Выступление митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора , ректора Смоленской духовной семинарии, кандидата богословия, кандидата юридических наук, называлось «Архиерей с крупными коммунистическими связями. Архиепископ Сергий (Ларин) в годы " хрущевских " гонений 1958-1964 гг.». В своем докладе владыка Исидор рассказывает о таком неоднозначном иерархе, как архиепископ Сергий (Ларин), акцентируя внимание на том, как нравственная нечистоплотность и лояльность властям помогли ему сделать головокружительную служебную карьеру. Во время хрущевской антирелигиозной кампании архиепископ Сергий смог стать экзархом Средней Европы, членом Священного Синода, управляющим сначала Пермской , затем Ярославской епархиями. Профессор А.К. Светозарский, кандидат богословия, заведующий кафедрой церковной истории МДА, выступил дистанционно с докладом на тему «Архиереи — участники Поместного Собора 1945 года. Коллективный портрет». Профессор Светозарский раскрыл духовно-нравственный облик, факты биографии и служения архиереев, участвовавших в Поместном Соборе Русской Православной Церкви, который проходил в Москве с 31 января по 2 февраля 1945 года. На Соборе митрополит Алексий (Симанский) был избран новым Патриархом Московским и всея Руси. Епископ Истринский Серафим , доктор теологии, кандидат исторических наук, доцент, председатель Синодального отдела по делам молодежи , представил доклад на тему «Священномученик архиепископ Серафим (Остроумов) и Московская духовная академия: формирование монашеского и епископского образа». Владыка Серафим уделил внимание связи архиепископа Серафима (Остроумова) с академией, где он учился и впоследствии преподавал. Представленное исследование показывает, какое серьезное воздействие на священномученика, которому удалось избрать срединный путь учености, простоты и практического пастырства, оказали годы учебы. В завершение пленарного заседания с докладом «Эвакуация мощей прп. Сергия Радонежского и ризницы Троице-Сергиевой лавры на Урал в годы Великой Отечественной войны» выступил протоиерей Алексий Марченко, доктор церковной истории, профессор, начальник отдела докторантуры Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД). Отец Алексий познакомил слушателей с непростой страницей истории Свято-Троицкой Сергиевой лавры в годы Великой Отечественной войны, связанной с эвакуацией ценностей. В 1941 году из Лавры вывезли ковчег с мощами преподобного Сергия Радонежского, а также 1300 редчайших экспонатов. В 1944 году приказом о реэвакуации коллекцию вернули на историческое место.

http://patriarchia.ru/db/text/5967550.ht...

Епископ Геннадий выступил с докладом «Почитание преподобного Сергия Радонежского за рубежом, значение в сохранении духовного единства на территории постсоветского пространства». Владыка отметил, что несмотря на невозможность проведения в современном Казахстане широких религиозных мероприятий, юбилейный год будет отмечен — практически во все епархии Казахстана будет принесена икона с частицей мощей преподобного Сергия. М.Н. Белогубова огласила приветствие А.Д. Беглова, руководителя рабочей группы при Президенте РФ по вопросам восстановления объектов культурного наследия религиозного назначения, губернатора Санкт-Петербурга. А.Д. Беглов, как отметил владыка Феодорит, очень многое сделал для Свято-Троицкой Сергиевой лавры . В 2011 году он возглавил попечительский совет лавры и Московской духовной академии, был сопредседателем рабочей группы при Президенте России по подготовке празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Доктор исторических наук А.В. Петров в докладе « " Мистик и политик, отшельник и киновит совместились в его благодатной полноте " . Преподобный Сергий Радонежский как православный подвижник XIV столетия и величайший выразитель русского идеала святости» подчеркнул многогранность личности преподобного Сергия и уникальность его значения в истории Русской Церкви и культуры. Доклад Л.Е. Морозовой был посвящен теме «Семья князей Серпуховских и преподобный Сергий Радонежский». Л.С. Акелина рассказала о преподобной Евфросинии, великой княгине Московской , одной из духовных дочерей преподобного Сергия Радонежского, оказавших существенное влияние на укрепление российской государственности. С докладами также выступили: протоиерей Константин Изофатов, первый проректор Витебской духовной семинарии, — «Православная Церковь как интегрирующий фактор исторической Руси на примере служения святого преподобного Сергия Радонежского и его последователей»; игумен Дионисий (Шленов), наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря , руководитель аспирантуры, профессор Московской духовной академии, — «Святоотеческое богословие о Святой Троице и икона Троицы преподобного Андрея Рублева (на примере исповедания веры святителя Филофея Коккина)»; Б.Б. Гончарук, выпускник аспирантуры Московской духовной академии, магистр богословия, — «Темы Страстей Христовых в праздничном чине иконостаса Троицкого собора Сергиевой Лавры»; А.В. Кузьмин, кандидат исторических наук, доцент кафедры «История России» Государственного академического университета гуманитарных наук, — «Семья благоверного князя Дмитрия Донского и традиции духовного наставничества преподобного Сергия Радонежского и его учеников».

http://patriarchia.ru/db/text/5931259.ht...

Органически в канву вечера вплеталась его музыкальная часть, подготовленная учащимися. Это были преимущественно богослужебные тексты, посвящённые Радонежскому святому. Открыл вечер смешанный хор, исполнивший тропарь Преподобному лаврского напева. Его подвижническая жизнь была воспета в песнопении “Тихий свет на Маковце-горе”, исполненном секстетом учащихся. Становление Троицкой обители под духовным управлением её настоятеля — в исполнении квартета учащихся Регентской школы прозвучал светилен из службы Преподобному “Процвел еси, яко финикс”, музыка диакона Сергия Трубачёва. Тема победы на Куликовом поле — кондак акафиста преподобному Сергию “Возбранный от Царя сил”, музыка иеромонаха Нафанаила, прозвучал в исполнении смешанного состава. Особая милость Господня великому угоднику — ему явилась Сама Пречистая Дева. Явление Пресвятой Богородицы нашло музыкальное выражение в песнопении “Пре­чистая Мати”, исполненном смешанным составом. Завершая тему жизненного пути Преподобного, мужской хор исполнил молитву преподобному Сергию “О, священная главо” композитора С. Зу­бачевского. Традиционно лаврские Духовные школы называют большой кельей преподобного Сергия. Тема Духовной школы прозвучала в исполнении женского хора в сопровождении двух гитар в песне “Тихий звон несется с колоколенки” на музыку священника Олега Скобля, а слова были сочинены учащимися Регентской школы. В завершении вечера женским составом была исполнена песня “У Троицы окрыленные”, слова А. Карепановой, музыка Н. Скрягиной. Она посвящена жизни учениц Регентской школы. Приложением к этому песнопению послужил слайд-фильм, проиллюстрировавший быт и повседневную жизнь будущих регентш. Заключительным аккордом вечера стала стихира русским святым “Земле Русская”, исполненная смешанным составом. В подготовке и проведении вечера активно потрудились учащиеся Регентской школы и студенты Семинарии и Академии. Для украшения помещения, где проходил вечер, были нарисованы различные картины на сюжеты, взятые из жития преподобного Сергия. На вечере присутствовали студенты, братия Лавры, гости. Через неделю вечер был повторен на подворье Троице-Сергиевой Лавры в Москве в митрополичьих палатах. Его посетили прихожане подворского храма, родители учащихся Школы, выпускницы прошлых лет, преподаватели. Затем на радио “Радонеж” прошла информация о вечере. О преподобном Сергии на протяжении веков было сказано и написано очень много, и этот вечер — дань благодарности учащихся Духовной школы игумену и печальнику Земли Русской. 2. Юбилей историка-архипастыря

http://pravmir.ru/iz-zhizni-svyato-troit...

Первую в Пустыни деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы, перевезённую из усадьбы царицы Параскевы Федоровны, архимандрит Варлаам освятил в мае 1735 года во имя преподобного Сергия Радонежского. Для братии были выстроены деревянные келии, а для настоятеля – каменный флигель. Пустынь была приписана к Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, чем было узаконено её существование. После смерти своего основателя обитель 15 лет оставалась фактически без присмотра; жизнь в ней едва теплилась. Настоятели Лавры временами забывали о её существовании, и братия с трудом находила средства к существованию. Доходило до того, что насельники просили перевод из Пустыни в любое место. Однако, начиная с 1754 года, архимандриты Лавры начинают уделять внимание Пустыни. При архимандрите Афанасии (Вольховском) и после него, при архимандрите Гедеоне (Криновском), была обновлена Сергиевская церковь, а также в 1760 году по проекту П.А. Трезини под смотрением Б.Б. Растрелли был завершён пятиглавый каменный собор во имя Святой Живоначальной Троицы. При следующем архимандрите Лаврентии (Хоцятовском) был окончательно отделан Троицкий Собор, на освящении которого 10 августа 1763 года присутствовала императрица Екатерина II с сыном Павлом. Главной святыней храма была чудотворная икона прп. Сергия Радонежского, привезённая основателем обители из Троице-Сергиевой Лавры. За последующие 70 лет внешне Пустынь значительно возросла, хотя за это время можно было добиться лучших результатов. Причина столь медленного роста монастыря заключалась в частой смене настоятелей (30 настоятелей за 70 лет), а также совмещение настоятелями управление обителью с другой деятельностью. Это были то ректора семинарии, то учёные архимандриты, вызываемые в столицу для несения череды Богослужений и проповеди, то законоучители разных учебных заведений. Монастырские строения приходили в ветхость, а новые воздвигались редко. Современники говорили, что монастырь находился в запустении. Однако в конце 1833 года в жизни Пустыни произошло событие, сильно повлиявшее на её историю.

http://sobory.ru/article/?object=18027

Сведения о К. собирал свящ. Александр Судаков, служивший в Тутанской ц. ок. 30 лет до 1923 г. (его труд, посвященный истории с. Тутань, хранится в наст. время в ГА Тверской обл. Ф. 103. Оп. 1. 3243; Иванов. 2008). Приход в Тутани существовал до кон. 20-х гг. XX в. (по др. данным - до 1938), новый каменный храм был разрушен артобстрелом в Великую Отечественную войну. На месте старой монастырской церкви, где был погребен К., стояла каменная часовня, воздвигнутая в 1884 г. Примерно там же был установлен в 2001 г. Поклонный крест, у к-рого совершают молебны К. Лит.: Остатки монастырей в Твери и ее окрестностях//Тверские ГВ. 1859. 36. С. 118-121; Толстой М. В. Ученики прп. Сергия Радонежского чудотворца и основанные им обители: Прп. Ксенофонт Тутанский//ДЧ. 1877. Т. 2. Авг. С. 494-500; Горский А. В. Ист. описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры, сост. по рукоп. и печ. источникам//ЧОИДР. 1878. Кн. 4. С. 182; Леонид (Кавелин). Св. Русь. 481; Зверинский. 1897. Т. 3. 1517. С. 45-46; Димитрий (Самбикин), архиеп. Мат-лы для истории Тверской епархии. Тверь, 1898. С. 23-29; Голубинский Е. Е. Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. М., 1909 2. СПб., 2007р. С. 88. Примеч. 1; Иванов П. С. Святыни р. Тьмы. Тверь, 2008. А. А. Романова Иконография Кроме более ранних нагробных изображений в ц. Вознесения Господня с. Тутань хранилось 2 иконы с образом К. «не древнего» письма (см.: Тверской патерик: Кр. сведения о тверских местночтимых святых. Каз., 1908. С. 196-197). Одна предположительно была местной в приделе во имя К. На ней святой был написан в рост со свитком в руке вместе с прп. Сергием Радонежским, другая - аналойного размера - единоличная. Скорее всего иконы были созданы при строительстве каменной церкви после 1821 г. (до 1846). Отдельные образцы иконографии К. сохранились в составе композиции «Собор Радонежских чудотворцев». Так, К. изображен на 2 иконах «Собор св. учеников прп. Сергия» 2-й пол. XIX в. (ок. 1882?), помещенных на вост. грани сев.-вост. столба и на зап. грани юго-зап. столба в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры (в надписи на одной из них К. ошибочно отождествлен с прп. Ксенофонтом Робейским). Святой написан в верхнем ряду левой группы в монашеской одежде, куколь лежит на плечах; он средовек с темно-русой бородой средней величины, на конце немного раздвоенной, в густых коротких волосах легкая проседь. Этот извод, по-видимому, восходит к образу из притвора Троицкого собора лавры, где Радонежские чудотворцы были показаны на фоне обители, в облаках - образ «Коронование Пресв. Богородицы» (местонахождение неизв.; см.: Троицкий патерик, или Сказания о св. угодниках Божиих под благодатным водительством прп. Сергия в его Троицкой и др. обителях подвигом просиявших. Серг. П., 1896).

http://pravenc.ru/text/2462139.html

С 1891-1917 гг. настоятелем храма был священник Николай Ефимов (1865-1917). После смерти о. Николая настоятелем был назначен священник Даниил Степанович Дымов (1884-1918) расстрелянный по приговору трибунала 11 ноября 1918г. Как и во многих других приволжских селах, большую часть населения в Верхнем Услоне составляли старообрядцы, но было и немало активных сторонников Православной церкви. За последние два с половиной года в Свято-Николо-Ильинском храме произошли серьезные изменения. При содействии главы администрации района в первую очередь были положены мраморные полы; полностью заменена электропроводка. Был отреставрирован Ильинский предел храма, который был освящен высокопреосвящейнешим архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием 2 августа 2001 года. В том же году была создана система газового отопления. В 2002 году в храм была проведена вода, была построена кирпичная ограда вокруг храма. В 2003 году произведена внутренняя покраска храма; покрашены купола. Была благоустроена территория вокруг храма, положен асфальт. Убедительно просим Вашего содействия в оказании благотворительной помощи по строительству подсобных помещений, благоустройству территории, капитальному ремонту храма. Наш храм является моральным, духовным и историческим достоянием Республики Татарстан. В прошлом он был подворьем Свято-Троице-Сергиевой Лавры г. Сергиев Посад. При храме до сих пор находится склеп-усыпальница графов Меньшиковых. С благодарностью и уважением о. Владимир Чибирев Настоятель Храма С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП. Дарован и Верхнему Услону Божий Храм, посвященный святителю Николаю-чудотворцу, святому, наиболее почитаемому на Руси, с приделом во имя пророка Божьего Илии.   Верхний Услон в одном документе 1594 года описывается так: «Сельцо Услон, что было займище у реки Волги на берегу выше Гостина острова, а ниже каменных гор, против Ирехова острова, а ниже изголовина казанского устья на горной стороне, а в селе храм Николы чудотворца, а в храме образы и книги и сосуды церковные и колокола и всякое церковное строение монастырское Троице-Сергиева монастыря, да в селе двор монастырский». Таким образом, село Верхний Услон было вотчиной Троице-Сергиева монастыря с самого начала своего возникновения. 

http://sobory.ru/article/?object=02526

После открытия в войну Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, даже несмотря на продолжение политики государственного атеизма, паломничество к святому Сергию не пресекалось. Постепенно оно ширилось и росло. Возобновилась и проповедь о Святом у его мощей и в лаврских храмах. Среди выдающихся церковных проповедников, кто продолжил отечественную традицию «возвещения евангельского учения о нашем спасении в живой речи перед народом» во второй половине - конце двадцатого века, по праву стоят имена лаврских духовников, архимандритов Тихона (Агрикова) и Кирилла (Павлова). В предисловии книги размышлений митрополита Калужского и Боровского Климента (Капалина), председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви, говорится о том, что «в середине 1950-х годов семья Капалиных стала регулярно ездить в Троице-Сергиеву Лавру. Там они встречали седовласых маститых архиереев, многие из которых были исповедниками веры, постоянно имели общение с лаврскими старцами схиархимандритом Серафимом, архимандритами Петром, Феодоритом, Тихоном (Агриковым), который был их духовником. Лавра оказала определяющее влияние на будущего архипастыря» . Таково было благодатное влияние Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и ее духовников на весь русский народ. Проповедовать, учить, наставлять архимандритам Тихону и Кириллу пришлось несколько иной по своим душевным качествам русский народ, чем он был в царское время, в эпоху того же митрополита Филарета (Дроздова). И хотя цель проповеди - приведение человека ко Христу на примере Его Угодника преподобного Сергия и место - Свято-Троицкая Сергиева Лавра - остались прежними, но время, обстоятельства и церковный народ изменились. Годы тотальной атеистической пропаганды наложили свой отпечаток на паству, особенно на молодежь. Эти глубинные сдвиги почувствовали составители книги проповедей митрополита Московского Филарета (Дроздова) «Приношение Сергию Радонежскому», изданной к 600-летию со дня его преставления попечением Братства прп. Иова Почаевского в Мюнхене в 1993 году.

http://ruskline.ru/analitika/2014/02/10/...

Это обращение от 18 сентября 1994 г. подписали: протоиерей Александр Шаргунов, протоиерей Владислав Свешников, протоиерей Артемий Владимиров, священник Стефан Красовицкий, протоиерей Владимир Переслегин, Евгений Никифоров (общество «Радонеж»), Валентин Распутин, Василий Белов, Владимир Крупин, Леонид Бородин, Владимир Заманский, Михаил Филимонов, Лина Мкртчян, Ольга Сухаревская, Валентина Сологуб. Общественный комитет «За нравственное возрождение Отечества» объединяет тех, кто стремится к сохранению в обществе нравственности на основании совести и стыда, присущих любому нормальному человеку. Комитет оценивает нынешнюю ситуацию, как время, когда грех все более утверждается как норма в общественном сознании и совершается уничтожение человека в личности, в семье, в народе. Кроме православных священнослужителей в состав комитета входят известные деятели науки и культуры. Движение получило благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Создание Комитета поддержали митрополиты Иоанн Санкт-Петербургский и Ладожский, Николай Нижегородский и Арзамасский, епископы Вадим Иркутский и Ангарский и Иоанн Белгородский, более ста священников Москвы, все духовенство Краснодарской епархии, духовник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кирилл (Павлов), наместник и насельники Троице-Сергиевой Лавры, игуменья и сестры Серафимо-Дивеевской обители, преподаватели и учащиеся Московских и Санкт-Петербургских духовных семинарий и академий, Свято-Тихоновского Богословского института, работники образования, медицины, науки, культуры, лидеры общественно-политических патриотических движений, писатели, актеры, музыканты, художники,  пенсионеры, журналисты. Стратегической целью общественного комитета «За нравственное возрождение Отечества» является установление контроля за содержанием СМИ со стороны общества. Сегодня государство, бизнес и руководители СМИ полностью определяют содержание СМИ. Из контроля за содержанием СМИ исключено только общество, то есть потребители товаров, информации, рекламы и т.д. Получается, что бизнесмены, журналисты и чиновники договариваются обо всем между собой, не задумываясь о том, что конечный продукт, например, рекламный плакат, может оскорблять человеческое достоинство и христианские ценности.

http://moral.ru/church/about/

С историей и традициями православного монашества японские верующие могли познакомиться и на лекции, которая была прочитана в 2007 году в Осака во время учебного семинара Западно-Японской епархии иеромонахом Герасимом (Шевцовым). Отец Герасим – насельник Троице-Сергиевой лавры и с конца 2005 года наместник Токийского монастыря святителя Николая Японского. Впоследствии епархией была издана брошюра с текстом этой лекции, которую можно увидеть во всех православных храмах Японии. В послепасхальные майские дни 2008 года в Троице-Сергиеву лавру вновь приехали паломники из православной Японии: группа из 13 человек, возглавляемая уже бывавшей в России матушкой Марией Мацусима, регентом прихода Нагоя и супругой священника Нагоя иерея Георгия Мацусима. Посещение лаврской ризницы и церковно-археологического кабинета со множеством старинных икон и святынь; знакомство с фресками и иконами лаврской иконописицы Иулиании (Соколовой), написавшей в 1970 году образ святителя Николая Японского; всенощная в академическом храме Покрова Пресвятой Богородицы; причащение во время торжественной воскресной литургии; поездка в приписной Свято-Троицкий Стефано-Махрищский женский монастырь; экскурсия по залам древнерусского искусства в Третьяковской галерее и молитва перед Владимирской иконой в храме святителя Николая в Толмачах; поклонение мощам святого праведного Алексия Мечёва в храме святителя Николая в Кленниках… Об этих и других впечатлениях от соприкосновения с жизнью Русской Православной Церкви рассказывал неделю спустя каждый из паломников во время традиционной трапезы своего прихода после воскресной литургии. А благодаря статье матушки Марии Мацусима, опубликованной в июле 2008 года в журнале «Сэйкё дзихо» – Вестнике Японской Православной Церкви, паломники смогли поведать о посещении старинной русской обители и всей Православной Японии. Ведь участие в богослужениях в переполненных молящимися русских храмах и ощущение того, что вся национальная культура России проникнута духом Православия, – это живое подтверждение истинности их веры для искренних, открытых и во многом по-детски наивных прихожан юной и по русским меркам пока еще не столь многочисленной Японской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Благодарю Господа, видя Его отеческое обо мне попечение от младенчества. Благодарю за то, что мне, юноше, выросшему в доброй, но нецерковной семье, Бог даровал веру и привел в храм. Впоследствии по промыслу Божию и молитвенному предстательству преподобного Сергия я оказался на подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры в Москве, где обрел духовного наставника, ставшего для меня истинным примером в монашестве, в пастырском, а затем и в архипастырском служении. С безмерным уважением и искренним теплым сыновним чувством благодарю митрополита Саратовского и Вольского Лонгина за его наставления и помощь, за то, что он облек меня в святое иночество и возвел в священный сан, за его молитвы и поддержку, потому что сам я никогда не считал себя достойным служения в священном сане: образ пастыря представлялся мне недостижимым идеалом. Оглядываясь на свой жизненный путь, понимаю, что годы, когда я нес монашеское служение на лаврском подворье, стали для меня благословением Божиим на всю жизнь. Здесь я открыл для себя прекрасный в своей непостижимой глубине мир Церкви Христовой, а глубокую привязанность к преподобному Сергию Радонежскому и надежду на его молитвенную помощь сохраняю в своем сердце и по сей день. Но Господь, устраивающий все к нашему благу, судил мне покинуть монастырь: в 2003 году, когда настоятель подворья Троице-Сергиевой лавры в Москве стал епископом Саратовским и Вольским, часть нашего братства последовала за ним. В Саратове мне вновь предстояло служение под кровом Святой Живоначальной Троицы: я был назначен настоятелем Свято-Троицкого собора — старейшего храма города, с которым неразрывно связана его история. И хотя древний храм находился в тяжелейшем состоянии, требовал капитальной реставрации и проведения противоаварийных работ, но не меньшей заботы требовали и люди: сие надлежало делать и того не оставлять (Мф. 23:23). Опыт служения на приходе стал для меня незаменимой школой обустройства всех сторон церковной жизни, прежде всего богослужебной, строительно-реставрационной, социальной, просветительской.Покровская и Николаевская епархия является новообразованной, но здесь уже многое сделано трудами достойнейших архипастырей, которые несли свое служение на этой земле. По праву можно сказать, что за последние восемь лет, когда епархией мудро руководил Высокопреосвященный Лонгин, здесь произошел расцвет церковной жизни: было открыто множество храмов, ведется активная катехизаторская, миссионерская и социальная деятельность.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1799727...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010