Официальные биографии Патриарха Пимена называют местом его рождения город Богородск (ныне Ногинск) Московской губернии. По воспоминаниям епископа Сергия (Соколова), Патриарх Пимен своей родиной считал село Воскресенское вблизи Богородска. Однако, как указывает преподаватель нашей Духовной академии Дмитрий Владимирович Сафонов, место рождения будущего Патриарха точно указано в хранящемся в музее московского Свято-Данилова монастыря студенческом билете Сергея Михайловича Извекова, выданном в 1940 году и заверенном его подписью, — село Кобылино Бабичевской волости Малоярославского уезда Калужской губернии. Это родина его отца, именно здесь в 1867 году родился Михаил Карпович Извеков. Как полагает Дмитрий Владимирович: «Очевидно Пелагея Афанасьевна уехала на летние месяцы на родину мужа в деревню, там и родился будущий Патриарх». Вместе со своей благочестивой матерью Сергей Извеков совершал паломничества по святым местам. Особенно часто они бывали в Троице-Сергиевой лавре . Вспоминая в речи при наречении в епископа свое первое паломничество в Троице-Сергиеву лавру, будущий Патриарх говорил: «Привезенный своей родительницей в святую Лавру Сергиеву, когда мне исполнилось восемь лет, я впервые исповедовался и причащался Святых Тайн в Зосимо-Савватиевской церкви Лавры». Бывали они также и в Зосимовой пустыни. Пелагея Афанасьевна исповедовалась у старца, преподобного Алексия (Соловьева). Подросши, Сергей Извеков стал ездить по православным монастырям один или в сопровождении друзей. Он побывал в Николо-Угрешском монастыре, где в это время пребывал на покое бывший Московский митрополит святитель Макарий (Невский). Святитель сказал ему: «Помолись за меня — у тебя великий, но тяжелый путь». Был и у блаженной Марии Ивановны Дивеевской, которая, увидев юношу, вскочила со словами: «Смотрите, смотрите, владыка к нам пришел, владыка. Поставьте его калоши отдельно. Владыка, владыка пришел». В богородской средней школе имени В.Г. Короленко Сергей Извеков был одним из лучших учеников. Мальчик рос творчески одаренным, музыкальным, брал уроки вокала у профессора Александра Воронцова. В годы учебы проявился интерес Сергея к изобразительному искусству и поэзии. Он сам писал стихи.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1339332...

— Принятие монашества с именем в честь прп. Антония было Вашим выбором? — Как правило, имя при постриге дают не спрашивая. И до самого последнего момента для постригаемого его новое имя остается тайной. Монашеский постриг я принял в Троице-Сергеевой Лавре. В то время я был студентом Академии. Честно говоря, у меня были надежды, что владыка ректор епископ Филарет (Карагодин), зная мое особое почитание некоторых святых, возможно, наречет меня именем одного из них. Постриг я принимал вместе с преподавателем протоиереем Вадимом Смирновым, который сейчас несет послушание настоятеля московского подворья Свято-Пантелеймонова монастыря на Афоне. Поскольку он преподаватель, а я студент, его постригали первым. И когда я услышал, что его нарекли Никоном (в честь преподобного Никона Радонежского), то подумал, что меня могут назвать Сергием – в честь прп. Сергия Радонежского, у раки которого в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры мы и принимали постриг. Эта мысль промелькнула буквально за долю секунды, но когда я, если так можно выразиться, подошел под ножницы, то услышал мое новое имя: Антоний. Честно говоря, это для меня было неожиданно и очень волнительно. Я не думал, что буду назван в честь прп. Антония Печерского. Уже после пострига, размышляя об этом, я вспомнил, что первой церковной книгой, которую я прочел в своей жизни, был именно Киево-Печерский патерик. Не находясь в Киеве, я мысленно представлял себе обитель Печерскую, монахов, которые несли там послушание, подвижников, житие которых описано в Патерике. Как учит Православная Церковь, ко спасению Господь ведет нас Своим неизреченным Промыслом по стезям жизни… Неся преподавательское и административное послушание в Московской духовной академии, через какое-то время я, по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира, был переведен в Киево-Печерскую Лавру. Благодарю Бога за то, что привел меня служить и молиться в том святом месте, где подвизался мой небесный покровитель. Всегда в молитвах прошу Бога, чтобы по ходатайству преподобного Антония, Он даровал мне хотя бы немного подлинного понимания того, что есть монах и жизнь иноческая по заветам отцов Печерских.

http://pravmir.ru/mitropolit-antoniy-pak...

Путешествие по России, встречи с людьми, опытными в духовной жизни, ознакомление с различными порядками монастырской жизни для наблюдательного инока были очень важны. Это расширяло круг его воззрений, обогащало духовно. 9 июля 1826 года епископом Нижегородским и Арзамасским Мефодием (Орловым-Соколовым) иеромонах Антоний был определен строителем Высокогорской пустыни и присутствующим в Арзамасском духовном правлении. При новом строителе Высокогорская пустынь стала быстро процветать и прославляться. Украсились храмы обители, установилось благолепное служение, благоустройство чувствовалось во всем. Личность настоятеля, его служение, дар слова привлекали из Арзамаса и окрестностей, особенно в праздничные дни, многих богомольцев, которые обращались к нему с просьбой быть их духовным отцом. Для сравнения следует сказать, что при вступлении иеромонаха Антония в должность строителя в пустыни было двадцать человек братии, при переходе его в Свято-Троице-Сергиеву Лавру в Высокогорской пустыни насчитывалось уже девяносто человек. Для размещения иноков воздвигались новые корпуса. Несколько раз в год ездил иеромонах Антоний в Саров для беседы с опытными старцами и особенно с преподобным Серафимом. Саровские старцы любили его, уважали и нередко сами навещали. Еще за два месяца до назначения иеромонаха Антония наместником Троице-Сергиевой Лавры, когда жив был прежний наместник архимандрит Афанасий и не было речи о его замещении, преподобный Серафим предсказал это назначение. Рассказ об этом записан самим отцом Антонием и с его слов напечатан в житии преподобного Серафима. Вот его пересказ. В январе 1831 года иеромонах Антоний отправился к отцу Серафиму в Саров для совета по случаю сильно смущавших его неотвязчивых мыслей о смерти. Приехав в Саров вечером и никуда не заходя, иеромонах Антоний направился прямо к келлии старца Серафима. Не доходя до нее, он встретил кого-то из братий. Ему сказали, что отец Серафим еще не вернулся в монастырь из своей пустыни. Было уже около пяти часов вечера, и темнело. Отец Антоний остановился в раздумье, идти ли ему куда или тут дожидаться. В это время стоявшие с ним братия, завидев издали грядущего старца, известили: «Вон отец Серафим идет». Старец шел в обыкновенной своей одежде, с мешком за плечами, опираясь на топор. Иеромонах Антоний тотчас подошел к нему и поклонился, как обычно.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

14 ноября тело владыки Платона, облаченное по установленному чину, торжественно перенесли в Лавру. Перед гробом несли святые хоругви, иконы и кресты; за ними шли воспитанники обеих семинарий, белое духовенство и братия обеих обителей. Несли на подушках наперсный крест, панагию, орденские знаки. За гробом шли все знавшие и уважавшие покойного, кто только мог прибыть в Вифанию. На Красной горе, пред самою Лаврою, гроб встречен был преосвященным Августином, который совершил там литию. Отсюда архимандриты на руках понесли гроб в Троицкий собор... К отпеванию собралось множество народа не только из окрестных мест, но и из Москвы, несмотря на ненастную погоду. Отпевание митрополита Платона совершал преосвященный Августин соборне с архимандритами и иеромонахами. Ректором Троицкой семинарии архимандритом Евгением произнесено было надгробное слово, а префектом и учителем риторики иеромонахом Никанором – надгробная речь 306 . Все плакали о владыке Платоне, как дети могут плакать об отце, а преосвященный Августин от слез едва мог выговорить последние слова отпуста. После отпевания гроб с телом святителя под скорбный колокольный перезвон и пение погребальных стихир понесли в Вифанию – место упокоения митрополита Платона, выбранное им при жизни. Владыка Августин, сопровождавший гроб своего учителя, подходя к воротам обители, воскликнул: – Вифания! Грядет к тебе родитель твой, но ты всегда будешь сиротой. Гроб опустили в могилу. Над ней поставили скромный памятник из дикого камня с надписью, сочиненной ранее самим владыкой: «Здесь погребен телом Преосвященный Платон, Митрополит Московский, архимандрит Троицкия Лавры и сея Вифанские обители и при ней семинарии основатель». В 1952 году, по благословению Святейшего Патриарха Алексия I, останки митрополита Платона перенесены из Вифании в Троице-Сергиеву Лавру, в Свято-Духовскую церковь , где они и покоятся у северной стены. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Отпечатано в типографии Патриаршего издательско-полиграфического центра г. Сергиев Посад

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

В 1887 году при соборном храме Святой Троицы трудами архимандрита Амфилохия (по проекту архитектора Александра Петровича Белоярцева) начато сооружение новой трёхъярусной колокольни. Тщанием игумена Амфилохия и частично на его личные средства, в Троицком и Стефановском храме обновляется стенная живопись и предалтарный иконостас, паперть под новой колокольней украшается изображениями евангельских событий. Законодательно монастырь был закрыт 5 января 1923 года. В 1922-24 годах в стенах монастыря размещалась сельскохозяйственная школа. В 1923 году были сняты и переданы в распоряжение Госпромцветметалла древние монастырские колокола. До войны в монастыре была устроена больница, в закрытых храмах - склад. В 1942 году разобрали Стефановскую и Троицкую церкви и колокольню, щебень от которых был использован на сооружение аэродрома в д. Слободка Киржачского района. В 1995 году насельницы обратились за помощью к президенту концерна " Росэнергоатом "   Э.Н. Поздышеву. С тех пор на протяжении уже более десяти лет Эраст Николаевич со своими сотрудниками делают всё возможное для возрождения этой древней обители. В 1998 году начались раскопки на месте Троицкого собора. Удалось полностью раскрыть его фундамент. В белокаменном саркофаге XVII века были обретены мощи святителя Варлаама. 27 июля 2000 года состоялась канонизация святителя Варлаама. Обитель обрела ещё одного небесного предстоятеля и покровителя. Из книги " Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь " . Автор-составитель инокиня Магдалина (Корнилова), 2006 г. Храм преподобного Сергия Радонежского в Махринской подмонастырской слободе (с 2010 г. храм Пресвятой Троицы Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря) В 1824 году недалеко от восточных врат монастыря была поставлена деревянная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Храм этот был перевезен сюда из села Ям и предназначался для прихожан Махринской слободы. В 1764 году, после упразднения монастырских вотчин и передачи их государству, жители Махринской слободы и 12 селений, входивших во владения Махрищского монастыря, образовали самостоятельный приход. Новый приход, находясь во Владимирской губернии, подчинялся епархиальному архиерею, тогда как сам Махрищский монастырь - находился в ведении Троице-Сергиевой Лавры. Прихожане и духовенство, однако, не имели своего храма, и по распоряжению митрополита Московского Платона (Левшина), богослужения и требы совершались в надвратном монастырском храме преподобного Сергия с отдельно устроенным входом снаружи.

http://sobory.ru/article/?object=03853

В годы «перестройки» Сергей Кришталь переехал в гор. Надым, где в 1992 году создал первую на Ямале казачью общину. Тогда же был установлен первый Поклонный Крест, а в сентябре 1992 года, епископ Тобольский и Тюменский Димитрий совершил освящение места для будущего храма. Двумя годами позже Надым впервые посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который совершил освящение камня, положенного в основание будущего надымского Свято-Никольского храма. В день открытия храма – 3 сентября 1998 года – город вновь посетил Святейший Патриарх. Его Святейшество совершил великое освящение новопостроенного храма. В храме установили уникальный деревянный резной иконостас, получивший высокую оценку на выставке деревянного зодчества, проходившей в Санкт-Петербурге в 1998 году. Тогда-то Сергей Николаевич со Святейшим и познакомился. Патриарх запомнил Надымского атамана, а потому, не случайно, что уже через пять лет, на праздник прп. Сергия, 8 октября 2003 года, в стенах Свято-Троицкой Сергеевой Лавры благословил атамана на Покаянный Крестный ход с новонаписанной Надымской иконой Царя-страстотерпца... Но получению высочайшего благословения предшествовала встреча с архимандритом Германом (Чесноковым). Некоторые соратники стали отходить от общего дела. Навалились искушения. Эти обстоятельства понудили атамана поехать в Троице-Сергиеву лавру. Сергей Николаевич впоследствии вспоминал об этом с улыбкой: «В Лавре я стоял у проходной в нижний монашеский двор. Вышел игумен Герман. Указал на меня. Повел к себе в беседку, хотя был я в гражданской одежде, не в форме (как он меня «вычислил»?)... Мы беседовали шесть часов...». Благодаря этой встрече с о. Германом, и было получено благословение на написание казачьей крестопоходной иконы Царя. Освящение образа состоялось в 2003 году, 17 июля, в день мученической кончины Царской Семьи. После благословения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II атаман Сергий Кришталь стал сопровождать образ Царя Николая в крестных ходах, как по России, так и по Ближнему и Дальнему Зарубежью. Много раз Надымская икона Царя Николая II принимала участие в крестном ходе от Храма-на-Крови в Екатеринбурге в монастырь Царственных мучеников на Ганиной Яме. А затем, образ шёл туда, куда звали люди – архиереи, священники, миряне. Говоря точнее, куда хотел придти Государь в облике Надымской иконы.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/07/26/po...

В найденном в архиве монастыря списке, подписанном архимандритом Иоанном, сказано, что с 1612 по 1765 г. управляли монастырем строители и игумены; с 1765 по 1785 г. – архимандриты; с 1782 по 1796 г. – опять игумены, а с 1796 г. навсегда утверждена архимандрия, и монастырь причислен к 3 классу. Сколько времени Троицкий Алатырский монастырь состоял приписанным к Троицкому Сергиеву монастырю и когда именно сделан самостоятельным, этого также ниоткуда не видно. Нужно полагать, что все приписные монастыри 4 отчислены и сделаны самостоятельными в то время, когда отобраны были от монастырей крестьяне, именно в царствование императрицы Екатерины Алексеевны (II), в 1764 году, когда монастырские имения приведены были к окончательному устройству, с определением штатов; это предположение можно принять за совершенно верное, так как из документальных данных видно, что Хотьков монастырь был отписан от Троицкого Сергиева монастыря, вместе с прочими в 1764 году, при игуменьи Анфии Грушевской. Алатырский Свято-Троицкий монастырь, 3 класса, занимает местоположение в северной стороне города Алатыря, по отлогому берегу реки того же имени (Алатырь означает горюч-камень; река эта берет начало в Лукояновском уезде, Нижегородской губ, и впадает в р. Суру у г. Алатыря), не в дальнем расстоянии от впадения ее в р. Суру. Название свое монастырь получил по городу, (от реки) и по главному храму во имя Святой Живоначальной Троицы, сооруженному в самой средине монастыря. До половины XVIII столетия в монастыре все храмы, колокольня и прочие монастырские здания были деревянные. В 1748 году, по указу Троице-Сергиевой Лавры, при настоятеле и строителе монастыря Меркурии Абрамове, на месте деревянной церкви Святой Троицы заложен был первый каменный храм в честь Живоначальной Троицы, в два этажа, но без трапезы и колокольни. Строился он с 1748 по 1758 год, а 13 ноября 1754 года, при строителе Иоанне Никольском, освящен. В архиве монастыря и по настоящее время хранится деревянный храмозданный крест с следующею надписью: «Царь славы Иисус Христос .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В настоящее время в монастыре, помимо храма Святых Отцов Семи Вселенских соборов и Троицкого со бора, действуют храмы во имя преподобного Симеона Столпника (в колокольне) и преподобного Серафима Саровского – в подклете бывшего больничного корпуса. Храм Всех святых, в земле Российской просиявших, находится в резиденции патриарха московского и всея Руси. Из сокровищ древнего храма Святых Отцов Семи Вселенских соборов сохранилась Владимирская икона Божией Матери с акафистом. Она находится в местном ряду иконостаса, слева от Царских врат. Справа от Царских врат размещен храмовый образ Святых Отцов Семи Вселенских соборов, написанный в 1989 году. Из других икон местного ряда замечательны в историческом и художественном отношении образ святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, с клеймами жития на раме XVII века и Казанская икона Божией Матери XVIII века с клеймами, иллюстрирующими «Сказание о явлении чудотворной иконы Пресвятой Богородицы в городе Казани». Верхние ряды иконостаса представляют собой единый ансамбль из 67 икон XVII века, поступивших из Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии. В 1984 году колокольня Свято-Данилова монастыря была восстановлена в прежних формах. Ее высота – 45 метров. На колокольне 16 колоколов, привезенных, в основном, из Поволжья. Самый большой из них, отлитый в 1886 году в Ярославле, весит 221 пуд. Троицкий собор – самый большой и величественный храм Свято-Данилова монастыря. После реставрации интерьер Троицкого собора воссоздан в виде, близком к первоначальному. В этом соборе находятся чудотворные иконы: Божией Матери «Троеручица» и преподобного Иоанна Кассиана Римлянина . Главная святыня Троицкого собора – хранящаяся в деревянном ковчеге частица мощей благоверного князя Даниила. По преданию, эта драгоценная святыня принадлежала настоятелю Данилова монастыря в 1917–1930 годах архиепископу Феодору. Духовные чада святителя бережно хранили частицы святых мощей преподобного князя. Впоследствии эти святыни попали в Америку. Данилову монастырю они были переданы в 1986 году предстоятелем Автокефальной Православной Церкви в Америке блаженнейшим Феодосием, архиепископом Вашингтонским, митрополитом всей Америки и Канады.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Возвратился к пастырскому служению в начале 1954 г. и служил настоятелем Казанского собора в городе Луга Ленинградской епархии. Отец Михаил заочно окончил Ленинградскую семинарию и Ленинградскую Духовную Академию (ЛДА), а за сочинение «Святой Дмитрий Ростовский и его религиозно – нравственные воззрения» удостоен степени кандидата богословия. В 1966 г. назначен настоятелем СвятоТроицкой церкви в г. Всеволожске Ленинградской епархии, а в 1968 г. – благочинным храмов 2–го пригородного округа. В начале 1970 г. отец Михаил становится духовником академии и семинарии, а 16 июля 1970 г. он принимает монашество с именем Мелитон в ТроицеСергиевой Лавре, и 17 июля возводится в сан архимандрита. 26 июля 1970 г. за Божественной Литургией в СвятоТроицком Соборе бывшей Александро–Невской Лавры была совершена хиротония архимандрита Мелитона во епископа города Тихвина. По словам владыки Мелитона на его религиозное мировоззрение с раннего детства имела большое влияние его мать – Мария Григорьевна. «Покойная моя мать Мария была глубоко верующим человеком. Скажу более, она была строго церковным человеком. Ей я и обязан своим религиозным воспитанием. Сама она была под руководством известного у нас в Пензенской епархии благодатного старца, великого подвижника и молитвенника священника отца Николая Болоховского. К нему она привела и меня, когда мне было ещё семь лет. С того времени в течение двадцати лет я находился под постоянным его влиянием. Отец Николай весь смысл в жизни христианина видел в «частом причащении Святых Христовых Таин. По его благословению я с детства ежемесячно причащался Святых Таин, а так же с его благословения пошёл учиться в духовную Надо сказать, что владыка в годы своего епископства, а может быть и раньше, ежедневно причащался Святых Таин, где бы он не находился, Живя в Академии и не имея прикреплённого к нему транспорта, владыка каждый день «ходил» в Троицкий Собор причащаться. Туда его подвозили и студенты, имеющие машины, и «подбрасывали по дороге», как говориться, шофёра Академии. А обратно он часто шёл тихонечко пешком.

http://pravmir.ru/vospominaniya-o-zhizni...

Времена смуты (до 1615)  Настоятели монастыря святые игумены Антоний и Иринарх возглавили оборону Беломорья от поляков и шведов. В историю борьбы с захватчиками вписаны имена пострижеников Соловецких — митрополита Новгородского Исидора и старца Авраамия (Палицына), келаря Троице-Сергиевой лавры. 1620  Преподобный Елеазар основал Свято-Троицкий скит на острове Анзер. 1634  Поставление в Патриархи Московские и всея Руси Иоасафа I, постриженика Соловецкого. 1635  Преподобный Елеазар в Свято-Троицком скиту совершил иноческий постриг священника Никона, будущего Патриарха Московского и всея Руси. 1652  Перенесение святых мощей святителя Филиппа из Соловков в Москву. Интронизация Патриарха Никона. 1668-1676  «Соловецкое сидение». Вооруженное сопротивление иноков-старообрядцев церковным реформам привело к разорению обители царскими стрельцами. 1713  Преподобный Иов (в схиме Иисус) основал Голгофо-Распятский скит на острове Анзер. 1765  Соловецкий монастырь становится ставропигиальным. 1854  Безуспешный штурм Соловецкого монастыря английской военной эскадрой, девятичасовой пушечный обстрел обители. Начало ХХ века  На Соловках за монастырем числилось 6 скитов и 3 пустыни, 19 церквей (30 престолов) и 30 часовен. В обители существовали: училище для 200 детей поморов — «безбрадых трудников», Братское богословское семиклассное училище (с программой семинарии), метеостанция, радиостанция, гидроэлектростанция, литография, собственный ботанический сад. Некоторое время работала Биостанция — первое научное учреждение на Беломорье. Обитель имела хорошо налаженное и рентабельное хозяйство, ориентированное на прием паломников, число которых достигало 20 тысяч в год. Перевозки по морю осуществлялись тремя монастырскими пароходами; монастырский флот давал четвертую часть доходов обители. 1920  Упразднение монастыря советской властью. 1923  Создание в стенах обители Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН) ОГПУ. 1928  Жестокое убиение преподобномучеников архимандрита Вениамина, настоятеля Соловецкого монастыря, и иеромонаха Никифора.

http://patriarchia.ru/db/text/964179.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010