В центре Троице-Сергиевой Лавры находится огромная колокольня. Она была построена в 1740 – 1770 гг. и является одной из самых высоких в России. Созывает на службу всех обитателей города Сергиева Посада 72-тонный «царь-колокол». Самый большой из отлитых в России, а также самый крупный колокол в мире из тех, которые могут звонить. Говорят, что музыка услаждает слух, а колокольный звон душу. 72-тонный «царь-колокол» душу будоражит, выворачивает, бьет как набат по твоим мыслям. И ты стоишь потрясенный, в это время с твоей, вывороченной колокольным звоном душой, происходят чудесные метаморфозы. С нее начинают спадать оковы тяжкого бытия, и благодать намоленного места начинает мягко обволакивать твою душу и сердце. Это можно сравнить с тем, когда на раздраженное, надорванное, больное горло мягко ложиться сироп от кашля или мед. Так и душа моя, словно раздраженное горло успокоилась, и начала с радостью впускать в себя благодать монастыря. Вечернее богослужение, во время моего пребывания, проходило в соборе Успения Божией Матери. Он является самым величественным сооружением монастыря, был заложен 19 мая 1559 г. по велению царя Ивана Грозного и освящен 15 августа 1585 г. в царствование его сына Федора. Святыня храма – первая рака преподобного Сергия. В соборе покоятся мощи святителя Иннокентия, митрополита Московского, а также мощи преподобного Максима Грека. Каждый храм Лавры – это отдельное энергетическое пространство, причем эти пространства могут быть даже полярным. Как, например, Троицкий собор и Успенский собор. В Троицком соборе все, от внешних белоснежных стен до внутреннего полутемного убранства, старается направить тебя внутрь себя. Этому и способствует Литургия, которая совершается практически в полной темноте, при минимальном количестве участников хора, и Акафист, который читается у мощей преподобного Сергия. Успенский собор, по сравнению с Троицким  –  это обилие света, хор из множества голосов, которые берут твою душу и уносят вместе со всеми молящимися под своды собора. И невыразимое ощущение охватывает тебя, когда ты находишься в древнейшем храме с большим количеством людей, объединенных единым чувством.

http://radonezh.ru/analytics/svyato-troi...

Декор церкви, по большей части, классический, но некоторые его элементы все же тяготеют к эпохе барокко. С севера и юга входы в храм оформлены портиками с четырьмя колоннами, которые увенчаны фронтонами. Пилярстры, оформляющие здание, уплощены. Фасады Воскресенского храма покрыты цементной штукатуркой. А наличники больших прямоугольных окон декорированы нишами и выступающими карнизами – сандриками. Все выполнено очень лаконично и строго. Сегодня Воскресенский храм – единственное в Сергиевом Посаде церковное здание, построенное по канонам классицизма в начале XIX века. Это признанный архитектурный памятник и объект культурного наследия регионального значения. Воскресенская церковь — действующая. Ее престолы посвящены Обновлению Храма Воскресения Христова (Воскресению Словущему) , а также апостолам Петру и Павлу . На территории, возле храма, в 1995 году была установлена часовня в память о погибших воинах. Богослужения здесь проходят ежедневно. Рядом с храмом в 2017 году силами города была благоустроена живописная парковая зона. На территории церкви установлен мемориал – 30 мраморных плит с именами защитников Троице-Сергиевой лавры в период Смутного времени. Подворье управляется настоятелем, который назначается благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси по представлению наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры . При храме действует гостиница и воскресная школа. Деятельность прихода [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: Московская область, 141310, г. Сергиев Посад, ул. 1-ой Ударной Армии, 17 Телефон: +7 496 547 36 45 (для справок) Электронная почта: voskrestsl@mail.ru Паломнику [ править править код ] Расписание богослужений [ править править код ] Храм открыт ежедневно с 7:30 до 19:00. Вечернее богослужение – 17:00 Литургия – 8:10 Таинство Соборования на Подворье совершается в 12:00 ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней, см. информацию на сайте). Водосвятные молебны перед иконами Божией Матери «Неупиваемая чаша» и святителя Спиридона Тримифунтского совершаются еженедельно по пятницам, после Божественной литургии (если не выпадает на какой-либо праздник).

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Воскресен...

Имя митрополита Макария Московского (Булгакова) становится всё более известным в наши дни. К юбилею Москвы в 1997 году была переиздана его “История Русской Церкви” и была возрождена известная в прошлом Макарьевская премия. Учредителями возрождённой премии явились Русская Православная Церковь, Академия Наук Российской Федерации и мэрия Москвы. В этом году исполнилось 125 лет со дня кончины митрополита Макария, который был погребён в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры. 21 июня на панихиду собрались члены Экспертного совета по Макарьевским премиям, лауреаты Макарьевской премии. Панихиду возглавил архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, возглавляющий Макарьевский фонд. Панихиду пел студенческий хор Академии. В конце панихиды Владыка выразил благодарность всем учёным и духовенству, почтившим память учёного иерарха. После этого в Академии состоялась поминальная трапеза, во время которой её участники говорили о проблемах современной гуманитарной науки, о важности деятельности Макарьевского фонда, была отмечена глубина и фундаментальность трудов покойного историка-иерарха и его вклад и содействие развитию науки. Важной представляется мысль о необходимости совершения ежегодной панихиды в день кончины митрополита Макария, о том, чтобы его память получила большее отражение в современной научной жизни. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/iz-zhizni-svyato-troit...

Святейший Владыка кратко побеседовал с участниками международного съезда «Содружество православной молодежи», который проходит в Сергиевом Посаде в эти дни. В Тронном зале Патриарших покоев Лавры Святейший Владыка вручил церковные награды архиереям Русской Православной Церкви, отметившим памятные даты. По традиции праздничные архиерейские богослужения в день памяти преподобного Сергия Радонежского совершались в храмах Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московских духовных школ. В Сергиевском трапезном храме Божественную литургию возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Павел , Патриарший наместник Московской митрополии; в Покровском академическом храме — митрополит Минский и Заславский Вениамин , Патриарший экзарх всея Беларуси; в храме преподобного Иоанна Лествичника — митрополит Волоколамский Антоний , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; в Черниговском скиту — митрополит Томский и Асиновский Ростислав . Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.) понедельник Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила. Сщмч. Иринея, еп. Сирмийского (Сремского) (304). Мчч. Вафусия и Верка пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской, и Дуклиды (ок. 375). Прп. Малха Сирийского (IV). Прп. Василия Нового (ок. 944). Мц. Параскевы Кочневой (1939). На 6-м часе: Ис. XIV, 24–32 . На веч.: Быт. VIII, 21 – IX, 7 . Притч. XI, 19 – XII, 6 . На 1-м часе поклонение Кресту. Вместо «Стопы моя...» поется «Кресту Твоему...» и стихиры на целование Креста (как в Неделю Крестопоклонную). Подобным образом поклонение Кресту на 1-м часе бывает и в среду (в пятницу поклонение Кресту – в конце изобразительных). На всех часах и изобразительных в эти дни по «Отче наш» – кондак «Не ктому пламенное оружие...».

http://patriarchia.ru/db/text/6043051.ht...

Успенская церковь была закрыта в 1932 году. В здании бывшего храма хранилось зерно. Во время войны под церковными сводами размещался краеведческий музей, который поддерживал церковь в надлежащем состоянии. Но в 1958 году музей был закрыт вместе с упразднением Епифанского района. Храм пришел в запустение. В последующие годы сначала была разобрана ограда, потом - частично холодный храм, а вскоре до фундамента разобрали и теплый. С 2002 года в Епифань часто стал приезжать архиепископ Феогност из Сергиева Посада, являвшийся наместником Свято-Троицкой лавры. В один из дней марта 2003 года, после посещения храма Сергия Радонежского на Красном холме Куликова Поля, архиепископ прибыл в Епифань. Ему открылся удивительный вид со старинной Успенской церковью на холме Федосьина городища, как будто парящая над рекой Дон. В тот же день владыкой Феогностом было принято решение о необходимости восстановить храм. При восстанавливаемой церкви был создан женский скит, который стал подворьем Троице-Сергиевой лавры. Из Сергиева-Посада в скит приехала настоятельница будущей обители матушка Фекла. В июне 2002 года были начаты реставрационно-восстановительные работы. Был воссоздан алтарь, установлен иконостас с образами. В 2004 году были обновлены купола и установлены позолоченые кресты. В 2006 году на колокольню подняли семь колоколов. В конце лета 2007 года ремонт и строительство храма завершились. В настоящее время скит живет обычной монашеской жизнью. Сегодня в скиту проживает 20 насельниц. http://епифанец.рф/uspenskay_church.html Успенская. Церковь эта обращена в приходскую из монастырской. Существовавший при ней Успенский мужской монастырь делается известным с 1669 г., когда им управлял строитель Лаврентий Софронов. В 1724 г., по малочисленности братии, он приписан был к Пройковой Успенской пустыни, Липецкого у. Тамб. губ. По описи города Епифани в 1761 г. значится: „в пустыне или монастыре церковь каменная Успения Пресв. Богородицы, при оной придел Богородицы Тихвинской и на паперти колокольня каменная”

http://sobory.ru/article/?object=02140

Чем больше проходит времени с того момента, когда я узнал, что поеду в Иерусалим за Благодатным Огнем, тем больше усиливается ощущение нереальности всего виденного и пережитого. Мысль, что это происходит не со мной, появилась почти одновременно со словами архимандрита Георгия, эконома Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (ныне - епископ Нижегородский и Арзамасский): - А я ведь вас записал в паломническую поездку на Святую Землю, в Иерусалим. Архимандрит Георгий, замечательной крепости духа и мощнейшей энергии человек, приложил поистине титанические усилия, для того, чтобы Благодатный Огонь уже второй год подряд попал в Россию. Да не просто попал, а прибыл к пасхальной службе Святейшего Патриарха в храме Христа Спасителя, буквально через несколько часов после того, как сойдет на Гроб Господень. Вылетали мы в Великую Пятницу из Внукова, утром, но не рано - около одиннадцати часов. С собой взяли самое необходимое, зная, что летим всего на сутки - как только огонь сойдет мы должны будем сразу вернуться в Русскую духовную миссию в Иерусалиме и выехать в аэропорт для вылета домой в Москву с Благодатным Огнем. Кроме главного организатора и вдохновителя нашей поездки эконома Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Георгия, в состав нашей маленькой группы вошел обладающий замечательным голосом иеродиакон Вениамин из лаврской братии; Василий Александрович Редин, работник лавры; Игорь Владимирович Редькин - замечательный, удивительно целостный православный человек, юрист-профессионал высочайшего класса. Пятым и последним членом нашей маленькой команды был автор этих заметок. В Храм мы попали уже после чина Погребения в Троицком соборе Русской Духовной миссии в Иерусалиме. Выйдя из собора, в какой-то лихорадочной спешке мы буквально побежали по старому городу в сторону Храма Воскресения, вдвоем с Игорем Редькиным. Мы бежали по ночному старому городу, было уже больше десяти вечера Великой Пятницы, которая практически закончилась. Глухие удары колокола подсказывали нам направление движения к Храму. Дул довольно прохладный ветер. Как объяснили нам “местные” жители, в Иерусалиме всегда холодно до православной Пасхи, причем ранняя или поздняя она - не имеет значения. Все равно холодно. В начале мая ночью 5-6 градусов тепла - это просто зимняя температура для Иерусалима.

http://zavet.ru/smv/zh/004.htm

При этом, согласно свидетельству игумена Андроника (Трубачёва) и других лиц, глава преподобного Сергия Радонежского по благословению Патриарха Тихона была тайно сокрыта. В 1920–1928 гг. глава преподобного хранилась в доме Олсуфьевых, затем П. А. Голубцов (будущий архиепископ Новгородский и Старорусский Сергии) перевёз её в Люберцы. В 1941–1945 гг. глава преподобного Сергия пребывала в храме в с. Виноградово, в 1945–1946 гг. — в Москве . После приёма И. В. Сталиным в сентябре 1943 г. митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) государство пошло навстречу интересам Русской Православной Церкви в некоторых вопросах. Митрополит Сергий (Страгородский), избранный Патриархом Московским и всея Руси, и года не пробыл на патриаршем престоле ввиду скоропостижной кончины. В должность Патриаршего Местоблюстителя согласно завещанию Патриарха Сергия вступил митрополит Алексий (Симанский), а в феврале 1945 г. он единогласно был избран Патриархом Московским и всея Руси. 15 августа 1945 г. Патриарх Алексий обратился в Совет по делам РПЦ с ходатайством об открытии Успенского собора в Троице-Сергиевой Лавре. Патриарх в этом же письме просил передать и святые мощи преподобного Сергия Радонежского: «Имею дерзновенную мысль просить Совет ходатайствовать пред Правительством о передаче в ведение Московской Патриархии всероссийской святыни — Мощей Преподобного Сергия, находящихся в настоящее время в своей прежней раке в Троицком Соборе. Если бы Правительство нашло возможным удовлетворить мою просьбу и зажглась бы лампада у раки Преподобного Сергия, то это одно обстоятельство могло бы свидетельствовать пред всем миром, интересующимся церковной жизнью в нашем Союзе, о положении в ней Православной Церкви. А с другой стороны — все верующие люди оценили бы этот акт как самое яркое выражение того отношения к Церкви, какое имеет наше Советское Правительство» . 4 сентября 1945 г. Карпов сообщил Патриарху Алексию, что ходатайство об открытии Успенского собора с перенесением мощей преподобного Сергия из Троицкого собора в Успенский удовлетворено . Правительство СССР разрешило «как исключение передать и установить “мощи Сергия” в Троице-Сергиевской лавре» . В то время ни о каком массовом возвращении святых мощей Церкви не могло быть и речи. Спустя много лет стало понятно, как «Божественному Промыслу угодно было позволить Святейшему Патриарху Алексию в первый год его патриаршества стать священноархимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и вернуть мощи преподобного Сергия в их раку в Троицком соборе» .

http://bogoslov.ru/article/6174765

18 февраля, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным утренним богослужением в Донском ставропигиальном мужском монастыре города Москвы. Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил Большой собор Донского монастыря, где поклонился святыням обители — Донской иконе Божией Матери и мощам святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. 19 февраля, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершил великопостные богослужения в Троицком и Успенском соборах Свято-Троицкой Сергиевой лавры. В 5.30 утра у раки с честными мощами преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил братский молебен ко преподобному и богоносному отцу нашему Сергию, игумену Радонежскому. После братского молебна Святейший Патриарх Кирилл, священноархимандрит Троице-Сергиевой обители, молился в алтаре Троицкого собора при чтении утренних молитв и полунощницы. По окончании полунощницы Предстоятель перешел в Успенский собор, где молился за утреней, часами и изобразительными. Затем в Успенском соборе Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню и Литургию Преждеосвященных Даров, затем возглавил молебное пение святому великомученику Феодору Тирону и освятил коливо. 20 февраля, в субботу первой седмицы Великого поста — день памяти святого великомученика Феодора Тирона, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию Иоанна Златоуста в храме преподобного Сергия Радонежского Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря. В дар монастырю Святейший Патриарх передал ковчег с частицей мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения главного колокола обители — благовестника «Святитель Петр». 20 февраля Святейший Патриарх Кирилл посетил исторический Московский епархиальный дом в Лиховом переулке, переданный Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету.

http://e-vestnik.ru/church/sluzhenie_pat...

21 ноября 1937 года отец Кронид был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Он обвинялся в том, что фактически оставался наместником Свято-Троице-Сергиевой лавры, хранил официальную печать наместника и пользовался ею. По его благословению благочинный округа назначал вернувшихся из ссылок и заключений монахов Лавры на приходы округа, — им было устроено на приходы более пятидесяти иеромонахов. Архимандрит Кронид (Любимов) был расстрелян 10 декабря 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле. Святый преподобномучениче отче Крониде, моли Бога о твоей братии, о людях, вынесших смертную тяготу богоборчества, и о тех деятелях церковных, которых ты спас и взрастил во времена потравы! Выдающиеся музыкальные способности монаха Пимена, прекрасное знание богослужебного чина и умение управлять хором обратили на себя внимание Высокопреосвященного Филиппа (Гумилевского), архиепископа Звенигородского, управлявшего в то время Московской епархией. Владыка Филипп определил монаха Пимена регентом хора Богоявленского Дорогомиловского собора в Москве, и вскоре 16 июля 1930 года рукоположил монаха Пимена во иеродиакона, а 12 января 1931 года — во иеромонаха. Это участие архиепископа Звенигородского в судьбе будущего Патриарха Пимена вполне закономерно и естественно, и на этом основании дает нам возможность помянуть не только Высокопреосвященного Филиппа, но и Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского), рассказав попутно об атмосфере тех лет. Позволю себе привести сведения из материалов протоиерея Александра Ранне, клирика кафедрального Софийского собора Великого Новгорода: «Архиепископ Филипп (Гумилевский), викарий Московской епархии, член Синода, был заключен в тюрьму в 1936 году; по просьбе сестры из дальних лагерей был переведен во Владимир. В Москве он должен был дождаться вечернего поезда... Конвойные уважили просьбу архиепископа Филиппа, пожелавшего проститься с Патриархом Сергием. Они привезли владыку в Бауманский переулок, где была резиденция, и в этот день работал письмоводитель Патриарха отец Сергий Лебедев. Когда владыку Филиппа ввели, Патриарх отсутствовал (он служил Литургию где-то в пригороде), и встреча не могла состояться. Опечаленный владыка оставил Патриарху письмо. В этом прощальном письме содержались следующие строки: " Владыко святый, когда я размышляю о Ваших трудах для сохранения Русской Церкви, я думаю о Вас как о святом мученике, а когда я вспоминаю о Ваших ночных молитвах все о той же Русской Церкви и всех нас, я думаю о Вас как о святом праведнике " . Дольше архиепископ Филипп оставаться и ждать возвращения Патриарха не мог. Сопровождавшие его конвоиры требовали немедленного следования на вокзал, так как дальнейшее промедление могло скомпрометировать их самих.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1227643...

В верхнем регистре росписи алтарной части ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) (1842 (?), поновления - 1871, 1947) помещена полуфигура святого вполоборота вправо, в мантии и епитрахили, с седой, немного раздвоенной на конце бородой и волнистыми, спадающими на плечи волосами, правая рука на груди, левая опущена и повернута ладонью; надпись: «Св. преп. Ioahhukiй». Ростовой образ И. в рясе и мантии, руки на груди (на левой - четки), волосы разделены на прямой пробор, широкая борода с проседью, написан вместе с образом прп. Елисея Радонежского на одном из оконных откосов сев. стены трапезной части ц. прп. Сергия Радонежского (1883, поновления - XX в.). Возможно, И. также был изображен среди сподвижников прп. Сергия Радонежского в композиции «Построение Свято-Троицкой лавры» на юж. стене храма Христа Спасителя (70-е гг. XIX в., худож. И. М. Прянишников; см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996п. С. 83). На миниатюрах из троицкого списка Жития прп. Сергия Радонежского 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21) фигуры иноков, учеников святого, за редким исключением, не персонифицированы. Изображения И. неизвестны в клеймах житийных икон прп. Сергия и на сюжетных эстампах. Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР СПАССКИЙ, МОСКОВСКИЙ († после 1427), 3-й игум. Андроникова мон-ря, прп. (пам. 13 июня, 6 июля в Соборе Радонежских святых) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АНТОНИЙ (Медведев Андрей Гаврилович; 1792-1877), архим., наместник Троице-Сергиевой лавры, прп. (пам. местн. 12 мая и в Соборе Радонежских святых) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/577944.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010