В Ризнице Троице-Сергиевой Лавры хранятся уникальные экспонаты: иконы, рукописные и старопечатные книги, произведения лицевого и орнаментального шитья, изделия из золота и серебра. Источник преподобного Сергия Радонежского «Гремячий ключ» находится вблизи деревни Взгляднево (недалеко от деревни Малинники). Святой воды можно набрать также в Надкладезной часовне и под сенью из креста на Соборной площади , на источниках преподобного Саввы Сторожевского за северной стеной монастыря и святителя Николая Чудотворца за Келарскими прудами . Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: 141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра Справочные телефоны по общим вопросам: Телефоны Духовной академии и семинарии: Официальный сайт Московской духовной академии Электронная почта: Проезд: Время в пути - полтора часа. От вокзалов до Лавры можно дойти пешком. Паломнику [ править править код ] Богослужения [ править править код ] Расписание Исповеди и богослужений можно посмотреть на официальном сайте монастыря . Расписание обновляется каждую седмицу . Трудникам и волонтёрам [ править править код ] Желающим потрудиться в Лавре: Гостиницы [ править править код ] Старая гостиница Лавры: Вознесенская гостиница: Паломническая гостиница при Воскресенском Подворье: В гостиницах запрещено курение, распитие спиртных напитков, прослушивание громкой музыки в любое время. Трапезные [ править править код ] Кроме того на территории Лавры находятся два небольших кафе, где можно быстро и недорого перекусить. Экскурсии [ править править код ] Заказать экскурсию по Лавре и узнать об условиях ее проведения вы можете по телефонам Паломнического центра. Туристы и паломники, путешествующие самостоятельно, могут заказать экскурсию по Лавре в составе группы или индивидуально. Также можно заказать аудиогид. Экскурсии по Ризнице проводятся со среды по воскресенье с 10 до 16 часов (кроме последней пятницы каждого месяца). Телефоны паломнического центра: +7 496 540 57 21 , +7 910 471 01 70 , +7 496 541 56 78

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкая...

Господь дал мне такую энергию, такое желание! Многое надо было на память выучить. Молитвы, чтение по-церковнославянски. Я, невзирая ни на что, работал, учил все с таким желанием. Горел. На экзамене дали мне наизусть читать 50-й псалом... Только половину прочитал – хватит, спасибо. Прочитал по-церковнославянски. Тоже хорошо. Затем сочинение было на евангельскую тему. А я Евангелие хорошо знал. На “пять” написал сочинение. И мне прислали извещение, что я принят. Тогда уже я шинель снял и в фуфайке поехал. И все мы, кто там тогда был: кто, как и я, с фронта пришел, кто с угольных шахт, были испытанные жизнью... И когда стали открывать храмы, такой был подъем в народе. Народ шел в храмы. И я сам был очевидцем этого...» По окончании Московской духовной семинарии он поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1954 году. В его характеристике выпускника было отмечено: «…на протяжении всего времени его занятий в Московских духовных школах был безупречного поведения. Его трудолюбие и прилежание на занятиях, его дружественное, по-товарищески отзывчивое обращение с сокурсниками – всегда и всеми отмечались как основные черты его характера». 25 августа 1954 года в Свято-Троице-Сергиевой лавре Иван Павлов был пострижен в монашество с именем в честь святого праведного Кирилла Белозерского, память которого Православная Церковь отмечает 22 июня. Батюшка стал служить у мощей преподобного Сергия Радонежского – был пономарем в Троицком соборе, зажигал лампадки, носил мешки с огарками, трудился во многих тяжелых послушаниях, затем стал лаврским кассиром, помощником казначея, казначеем. Так, постепенно духовно возрастая, он сподобился в 1965 году стать архимандритом и духовником Троице-Сергиевой Лавры. На протяжении долгих лет он нес этот тяжкий крест духовничества. Обретя веру в окопах Сталинграда, через всю свою жизнь он пронес любовь и преданность Богу и ближнему. Я не могу точно сказать, когда и как я сам узнал об отце Кирилле. Думаю, что когда пришел в Церковь, то услышал, что есть в Лавре такой духовник. А узнал его в 1969 году, когда поступил учиться в семинарию. До этого я приезжал в Лавру, видел, конечно, его, но не общался, ходил на исповедь к другим лаврским отцам. А в 1970 году, учась на дневном отделении в семинарии, я поступил послушником в братию Троице-Сергиевой лавры и вот тогда начал ходить к нему на исповедь. Потом он принял меня и других братий от пострига. Вот с тех пор он стал моим духовным отцом и уделял мне внимание…

http://pravoslavie.ru/111550.html

Икона, которую раскрыли, научились реставрировать в целом, которую поновили от копоти, от грязи, от потемневшей олифы – эта икона засияла старыми новыми красками. И вследствие этого и появилась, если можно так выразиться, мода на икону. Прием мода не только российская, но и всемирная. До тех пор пока не начали этот процесс реставрационный, до тех пор пока не открыли современные способы раскрытия, так сказать, иконы, икона была, по выражению нашего известного писателя Солоухина Владимира, покойного уже, «черными досками». И икона так и воспринималась, как нечто черное, закопченное, через что только проступает какой-то лик. И эта икона, конечно, не могла быть воспринята как произведение искусства. Но вот икона уже раскрытая, в частности икона святой Троицы, которая, как мы знаем, стояла в иконостасе Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры, которая была символична для Руси вообще. Эта икона тоже была, на самом деле, мало известна. Несмотря на то, что ученик преп. Сергия Епифаний Премудрый, который написал житие преп. Сергия, говорил о Троице вообще и об иконе в частности, что преп. Сергий видел в этой иконе некоторое символическое единство, не только единство Лиц Святой Троицы, но и то единство, как говорил Епифаний Премудрый, которое побеждает ненавистную рознь века сего. Это вот как раз об иконе Святой Троицы. И долгое время икона Святой Троицы несмотря на то, что она была богато украшена, различными ризами (тот, кто бывает в Троице-Сергиевой лавре и заходит в музей Троице-Сергиевой лавры, прекрасно знает, какие богато украшенные ризы до сих пор хранятся ризы, которыми была украшена Святая Троица), ну конечно, саму роспись, саму иконографию этой иконы очень было трудно определить под ризой. Смотрели в основном на богато украшенную ризу, на драгоценные камни, на золото, искусно сделанную финифть, филигрань, а сама икона, в общем, была спрятана. И только темные-темные лики Ангелов трех, расположенных вокруг стола, на котором чаша с вином и хлеб, незримо смотрели.

http://radonezh.ru/2023/11/01/voprosy-o-...

В июне 1990 года закончил Московскую Духовную Семинарию и поступил в Московскую Духовную Академию. 9 апреля 1991 года рукоположен в сан иеромонаха. В январе 1993 года назначен экономом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В июне 1995 года закончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия по кафедре Истории Русской Церкви, тема кандидатской диссертации «Житие и Патриаршее служение Святителя Тихона (Белавина)». С августа 1995 года читал курс византологии в Московской Духовной Семинарии. 31 мая 2002 года назначен экономом объединенного хозяйства Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московских Духовных школ. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2002 года архимандрит Георгий, эконом Троице-Сергиевой Лавры, назначен на Нижегородскую кафедру. Наречение и хиротония (рукоположение) состоялись в Москве. Архиерейская хиротония совершена во время Божественной литургии в храме Христа Спасителя 2 февраля 2003 года под руководством Святейшего Патриарха Алексия II. — И все-таки это тоже больше относится к людям церковным... — А где та граница, которая сегодня отделяет церковных людей от малоцерковных? Или малоцерковных от тех, кто делает самые первые шаги к Богу? Не создаем ли мы такие искусственные деления и разделения? Ведь на самом деле сейчас уже мало кто остался на резко антицерковных позициях... Если все же говорить о значимости праздника для всех наших соотечественников, то она, безусловно, ощущается не только в собственно церковной среде: в преддверии торжеств вышло постановление правительства о создании организационного комитета по оказанию содействия Русской Православной Церкви в праздновании столетия канонизации. Сопредседателями этого комитета являются митрополит Минский и Слуцкий Филарет, патриарший Экзарх в Белоруссии и Полномочный представитель президента в Приволжском федеральном округе Сергей Владиленович Кириенко. Это, как сейчас принято говорить в прессе, факт беспрецедентный. И свидетельствует, на мой взгляд, о том, что столетие канонизации воспринимается не только как внутрицерковное событие, но имеет огромное значение для общества в целом.

http://foma.ru/prepodobnyij-serafim-eto-...

В центре территории, позднее занимаемой монастырем, находился пруд (окончательно засыпан в конце XIX века), называвшейся в память св. Василия Блаженного - Васильевским. Собственно история монастыря начинается с того времени, как в 1837 г. городская усадьба, построенная прежней владелицей Надеждой Васильевной Шепелевой (ур. Энгельгардт), перешла во владение семейства князя Владимира Сергеевича Голицына, по завещанию она перешла к его сыну князю Сергею Владимировичу Голицыну. В 1849 г. из-за ран оставил службу и поселился в этом доме. Для его больной супруги княгини Прасковьи Николаевны Голицыной был устроен домовый храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» - по благословению Святителя Филарета митрополита Московского и под наблюдением архимандрита Антония (Медведева), наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Храм освящен 18 (31) октября 1856 г. Святителем Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским. По совету Святителя Филарета трудами дочери князя В.С.Голицына, княжны Александры Владимировны Голицыной после смерти отца и отъезда из Москвы матери при домовом храме был устроен приют для иногородних монахинь, сборщиц подаяния. Территория усадьбы отошла во владение Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Приют с больницей, названный «Филаретовским», был открыт 11 октября 1865 г. наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Антонием (Медведевым). В 1889 г. княжна А. В. Голицына обратилась с прошением о преобразовании приюта в монастырь. 6 (19) сентября 1889 г. последовал указ Св. Синода об основании общежительного женского монастыря «Всех скорбящих Радосте». Штат - игуменья, 15 монахинь и послушницы. Первая игуменья - Евпраксия (фамилия неизвестна). Монастырь сохранил приют и больницу. Открытие монастыря состоялось 16 (29) сентября 1890 г. Соборный храм монастыря во имя Всемилостивого Спаса построила известная благотворительница, купчиха из г. Воскресенска Акилина Алексеевна Смирнова (тайная монахиня Рафаила). По благословению митрополита Московского Иоанникия (Руднева) проект храма был разработан архитектором Иваном Терентьевичем Владимировым, мастером «нового русского» стиля в церковном зодчестве конца XIX века.

http://sobory.ru/article/?object=24185

 В устной речи синонимами названий храмов и монастырей часто становились имена святых, которым они были посвящены, или же тех подвижников, которые прославились здесь. Паломники из простонародья шли к «киевским Угодникам», «соловецким чудотворцам» и т.д. Многочисленные подтверждения этому легко можно отыскать в русской художественной литературе, лучшие образцы которой донесли до нас живой разговорный слог богомольцев XIX столетия. Н.С. Лесков в повести «Евфим Ботвиновский» описывал маршрут паломника в Киеве «прежде поклоняется yciм святым Печерским, nomiм того до Варвары, а nomiм Макарию софийскому, nomiм вже геть просто мимо Ивана до Андрея и Десятинного и на Подол». Иван Шмелев в своем знаменитом  «Богомолье», отразившем детские впечатления от паломничества в Троице-Сергиеву Лавру устами юного рассказчика не раз повторял, что идет «к Сергию Преподобному».  Уже в XIX столетии вошли в обиход названия храмов и обителей, составленные из двух слов, разделенных дефисом: Спасо-Преображенский, Богородице-Рождественский, Иоанно-Богословский, Иоанно-Предтеченский. Это, в частности, позволяло отличать друг от друга те из них, что были освящены во имя соименных святых. Двойное название приходского храма указывало на то, в честь каких праздников или святых освящены его престолы: Николо-Богоявленский, Николо-Архангельский и т.д. Богатейшее собрание таких примеров являют названия старинных московских храмов. «Полное собрание исторических сведений обо всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России», вышедшее в свет в 1852 году, содержит перечень из более чем 600 названий, но среди них ни одного именования храма или монастыря, начинающегося со слова свято. Нет примеров подобного рода и в дореволюционной церковной периодике. В «Полном иллюстрированном описании всех православных русских монастырей Российской Империи» издания 1910 года, единственным примером именования такого рода являются Свято-Андреевский и Свято-Ильинский скиты на Афоне. В настоящее время наиболее устойчивым и общеупотребительным словосочетанием такого рода, является наименование Троице-Сергиевой Лавры Свято-Троицкой. Это единственное название, которое оправданно с богословской точки зрения, поскольку происходит от устойчивого термина Святая Троица. Слово свято в названии храма или обители применимо только в подобном случае, то есть, если  они освящены в честь Живоначальной Троицы или в честь Святого Духа. Но даже Лавра за шесть веков своего существования именовалась по-разному. В Житии преподобного Сергия, составленном преподобным Епифанием Премудрым, она именуется как «обитель Святыя Троицы». Преподобный Иосиф Волоцкий в одном из писем называл ее «Сергиев монастырь». «У Живоначальныя Троицы у вас, в Чудотворцеве в Сергиеве обители» писал лаврскому архимандриту Царь Михаил Феодорович.

http://pravoslavie.ru/1934.html

В ответ на вопрос, прозвучавший во время обсуждения, о будущей судьбе центра Москвы, Клименко ответил, что сегодня есть планы построить около Кремля международный деловой центр. Это вызывает возражения специалистов следующего рода. Во-первых, как всем известно, в Москве не решена проблема транспортного движения. Новый деловой центр должен вызвать новый приток транспорта в центр. Каким образом сделать так, чтобы транспорт без препятствий передвигался по центру города, и куда его девать, если нет свободных площадей для стоянок машин? Вторая проблема в том, что новый деловой центр может сделать недоступным для свободного фотографирования и даже посещения москвичами некоторые точки обзора на Кремль из соображений безопасности. Не лучше ли, не только строить новые центры, но и переместить многие, уже существующие офисы и министерства из центра Москвы в другие районы, задается вопросом архитектор? Одним из таких деловых и административных центов мог бы стать Юго-Западный район столицы. Н.А. Смирнова в своем докладе осветила реставрация Троице-Сергиевой лавры перед войной 1941-45 г. Известно, что во время богоборческой советской власти храмы осквернялись и разрушались. После уничтожения монастыря в Лавре на ее территории были размещены светские жители, всего около 2500 человек. Храмы Лавры были в аварийном состоянии. Для того чтобы сохранить архитектуру Лавры, ее защитники прибегли к уловкам, чтобы обмануть советскую власть. Например, для того, чтобы получить разрешение и финансирование реставрации ансамбля Лавры, представителям власти объясняли, что храмы это не только религиозная, но и народная архитектура, выражавшая чаяния трудового народа о свержении царизма. Перед войной 1941 г. реставрацию Лавры начал очень деятельный и энергичный специалист Н.В. Трофимов. Он успел провести работы по укреплению Свято-Духовского храма, находившегося в аварийном состоянии и разваливавшегося на глазах. Процесс реставрации остановила начавшаяся война. Но и тогда Трофимов не прекратил работу. Под его руководством золотые купола храмов обители Сергия были покрашены в защитный зеленый цвет, а на главный купол Успенского собора был надет специальный кожух, сшитый из мешковины.

http://pravmir.ru/v-moskve-proxodit-konf...

Первому игумену Троице-Сергиевой Лавры Господь наш Иисус Христос открыл в видении еще при земной его жизни, что число учеников его будет велико на Руси. Одним из достойных учеников преподобного Сергия Радонежского является наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит Антоний (Медведев; Современники свидетельствовали, что архимандрит Антоний “был одним из замечательнейших лиц православного монашества в наше время. Человек самого незнатного происхождения, он достиг такой известности, что его знала не только вся Россия, но и многие за границей, как на Востоке и на Западе” (Толстой М. В. Хранилище моей памяти. М., 1995. – С. 73). “В течение уже полстолетия, – говорил ректор Московской Духовной академии епископ Михаил (Лузин) , – имя архимандрита Антония сливалось в сознании живших и живущих с представлением о Лавре Сергиевой и слава этого имени проникала всюду, где чествуется имя преподобного Сергия и даже далее. С благоволительным уважением к нему относились цари, глубоко чтило почтенное высшее общество, имя его общеизвестно в народе и «будет покой его честь»; имя его пребудет в роды и роды вместе с именем незабвенного в иерархах Филарета”. Изучив житие и подвиги архимандрита Антония (Медведева), и отметив: – праведность жизни и подвижническое монашеское делание; – духовное возрастание под руководством преподобного Серафима Саровского ; – духовное окормление святителя Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) и наставления во многих вопросах и случаях его жизни и архипастырской деятельности; – многообразную плодотворную деятельность на должности наместника Троице-Сергиевой Лавры; – духовничество и наставления в вере православных чад церковных; – исполнение заветов преподобного Серафима Саровского в попечении о Саровских подвижниках и сестрах Дивеевской обители; – постоянное общение со святыми мужами (преподобным Серафимом Саровским , святителями Московскими Филаретом и Иннокентием) в течение жизни; – непрекращающееся народное почитание Нами с благоговением и любовию определяется:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Потому что и об отце Матфее без музыки, и о музыке без отца Матфея в наши дни нельзя даже помыслить Великий педагог, бесконечно талантливый и столь же бесконечно разборчивый в своих отношениях с людьми, отец архимандрит воспитал поистине неисчислимое число тех, которые могут с полным правом и твердым основанием сказать о себе: «Пою Господеви дондеже есмь». Верю, что для самого отца Матфея не было никаких временных ограничений в его личном пении Богу, в его сокровенном воспевании Господа нашего Иисуса Христа. Отныне и вовеки слова «дондеже есмь» – означают для него Вечность, в которой он продолжит дело своей земной жизни – стоя уже не перед сонмом молящихся, не в собрании своих учеников, но пред Лицем Божиим! И я радуюсь, когда размышляю об отце Матфее в масштабах вечной жизни – ведь он уже «во ушию своею» услышал, что есть Ангельское пение! И потому душа его воистину во благих водворится, а память о нем будет в род и род! Митрополит Тульский и Белевский Алексий, бывший наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: Господь нам подарил для нашей церковной жизни отца Матфея как величайшего носителя церковной духовной музыкальной культуры. Он, как одаренный от Бога человек, сумел воспринять и раскрыть ту глубокую, прежде всего, традицию не только такого вот пения светского, а именно настоящего, особенно монастырского, которое он развивал и помогал в этом отношении и братии Троице-Сергиевой Лавры, и студентам Московской Духовной Академии. Не только Троицкие распевы, но и распевы северные – и Соловецкие, и Валаамского монастыря… И южные распевы – то, что касается Киево-Печерской Лавры, – вот он все это передавал, все это умел передать… Конечно, это великий, великий подвижник церковно-музыкальной культуры. Но, слава Богу, он не оказался просто зерном, которое не принесло никакого плода. Из его зерна вырос большой колос: он воспитал многих и многих достойных себе преемников, и веруем, что Господь в Селениях праведных примет его душу сегодня в Собор Ангелов, которые воспевают Славу в Вышних Богу!

http://pravoslavie.ru/37805.html

21 июня 1960 года Священный Синод избрал архимандрита Никодима епископом Подольским, викарием Московской епархии и председателем ОВЦС. 9 июля в Трапезном храме Троице-Сергиевой лавры было совершено наречение и архиерейская хиротония епископа Никодима. Архиерейское служение владыки Никодима проходило на Ярославской (с 23 ноября 1960 г.), Минской (с 5 августа 1963 г. в сане митрополита) и Ленинградской (с 9 октября 1963 г.) кафедрах . Владыка Никодим был членом комиссии Священного Синода по межхристианским связям, а также главой Издательского отдела РПЦ и председателем появившегося в свет альманаха – сборника «Богословские труды». Еще владыка потрудился во главе комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства, Патриаршим экзархом Западной Европы, возглавлял делегации РПЦ во Всемирном Совете Церквей, а так же был в 1975 году избран его президентом. Благодаря его стараниям продолжилась угасающая жизнь в Русском Свято-Пантелеимоновском монастыре на Афоне, куда были посланы несколько монахов из Троице-Сергиевой лавры. Митрополит Никодим – автор диссертации о понтификате папы Иоанна XXIII, за которую ему была присуждена степень магистра богословия, а в 1975 году Совет ЛДА присудил митрополиту Никодиму степень доктора богословия. После смерти папы Павла VI на его погребение решением Священного Синода была отправлена делегация Русской Церкви во главе с митрополитом Никодимом. Присутствовала делагация и на интронизации новоизбранного папы Иоанна Павла I в Ватикане. После торжественного приема папой делегации Русской церкви 5 сентября 1978 года митрополит Никодим отошел ко Господу.  8 сентября гроб с телом владыки был доставлен в Троицкий собор Александро-Невской лавры, где 10 сентября было совершено отпевание покойного и погребение на братском кладбище. Стараниями митрополита Никодима в православный церковный календарь было возвращено чествование дня памяти блаженного Августина, по непонятным причинам отсутствовавшее в календаре. Как отмечает архимандрит Августин (Никитин): «Митрополичий звонок в Издательский Отдел, и в очередном календаре блаженный Августин был " реабилитирован " » . Начиная с 1975 года, имя святого было внесено в календарь, память его почитается 15/28 июня.

http://bogoslov.ru/article/5607985

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010