В короткие сроки были осуществлены сложнейшие работы по реставрации и восстановлению храмов, крепостных стен, башен, часовен, зданий духовных школ. За последние годы реконструирована двустолпная палата Трапезного храма, отреставрированы Пафнутьевский корпус, в котором устроены келии для братии, Казначейский корпус. Благодаря стараниям губернатора Московской области Андрея Юрьевича Воробьева стал возможен перевод Лаврской типографии в здание городской типографии. Сделано действительно очень многое за эти годы. Пользуясь случаем, хотел бы выразить глубокую и искреннюю признательность всем членам Совета за понесенные труды. Несколько слов хотел бы сказать и об активной и многообразной социальной деятельности Троицкой обители. Следуя евангельскому завету и традициям благотворения, Лавра совершает образовательное и духовно-просветительское служение — и здесь уместно вспомнить деятельность Издательского отдела, киностудии «Обитель», а также Посадской православной гимназии им. преподобного Сергия Радонежского. Традиционно большое внимание обитель уделяет странноприимству и содержанию домов призрения и богаделен. Лавра активно развивает больничное служение и сотрудничает с рядом медицинских учреждений. Под монастырской опекой находятся многие детские социальные учреждения Сергиево-Посадского района. Как мы помним, в 1995 году при Свято-Троицкой Сергиевой лавре был создан первый в России православный военно-патриотический клуб «Пересвет». Сегодня в центре «Пересвет» преподаются разные дисциплины, так или иначе направленные на подготовку детей и молодежи ко вступлению во взрослую жизнь. Отрадно свидетельствовать, что для «Пересвета» принципиальным в процессе воспитания достойных граждан нашей страны, готовых к служению Отечеству на военном и гражданском поприщах, является ориентирование на православные духовно-нравственные ценности. Еще одним направлением социальной работы Троице-Сергиевой лавры является тюремное служение. Лавра оказывает также помощь в погребении неимущих и малоимущих почивших прихожан Лавры и граждан города.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4044373...

Второй темой, хотя, конечно, с гораздо меньшей взрывной волной, стало обращение трех ижевских священников к Патриарху: иерей Александр Малых, клирик кафедрального собора святого благоверного князя Александра Невского, кандидат богословских наук, протоиерей Михаил, настоятель храма Преображения Господня села Ягул, настоятель храма святителя Василия Великого д. Хохряки, и протоиерей Сергий Кондаков, настоятеля Свято-Никольского храма села Завьялова, руководитель Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, член Общественной Палаты Удмуртской Республики. Не разбирая самого обращения, хочется процитировать пост из блога Виктора Сударикова : Там есть и правда, есть и какие-то притянутые за уши странности, ради которых и кашу заваривать никакого смысла, и довольно надменный призыв: «Вы должны покаяться!» и безусловный вред от ухода в раскол. Не удивлюсь, если завтра все трое будут лишены приходов и отправлены в запрет до покаяния. Но вот что остается фактом — у нас нет ни механизма, ни культуры внутрицерковной дискуссии — чтобы говорить не на языке расколов, ультиматумов и прещений, а по-церковному…” Иеромонах Феоктист (Игумнов) из Троице-Сергиевой Лавры сообщает , что все три священника — далеко не маргиналы, сумели восстановить приходы и собрать крепкие общины, которые, скорее всего, пойдут за своими пастырями. Тем печальнее звучит его признание, что никакой реакции со стороны духовенства на сложившуюся ситуацию нет: В течение последних дней эти отцы сумели посеять довольно серьёзное смятение в душах верующих (сужу по количеству обращений ко мне из епархии с просьбой как-то прокомментировать ситуацию). И, насколько я могу судить отсюда, из Лавры, все остальные священники молчат и не предпринимают каких-либо действий для успокоения людей. Третья тема появилась позже всех. Последние пару дней православные блогеры бурно обсуждают вышедший в “Русском Репортере” репортаж Дмитрия Соколова-Митрича “Очень маленькая вера. Почему второго крещения Руси нет и не будет” о печальном положении дел в Русской Православной Церкви на примере Белгородской епархии. Дмитрий предложил в своем Живом Журнале обсудить публикацию, и мнения блогеров разделились: одни нашли материал весьма метким и своевременным, другие с оценкой журналиста совершенно не согласен.

http://pravmir.ru/obzor-pravoslavnoj-blo...

Двадцать седьмого декабря 2001 года Священный Синод почислил архиепископа Анатолия за штат согласно поданному им прошению и благословил продолжить служение на приходе ставропигиального Покровского храма в Манчестере. На заседании Священного Синода, состоявшемся 17 июля 2002 года, архиепископу Анатолию было поручено продолжить служение в Сурожской епархии в должности викария с титулом «Керченский». Девятого ноября 2010 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архиепископ Анатолий, с благодарностью и высокой оценкой архипастырских трудов, был освобожден от обременительных в его 80-летнем возрасте обязанностей настоятеля с оставлением права беспрепятственного служения в манчестерском Покровском храме. Решением Священного Синода от 4 мая 2017 года архиепископ Анатолий был почислен на покой по состоянию здоровья. Местом пребывания Синод определил Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь. Архиепископ Анатолий был удостоен многих церковных наград: ордена святого равноапостольного князя Владимира (III степени в 1964 году, II степени в 1980 году); ордена преподобного Сергия Радонежского (II степени) в 1980 году; ордена святых апостолов Петра и Павла (Антиохийская Православная Церковь) в 1980 году; ордена святой равноапостольной Марии Магдалины (Польская Православная Церковь) в 1988 году; ордена святого благоверного князя Даниила Московского (II степени) в 1990 году; ордена святителя Иннокентия Московского (III степени в 2000 году, II степени в 2005 году); ордена святого преподобного Серафима Саровского (II степени в 2006 году, I степени в 2012 году); ордена (I степени) святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, в 2015 году. Вся жизнь владыки Анатолия была исполнена ревностного служения у Престола Божия, заботой и попечением о духовенстве и пастве. В последние годы архиепископ Анатолий тяжело болел, но не оставлял своего молитвенного подвига. Владыка мирно почил 26 января 2024 года.   Двадцать восьмого января в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры было совершено отпевание почившего архипастыря и его погребение в историческом некрополе Московской духовной академии. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла отпевание совершили наместник Свято-­Троицкой Сергиевой лавры, ректор Московской духовной академии епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл и епископ Сурожский Матфей, временно управляющий Патриаршими приходами в США и Канаде.

http://e-vestnik.ru/obituaries/arhiepisk...

Как памятник важный и очень популярный, Палея, без сомнения, должна была оставить большой след в древне – русской письменности. Действительно, связь Толковой Палеи замечается с очень многими произведениями нашей средневековой литературы. Прежде всего из Палеи мы найдем не мало заимствований в целом ряде безымянных сборников, притом весьма ранних; таков, например, пергаментный сборник (N 39) XIV века Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: здесь с л. 195 об. идут Стихи избранные от книги глаголемая Палея, т. е. то, что в Коломенской Палее 1406 г. (рукоп. Троицкой Лавры, N 38), помещается на л. 16 об. и т. д. со включением описания палейных птиц (алконоста, желгули, феникса, харадра, орла) и рыб (многоножицы, мюроны, фокы и т. д.), а с л. 201 – благословение патриарха Иакова к Иосифу 2 , в рукописях же XV-XVI столетий эти заимствования учащаются 3 . Составители наших сборников, по – видимому, охотно пользовались Палеей, как источником. Но гораздо важнее отношение Палеи к памятникам определенного состава и названий. В тесной связи с Т. Палеей находится, напр., Шестоднев Иоанна Экзарха Болгарского, известное слово Илариона, митрополита Киевского, Первоначальная летопись, поучение Владимира Мономаха , Златая Матица 4 , Физиолог 5 , Хронографы, книга Кааф, Златоусты 6 , так называемый «Шестодневец вкратце о сотворении небеси и земли», книга о Св. Троице монаха Эразма, писателя XVI в. (автор жития Петра и Февронии Муромских), Азбуковники 7 и т. п. Если мы еще вспомним, что занимательные рассказы Палеи давали материал для произведений народной, устной словесности 8 , что символизм, которым она проникнута от начала до конца, объясняет христианскую символику, а в частности – древнее иконописное искусство, что – наконец– у нас Толковая Палея занимала то-же место, какое на Западе принадлежало Biblia pauperum, то поймем, до какой степени должен быть важен и интересен этот драгоценный памятник. А между тем, история такого замечательного произведения литературы, история, должно быть, весьма любопытная, до сих пор остается для нас вполне загадочной! С этой стороны о Палее мы почти ничего не знаем определенного.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Miha...

О рождении антихриста. – М., 1707. Духовное завещание//Досифей (Немчинов), архимандрит. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря: в 3 ч. – М., 1858. – Ч. 2. – С. 247–262. Литература: Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 4. – С. 21, 22, 24, 25, 210, 247, 248, 449. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры, составленное по рукописным и печатным источникам профессором Московской Духовной Академии А. В. Горским в 1841 году, с приложениями архимандрита Леонида: в 2 ч. – М., 1890, ч. 1. – С. 156. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 600, 601, пр. 22. Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. – СПб., 1905. – С. 29, 30. Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра 1713–1913 гг. – СПб., 1913. – С. 21–28, 47, 69. Кедров Н. И. Просветительская деятельность Троице-Сергиевой лавры в первые три века ее существования (краткий исторический очерк). – М., 1892. – С. 45. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев. 1913. – С. 1406, 1407. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 37, 140, 173. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 688. Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1846–1918; 1860, III, IV. – С. 142. Православный собеседник. – Казань. 1858, август. – С. 573. –»– 1907, апрель. – С. 550–551; ноябрь. – С. 698. 706. –»– 1912, декабрь. – С. 847. Церковный вестник. – СПб., 13. – С. 199. Исторический вестник. – СПб., 1884, январь. – С. 102. –»– 1886. январь. – С. 9; апрель. – С. 154–155. –»– 1892, февраль. – С. 497.498. Русская старина. – СПб., 1870–1918; 1880, март. – С. 733. –»– 1882, октябрь. – С. 38. –»– 1887, июль. – С. 1, 2, 6, 12–26. Странник. – СПб., 1861, февраль. – С. 61–145; октябрь. – С. 155. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911. – Т. 7. – С. 226–234.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

По окончании богослужения Святейшие Патриархи посетили историческое здание Святейшего Правительствующего Синода Русской Православной Церкви, где на следующий день состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. По окончании заседания Святейший Патриарх Кирилл вернулся в Москву. 1 июня 2010 года, в день памяти святого благоверного великого князя Димитрия Донского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл на Куликово поле. Его Святейшество встречали митрополит Тульский и Белевский, заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации А.Д. Беглов, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко, губернатор Тульской области В.Д. Дудка. В сослужении управляющего делами Московской Патриархии митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия, митрополита Тульского и Белевского Алексия, наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии епископа Солнечногорского Сергия, духовенства Тульской епархии и Троице-Сергиевой лавры Святейший Владыка совершил Божественную литургию в храме во имя преподобного Сергия Радонежского, великое освящение которого ранее в тот же день совершил митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил торжественное шествие к памятнику-колонне князю Димитрию Донскому на Красном холме, где освятил боевое знамя 51-го Гвардейского парашютно-десантного полка имени Дмитрия Донского и совершил литию по благоверным князьям российским, вождям и воинам, на поле Куликовом жизнь свою за веру и Отечество положившим. Святейший Патриарх Кирилл обратился с приветственным словом к участникам торжественного собрания, посвященного дню  памяти святого благоверного великого князя Димитрия Донского и началу празднования 630-й годовщины Куликовской битвы. Приветствие от имени Президента Российской Федерации Д.А. Медведева огласил заместитель руководителя Администрации Президента А.Д. Беглов.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1230536...

После революции 1917 года храм был закрыт. В здание сначала был клуб, затем электроподстанция. Закрыт не позже 1930-х г.г., после войны там ничего не было, храм разрушался и к 1980-м г.г. заброшен. Возвращен верующим в 1992 г., отремонтирован со значительным упрощением первоначального облика. В ходе реконструкции были проведены ремонтные работы по обкладке храма красным кирпичом без привязки к основной кладке. Удивительно, но все основные конструктивные части храма были целы, и была возможность восстановить здание в изначальном виде, благо, что чертежи и фото сохранились и давали полное понимание изначального облика церкви. Но нет – «облагородили». В итоге было изменено первоначальное архитектурное решение фасадов, пропорции шатра, из практических целей пристроен храмовый притвор. Внутри храма была выполнена отделка и установлен фресочный иконостас, который привезли из Москвы. С 1995 г. храм имеет статус подворья Черниговского скита Троице-Сергиевой лавры. Подворье принимает на отдых и реабилитацию по семейному типу слепоглухонемых детей сирот-инвалидов из Сергиево-Посадского детского дома. На территории Геленджикского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры начато строительство дома причта для проживания семьи священника. Летом 2015 г. был заложен фундамент дома. Удивляет ещё один факт - " облагороженный " храм в 2005 году поставлен на охрану под курьезным названием - " храм-часовня " . http://mihaylovskiy.prihod.ru/1402-2/; http://av-otus.livejournal.com/21502.html В 1970-е гг. по поручению Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) в Геленджик приезжал специалист по памятникам архитектуры А. А. Клименко, руководивший краеведческой экспедицией по их выявлению. Тогда же было установлено, что храм на ул. Десантной едва ли не единственный сохранившийся из построенных по проекту В. А. Покровского и подтверждено его авторство. Известно, что строительство храма велось по подписке, т. е. за счет средств, собранных его будущими прихожанами - богатыми дачевладельцами, а не за счет казны или Сухумской епархии, в ведении которой находились приходы Черноморской губернии. Как и для многих христианских храмов, место было выбрано в центре средневекового курганного могильника, как бы освящая этот древний языческий погост. Такая вековая традиция уходит корнями в эпоху принятия христианства на Руси.

http://sobory.ru/article/?object=15995

Постепенно отец Спиридон пришел к мысли о монашестве, в этом он чувствовал свое предназначение. 26 июня 1968 года наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Платон (Лобанков) совершил монашеский постриг отца Спиридона. Он получил имя Ювеналий в честь святителя Ювеналия, патриарха Иерусалимского. В начале 1970 года отец Ювеналий был назначен настоятелем Успенского кафедрального собора Пензы и нес послушание члена Епархиального совета и благочинного церквей округа. В ноябре 1975 года избран епископом Воронежским и Липецким. Ту Божественную литургию 16 ноября в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры Ленинграда, за которой митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) совершил хиротонию архимандрита Ювеналия во епископа Воронежского и Липецкого, владыка помнил особо. Слова митрополита Никодима, произнесенные им по окончании литургии, он старался воплощать в жизнь каждый день, неся архиерейское служение. «Являясь апостольскими преемниками, мы обязаны исполнить тот же апостольский долг — учить словом во всех проявлениях жизни. Но людям нужно не только слышать доброе слово, они хотят видеть доброе дело. И всякое твое учительское слово да будет подкрепляемо постоянным примером личной жизни твоей. С сугубым вниманием следи за собой, чтобы ничто в твоей жизни не было соблазном и камнем преткновения для вверенных твоему попечению. Не ищи ни личных благ, ни удобств, ни человеческой славы», — так напутствовал молодого епископа митрополит Никодим. Где бы ни служил владыка Ювеналий — сначала на Воронежской и Липецкой кафедре (1975-1982 гг.), а затем на Иркутской и Читинской (1982-1984 гг.) — везде оставался самим собой: энергичным, деятельным, не знающим усталости и покоя, радеющим о Церкви и её пастве больше, чем о себе. Он никогда не чурался грязной работы. С недоумением смотрели на нового правящего архиерея некоторые священники, когда видели в его руках лопату или косу. Один раз его спросили: «Владыка, мы знаем, что вы сами кирпичи таскаете, мусор носите, в земле копаетесь и коней чистите, а не унижает ли это ваше епископство, нашу епархию»? Владыка Ювеналий ответил со свойственной ему прямотой: «Церковь больше унижаете вы, когда не трудитесь и тем самым являете собой трутня улья. Из истории мы знаем, что многие патриархи и скот пасли, и молотили, и косили, и землю обихаживали. Апостол Павел сам корзинки плёл, палатки делал и говорил, что никто не упрекнет его в том, что он чужой хлеб ест».

http://pravoslavie.ru/58800.html

Все, что вынесли из Казанского храма, это бесценное сокровище, святыню, мы привезли в эммануиловскую церковь. Какое-то время мощи находились там, но об этом никто, кроме нас, участников события, не знал. Затем они были перенесены в Троице-Сергиеву Лавру, где находились до 1988 года, в нижнем храме во имя Всех святых, что под Успенским собором. В год 1000-летия Крещения Руси святитель Феофан Затворник был канонизирован. —Известно, что мощи находились потом в Сергиевском храме села Эммануиловка. Какое это было время для Вас лично и Ваших односельчан? —Это лучшее время было! В год прославления мощи святителя Феофана перенесли из Троице-Сергиевой Лавры в наш, ближайший к Свято-Успенской Вышенской обители, действующий храм, потому что в Выше по-прежнему находилась психиатрическая лечебница. Перенесение мощей в Эммануиловку стало для всех большим праздником. Встречать святителя пришло столько народу, что всех не вместил даже наш просторный церковный двор. Чуть позже мы построили купель в честь святителя Феофана — за храмом бил маленький источник, а когда мы решили его облагородить, то оказалось, что там три ключа… И потянулись в Сергиевский храм нашего села паломники отовсюду. Приезжали совершенно разные люди, всякого сословия. По пять-шесть больших автобусов в день приезжало. Ведь столько времени в стране был духовный голод, а тут у нас — мощи святителя Феофана, источник… Часто паломники среди ночи приезжали, в два, в три часа… Мы просыпались — матушка шла за свечной ящик, а я всю ночь служил молебны. —Тяжело, наверно, было в таком интенсивном ритме жить? —Нет, было очень хорошо! Усталости не ощущалось. Каждый день я начинал с того, что прикладывался к мощам и испрашивал благословения у святителя. Всегда чувствовалось его незримое присутствие рядом. И конечно, я немного опечалился, когда в июне 2002 года святитель Феофан покинул наш храм — его мощи были перенесены в восстанавливающуюся Вышенскую обитель. Но это правильно и необходимо — все возвращается на круги своя. —Батюшка, как служилось Вам в советское время? Случались конфликты, столкновения с властями?

http://pravoslavie.ru/75075.html

К 40-летию восстановления Патриаршества в Русской Право- славной Церкви . 295 Торжества по случаю 40-летнего юбилея восстановленного Патриаршества Русской Православной Церкви. (Воспомина- ния и ответы на вопросы) 323 Отношение митрополита Платона (Левшина) к Троице-Сер- гиевой Лавре 334 TOM II. – 265 с. СБОРНИК ОТДЕЛЬНЫХ СГАТЕЙ И ЗАМЕТОК ЗА 1955–1965 гг. СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ Ο ХРАМАХ И МОНАСТЫРЯХ Богоявленский Патриарший собор 6 Храм Знамения Божией Матери 13 Духовская церковь Свято-Троице-Сергиевой Лавры 21 Монастырь преподобного Пафнутия Боровского 26 Монастырь «Новый Иерусалим» 31 ( IV. ПАСХАЛЬНЫЕ Воскресение Господа нашего Иисуса Христа 39 Цель явлений Воскресшего Господа Своим Ученикам 54 РОЖДЕСТВЕНСКИЕ Радость христианина 62 Радость христианина 67 Размышление в день Рождества Господа нашего Иисуса Христа 69 О СВЯТЕЙШЕМ ПАТРИАРХЕ АЛЕКСИИ [ПЕРВОМ] Поместный Собор Русской Православной Церкви 1945 года 75 О Святейшем Патриархе 84 Наш Святейший Владыка (Стихотворение) 86 Богослужение Святейшего Патриарха Алексия в селе Бого- родском 89 День памяти Святителя Алексия, Митрополита Московского [(12) 25 февраля 1960 г.] 93 Служение Святейшего Патриарха Алексия в храме Святителя Николая, что в Кузнецах 97 Совершение Богослужения Святейшим Патриархом Алексием 102 Святейший Патриарх Алексий как проповедник 109 и проповедник (к 20-летн. юбилею Патриаршей деятельности) 132 Святейший Патриарх Алексий в Богослужебно-проповедни- ческой деятельности (к 20-летн. юбилею Патриаршей дея- тельности) 171 Святейший Патриарх Алексий в Богослужебно-проповедни- ческой деятельности (Сокращенный текст доклада, который и был прочитан в день Торжества) 193 О ДУХОВНЫХ ШКОЛАХ Краткие исторические сведения о московских духовных , учебных заведениях 205 Московская Духовная Академия в 1814– 1874 гг. 211 По поручению Московских Духовных школ 236 Проводы масленицы в Московских Духовных школах 244 РАЗНОЕ Совершение Акафиста преподобному Серафиму 249 9-е ноября 1963 года [О юбилее Святейшего Патриарха Алек-

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010