Управляющим делами Московской Патриархии назначен митрополит Тверской и Кашинский Савва, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии. Первым заместителем управляющего делами назначен епископ Воскресенский Дионисий. Заместитель управляющего делами Московской Патриархии архимандрит Савва (Тутунов) избран викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с титулом «Зеленоградский», с сохранением за ним несения обязанностей в Управлении делами Московской Патриархии. В ходе заседания Священного Синода Русской Православной Церкви также был рассмотрен вопрос о перемещении Преосвященных наместников ставропигиальных монастырей (журнал 9). Члены Священного Синода постановили освободить архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, викария Патриарха Московского и всея Руси, от должности наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры, выразив ему благодарность за многолетнее окормление святой обители, с сохранением за ним обязанностей викария Патриарха Московского и всея Руси с титулом «Каширский» и председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству. Местом пребывания архиепископа Феогноста и указанного отдела определено подворье Троице-Сергиевой лавры в г. Москве . Наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры с титулом «Сергиево-Посадский» Священный Синод постановил назначить епископа Бронницкого Парамона, викария Патриарха Московского и всея Руси, освободив его от должности наместника Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, с выражением благодарности за понесенные труды. Участники заседания приняли решение назначить наместником Донского монастыря с титулом «Бронницкий» епископа Уржумского и Омутнинского Фому, освободив его от управления Уржумской епархией. Временное управление Уржумской епархией поручено митрополиту Вятскому и Слободскому Марку. Решением Священного Синода епископ Домодедовский Иоанн, викарий Патриарха Московского и всея Руси, освобожден от должности наместника Новоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. Наместником Новоспасского монастыря назначен епископ Воскресенский Дионисий, викарий Патриарха Московского и всея Руси.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/02/26/pa...

6 января 1982 г. рукоположен в сан диакона. 28 апреля 1983 г. пострижен в монашество в Свято-Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. 28 августа 1983 г. рукоположен в сан иеромонаха в Покровском храме Московской духовной академии. В 1984-89 гг. — преподаватель Московских духовных школ на кафедрах Истории Русской Церкви и Священного Писания Нового Завета. Одновременно нес послушания заведующего библиотекой МДА и помощника инспектора. 4 декабря 1985 г. возведен в сан игумена. В 1989-90 гг. в связи с открытием Киевской духовной семинарии был направлен в КДС для организации учебного процесса в должности ученого секретаря, заведующего канцелярией и преподавателя. В сентябре 1990 г. завершил послушание в Киеве и был зачислен в число братии Троице-Сергиевой лавры. 14 декабря 1991 г. назначен настоятелем возвращенного Церкви и требующего восстановления Гефсиманского Черниговского скита. За десять лет скит был возрожден из руин. 28 апреля 1995 г. возведен в сан архимандрита. Решением Священного Синода от 13 марта 2002 г. избран епископом Брянским и Севским. Хиротонисан 20 апреля 2002 г., в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужение возглавил Святейший Патриарх Алексий II. За время служения епископа Феофилакта на Брянской земле: открыты 6 монастырей, возвращены Русской Православной Церкви, отреставрированы и построены десятки храмов и часовен. По инициативе владыки в 2003 г. было установлено празднование Собора Брянских святых, составлены служба и акафист, написана икона; проведены исторические исследования о святых и святынях Брянской земли. Одним из главных направлений жизни епархии было возрождение Брянского Свято-Троицкого кафедрального собора, разрушенного в начале 1960-х гг. Епископ Феофилакт руководил строительством собора, в 2007-11 гг. был председателем правления Брянского регионального общественного фонда «Брянский кафедральный собор». Основные работы были завершены в декабре 2011 г. Собор освящен Святейшим Патриархом Кириллом 1 июля 2012 г.

http://radonezh.ru/2023/03/22/prestavils...

В сентябре 2007 г. назначен стажером Службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. С октября 2007 г. — референт председателя ОВЦС МП митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне — Святейший Патриарх Московский и всея Руси). В сентябре 2008 г. назначен преподавателем Смоленской духовной семинарии. С 5 февраля 2009 г. — личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла. 5 марта 2009 г. Святейшим Патриархом Кириллом  пострижен в иночество с наречением имени Антоний в честь преподобномученика Антония Валаамского в домовом храме прав. Филарета Милостивого Патриарших покоев Свято-Троицкой Сергиевой лавры . 8 марта 2009 г. Святейшим Патриархом Кириллом  рукоположен во иеродиакона в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. С апреля 2009 г. по 8 апреля 2011 г. — руководитель личного секретариата Патриарха Московского и всея Руси . 3 апреля 2010 г. в Храме Христа Спасителя Святейшим Патриархом Кириллом рукоположен во иеромонаха с возложением набедренника. 5 июня 2010 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию по первому разряду. Решением Священного Синода от 22 марта 2011 года ( журнал 32 ) назначен клириком Николаевского ставропигиального прихода г. Рима. Решением Священного Синода от 30 мая 2011 г. ( журнал 62 ) освобожден от должности клирика Николаевского храма в Риме и назначен настоятелем ставропигиального храма в честь вмц. Екатерины в Риме. 12 июля 2011 г. указом Святейшего Патриарха Кирилла назначен секретарем приходов Московского Патриархата в Италии . 18 июля 2013 г. за богослужением в Троице-Сергиевой лавре Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан архимандрита. 7 октября 2015 г. Святейшим Патриархом Кириллом в домовом храме прав. Филарета Милостивого Патриарших покоев Свято-Троицкой Сергиевой лавры пострижен в мантию с наречением имени Антоний в честь прп. Антония Римлянина. Решением Священного Синода от 22 октября 2015 г. ( журнал 62 ) избран епископом Богородским, викарием Патриарха Московского и всея Руси, с поручением осуществлять архипастырское окормление приходов Московского Патриархата в Италии, и назначен руководителем Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям .

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198671...

В Лавре Сергий Извеков стал иподиаконом Преосвященного епископа Белгородского Никанора (Кудрявцева), архипастыря аскетического настроения, больших духовных дарований и высоких человеческих качеств, видного литургиста и в целом человека редкой учености. Вечная память Преосвященному Никанору, иподиаконом и церковным воспитанником которого стал будущий Патриарх. Каждый архиерей, прошедший в свое время школу иподиаконства, засвидетельствует огромную значимость личного святительского примера, который на всю жизнь оставляет след в душе каждого иподиакона его архипастырь. Думаю, что я не погрешу, если несколько перефразирую известные евангельские слова: по следам их узнаете их. Переступив порог своего совершеннолетия, 4 октября 1928 года Сергий Извеков принял монашеский постриг с именем Пимен в честь преподобного Пимена Великого. Постриг в одном из уединенных лаврских скитов в честь Святого Духа Параклита совершил наместник Свято-Троице-Сергиевой лавры архимандрит Кронид (Любимов). Не лишним будет напомнить, что закрытие Лавры новой властью было осуществлено 7 мая 1920 года. Обитель некоторое время еще жила церковной жизнью. В ней при охране музея были оставлены сорок три монаха, которые образовали «малую Лавру». Они просили для богослужений одну из лаврских церквей, но в этом им было отказано. Богослужения в «малой Лавре» проходили в Пятницкой церкви. К 1926 году оставленные при музее монахи были уволены, и в мае 1928 года лаврские храмы на Подоле были закрыты. После окончательного закрытия Лавры часть монахов осталась жить в Гефсиманском скиту, а другие, в числе которых был и архимандрит Кронид, поселились в Сергиевом Посаде на частных квартирах. В 1926-1929 годах архимандрит Кронид жил в скиту в честь Святого Духа Параклита, поэтому именно здесь и совершился постриг Пимена (Извекова). Позднее в своем слове при наречении во епископа архимандрит Пимен вспомнил своего наставника и тяжкое для Лавры время: «Здесь же я насыщался от сладостной трапезы бесед и наставлений, исполненных глубокой мудрости, огромного опыта и духовной настроенности всегда любвеобильного и благостного […] архимандрита Кронида, много добрых семян посеявшего в мою душу».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1227643...

С чувством сыновней любви и признательности я вспоминаю годы моего духовного окормления у духовника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Кирилла. Его внимание и любовь приходили на помощь в те трудные периоды, когда своими силами невозможно было принять то или иное решение, и я полагался на волю старца, как на волю Божию. С благодарностью вспоминаю также Почаевскую лавру, где проходило мое монашеское становление. Сегодня с особой братской любовью и благодарностью я обращаюсь к наместнику Киево-Печерской лавры архиепископу Павлу и к ее братии. Годы совместной монастырской жизни, преодоления различных искушений, переживания радостей и тревог стали школой терпения и прощения, взаимной поддержки и духовной дружбы. Обращаюсь ныне с мольбой к Вам, Ваше Блаженство, и к Вам, Преосвященные Архипастыри, о молитвах, имиже надлежит мне ныне сподобиться особых даров Святого Духа, дабы предстать мне «Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2, 15). Уповаю на заступничество Царицы Небесной, священномученика Иринея Лионского, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Иова Почаевского, преподобных и богоносных отец Антония и Феодосия и прочих чудотворцев Печерских, верую в благодатную помощь их на пути моего архипастырского служения во славу Церкви и Отечества, во славу Триединого Бога. Аминь ». 10 июня в Свято-Успенском храме Киево-Печерской лавры состоялась архиерейская хиротония нареченного архимандрита Иринея. Божественную литургию возглавил Блаженнейший Митрополит Владимир , которому сослужили митрополит Одесский и Измаильский Агафангел , митрополит Неврокопский Нафанаил ( Болгарская Православная Церковь ), митрополит Луганский и Алчевский Иоанникий , митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий , архиепископ Сумской и Ахтырский Марк , архиепископ Черкасский и Каневский Софроний , архиепископ Сарненский и Полесский Анатолий , архиепископ Вышгородский Павел, архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан, епископ Черниговский и Новоград-Сиверский Амвросий , епископ Каширский Иов, епископ Штуттгартский Агапит, епископ Саратовский и Волынский Лонгин , епископ Васильковский Лука , епископ Хотинский Мелетий и епископ Бориспольский Антоний.

http://patriarchia.ru/db/text/256158.htm...

В крипте Смоленского храма Патриарший Местоблюститель совершил панихиду у гробницы митрополита Николая (Ярушевича), первого председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата († 1961). По завершении богослужения митрополит Кирилл поблагодарил всех, кто хранит память о владыке Николае. Мы должны помнить наших наставников, сказал иерарх: «Если помним наставников, то храним предание, а в предании передаются нам спасительные истины Божии, то, что теперь на современном языке называется ценностями. Подлинные ценности передаются через предания, поэтому все то, что помогает сохранять предание, традицию, имеет спасительное для всех нас значение». В домовом храме во имя святого праведного Филарета Милостивого в Патриарших покоях Троице-Сергиевой лавры митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил полиелей в сослужении наместника обители епископа Сергиево-Посадского Феогноста и монастырской братии в священном сане. 14 декабря Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. В этот день отмечается престольный праздник домового храма в честь праведного Филарета Милостивого в Патриарших покоях обители. После чтения воскресного Евангелия о богатом юноше митрополит Кирилл обратился к присутствующим с проповедью, в которой отметил, что «всякое человеческое имущество, всякая человеческая сила есть слабость перед Богом». По завершении Литургии митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил заупокойную литию по почившему Патриарху Алексию. Перед началом литии владыка рассказал, что в день памяти святого праведного Филарета Милостивого священноархимандрит Троице-Сергиевой лавры Святейший Патриарх Алексий II часто совершал здесь богослужения. Митрополит Кирилл подчеркнул, что во времена общих нестроений и потрясений Святейший Патриарх Алексий никогда не поддавался на соблазны и искушения, которым предавались многие, но «твердо, в соответствии с канонами и традициями, вел корабль русского Православия, ограждая его от внутренних потрясений и внешних вражеских наветов». «А потому имя Святейшего Патриарха Алексия навсегда вписано в историю нашей Церкви как имя созидателя и хранителя единства Русского Православия», — заключил архипастырь.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

В Сергиевом Посаде подготовлен палаточный городок, который сможет вместить 20 тысяч человек, организовано и место, где паломники смогут расположиться со своими палатками. На подъездах к Сергиеву Посаду, который станет эпицентром празднования, созданы перехваточные парковки, где можно будет оставить свою машину и пересесть на автобусы — они довезут паломников к местам праздничных мероприятий. Всего город ожидает до ста тысяч паломников. Будет организован специальный график доступа к мощам преподобного Сергия Радонежского в Троицком храме Троице-Сергиевой лавры . Доступ к мощам преподобного Сергия не будет ограничен, но из-за большого числа паломников, возможно, займет несколько часов. Для людей, перемещающихся на инвалидных колясках, в Лавре предусмотрены пандусы. В рамках праздника на площадках Сергиева Посада пройдет масштабная культурная программа, включающая в себя концертные выступления, выставки, музыкальные фестивали, театрализованные представления и ярмарку народных промыслов. Помощь организаторам праздничных мероприятий окажут около тысячи волонтеров. Вся актуальная информация о юбилейных мероприятиях представлена на сайтах Московской Патриархии, Синодального отдела религиозного образования и катехизации и Троице-Сергиевой лавры. Кроме того, интерактивная карта торжеств представлена на портале Приходы.ru. Председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда , со своей стороны, заметил, что подготовка к юбилею преподобного Сергия явила «искреннее, сердечное соработничество» Церкви, государства и всего общества в целом. По его словам, одно из главных значений личности святого Сергия Радонежского в том, что «он умеет объединять людей и столетия спустя». По мнению В.Р. Легойды, необходимо понять и прочувствовать, что «без преподобного Сергия не было бы Святой Руси, не было бы победы не только в Куликовской битве, но не было бы и победы в Великой Отечественной войне», — отметил глава Синодального отдела, говоря о масштабах значения личности. Наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност отметил, что преподобный Сергий своей жизнью показал возможность преодоления зла, прежде всего, в себе. Тем самым, по мнению архиерея, своим духовным подвигом преподобный показал всем, что дело нашего спасения зависит, не только от Бога, но и от нас самих.

http://patriarchia.ru/db/text/3684890.ht...

Именно в контексте общегосударственного курса Президентом был подписан указ «О создании Фонда по сохранению, воссозданию исторического облика и развитию города Сергиева Посада Московской области». Во многих европейских государствах — я об этом уже говорил — кроме политической столицы есть и столица духовно-историческая, и такие духовно-исторические центры продолжают и сегодня играть важную роль для народов своих стран. Замечательно, что и в России есть такой духовно-исторический центр, с которым связаны очень яркие события, обеспечившие безопасность, свободу, независимость нашей страны. Имею в виду, в первую очередь, вклад преподобного Сергия в разгром монголо-татар, в пробуждение национального сознания, что вывело нашу страну из многовекового плена и послужило толчком к мощному всестороннему развитию. Сергиев Посад — это город, названный в честь преподобного Сергия, сформировавшийся несколько веков назад вокруг Троице-Сергиевой лавры. Совершенно очевидно, что сохранение Троице-Сергиевой лавры, проведение соответствующих реставрационных работ имеет очень большое значение не только с точки зрения сохранения привлекательности для паломников и туристов, но и с точки зрения уважения к тем духовным ценностям, вокруг которых формировалась наша страна. Указом Президента Российской Федерации Правительству поручено утвердить устав фонда, предусмотрев в его структуре архитектурно-художественный совет, члены которого назначаются учредителем фонда по согласованию с Русской Православной Церковью. Данный совет призван способствовать реализации поставленных перед фондом целей и задач как орган, обеспечивающий соответствие проектов строительства и реконструкции исторически сложившегося архитектурного облика Сергиева Посада духовному и культурно-историческому значению города. Русская Православная Церковь будет всячески содействовать эффективной работе архитектурно-художественного совета. Полагаю, следует начать с доработки проекта концепции развития города Сергиева Посада. В данном проекте необходимо уделить внимание вопросам реставрации зданий, связанных с историей Свято-Троицкой Сергиевой лавры, с трудами и подвигами новомучеников, а также с жизнью и творчеством исторических и культурных деятелей. И нужно приложить все усилия, чтобы не допустить снос и реконструкцию таких зданий.

http://patriarchia.ru/db/text/6102539.ht...

Образование Петр Ларин получил домашнее 4 . По преданию, в деревне Савин-Корь ходил по сельским домам приходской священник и учил детей: собирались в чьем-нибудь доме и ребята учились писать и читать. Чаще всего рязанские крестьяне находили работу и заработок в Москве. Так случилось и с Петром Лариным. До зрелых своих лет он трудился во «второй столице Империи» поваром 5 . С 1893 года значится послушником пустыни Святаго Духа Параклита Свято-Троицкой Сергиевой лавры 6. В пустыни Петр исполнял обязанности келаря и нес клиросное послушание 7 . Семнадцатого марта 1901 года Петр принял монашеский постриг с именем Паисий 8 . С 1910 по 1917 год исполнял обязанности заведующего хозяйством пустыни 9 . Одной из забот отца Паисия было надлежащее состояние таких строений, как хлебная, квасоварня, погреба и сарай. Они соединялись между собой торцевыми сторонами, образуя протяженное по фасаду единое строение. «Все они были построены вскоре после устроения обители и, пришедши со временем в крайнюю ветхость, были перестроены в 1911 г.» 10 . Почти все работы за недостатком средств совершались самой братией пустыни «за послушание» 11 . Двадцать первого февраля 1913 года отец Паисий был рукоположен во иеромонаха 12 . Придя к власти, большевики развернули деятельность по закрытию Троице-Сергиева монастыря. В ночь на 18 августа 1918 года одновременно во всех подчиненных Лавре монастырях были произведены обыски. С конца августа начался массовый исход братии из Лавры на основании отпускных билетов. Двадцать пятого декабря 1919 года по соглашению, заключенному между местными властями и новоучрежденной из лаврских монахов Гефсиманской трудовой сельскохозяйственной артелью, последней было передано «в бесплатное и бессрочное пользование» имущество бывшего Гефсиманского скита 13 . Монашеским общинам уже не разрешалось оставаться в привычном для них статусе, и монахи организовывали сельскохозяйственные артели, в которых старались сохранить привычный для них уклад жизни. Этим же путем пошел и скит Параклита. Его реорганизовали в сельскохозяйственную артель «Параклит» 14 .

http://e-vestnik.ru/analytics/165_letiyu...

    В 1841 году отец Парфений принял великую схиму и в том же году был отправлен на послушание в Россию. В1845 году он по благословению своих наставников поехал в город Томск, предварительно посетив Иерусалим. Исполняя послушание от­ца Арсения: ничего в пути не просить и не брать ни от кого ни копейки, - он через год достиг цели своего путешествия, испы­тав многие скорби и лишения.     В Томске отец Парфений жил в архиерейском доме у епис­копа Афанасия (Соколова), ставшего еще одним из его настав­ников. Именно по благословению и настоятельной рекоменда­ции владыки Афанасия отец Парфений и начал писать свою знаменитую книгу «Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле постриженика Свя­той Горы   Афон инока Парфения». Этот труд и сделал его известным духовным писателем.     Впоследствии инок Парфений (Агеев) напишет еще много миссио­нерских, исторических, духовных и автобиографических про­изведений (в общей сложности около двадцати), но ни одно из них не сможет сравниться со «Сказанием о кото­рое по значимости и интересу к себе у современников и после­дующих поколений читателей остались непревзойденными.       В1854 году отец Парфений написал прошение митрополи­ту Филарету о принятии его в Гефсиманский скит, где в то вре­мя уже подвизались его бывшие сподвижники из Молдавии. Митрополит Филарет написал наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандриту Антонию (Медведеву) и обер-прокурору Святейшего синода, после чего последовало поло­жительное решение. После зачисления в насельники Гефси-манского скита отец Парфений практически нес послушание на Троицком Сухаревском подворье Лавры по вразумлению раскольников и обращению их к Православной Церкви. В ян­варе 1855 года митрополит Филарет рукоположил его сначала во иеродиакона, а затем во иеромонаха.     В 1855 году отец Парфений был переведен в Николаев­скую Бсрлюковекую пустынь, где с 1856 по 1860 год был стро­ителем. При нем владыка Филарет освятил храм в честь Казан­ской иконы Божией Матери. Но уже в 1858 году был утвержден проект учреждения нового по своему значению Спасо-Преоб-раженского Гуслицкого монастыря. На отца Парфения была возложена нелегкая миссия - возглавить эту обитель и понес­ти все труды по ее становлению. Монастырь должен был по­служить обращению и окормлению староверов. Владыка Фи­ларет вместе с наместником Троице-Сергиевой Лавры архи­мандритом Антонием, имевшим большой опыт воспитания новоначальных иноков, принимал самое активное участие в этом важном деле

http://isihazm.ru/?id=691

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010