать далее Источник: Димитракопулос Софоклис. Нектарий Пентапольский – святой наших дней/Пер. с новогреч. яз. Ю. С. Терентьева. – Саратов: Издательство Саратовской митрополии, 2012 г., с. 415, с фотоилл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

В Ризнице Троице-Сергиевой Лавры хранятся уникальные экспонаты: иконы, рукописные и старопечатные книги, произведения лицевого и орнаментального шитья, изделия из золота и серебра. Источник преподобного Сергия Радонежского «Гремячий ключ» находится вблизи деревни Взгляднево (недалеко от деревни Малинники). Святой воды можно набрать также в Надкладезной часовне и под сенью из креста на Соборной площади , на источниках преподобного Саввы Сторожевского за северной стеной монастыря и святителя Николая Чудотворца за Келарскими прудами . Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: 141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра Справочные телефоны по общим вопросам: Телефоны Духовной академии и семинарии: Официальный сайт Московской духовной академии Электронная почта: Проезд: Время в пути - полтора часа. От вокзалов до Лавры можно дойти пешком. Паломнику [ править править код ] Богослужения [ править править код ] Расписание Исповеди и богослужений можно посмотреть на официальном сайте монастыря . Расписание обновляется каждую седмицу . Трудникам и волонтёрам [ править править код ] Желающим потрудиться в Лавре: Гостиницы [ править править код ] Старая гостиница Лавры: Вознесенская гостиница: Паломническая гостиница при Воскресенском Подворье: В гостиницах запрещено курение, распитие спиртных напитков, прослушивание громкой музыки в любое время. Трапезные [ править править код ] Кроме того на территории Лавры находятся два небольших кафе, где можно быстро и недорого перекусить. Экскурсии [ править править код ] Заказать экскурсию по Лавре и узнать об условиях ее проведения вы можете по телефонам Паломнического центра. Туристы и паломники, путешествующие самостоятельно, могут заказать экскурсию по Лавре в составе группы или индивидуально. Также можно заказать аудиогид. Экскурсии по Ризнице проводятся со среды по воскресенье с 10 до 16 часов (кроме последней пятницы каждого месяца). Телефоны паломнического центра: +7 496 540 57 21 , +7 910 471 01 70 , +7 496 541 56 78

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкая...

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Интервью Епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл: «Монахи – лучшие ученики Христа» Наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры в беседе с выпускающим редактором «МВ» Христиной Поляковой рассказал о значении обители в истории России, наследии преподобного Сергия и его учеников, о дореволюционных и новых лаврских традициях, реставрации древних соборов, «Троице» преподобного Андрея Рублева, старчестве и ученом монашестве, а также – о специфике устроения духовной жизни в Лавре. История Монашество северного Подмосковья Сергиево-Посадская епархия относительно молодая. Однако история ее монашества древняя и почтенная. Расцвет иноческой жизни на этой земле связан с именами преподобного Сергия Радонежского и его учеников. Строго говоря, отсюда пошло среднерусское монашество. Среди святых епархии, прославленных в лике преподобных, немало подвижников, которые почитаются во всех концах Святой Руси. В первых рядах следует назвать преподобных Сергия (и птенцов его гнезда), Никона Радонежского, Савву Сторожевского, Афанасия Серпуховского, Мефодия Пешношского, родителей святого Сергия схимонахов Кирилла и Марию, старца Варнаву Гефсиманского , Антония (Медведева). В годы гонений на Церковь просияли священномученики Серафим (Звездинский) и Николай (Крылов), преподобноисповедница Параскева (Матиешина) и множество мучеников и исповедников, имена которых знает только Господь. Статью подготовила Елена Владимирова. Духовная география Монастыри земли Радонежской Краткий путеводитель по монастырям и монастырским подворьям Сергиева Посада, Хотькова, Дмитрова с информацией для паломников: адрес, телефон, сайт, соцсети, как доехать, список святынь, реквизиты для пожертвований Интервью Архимандрит Захария (Шкурихин): «Монашество – царская печать» Насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, духовник лаврской братии, прихожан и паломников архимандрит Захария (Шкурихин) в интервью Христине Поляковой и Илье Абрамову пояснил, в чем состоит служение духовника монастыря, поделился особенностями духовной жизни в таком крупнейшем монастыре, как Лавра преподобного Сергия, ответил на вопросы, является ли монашество таинством и действительно ли во время монашеского пострига постригаемому прощаются прежде содеянные грехи.

http://azbyka.ru/news/vyshel-v-svet-novy...

местами, так и теми, которые знают о них лишь по описаниям наших паломников, доступных их понима­нию. При этом невольно приходит мысль о переиздании всех наших древних паломников собственно для народного чтения (с пояснительными примечаниями того, что есть в тексте ошибочного по вине самого паломника или переписчиков его сказания) – теми, которые действительно могут и желают дать в руки нашего грамотного люда давно уже излюбленное им чтение своих «природных русских классиков», к числу которых бесспорно принадлежат все наши паломники, начиная с игумена Даниила и кончая незабвенным пешеходом-иноком Василием Барским. Архимандрит Леонид. Свято-Троицкая-Сергиева лавра, Декабрь, 1880 года. Повесть и сказание о похождении во Иерусалим и во Царьград со иерусалимским патриархом Паисем Троицкого Сергиева монастыря черного дьякона Ионы, по реклому маленького и о возвращении его оттуда в богоспасаемый и славный в царствующий великий град Москву. В лета 7157 (1649) году месяца марта в... день приезжал в Московское государство из Палестины от святаго гроба господня Иерусалимский патриарх Паисея к благочестивому и христолюбивому великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия Руси для милостыни. И ево государевым повелением Иерусалимский патриарх был в дому живоначальные Троицы у великих чюдотворцов Сергия и Никона во святый и великий пост. И в то время мне грешному и недостойному и последнему во всех мнисех иноку Ионе работающу священнодьяконская в дому пресвятыя Троицы, и случися патриарху ходити по церквам молитися. И егда вниде в церковь успения пресвятыя Богородицы, мне же недостойному держащу его под руку и указующу ему той церкви строение и в ней службы, он же глагола ми тако: «ты указуеши ми церковь , аз же ти укажу тако и гроб пресвятыя Богородицы, аще ли восхощеши». Аз же ему поклонихся до земли и целовав ево руку. И от того часа прийде ми велие желание и восхотев видети святый град Иерусалим, ово же и научения ради греческаго языка и грамоты; он же даде ми слово, еже довезти до гроба господня. И возвратися патриарх в царствующий град Москву, аз же убогий остался в обители живоначальные Троицы. И того ж году, великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа великия Руси, был в дому живоначальные Троицы в день пятдесятный. И я грешный дерзнул у государя милости просить об отпуске в Иерусалим. И милосердый государь царь пожаловал, поволил мне убогому желание свое совершити. И по ево государеву указу отпущен я со иерусалимским патриархом и пойдоша от царствующаго града Москвы в путное шествие мая в 10 день, на память святаго апостола Симона Зилота.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010