Самое возвышение Москвы и объединение вокруг нее всех русских земель в одно мощное государство в значительной степени обязано молитвам и неустанным трудам преподобного Сергия, ибо основанная им Свято-Троицкая Сергиева Лавра сделалась сильным духовным оплотом Северо-Восточной Руси. Она распространила вокруг себя во все стороны множество новых обителей, вблизи которых селились русские люди, и охватывала ими, как бы какой-то сетью, весь дикий и малонаселенный прежде север, и стягивала его к новому церковному и государственному центру России – Москве. И лавра преп. Сергия и эти, основанные им и его многочисленными учениками обители, сделались подлинными очагами духовного просвещения для все более и более разраставшегося Московского Государства, сея семена истинно-христианской православной культуры вплоть до самых отдаленных и глухих уголков его. Истинным спасителем нашего Отечества явился преподобный Сергий в страшные времена так называемого «Смутного Времени», когда, казалось, оно находилось уже на краю окончательной гибели, и спасения ниоткуда нельзя было больше ждать. Основанная преподобным Сергием Св.-Троицкая лавра обратилась тогда как бы в военную крепость и в течение целых 16-ти месяцев отбивала осаду многочисленная полчища врагов. Лавра дала затем приют толпам ограбленных врагами и изувеченных крестьян, сбежавшихся под защиту ее от злого врага, и монастырь из военной крепости обратился тогда, как бы в больницу или богадельню. В то же время настоятель лавры преп. Дюниай архимандрит, вместе с келарем Авраамием Палицыным неустанно разсылали грамоты по разным городам русской земли с пламенными призывами подняться на защиту и спасение Веры и Отечества. Одна из этих грамот была прочитана протопопом в нижегородском соборе и так воодушевила Косьму Минина-Сухорука, что он обратился к своим гражданам с словами, ставшими для нас историческими: «Православные люди! Похотим помочь Московскому Государству – не пожалеем животов наших! Встанем все, как один, за Русскую Землю, за Дом Пресвятые Богородицы! Заложим жен и детей, но спасем Отечество!»

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

2009-2022 От 5 февруари 2009 г.  е личен секретар на Светейшия Патриарх Кирил. От 5 март 2009 г.  Светейшият Патриарх Кирил го подстригва за расофорен монах с името Антоний в чест на преподобномъченика Антоний Валаамски в домашния храм «Свети праведни Филарет Милостиви» в Патриаршеските покои на Свято-Троицката Сергиева лавра. На 8 март 2009 г.  Светейшият Патриарх Кирил го ръкополага за йеродякон в катедралния храм «Христос Спасител» в Москва. От април 2009 г.  до  8 април 2011 г.  е ръководител на личния секретариат на Патриарха Московски и на цяла Русия. На 3 април 2010 г.  в храма «Христос Спасител» Светейшият Патриарх Кирил го ръкополага за йеромонах с възлагане на набедреник. На 5 юни 2010 г.  завършва Санкт-Петербургската духовна академия с отличен успех. С решение на Светия Синод от  22 март 2011 г.  (журнал 32) е назначен за клирик на ставропигиалната енория «Свети Николай» в Рим. С решение на Светия Синод от  30 май 2011 г.  (журнал 62) е освободен от длъжността клирик на храма «Свети Николай» в Рим и е назначен за предстоятел на ставропигиалния храм «Света великомъченица Екатерина» в Рим. На 12 юли 2011 г.  с указ на Светейшия Патриарх Кирил е назначен за секретар на енориите на Московската Патриаршия в Италия. На 18 юли 2013 г.  по време на богослужение в Троице-Сергиевата лавра Светейшият Патриарх Кирил го възвежда в сан архимандрит. На 7 октомври 2015 г.  Светейшият Патриарх Кирил в домашния храм «Свети праведни Филарет Милостиви» в Патриаршеските покои на Свято-Троицката Сергиева лавра го подстригва за мантиен монах с името Антоний в чест на преп. Антоний Римлянин. С решение на Светия Синод от  22 октомври 2015 г.  (журнал 62) е избран за епископ Богородски, викарий на Патриарха Московски и на цяла Русия, възложено му е архипастирското обгрижване на енориите на Московската Патриаршия в Италия, и е назначен за ръководител на Управлението на Московската Патриаршия по въпросите на задграничните учреждения. Наречен за епископ на  23 октомври 2015 г.  в храма «Въведение Богородично» на манастира «Оптина пустош». Ръкоположен на 26 октомври по време на Литургията в Новодевичия манастир в Москва. Богослуженията оглавява Светейшият Патриарх Кирил.

http://mospat.ru/bg/chairman/

Представление том, как изменялось название монастыря дают надписи на вкладах в лаврскую ризницу, приводимые А.В.Горским. Один из первых таких вкладов - кадило преподобного Никона, игумена Радонежского с надписью «сие кадило создано бысть святей Троицы». Царь Феодор Иоаннович и царица Ирина передали драгоценный, шитый шелками покров «в дом Живоначальныя Троицы и Преподобнаго Сергия Чудотворца и Никона». Царь Михаил Феодорович в 1632 году пожертвовал Евангелие «в дом Пресвятыя и Живоначальныя Троицы и Великих Чудотворцев Сергия и Никона». 1677 годом датируется вклад боярина Богдана Хитрово «в обитель Пресв. и Живоначальныя Троицы». Годом позже крест - дар царевны Ирины Михайловны «в обитель Пр. Живоначальныя Троицы и Пр. Отцев Сергия и Никона Радонежских Чудотворцев». В 1734 году императрица Анна Иоанновна пожаловала панагию своему духовнику - архимандриту «Троицкаго Сергиева монастыря». В письмах святителя Филарета, митрополита Московского можно найти упоминания о Лавре или Троицкой Лавре. В справочнике 1852 года она именовалась Троицкая-Сергиева Лавра. Преподобный Амвросий Оптинский писал о Сергиевой Лавре. Наконец, в уже упоминавшемся справочнике 1910 года она именуется Троице-Сергиева лавра. Выражение Свято-Троицкая Сергиева Лавра вводится в употребление только в XX столетии. Мне могут возразить, что названия монастырей складываются исторически и на этот процесс накладывают отпечаток новые реалии, например, переосвящение главного престола храма или вхождение обители в юрисдикцию Святейшего Патриарха. Действительно, название монастыря уникально, как фамилия, имя и отчество, которое имеет каждый из нас. При обращении можно называть их полностью, но гораздо чаще мы используем только имя. Это облегчает и упрощает общение между людьми, нисколько не умаляя их достоинства. Вспомним, что зачастую в историю входили даже прозвища наших далеких предков, носивших христианские имена. Не каждый сегодня ответит, чем известны схимонахи Троицкой обители XIV столетия Александр и Андриан, но имена героев Куликовской битвы Пересвета и Осляби у всех на слуху.

http://pravoslavie.ru/1934.html

В 1920 г. Троице-Сергиеву лавру закрыли богоборцы. В её зданиях на долгие годы разместился Историко-художественный музей и другие госучреждения, часть строений отдали под жильё. Возрождение обители началось после Великой Отечественной войны, в 1946 г. В её стенах проходили Поместные Соборы (в 1971, 1988, 1990 гг.) Пройдя через испытания войной и безбожием, Свято-Троицкая Сергиева лавра по-прежнему является духовным оплотом России и одним из самых почитаемых мест паломничества. Подробнее... Современное состояние [ править править код ] Свято-Троицкая Сергиева лавра один из красивейших русских монастырей. У каждого храма и собора уникальная история. На официальном сайте Лавры есть информация о различных постройках, включая монастырскую стену. При обители действует гостиница для паломников, организован монастырский оздоровительный центр. На территории Троице-Сергиева монастыря находится Московская духовная академия — старейшее высшее учебное заведение России. Храмы [ править править код ] Скиты [ править править код ] Подворья [ править править код ] Деятельность монастыря [ править править код ] Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] 19 октября 2019 в Лавру из часовни с Введенского (старого Немецкого) кладбища в Москве были перенесены останки духовника обители до революции схиархимандрита Захарии. За свою долгую жизнь старец Захария совершил множество чудес, засвидетельствованных очевидцами. Он трижды сподоблялся видения Святой Троицы и Пресвятой Богородицы; дважды ходил по воде, как по суше. По его молитве воскрес умерший. Он исцелял больных и обладал особым даром исповеди кающихся. После революции 1917 года старец Захария последним покинул закрытую Свято-Троицкую Сергиеву Лавру и поселился в Москве у своих духовных чад. В Троице-Сергиевой лавре были захоронены многие известные люди: княгиня Марфа Владимировна (дочь старицкого князя Владимира Андреевича и жена датского принца Магнуса), семья Бориса Годунова, деятели Смутного времени князь Д.Т. Трубецкой и Прокопий Ляпунов, а также представители знатных русских фамилий — Бельских, Пронских, Воротынских, Нагих, Одоевских, Оболенских, Глинских. В храмах лавры погребены московские архиереи: Платон (Левшин), Августин (Виноградский), Филарет (Дроздов), Макарий (Булгаков), Леонтий (Лебединский), Сергий (Ляпидевский), Макарий (Невский). Под Успенским собором в храме Всех святых в земле российской просиявших погребены патриархи Алексий I и Пимен. За алтарём Успенского собора с северной стороны похоронен И.С. Аксаков (†1886). На кладбище Черниговского скита похоронены К.Н. Леонтьев (†1891), В.В. Розанов (†1919) и другие известные деятели русской культуры.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкая...

В короткие сроки были осуществлены сложнейшие работы по реставрации и восстановлению храмов, крепостных стен, башен, часовен, зданий духовных школ. За последние годы реконструирована двустолпная палата Трапезного храма, отреставрированы Пафнутьевский корпус, в котором устроены келии для братии, Казначейский корпус. Благодаря стараниям губернатора Московской области Андрея Юрьевича Воробьева стал возможен перевод Лаврской типографии в здание городской типографии. Сделано действительно очень многое за эти годы. Пользуясь случаем, хотел бы выразить глубокую и искреннюю признательность всем членам Совета за понесенные труды. Несколько слов хотел бы сказать и об активной и многообразной социальной деятельности Троицкой обители. Следуя евангельскому завету и традициям благотворения, Лавра совершает образовательное и духовно-просветительское служение — и здесь уместно вспомнить деятельность Издательского отдела, киностудии «Обитель», а также Посадской православной гимназии им. преподобного Сергия Радонежского. Традиционно большое внимание обитель уделяет странноприимству и содержанию домов призрения и богаделен. Лавра активно развивает больничное служение и сотрудничает с рядом медицинских учреждений. Под монастырской опекой находятся многие детские социальные учреждения Сергиево-Посадского района. Как мы помним, в 1995 году при Свято-Троицкой Сергиевой лавре был создан первый в России православный военно-патриотический клуб «Пересвет». Сегодня в центре «Пересвет» преподаются разные дисциплины, так или иначе направленные на подготовку детей и молодежи ко вступлению во взрослую жизнь. Отрадно свидетельствовать, что для «Пересвета» принципиальным в процессе воспитания достойных граждан нашей страны, готовых к служению Отечеству на военном и гражданском поприщах, является ориентирование на православные духовно-нравственные ценности. Еще одним направлением социальной работы Троице-Сергиевой лавры является тюремное служение. Лавра оказывает также помощь в погребении неимущих и малоимущих почивших прихожан Лавры и граждан города.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4044373...

Библиография работ о персоне: Преподобный  Никита Стифат. Жизнь преподобного Симеона Нового Богослова//Преподобный Симеон Новый Богослов. Творения. – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1993. – Т. 1. (Репринт 1917 г.). Преподобный Никита Стифат. Жизнь и подвижничество иже во святых отца нашего Симеона Нового Богослова/Пер.Л. А. Фрейберг под ред. игумена Илариона (Алфеева)//Преподобный Симеон Новый Богослов, преподобный Никита Стифат. Аскетические произведения в новых переводах. Сост. и общая редакция игумена Илариона (Алфеева). – Клин: Христианская жизнь, 1999. Преподобный Никита Стифат. Жизнь и подвижничество иже во святых отца нашего Симеона Нового Богослова, пресвитера и игумена монастыря святого Маманта Ксирокерка/Пер. Л.А.Фрейберг//  Церковь и время. – М., 1999. – 2 (9); 2000. – 1(10). Преподобный Никита Стифат. На книгу божественных гимнов преподобного Симеона Нового Богослова//Преподобный Симеон Новый Богослов. Творения. – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1993. – Т. 3. (Репринт 1917 г.). Никита Стифат. О гимнах преподобного Симеона Нового Богослова//  Церковь и время. – М., 2000. – 1.   Beyer H.V. Попытка научного подхода к анализу исихазма на примере (Пс.) Симеона Нового Богослова//Византийское богословие и традиции религиозно–философской мысли в России. – СПб., 2000. (VERBUM – Вып. 3).     Аверинцев С.С. Симеон Новый Богослов//Идеи эстетического воспитания. – Т.1: Античность. Средние века. Возрождение. – М.: Искусство, 1973.   Аверинцев С.С. София–Логос: Словарь. – Киев: Дух и Лimepa, 2001. С.273–275.   Аверинцев С.С. Философия VIII–XII вв..//Культура Византии: вторая половина VII – XII в. – М.: Наука, 1989.  С.45–48.   Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.  – Т. III.     Александр Шмеман, прот.  Исторический путь православия. –  М.: Паломник, 1993. С.277–282.   Алексидзе А.Д. " Свет тихий, мягкий. " : Попытка художественно–психологического анализа поэзии Симеона Нового Богослова//Византийские очерки: Труды советских ученых к XVIII Международному конгрессу византинистов. – М.: Наука, 1991.

http://bogoslov.ru/person/3089571

Памятник реставрирован в 1980-х гг. под руководством Б.Л. Малхасова: восстановлены утраченные детали фасадов, главы, характер внутреннего пространства, пол из каменных плит. Забеленные настенные росписи 1893г. требуют расчистки. Иконостас и утварь новейшие. По данным архитектора-реставратора С.В.Демидова, автором проекта храма был архитектор И.Т. Таманский. С.В. Демидов. По старой Троицкой дороге. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2005 г. К.В. Аминов Покровский собор с боковыми престолами во имя преп.Сергия Радонежского (южный) и св.Алексия, Митрополита Московского (северный) строился в 1811-1816 гг. попечением игуменьи Евпраксии (Коротаевой) на месте каменной трехшатровой церкви 1640-х гг. Автором проекта был И.Т. Таманский, ученик М.Ф. Казакова. Строительные работы велись под наблюдением А. Крюкова (1811-1812 гг.) и В. Тимофеева (1812-1816 гг.). Кирпичное оштукатуренное здание с белокаменными деталями варьирует сложившийся тип пятиглавого храма эпохи классицизма. Храм был закрыт в 1930 г., использовался в хозяйственных целях. В 1980-х гг. собор был частично реставрирован Б.Л. Малхасовым: восстановлены утраченные детали фасадов, главы, характер внутреннего пространства. В 1989 г. храм был возвращен верующим, вначале в качестве приходского, а с возрождением ставропигиального женского монастыря стал его собором. В 2010-2013 гг. проходил последний этап реставрационных работ, А.В.Алешиным воссозданы утраченные в советское время интерьеры. В храме находится главная монастырская святыня - мощи родителей прп.Сергия, прпп. Кирилла и Марии (канонизированы в 1992 г.). По книге С.В. Демидова " По Троицкой дороге " . Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2005 г. Собор Покрова Пресвятой Богородицы Покровского Хотькова монастыря по адресу: г. Хотьково, Кооперативная ул., является объектом культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. 1327, Указ Президента России от 20.02.1995 г. 176). Кирилл Аминов, 9 апреля 2015 г. Уже то, что Покровский монастырь в Хотьково на заре его рождения связывают с именами родителей Сергия Радонежского, придаёт ему особое значение.

http://sobory.ru/article/?object=00081

– Как же случилось, что с химического факультета Педагогического института вы поступили в Московскую духовную семинарию? – А это получилось потому, что в семье жили очень совестливо, жили так, чтобы не ранить другого человека. И еще, наверное, сильное впечатление на меня произвели поездки на родину, в Тульскую губернию, в наши деревни, где жизнь после города, особенно после Москвы, поражала своей открытостью к иному миру, реальностью его присутствия в повседневности. И то, что мне удавалось переживать в деревне, и то, с чем я возвращался в город как со свидетельством личного опыта, мне очень помогло. – Владыка, с 1984 года вы несли послушание наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Что в вашем сердце отзывается при слове «лавра»?Лавра! Лавра – это, конечно, дом Живоначальной Троицы, это семья, которую заботливо окормляет и о которой печется преподобный Сергий. Его присутствие в жизни и братии, и большой кельи духовных школ, и всех-всех, кто приезжает в лавру, ощутимо, а для братии, тем более для наместника, ощутимо по-особенному. Я был настолько потрясен, когда Патриарх Пимен на меня, молодого человека, возложил это послушание. Я согласился со страхом и трепетом, потому что приходилось возглавлять братию, к которой я в юные годы приходил за благословением и к которой, став наместником, не изменил своего отношения. Наместничество в лавре оказалось благодатной возможностью реального, изнутри востребованного послушания и такого согласия, когда начальство не в том, чтобы свою волю исполнить, а в том, чтобы то, что есть в тебе, согласовать со старшими и воплотить с помощью имеющихся административных ресурсов. Это была большая-большая жизненная школа, радостная и утешительная, «спасение во мнозе совете». Лаврская жизнь – взаимодействие воли Божией и человеческой свободы при океане молитвы, когда молитва небесная и наша молитва, земная, и братии, и студентов, и паломников – все сливается в единый мощный океан благодати. Это, конечно, везде в жизни Церкви чувствуешь: и на севере, и на юге, и на востоке, и на западе, но в лавре – как нигде! Ты оказываешься словно в ликующем, бушующем саду, словно в бескрайнем море. Вот что можно переживать в лавре у преподобного, в доме Живоначальной Троицы!

http://pravoslavie.ru/4814.html

Несмотря на секуляризации церковных земель, периодически проводимые российскими императорами, монастыри оставались крупнейшими в стране собственниками, монастырские хозяйства были одними из лучших, мастерские монастырей имели широкую известность. Учрежденный Петром Святейший Правительствующий Синод контролировал все действия Русской Православной Церкви, которая имела большое влияние на «сильных мира сего» и на общество, была широко представлена в школах, на поприще гуманитарных наук, миссионерства и благотворительности. Советское правительство обрушилось с критикой на монастыри, отлично понимая их значение и роль в жизни России. Все акции, проводимые безбожной властью, затрагивали монастыри в первую очередь, будь то изъятие церковных ценностей или отделение Церкви от государства, вскрытие мощей или открытые суды над мракобесами. Все эти действия ставили перед собой одну цель – постепенная дискредитация в глазах общества образа инока-подвижника, уменьшение числа монашествующих и закрытие монастырей. В годы самых активных гонений на Русскую Церковь были закрыты все самые известные монастыри, центры русской православной культуры: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Александро-Невская Лавра, Киево-Печерская Успенская лавра и многие другие значимые монастыри, пустыни, скиты. Так продолжалось до 1941 года. В военные годы немногие оставшиеся в живых монашествующие выполняли свой патриотический и гражданский долг, ободряли отчаянный народ, призвали к молитве и надежде на Бога. После войны отношение государства к Церкви изменилось, но позиция в отношении монастырей оставалась прежней – в Советском Союзе должно было быть как можно меньше монастырей. В первые послевоенные годы по распоряжению Правительства Совет разослал уполномоченным на местах указание о том, что монастыри не следует закрывать, монашествующие не должны подвергаться преследованию. Но Совет рекомендовал обратить особое внимание на деятельность монастырей, их хозяйственное и материальное положение. Некоторое время уполномоченные Совета по делам РПЦ следовали инструкции, но в ходе изменения отношения центра к положению монастырей изменилась и ситуация в провинции. Монастыри представлялись советским чиновникам лакомым куском, монашествующие же были в глазах советских граждан плутами и «темным народом», поэтому притеснение монастырей вовсе не воспринималось как гонение, а мыслилось как помощь «одурманенным религиозным опиумом» трудящимся.

http://bogoslov.ru/article/1769530

Придел преподобного Никона был построен в 1548 и перестроен в 1623 г. Реставрирован в 1930-х-1950-х гг. И.В. Трофимовым и В.И. Балдиным. Маленький кирпичный храмик, до половины высоты стен облицованный белым камнем, принадлежит к типу бесстолпных одноглавых одноапсидных церквей. Его четверик с поясом килевидных нишек вверху завершен ярусом кокошников и луковичной главой. Крупный полукруглый алтарь, а также западный фасад украшены аркатурой на тонких колонках с бусинами. Придел перекрыт коробовым сводом с распалубкой, прорезанной отверстием светового барабана. " Сепапионова палатка " построена по преданию, на месте келии преподобного Сергия, в которой он сподобился видения Пресвятой Богородицы с апостолами. В память об этом на западной стене установлен образ " Явление Божией Матери преподобному Сергию " . Палатка полностью перестроена в 1829 г. В 1950 г. расписана " под старину " . Здесь также погребены другие бывшие архимандриты обители - Святителя Митрополита Иоасафа (Скрипицына) (ск. 1555), преподобного Дионисия (Зобнинского) (ск. 1633), который вместе с троицким келарем Авраамием Палицыным в 1611-1612 гг. писал и рассылал патриотические послания, поднимавшие русский народ на борьбу с польско-литовскими захватчиками. Также палатка является хранилищем монастырских святынь, среди которых правая рука первомученика архидиакона Стефана (ск. 34). Западная паперть, впервые упомянутая в 1584 г., в 1642 г. перекрыта вспарушенным сводом. Здесь сохранились фрагменты росписей XVI в. Под западным притвором собора - усыпальница князей Трубецких и Одоевских с белокаменными надгробиями. " Собор Троицкий и " Серапионова палатка " (отдельно) в комплексе " Монастырь Троице-Сергиева лавра " являются объектами культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. 1327, Указ Президента России от 20.02.1995 г. 176). Источники: Каталог " Памятники архитектуры Московской области " , т.2. - М., Строийздат, 1999 г. Материалы официального сайта Троице-Сергиеврй лавры " Дом Живоначальной Троицы " . Демидов С.В. " По Троицкой дороге " Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2005 г.

http://sobory.ru/article/?object=03960

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010