Прошло десять лет. Я, как видите, остаюсь, слава Богу, жив и здоров». В это время мы приехал на место, куда мне было нужно. Когда я стал расплачиваться с извозчиком, он отказался принять от меня деньги, говоря: «Нет, батюшка, денег я с тебя не возьму, так как ты служишь угоднику Божию, моему отцу и благодетелю» Преподобномученик  Кронид (Любимов). Беседы, проповеди, рассказы. Троицкий листок Преподобномученик Кронид (в миру Константин Петрович Любимов) родился 13 мая 1859 года в семье псаломщика сельской церкви. В 1877 году, не окончив курса в Волоколамском духовном училище, поступил послушником в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Был назначен келейником наместника архимандрита Леонида – ученика Оптинских старцев. Как и другие насельники, послушник Константин окормлялся у духоносных старцев, в том числе у знаменитого затворника Зосимовой пустыни иеросхимонаха Алексия (Соловьева). В 1889 году был рукоположен в сан иеродиакона, а в 1892 году состоялась его священническая хиротония. Исполнял послушание смотрителя литографии и фотографии, с 1896 года усердно трудился в звании смотрителя Московского епархиального училища иконописи. В 1905 году иеромонах Кронид был назначен экономом Санкт-Петербургского Троицкого подворья и много сделал для его восстановления. В это время он неоднократно общался с будущей преподобномученицей Елизаветой Федоровной. 9 января 1915 года Святейший Синод Русской Православной Церкви назначил архимандрита Кронида наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Осенью 1918 года началась конфискация имущества Троицкой обители, а в 1919 – кампания по вскрытию святых мощей. Наместник Лавры неоднократно обращался к представителям новой власти с просьбой не допустить бессмысленного кощунства. Однако, несмотря на протесты верующих, освидетельствование мощей Преподобного Сергия все же состоялось. Затем на протяжении нескольких месяцев братию Лавры выселяли из обители. Окончательно Лавра была закрыта 7 мая 1920 года. Отец Кронид некоторое время оставался старостой охраны Лавры, а затем жил в Гефсиманском и Параклитовском скитах, у Кокуевского кладбища в Сергиевом Посаде. Он продолжал оказывать поддержку монашеской братии Лавры. 11 октября 1937 года органами государственной безопасности против архимандрита Кронида было возбуждено уголовное дело. Вместе с группой монашествующих он был приговорен к высшей мере наказания и 10 декабря расстрелян на полигоне НКВД в подмосковном лесопарке Южное Бутово.

http://pravmir.ru/chudnaya-povest-blagog...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

19. Василий Великий , свт. Беседы//Творения. Ч. IV. М.: Типография Августа Семена, 1846. Репринт: М.: Паломник, 1993. 20. Василий (Родзянко) , еп. Теория распада вселенной и вера отцов. М., 1996. 21. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление//Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. 22. Вигуру Ф. Руководство к изучению Библии. Т. I. Рус. перевод. М., 1897. 23. Владимир Киевский, свщмч. Где истинное счастье: в вере или неверии? М., 1998. 24. «Вся премудростию сотворил еси…» Труды семинара ПСТГУ «Наука и вера». Выпуск 1. М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. 25. Григорий Богослов , свт. Творения. Т. 1–2. Троице-Сергиева Лавра, 1994. 26. Григорий Нисский , свт. Об устроении человека. СПб.: Аксиома, 1995. 27. Григорий Нисский , свт. Творения. М., 1862. 28. Григорий Палама , свт. Беседы (омилии). Ч. 1, 2. М.: Паломник, 1993. 29. Григорий Палама , свт. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М.: Канон, 1995. 30. Дамаскин (Христенсен), иером. Не от мира сего. Жизнь и труды о. Серафима (Роуза) Платинского//М., 2001. 31. Данилевский Н.Я. Дарвинизм. Критическое исследование. Т. I. Ч. 1. СПб., 1885. 32. Дарвин Ч. Происхождение видов. М.: Гос. изд-во с.-х. лит., 1952. 33. Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор. М., 1953. 34. Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1909. 35. Димитрий Ростовский , свт. Летопись. М., 1998. 36. Дионисий Ареопагит , сщмч. Божественные имена//Мистическое богословие. Киев., 1991. 37. Дионисий Ареопагит , сщмч. О божественных именах. СПб., 1994. 38. Добротолюбие. Т. 1–5, М., 1895. 39. Догматические послания православных иерархов XVII–XIX веков о православной вере. М., 1900. 40. Дорофей авва, прп. Душеполезные поучения. Изд-во СвятоУспенского Псково-Печерского монастыря, 1994. 41. Евангелие от Марка с беседами прот. Алексея Уминского. М.: Никея, 2013. 42. Ефрем Сирин , прп. Толкование на книгу Бытия//Творения. Т. 6. Сергиев Посад, 1901//Репринт: М., 1995. 43. Ефрем Сирин , прп. Творения. Т. 2. Сергиев Посад, 1901//Репринт: М., 1995. 44. Ефрем Филофейский. Моя жизнь со старцем Иосифом. Москва–Ахтырка: Ахтырский Свято-Троицкий монастырь, 2012.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

23.Справочная книга «Весь Петербург». Издания с 1892 по 1913. 24.Справочная книга «Весь Петроград». Издания с 1914 по 1917. 25.Православная семья. СПб. 1996. 26.Епископ Варнава (Беляев) . Основы искусства святости. Нижний Новгород. 1995. 27.Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания. Калуга. 1895. 28.Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского . М. 1889. 29.Итог первого десятилетия. Очерк деятельности Общества для распространения коммерческих знаний в России с 1889 по 1899 годы с приложением списка членов Общества. СПб. 1899. 30.Счетоводство. СПб. Издания с 1888 по 1904. 31.Устав Общества для распространения коммерческих знаний в России. СПб. 1889. 32.Отчет о деятельности Общества для распространения коммерческих знаний в России и состоящих при нем Высших Коммерческих курсов с 1895 по 1896. СПб. 1896. 33.То же с 1896 по 1897. СПб. 1897. 34.То же с 1897 по 1898. СПб. 1898. 35.То же с 1898 по 1899. СПб. 1899. 36.То же с 1899 по 1900. СПб. 1900. 37.То же с 1900 по 1901. СПб. 1901. 38.То же с 1901 по 1902. СПб. 1902. 39.То же с 1902 по 1903. СПб. 1903. 40.То же с 1903 по 1904. СПб. 1904. 41.То же с 1904 по 1905. СПб. 1905. 42.Игумен Никон. Письма духовным детям. Рига. 1994. 43.Небесный покров над нами. Слова епископа Феофана. СПб. 1996. 44.Об искушениях, скорбях, болезнях и утешении в них М. 1994. 45.Святой Иоанн Кронштадтский . Золотые слова. СПб. 1996. 46.Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. СПб. 1893. 47.Архиепископ Никон (Рождественский) . Меч обоюдоострый. Из «Троицкого слова» 151–200.1913. 48.Святой Иоанн Кронштадтский . Новые грозные слова «О страшном поистине Суде Божием, грядущем и приближающемся», 1906–1907 годы. М. 1993. 49.Канон Великий. Творение святого Андрея Критского . М. 1915. 50.Архиепископ Иоанн Сан-Францисский. Избранное. Петрозаводск. 1992. 51.Отечник, составленный епископом Игнатием (Брянчаниновым) . СПб. 1891. 52.Четвертый удел Богородицы. М. 1992. 53.Одна ночь в пустыне Святой Горы. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1993.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

В центре Троице-Сергиевой Лавры находится огромная колокольня. Она была построена в 1740 – 1770 гг. и является одной из самых высоких в России. Созывает на службу всех обитателей города Сергиева Посада 72-тонный «царь-колокол». Самый большой из отлитых в России, а также самый крупный колокол в мире из тех, которые могут звонить. Говорят, что музыка услаждает слух, а колокольный звон душу. 72-тонный «царь-колокол» душу будоражит, выворачивает, бьет как набат по твоим мыслям. И ты стоишь потрясенный, в это время с твоей, вывороченной колокольным звоном душой, происходят чудесные метаморфозы. С нее начинают спадать оковы тяжкого бытия, и благодать намоленного места начинает мягко обволакивать твою душу и сердце. Это можно сравнить с тем, когда на раздраженное, надорванное, больное горло мягко ложиться сироп от кашля или мед. Так и душа моя, словно раздраженное горло успокоилась, и начала с радостью впускать в себя благодать монастыря. Вечернее богослужение, во время моего пребывания, проходило в соборе Успения Божией Матери. Он является самым величественным сооружением монастыря, был заложен 19 мая 1559 г. по велению царя Ивана Грозного и освящен 15 августа 1585 г. в царствование его сына Федора. Святыня храма – первая рака преподобного Сергия. В соборе покоятся мощи святителя Иннокентия, митрополита Московского, а также мощи преподобного Максима Грека. Каждый храм Лавры – это отдельное энергетическое пространство, причем эти пространства могут быть даже полярным. Как, например, Троицкий собор и Успенский собор. В Троицком соборе все, от внешних белоснежных стен до внутреннего полутемного убранства, старается направить тебя внутрь себя. Этому и способствует Литургия, которая совершается практически в полной темноте, при минимальном количестве участников хора, и Акафист, который читается у мощей преподобного Сергия. Успенский собор, по сравнению с Троицким  –  это обилие света, хор из множества голосов, которые берут твою душу и уносят вместе со всеми молящимися под своды собора. И невыразимое ощущение охватывает тебя, когда ты находишься в древнейшем храме с большим количеством людей, объединенных единым чувством.

http://radonezh.ru/analytics/svyato-troi...

на память святаго великомученика Пан делеимона преставися пресвященный Ио асафъ Митрополитъ и положенъ бы великой лавре Живона ныя Троицы Сергиева мона стыря”. Плита Первосвятителя имеет скромный орнаментальный фриз по своему периметру. Память Митрополита Иосафа отмечена в Лаврском Месяцеслове 13 , его имя входит в состав собора Радонежских святых 14 . Это был второй Предстоятель Русской Церкви, нашедший место упокоения в Троицком монастыре, так как ранее здесь был погребен скончавшийся Митрополит Феодосий (1461–1464; †1475) 15 . Но со временем гробница Митрополита XV века утратилась 16 , как обычно в силу разных исторических обстоятельств утрачивались со временем гробницы Предстоятелей Русской Церкви, которые были погребены не в Успенском соборе в Кремле. Однако благодаря почитанию святителя Иоасафа в Троице-Сергиевой Лавре как местночтимого святого память его сохранилась, и обнаружение его надгробной плиты, несомненно, является важным событием. Позднее, в XVI âåêå ïîáëèçîñòè îò íèõ áûë ïîãðåáåí åïископ Рязанский Филофей. Он скончался «3 января 1594 г. “в 14 час нощи” (то есть ранним утром 4 января) и погребен в каменной гробнице перед южными вратами Троицкого собора» 17 . Еще ранее в Троицкой обители были погребены Ростовские архиепископы Алексий (1543–1548; † после 1551) 18 и Никандр (1549–†1567) 19 , которых рукополагал святитель Макарий 20 . Новооткрытые плиты — голоса прошлого, которые из далекого XVI века свидетельствуют об известных в свое время именах и церковных событиях. Есть нечто общее в судьбе иерархов XVI века, Митрополита Иоасафа и архиепископа Серапиона. Скончавшись в разное время, они нашли упокоение рядом друг с другом и их надгробные плиты были открыты одновременно. Список сокращений ПСРЛ Полное собрание русских летописей. Труды Отдела древнерусской литературы Института русского языка и литературы (Пушкинский дом). 1 Троицкий Патерик, или сказания о святых угодниках Божиих, под благодатным водительством преподобного Сергия в его Троицкой и других обителях подвигом просиявших. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. С. 169–173.

http://pravmir.ru/svyatitelskie-nadgrobn...

От памятника в настоящее время остались лишь два яруса колокольни. В 2004 г. по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, при церкви была организована православная община и назначен настоятель – священник Валерий Малышкин. К настоящему времени на месте кладбищенской церкви возвели новую, она является одним из приходских храмов Сергиево-Посадского благочиния, в ней начата литургическая жизнь. http://elijah.ru/Sv.Ducha%20SP.htm Свято-Духовской храм Сергиева Посада – один из исторических памятников города, в 2007 г. ему исполнилось 175 лет. Его строительство связано с победой русского народа над Наполеоном Бонапартом и его армией. Император Франции начал войну с Россией 12 июня 1812 г., но уже через несколько месяцев потерпел позорное поражение. Как известно, победоносное окончание войны вызвало мощный взлет национального самосознания русских людей, культурный и духовный подъем. По традиции предков знаменательная победа повсеместно была отмечена строительством храмов. В 1830 г. в Сергиевском посаде (первоначальное название города) на Клементьевском кладбище в память о героизме русского народа было начато строительство Духовской церкви. 30 мая 1832 г. в свой престольный праздник она была освящена во имя Сошествия Святого Духа на апостолов. Церковь была приписной к приходу соседней Успенской церкви. Клементьевское кладбище было выбрано не случайно. В 1812 г. подмосковный город принял поток москвичей, бежавших из столицы перед входом французов, здесь лечились раненые воины. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» есть эпизод: Наташа Ростова встречается со смертельно раненым князем Андреем Болконским у стен Святой Троицы. Известно, что в сентябре 1812 г. через Сергиевский посад проезжали участники знаменитого Бородинского сражения. Умерших от ран военных хоронили на посадских кладбищах, в том числе, на Клементьевском. По сообщению историка Е.Е. Голубинского: «На Клементьевском кладбище церковь с престолом в честь Святого Духа построена тщанием прихожанина Клементьевской церкви И.А. Шапошникова при общем пособии прочих прихожан той же церкви в 1832 году…» (Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. М., 1909. С. 316). Под Клементьевской церковью следует понимать церковь Успения Божией Матери города Сергиев Посад (ныне центр Сергиево-Посадского благочиния). Купец Иван Антонович Шапошников являлся ее старостой.

http://sobory.ru/article/?object=06581

Сведения о К. собирал свящ. Александр Судаков, служивший в Тутанской ц. ок. 30 лет до 1923 г. (его труд, посвященный истории с. Тутань, хранится в наст. время в ГА Тверской обл. Ф. 103. Оп. 1. 3243; Иванов. 2008). Приход в Тутани существовал до кон. 20-х гг. XX в. (по др. данным - до 1938), новый каменный храм был разрушен артобстрелом в Великую Отечественную войну. На месте старой монастырской церкви, где был погребен К., стояла каменная часовня, воздвигнутая в 1884 г. Примерно там же был установлен в 2001 г. Поклонный крест, у к-рого совершают молебны К. Лит.: Остатки монастырей в Твери и ее окрестностях//Тверские ГВ. 1859. 36. С. 118-121; Толстой М. В. Ученики прп. Сергия Радонежского чудотворца и основанные им обители: Прп. Ксенофонт Тутанский//ДЧ. 1877. Т. 2. Авг. С. 494-500; Горский А. В. Ист. описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры, сост. по рукоп. и печ. источникам//ЧОИДР. 1878. Кн. 4. С. 182; Леонид (Кавелин). Св. Русь. 481; Зверинский. 1897. Т. 3. 1517. С. 45-46; Димитрий (Самбикин), архиеп. Мат-лы для истории Тверской епархии. Тверь, 1898. С. 23-29; Голубинский Е. Е. Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. М., 1909 2. СПб., 2007р. С. 88. Примеч. 1; Иванов П. С. Святыни р. Тьмы. Тверь, 2008. А. А. Романова Иконография Кроме более ранних нагробных изображений в ц. Вознесения Господня с. Тутань хранилось 2 иконы с образом К. «не древнего» письма (см.: Тверской патерик: Кр. сведения о тверских местночтимых святых. Каз., 1908. С. 196-197). Одна предположительно была местной в приделе во имя К. На ней святой был написан в рост со свитком в руке вместе с прп. Сергием Радонежским, другая - аналойного размера - единоличная. Скорее всего иконы были созданы при строительстве каменной церкви после 1821 г. (до 1846). Отдельные образцы иконографии К. сохранились в составе композиции «Собор Радонежских чудотворцев». Так, К. изображен на 2 иконах «Собор св. учеников прп. Сергия» 2-й пол. XIX в. (ок. 1882?), помещенных на вост. грани сев.-вост. столба и на зап. грани юго-зап. столба в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры (в надписи на одной из них К. ошибочно отождествлен с прп. Ксенофонтом Робейским). Святой написан в верхнем ряду левой группы в монашеской одежде, куколь лежит на плечах; он средовек с темно-русой бородой средней величины, на конце немного раздвоенной, в густых коротких волосах легкая проседь. Этот извод, по-видимому, восходит к образу из притвора Троицкого собора лавры, где Радонежские чудотворцы были показаны на фоне обители, в облаках - образ «Коронование Пресв. Богородицы» (местонахождение неизв.; см.: Троицкий патерик, или Сказания о св. угодниках Божиих под благодатным водительством прп. Сергия в его Троицкой и др. обителях подвигом просиявших. Серг. П., 1896).

http://pravenc.ru/text/2462139.html

В 1922 г. монастырь лишился своей святыни. Мощи святого князя были изъяты и долгое время находились в музее атеизма. Драгоценная рака оказалась в Эрмитаже. Только летом 1989 г. мощи св. Александра Невского были возвращены церкви, и вновь, как много лет назад, крестный ход прошёл по Невскому проспекту в Троицкий собор Александро-Невской лавры. С первых дней своего существования Александро-Невский монастырь должен был занять довольно высокое положение. Согласно Петровскому указу «две по Всероссийской Империи лавры, яко то Киево-Печерская и Троицкая Сергиевская, а также и Александро-Невский монастырь о своём первенстве имеют права. А что касается до безчестия оных двух лавр, так же и Александро-Невского монастыря властем, то оных должен положить в равном один против другого градусе». Настоятелем монастыря Пётр назначил Феодосия (Яновского), с 1708 г. выполняющего обязанности временного судьи и администратора духовных дел столицы и новозавоёванной области. С 1712 г. должность администратора становится постоянной, и при нём в Александро-Невском монастыре учреждается специальная канцелярия. Здесь же помещается и обер-инквизитор. В 1720 г. Феодосий был рукоположён в сан епископа Новгородского с оставлением его архимандритом Александро-Невского монастыря. С этого времени эти две должности были объединены, и Невский монастырь стал постоянной резиденцией Новгородского митрополита. Со времени учреждения епархии в 1724 г. должность архимандрита столичного монастыря должен занимать Петербургский епископ, впоследствии с 1783 г. — митрополит Петербургский и Новгородский. В 1797 г. именным указом Павла I монастырь был переименован в лавру. Александро-Невский монастырь был основан Петром как образцовый. Здесь он хотел претворить в жизнь свою идею «утилитарного» использования монашества для служения миру. Он замыслил монастырь как благотворительное, исправительное, лечебное и учебное заведение. Здесь предполагалось устроить приют для увечных и отставных воинов, для инвалидов Северной войны, безумствующих, и устроить при монастыре госпиталь, в котором должны были нести послушание все иноки. Здесь же Пётр предполагал учредить " лечебно-исправительное заведение для лиц принудительного лечения и пьяниц. Осуществление всех этих проектов противоречило самому смыслу монастыря как источника духовного света и образца праведной жизни, где главное дело монашества — молитва. По счастью, задачи так и не были осуществлены.

http://elitsy.ru/holy/1998/

16 . Св. Григорий Палама . Святогорский Томос в защиту священнобезмолвствующих.../Пер. с греч. Т. [А.] Миллер//Альфа и Омега. 1995. (6). 17 . Св. Григорий Палама . Три главы о молитве и чистоте сердца/Пер. Д. И. Макарова//Настоящее издание. 18 . Св. Григорий Палама . Триады в защиту священнобезмолвствующих/Пер. В. Вениаминова [В. В. Бибихина]. М., 1996. (История христианской мысли в памятниках). 19 . Св. Григорий Палама . Феофан, или о Божественной природе и о непричастности к ней, равно как и о причастности/Пер. К. Михайлова//Альфа и Омега. 2000. 4 (26). 20 . Иларион Святогорец, иером. Исповедание православной веры св. Григория Паламы . М., 1995. 21 . Saint Grégoire Palamas. Traités apodictiques sur la procession du Saint-Esprit/Trad. et intr. par J.-C.Larchet. P. – Suresnes, 1995. 1.5. Издание греческого текста Нового Завета. Произведения раннехристианских и византийских авторов. 22 . Алексей Макремволит. Разговор богатых и бедных/Пер. М. А. Поляковской//Поляковская М. А. Портреты византийских интеллектуалов. СПб.: Алетейя, 1998. (Византийская библиотека). 23 . Преподобный Анастасий Синаит . Три слова об устроении человека по образу и по подобию Божиему. Третье слово, или Слово против монофелитов/Пер. А. И. Сидорова //Альфа и Омега. 1999. (10). 24 . Апокалипсис Петра/Пер. с греч. А. Л. Хосроева//Хосроев A. Л. Из истории раннего христианства в Египте. На материале коптской библиотеки из Наг-Хаммади. М., 1997. 25 . Апология св. Аристида/Пер. с др.-греч. А. Г. Дунаева//Сочинения древних христианских апологетов/Подред. А. Г. Дунаева. СПб.: Алетейя, 1999. (Античное христианство). (Далее – СДХА). 26 . Св. Афанасий Великий [Александрийский]. Житие преподобного отца нашего Антония, описанное святым Афанасием в послании к инокам, пребывающим в чужих странах//Св. Афанасий Великий . Творения. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1902 (репр.: М., 1994). Т. 3. 27 . Св. Афанасий Великий . Слово о Воплощении Бога-Слова и о пришествии Его к нам во плоти//Там же. Т. 1. 28 . Афинагор Афинянин . О воскресении мертвых/Пер. прот. П. Преображенского //СДХА.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010