Сочинения Все ли равно как верить. Сборник статей по сравнительному богословию. - Клин, 1994. Православная философия и богословие: Теорет. курс авториз. излож./Моск. экстер. гуманит. ун-т; Кураев А. В. — М.: Акад. изд-во МЭГУ, 1994. — 160 с. Соблазн неоязычества : монография. — Москва : [б. и.], 1994. — 128 с. Традиция. Догмат. Обряд. Апологетические очерки. - М., - Клин, 1995. На пороге унии. Станем ли мы монофизитами? - М., 1994. (в соавторстве с В. Лурье). Размышления православного прагматика о том, надо ли строить Храм Христа Спасителя. - М., Подворье Троице-Сергиевой Лавры, 1995. О вере и знании - М., Аргус, 1995. О нашем поражении. - М., Подворье Троице-Сергиевой Лавры, 1996. Перепечатка: О последних судьбах нашего мира. Три взгляда из разных эпох. М., Отчий дом, 1998. Раннее христианство и переселение душ. - М., Гнозис, 1996. 2-е издание, исправленное и дополненное - М., Сретинский монастырь, 1998. Сатанизм для интеллигенции. (О Рерихах и Православии). т. 1. Религия без Бога. т. 2. Христианство без оккультизма. - М., Отчий дом, 1997. Христианская философия и пантеизм. - М., Подворье Троице-Сергиевой Лавры, 1997. Школьное богословие. - М., Благовест, 1997. Протестантам о Православии. - М., Подворье Троице-Сергиевой Лавры, 1997. Да ли сви путеви воде ка Богу? Огледи на Православльу у постхришчанском свету. - Цетинье, Светигора, 1997. (На сербском языке). Если Бог есть любовь. - М., Свято-Тихоновский Православный Богословский Институт, 1997. Православие и право. Церковь в светском государстве. - М., Издательство Сретенского монастыря, 1997 Вызов экуменизма. М., Благовест, 1997 Наследие Христа. Что не вошло в Евангелия? М., Благовест, 1997 Оккультизм в Православии. М., Благовест, 1998 Откуда у церкви деньги: В помощь приходским священникам и налоговым инспекторам. — Краснодар: Троиц. Слово, 1999. — 16 с. Дары и анафемы: Что христианство принесло в мир: Размышления на пороге III тысячелетия. — М.: Изд-во Моск. подворья Свято-Троиц. Сергиевой Лавры, 2001 Уроки сектоведения : Как узнать секту : На прим.

http://drevo-info.ru/articles/4543.html

2) „Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергеевой Лавры“, составленное библиотекарями Лавры иеромонахами Иларием и Арсением и изданное благодаря содействию о. Леонида, Чтен. Общ. Ист. и Древн. Рос. 1878­79 и отд. 3) „Махрищский монастырь“, – там же 1878, III. 4) „Исторический очерк города Дмитрова в связи с историею его соборного храма и монастырей его области до стол.“, – Чтен. в Общ. любит, дух. просвещ. 1878, кп. 4-я. 5) „Вифанския келлии митрополита московского Платона“, – Чт. в Общ. Ист. и Древн. Рос.      1879, IV. 6) „Славянские рукописи, хранящияся в ризнице Свято-Троицкой Сергиевой лавры“, – там же 1880, IV. 7) „Участие преподобного отца нашего Сергия в событиях 1380 г., положивших начало освобождению России от. татарского ига (с 4 ксилографиями)“. М. 1880, – изд. Свято Троицкой Сергиевой лавры к 500-летнему юбилею Куликовской битвы. 8) „Жалованная грамота Троице-Сергиеву монастырю от удельного Дмитровского князя Юрия Ивановича в 1504 г., – Чтен. моск. Общ. Ист. и Древн. Рос. 1881, I. 9) „Надписи Троицкой Сергиевой лавры“, – Зап. отд. слав.-русск. археологии, и отд. Спб. 1881. 98 стр. 10) „Сведения о славянских рукописях, поступивших из книгохранилища Свято-Троицкой Сергиевой лавры в библиотеку Троицкой духовной семинарии в 1747 г.“ (ныне хранящихся в библиотеке Московской духовной Академии) в 2-х выпусках, – Чтен. моск. Общ. Ист. и Древн. Рос. 1882­1885 гг. Отдельное изд. М. 1887. 11) „Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия чудотворца и похвальное ему слово, напис. учеником его Епифанием премудрым , в XV в. (печатано по Троицким спискам XVI в. с разночтениями из Синод. списка Макарьевских Четьи-Миней, с присоединением стихир преподобному Сергию по напеву, именуемому „Трезвон“, полож. на церковныя ноты в нач. ХIII в. С хромолитогр. изображениемъ преп. Сергия. Издание Общ. Любителей Древней Письменности. Спб. 1885. Около восьми лет провел архим. Леонид на Востоке – в Иерусалиме и Константинополе, откуда совершал неоднократные путешествия па Афон и славянския земли Балканского полуострова, и в результате получился ряд изследований, имеющих ближайшее отношение к местам его служебной деятельности. Таковы: 1) „Иерусалим, Палестина и Афон по русским паломникам XIV­XVII вв.“ Сводные тексты оных, с объяснительными прпмечаниями, основ. на местных изследованиях, – Чтен. моск. Общ. Ист. п Древн. 1871, 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

После кончины святителя Филарета архимандрит Антоний просил нового архипастыря Московского митрополита Иннокентия освободить его от наместнического послушания, но святитель Иннокентий не удовлетворил эту просьбу, и отец Антоний продолжал быть наместником, даже находясь на одре болезни. Его глубоко почитали два архипастыря, причтенные ныне к лику святых,святитель Филарет и святитель Иннокентий. Все трое были погребены рядом в приделе, созданном незадолго до кончины митрополита Филарета (придел во имя святого праведного Филарета Милостивого Свято-Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры. – Ред.). Впоследствии придел этот был разрушен. Власти заверяли нас в том, что захоронения митрополитов Московских и наместника Троице-Сергиевой Лавры не были тронуты, однако, когда в 1994 году на праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы начали раскопки, то обнаружили, что все могилы в период большевистского правления и закрытия Троице-Сергиевой Лавры были порушены и останки осквернены. С Божией помощью, ведущими антропологами, а также преподавателями и студентами Московских Духовных школ, имеющими медицинское образование, останки двух великих святителей и наместника Троице-Сергиевой Лавры были опознаны. В наше время, на нашей памяти совершилось прославление в лике святителей Московских Иннокентия и Филарета. А сегодня мы совершили прославление в лике местночтимых святых Радонежской земли преподобного Антония Радонежского, который сорок шесть лет нес подвиг наместничества, вел высоко духовную жизнь, был духовником святителя Филарета. Мы верим, что преподобный Антоний Радонежский всегда предстательствует за Лавру Преподобного Сергия, потому что он унаследовал дух преподобного Серафима Саровского , который завещал ему быть не только отцом, но и матерью для насельников Лавры. Мы верим, что он молится за всех, кто сегодня несет здесь свой подвиг служения Церкви, Отечеству и народу земли нашей в сложное время, которое мы переживаем. В сонме Радонежских святых прибавился новый угодник Божий – преподобный Антоний Радонежский, который много трудов положил здесь и который, верим, своими молитвами укрепляет и нынешнего отца наместника, и братию обители, и тех, кто получает здесь образование и воспитание. Перед нами всегда должен быть образ для подражания и один из них – это преподобный Антоний, духоносный пастырь, молитвенник, стяжавший дух мудрости, которой он щедро делился со всеми, приходившими к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Одна из номинаций IX Открытого конкурса «Просвещение через книгу» называлась «Лучшая иллюстрированная книга». В ней Диплома II степени удостоено издание Барнаульской епархии «Храмы, станы и монастыри Алтайской духовной миссии», которое составил протоиерей Георгий Крейдун. В издании представлены архивные документы, чертежи, фотографии, карты, проекции компьютерных моделей по церковно-миссионерским зданиям Алтая и сопредельных регионов. Визуальные материалы отражают исторический облик и современное состояние монастырских комплексов, храмов, молитвенных домов, часовен, школьных зданий, приютов, приходских домов и хозяйственных построек, возведенных в XIX- начале XX в. Алтайской духовной миссией. Аналогичная награда была вручена Издательству «Творческая мастерская» и Фонду возрождения Старицкого Свято-Успенского монастыря за книгу «Первый Патриарх святитель Иов». В ней впервые опубликована в переводе и в оригинале духовная грамота святителя Иова. В книге сделан перевод жития святителя Иова на английский язык. Интересна книга, удостоенная Дипломом II степени издательства Свято-Троицкой Сергиевой Лавры «Ризница Свято-Троицкой Сергиевой Лавры». Она посвящена одному из крупнейших в православном мире собранию произведений церковного искусства – Ризнице Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Христианские святыни, драгоценная храмовая утварь, иконы, книги, принесенные в дар Дому Живоначальной Троицы и Радонежским чудотворцам, а также созданные в самой Троицкой обители, накапливались здесь в течение пяти столетий. Ризница Троице-Сергиевой Лавры стала подлинной национальной сокровищницей, а сохраненные в ней памятники искусства вошли в золотой фонд мирового культурного наследия. А Диплома I степени и приза конкурса удостоена книга Митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, «Жизнь среди святых» (Полиграфический центр «Петровский»). Митрополит Псковский и Порховский Иоанн родился в православной царской России, с детства был научен любви к Богу, Православной Церкви и Родине. О жизни самого Владыки – серьезной, временами трагичной и в то же время наполненной светлой радостью, о жизни тех, кто был духовно близок владыке, и о тех, с кем рядом был он, - эта книга.

http://izdatsovet.ru/pcroc/detail.php?ID...

9 января 1915 года архимандрит Кронид был назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, вместо уволенного на покой архимандрита Товии (Цимбала). Отныне ему вверялись исторические судьбы дорогой для всякого русского человека обители преподобного Сергия. Такая огромная ответственность легла на плечи отца наместника накануне грозных и трагических событий отечественной истории. Одним из первых дел новоназначенного наместника было учреждение в Лавре лазарета для раненых воинов. Наступил 1917 год. С началом работы Поместного Собора Русской Православной Церкви, членом которого он был, отец Кронид переехал в Москву, где прожил всю осень и зиму. Первое столкновение Лавры с новой безбожной властью произошло 31 августа в Гефсиманском скиту, который был приписан Лавре: чрезвычайной комиссией по борьбе с контрреволюцией и саботажем здесь был произведен обыск. Архимандрит Кронид был тесно связан с Патриархом Тихоном, священноархимандритом Лавры. В скорбные дни после большевистского переворота отец Кронид обращался к Предстоятелю Церкви со словами поддержки и надежды. Осенью началась конфискация имущества, принадлежащего Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, о чем Духовный собор 13 октября 1918 сообщил в своем докладе Святейшему Патриарху Тихону. После конфискации у Лавры земель Наркомпрос 1 ноября 1918 года утвердил Комиссию по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевой Лавры. В начале 1919 года в сергиево-посадской газете «Трудовая неделя» стали появляться статьи о Лавре, о мощах преподобного Сергия и возможности их вскрытия. В дни Великого поста в Трапезном храме Лавры по этому поводу состоялось большое собрание верующих. Отец наместник сказал краткую, но проникновенную речь, в которой призвал верующий народ защитить от поругания «священное место, где отпечатались стопы отца нашего преподобного Сергия». После этих слов отец Кронид земно поклонился народу, который отвечал ему тем же, и все запели тропарь преподобному. Вскоре после этого в храмах Лавры, в академическом храме и посадских приходских церквах стали собирать подписи под прошением Совнаркому не вскрывать мощи преподобного Сергия.

http://fond.ru/foto/1389/Konstantin/

Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Сердце Подмосковья . Фото Владимира Ештокина. Ил.: Оборона Троице-Сергиевой Лавры. С. Д. Милорадович. 1894; Лисовчики, упражняющиеся в стрельбе из лука. Юзеф Брандт. 1885. Фрагмент; Миниатюрные портреты: Святой Сергий Радонежский (икона), Дмитрий Донской (1350-1389). Василий Шуйский (1552-1612), Михаил Скопин-Шуйский (1586-1610), Петр I (1672-1725)//Фома. - Спецвыпуск. 2013/Православное Подмосковье. – С.28-34. – (рубрика « Троице-Сергиева Лавра »). Материал включает план-макет « Свято-Троицкая Сергиева Лавра » (рисунок Юлии Кузенковой) с информацией о храмах, постройках и памятных сооружениях на ее территории (С.30-31). Протоиерей Павел Великанов , настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой Лавры, главный редактор портала Богослов.ру. Здесь хозяин - Преподобный. Текст предоставлен порталом «Православие и мир», pravmir.ru//Фома. - Спецвыпуск. 2013/Православное Подмосковье. – С.35. – (рубрика « Троице-Сергиева Лавра »). Мое Подмосковье: (на заставке – Бывший господский дом усадьбы Фряново. Фото Александра Послыхалина) Александр Гиндин , пианист. Два впечатления. [О поселке Луговая в пяти километрах от города Лобня и городе Коломна]. Фото из архива автора//Фома. - Спецвыпуск. 2013/Православное Подмосковье. – С.36-37. – (рубрика « Мое Подмосковье »). Валерия Шмелев , адвокат, музыкант, руководитель любительского театра в с. Верхнее Мячково. Село как центр вселенной. [Село Верхнее Мячково] Фото из архива автора//Фома. - Спецвыпуск. 2013/Православное Подмосковье. – С.36-37. – (рубрика « Мое Подмосковье »). ЛЮДИ (раздел). – С.38-49,52-59,62-71.   Юрий Пущаев. На границе между светом и тьмою [Очерк о том, как в Подмосковье в Сергиево-Посадском детском доме для слепоглухих живут более двухсот слепых, глухих и слепоглухих детей]. Фото Владимира Ештокина и Натальи Макаренко//Фома. - Спецвыпуск. 2013/Православное Подмосковье. – С.38-43. – (раздел « Люди »). ранее: Фома, апрель 2013, С.50-55. « Экипаж милосердия» и другие . [Группы милосердия и проекты социальной помощи при православных храмах Подмосковья].

http://foma.ru/bibliografiya-foma-spetsv...

2 Моисеева Г. Н. Житие Новгородского архиепископа Серапиона//ТОДРЛ. Т. 21: Новонайденные и неопубликованные произведения древнерусской литературы. М.–Л., 1965. С. 164. 5 А(рсени)й и(ером). Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Ч. 1. М., 1878. С. 218. Впрочем, это утверждение ныне отвергнуто; см. Моисеева Г. Н . Указ. соч. С. 151. 6 См. о нем: Барсуков Н. Источники русской агиографии. СПб., 1882. Стб. 259–262; Троицкий Патерик. С. 354–356; Архиепископ Черниговский Филарет. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно. Изд. 3. Май, Июнь, Июль, Август. СПб., 1882. С. 447–450; Архимандрит Макарий. Митрополит Иоасаф и Троице-Сергиев монастырь//Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы Международной конференции 21 сентября — 1 октября 1998 г. М., 2000. С. 85–102. 7 Судные списки Максима Грека и Исака Собаки. М., 1971. С. 131. О Соборе, осудившем “Исаака Собаку”, см. Архимандрит Макарий . Церковный Собор 1549 года//Альфа и Омега. 1998. 2(16). С. 141–145. 8 Российское законодательство Х–ХХ веков. Т. 2: Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М., 1885. С. 374–376. 11 Список погребенных в Троицкой Сергиевой Лавре от основания оной до 1880 года. М., 1880. С. 9. 66. 13 Смирнов С. К. Церковно-исторический Месяцеслов Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М., 1850. С. 15. 15 В наше время в Лавре были погребены Святейшие Патриархи Алексий I (1945–†1970) и Пимен (1971–†1990). 16 “По описи монастырской 1641 г. над могилою его была гробница, неизвестно когда упраздненная”. — Список погребенных в Троицкой Сергиевой Лавре… С. 9. 17 Архимандрит Макарий. Епископ Филофей Рязанский//Макариевские чтения. Иерархия в Древней Руси. Материалы XII Росийской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2005. Вып. 12. С. 27. Однако сведений о погребении в Лавре епископа Филофея не сохранилось; см.: Список погребенных в Троицкой Сергиевой Лавре… Впрочем, данный список не является полным и исчерпывающим; см. об этом: Ткаченко В. А. Список погребенных 1880 г. как источник по истории некрополя Троице-Сергиевой Лавры//Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы II Международной конференции 4–6 октября 2000 г. Сергиев Посад, 2002. С. 265–276.

http://pravmir.ru/svyatitelskie-nadgrobn...

В Лавре могли проходить заседания Священного Синода Русской Церкви во главе со Святейшим Патриархом, или же состояться деловые встречи, а также награждения сотрудников и благотворителей Лавры. Всегда помнил Святейший Патриарх о большой келье преподобного Сергия — Духовных Школах. Об этом свидетельствуют его посещения Академии в престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы и награждения профессорско-преподавательского состава. Его послания и телеграммы к началу учебного года, к престольному празднику и к выпуску были всегда очень назидательны. Он возглавлял праздничные Богослужения, годичные акты, выпуски учащихся, вручая документы выпускникам Школы. Время Святейшего Патриарха Алексия — время возрождения храмов и монастырей Русской Церкви. При Патриархе Алексии Лавре стали возвращаться храмы и скиты, различное другое имущество. Его постоянное внимание и забота о Лавре постоянно чувствовались, он всегда внимательно вникал в документацию из Лавры, помогая решению возникавших различных вопросов. Можно сказать, что последним деянием Святейшего Патриарха по отношению к Лавре явилось награждение наместника епископа Феогноста орденом князя Владимира, хотя вручить орден он уже не смог. Приезд в Лавру её священноархимандрита — это благоговейная радость, начинающаяся с его встречи в Святых вратах и последующее шествие в Троицкий собор с пением. На трапезах, преподавая первосвятительское благословение, он всегда призывал братию Лавры творить молитвы о мире в Церкви, о единстве верующей паствы и твёрдом стоянии в Православии. Особая роль в возрождении Церкви и Православия в наши дни принадлежит священноархимандриту Свято-Троице-Сергиевой Лавры, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Комментарии ( ): Написать комментарий: Другие публикации на портале: 14 ноября 2019 10 © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011

http://bogoslov.ru/article/379221

Затем с балкона патриарших покоев предстоятель Русской Церкви обратился к иерархам, духовенству и верующим с первосвятительским словом . В день праздника по традиции богослужения совершались во всех храмах Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московских духовных школ. В Троицком соборе Божественную литургию возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской патриархии; в Сергиевском трапезном храме — митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, патриарший наместник Московской епархии; в Духовском храме — митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей; в Покровском академическом храме — митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений; в храме преподобного Иоанна Лествичника — митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; в Черниговском скиту — митрополит Астраханский и Камызякский Никон. В тот же день в Тронном зале Патриарших покоев Лавры состоялась беседа Патриарха Кирилла с губернатором Московской области А.Ю. Воробьевым, который поздравил предстоятеля Русской Церкви с днем памяти преподобного Сергия Радонежского. Затем Патриарх наградил директора патриаршего архитектурно-реставрационного центра Свято-Троицкой Сергиевой лавры С.В. Демидова орденом преподобного Серафима Саровского III степени — во внимание к трудам на благо Церкви и в связи с 70-летием со дня рождения. Также в тронном зале патриарших покоев Лавры митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий и архимандрит Серафим (Шемятовский), настоятель подворья Православной Церкви Чешских земель и Словакии в Москве, преподнесли Патриарху дар православных христиан Словакии — икону святых Царственных страстотерпцев, написанную иконописцами словацкого города Стропков (Восточная Словакия) к 100-летию мученической кончины Царской семьи. По благословению Патриарха Кирилла и митрополита Чешских земель и Словакии Ростислава митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий принимал участие в памятных мероприятиях в Стропкове.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

3 место. Издательство Сретенского монастыря. Архимандрит Клеопа (Илие) «Жития святых. Истории румынского старца для детей и взрослых» Лучшее справочное и краеведческое издание 1 место. Издательство «Невская Лавра». Автор проекта и главный редактор епископ Кронштадтский Назарий (Лавриненко) «Наследие святого Саввы. Паломничество к святыням Сербской Православной Церкви» 2 место. ООО «Арт-холдинг «Медиарост». Виталий Горошников «Ярославский край»: т1. «История, традиции, характер», т.2 «Города, деревни, сёла», т.3 «Растения, животные, реки, озера» 2 место. Хабаровская и Приамурская епархия, редактор-составитель Татьяна Якуба. Владимир Арсеньев «Избранное. 150-летию со дня рождения посвящается» 3 место. Тюменский региональный общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска». Редакторы-составители: Наталья Балюк, Александр Вычугжанин «Тюмень – столица деревень» 3 место. Синодальный отдел по монастырям и монашеству. Владимир Козлов «Православные монастыри Москвы» 3 место. Издательство ООО «Мастер-Студия». Владислав Ястребов «Соборы Симбирска» Лучшая иллюстрированная книга 1 место. Тюменский региональный общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска». Главный редактор-составитель Юрий Перминов «Дружбы храм священный» 2 место. Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Составитель иеромонах Пафнутий (Фокин) «В служении Пресвятой Троице и преподобному Сергию. Братия ТроицеСергиевой Лавры. Годы преставления 2020-2021» 2 место. ООО «Арт-холдинг «Медиарост». Виталий Горошников «Ярославский край на фотографиях XIX – начала XX века» 3 место. Издательство Варшавской митрополии. Автор-составитель: Ярослав Харкевич «Краски Православия. Святая Земля» 3 место. Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Владислав Горохов «Монастыри Святой Руси. Монастыри к западу от древней столицы» Лучшее издание по истории Русской Православной Церкви в ХХ веке и казачеству 1 место. Издательский отдел Нижегородской епархии. Автор-составитель архимандрит Тихон (Затекин) «Исповедник веры Христовой иерей Василий Гундяев»

http://izdatsovet.ru/news/detail.php?ID=...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010